Татьяна Онуфриенко
Презентация «Мандала. Мандалотерапия»

В настоящее время педагоги ДОУ всё чаще встречают в группах детей с повышенной тревожностью, страхами, не всегда адекватным поведением, детей с трудностями в адаптации, гиперактивных детей, детей из неблагополучных семей. Дети стали чаще проявлять злость, агрессию к другим детям. Всё это неблагоприятно влияет на атмосферу в детском коллективе. Чтобы помочь детям преодолеть свои страхи, научить детей контролировать свои эмоции, своё поведение к окружающим, помочь детям быть уверенными в себе, поверить в себя, в свои умения, я использую метод раскрашивания и изготовления мандал ! (одна из разновидностей арт-терапии)

(Слайд2) Слово «мандала » в переводе означает «круг» , это не просто рисунок, это модель Вселенной нашей души. Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто серьёзно изучал мандалы . Он пришёл к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию индивидуальности, что созерцание мандалы , ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью.

Где можно встретить?

(Слайд 3) Существуют разные формы : круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники. Они могут быть как произведениями искусства так и созданными в природе (снежинка, цветок, вид планет с космоса,человеческий глаз)

(Слайд 4) Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, бетона, бронзы, железа, высечь в мраморе, а в наши дни создать с помощью компьютерных программ. Мандалу можно сделать как татуировку на теле человека, разрисовать на бампере автомобиля или оставить как элемент фамильного герба

(Слайд 5) Мандалы несут некий сакральный смысл и люди наделяют их способностью гармонизировать, оберегать и даже исполнять желания.

Мандалы есть во многих культурах и религиозных культах. Особенно много их в восточных культурах.

Но, и в христианстве, и в славянской культуре можно встретить мандалы (павлопоссадский платок, икона всевидящее око) .

Витражные окна готических католических соборов – rose windows – типичные мандалы .

(Слайд 6) Готовая мандала у буддистов существует некоторое время для молитвы, медитаций и созерцания, а потом разрушается теми, кто её создавал.

Буддисты говорят об этом так : "Сумей сотворить и отпустить".

Чем полезны мандалы для детей ?

(Слайд 7) Мандалотерапия – способствует снятию напряжения, изменению эмоционального состояния, позволяет выражать свои чувства, развивать саморегуляцию. Мандалы - это нечто большее , чем просто рисунки. Для детей мандала - это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира.

(Слайд 8) Создание мандал сближает , убирает напряжение в отношениях, учит относиться друг к другу бережно, терпеливо, уважать личные границы и пространство друг друга. Кроме того, рассматривая, раскрашивая, придумывая или рисуя мандалу , мы наполняемся позитивом.

Развивается мелкая моторика, стимулируется мышление.

Тренируется усидчивость и аккуратность, навык доводить начатое до конца.

Раскрывается творческий потенциал.

Улучшается эмоциональное состояние, снимается напряжение. Ребенок узнает как справляться с эмоциями и сложными чувствами (страхами, тревогой, грустью, гневом, ревностью, одиночеством) .

(Слайд 9) Мандалотерапия включает в себя : раскрашивание мандал – раскрасок и создание собственных мандал

(Слайд10) Цель работы : Профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника; привлечь детей к активной продуктивно-познавательной деятельности способствующей формированию психических процессов; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка

(Слайд 12) С дошкольниками мандалотерапию можно проводить и индивидуально и со всей группой. Организационный момент (настрой на работу)

(Слайд 13) Как можно использовать мандалы –раскраски и готовые мандалы

I.Раскрашивание готовых мандал - раскрасок

1. Детям предлагают самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных педагогом, то, что ближе ему по настроению

2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания :

Цветные карандаши;

Фломастеры;

3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму, а педагог осуществляет принцип невмешательства в работу детей.

4. Педагог не оценивает работы детей.

Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.

На одном занятии можно работать только с одной мандалой .

5. Дети дают название своей выполненной работе.

6. Дети дают описание своей работе, могут рассказать о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.

Необходимо использовать музыкальное сопровождение.

Если мы не заканчиваем работу над мандалой за один день , лучше ее оставить и на следующий день начать заново. Наше настроение и благосостояние ежедневно меняются и то, что раскрывает мандала в понедельник , не обязательно будет верно для вторника.

Слайд 14 благодаря раскрашиванию происходит

Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)

Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения

Воспитание терпеливости и аккуратности

Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

(Слайд 15) 2 Рисование и создание собственных мандал

Для рисования раздаются белые круги, выбираются необходимые материалы (краски,карандаши,мелки,фломастеры) .Можно использовать наборы цветного песка, крашеные крупы, макаронные изделия,соль,камушки,кристаллы.

При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам» , рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

(Слайд 16) дети создают рисунок в круге, причем делают это непосредственно руками, пальчиками. Сенсорно-перцептивное развитие; снятие эмоционального напряжения; развитие креативности.

(Слайд 17) При работе с песком, солью идет развитие тактильной чувствительности, воображения

При создании мандалы «Хорошее и плохое» происходит знакомство ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для понимания собственных чувств и эмоционального состояния другого

Исследование и осознание собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей. Можно предложить изобразить гнев, злость, радость

(Слайд 18) Мандала - волшебная поляна , на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась (наклей) его. Посмотри : рядом с этим цветочком растут его близкие, «мама» , «папа» , «сестра» , «брат» и др. Разукрась (наклей) их. Снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

(Слайд 19) На занятиях практикуется работа по созданию мандалы в парах и группах . Для этого нужно выбрать (или нарисовать) шаблон круга определенного размера, договориться о содержании, изобразительных средствах, способах совместной работы над созданием единой композиции. Можно создавать одну мандалу из индивидуальных кусочков-секторов. Развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие фантазии, воображения.

(Слайд 20) Насыпные мандалы творятся из всевозможных круп. Чем их больше, тем лучше, т. к. это дает большую свободу высвобождения внутренних импульсов наружу и больше рассказать самому себе о себе. Так же можно использовать цветной песок, бросовый материал, геометрические фигуры (из бумаги, дерева, пуговицы

(Слайд 21) .Cоздание обственных мандал из природного материала, цветного песка, пуговиц, круп, мозайки

(Слайд 22,23) Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. При работе с пуговицами детям предлагается ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру. Так же дети выкладывают мандалы : из шишек, камешков, ракушек, листьев, различных круп (пшено, фасоль, горох, манка, рис, мозайки. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам» , рассказать о проделанной работе.

Слайд 24 Как я говорила мандалатерапия не имеет ограничений в возрасте. В группе был проведен мастер-класс совместно родители и дети по созданию игрушек на елку из макаронных изделий в технике мандал

Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Работа с мандалой приносит детям радость, развивает внимательность, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развитию воображения, фантазии ребёнка, способствует снятию внутреннего напряжения. Всё это помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней, радостней, снизить детскую тревожность.

Я использую мандалотерапию в работе с детьми моей группы, дети с удовольствием раскрашивают раскраски мандалы , создают свои мандалы из круп , мозайки, песка, пуговиц, природного материалы. Дети стали более спокойными и уверенными, внимательными и чуткими друг к другу.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : обучение учеников 4-х классов приемам саморегуляции посредством метода “Мандала”.

Задачи :

  • Познакомить участников с понятием “Мандала”, ее видами и значением.
  • Обучить способам диагностики эмоционального состояния с помощью метода “Мандала”.
  • Обучить способам коррекции эмоционального состояния с помощью метода “Мандала”.
  • Развить воображение и креативность с помощью метода “Мандала”..

План занятия:

  1. Теоретическая вводная часть
  2. Правила работы с методом “Мандала”.
  3. Медитация.
  4. Рисование.
  5. Рефлексия.
  6. Рисование 2.
  7. Рефлексия 2.
  8. Завершение.

Материалы:

  • смарт-доска;
  • заготовки для рисования (по 2 на каждого участника);
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • памятки.

Условия:

  • ученики рассаживаются вокруг большого стола, на котором в общем доступе есть вся необходимая канцелярия.

Ход занятия

1. Теория.

Добрый день, уважаемые участники!

Любая работа с психологом имеет свои правила . И вначале мы остановимся на том, как будет проходить наше занятие. Наша встреча продлится около часа, втечение которого каждый из вас будет работать сам с собой, исследовать своё внутреннее состояние. Чтобы вам ничто не помешало встретиться с собой, прошу вас отключить звук телефонов и убрать все посторонние предметы. Занятие наше достаточно безопасно , у вас не будет необходимости рассказывать что-то о себе без вашего желания.

Сегодня мы будем рисовать своё состояние, самочувствие, настроение. Поэтому прошу вас ни в коем случае не давать оценку своему творчеству или творению соседа или друга. Ведь каждый человек имеет право чувствовать то, что он чувствует. “Хороших, плохих, красивых, некрасивых” изображений быть не может. Мы лишь констатируем факт: “Сейчас я переживаю это”. Если вам самим приятен ваш рисунок, а, следовательно, и ваше состояние, - прекрасно. Если нет – вы определяете для себя цель (к какому самочувствию вы хотите прийти), и работаете над ней.

(Слайд 2-6)

“Мандала” в переводе с санскрита означает “круг” или “центр”. Это символ, который издревле встречается в творениях людей и самой природы. Например, бубны сибирских шаманов, юрты кочевников, Стоунхендж, клумбы, снежинка и радужка человеческого глаза – это всё мандалы. Даже наша Земля из космоса выглядит как мандала. Люди давно интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге.

Мандала обладает такими качествами, как: (Слайд 7) Универсальность . Арт-терапия подходит людям любого возраста, пола. Подходит для работы индивидуально и в группе. А также помогает в решении самых различных проблем: во взаимоотношениях, со здоровьем, для разрешения внутренних противоречий и т.д.

  • Развитие творческих способностей. Каждый человек с рождения имеет творческий потенциал и способен к творческому самовыражению. Но с годами мы начинаем оценивать своё творчество словами “правильно-неправильно, красиво-некрасиво, похоже-непохоже” и т.д. И ставим себе запрет на дальнейшее творчество, считая себя бесталанным. Но в том и состоит суть: выразить то, что видите вы сам. Выразить так, как никто, кроме вас, не увидел. Творчество – это не предмет для оценивания, это путь самовыражения.
  • Безоценочность . Из вышесказанного и вытекает ещё одна особенность Арт-терапии – безоценочность.
  • Безопасность . Арт-терапия безопасна для нас, поскольку любое своё состояние вы можете нарисовать, облачить в сказку, вышить или сплести, сочинить музыку. И вам нет необходимости разъяснять людям свои чувства, если вы считаете это неуместным. Кроме того, арт-терапия безопасна для окружающих. Если вы очень разгневаны, гораздо более приемлемо выразить свой гнев на бумаге в виде рисунка или беспорядочной мазни, чем ругаться с людьми или крушить мебель. Также, просто рисуя своё неприятное самочувствие или сильную неприятную эмоцию, вы уже освобождаетесь от неё, уменьшаете её действие, вытаскиваете её из себя на бумагу.
  • Свобода самовыражения. В арт-терапии нет никаких законов и правил. Никто не скажет, что ваше творчество “нелогично, неправильно”. Это позволяет вам найти свой собственный уникальный путь, создать уникальный продукт, который будет эффективным именно для вас.
  • Простота в применении. Во-первых, нам достаточно легко раздобыть лист и карандаш, чтобы в любое время и в любом месте выплеснуть эмоции или создать себе поддержку с помощью приятного изображения. Во-вторых, арт-терапия не требует от человека каких-то особых знаний и навыков.
  • Связь с бессознательным. Когда мы перестаём говорить, размышлять, просто выключаем интеллект и доверяем работу чувству, телу, снимаются различные преграды, которые мы строим в своём сознании. Все, что мы прячем даже от самих себя, может беспрепятственно пройти из глубин души наружу. Именно с помощью методов арт-терапии быстрее всего можно проникнуть в самую суть проблемы и также быстро решить её.
  • Научно доказано, что Мандала помогает : (Слайд 8) Исследовать самочувствие и взаимоотношения. Рисунок мандалы позволяет диагностировать физическое и психическое самочувствие, чем мы сегодня и займёмся. А так же мандала, сделанная семьёй или членами семьи в отдельности, показывает самочувствие членов семьи, удовлетворённость семейными отношениями.

  • Нормализовать эмоциональное состояние. Помогает простое раскрашивание готовых шаблонов, это успокаивает, снимает напряжение.
  • Активизировать ресурсные состояния, улучшить взаимоотношения. Можно целенаправленно создать специальные мандалы, которые будут вас расслаблять или, наоборот, заряжать энергией.
  • (Слайд 9-23) Посмотрим, как же выглядят мандалы (мандалы древних народов и цивилизаций; мандалы, нарисованные современными людьми в психотерапевтических целях). Таким образом, мандала – это не обязательно симметричное изображение с ярко выраженным центром. Это любое изображение, вписанное в круг и выражающее особый смысл.

    II. Медитация (под музыку)

    (Слайд 24)Примите удобную позу и закройте глаза. /Сосредоточьтесь на дыхании. Дышите ровно и спокойно. Вдыхайте носом и выдыхайте ртом. / Послушайте звуки вокруг вас. Ощутите пространство, температуру. /Теперь прислушайтесь к звукам внутри вас. Ощутите своё тело. Пройдитесь мысленным взором по всем частям тела. Ощутите вес рук и ног. /Сосредоточьтесь на своих чувствах. Какие сейчас внутри вас эмоции? Попробуйте определить, какого они цвета? Какой они формы? /сейчас опять сосредоточьтесь на ощущениях в теле... на дыхании. /когда будете готовы, открывайте глаза и возвращайтесь в кабинет.

    Сейчас без лишних слов возьмите заготовку мандалы, и с помощью карандашей и фломастеров изобразите те чувства, которые вы в себе увидели. На это у вас есть 10 минут.

    III. Рисование 1

    Рисование длится 5-10минут. Завершаем рисование. Готовимся к исследованию своего внутреннего мира. По ходу размышлений можете делать для себя пометки на листах у вас на столе.

    IV. Рефлексия 1

    Для начала посмотрите на свою мандалу. Нравится ли она вам в целом?

    Каково общее впечатление от рисунка? (тревожное, спокойное, агрессивное, движется ли она или статична)

    Теперь перейдём к определению значения цветов и форм элементов, которые вы использовали в рисунке. (работа с таблицами) (Слайд 25-27)

    • Теперь попробуйте обобщить, какое вы нарисовали самочувствие, настроение?
    • Насколько вы согласны с этим описанием?
    • Это самочувствие относится к физическому или эмоциональному состоянию?
    • Знаете ли вы причины этого состояния? Что его могло вызвать?
    • Хотите ли вы что-то изменить? Какова ваша цель? (Запишите её.)
    • Подберите для целебной мандалы нужные цвета и формы.

    V. Рисование 2 (под музыку)

    Рисование длится 10 минут. Завершаем рисование. Внимательно посмотрите на оба своих рисунка. Готовимся к размышлениям и обсуждению.

    VI. Рефлексия 2

    Самый главный вопрос – нравится ли вам то, что вы изобразили ? Если есть желание что-то добавить или перерисовать, обязательно нужно это сделать. Мандала будет закончена тогда, когда, глядя на неё, вы будете полностью довольны.

    • Сейчас посмотрите внимательно на ваш рисунок.
    • Не изменилась ли ваша цель в процессе рисования?
    • Удалось ли вам войти в желаемое состояние?
    • Как вы ощущаете себя сейчас?
    • Близок ли вам оказался этот метод?

    VII. Завершение.

    На этом наше занятие завершается. Есть ли у вас вопросы?

    (Слайд 28) Для успешной работы с мандалами я приготовила для вас памятки, с помощью которых вы сможете исследовать диагностический рисунок и создать целебный.

    Список используемой литературы.

    1. Шевченко М. Я рисую и исцеляю себя / М. Шевченко.- АСТ, У-Фактория, ВКТ, 2009.
    2. Вознесенская В. Мандалы. Магические рисунки для счастья, любви, удачи/ В. Вознесенская. ООО “Издательство АСТ”.
    3. Статья: Мандала. Электронный ресурс (1997-2016 Универсальная научно-популярная энциклопедия “Кругосвет).
    4. Статья: Практическая работа с детьми с использованием техники Мандалы. Шевелёва Е.В. электронный ресурс

    Слово “мандала” в переводе означает означает “круг”, “диск”. В духовных традициях мандала – это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.

    Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Свою первую мандалу он нарисовал 1916 году, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый его рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.
    • в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок)
    • в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)
    • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)
    • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)
    • При проблемах самооценки
    • При ощущении внутреннего дисбаланса
    • Активизация ресурсных состояний личности
    • При страхе потерять контроль над собой
    • При пессимизме и депрессии
    • При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии
    • Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций).
    • При ощущение жизненного тупика
    • Психокоррекция страхов и тревог
    • Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные)
    • Сопровождение адаптации
    • Семейные ситуации
    • Психосоматические проблемы
    • Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества
    • Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)
    • Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения
    • Воспитание терпеливости и аккуратности
    • Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала
    1. Если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть клиент сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению
    2. Выбор мандалы и сюжет работы клиент осуществляет самостоятельно.
    3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) клиент выбирает самостоятельно.
    4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.
    5. Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанное с процессом работы.
    6. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка, подростка, взрослого без его согласия.
    7. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.
    8. Клиент, при желании, даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
    9. После работы важно дать возможность клиенту проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы)
    Мандала строится в определенном порядке и соотвественно она влияет на порядок жизни человека. Через мандалу человек начинает осознавать важность всего, что с ним происходит и выделять главное.

    Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, например, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой, например за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент. Если мы проанализируем вышеупомянутые рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются простые геометрические фигуры (обычно квадрат, окружность или спираль).

    Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит как для тех людей, которые раньше не медитировали, так и для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться.

    Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени.

    Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:

    Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это:

    Важно! Мандала завершена, когда, посмотрев на нее, клиент чувствует удовлетворение от созерцания.

    Существуют правила работы психолога с клиентом при использовании мандалы:

    На раскрасках мандал желательно использовать всего 4 цвета: красный, жёлтый, зеленый и синий, хотя, конечно же, можно использовать и другие цвета. По умолчанию картинка чёрно-белая и любые её части можно оставить не закрашенными.

    Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров и прочего, потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться.

    Современные мамы собирают целые альбомы из раскрашенных мандал, с интересом следя за тем, как одна и та же мандала меняется со временем. Остаётся всё больше белых не закрашенных частей, а в тот момент, когда ребенок посчитает одну из мандал самодостаточной, и не закрасит на ней ни одной части, считается последним шагом искусства, означающего, что человек нашел себя.

    В мандале заключен определенный философский смысл, гармония, примирение с миром. Рассматривая и раскрашивая мандалу, человек внутренне успокаивается, сосредотачивается и “заряжается” положительной энергией. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. Все зависит от сиюминутного состояния души и тела.

    Если грустно, цветовая гамма будет одной, а если весело – совершенно другой. Дайте мандалу ребенку, когда он встревожен, скучает, не может сосредоточиться… Результат вас не разочарует.

    Мандала - это символ устройства Мироздания, модель мира, в которой существует высший божественный порядок. Порядок – условие гармонии.

    Круг — самый глубокий символ тайны жизни. Символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни, их единства.

    «Раскрашивание» — это ритуал, танец вокруг центра, исполняемый карандашами, которые оставляют свои цветные следы.

    Посмотрите очень интересную передачу "Мандала. Арт-терапия с Ириной Попроцкой". Эта передача том, что же такое мандала, как самому нарисовать мандалу, как с ее помощью понять свое состояние, разобраться в сложившейся ситуации и найти из нее выход .

    1. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007.
    2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 144 с.
    3. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 18-19.
    4. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28.
    5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007,С.29-31.
    6. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004.
    7. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»).
    8. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182.
    9. Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации. // Тэвистокские лекции. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – С. 211-283.

    Один из самых интересных, и что важно, эффективных методов арт-терапии – это работа с мандалой. В переводе с санскрита слово «мандала» означает «круг», а само изображение символизирует стремление к божественной гармонии. Практически все круговые изо

    бражения, сложные или самые элементарные, не только приятны глазу, но и весьма полезны для психики. Дело в том, что когда мы рассматриваем симметричную мандалу (будь то тибетская мандала или нарисованная вами же ромашка), наше сознание расслабляется, а подсознание, наоборот, начинает активно работать и «приводить в порядок» все, что «засело» в нем и не давало покоя – какие-то опасения, не выраженные эмоции, новые впечатления. Все это как бы расставляется по своим местам, и в душе воцаряется мир и спокойствие. А освободившаяся от ненужного психика готова воспринимать новую информацию извне, и кроме того – лучше слышать свои внутренние ощущения. Но ведь можно не только созерцать, но и творить! И это еще полезнее для нашего самочувствия и настроения. Допустим, вас что-то беспокоит (будь то вполне конкретная «злюка» или смутное волнение). Нарисовать мандалу - это первый шаг к тому, чтобы избавиться от неприятного переживания – вы отстранились от него, ведь теперь оно «живет» и на бумаге. К тому же, нарисовав мандалу, вы как бы «заключаете» эту эмоцию в круг, из которого ей будет не так-то легко «выбраться». А затем, трансформируя рисунок, ваше личное и коллективное подсознание подскажут выход из ситуации, помогут расслабиться и прийти в себя. Создавать мандалу можно не обязательно только тогда, когда вы эмоционально «взъерошены». Если у вас прекрасное настроение, вы чувстувуете душевный подъем и желание творить – рисуйте! И эти мандалы в будущем станут для вас проводником в хорошее настроение, помогут настроиться на позитивный лад. И обязательно зарисовывайте мандалы, которые могут появляться в ваших снах, что часто происходит, когда вы начинаете практиковать рисование. Эти рисунки могут многое рассказать о вашем сиюминутном состоянии и особенностях характера.

    «Персидский пастух пристально вглядывается в ночное небо и видит закручивающийся спиральный рисунок звезд. Американский ребенок выбирает карандаш и радостно раскрашивает лист бумаги, снова и снова двигая по кругу руку и кисть. Скандинавский жрец Бога Солнца становится на мокрый песок и рисует круг вокруг своих ног. Индийский паломник благоговейно обходит вокруг памятника, отмечающий просветление Будды. Тибетский монах берет кисть в руку для того, чтобы начать утреннюю медитацию: рисование традиционного кругового рисунка. Немецкая монахиня переживает видение Бога как светящегося колеса. Что общего у этих абсолютно разных людей? Все они подтверждают неотразимое для человека очарование круга» (Сьюзан Финчер). Один из самых интересных, и что важно, эффективных методов арттерапии – это работа с мандалой. В переводе с санскрита слово «мандала» означает «круг», а само изображение символизирует стремление к божественной гармонии. Изображения магических кругов (солнца, колеса, лотоса, а также кругов с вписанными в них треугольниками и квадратами) распространены не только в Тибете или Индии Например, многие американские индейцы рисуют мандалы, чтобы обрести утерянное душевное равновесие, поправить здоровье заболевшего члена племени. Мандала Навахо Ацтекский камень солнца Аркаим с высоты птичьего полета В христианской культуре также можно встретить множество мандал: это и элементы оформления готических храмов (розетки Окно-роза на центральном фасаде церкви Александра Невского в Петергофе, построенной в нео-готическом стиле Некоторые изобразительные приемы (например, на многих иконах Иисус изображается в окружении четырех евангелистов). «Спас в Силах» Андрея Рублева. Хильдегард из Бингена «Древо жизни» Божье око славяне плели тоже, как оберег для младенца и вешали над кроваткой или на любом месте, куда в первую очередь падает взгляд входящего в комнату человека. Считалось, что яркий красочный оберег притягивал внимание, и недоброе намерение или злые мысли, которые возможно нес в себе гость, оберег брал не себя, уберегая самого слабого в семье – младенца от негативного влияния. Очень многие орнаменты, которыми украшают пасхальные крашанки, представляют собой ни что иное, как мандалу – с теми же целями защиты от злых сил (оберег) и приближения к божественной гармонии. И то, что эти символы распространены в таких далеких друг от друга культурах, верный признак: коллективное бессознательное подсказывает людям, как обрести душевный покой. Славянское Ярило (птица Феникс) Занимаем «круговую оборону» Практически все круговые изображения, сложные или самые элементарные, не только приятны глазу, но и весьма полезны для психики. Дело в том, что когда мы рассматриваем симметричную мандалу (будь то тибетская мандала или нарисованная вами же ромашка), наше сознание расслабляется, а подсознание, наоборот, начинает активно работать и «приводить в порядок» все, что «засело» в нем и не давало покоя – какие-то опасения, невыраженные эмоции, новые впечатления. Все это как бы расставляется по своим местам, и в душе воцаряется мир и спокойствие. А освободившаяся от ненужного психика готова воспринимать новую информацию извне, и кроме того – лучше слышать свои внутренние ощущения. Христианская мандала Но ведь можно не только созерцать, но и творить! И это еще полезнее для нашего самочувствия и настроения. Допустим, вас что-то беспокоит (будь то вполне конкретная «злюка» или смутное волнение). Нарисовать мандалу - это первый шаг к тому, чтобы избавиться от неприятного переживания – вы отстранились от него, ведь теперь оно «живет» и на бумаге. К тому же, нарисовав мандалу, вы как бы «заключаете» эту эмоцию в круг, из которого ей будет не так-то легко «выбраться». А затем, трансформируя рисунок, ваше личное и коллективное подсознание подскажут выход из ситуации, помогут расслабиться и прийти в себя. Создавать мандалу можно не обязательно только тогда, когда вы эмоционально «взъерошены». Если у вас прекрасное настроение, вы чувстувуете душевный подъем и желание творить – рисуйте! И эти мандалы в будущем станут для вас проводником в хорошее настроение, помогут настроиться на позитивный лад. И обязательно зарисовывайте мандалы, которые могут появляться в ваших снах, что часто происходит, когда вы начинаете практиковать рисование. Эти рисунки могут многое рассказать о вашем сиюминутном состоянии и особенностях характера. Выберите время, когда вас никто не потревожит. Предупредите близких, чтобы не беспокоили вас в течение некоторого времени (полчаса-час). Приготовьте заранее несколько листов бумаги, лучше формата А3, краски, карандаши – все, что может понадобиться для рисования. Негромко включите музыку, которая позволит вам максимально расслабиться – это могут быть легкие инструментальные композиции, звуки природы, медитативная музыка. Лучше, чтобы она не вызывала у вас каких-то определенных ассоциаций. Сядьте с кресло или на пол так, чтобы ноги уверенно касались пола, спина и шея не напрягались, а руки свободно положите на колени, подлокотники или опустите вдоль тела. Обратите внимание на свое дыхание. Старайтесь дышать глубоко и медленно, в спокойном ритме. Представляйте, как воздух свободно проходит по вашему телу, вместе с выдохом унося напряжение. Если в голове появляются мысли, плавно возвращайте внимание к своему дыханию. Затем представьте, как перед вами появляется круг. Он может быть любым. Рассмотрите – какой у него контур, его цвет, толщина. Понаблюдайте, что происходит внутри него. Ваша картинка статична или она движется, куда-то перемещается? Изменяется ли что-то? Есть ли что-то за пределами этого круга? Когда вы достаточно рассмотрите ваш круг, можно снова сосредоточиться на дыхании и через несколько вдохов-выдохов плавно открывать глаза. Вспомните тот образ, который вы увидели во время медитации. Выберите цвет, которым вы хотите нарисовать границу вашего круга. Возьмите кисть или карандаш в руку и, держа ее над листом бумаги, начните в воздухе описывать круги. Когда ваша рука начнет двигаться свободно, плавно опускайте ее на бумагу и начертите круг. Теперь вы можете рисовать такую мандалу, какую хотите. Когда почувствуете, что рисунок готов, встаньте и посмотрите на него сверху вниз, прислушайтесь к своим ощущениям. Нравится ли вам нарисованная мандала? Главный критерий – не художественная ценность рисунка, а ваши собственные ощущения. Если вам некомфортно, представьте, что можно изменить в рисунке? Сделайте это. Лучше изменять уже нарисованную мандалу, но если почувствуете желание, можете нарисовать еще одну или несколько новых. Вы можете закончить рисование тогда, когда сами захотите. Подумайте, что бы вам хотелось сделать с вашими мандалами? Возможно, вам будет по душе идея развесить их на стенах или наоборот, спрятать подальше от любопытных глаз. А может, вы захотите чуть позже вернуться к рисункам и дополнить их чем-то новым? В любом случае, главный признак того, что вы все сделали правильно – это ваше состояние. Вы расслабились, чувствуете спокойствие и удовлетворение? Значит, волшебная мандала поделилась и с вами своей чудесной силой! 1. 2. 3. http://www.babychick.com.ua/index.php?c=page&m=stati&id=21 file://localhost/G:/арт-терапия/Для%20чего%20нужна%20мандал.html file://localhost/G:/арттерапия/Мандалатерапия%20_%20Центр%20поддержки%20и%20развити я%20«Перспективы».mht

    Игнатова Елена Михайловна

    Мандалатерапия в работе с дошкольниками

    Каждый период онтогенеза человек имеет свои качественные характеристики, развивается по своим внутренним законам.

    В старшем дошкольном возрасте эмоциональная жизнь ребенка исключительно насыщена и разнообразна. Эмоции кратковременные и поверхностные, легко возникают и быстро сменяют друг друга. Слабо развитые тормозные процессы, не сформированный самоконтроль не позволяют требовать от детей сдержанности непосредственно возникающих чувств.

    Важнейшим новообразованием в указанный период является потребность в социальном соответствии. Ребенок в этом возрасте стремится соответствовать предъявленным к нему требованиям, особенно в сфере социальных отношений.

    Развитие эмоциональной сферы личности дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день, так как является неотъемлемой частью благополучной адаптации ребенка в обществе. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Сегодня лучшими друзьями в ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия - просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции.

    В норме потребность в социальном соответствии дополняется потребностью в социальных знаниях, особых умениях, т. е. в социальной компетентности. Дети в этом возрасте должны начинать различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства; уметь управлять своим настроением, а порой и скрывать его; находить способы более сдержанного выражения эмоций. Зачастую у детей проявляются негативные эмоциональные состояния: капризы, истерики, чрезмерная тревожность, гнев и раздражение. Существенно меняется природа детских страхов. Уважительное отношение к нормам и правилам порождает страх несоответствия.

    Одним из методов в работе с проблемными детьми является арт-терапия, которая основана на механизме сублимации. Сублимация - это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900 г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего - творчеству, точнее, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

    Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых является мандалатерапия.

    Мандалатерапия – это техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций. В переводе с санскритского слово «мандала» означает «магический круг». В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, которая все объединяет (рисунок в круге).

    Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал Карл Густав Юнг. Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, известный психоаналитик пришел к выводу, что Мандала – проекция комплексов человека, орудие, помогающее найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли.

    В работе с дошкольниками можно использовать различные виды мандалатерапии :

    Созерцание мандал. Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Внимательное разглядывание картинки, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, переведите свой мысленный взор на внутренние ощущения. Не отрывая взгляд от мандалы, продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально

    Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными). Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному.

    Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т. д.

    Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознаванию нюансов различных звуков, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т. е. становлению творческой личности.

    Раскрашивание мандал также можно использовать для достижения конкретных целей диагностической и коррекционно-развивающей направленности:

    В целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

    В целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга);

    В целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);

    С целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).

    Правила работы педагога-психолога с детьми при использовании мандал-раскрасок:

    Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

    Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

    Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

    На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

    Во время занятия практикуется использование музыкального сопровождения, которое придает необходимый настрой и позволяет ребенку глубже погрузиться в мир своих переживаний и новых ощущений. Характер музыкального произведения должен соответствовать проводимому занятию - спокойная и умиротворяющая музыка.

    Взрослый не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

    Педагог-психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

    Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

    После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

    Приложение 1

    Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием мандалатерапии

    Тема: «Волшебный круг»

    Цель: повышение эмоционально-личностного благополучия детей, через направленное рисование.

    Задачи:

    Обучение новым способам снятия эмоционального напряжения, вследствие неприятных переживаний (знакомство с мандалой, способами работой с ней)

    Формирование навыков мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта.

    Развитие эмоционального интеллекта

    Развитие творческих способностей, мышления, восприятия, мелкой моторики.

    Снятие эмоционального напряжения

    Воспитание дружеских чувств, умения работать в коллективе.

    Оборудование: оборудование для мультимедиа и видео, аудиопроигрыватель, презентация для показа, видеозапись «Мир танцующих мандал», аудиозапись спокойной музыки для релаксации, белый круг из картона, 3 обруча, 3 набора строительных кубиков, цветные карандаши по количеству детей, большое количество разнообразных раскрасок с рисунком мандалы.

    Ход занятия:

    Дети встают полукругом на против экрана.

    1 слайд (пустой)

    Приветствие «- … (имя) я рад (а) тебя видеть. – Спасибо, я тоже рад (а) тебя видеть» Проходит по кругу.

    Педагог-психолог. Садитесь на стульчики

    Вводная часть (повторение)

    Педагог-психолог. Давайте вспомним основные эмоции, которые испытывает человек.

    2слайд – «фото человека испытывающего радость»

    Педагог-психолог. Какая это эмоция? (ответы детей)


    7 слайд пустой.

    Беседа по теме:

    Педагог-психолог. Мы знаем, что все чувства делятся на приятные и неприятные. Какие чувства испытывать человеку приятно (ответы детей – радость, удивление). Какие неприятно испытывать (ответы детей – грусть, злость, страх).

    Почему эти чувства неприятные? (ответы детей)

    А как же избавиться от неприятных чувству? Что для этого нужно сделать? (ответы детей – поиграть, порисовать, погулять, посмотреть мультики и т. п.)

    Правильно. Молодцы!

    Основная часть

    Педагог-психолог. Я вас сегодня хочу познакомить с новым способом избавления от неприятных эмоций. Этот способ поможет вам успокоиться, не грустить, не злиться, не бояться. Он дарит хорошее настроение. Хотите о нем узнать?

    (Показать белый круг)


    Что это у меня? (ответы детей)

    Какой он? (ответы детей)

    Да, кажется, что это обычной белый круг: совершенно простой и ни чем не примечательный. Но это не так. Этот круг волшебный! Знаете почему? Если на обычный круг нанести красивый узор (например, нарисовать, он превратится в волшебный и будет называться «Мандала».

    8 слайд – «мандала»

    Педагог-психолог. Посмотрите, какой красивый волшебный круг. Обратите внимание на узор: какой он необычный, повторяющийся, симметричный. Узоры могут быть разнообразными.

    9 слайд – др. мандала.

    Педагог-психолог. - Значит, круг с таким необычным узором называется мандала. Повтори, Андрюша, как называется этот круг? (спросить других детей).

    10слайд - Индия

    Педагог-психолог. Мандалы придумали в Индии очень давно, более 3000 лет назад.

    11 слайд – мандала вселенная

    12 слайд – мандала жизни

    13 слайд – мандала любви

    Педагог-психолог. А знаете, почему мандала называется «волшебный круг»? Почему она волшебная? (ответы детей).

    Мандалы можно рисовать, раскрашивать, плести из ниток, делать аппликацию, составлять из мазайки, из природного материала. И когда грустный человек рисует, раскрашивает мандалу или даже просто рассматривает ее, он успокаивается, у него улучшается настроение. Злой, что сделает? (ответы – подобреет) , грустный -, испуганный -, скучающий - ….

    А сейчас мы с вами немного поиграем. Для этого разделимся на три команды. Я положила обручи, а вы из кубиков выложите в обруче, то есть в нашем волшебном кругу, красивый узор – волшебную мандалу.

    (Дети работают)


    Посмотрите на ваши мандалы. Какие они? (Ответы детей – красивые, необычные, разные).

    А сейчас я вам покажу настоящие мандалы (показать раскраски). Мы с вами будем их раскрашивать цветными карандашами. Работать будем под музыку, недолго. Раскрашивать будем, пока звучит музыка. Если кто-то не успеет раскрасить, не огорчайтесь, доделаете в свободное время после занятия. Хорошо? Ну, и прекрасно, договорились.

    Выберите мандалу ту, которая вам понравится (раздать раскраски, проговорить названия мандал. Дети садятся за столы, включить музыку).


    Приступаем.

    (Пока дети работают, выключить презентацию, подготовить видео).


    Музыка больше не звучит, отложите карандаши. Кто не закончил, дорисуете потом, можно будет взять домой.

    Понравилось вам раскрашивать мандалы? А что вы чувствовали, когда работали? (ответы детей)


    Мы с вами раскрашивали мандалы, волшебные круги, которые помогают нам успокоиться. Подобреть, улучшить свое настроение. А еще, чтобы успокоиться, мандалы можно просто рассматривать. Оставьте свои рисунки на столах, пройдите на коврик и сядьте удобно "по турецки" перед экраном.

    (Включить видеозапись «Мир танцующих мандал», просмотр 2 минуты).


    Рефлексия.

    Педагог-психолог. Понравилось вам занятие? А что больше всего понравилось? (ответы детей).


    Итог: мы познакомились с мандалами. Что такое мандала? Волшебный круг. А какими волшебными свойствами он обладает? Помогает успокоиться, улучшить свое настроение, избавиться от злости и страха. Молодцы! Мне понравилось сегодня с вами работать. На этом наше занятие заканчивается. Я желаю всем хорошего дня! Можете взять свои рисунки и пойти в группу.

    Приложение2

    Совместное практическое занятие для детей 5-6 лет и их родителей "Мандалатерапия для детей и взрослых"

    1 часть

    Вы знаете, что человек испытывает разные эмоции. Основные чувства – это

    1 слайд - радость,

    2 слайд - грусть,

    3слайд- злость,

    4 слайд - страх,

    5 слайд - удивление.


    Все их можно разделить на приятные и неприятные. Какие приятные чувства? А какие неприятные? Почему эти чувства неприятные? Что же сделать, чтобы успокоиться, избавиться от неприятных переживаний? Я вас сегодня хочу познакомить с новым способом избавления от неприятных эмоций.

    6слайд – белый круг

    (Показать белый круг)

    Что это у меня?

    Какой он? (ответы: белый, плоский)

    Да, кажется. Что это обычной белый круг. Совершенно простой и ни чем не примечательный. Но это не так. Этот круг волшебный! Знаете почему? Если на обычный круг нанести красивый узор (например, нарисовать, он превратится в волшебный и будет называться «Мандала».

    7 Слайд мандала


    Посмотрите какой красивый волшебный круг. Обратите внимание на узор: какой он необычный, повторяющийся, симметричный.

    8-10 слайды Мандала – это круг с центром. Узоры располагается от центра к окружности и могут быть разнообразными.

    11 слайд - Мандалы придумали в Индии очень давно, более 3000 лет назад. Их появление окутано тайной.

    12 Слайд - Тибетские мандалы

    Буддийские храмы, мусульманские мечети и христианские соборы включают мандалы в свою архитектуру.

    13 слайд Тибетские монахи долгими часами кропотливо создают круг из цветных песчинок, восхитительные красочные узоры и орнаменты. Затем, то что создавалось так долго, уничтожается в одно мгновение.

    14-16 слайд

    Мандалы бывают природного происхождения и созданные человеком. Посмотрите мандалу можно увидеть в цветке или в снежинке.

    17слайд

    Кстати, наш, Павловопосадский платок тоже может быть мандалой, у него узор имеет симметрию и центр. Раньше, каждая “закорючка”, каждый цветочек имели смысл. Это мог быть оберег от всего плохого, или “магнит” для чего-то хорошего.

    18 слайд

    А знаете, почему мандала называется «волшебный круг»? Почему она волшебная? (ответы).

    Потому что в процессе создания мандалы человек успокаивается, обретает жизненные силы, в его душе поселяется мир и покой.

    Создание мандал – это техника называется Мандалатерапия – это метод из области арт-терапии. Вы знаете, что арт-терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.

    Какие методы арт-терапии вы знаете?

    19 слайд изотерапия,

    20 слайд танцевальная и игровая терапия,

    21 слайд фототерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, мандалатерапия,

    22 слайд маникюр, мыловарение, бисероплетение, создание открыток, макияж, прически).


    23 слайд Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация - это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900 г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего - творчеству, точнее, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

    24 слайд Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых является мандалатерапия.

    25 слайд Мандалатерапия – это техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций. В переводе с санскритского слово «мандала» означает «магический круг». В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, которая все объединяет (рисунок в круге).

    Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал Карл Густав Юнг. Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, известный психоаналитик пришел к выводу, что Мандала – проекция комплексов человека, орудие, помогающее найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли.

    26 слайд Особое значение среди графических характеристик мандалы имеют круги и прямые линии. Они отражают связь бессознательного с сознанием. Круг даёт толчок внутренним движениям человеческих чувств (и глубинным образам) и их слиянию, увеличивая тем самым внутреннюю целостность. Именно поэтому, во время рисования мандал происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения.

    27 слайд Мандалатерапия может быть полезна любому человеку, как взрослому, так и ребенку, пребывающему в болезненном или негативном эмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта, причем дети более отзывчивы к этому методу и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами.

    Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, нормализует поведение, избавляет от страхов, способствует развитию творческих способностей.

    Мандалы можно 28 слайд рисовать,29 слайд рассматривать, 30 слайд создавать из разных материалов, 31,32 слайд раскрашивать.

    2 часть

    Практическая часть: родители с детьми раскрашивают или рисуют мандалы под красивую музыку для релаксации

    33 слайд А сейчас я предлагаю выбрать мандалу, которая больше всего нравиться и раскрасить ее.




    3 часть Познакомить с раскрасками «антистресс».

    Использование раскрасок для взрослых - это одна из новинок в арт-терапии и отличный способ расслабиться, повысить ясность ума и снять стресс. Раскраски для взрослых появились в книжных магазинах США и Европы в 2010-2011 году. Сейчас популярны в нашей стране. Они с родни мандалатерапии и обладают тем же эффектом, что и мандалы. 34-39 слайд

    (можно купить или скачать с интернета) 40-41 слайд

    Как я уже говорила мандалы можно не только рисовать, создавать или раскрашивать. Их еще можно рассматривать, что обладает не меньшим эффектом. Рассматривать можно нарисованные мандалы и специально созданное видео.

    Включить видео «Мир танцующих мандал».

    Показать круг

    Что это у меня? Волшебный круг. Какой он? Почему он волшебный? Потому что, процесс работы с ним обладает магичекой силой.

    Подарить детям и родителям раскраски мандалы и антистресс.