Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отто Лилиенталь
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Карл Вильгельм Отто Лилиенталь (нем. Karl Wilhelm Otto Lilienthal ; 23 мая (18480523 ) , Анклам - 10 августа , Берлин) - немецкий инженер , один из пионеров авиации , объяснивший причины парения птиц. Создал науку о планеризме. Сам строил планеры и совершил на них более 2 тыс. полётов. В 1896 году смелый испытатель разбился.

Биография

Отто Лилиенталь родился 23 мая 1848 года в померанском городке Анклам .

Немецкий инженер и первый лётчик-исследователь разработал, построил и испытал одиннадцать летательных аппаратов. Научное обоснование причин парения птиц, сделанное Лилиенталем и продолженное Н. Е. Жуковским , во многом определило развитие авиации. Совершил свыше двух тысяч полётов на планёрах собственной конструкции. В отличие от многих пионеров авиации не пытался сразу взлететь, а долго бегал по холмам, пытаясь определить центр подъёмной силы. Первый «полёт» совершил просто поджав колени.

Осенью 1881 года Лилиенталь задумал поправить финансовые дела более надёжным способом и открыл в Берлине мастерскую по изготовлению котлов. Недостатка в заказах не было, мастерская превратилась в завод, а Отто пристроил к ней участок, предназначенный для работы над летательными аппаратами.

Отто Лилиенталь погиб в Берлине во время полёта 10 августа 1896 года. Его планер перевернуло внезапным порывом ветра и он сломал позвоночник. Перед смертью сказал своему брату Густаву: «Жертвы должны быть принесены» (в других источниках «Жертвы неизбежны»; Opfer müssen gebracht werden) . Отто Лилиенталь похоронен на Ланкцвицском кладбище в одноимённом районе Берлина.

«Сквозное, трепещущее, как надкрылья насекомого, имя Лилиенталя с детских лет звучит для меня чудесно… Летательное, точно растянутое на легкие бамбуковые планки, имя это связано в моей памяти с началом авиации. Порхающий человек Отто Лилиенталь убился. Летательные машины перестали быть похожими на птиц».

Американские изобретатели братья Райт использовали идею Лилиенталя при создании первого в мире самолёта. Имя Отто Лилиенталя носит берлинский аэропорт Тегель , а также населённый пункт под Бременом.

В 2015 году в Москве была создана компания "Лилиенталь Джет", названная в честь Отто Лилиенталя. ООО "Лилиенталь Джет" предоставляет услуги по аренде самолетов и вертолетов. Офисы компании находятся в Москве и Берлине.

Напишите отзыв о статье "Лилиенталь, Отто"

Примечания

Ссылки

  • Жуковский Н. Е.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Лилиенталь, Отто

Французская королева Мария-Антуанетта

Рядом с ней, не сводя с неё глаз и ловя каждое её движение, шёл «наш знакомый» Аксель. Он казался очень счастливым и, в то же время, почему-то глубоко грустным... Королева лёгким движением взяла его под руку и нежно спросила:
– Но, как же я, ведь я буду так скучать без Вас, мой милый друг? Время течёт слишком медленно, когда Вы так далеко...
– Ваше Величество, зачем же мучить меня?.. Вы ведь знаете, зачем всё это... И знаете, как мне тяжело покидать Вас! Я сумел избежать нежелательных мне браков уже дважды, но отец не теряет надежду всё же женить меня... Ему не нравятся слухи о моей любви к Вам. Да и мне они не по душе, я не могу, не имею права вредить Вам. О, если бы только я мог быть вблизи от Вас!.. Видеть Вас, касаться Вас... Как же тяжело уезжать мне!.. И я так боюсь за Вас...
– Поезжайте в Италию, мой друг, там Вас будут ждать. Только будьте не долго! Я ведь тоже Вас буду ждать... – ласково улыбаясь, сказала королева.
Аксель припал долгим поцелуем к её изящной руке, а когда поднял глаза, в них было столько любви и тревоги, что бедная королева, не выдержав, воскликнула:
– О, не беспокойтесь, мой друг! Меня так хорошо здесь защищают, что если я даже захотела бы, ничего не могло бы со мной случиться! Езжайте с Богом и возвращайтесь скорей...
Аксель долго не отрываясь смотрел на её прекрасное и такое дорогое ему лицо, как бы впитывая каждую чёрточку и стараясь сохранить это мгновение в своём сердце навсегда, а потом низко ей поклонился и быстро пошёл по тропинке к выходу, не оборачиваясь и не останавливаясь, как бы боясь, что если обернётся, ему уже попросту не хватит сил, чтобы уйти...
А она провожала его вдруг повлажневшим взглядом своих огромных голубых глаз, в котором таилась глубочайшая печаль... Она была королевой и не имела права его любить. Но она ещё была и просто женщиной, сердце которой всецело принадлежало этому чистейшему, смелому человеку навсегда... не спрашивая ни у кого на это разрешения...
– Ой, как это грустно, правда? – тихо прошептала Стелла. – Как мне хотелось бы им помочь!..
– А разве им нужна чья-то помощь? – удивилась я.
Стелла только кивнула своей кудрявой головкой, не говоря ни слова, и опять стала показывать новый эпизод... Меня очень удивило её глубокое участие к этой очаровательной истории, которая пока что казалась мне просто очень милой историей чьей-то любви. Но так как я уже неплохо знала отзывчивость и доброту большого Стеллиного сердечка, то где-то в глубине души я почти что была уверенна, что всё будет наверняка не так-то просто, как это кажется вначале, и мне оставалось только ждать...
Мы увидели тот же самый парк, но я ни малейшего представления не имела, сколько времени там прошло с тех пор, как мы видели их в прошлом «эпизоде».
В этот вечер весь парк буквально сиял и переливался тысячами цветных огней, которые, сливаясь с мерцающим ночным небом, образовывали великолепный сплошной сверкающий фейерверк. По пышности подготовки наверняка это был какой-то грандиозный званый вечер, во время которого все гости, по причудливому желанию королевы, были одеты исключительно в белые одежды и, чем-то напоминая древних жрецов, «организованно» шли по дивно освещённому, сверкающему парку, направляясь к красивому каменному газебо, называемому всеми – Храмом Любви.

Храм Любви, старинная гравюра

И тут внезапно за тем же храмом, вспыхнул огонь... Слепящие искры взвились к самим вершинам деревьев, обагряя кровавым светом тёмные ночные облака. Восхищённые гости дружно ахнули, одобряя красоту происходящего... Но никто из них не знал, что, по замыслу королевы, этот бушующий огонь выражал всю силу её любви... И настоящее значение этого символа понимал только один человек, присутствующий в тот вечер на празднике...
Взволнованный Аксель, прислонившись к дереву, закрыл глаза. Он всё ещё не мог поверить, что вся эта ошеломляющая красота предназначалось именно ему.
– Вы довольны, мой друг? – тихо прошептал за его спиной нежный голос.
– Я восхищён... – ответил Аксель и обернулся: это, конечно же, была она.
Лишь мгновение они с упоением смотрели друг на друга, затем королева нежно сжала Акселю руку и исчезла в ночи...

Один из испытателей полётов, строитель летательных аппаратов собственных моделей, Отто Лилиенталь, начал использование в воздухоплавании научного подхода, чем дал мощный толчок в развитии данной отрасли во всем мире. Он даже умер в полете.

Предполетная история

28-го мая 1848-го года в Померании в местечке Анклам родился Карл Вильгельм Отто Лилиенталь. Тянуть в воздух Отто начало ещё до того, как его потянуло в школу. Отец будущего планериста занимался продажей ткани и имел неплохое состояние, так что мальчик рос в достатке. Юный Отто не только «смотрел в небо», но и неплохо для своих лет лепил из глины, так что родители привели сына в школу ремесленников в Потсдаме.

Первую попытку воспарить над землёй Отто совершил, будучи четырнадцатилетним подростком. Соорудив крылья, летун прыгнул с крыши. Успехом было то, что он ничего себе не сломал, а получил лишь несколько ушибов, и, конечно, первый опыт.

В 1866-м году Лилиенталь отправился в Шварцкопф для прохождения практики на завод, неплохо себя проявил и был приглашен на место конструктора.

Отто не был единственным Лилиенталем, который грезил о полетах. Он заразил своего брата этим увлечением, и вместе они делали первые свои успешные планеры.

1870-й год, окончание академии и армейская служба. Отто даже участвовал в нескольких баталиях Франко — Прусской войны. По возвращению на родину после службы начинается следующий, взрослый этап главного увлечения в жизни. Но для начала Лилиенталь укрепил почву под ногами. Для того, чтоб зарабатывать на свои эксперименты Отто Лилиенталь открывает в немецкой столице предприятие по изготовлению котлов. Дело быстро пошло на лад, так что вскоре на фирме образовалось подразделение, сконцентрированное именно на изготовлении летательных аппаратов.

Два с половиной десятилетия любимого дела.

Условно можно разделить этот период на три неравных, но, по-своему, важных этапа. Началось это в 1871-м году, Лилиенталь исследует наиболее подходящие для полётов материалы и конструкции, итогом экспериментов можно считать, что летают лучше аппараты с не полностью ровной поверхностью.

На следующем этапе происходило теоретическое обоснование возможности совершения полётов, проводились и практические вылеты, это делалось в основном для наблюдения и описания полётов. Результатом работы новатора стало появление книги, в которой именно птичий полет был взят за основу искусства летания. Работа имела значительный успех на мировом рынке, многие коллеги по цеху высоко оценили книгу. Среди них можно выделить российского изобретателя Жуковского, французского исследователи Фербера, ну и конечно братьев Райт, известных американских механиков.

Пришла пора третьего и наиболее важного, ну и конечно интересного этапа — внедрения теории в летательскую практику. Учёный считал, что из каждого опыта нужно брать что-то для совершенствования, поэтому каждый шаг своих разработок и эксперименты подробнейше излагал в дневнике.

Девяностые годы ознаменовались появлением монопланеров, на которых испытатель совершил прыжки, которые возможно назвать подлетами. Затем Лилиенталь дошёл до необходимости стабилизировать полет и с этой целью в летательные аппараты внедрил киль. С ростом знаний и умений рос и размах строительства аппаратов. Постепенно площадь крыльев достигла десяти квадратных метров. И наконец недалеко от столицы состоялся переход в новую эпоху воздухоплавания. Отто преодолел по воздуху почти 25 метров.

Постоянно шёл и поиск экспериментальных площадок, что привело братьев Лилиенталь в Лихтенфельд, недалеко от которого и нашлось подходящее место, высотой около 15-ти метров. С возвышенности можно было перелётать в разные стороны и совершать полетные упражнения до ста метров.

В 1892-м году конструктор попробовал увеличить размеры своего творения вдвое. Аппарат вышел громоздким и тяжёлым, при сильных порывах ветра на нем совершенно не получалось взлететь. Учёный сделал вывод, что на данный момент оптимальный размер крыльев около семи метров.

Для ещё большего удобства совершения полётов братья Лилиенталь сконструировали стартовую башню. С неё все в том же 1892-м году был совершен первый полет. Новая конструкция весила около двадцати килограмм, площадь крыльев имела около 14-ти квадратных метров и даже складывалась. Наконец Отто вылетел за пределы ста метров и приземлился возле двухсотметровой отметки.

Разработки хоть и требовали немало средств, но и приносили неплохой доход от фотографий и рекламы. К тому же котлы, выпускаемые на предприятии братьев Лилиенталь продолжали успешно раскупаться. Дополнительные деньги приносили поездки Отто с лекциями.

За двадцать с лишним лет безостоновочных трудов Отто Лилиенталь изобрёл, построил и опробовал 18 своих аппаратов, сам лично взлетал около двух тысяч раз. У немецкого ученого накопилось множество последователей и людей, считавших себя его учениками. К нему часто приезжали перенимать опыт. Из Америки приезжали последователи Отто, развивающие у себя в стране то же направление в науке Ленгли, Пильчер и Геринг. Позднее, именно Ленгли создал модель первого аэроплана. Лилиенталя это очень подстегнуло, ведь к этому аппарату для парения в воздухе можно было приделать и двигатель. Первый двигатель должен был работать на природном газе и вращать 6 лопастей пропеллера, следующая модель работала по принципу паровой машины на углекислоте, и развивала до 2,5 сил. Но мощности обоих моторов недоставало, чтоб разогнать или поднять такую массу в воздух.

Конечно в своих изысканиях Отто беспокоится не только о дальности перелетов, но и о безопасности пилотов. Так, выпуская девятую модель своего планера, конструктор внедрил в носовой части аппарата парашют из нескольких эластичных реек, это подразумевало, что если планер войдёт в пике, то летчику удастся себя немного обезопасить при приземлении.

С одиннадцатого устройства планеры были с рулями. В 1895-м году монопланы превратились в бипланы, то есть крылья удалось разделить, при этом даже увеличив несущие свойства крыльев при уменьшении площади рабочей поверхности. В то же время испытатель ввёл понятие гоширования, для чего он придумал специальные шланги, чтоб во время планирования менять кривизну крыла.

В следующем году из штатов в гости к Отто приехал физик Вуд, устроил фотосессию немецкого ученого, а также испытал съёмку во время полёта. Под впечатлением он выкупил у Лилиенталя тот аппарат.

Датой окончания жизни и карьеры стало 3-е августа 1896-го года, когда учёный испытывал биплан с рулём высоты. Аппарат резко набрал высоту и в определённый момент, после секундного зависания в воздухе рухнул с тридцатиметровой высоты. В результате падения Отто Лилиенталь сломал шею и спасти его не смогли, а сам учёный погиб, подобно мифическому предшественнику Икару — в полете к своей мечте.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

«В технике летания слишком много всяких рассуждений и
вычислений и слишком мало опытов...
Да, нужны наблюдения и опыты, опыты...»

Отто Лилиенталь

Немецкий инженер (по образованию), изобретатель, первый планерист и один из пионеров авиации. Он построил 11 летательных аппаратов, на которых совершил более 2000 планирующих полётов, последние из которых достигали 250 метров (по другим данным - даже 300 и 400 метров).

В начале 1880-х годов инженер Отто Лилиенталь организовал котельную мастерскую, которая постепенно выросла в небольшой завод, на котором изготовлялись агрегаты, которые он изобрёл: паровые котлы, бесконечные цепи для передачи движения, морские сирены и т.п.).

Отто Лилиенталь , в отличие от других пионеров авиации, сознательно отказался (!) от создания летательных устройств, основанных на машущем полёте (как это делают птицы) и изучал различные аспекты планирования. Он экспериментально доказал, что величина подъёмной силы крыльев с вогнутым профилем изменяется при изменении угла их атаки. Необходимым условием успешных полётов считал «птичье чутьё» (способность предугадывать порывы ветра и т.п.) которое, по его мнению, приобреталось лишь с опытом полётов.

«Американец Хайрем Максим , тот, что изобрёл способ автоматической перезарядки оружия за счёт отдачи ствола и сконструировал на этой основе знаменитый станковый пулемёт, построил гигантский по тогдашним меркам аэроплан с шестью плоскостями, имевший в длину около тридцати метров. Максим решил, что чем мощнее двигатель, тем лучше, и установил на своё детище две паровые машины, каждая из которых развивала мощность в сто восемьдесят лошадиных сил. Аппарат, весивший более двух тонн, должен был разгоняться по рельсовому пути длиной в пятьсот метров. Над этой железнодорожной колеей был укреплён ещё один рельс - чтобы аэроплан не взлетел слишком высоко. При первых испытаниях нанятый Максимом французский механик де Ламбер не сумел поднять машину в воздух. Лишь когда изобретателю удалось увеличить мощность двигателей, аэроплан оторвался от разгонного пути, но тут же ударился о рельс-ограничитель и, рухнув, превратился в груду металла.

Узнав об этом, Лилиенталь сделал вывод: прежде чем приступать к постройке моторных аэропланов, необходимо сформулировать принципы полётов . «В технике летания, - говорил он, - слишком много всяких рассуждений и вычислений и слишком мало опытов. Да, нужны наблюдения и опыты...» Наблюдения и опыты привели к ряду очень важных открытий. Лилиенталь выяснил, что при равных условиях крыло с вогнутым профилем обладает большей подъёмной силой, нежели плоское. Кроме того, он доказал, что величина подъемной силы крыльев изменяется в процессе корректировки угла их атаки, но при этом она возрастает только до определённой величины угла, а дальше резко падает.

Справедливости ради надо сказать, что к похожим выводам пятнадцатью годами ранее пришел русский конструктор Александр Можайский , но Лилиенталю удалось выстроить чёткую диаграмму связи между коэффициентом лобового сопротивления и коэффициентом подъёмной силы самолёта, и эта закономерность названа его именем. От теории нужно было переходить к практике. В 1890 году Лилиенталь соорудил некое подобие первого в мире дельтаплана из шёлкового полотнища, бамбука и ивовых прутьев. Забравшись на крышу сарая высотой в пять метров, он шагнул вперёд. Крылья не помогли - Лилиенталь упал на землю и только чудом остался цел. Неудача подхлестнула его, и он принялся за новые эксперименты с профилем крыла, стараясь добиться, чтобы подъёмная сила оказалась максимальной. Его новый аппарат был изготовлен из тех же ивовых прутьев и бамбука, но был обтянут парусиной и весил восемнадцать килограммов. Для устойчивости к нему сзади крепились горизонтальный стабилизатор и вертикальный киль - прообразы современного самолётного хвоста. Лилиенталь стал экспериментировать, разбегаясь со своими крыльями с невысоких холмов близ Штеглица, берлинского пригорода, где он тогда жил.

Эксперименты эти были более чем рискованными, и Лилиенталь, понимая, какую опасность таят в себе даже незначительные порывы ветра, старался летать поначалу только в тихую или слабоветреную погоду. У него не было предшественников, и науку полётов ему приходилось постигать самостоятельно. В первый раз он пролетел всего двадцать метров, затем чуть больше... За два года тренировок преодолеваемое в воздухе расстояние увеличилось до ста метров, после чего Лилиенталь перебрался поближе к посёлку Гросс-Лихтерфельд, где были более высокие холмы. За следующие несколько лет он достиг в своём деле настоящего мастерства: не опасался летать при довольно сильном ветре, покрывая при этом расстояние до трёхсот, а по некоторым сведениям, и до четырёхсот метров и даже поднимался иногда выше места старта, что казалось совсем уже невероятным. Естественные возвышенности перестали его устраивать, и он соорудил искусственную гору, а на ней что-то вроде башни с плоской крышей - она и стала местом стартов. Лилиенталь построил несколько десятков планеров, в том числе планер-биплан с двойными крыльями. Это был уже настоящий прорыв в авиационной технике. Слухи об опытах Лилиенталя быстро распространились по Европе, а потом перекочевали и за океан. У него появились последователи: в Америке - Октав Шанют, во Франции - Фердинанд Фербер. Из Москвы в 1895 году для консультаций с ним приехал профессор Высшего технического училища Николай Жуковский , который к тому времени сам уже много лет занимался вопросами конструирования летательных машин, но экспериментировал в основном на моделях. Разговор получился полезным для обеих сторон, и Лилиенталь в знак дружбы подарил русскому профессору один из своих планеров, который тот привёз в Россию».

Рыжов А.С., Гибель великих. 50 несчастных случаев, М., «Эксмо», 2007 г., с. 157-160.

В 1889 году Отто Лилиенталь издал свою первую книгу: Птичий полёт как основа для воздухоплавания / Der Vogelflug als Grundlage der Fliegekunst, а в 1894 году ещё одну: Летательный аппарат и основные соображения при его создании и применении / Die Flugapparate, algemeine Gesichtspunkte bei deren Herstellung und Anwendung.

Планерист погиб во время очередного полёта на планере, который перевернуло внезапным порывом ветра на высоте 15 метров. Перед смертью испытатель сказал: «Жертвы должны быть принесены…»

Братья Райт , изобретатели первого в мире самолёта, говорили, что на занятия авиационным делом их подвигла добравшаяся до США весть о смерти немецкого инженера.

По преданиям, древнегреческий герой Икар погиб во время полета. Солнце расплавило искусственные крылья, когда он взлетел слишком высоко. В XIX веке мифический подвиг Икара фактически повторил реальный герой – немецкий испытатель Отто Лилиенталь. Инженер построил и поднял в воздух несколько летательных аппаратов. Он стал пионером авиации. Ценой жизни ученый показал, что у полетов на искусственных крыльях есть будущее.

Кто такой Отто Лилиенталь

Карл Вильгельм Отто Лилиенталь родился в 1848 году в городе Анклам на севере Германии. Отец Отто, Карл Густав Лилиенталь, был состоятельным купцом. У Отто Лилиенталя был младший брат Густав, который родился на год позднее. В отрочестве и взрослом возрасте братьев объединяли общие интересы: оба увлекались конструированием летательных аппаратов.

Отто впервые заинтересовался возможностью полетов во время изучения зоологии в школе. Будущий авиатор восхищался строением тела птиц. В детстве он решил, что человек сможет взлететь, если с помощью механизмов повторит принцип работы крыльев пернатых.

После начальной школы Отто Лилиенталь обучался в техническом училище в Потсдаме, работал на машиностроительной фабрике Шварцкопфа. В 1870 году Лилиенталь окончил Берлинскую королевскую академию ремесел. Он стал дипломированным инженером. Во время обучения в училище и академии Отто с братом Густавом конструировал летательные аппараты. Ранние модели не были успешными.

В 1870 году Отто Лилиенталя призвали в армию. Он участвовал во франко-прусской войне. Во время боевых действий Лилиенталь убедился в ненадежности и низкой эффективности воздушных шаров. Немецкие военные легко сбивали французские летательные аппараты. Полеты аэростатов полностью зависели от направления и скорости ветра. Во время взлета пилот не мог с уверенностью сказать, что приземлится в заданном районе.

Наблюдения за воздушными шарами окончательно убедили Лилиенталя в необходимости строить крылатые летательные аппараты. Позднее Отто изложил свои взгляды на воздухоплавание в работе «Полеты птиц как основа искусства воздухоплавания».

Эксперименты Отто Лилиенталя

После завершения войны Отто Лилиенталь вернулся к мирной жизни. В Берлине он открыл мини-завод по выпуску отопительных котлов. Лилиенталь был талантливым инженером. От отца он унаследовал хорошие коммерческие способности, поэтому дела у Отто шли хорошо. У него была возможность уделять много времени опытам с летательными аппаратами: прямо на территории своего предприятия он организовал небольшую авиастроительную мастерскую.

Лилиенталь старался повторить в летательных аппаратах принципы работы птичьих крыльев, поэтому он тщательно изучал механику полетов пернатых. На иллюстрации можно увидеть зарисовку из книги Лилиенталя «Полеты птиц как основа искусства воздухоплавания». На ней ученый начертил схемы поверх журавлиного крыла.


Во время первых опытов Отто Лилиенталь не старался взлететь. Он выходил на возвышенности, надевал крылья и пытался почувствовать, как они взаимодействуют с ветром.

На одном из холмов в деревушке Лихтенфельд возле Берлина братья Лилиенталь построили стартовую площадку. Здесь Отто испытывал свои самые удачные модели летательных аппаратов. К холму с башней приезжали сочувствующие и просто зеваки. В XIX веке далеко не все верили в возможность полетов, но поглазеть на чудаковатого испытателя приходили многие.

В 1891 году Отто Лилиенталю впервые удалось пролететь на моноплане 25 метров. После первого успеха ученый стал работать еще активнее. За последующие пять лет он спроектировал, собрал и испытал несколько монопланов и бипланов. Он совершил на них более 2 тысяч полетов.

Летательные аппараты Лилиенталя представляли собой планеры. Пилоту приходилось управлять воздушным средством за счет изменения центра тяжести и наклонов туловища. Кстати, аналогичным способом летчики управляют современными дельтапланами.


По сравнению с дельтапланами у первых моделей искусственных крыльев Лилиенталя был существенный недостаток. Пилот надевал их на плечи. Из-за этого центр тяжести смещался вперед. Летательный аппарат не мог долго держаться в воздухе: он пикировал и садился или падал на землю. В дельтаплане пилот висит на подвеске, которая смещена вниз и назад. Это улучшает аэродинамику аппарата.

Отто Лилиенталь постоянно улучшал конструкцию летательных аппаратов. Он менял форму и размах крыльев, экспериментировал с оперением, использовал для стабилизации аэродинамики дополнительное крыло. Он стал первым конструктором, который собрал биплан. В 1892 году Отто пролетел на одном из своих аппаратов около 200 метров.

Успехи и неудачи последних лет

Успешные полеты на расстояния более сотни метров привлекли к работам испытателя внимание прессы, общества и других специалистов. Лилиенталь даже наладил серийное производство самой удачной модели планера. Один из образцов у немецкого инженера приобрел русский ученый Николай Егорович Жуковский. Воздушный аппарат в настоящее время можно увидеть в Научно-мемориальном музее Жуковского.

Кроме российских коллег, с Лилиенталем общались авиаторы из других стран. В их числе Пильчер из Великобритании, Геринг и Ленгли из США. А знаменитые братья Райт считали Отто Лилиенталя своим учителем.


Немецкий инженер не смог реализовать несколько перспективных идей. Например, он пытался оснастить планеры газовым двигателем. Но аппарат не поднимался в воздух из-за высокой массы и несовершенной аэродинамики.

Также Лилиенталь работал над безопасностью пилотов . Он испытывал парашют, который должен был страховать пилота, и летательный аппарат от неконтролируемого падения. Кроме того, Отто создал жесткий каркас, который защищал летчика от увечий в случае падения. Эта идея ученого была удачной, но он не успел смонтировать каркасы на всех своих планерах. Это стоило ему жизни.

Слишком близко к Солнцу

Отто Лилиенталь погиб во время очередного испытательного полета в Берлине. 10 августа 1896 года он проверял возможности нового биплана. Особенностью модели была возможность произвольно управлять высотой полета.

Первые секунды эксперимента прошли спокойно. Но Отто увлекся, когда начал тестировать руль управления высотой полета. Он резко поднялся на 30 метров над землей. Порыв ветра опрокинул биплан, и летательный аппарат с ученым рухнул на землю. Отто Лилиенталь умер спустя несколько часов после инцидента. Сразу после падения он потерял сознание и до конца оставался в беспамятстве.

По легенде, ученый все-таки пришел в себя перед кончиной. Он сказал близким последнюю фразу: «Жертвы неизбежны». Ученый действительно пожертвовал жизнью, чтобы открыть людям небо.

Отто Лилиенталь похоронен в одном из пригородов Берлина.

Наследие Лилиенталя

Отто Лилиенталь получил от авиаторов неформальный титул короля планеров. Он считается первым человеком, который предсказал возможность планирования на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Более того, Лилиенталь лично сконструировал планеры, совершил несколько тысяч полетов и задокументировал свои эксперименты. Работы немецкого ученого стали мощным импульсом для разработок других авиаторов.


Именем Отто Лилиенталя назван аэропорт в Берлине. А в Анкламе работает музей, посвященный жизни и научной деятельности великого инженера. В музее есть несколько экспозиций:

  • выставка, посвященная мечтам человечества летать. Посетители музея могут ознакомиться с документами и артефактами разных эпох и народов;
  • экспозиция личных вещей Отто Лилиенталя и его брата Густава. Она посвящена жизни ученого;
  • выставка планеров Лилиенталя. В музее экспонируются реконструированные модели летательных аппаратов инженера.

Отто Лилиенталь часто выполнял испытательные полеты на публике. Его работа привлекала внимание фотографов. Благодаря этому сохранились десятки фотографий великого авиатора во время экспериментов. С помощью фото энтузиасты смонтировали видеореконструкцию одного из полетов Лилиенталя.

Немецкий конструктор Отто Лилиенталь решил изготовить крыло, сходное по геометрии с крылом птицы, слегка вогнутое снизу. Такое крыло изготавливали из прутьев и обтягивали полотном.

Немец был более осторожен, чем его предшественники. Вначале он просто стоял с разведенными крыльями на сильном ветру, чтобы понять, есть ли подъемная сила. Потом совершал прыжки с небольшого помоста. И только через два года он перешел к полету с высоты 5-и метров. А в промежутках он все время улучшал конструкцию аппарата. К примеру, для большей устойчивости он добавил горизонтальное и вертикальное оперение, а также уменьшил размах крыла до 6-7 м. Это был первый последовательный экспериментальный подход к испытаниям.

Начиная с 1891 г. Лилиенталь за 5 лет сконструировал и построил пять монопланов и два биплана. В это же время он начал совершать более продолжительные полеты (до 20 м). Также он опробовал свой метод мягкой посадки: изменять положение тела и соответственно угол поворота крыла против ветра. Для этого он добавил пружинные соединения и фиксаторы, которые позволяли облегчать и ускорять этот процесс.

Со временем такие полеты стали длиться до 30 сек. и за это время преодолевалось до 250 м.

Планеры на продажу

С 1894 г. Лилиенталь переходит к первому в истории коммерческому производству планеров. В течение последующих 2 лет он продал 9 аппаратов. Среди его покупателей был профессор Жуковский из Москвы (этот планер сохранился до сих пор и выставлен в музее Жуковского).

Лилиенталь работал также и над конструкцией бипланов. Поскольку управляемость его монопланов при ветре сильнее 5-6 м/сек. сильно ухудшалась, он решил создать аппарат схожей конструкции, но с 2 крыльями вместо одного. Это дало мощный эффект: повысилась не только управляемость, но и воздействие подъемных сил. Однако вес и габариты конструкции тоже сильно возросли, что существенно снижало эффективность использования данного устройства. И изобретатель решил вновь вернуться к развитию монопланов.

В дополнение ко всему перечисленному инженер разрабатывает первую, пусть и простейшую, систему безопасности для пилотов: скобу перед крылом. К сожалению, в 1896 г. он погиб, упав с высоты на новом планере, в который эту скобу еще не встроил.

Параллельно с Лилиенталем конструкторы многих стран мира проводили эксперименты по созданию планирующих летательных аппаратов. Но именно аппараты Лилиенталя стали вдохновением для целого поколения изобретателей в Англии, Германии, Америке.

Последующие успехи

Дальнейших результатов в создании планеров добился англичанин П. Пильчер. В течение 5 лет он в различной степени дорабатывал конструкции Лилиенталя и в результате, добавив некоторые конструктивные детали, добился более высокой маневренности при относительно большой дальности полета (до 200 м). Он также дал планеру шасси с амортизацией, поскольку предпочитал буксирный тип старта.
К сожалению, в 1899 г., во время полета в дождливую погоду англичанин разбился. Это случилось из-за того, что намокла обивка крыльев.

Пильчер стал последним конструктором, бравшим в планеризме крылья птиц в качестве образца.

Альтернативные разработки

Более популярным стал биплан с прямоугольной конструкцией крыла. В нем использовались системы лонжеронов и нервюр, а также система диагональных креплений-расчалок. Такой аппарат был предложен американцами О. Шанютом и А. Херрингом в 1896 г. Их планер оказался очень легким и прочным. Добавив к нему подвижный хвост на упругой подвеске, конструкторы добились большей стабильности против порывов ветра. Летчика они разместили ниже уровня крыла на специальном сидении. Управление так же, как и в «птицеобразных» конструкциях, происходило путем смещения центра тяжести.

Уже в 1896 г. на таком планере американцы совершили более 1000 полетов на максимальное расстояние до 110 м.

Дополнительно Херринг работал над конструкцией триплана и методикой управления планером при помощи использования восходящих воздушных потоков.

Однако именно первая конструкция биплана окажется самой удачной и станет базовой как для планеризма, так и для самолетостроения.