Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, в связи с этим эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Народная кукла делает прошлое интереснее и понятнее. В каждом селе свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Что-то привлекательное и таинственное кроется в кукле, до конца не раскрытое. Традиционная тряпичная кукла безлика.

Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Приглашаю вас на свою выставку.

Каждая моя кукла, поверьте живет, слышит, любит. Свои работы комментирую стихотворением Эльзы Поповой.

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.

Но единственный запрет предков опасались:

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Не особенно хитра лыкова наука,

В деревенском житие для семьи - порука.

Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили

Неприменно куклы те дареными были.

Они древности полны и не так пустячны,

Из соломы и золы, глины, всяких всячин.

До рождения дитя, делали "мотанку"

И ложили в колыбель для чертей обманку.

Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,

Кукла духов на себя злобных отвлекала.

И уже в двенадцать лет девочка умела

Себе "доню" мастерить. Значит повзрослела.

Замуж рано шли тогда, вместе с коробОчком.

Свекор чинно, для игры, выделял часочек.

Плакальщица в сундучке ко слезам внимает.

Если дочери в семье плохо - мать узнает.

Как приедет навестить - куколка "судачит":

Коли мята и грязнА - дочь частенько плачет.

Правду матери сказать может побоится,

Плакальщица в кулачке ей не отмолчится.

А Желанница была девушкам - подружка.

С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.

Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали

Ленту алую, потом исполненья ждали.

Крупеничка - оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

Травница - её травой наполняли разной.

Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.

По избе душистый дух лета разносился

Чабреца, шалфея, в том способ излечиться.

Символ Солнца - Коляда, добрых отношений.

Хлеб да соль для узелка, а за пояс - веник.

Колокольчик - знак вестей старого Валдая,

Три юбчоночки на ней, сверху золотая.

Хохотушки по весне - стало быть Веснянки,

Жизнерадостной судьбе верные служанки.

Костромушка - прИманит женщине ребёнка,

Ведущие-организаторы: Тарутина А.А., Подшибякина Е.В.

Дата и время проведения: 25.06.2015 г., 10:00ч.

Место проведения: г.Якутск, д/c №21 «Кэнчээри», ул. Каландарашвили, 34/1

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении народной куклы.

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения традиционных народных кукол;
  • Вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности;
  • Знакомить с основными техническими приемами изготовления кукол;
  • Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности;

Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных кукол.

Программа мероприятия:

Начало в 10.00

Открытие;

Парад кукол;

Выставка;

Концерт воспитанников д/c №21 «Кэнчээри»;

Аниматоры кукол;

Театрализованное представление;

Викторина;

Мастер классы;

Ход мероприятия:

1 Ведущий: Кукла – знак человека, его игровой образ-символ . В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.

2 Ведущий: Народные куклы существуют столько, сколько этнос, нация помнят себя. Куклы отражают мировосприятие того народа, который их сотворил. Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

1 Ведущий: Архаичные куклы. Традиционная тряпичная кукла именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам .

2 Ведущий: Куклы моего детства. Никто не станет спорить с тем, что у каждого из нас есть своя сказочная, маленькая страна по имени Детство. Да-да, именно есть... не смотря на то, что мы давно не дети Куклы моего детства, действительно необыкновенные, единственные и неповторимые, как само детство. Но теперь они стали прекрасной и сказочной историей.

1 Ведущий: Современные куклы. Но, как и в модельном бизнесе, в кукольном мире есть конкуренция. По следам популярности Barbie шагают не менее интересные и красивые куклы. После идеальной модельной внешности Barbie в моду вошли эпатажные куклы, приводящие своим видом родителей в шок, а детей – в восторг. И проходит колонна «Современные куклы»

2 Ведущий: Куклы-профессии. Конечно, на выбор профессии влияет множество факторов, но не последний из них - интерес, который можно пробудить у детей, прежде всего, с помощью игры и помощниками в ней являются куклы -профессии.

1 Ведущий: Бумажные куклы. Бумажные куклы известны человечеству уже не первое столетие. Обобщенно к бумажным куклам можно отнести и сложные трехмерные скульптуры из бумаги, и стилизованные фигурки с элементами оригами, и другие антроморфные бумажные фигуры. Бумажная кукла – большое, интересное и значительное историческое явление. С бумажной куклы начинались и серьезные проекты, изменившие наше представление о кукле как таковой!

2 Ведущий: Куклы бибабо. Бибабо часто используются в передвижных кукольных театрах. Добрые, милые игрушки, помогающие решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Это - простейшая кукла , состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы.

1 Ведущий: Ростовые куклы. Ростовая кукла – это очень яркий, надолго запоминающийся персонаж, который способен украсить собой любой праздник. Чтобы сделать детский праздник поистине сказочным, достаточно одного лишь присутствия ростовой куклы, ведь дети всегда в восторге от возможности быть ближе к своему кумиру, да еще и пообщаться с ним. Для многих малышей это - заветная мечта.

2 Ведущий: Уникальные куклы. В принципе, такие куклы никогда игрушками и не были - они были наградой для ребенка.

1 Ведущий: Самодельные куклы. Изготовление куклы своими руками - увлекательный творческий процесс и замечательное хобби. Самодельные куклы способны прекрасно вписаться в интерьер, придав ему уюта и домашней теплоты.

2 Ведущий: Куклы из бросового материала. Среди многочисленных видов создания кукол есть и такой, как изготовление куклы своими руками из бросового материала. Этот метод отличается, прежде всего, доступностью необходимых материалов – это конфетные обвертки (фантики, упаковочная фольга, кусочки меха, бусинки, отрезки кружева, и т.д.). Создавая такие куклы, мы осуществляем не только свои фантазии, но и «даем вторую жизнь ненужным вещам». В результате появляются настоящие произведения, достойные восхищения.

В галерее «Новое пространство» успешно экспонируется ежегодная выставка кукол. Она посвящена Году литературы, оттого имеет многозначительное название «О чем молчат куклы».

Перед восторженными зрителями предстала вереница художественных произведений, воплотивших литературные образы.

Алиса Якиманская , известнейший мастер, говоря о взаимосвязи кукольного дела и литературы, написала: « Читая книги, слушая музыку, разглядывая картины, находясь в толпе, сидя на берегу озера, мы как бы напиваемся образами, метафорами, чувствами, событиями. Мы учимся сочетать слова, звуки, цвета, мысли – и это отражается на нашей жизни и на том, что мы создаем. Для меня каждая кукла – это собирательный образ. И его надо найти! А делать это надо долго и упорно. Все мои человечки ведут меня за собой, через мир поэзии, музыки, снов… и не отпускают, пока все точки-крючочки, слова и морщинки не окажутся на своих местах. Мои любимые авторы: А.Чехов, У.Эко, А. Линдгрен, Н. Заболоцкий, Д. Хармс, Р. Киплинг, Н. Олейников, Туве Янссон и многие другие».

Ее кукла – марионетка «Пьеро» сделана для спектакля «Актер перед обманчивым зеркалом», по мотивам поэзии Луи Арагона, и не раз принимала участие в театральных спектаклях. Мне запомнилась своим глубоким погружением в музыку кукла «Музыкант» по мотивам новеллы Э.Т.А. Гофмана «Кавалер Глюк».

Второй год отбор на выставку проводился через социальную сеть «ВКонтакте», с последующим вердиктом компетентного жюри. В экспозицию выставки этого года вошли всего тридцать семь разнообразных кукол, среди которых каркасные, шарнирные и будуарные.

Впервые отдельной секцией представлены куклы, выполненные в жанре декоративно-прикладного искусства (текстильные куклы, медведи Тедди, композиции из шерсти и другие).

Общее впечатление от созданной экспозиции – замечательное! Первая, была пестрее, зрелищнее, потому что мастера для декорирования принесли красочные драпировки, множество аксессуаров. Для второй выставки были изготовлены специальные подставки под кукол. А на третьей, придуманы замечательные «облака» под потолком, «детский городок», остроумная елка из бумажных конусов, и художественно преобразовано все пространство галереи.

Для большинства авторов участие в выставке кукол – добрая новогодняя традиция, возможность показать свой уровень. Такие выставки необходимы, мы зрители реально видим, как уровень работ с каждым годом возрастает. И примечательно, что, каждый год выставки предъявляют новые имена кукольников.

Для меня новым именем стало имя Татьяны Рассказовой . Ее «чудо босоногое» по мотивам стихотворения И. Рудиной «Ходит чудо по квартире…» предстало в виде пухлого малыша, занятого поеданием конфет.

Ходит чудо по квартире,
Нет его любимей в мире.
Как озера блюдца-глазки,
Гномик маленький из сказки.
Говорит он: — Дай конфет!
Отвечает мама: — Нет!
Гномик ласковый пропал,
Вредным плаксой гномик стал!

Вот что пишет она о книжках: «С малых лет, как и многим деткам, родители читали мне сказки, а потом библиотека стала моим лучшим другом. «Золушка», «Русалочка», «Щелкунчик» – мои любимые произведения детства. Став мамой, возвращаешься в детство снова и с радостью читаешь все лучшие сказки, стихи уже дочке и ловишь себя на мысли, что детство никуда не уходит от тебя. Скоро, наверное, уже стану бабушкой и тогда буду читать волшебные сказки своим внукам. Мир Сказок неожиданно подарил мне мое новое увлечение – это создание кукол, образы которых неисчерпаемы в литературе. Одно Волшебство – Литература, подарило мне другое Волшебство – Кукольный Мир! »

В экспозиции представлены произведения мастеров из Тольятти. Татьяна Куркина выставила двух клоунов. «Мой любимый клоун», по мотивам одноименной повести В. Ливанова, и «Клоун с осенью в сердце» по мотивам повести В. Драгунского «Сегодня и ежедневно». Фигурки живые, веселые, задорно играют колокольчиком и платочками.

Ирина Киреева из Тольятти предъявила замечательного Кристофера Робина героя сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», как будто выскользнувшего со страниц книги, а Татьяна Тимонина видимо, переполнена безудержной фантазией настолько, что своих персонажей «Пьеро и Коломбину» по мотивам стихотворения А. Блока «Балаганчик», перегрузила множеством деталей и аксессуаров.

«Доказывать пользу книг смешно. Без литературы нет ни культуры, ни жизни. Открывая книгу, получаешь уникальную возможность погрузиться в мир, созданный писателем, повстречаться с совершенно разными людьми, узнать о различных стилях речи и характерных для них выражениях. Так что, много читая, можно потренировать свое остроумие и красноречие. Во время чтения книги я анализирую поступающую информацию. Мне интересно оценивать характер персонажей и их действия, предсказывать поступки и прогнозировать развитие событий, все это обеспечивает приятную и эффективную тренировку мозга и очень помогает мне выстроить характер будущей куклы, – пишет Татьяна Тимонина .

Очень достойно предстали кукольники Жигулевска. Светлана Бузницкая выставила трогательную «Еву» по мотивам произведения Л. Будогоской «Повесть о рыжей девочке», Наталья Нестерова – «Пуговичнного короля» по мотивам авторской сказки «Золотая пуговица», Светлана Климова создала простодушную «Лизоньку» по мотивам стихотворения Е.Тараховской: «Я снегурочку слепила. В коридор поставила. А она …растаяла!»

Татьяна Малушкина ведущий мастер-кукольник растрогала образом темнокожей девочки Пати по мотивам повести М. Коршунова «Крабий тупик» и композицией из двух миниатюрных шарнирных кукол Кай и Герда по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева. Конечно, Кая и Герду сложно создавать, учитывая известность и изобилие иллюстраций. Главное, не впасть в мимишность, сентиментальность. И это удалось. Образы сложились проникновенные, теплые и совсем современные. Татьяна Малушкина пишет: Я очень люблю волшебные сказки. Я живо представляю героев, их внешность, чувства, голос. Отчасти поэтому мне нравится создавать миниатюрных героев с живыми глазами, говорящими без всяких слов. Куклы, как и книги, – целый объемный мир, который обращается к душе человека.

Наталья Стукалова в этом году открыла для себя удивительного писателя, который захватил все мысли, все восприятие: Милорад Павич. Одно из его высказываний ее совершенно потрясло: «Роман – это государство, большое или маленькое. У него свои законы, свое население, своя валюта, им еющая или не имеющая хождения за пределами страны. У романа свои берега, свои границы, своя война, свой мир и свое время… Роман имеет своего отца и свою мать, но может быть и сиротой. Подкидышем. Подобно государству он может иметь свою родословную, а может быть выскочкой. Может быть дешевой проституткой или дорогой женщиной. Романы имеют не только своих предшественников, но и свое потомство, своих сыновей и дочерей, праправнуков. Государство имеет своего основателя, имеет его и роман».

Вдохновляясь рассказом «Обед на польский манер», она создала экспрессивную композицию с изображением погрудных портретов за столом.

Наталья Дементьева работает в широком диапазоне, предпочитая композиции из двух фигур, любит создавать костюмированную куклу, тяготея к описательности: «Литература для меня – величайшее наслаждение, возможность побывать там, где никогда мне не быть, узнать людей, испытать невероятные чувства, поучаствовать в приключениях и найти друзей. В общем, литература – все то, чего мне не хватает в реальности».

Вероятно отсюда такая тяга к литературности. Вот «Скрипичный мастер Николо Амати из романа братьев Вайнеров. Видно, у художника хорошая фотографическая память, и этим интересны ее портретные композиции. Композиция «Никогда не играйте с незнакомцами» по мотивам романа «Мастер и Маргарита» интересна не фигурой кота Бегемота за шахматной доской, а верным воспроизведением облика М. Булгакова. Но особенно меня поразил Александр Кайдановский в роли Сталкера. Он похож тонкими чертами лица, выразительной мимикой, и тем, как сидит, похож до оторопи и, даже немножко пугает.

Татьяна Завальская , создавая большое количество пуховичков и одеялок для шарнирной «Принцессы на горошине» по мотивам сказки Андерсена воспроизводит для нас далекую сказочную эпоху. Она пишет: Люблю читать сказки с четырехлетним сыном и не только сказки… Просто люблю читать… Неслучайно в русском языке существует выражение «люблю книгу», а не «люблю телевизор», подчеркивающее эмоциональную связь человека с этим феноменом культуры

Ежегодные кукольные выставки привлекают зрителей не только удовольствием от созерцания визуального ряда. Каждый год, на протяжении всей работы выставки происходят интересные встречи и мастер-классы. Программа выставки – насыщенная и необыкновенно разнообразная. Перед Новым годом, Татьяна Малушкина учила вышивке японских шаров, Наталья Стукалова – делать декор для дома к Рождеству в технике бумагопластики, Ия Батенева – изготовлению цветов из шелка. Психологи рассказали, зачем люди носят маски, и на днях сыграют моноспектакль по мотивам поэзии Луи Арагона в исполнении Алексея Якиманского .

Мне посчастливилось попасть на встречу с Еленой Кузуб по теме фантазийной куклы. На первой выставке она представляла очаровательную девочку – монстр Джилли, и сразу запомнилась нестандартным подходом к теме: у Джилли открытый ротик и в нем – зубы, как у акулы. На третьей выставке она представила девочку на куриных ножках – Белую ворону по мотивам одноименного произведения А.Бабкиной и будуарную куклу – Мотю-мотылька из «Доктора Айболита» К. Чуковского.

И пришёл к нему печальный мотылёк:

«Я на свечке себе крылышко обжёг.

Помоги мне, помоги мне, Айболит:

Моё раненое крылышко болит!»

– Не печалься, мотылёк!

Ты ложися на бочок:

Я пришью тебе другое,

шелковое, голубое,

Засмеялся мотылёк

и помчался на лужок

и летает под берёзами

с бабочками и стрекозами.

А весёлый Айболит из окна ему кричит:

«Ладно, ладно, веселись,

только свечки берегись!

Этот Мотя – забавный персонаж, с лицом как у колобка, с крошечными ручками и ножками на жирной тушке. Сзади на спине пришиты махонькие шелковые крылышки: «Как писатель, творящий своих героев через текст, я создаю своих кукол в доступном для меня материале, и иногда только по имени можно понять, что за персонаж стал прообразом созданной мною куклы. Но в этом я как раз и вижу главную прелесть литературы! Даже самое точное описание героя даёт огромный простор для фантазии, и это невообразимо прекрасно!» Во время встречи автор показала интересный альбом с монстрообразными куклами. И такое в наши дни тоже интересно…

Художник Анна Княгиничева неоднократно выставляется на выставках как интересный керамист. Ее куклы из фарфора, покрытые глазурью, тоже можно отнести к милым монстрикам. Это Капитан Крюк и его Прекрасная Дама в розовой пачке с деревянной ногой.

Бывая на этой выставке, обратила внимание на то, что зрители часто останавливались у композиции из двух кукол – «Мастер и Маргарита». Анна Швецова-Зорина усадила своих героев на афишную тумбу. Замечательна роспись задника в стиле арт-деко. Маргарита наклонила свою головку к плечу Мастера, в этой работе есть предчувствие расставания. У мастера довольно странная шапочка, и из-за этого пара проассоциировалась с персонажами книги «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема.

В центральной части зала выделяются произведения Ксении Мингалевой . Композиция «Я люблю свою лошадку» по мотивам стихотворения А. Барто «Лошадка» сразу вызывает симпатии у детей. А «Мастерская мамы Карло» по мотивам сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» показывает кухню художника, включая показ эскизов, чертежей кукол и персонажи не одетые, не обутые, незавершенные. Она делится впечатлениями: В детстве любимой была книга «Сказки мира». Наверное, в душе я по-прежнему ребенок, так как создаю и рисую героев сказок и стихов.

Куклы Ольги Гагаркиной «Осень», и Натальи Аказиной «Человек рассеянный» созданы по мотивам одноименных стихотворений. А куклы Катерины Барац «Тетя Мотя» и Марины Казанцевой «Паниковский» вдохновлены прозой. И здесь трудно решить, какой персонаж легче создать, поэтический или прозаический. Все зависит от фантазии мастера.

Отдельный раздел в экспозиции посвящен текстильной – декоративно-прикладной кукле: Мне лично понравилась композиция «Три девицы под окном» по мотивам «Сказки о царе Салтане». Это тряпочные фигурки куколок в передниках, в замысловатых головных уборах.

И еще приглянулась скромная Джен Эйр, созданная Татьяной Семиколеновой . У этого мастера точное чувство колорита в подборе текстиля. Известно, что цвет влияет на эмоциональное восприятие образа.

Мастеров и кукол представлено много, но разные жанры, материалы и техники, мое незнание этого раздела декоративно — прикладного искусства, не позволяют высказаться пространно по творчеству ряда авторов.

Вот и закончился Год литературы. На этой выставке выяснилось, что Все мастера-кукольники входят в категорию людей, постоянно читающих книги. Как раз именно они достойно отметили его, посвятив свои произведения. Художник Марина Казанцева – автор куклы «Паниковский» – лаконично выразилась: «Читаю, читаю, читаю… Литература помогает мне отвлечься от обыденности» .

Валентина Чернова

Фото Полины Бедных

Всем тем, кто имеет хоть малейшее отношение к миру антиквариата, известно, что Московский Центральный Манеж, который по праву считается одним из престижных выставочных залов, ежегодно открывает свои двери для антикварных салонов. Помимо этого здесь часто проводят ярмарки современного искусства.

Одно из главных отличий таких ярмарок это возможность продажи антиквариата, то есть прямо во время данного мероприятия любой желающий может купить приглянувшуюся ему предмет искусства.

2019 год не станет исключением из правил. В период с 16 по 21 апреля международная ярмарка, носящая название «Russian Art & Antique Fair» расположится в Центральном выставочном зале Манеж.

Только в этот раз название ярмарки носит несколько иное название. Связано это с тем, что теперь участвовать в выставке могут не только галереи, которые представляют вниманию гостей ярмарки антикварные вещи, сделанные во временной период до 1958 года, прошедшие экспертизу антиквариата, но и те галереи, которые работают с современными видами искусства, а также дизайна.

Вниманию посетителей данной ярмарки будут предложены предметы не только изобразительного, но и прикладного искусства, современные и антикварные скульптуры, старинная мебель, антикварные книги, антиквариат монеты ссср, деньги советского времени, советские агитационные плакаты, старинные ювелирные украшения и многое другое.

Выставки будут работать 16 апреля 2019 года с 14.00 до 21.00, 17-20 апреля с 12.00 до 21.00, а 21 апреля с 12.00 до 20.00. Стоимость билетов от 100 рублей для льготной категории граждан и от 500 рублей для основной категории.

Необычайно красивое алое стекло можно увидеть до конца марта в Музее им. Мальцовых. Сваренное с применением особых технологий стекло пользуется большой популярностью благодаря специальному алому окрасу. Изделия, выполненные из «золотого рубина» отличаются довольно высокой ценой и привлекательностью.

На экспозиции будут представлены более 40 антикварных работ российских мастеров из фондов ВСМЗ. Первые опыты варки «золотого рубина» были проведены в Древнем Риме. Популярность данного вида стекла началась с работ И. Кункеля, известного алхимика из Германии. Он организовал производство алого стекла в собственной мастерской в конце XVII века. Особенностью старинного рецепта Кункеля было добавление определенного количества золота к горящей массе. Секрет мастера не сохранился после его кончины. После ряда опытов Михаилу Ломоносову удалось создать новый «рецепт» производства «золотого рубина».

На выставке в Гусь-Хрустальном представлены редкие экземпляры изделий:

Традиционные восточные кальяны;

Изысканные вазы;

Прекрасные флаконы для духов;

Необычайно красоты пудренницы.

В Музее хрусталя представлены работы знаменитого завода, который начала работу в 1756 году. Именно мастера Гусь-Хрустального в числе первых ремесленников начали использовать технологию выдува красного стекла с золотым окрасом. Современные изделия предприятия также отличаются высоким качеством и интересным дизайном, пользуются спросом у отечественного покупателя и за рубежом.

До 17 марта в Горно-Алтайске проходит выставка икон, выполненных мастерами сибирской школы. 119 православных святынь были подобраны из собственных фондов Национального музея им. Анохина.

Великолепные старинные образцы православного искусства выполнены представителями двух школ иконописи Горного Алтая: мастерская в с. Улала (современный Горно-Алтайск) и мастерская Николаевского монастыря (современное с. Кызыл-Озек).

История православной живописи республики началась во второй половине XIX века, активно развивалась и славилась далеко за пределами Алтая. Иконы Св. Великомученика Пантелеймона и Св. Николая были в каждой православной семье. Работы мастеров занимали почетное место в «красном уголке» дома или юрты.

Горно-алтайские иконописцы создавали произведения для храмов и алтарей Миссии. Документально подтвержден факт дарения иконы, выполненной алтайцем-миссионером будущему российскому императору Николаю II. Подарок был передам царскому наследнику в Томске, в 1891 году.

На экспозиции можно увидеть иконы, выполненные в различных техниках:
- масло;
- металлические иконы;
- темпера;
- комбинация металла и пластика;
- иконы на дереве.

Кроме старых икон, на выставке также представлены небольшие иконы из бумаги, наклеенные на деревянную основу и тиражные фабричные иконы из современных материалов.

До 17 февраля 2019 года продлится выставка, организованная Союзом цирковых деятелей и Большим Московским цирком. Экспозиция представлена предметами из собственных запасов Музея, настоящими атрибутами циркового искусства и произведениями художников и скульпторов.

Великолепным и талантливым династиям представителям династии Дуровых отведено особое почетное место на выставке. Записки дрессировщиков и фотографии из личных архивов, советские цирковые афиши и уцелевшие программки, множество ретроспективных лент и статей в газетах и журналах расскажут современному жителю России о становлении советского цирка, появлении различных жанров и направлений.

Завораживающие и опасные выступления с хищниками сменялись забавными номерами клоунов. Скульптуры и портреты легендарных артистов этого жанра напомнят о работе Ю.Никулина, Карандаша и Кляксы, о веселых номерах Ю.Куклачева.

Старые сценические костюмы и обувь выполнены старательно из самых необычных материалов, которые были доступны советским артистам. Часть из них выполнена костюмерами, некоторые были созданы собственными силами. Посетители выставки смогут прикоснуться к настоящим декорациям и тумбам, балансировочным столам и моноциклам.

Как и цирковое искусство, фантазия творцов не знает границ. Таинственность и опасность, сложность и напряжение, радость и увлеченность переданы с помощью разных технических приемов живописи и скульптуры, графики и фотографии. Эмоция чувствуется в каждом экспонате, вызывает радость и непередаваемое ощущение сбывшейся сказки.

В Коломенском в Усадьбе крестьянина прошла выставка сельской посуды, предназначенной для особых поводов и праздников. Гости музея-заповедника получили редкую возможность увидеть не повседневные предметы сельского быта русского крестьянина, а утварь, которую использовали только для пиров и специальных событий.

Традиционно, осенью, после сбора и обработки урожая, в деревнях и селах начинался период свадеб и застолий. Появлялась возможность приготовить богатую трапезу с разнообразными овощами и фруктами, кашами и картофелем, лесными дарами. Совместные сельские, семейные и родовые посиделки помогали сплотить родственников и соседей, на них знакомились молодые парни и девушки, принимали сватов, решали общие вопросы.

Выставка «Пир на весь мир» представляла собой не только экспозицию предметов быта с самоварами, ухватами и чугунками. Посетителям были представлены рецепты старинных блюд, варианты сервировок праздничного стола, специальные вышивки и тканые ковры.

На все село славилась та хозяйка, которая успевала не только приготовить еду, но и управиться во дворе, поработать в поле, заняться домашними животными. В обиходе у крестьянок было много посуды, предназначенной для готовки в печи. Каши и мясо часами томились в тепле, приобретали неповторимый вкус, насыщались приправами и не нуждались в постоянном присмотре.

Особое внимание современных мужчин привлек набор предметов для приготовления пива. Без пенного напитка не обходился ни один праздник. Существовал традиция, по которой молодой хозяин обязан был угостить своих гостей пивом собственного производства.

В Челябинском государственном музее на тематической выставке «Охота при дворе» можно увидеть экспонаты из запасников Музеев Кремля. Старинные образцы предметов, связанных с охотой, будут находиться на Южном Урале до 27 января.

Участвовать в охоте с царем могли только привилегированные, избранные вельможи и дипломаты. Высокий статус события и особое положение участников ограничивало круг лиц, которые могли полюбоваться самой охотой даже издалека.

Посетителям предоставлена уникальная возможность заглянуть в таинство охоты российских самодержцев XVII–XVIII веков. Антикварное оружие и украшения, специальная одежда для охоты, пищали и предметы быта приподымают завесу прошлого.

Царское оружие украшено драгоценными камнями и искусной гравировкой, имеет позолоченные и посеребренные детали. Создавать предметы для охоты царя поручали самым искусным и проверенным мастерам. Для каждого вида животного, на которого желал охотиться государь, имелся специальный набор оружия и обмундирования.

Также на выставке представлена богатая коллекция ружей и карабинов, кафтанов сопровождающей свиты и попон лошадей, кошелей и кошельков, головных уборов, шлемов, копий и вспомогательных предметов, специальных корзин и передвижных шатров. Каждый из экспонатов уникален и необычен, отражает социальный статус и положение своего владельца, несет историческую и антикварную ценность.

Оружие русских правителей из запасников Кремлевских музеев можно увидеть до 10 марта 2019 года в Уфинском музее им. Нестерова.

Для экспозиции привезли уникальные старинные образцы из личных коллекций самодержцев России, созданные в период с начала XVII до конца XVIII века. Среди экспонатов выставки, привезенных из нескольких музеев Кремля, антикварное оружие и доспехи, парадные формы и украшения, отличительные знаки и колчаны, сабли и булавы, убранство лошадей.

Арсенал монарха состоял не только из созданного или закупленного для него оружия и вспомогательных предметов, но и из подарков дипломатов других государств. Чем богаче и разнообразнее коллекция правителя, тем выше его статус, политическая сила и могущество.

Работы российских оружейников известны во всем мире вниманием к деталям, функциональностью, удобству в использовании и характерным дизайном. Многие экспонаты, которые привезли в Башкирский музей, выполнены в единственном экземпляре.

Гости и жители столицы Башкирии смогут увидеть редкие образцы холодного и огнестрельного оружия. Булава и кончар, великолепный царский колчан со стрелами, торжественное убранство лошадей, походные знамена, знаменитый иранский клинок, подаренный Алексею Михайловичу, кираса, шлем-шишак и другие исторические предметы, поднесенные в дар российским императорам и царям, впервые представлены в Уфе.

В Кижах (Республика Карелия) до 27 января проходит интересная выставка, экспонаты которой предоставлены Музеем игрушки из Сергиев Посада.

Уникальные старинные произведения русских мастеров собирались более 100 лет, с самого начала основания музея. В фондах заведения можно встретить игрушки, созданные из глины и дерева, из ткани и ваты, из металла и бумаги. Помимо традиционных игрушек разных лет, в запасниках музея также хранятся печатные издания и фотографии, портреты и архивные материалы, связанные с историей развития и создания русской народной игрушки. Символично, что в настоящее время Музей расположен в старинном особняке — бывшей реальной школе города.

Посетители Кижей увидят лучшие образцы механических советских игрушек, прекрасные глиняные творения народных умельцев, старые мягкие игрушки довоенного и послевоенного периода, металлические конструкторы, игрушки из бумаги, композиции, созданные из камней, ветвей, листьев.

Каждый экспонат — особая часть нашей истории и нашего прошлого. Несмотря на все невзгоды и беды, в период застоя и экономического развития, известные мастера и обычные люди продолжали творить, создавать прекрасное, выдумывать что-то новое и интересное, проявлять себя в игрушке.

Коллекция из Сергиев Посада считается одной из самых богатых и полных собраний в России и насчитывает 20,0 тыс. экспонатов. Игрушки, представленные на выставке, обладают художественной и исторической ценностью, многие экземпляры будут интересны не только любителям промыслов, но и коллекционерам, узкопрофильным специалистам.

Музей Победы приглашает детей и взрослых на выставку советских елочных игрушек. Старые елочные украшения, произведенные в разные годы эпохи СССР, имеют свой собственный характер, колорит и историю. Экспонаты помогут окунуться в прошлое, увидеть особенный стиль созданных игрушек, соответствующих этапам развития страны и культивируемым ценностям.

С 21 декабря 2018 года до 31 января 2019 года гости Музея Победы попадут в сказочную новогоднюю атмосферу. Богатая коллекция елочных игрушек, пестрых карнавальных масок, красочных зимних сувениров и рисованных новогодних открыток предоставлена любимцем публики — талантливым артистом А. Олешко. Гости смогут увидеть традиционные елочные шары и звездочки, подвесные сосульки, домики и белочки, бусы и гирлянды из стекляруса, елочного космонавта, другие уникальные игрушки.

Посетители постарше вспомнят советское детство, маленькие гости музея попадут в сказку прошлого, созданную художниками прошлого века. Подчеркнуть связь древних ценностей и современного мира удалось организаторам мероприятия, благодаря разработке специального квеста на историческую тему.

Детям придется выполнять разнообразные задания, решать ребусы и головоломки, связанные с Новым годом и нашей историей. Программа рассчитана на 90 минут активной и занимательной деятельности, поиск артефактов, воссоздание определенных эпизодов. Финальной и самой желанной частью события будет вручение подарков от Снегурочки и Деда Мороза под веселые огоньки Елки музея.


Как и обещала, сегодня бизнес- часть итогов выставки. Те читатели, которые рассматривают участие в выставке, как приятное времяпровождение и не ставят целью продавать свои работы, для них "деньги- не важно", Вы можете смело не читать этот пост, так как он не для Вас.

Если Вы приезжаете на выставку с целью заявить о себе, продать работы, завести контакты,
то, думаю, Вам будет интересно. Все факты и фото взяты непосредственно из зала выставки, кто со мной не согласен, буду рада за диалог.

И так, что имеем. Город Москва, выставка "Искусство куклы", декабрь 2013.

1. Название. Безусловно, это Ваше право, как назвать стенд, но...Я попыталась найти одного автора на выставке из Украины, самостоятельно у меня не вышло. Подошла к организаторам выставки, девушка посмотрела по алфавиту все стенды и не нашла того человека, которого я спрашивала. Следовательно, автор обозначил как то свой проект, но по фамилии он не искался...
Для написания названия стенда, на фризе, обычно, организаторы предоставляют определенное количество букв бесплатно, а за дополнительные буквы надо платить. Лучше заплатить и написать полную информацию о себе.
Это грамотно сделала Елена Войнатовская, в сети она известна, как Nkale . Именно это она и подчеркнула, чтобы не потерять покупателей и зрителей. Она это грамотно использует в название стенда и в название своей книги....

2. Оформление стендов. Я говорю именно о стендах, так как не каждый автор может арендовать огромное выставочное пространство и делать проект, как галерея Ирины Мызиной. Примеры http://guzelkostyna.blogspot.com/2013/12/2.html

Стенд ограничен и его пространство надо использовать по максимум. Раз мы говорим о заработке, то это помимо эстетики, должно быть грамотно, с точки зрения маркетинга, оформлено. Стенд Елены красив, на самом деле автор потрудился, продумал оформление.
На строгом коричневом однотонном фоне все её куклы легко различимы, они не теряются, нет ощущения скученности, "аляповатости".... Есть внутри стенда вывеска. Мне очень понравилось.

3. Если вы смотрите издалека, Вы можете рассмотреть картинку в целом, Вам все понятно.
Если Вы подошли близко....каждая куколка отдельно прекрасна.
Вы зритель на выставке, Вы пришли посмотреть все, в руках у Вас фотоаппарат. Может быть даже хороший, в нем, например стоит объектив "полтинник" , Вы прицельно снимаете каждую работу. Как, например, я. И что у меня в кадре со стенда Елены...
Правильно, куклы и больше ничего.


У меня после выставки тысячи фото, какое то время я фотографирую название стендов, авторов и могу все систематизировать, но я не зритель, я знаю, что я делаю. А если Вы зритель, Вы сняли все подряд, что Вам нравилось. Пришли домой, любуетесь фоточками, но Вы даже не вспомните, что за автор, что за работа, где она стоит, как найти потом этого автора, когда Вы созреете купить себе куклу и у Вас будет жгучее женское желание "ХАЧУНИМАГУ", и деньги будут, между прочим так...

Я сама брала визитки авторов, ставила их с работой и фотала, а потом подумала, зачем?
Им не надо, а я, что рыжая? Брать их визитки, ставить с работами, фотографировать и размещать в своем блоге потом, мне оно надо? НЕТ. Авторы- любите себя. "Миллионы до неба" зрителей разнесли бы Ваше имя в интернет - Вы ни копейки не потратите, но Ваш рейтинг повысится.

Пример моей работы на ходу. Взяла визиточку автора, поставила рядом с работой.
Мария Шаховская сшила свою работу из вискозы, которую купила у меня в магазине на Ярмарке мастеров . Безусловно, я пиарю свой магазин, но и Марию - параллельно.

4. Цены и ценники.
По всей видимости, всем авторам все равно, купят ли их работу... Для меня совершенно понятно, что есть предел цены, который я могу или не могу себе позволить. Мне, как покупателю, надо знать, сколько стоит работа. И это не только мое мнение.
Часть людей стесняются спрашивать цены, часть людей боятся вступать в диалог с продавцом, боятся, что продавец к ним "прицепится" и просто молча созерцают. Но у этих созерцателей есть деньги, они могли бы стать Вашими покупателями....

Классные мишки Риммы Сурковой. Жаль, что никто не узнает, что это её мишки и сколько они стоят.....

Да, можно сказать, да так оно и есть, что цены написаны на маленьких бирочках, как в ювелирном магазине, захотите ли Вы разглядывать и спрашивать, вот вопрос....

5. Визитки.....Это тоже больная тема.
Авторы не раздают свои визитки. Они у них есть, лежат красиво стопочкой....
Если надо, спроси - я дам, мне не жалко....
В начале декабря, на выставке Хелло Тедди, в Москве, для нашего нового проекта RUTEDDY.COM мой муж, Сергей Костына , собрал несколько сот визиток авторов мишек Тедди. Большинство визиток красивые, но не информативные, безликие их не различишь в стопке других, перебирая их, неспециалист вообще, не вспомнит имя автора, стенд и его работы...
На бизнес- визитке хорошо бы писать то, чем Вы занимаетесь, что умеете, что предлагаете. Одного имени и координат недостаточно.


Чтобы Вас запомнили на выставке, среди тысяч авторов, на визитке может быть Ваше фото.
Если у Вас узнаваемые работы, то хорошо было бы, если бы они были на визитке.
Например у Ани Волковой такая визитка.
Когда мы летели в самолете, мы познакомились с риэлтором. Разумеется, она дала нам визитки, не одну, заметьте, а 5. На что она надеется? Что мы их выбросим пачкой? Нет, что мы, может быть, воспользуемся сами и дадим кому то....
И еще...на лицевой стороне визиток была информация, а на обратной- поля для письма. Т.е. если бы мы захотели сделать пометки, то мы бы могли что то записать для себя...
И еще один момент, если Вы хотите, чтобы на Ваших визитках писали, делайте их из не ламинированной бумаги, чтобы было удобно писать...

6. Работа с посетителем на выставке, да, да, это именно РАБОТА. Это ТРУД и к нему надо так и относится.
Я была в шоке. Подходишь к стенду, с тобой не здороваются. Да, я привыкла, что со мной в Болгарии везде здороваются и спрашивают, как у меня дела. Сначала, я искренно верила, что человеку на самом деле интересно, как у меня дела и мне хотелось отвечать, потом мне всегда думалось "какая тебе разница, как у меня дела, взвешивай помидоры без вопросов...", потом я просто привыкла, что так должно быть.
Это фразы стандартные, поздороваться, спросить, как дела....
Не надо спрашивать на выставке у посетителей, как дела у них и у их детей, у их кошек и у их родителей...
Но здороваться НАДО!!!

В разных фирмах есть разные стандарты. Но все, кто работает с клиентами, имеют четкие инструкции, как разговаривать с покупателем.

Поздороваться
- представиться
- чтобы как то завязать диалог, задать простые вопросы или сказать простые фразы:
"Вы впервые на такой вставке? - Сегодня здесь много народа....Вы москвич или специально приехали посмотреть на эту красоту?
- оценив настроение клиента, что то ему рассказать о Вашем творчестве, технологии и т.д.
Не надо вываливать кучу информации, но по началу диалога Вы сможете понять, это покупатель или это просто посетитель, который смотрит.
В обоих случаях надо произвести на человека приятное впечатление и дать ему Вашу визитку, календарик, буклетик, что то, чтобы он Вас запомнил....

Для большинства авторов выставка - это не развлечение. Много авторов тратят деньги на аренду выставочного пространства, на проезд- пролет в Москву и обратно, на проживание в гостиницах и хостелах, на проезд по Москве и питание, на взнос на следующую выставку...А если посчитать, зарабатывают ли они?
А все ли они сделали, для того чтобы заработать?
Три года назад мы выпустили курс на DVD "Как заработать на выставке рукоделия" , большинство наших покупателей были из мишкоделов.
Именно авторы мишек, которые купили курс, воплотили все рекомендации из диска и об оформлении своего пространства, работе с покупателем, изготовлением рекламных материалов, работе с другими авторами и т.д. и на медвежьих выставках, на мой взгляд, авторы больше занимаются своим продвижением и маркетинговыми вопросами. Не знаю почему...

Эта кукольная выставка для меня была праздником, я не приехала работать, я приехала развлекаться...., если Вы на выставках хотите не развлекаться, а зарабатывать, то пора задуматься над своим продвижением серьезно...