Немногие знают, что с середины прошлого века и до недавнего времени главным оружием китобоев на Чукотке были прославленные советские противотанковые ружья.

ОРУЖИЕ «БЕРЕГОВЫХ» ЧУКЧЕЙ

Наибольших успехов в промысле китов и моржей добились «береговые» чукчи, пришедшие на побережье Чукотского полуострова 8 тысяч лет назад из глубины Сибири. Они создали оригинальное средство передвижения на воде — лодку-байдару на 2-3 человека, выполненную из шкур морских животных, и специальное оружие — гарпуны с отделяемыми от древка наконечниками, специальные шары-буи, сделанные из желудков моржей или шкур тюленей и называемые «пых-пых», особую систему узлов крепления шара к наконечнику, а также длинные острые пики.


На охоту обычно выходила «эскадра» из 5-6 байдар и «прочёсывала» море в поисках китов. Обнаружив исполина, охотники подбирались поближе и гарпунили его. Оружие вонзалось в жертву, раненый зверь, увлекая шары-буи разматывал верёвки, узлы крепления раскрывались, древки падали в воду, а наконечники оставались в теле животного. Шары «пых-пых» тормозили движение кита и не давали ему уйти в глубину. Охотники подходили на байдарах к зверю и, добив его пиками, транспортировали к берегу для разделки.

В дальнейшем и приёмы охоты на крупных морских животных, и применяемое оружие было заимствовано у чукчей и эскимосов европейскими охотниками.

Технический прогресс, не изменив основные приёмы охоты на китов, заменил лодки-байдары скоростными катерами с мощными двигателями и с современной навигационной аппаратурой; шары-буи из тюленьих шкур и желудков моржей вытеснили ярко-оранжевые буи из пластмассы, наконечники и древки гарпунов стали изготавливать из современных высококачественных материалов. Охотники облачились в непромокаемую одежду и спасательные жилеты.

ОТ ГАРПУНОВ К ОГНЕСТРЕЛУ

В конце 50-х гг. Правительство СССР направило в Чукотский автономный округ специальную комиссию. Цель: изучить условия жизни и деятельности чукчей и эскимосов.

На тот момент население здесь состояло из переселенцев из центральных регионов СССР и коренных народов — чукчей и эскимосов. Первые трудились па промышленных предприятиях, а вторые занимались охотой и оленеводством.

Комиссию интересовала организация охоты па морских животных. В охоте приняли участие несколько её членов.

Международная китобойная комиссия разрешала охоту на китов (серых) в Беринговом и Чукотском морях только береговым чукчам и эскимосам СССР и эскимосам американской Аляски. Квота па добычу чукчам и эскимосам пашей страны составляла 135 серых китов в год. Договор запрещал промышленную добычу китов и использование при охоте на них технических средств, которые не позволяли бы зверю спастись. Таким образом, чукчам и эскимосам оставалось только преследовать добычу на небольших плавсредствах и поражать её гарпунами. А вот «добор» раненого животного допускался из огнестрельного оружия.

Выводы членов Комиссии — участников охоты па китов содержали рекомендации о разработке нового гарпунного ружья. Охота па байдарках вообще была чрезвычайно опасна, поскольку зверь мог легко опрокинуть лодку. Гарпунное ружьё должно было существенно увеличить дистанцию выстрела в кита.

Гарпунное одноствольное ружьё под патрон 16-го калибра разработал специалист Центрального конструкторского исследовательского бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБ СОО) Мигай Юрий Алексеевич. Опытный образец МЦ01-1 был изготовлен в 1961 году.

Оружие заряжается вкладыванием патрона в патронник и гарпуна в ствол с дульной части. Ствол ружья выполнен коническим, с дульным тормозом. Ударный механизм куркового типа. Открытый курок и боевая пружина взводятся вручную за спицу курка. Гильза извлекается коленчатым выбрасывателем. Прицельное приспособление открытого типа с вентилируемой прицельной планкой и мушкой-шариком.

Деревянная винтовочная ложа снабжена выступом под щёку. Для уменьшения отдачи затыльник приклада подпружинен. Подпружинен и хвостовик гарпуна - для смягчения удара при попадании в цель, это предотвращало поломку хвостовика. Небольшая серия МЦ01-1 была передана охотникам Чукотки в 70-х гг. XX столетия.

ОТ 16-го КАЛИБРА К 20-му

Специалисты ЦКИБ СОО создали также гарпунное одноствольное не автоматическое ружьё под патрон 20-го калибра. Образец МЦ 40-01 заряжался вручную, вкладыванием патрона в патронник и гарпуна в ствол с дульной части. Ствол ружья конический с кожухом, образующим газовую камеру и пазами для выхода коробкой ствол соединён с помощью двух направляющих цилиндров и резьбы. Запирание ствола осуществляется боевой личинкой посредством выступов остова затвора и соответствующих упоров ствольной коробки. Система запирания продольно-скользящим затвором с поворотом на 90° рукоятки, снабжённой двумя боевыми упорами. Предохранение от случайного выстрела при не полностью запертом канале ствола осуществляется косым пазом, по которому скользит курок затвора. Образец снабжался капроновым линём длиной до 60 м.

Чтобы выработать методику применения нового оружия в условиях зверобойного промысла, опытный образец в 1963 г. передали для испытания в Управление китобойных флотилий и командировали туда бригаду оружейников в составе ведущего исследователя Нестеренко И.И. и инженера-конструктора Смерчко В.В. Испытания проводились в районе восточного побережья Сахалина.

На плаву у тюленей из воды выступает только голова, представляющая мишень размером 150-200 мм. На испытаниях было произведено 15 пристрелочных и 9 прицельных выстрелов по тюленям на льдинах и в воде. Добыто было только одно животное, да и то оказалось раненым, и его пришлось «добрать» из карабина.

В конце испытаний бригада специалистов ЦКИБ СОО вместе с дальневосточниками па ботах попали в Охотском море в шторм. После отчаянной 8-часовой борьбы со стихией боты затонули, бригада высадилась па лёд. Имущество, в том числе и гарпунное ружьё, затонуло. Испытателей и экипажи ботов спасло судно «Ларго».

«БРОНЕБОИ» КРАЙНЕГО СЕВЕРА

По результатам незадавшихся испытаний приняли решение: «Считать нецелесообразным применение гарпунного ружья МЦ 40-01 для морского промысла тюленей». Причина — недостатки конструкции, невысокая точность стрельбы, слабое «останавливающее» действие оружия против тюленей и относительно большая масса оружия.

ОТ ГАРПУННОГО К ПРОТИВОТАНКОВОМУ

В середине 60-х гг. народное хозяйство СССР располагало одной моделью гарпунного ружья — МЦ01-1 конструкции Мигая. Небольшое их количество было передано охотникам — чукчам для охоты па крупных морских зверей — серых китов и моржей.

При стрельбе обнаружились недостатки - гарпун ударял кита плашмя, тот моментально тонул. На Чукотку срочно вызвали специалистов-оружейников для разборки. Анализ показал, что и с новым оружием чукчи оставили прежними приёмы охоты па китов. Они подходили к киту на минимальное расстояние (как при охоте с обычным гарпуном) и потом стреляли.

Специалисты-оружейники показали охотникам новые приёмы стрельбы из гарпунных ружей: стрельбу вели в интервале дальностей до кита 15-50 м. Но аборигенам было трудно переключиться с приёмов, проверенных тысячелетиями, и в дальнейшем для охоты параллельно использовались как обычные ручные гарпуны, так и новые гарпунные ружья. Нерешённым остался вопрос о безопасном для охотника «доборе» раненого животного.

С середины 50-х гг. началась активная замена средств противотанковой обороны ближнего рубежа (противотанковых ружей) на современные образцы (противотанковые гранатомёты).

После окончания войны в армии остались па вооружении 40 тысяч противотанковых ружей, так что военные безболезненно выделили необходимое количество противотанковых ружей охотникам Крайнего Севера. Передавались обе модели противотанковых ружей системы Дегтярёва ПТРД 1941, калибра 14,5 мм и системы Симонова ПТРС 1941, калибра 14,5 мм.

ПРОТИВ ТАНКОВ И КИТОВ

Однозарядное противотанковое ружьё Дегтярёва ПТРД 1941 имеет короткий ход ствола и цилиндрический поворотный затвор с двумя боевыми упорами. Ствол, затвор и спусковой механизм объединены в единую сборку, па ствол установлен дульный тормоз. Затвор после выстрела остаётся в открытом положении.

Военнослужащий вставляет патрон в патронник, перемещает затвор вперёд и поворачивает рукоятку затвора вправо. Одновременно взводится пружина ударника. Приклад прямой и выполнен из берёзовой древесины, снабжен регулируемом опорой для щеки и мягким затыльником. Над стволом имеется ручка для переноски оружия. Стрельба ведётся с сошек. Прицел может быть установлен в интервале 400-1000 м. Противотанковое ружьё Симонова ПТРС 1941 выполнено в самозарядном варианте, снабжено магазином на пять патронов и использует для работы механизмов энергию пороховых газов. Жёстко закреплённый ствол оружия сменный, имеет дульный тормоз, мушку, ручку для переноса оружия и сошки. Прицел может устанавливаться на дальности 100-1500 м.

Стрельба ведётся одиночными выстрелами, перезаряжание автоматическое за счёт энергии пороховых газов ручное. Для снаряжения магазина необходимо откинуть крышку снизу в корпусе магазина и с помощью обоймы вставить патроны. Каждая бригада охотников получила безвозмездно в постоянное пользование по несколько образцов. Количество ружей определялось количеством лодок (катеров), преследующих китов — минимальное количество ружей в бригаде в пределах десяти экземпляров. Для «добора» раненого кита требовалось обычно до 20 выстрелов. В результате применения противотанковых ружей ПТРД и ПТРС резко уменьшилось количество несчастных случаев с летальным исходом, сократилось необходимое для добычи кита время и уменьшилось количество потерянных подранков.

Использование такого мощного оружия вызвало необходимость увеличения водоизмещения используемых плавсредств, установки в носовой части лодки опоры для сошек ружья и потребовало соблюдения чёткой очерёдности стрельбы с разных лодок при преследовании раненого животного.

«ТИГР» ВЫХОДИТ НА ПРОМЫСЕЛ

Длительное время использования противотанковых ружей в народном хозяйстве СССР (более полувека) в целях охоты привело к их серьёз-
ному износу, поэтому в XXI в.возникла необходимость их замены более совершенным оружием. Таким оказался самозарядный карабин «Тигр». Он разработан на базе снайперской винтовки СВД, и первый опытный экземпляр появился в 1969 г. на Ижевском машиностроительном заводе. Он предназначался для промысловой и любительской охоты па крупных и опасных животных. Серийное производство «Тигра» началось только в 1992 году.

Базовая модель «Тигра» отличалась от винтовки СВД длиной ствола, меньшей длиной приклада, изменённой формой пламегасителя, были ликвидированы упор под щёку на прикладе и газовый регулятор механизма автоматического перезаряжания.

Фотограф Андрей Шапран, работающий над проектом «Крайние земли» о жизни в отдалённых уголках нашей необъятной страны, уже почти полгода живёт на Чукотке — снимает зверобоев, оленеводов, выходит в море с китобоями и кочует по тундре. Сиб.фм публикует его репортаж с северо-восточного побережья Чукотки, сделанный в одной из предыдущих поездок — о китобоях и о том, почему этот промысел необходим для выживания коренных жителей полуострова.

Стрелы, копья и гарпуны были изобретены в конце каменного века. Пятнадцать тысяч лет это оружие доминировало в истории человечества, а чукчи используют его при охоте на морских зверей до сих пор. Они говорят, что с этим древним способом не может конкурировать даже огнестрельное оружие.

Животный мир Чукотки представлен 64 видами млекопитающих. Некоторые из них всегда были объектами охоты чукчей: кит, морж, нерпа, тюлень. Киты — мигрирующие млекопитающие. Их добыча запрещена законом, но для северных народов сделано исключение.

Охота на китов для них — не приключение, а порой единственный шанс выжить.

Охотиться на китов сегодня стало сложнее: животных добывают с помощью переданных по линии гуманитарной помощи американских ружей — даттенганов. Боеприпасов к оружию практически не осталось — их берегут для охоты на больших гренландских китов, которые проходят в этих местах глубокой осенью. Серых китов расстреливают, вставляя в ружья металлические самодельные болванки. Добыча кита с таким оружием усложняется, поскольку только точное попадание гарантирует быстрое окончание охоты.

Один охотник рассказывал:
было время, когда чукчи забыли, как добывать китов.

Долгое время их добывали одни китобойные суда. Они привозили китов к берегу, и чукчи занимались только разделкой исполинских туш. Пришло время — и чукчам вновь пришлось взять в руки оружие и стать охотниками.

Утром, в районе шести часов, в залив зашли киты, охотники на берегу заметили их в бинокли. Но охоты сегодня всё-таки не будет.

Разговаривал накануне на берегу с одним охотником, Геннадием — чукча срезал мясо с головы убитого серого кита и бросал в пластиковое ведро, стоявшее тут же у ног.

— Это мясо для моих собак, — пояснил он.

Накануне охотники добыли одного серого кита. Серые киты наиболее драчливые, так про них говорят охотники: они могут забодать головой лодку с охотниками и даже перевернуть её.

Дважды киты нападали на их лодку. Один раз раненый кит поднырнул под них и ударил в днище лодки головой. Чукча взмахнул руками и показал, как охотники вылетали из лодки.

— Второй раз, — сказал охотник, — я замочил только голову, но из лодки не выпал, она не успела перевернуться.

Но он всё равно продолжает охотиться. Надо кормить семью и кормиться самому.

Здесь, на морском промысле, по его словам, охотники получают до 500 долларов в сезон. Зимой, когда животных не так много, таких денег нет.

Охотник признался: год назад устроился сторожем в посёлке и ушёл из морского промысла.
Но море оказалось сильнее, и он вернулся.

На берегу — около 10 байдар из моржовых шкур. Охотники говорят, что сделать их — большой труд. Поэтому и стоимость таких лодок достигает семи тысяч долларов. Служат они при этом всего три-четыре года. Деревянный каркас остаётся прежним, а покрытие, моржовую шкуру, меняют на новую. На одну байдару уходит две шкуры моржа.

Сегодня на байдарах в посёлке на охоту никто не ходит. Они были сделаны специально к спортивному празднику, ежегодно устраиваемому на Чукотском побережье. Мои новые знакомые охотники не первый год подряд становятся победителями на таких соревнованиях. Один из молодых людей с гордостью показывает мозоли на руках.

Выигрывать в честном поединке здесь до сих пор считается престижным занятием.

Зимняя «Берингия», традиционная камчатская гонка на собачьих упряжках, проводится с 1990 года. Протяжённость маршрута «Берингии 2017» составляет 1 500 км

Победители, кроме того, как правило, получают подарки от организаторов соревнований. Охотников такое поощрение только стимулирует.

Часть байдар принадлежит местным жителям. Одну — «американку» — делали по заказу американского путешественника. Американец собирался проплыть Берингов пролив и добраться до Аляски на байдаре, по каким-то причинам осуществить этот замысел путешественнику-экстремалу не удалось. Байдару вернули в посёлок. Две другие лодки сделаны были специально по заказу охотников из посёлка Чаплина. Их изготовили к летним чукотским соревнованиям — «Берингии». Но местные охотники говорят, что на этих лодках трудно было победить — делали их по чертежам чаплинских охотников. Байдары получились чересчур широкие и тяжёлые. Охотники говорят, есть несколько секретов при изготовлении подобных лодок. Только тогда они будут быстро ходить на море.

Были времена, когда и в этом посёлке охотники ходили в море на подобных байдарах. Они легки в управлении, в случае повреждения на охоте — шкуру легко пробивают своими бивнями взрослые моржи, — легко латаются подручными средствами.

651 человек проживает в Уэлене — самом восточном обжитом населённом пункте России и вообще Евразии

Потом охотники пересели на деревянные вельботы. Позже вельботы заменили лёгкие лодки, казанки и амуры. На смену последним стали привозить американские лодки. До Аляски здесь, на северо-восточном побережье, рукой подать: из соседнего посёлка Уэлена — немногим более 60 километров. Американские лодки тяжелы, устойчивы на волне, и охота на китов на таких лодках более безопасна.

Здесь, в посёлке, с причала номер 26 они ведут наблюдение за морем и китами. Серые киты заходят кормиться в этот залив. Здесь их и стараются добывать.

Голова добытого кита достаётся тому охотнику, который первым загарпунил в море кита. Это правило.

У каждого местного жителя в этом посёлке — своя упряжка собак. Зимой и особенно весной — в тундре и во льдах, среди торосов — чукчи выходят на охоту почти только на собаках. Они просты в управлении, неприхотливы и легко передвигаются среди торосов.

В совхозной конторе — охотник по имени Алексей Оттой:

— В этот раз вы неудачно к нам попали. Завтра у нас день выдачи зарплаты, работать до понедельника никто из охотников теперь не будет, — честно предупредил он.

Спрашиваю: «А потом выйти в море на охоту смогу?»

Твёрдого ответа я так и не услышал. Здесь не принято много обещать.

Охотники говорят, что чукчи в море поодиночке в море не ходят. Тогда море может забрать одинокого человека.

Накануне охотники привезли на берег добытого кита. Говорят, двое охотников попали гарпунами в кита одновременно. Кит ушёл далеко в море. Два часа возвращались в посёлок. Три лодки буксировали добытого кита. Два бульдозера, напрягаясь и взрывая гусеницами прибрежный песок, вытащили тушу на берег. Ощущение праздника на берегу. Кита тут же разделывали, уносили в вёдрах, увозили в детских тазах на тележках, взвешивали.

Спросил: мясо местным жителям продают?

Ответили: колхозникам отдают под запись. Потом будут вычитать из зарплаты.

Последним на берег спустился дедушка Аноль. Отрезал кусок печени острым длинным ножом, подошёл, опираясь на костыли, к воде. Прополоскал мясо в море, подошёл к китовому хвосту, одиноко лежащему на берегу.

В прежние времена это было традицией — морские животные, добытые на охоте, делились среди всех местных жителей по потребностям.

Это было единственным и едва ли не главным условием выживания чукчей и эскимосов в крайних условиях севера и постоянного холода.

И сегодня традиция на побережье сохранилась. Каждый может прийти на берег и отрезать свою часть общей добычи. За неё люди должны будут рассчитаться. Но оплату скорей можно назвать символической.

Чукчи сами себя никогда не называют зверобоями. Такое название им дали русские, возможно, я точно не знаю. Сами себя они называют только охотниками. И в посёлке услышать можно только: «Пошли на охоту».

У чукчей — так принято — никогда не услышишь прямого ответа. Их ответ почти во всех случаях: «Не знаю». Почему так? Я тоже не знаю. И не получил ответ на этот вопрос даже спустя два месяца жизни в посёлке охотников и оленеводов.

Больше часа мы шли из посёлка вдоль берега на лодках. Почему не напрямую? Слишком сильный ветер, и нас просто зальёт в море водой.

Северо-восточный ветер — один из самых неприятных в этой местности. Любой ветер неприятный. Тепло быстро испаряется. Чукчи говорят, что зимой только южный ветер сгоняет в одну массу прибрежный лёд и уплотняет его. Тогда легче охотиться на льдах.

Сегодня лодки пошли в направлении пролива. Густой туман. Скоро кроме серой морской воды вокруг ничего нельзя было разглядеть.

Первого кита мы заметили минут через сорок после начала охоты. Пара неудачных бросков гарпуна — и этого кита охотники потеряли навсегда. Кит ушёл. На втором ките первый метко брошенный гарпун не задержался. Охотники в таких случаях говорят — кит сорвал гарпун.

Этого второго кита чукчи преследовали два часа.

Ощущение праздника и трагедии одновременно.

В обед охота закончилась. По GPS расстояние, отделявшее лодки от берега, составляло почти 24 километра. Значит, обратной дороги — около пяти часов. И бензина на нашей лодке сегодня точно не хватит.

Рассказывал охотник из северного заполярного посёлка Инчоуна, Иван: когда охотники добывают самку кита, забирают сразу две жизни.

Рассказывал оленевод: олени на севере отличаются от оленей, пасущихся на юге Чукотки, так же как оленеводы отличаются от охотников на морского зверя. Поставьте рядом двух человек — оленевода и охотника — сразу поймёте, кто чем занимается. «Оленеводы всегда худые», — добавил чукча.

Дырявый кит — кит, которого расстреляли из даттенгана.

Рассказывали: на Чукотке до 92-го года было 12 китобойных хозяйств. Сейчас — 22. Существовала бесплатная раздача китового мяса.

Вечером на мысе:

— Охотники с моря вернулись?

— Да, вернулись.

— Кита привезли?

— Нет. Говорят, в море потеряли...

Потеряли или нет, охотники теперь не говорят. Но то, что вернулись с моря пустые — это факт. Оттой сказал, штормует сильно.

Спросил: завтра пойдут на охоту или нет? Оттой ответил: «Приходи на берег к семи утра».

Четвёртое сентября. Семь утра. На побережье охотник Оттой: «Зачем ты пришёл? Погода из-за тебя испортилась!»

— А уйду? Будет хорошая?
— Будет хорошая. Так всегда бывает...

Точно знаю: Оттой не шутит. Светит осеннее солнце, но ветер поднял волну на море. Оттой говорит, что никуда охотники не поедут. Остальные говорят то же самое. Чукчи не научились обманывать, но научились скрывать свои мысли. Может быть, они скрывали их всегда. Точно не знаю. Но распространённый ответ здесь, на побережье Берингова моря: я не знаю. Словно песня.

Разворачиваюсь и ухожу с побережья.

Охотники в море всё-таки уходят.

Серый кит — ръев. Гренландский кит — гитив. Так их здесь называют по-чукотски.

Первого, небольшого серого кита охотники добыли буквально за считаные минуты. Оттой сказал, что кит сам поднырнул под их лодку и с первого броска кита загарпунили. Второго, большого, гоняли по заливу часа два. Кит был большой и нырял, уходил под водой далеко от преследователей. В конце концов кита потеряли.

Нашли — по фонтану — другого. При этом охотник на нашей лодке заметил: ещё один «спортсмен». «Спортсмена» тоже бросили.


1864 год — последнее сообщение о выброшенном на берег сером ките подвида Eschrichtius robustus gibbosus. Этот подвид был полностью истреблён в результате неконтролируемого промысла

Солнце садилось. От берега охотники ушли на приличное расстояние. Последнего кита нашли на обратной дороге в посёлок. День, похоже, был «спортивный». Кита в конце концов оставили в покое и на самом закате вытащили лодки на песчаный пляж. Погода в море штормовая. Лодка по конструкции — плоскодонка. Внутри водяной душ. Привыкнуть невозможно.

Три дня назад. Ночной посёлок, освещённая тревожного света фонарями улица. Деревянные двухэтажные побитые ветрами и непогодой дома. Из-за поворота бульдозер протащил голову серого кита и скрылся в одном из дворов. Словно в мистическом триллере.

Последний день охоты. Моей охоты. Завтра я уже уезжаю.

Кита добыли к обеду. Загарпунили. Кит был большим. «Слишком большой», — сказал охотник в нашей лодке. На обратном пути — новый фонтан в море. Добытого кита охотники не сговариваясь бросили, и началась новая погоня за свежим китом. Догнать не смогли. «Спортсмен», — опять сказали охотники, вернулись и снова впряглись в общую упряжь. Три лодки и огромный кит на буксире.

Добытого кита притащили к берегу уже в сумерках. Пока разделывали, над горизонтом чуть выше гор взошла полная белая луна. С высоты птичьего полёта — безмолвное северное побережье, синие в сумерках горы, люди и собаки на песчаном пляже и ободранная белая туша кита.

Дед Пикуль стоял рядом со мной на разделке кита на побережье и словно перед кем-то оправдывался:

«Пришёл, мясо надо взять. В тундре хорошо, в тундре я хозяин, всегда сытый. В посёлке — нет».

Сегодня ветер, солнце над горизонтом и штормовые волны по всему заливу. Охоты, видимо, не будет. Шторм только начинается. Чукчи затащили лодки выше, на песчаный откос. Ждут большой волны. Добытых накануне четырёх китов закончили разделывать только к двенадцати часам ночи. Солнце садится всё быстрее и всё ниже поднимается над горизонтом. Заполярье отсюда совсем близко.

Один охотник сказал: море летом забирает наше тепло, зимой — забирает холод. Охотники говорят, что на побережье не бывает больших холодов. Только пурга. И ветер. Иногда кажется, что ветер на Чукотке дуть может бесконечно долго.

— Ты глаза кита видел? — спросил меня Оттой.

— Нет. Близко на охоте не подходили. А вы видели?

Охота на китов с целью получения экономической выгоды, а отнюдь не пропитания. Добывать в промышленных масштабах и использовать китовое мясо в качестве пищи стали только со второй половины XX века.

Продукты китобойного промысла

Сегодня любой школьник знает, что китовый промысел начинался с добычи ворвани - китового жира, который использовался изначально для освещения, при изготовлении джута и в качестве смазочных материалов. В Японии ворвань применяли в качестве инсектицида против саранчи на рисовых полях.

Со временем изменилась технология вытапливания жира, пришли новые материалы. Ворвань уже не используется для освещения с тех пор, как появился керосин, но из нее получают вещество, необходимое для производства мыла. Используется она и как добавка к растительному жиру в приготовлении маргарина. Глицерин, как это ни странно, является побочным продуктом удаления жирной кислоты из ворвани.

Австралии удалось добиться решения Международного суда, запрещающего Японии вести в Антарктике китобойный промысел.

Охотится на китов Япония и у своих берегов, объясняя это традициями населения прибрежных деревень. Но аборигенный промысел разрешен только народам, для которых китовое мясо служит одним из основных видов продуктов питания.

Китобойный промысел в России

Дореволюционная Россия не была среди лидеров китового промысла. Добычей китов занимались поморы, жители Кольского полуострова и коренное население Чукотки.

Китобойный промысел в СССР долгое время, начиная с 1932 года, был сосредоточен на Дальнем Востоке. Первая китобойная флотилия «Алеут» состояла из китобазы и трех китобойных судов. После войны в Тихом океане работали 22 китобойных судна и пять разделочных береговых баз, а в 60-х годах - китобазы «Дальний Восток» и «Владивосток».

В 1947 году к берегам Антарктики вышла китобойная флотилия «Слава», которая была получена от Германии по контрибуции. В ее составе было перерабатывающее судно-база и 8 китобойцев.

В середине XX века в том регионе начали добычу китов флотилии «Советская Украина» и «Советская Россия», а немного позднее и «Юрий Долгорукий» с самыми крупными в мире плавучими базами, рассчитанными на переработку до 75 китов в сутки.

Дальний китовый промысел Советский Союз прекратил в 1987 году. Уже после распада Союза были опубликованы данные о нарушениях советскими флотилиями квот МКК.

Сегодня в рамках аборигенного промысла в Чукотском автономном округе ведется прибрежная добыча серых китов по квотам МКК и белух по разрешениям, которые выдает Росрыболовство.

Заключение

Когда был введен запрет на коммерческий промысел, начала восстанавливаться численность горбачей и синих китов в отдельных районах Мирового океана.
А вот популяции гладких китов в северном полушарии по-прежнему находятся под угрозой полного вымирания. Такие же опасения вызывают гренландские киты Охотского моря и в северо-западной части Тихого океана. Слишком поздно удалось остановить варварское истребление этих морских млекопитающих.

Краснокнижных серых китов на территории России добывать нельзя. Впрочем, есть одно исключение: коренные народы Севера, для которых вылов морских млекопитающих - это традиционный промысел. рассказывает, когда чукчи начали добывать китов и почему продолжают делать это до сих пор.

Жесть как она есть

Сначала может не происходить ничего целыми днями, в течение которых чукотские китобои сидят на берегу моря и пристально наблюдают, не появится ли вдалеке фонтанчик, который выбрасывает при всплытии кит, избавляясь от использованного на глубине воздуха.

И это сигнал: охотники садятся в лодки, берут на изготовку гарпуны и направляются к месту, где был замечен кит. Шансов уйти у него практически нет, ведь животное это достаточно медлительное, неспособное развить скорость моторного судна. Ничего романтичного в охоте на кита нет - это «убийство, совершенно первобытное», как писал в своем Facebook писатель , которому повезло лицезреть процесс воочию. Одни аборигены забивают животное гарпунами, другие стреляют в него из ружей, стараясь попасть в легкое. «Это было чистое рубилово. Мясо. Жесть как она есть», - вспоминал Багиров.

Чукотские китобои единственные в России имеют право добывать этих животных в рамках сохранения обычаев и традиционного уклада жизни северных народов - не в коммерческих целях. Из-за применения моторных лодок и современного оружия, конечно, этот промысел теперь выглядит совсем иначе, чем сто лет назад, но без него коренные жители утратят свою идентичность.

«Китов мы добываем для еды. А иначе мы будем голодать. И вот еще что - мы не можем жить без этой еды. Организм у нас так устроен. Как вы, русские, не можете без хлеба», - говорит один из них. О том, что организм чукчей требует китового мяса (как и организм русского человека - хлеба), можно поспорить, но оно действительно является одной из важнейших составляющих рациона этих людей. Многотонная туша серого кита способна кормить чукотский поселок всю зиму.

До нашей эры

Когда коренные народы Севера стали добывать китов? Сложно поверить, но, судя по всему, это произошло в XV-XIII веках до нашей эры. Именно этим временем датируются следы древней цивилизации, найденные на Чукотке, в селе Нунлигран, в 90-е годы прошлого века.

Исследователи, приехавшие в этот населенный пункт, обнаружили под слоем почвы добротную одежду и обувь из шкур морских животных, искусно сделанные лодки и дома. Оказалось, что древние люди создавали произведения искусства, имели собственную религию и жили по календарю.

Киты и другие морские животные играли очень важную роль не только в поддержании жизнедеятельности племени, но и в развитии цивилизации. Иметь достаточно мяса не только для пропитания, но и для заготовок на долгое время - значит располагать большим количеством времени для саморазвития и обустройства быта.

Ученые, исследовавшие древнюю культуру, отмечали, насколько тонко и аккуратно изготовлены бытовые предметы - ложки, иглы, посуда… Казалось, будто у этих людей было налажено фабричное производство!

Отдельного внимания заслуживает качество их охотничьего снаряжения. Например, в конструкции гарпунов использовались поворотные наконечники, к которым привязывался линь, крепившийся к лодке. Когда кит был загарпунен, наконечник срывался с древка, оставался в теле жертвы и за счет шпоры с обратной стороны вставал поперек раны - так, чтобы животное не могло уйти. Потом туша транспортировалась к берегу при помощи надувных поплавков из шкур нерпы.

Посланник бога

Поселение народа Уненен (так его назвали исследователи) было уничтожено три тысячи лет назад мощным землетрясением, но местные аборигены продолжали добывать морских животных. Самой желанной добычей был огромный гренландский кит, которого буквально боготворили, ведь его туша могла предоставить еду и топливо для небольшого поселения на целую полярную зиму. Из костей этого животного строили жилища, сушилы для лодок и сооружения религиозного назначения.

«Я думаю, бог или еще кто-то там наверху гренландского кита сделал специально для нас. В древности без него не выжить. Он и дом, и еда, и корм для собак, и тепло для людей. И потом, на китов глядеть очень интересно, но главное - полезно и необходимо, чтобы полноценным человеком и охотником стать. Киты дают нам спокойствие и красоту жизни», - рассказал коренной житель региона Николай Гальгаугье.

Сейчас аборигенам разрешается по квотам вылавливать небольшого серого кита, популяция которого относительно многочисленна, несмотря на то, что он, как и гренландский, занесен в Красную книгу. Тем не менее коренные жители, хотя и очень редко, ловят гренландских китов.

Фото: Robert King / Globallookpress.com

В последний раз это произошло в сентябре 2017 года. Тогда жители села Лорино поймали в Беринговом море 15-метрового гренландского кита - второго за последние три года. Ловили его полдня, а для того, чтобы поднять тушу на берег, пришлось собрать всю имеющуюся в населенном пункте технику. После этого кита разделали, а мясо его заморозили в холодильниках на зиму.

Понятно, что раньше никаких холодильников у аборигенов не было. Куски туши гренландского кита заквашивали и сохраняли в специальных полуподземных мясных ямах в незамороженном состоянии. А вот мясо серого кита хранить таким образом нельзя - протухнет. Поэтому его закладывали глубже, в вечную мерзлоту, которая и была своеобразным «холодильником».

Киты и самобытность

Так или иначе, традиционные промыслы влияют на популяцию краснокнижных китов. «Зеленые» всего мира борются за полный запрет добычи этих животных. Смогут ли прожить аборигены без китового мяса? Конечно, ведь в поселках есть магазины, на полках которых всегда есть еда. С голоду не помрут.

«Тогда зачем добывать китов, моржей и нерп? - задается вопросом в своем блоге путешественник Евгений Басов. - Аргумент - право народа на самобытность. Никто не вправе ограничивать этнос в вопросах самосохранения». Если запретить морской промысел коренному жителю Чукотки - куда он пойдет, в чем найдет смысл жизни? Без этого рода деятельности народ просто исчезнет, растворится в других.

«Большая часть чукчей и эскимосов живут в маленьких селах, в которых жили их родители, родители их родителей, - продолжает Басов. - В мировоззрении жителей побережья единственным правильным трудом считается профессия охотника. Он кормилец не только семьи, но и всей общины. Что может быть приятнее родителю, чем услышать от соплеменников: "Твой сын стал настоящим охотником" - и при этом показать на iPhone, как он гарпунит кита. Это круче, чем олимпийские медали, президентские гранты и тысяча ящиков сгущенки».

Понимают это и власти. В 2010 году государство предоставило общинам морских зверобоев Чукотки оборудование, необходимое для охоты, - ведь к тому времени имевшееся у них практически пришло в негодность. А поскольку никому, кроме коренных народов, этот промысел не нужен (он осуществляется исключительно в некоммерческих целях), поддерживать их самобытность больше некому.

За тысячи лет, на протяжении которых люди совершенствовали свои технологии, они стали умелыми рыбаками. Научились понимать привычки различных видов рыб и разработали внушительное количество способов обхитрить их. По мере накопления опыта мы начали увеличивать улов и охотится на более крупных животных, выходя уже далеко в море. И скоро обратили внимание на китов – самых крупных в мире животных.

По большей части китобойный промысел использует мощные гарпунные пушки и гигантские рыболовецкие суда, где можно обработать огромные туши. В наши дни лишь немногие страны массово охотятся на китов: это в основном Япония и Норвегия. В других странах, включая Англию и Америку, в прошлом также участвовавших в крупном китобойном промысле, из-за серьезного урона, который был нанесен популяции китов, эта деятельность была запрещена. Но до сих пор существует несколько народностей, которые продолжают охотится на китов, используя древние, традиционные методы. Туземные рыболовецкие деревни можно встретить в Арктике и Карибском бассейне. Но самой удивительной является деревня Ламалера на индонезийском острове Лембата.

Расставленные в наиболее удобных местах вокруг деревни наблюдательные посты дают возможность просматривать горизонт в поисках признаков появления кашалотов. Как только раздадутся крики ” Балео, балео! “, охотники быстро принимаются за работу, стаскивая свои лодки с берега и стремительно выходя в море, чтобы начать охоту на кашалотов. Как только лодка подойдет достаточно близко к появляющемуся на поверхности киту, гарпунщик спрыгивает с носа лодки и, наваливаясь всем своим весом, вонзает бамбуковый гарпун поглубже в спину кита. Загарпуненный кит ныряет в море, чтобы уйти, и тянет лодку за собой, а часто даже утягивает ее под воду, вынуждая всю команду плыть к соседнему, страхующему судну. Но лодки сконструированы таким образом, что даже будучи частично затопленными, остаются на поверхности. Постепенно кит устает тащить лодку, и каждый раз, когда он всплывает на поверхность, чтобы подышать, к нему подплывают другие лодки, с которых рыбаки атакуют добычу гарпунами и дротиками.

Охота на китов может длится часами, но в конце концов борьба и потеря крови лишают кита сил. Тогда мужчины прыгают в воду, взбираясь на огромную тушу и добивают кита, глубоко вонзая ножи в его хребет. Такой изнурительный процесс может выглядеть со стороны страшно и отвратительно, но в отличии от промышленного китового промысла эта битва не односторонняя. Достигая 20 метров в длину, кашалот является самым крупным зубатым хищником и могучим противником. Запутаться в веревках и быть утащенным уходящим от погони китом или быть раздавленным ударом его хвостового плавника – это всего лишь парочка потенциальных смертельных опасностей, который таит подобный древний способ охоты на кита.


Как только завершена, гребцы направляют лодки назад, к деревне, привязав тушу животного к своим судам. когда охотники достигают берега, жители деревни собираются, чтобы разделать тушу и поделить мясо между всеми семьями.

Ни один, даже самый маленький кусочек, не пропадет. Любой излишек будет продан, чтобы купить другие продукты, или же мясо повесят сушиться, оставив его про запас. А жир используется для фонарей. В 1973 году Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН направила норвежское китобойное судно вместе с опытным персоналом К Карибским островам, чтобы помочь местным китоловам модернизировать процесс охоты. Но ламеранцы через три года вернулись к привычным, старым методам, поняв, что у них нет возможности чинить современное оборудование, а также потому, что они вылавливали слишком большое количество китов, превышающее их потребности.


В некоторых отношениях китобойные навыки ламеранцев мало отличаются от тех, которыми пользовались первые люди примерно 7000 лет назад. Почти все, что они используют во время охоты, сделано вручную. Деревенские жители до сих пор строят лодки традиционным способом: из дерева без гвоздей и металла, паруса сплетаются из пальмовых листьев, а веревки – из волокна растений.Строительство лодок – поворотный этап в истории человечества, позволивший людям уходить дальше в открытое море, что не только расширило возможности в удовлетворении потребностей в еде, но и открыло новые горизонты для освоения неизведанных земель и ведения торговли по всему миру.