«Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» - Фрэнсис Бэкон

История первой книги на Руси берет свое начало с эпохи правления царя Ивана Грозного, того самого царя, мифы и слухи о котором весьма преувеличены — с точки зрения его «суровости».

А ведь именно при нем на Руси открывается первая типография — более чем 450 лет назад. Стоит ли считать личной заслугой царя Ивана в стремлении Великой Руси развиваться духовно и умственно — можно только догадываться, но как-то радостно за сурового царя, что запомнился он с разных сторон, и уж точно злобным самодуром Иван Васильевич не был.

А самыми очевидными причинами в учреждении первой типографии были, как и у всякого «здравомыслящего» государства — необходимость в развитии, расширение территорий, развитие в хозяйстве и торговле и т.д. Но как известно, любое развитие — это вторичный процесс, или же конечный результат. Возглавляют эту бесхитростную цепочку — «знания». А для реализаций государственных планов, амбиций и идей знаний требовалось в пропорциональных объемах государственного развития.

Великой Руси, требовалось все больше знаний во всевозможных экономических и политических направлениях и областях, в том числе для духовного обогащения.


Необходимость печатных изданий возникла из-за несовершенства рукописных копий. Переписанные от руки книги, в большинстве случаев искажали информацию, а порой, даже смысл рукописи. Население росло, количество рукописных книг увеличивалось, а их качество стремительно снижалось. Доверие людей к переписчикам быстро иссякло, потому что никто не хотел читать дорогостоящие, не правдивые рукописи со скудным смыслом.

В 1563 году первопечатниками на Руси стали Петр Мстиславец и Иван Федоров. Самым первым, точно датированным печатным изданием стала книга «Апостол», которая, в те времена, считалась основным учебником для изучения духовенства. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне. «Апостол» – это не просто книга, а своеобразная «Азбука» для церковно-приходских школ царских времен.


Репродукция картины художника Г. Лисснера «Иван Грозный у первопечатника Ивана Фёдорова».

Процесс выпуска книги «Апостол» оказался тяжелым и достаточно творческим, и занял у печатников целый год кропотливого труда. Они отливали шрифты, создавали и улучшали печатное оборудование, старательно внедряли новые техники печатания, и смогли явить всему миру настоящий шедевр!

Бумагу для книги везли из Франции, она отличалась тем, что была тонкая и очень прочная. Буквы в книге выполнены в рукописном стиле, это означает, что печатники вылили специальный шрифт который был привлекателен своей красивой формой, завитками и линиями. А для удобства читателей, Петр и Иван придумали равномерные пробелы между словами, отступы от края страницы, которые были одинаковы слева и справа.

Петр и Иван стали настоящими первопроходцами в печатном деле, ведь в книге «Апостол», они сделали гравюры, которые переработали на собственный творческий лад. Первые гравюры послужили развитию иллюстрирования в книгах.


Первая печатная книга на Руси «Апостол»

«Апо­стол», как и Еван­ге­лие, бы­то­вал на Ру­си в двух ос­нов­ных ва­ри­ан­тах - в одном тек­сты рас­по­лагались по­сле­до­ва­тель­но (к не­му от­но­сит­ся и книга Ива­на Фе­до­ро­ва), в другом размещались в по­ряд­ке чте­ний цер­ков­но­го ка­лен­да­ря. На Ру­си бы­ло при­ня­то бо­га­то укра­шать ру­ко­пис­ные «Апо­сто­лы».

«Апо­стол» по сво­е­му по­ли­гра­фи­че­ско­му оформ­ле­нию на дол­гие го­ды стал об­раз­цом для кни­го­из­да­те­лей. Рас­по­ло­же­ние тек­ста на пе­чат­ной по­ло­се, укра­ше­ние кни­ги ор­на­мен­ти­кой и гра­вю­рой с изоб­ра­же­ни­ем свя­то­го апо­сто­ла Лу­ки за­ло­жи­ли ос­но­вы по­ли­гра­фи­че­ско­го ма­стер­ства на не­сколь­ко сто­ле­тий, ко­то­рым сле­до­ва­ли не толь­ко ти­по­гра­фии в Рос­сии, но и кни­го­из­да­те­ли ки­рил­ли­че­ской кни­ги за ее пре­де­ла­ми.

Миновали столетия, гравюры превратились в картинки и стали ярким украшением печатных изданий, в особенности детских. Шрифт стал стандартным и намного более понятным, чем пять веков тому назад.

Первая печатная книга на Руси до сих пор является реликвией нашей Великой Державы. Древнее издание «Апостол» – это родоначальник печатной промышленности, которая шаг за шагом вела общество к прогрессу, новым знаниям и самопознанию.

Важной вехой в развитии письменности и словесности стало книгопечатание на Руси. С развитием государственности острым стал вопрос недостатка книг. Письменные образцы были, но их создание занимало много времени.

В Европе в этот период (середина 16 столетия) уже существовали печатные станки. понимал бесценную роль книги в процессе становления государства. Он поспособствовал основанию первой типографии в Москве.

Для работы над первым печатным изданием были привлечены самые образованные люди того времени. Целью молодого царя было объединение большого количества православных народов на одной территории и в одно государство. Нужно было повсеместное церковное и светское просвещение, следовательно, священство и просветители нуждались в качественном печатном издании.

Вконтакте

Первая русская печатная книга – история создания

Подготовка к печатанию первоначального источника знаний заняла в общей сложности целое десятилетие. Созданию первого экземпляра печатного искусства предшествовало долгое строительство и обустройство типографии.

В 1563 году книгопечатник и изобретатель Иван Федоров и его верный друг и ученик Петр Мстиславец приступили к напечатанию уникальной, не имеющей аналогов в то время книги, которая называлась «Апостол».

Над первым изданием книгопечатники корпели целых 12 месяцев. Печатник Иван Федоров вложил в свое детище все знания и умения, которые он стяжал в течение всей жизни. Первый нерукописный экземпляр получился поистине шедевром.

Увесистый том был в окладе из дерева, которое создатели обтянули тонкой кожей с изумительным золотым тиснением. Большие заглавные буквы украшали невиданные травы и цветы.

Первое издание было датировано 1 марта 1564 года. Позднее эту дату стали считать годом основания российской книжной печати. В современной истории Российского государства день православной книги празднуется 14 марта. «Апостол» сохранился до 21 века в неизменном виде, и находится в Московском историческом музее.

Начало книгопечатания в России

Как только первая книга московской типографии «Апостол» («Деяния и послания Апостолов») увидела свет, старорусские первопечатники приступили к созданию нового церковного издания под названием «Часовник». На это произведение печатного искусство был потрачен не год, а всего лишь несколько недель.

Параллельно созданию церковных книг, шла работа над первым русским учебником «Азбукой». Детская книга появилась в 1574 году.

Таким образом, в 16 веке на Руси зародилась и основалась книжная печать, появились первые нерукописные церковные книги. Создание детского учебника было очень важным этапом в развитии славянской письменности и словесности.

Кто напечатал первые книги в России

Основоположником книжной печати на Руси стал изобретатель Иван Федоров. Человек даже по современным меркам был очень образованный и увлеченный. Мужчина получил образование в университете в городе Кракове (ныне территория современной Польши). Кроме родного, владел еще двумя языками – латынью и древнегреческим.

Мужчина хорошо разбирался в столярном, малярном, литейном ремеслах. Сам нарезал и выплавлял матрицы для букв, делал переплеты для своих книг. Эти навыки помогли ему полностью овладеть процессом книжной печати. В наши дни упоминание о первом российском книгопечатании зачастую связано с именем Ивана Федорова.

Первая типография на Руси – ее создание и развитие

В 1553 году в Москве по приказу государя Ивана Грозного была основана первая типография. Помещение печатни, так называли типографию в древности, находилось рядом с Кремлем, неподалеку от Никольского монастыря, и было построено на денежные пожертвования самого правителя.

Во главе типографии поставили диакона церкви Ивана Федорова. 10 лет ушло на обустройство здания древней типографии и создание типографского оборудования. Помещение книгопечатницы было каменным, и в народе именовалось как «изба-печатня».

Здесь было создано первое печатное издание «Апостол», позже напечатана первая «Азбука» и «Часовник». Уже в 17 веке было напечатано более 18 наименований книг.

Позже печатник Иван Федоров со своим помощником, по навету недоброжелателей, будут вынуждены бежать из Москвы, спасаясь от гнева царя. Но оборудование первопечатникам удастся спасти и вывести с собой за пределы княжества Московского. Первая типография на Никольской улице будет сожжена книгоборцами.

Вскоре Иван Федоров откроет новую типографию во Львове, где выпустит еще несколько изданий «Апостола», во вступлении к которому книгопечатник расскажет о гонениях недоброжелателей и завистников.

Первый печатный станок Ивана Федорова

Первое оборудование для книгопечатания было крайне незатейливым: станок и несколько наборных касс. Основу древнего печатного станка составлял винтовой пресс. Станок Ивана Федорова дожил до наших дней.

Лицезреть эту ценность, прикоснуться к истории, вдохнуть седую древность можно во Львовском историческом музее. Вес станка составляет около 104 кг. Шрифт был построен таким образом, чтобы походить на письменные буквы. Он был приближен к понятному простому русскому человеку ручному письму. Соблюден наклон вправо, буквы ровные, одинакового размера. Поля и расстояния между строками четко соблюдены. Заглавие и прописные буквы печатались красной краской, а основной текст – черной.

Использование двухцветной печати – изобретение самого Ивана Федорова. До него никто в мире не использовал несколько цветов на одной печатной странице. Качество печати и материалов настолько безукоризненное, что первая печатная книга «Апостол» дожила и до наших дней и находится в Московском историческом музее.

В 16 веке было два знаменательных события для истории Москвы, а впоследствии и для истории Руси – строительство собора Ивана Блаженного в столице и создание печатного станка Иваном Федоровым.

Первые учебники на Руси

Развитие образования было делом важным для становления Российского государства. Книги, переписанные вручную, отличались большим количеством ошибок и искажений. Их авторы не всегда были хорошо образованы сами. Поэтому для обучения детей грамоте понадобились хорошо читаемые, понятные, нерукописные учебники.

Первой книгой для обучения детей грамоте стал печатный том Ивана Федорова «Часовник». Довольно продолжительное время дети учились читать именно по этой книге. До наших дней дошли два экземпляра этого издания. Один том находится в Бельгии, другой – в Ленинградской библиотеке. Позже в Москве будет напечатана «Азбука», ставшая первым учебником для детей. На сегодняшний день этот редкий экземпляр древнего книгопечатания находится в США.

Царь Иван Грозный, при всем неоднозначном к нему отношении, понимал, что не построить сильного развитого государства без умных образованных людей. Необходимо идти в ногу со временем и не отставать от передовых государств. Источником истинных правдивых знаний во все времена была и будет книга. Только читающие, грамотные, образованные люди смогут построить передовую державу и внедрить технологии, согласно требованиям времени.

Основатель книгопечатания на Руси – Иван Федоров – гений своего времени, который смог сдвинуть Россию с точки невежественности и скудоумия, направить ее по пути просвещения и развития. Несмотря на опалу и гонения, обрушившиеся на него, Иван Федоров не оставил дело своей жизни и продолжал работать на чужбине. Его первые печатные издания стали основой письменности и словесности 16–17 веков.

В данном задании вам необходимо записать когда и кто напечатал первую книгу на Руси.

Появление первой книги на руси

  • Первые книги, написанные рукой . Известно, что первые книги начали писать ещё в давние времена. Сначала книги писали рукой. Даже известно, что было большое множество библиотек с такими книгами.
  • Металлические буквы . По рассказам говорится, что с середины XV столетия немец Иоганн Гутенберг решил напечатать книгу металлическими буквами. Благодаря этим буквам, он печатал слова, для этого он покрывал их краской и с помощью пресса получались отпечатки на листке бумаги. Именно так получили происхождения первые печатные книги.
  • Первая книга . Самой первой русской книгой, которой является букварь. Была она напечатана Иваном Фёдоровым во Львове. Как известно, это было в 1574 году.
  • Способ написания книги. Для того чтобы напечатать книгу использовали весьма примитивный метод: использовали деревянные буквы - печатки, которые составляли в слова, далее слова составляли в строчки, а строчки составляли в страницы. При этом каждую из таких страниц смазывали краской, а затем к ней прижимали белый лист бумаги. Далее, из полученных напечатанных листов сшивали книги. При этом эти книги были как рукописные. Самым важным является то, что благодаря данному способу возможно было за небольшое время напечатать несколько десятков, а то и сотен страниц. Далее вместо деревянных букв - печатки начали появляться металлические буквы, постепенно их заменяя. Затем спустя время были придуманны печатные станки, а уже потом печатные машины.

Издатель первой точной датированной печатной книги

Иван Фёдоров - является одним из первых русских книгопечатников. По традиции часто называется «первым русским книгопечатником». Иван Фёдоров является издателем первой точно датированной печатной книги "" Апостол"" в Русском царстве, а также основателем типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой.

Известно, что родился он между 1510 и 1530 годами. Но, к сожалению, нет точных сведений о дате и месте его рождения. Тем неменее, сам Фёдоров писал о Москве как о своём «отечестве и роде» и в переписке добавлял к своему имени «москвитин», даже когда уже жил в Великом княжестве Литовского.

Современную жизнь невозможно представить без того изобретения, которое подарил миру простой немецкий ремесленник Книгопечатание, основателем которого он стал, до такой степени изменило ход мировой истории, что по праву отнесено к величайшим достижениям цивилизации. Его заслуга столь велика, что незаслуженно забываются те, кто ещё за много веков до этого создавал основу будущего открытия.

Оттиск с деревянной доски

История книгопечатания берёт своё начало в Китае, где ещё в III веке вошла в употребление техника так называемой штучной печати - оттиск на текстиле, а позже и на бумаге различных рисунков и коротких текстов, вырезанных на деревянной доске. Такой метод получил название ксилографии и из Китая быстро распространился по всей Восточной Азии.

Следует отметить, что печатные гравюры появились значительно раньше, чем книги. До наших дней дошли отдельные образцы, выполненные уже в первой половине III века, когда в Китае правили представители В этот же период появилась и техника трёхцветной печати на шёлке и бумаге.

Первая ксилографическая книга

Создание первой печатной книги исследователи относят к 868 году - именно эта дата стоит на самом раннем издании, выполненным в технике ксилографии. Она появилось в Китае и представляла собой сборник религиозно-философских текстов, озаглавленный «Алмазная сутра». Во время раскопок храма Кёнджи в Корее был найден образец печатного изделия, выполненныйпочти на столетие раньше, но, в силу некоторых особенностей, он относится, скорее, к разряду амулетов, чем книг.

На Ближнем Востоке штучная печать, то есть, как было сказано выше, выполненная с доски, на которой вырезался текст или рисунок, вошла в употребление в середине IV столетия. Ксилография, называемая по-арабски «тарш», получила распространение в Египте и своего расцвета достигла к началу X века.

Данный метод применялся главным образом для печатания текстов молитв и изготовления письменных амулетов. Характерной особенностью египетской ксилографии является использование для оттисков не только деревянных досок, но и изготовленных также из олова, свинца и обожжённой глины.

Появление подвижного шрифта

Однако, как бы ни совершенствовалась технология штучной печати, её главным недостатком была необходимость для каждой очередной страницы заново вырезать весь текст. Прорыв в этом направлении, благодаря которому история книгопечатания получила значительный импульс, произошёл также в Китае.

По сообщению выдающегося учёного и историка прошедших веков Шэнь Ко, китайскому мастеру Би Шену, жившему в период с 990 по 1051 год, пришла в голову идея сделать из обожжённой глины подвижные литеры и поместить их в специальные рамки. Это позволяло набирать из них определённый текст, а после печатанья необходимого количества экземпляров рассыпать и использовать заново в иных сочетаниях. Так был изобретён подвижный шрифт, используемый вплоть до наших дней.

Однако эта гениальная идея, ставшая основой всего будущего книгопечатания, не получила в тот период должного развития. Объясняется это тем, что в китайском языке существует несколько тысяч иероглифов, и изготовление такого шрифта представлялось слишком затруднительным.

Между тем, рассматривая все этапы книгопечатания, следует признать, что наборными литерами впервые воспользовались не европейцы. Известна сохранившаяся до наших дней единственная книга религиозных текстов, изготовленная в 1377 году в Корее. Как установили исследователи, она была отпечатана с использованием технологии подвижного шрифта.

Европейский изобретатель первого печатного станка

В христианской Европе техника штучной печати появилась около 1300 года. На её основе производились всевозможные религиозные изображения, выполненные на ткани. Они были подчас достаточно сложными и многоцветными. Примерно через столетие, когда бумага стала относительно доступной, на ней стали печатать христианские гравюры, и параллельно с этим - игральные карты. Как это ни парадоксально, но прогресс печатного дела послужил одновременно и святости, и пороку.

Однако в полной мере история книгопечатания начинается с изобретения печатного станка. Эта честь принадлежит немецкому ремесленнику из города Майнца Иоганну Гутенбергу, разработавшему в 1440 году способ многократного нанесения оттисков на листы бумаги, используя при этом подвижные литеры. Несмотря на то что в последующие века первенство в этой области приписывалось иным изобретателям, у серьёзных исследователей нет оснований сомневаться в том, что появление книгопечатания связано именно с его именем.

Изобретатель и его инвестор

Изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовил из металла буквы в их перевёрнутом (зеркальном) виде, а затем, набрав из них строки, делал на бумаге оттиск при помощи специального пресса. Как и у большинства гениев, у Гутенберга были блестящие идеи, но отсутствовали средства на их реализацию.

Чтобы дать жизнь своему изобретению, гениальный ремесленник был вынужден обратиться за помощью к майнцкому дельцу по имени Иоганн Фуст и заключить с ним договор, в силу которого тот был обязан финансировать будущее производство, а за это имел право получать определённый процент от прибыли.

Компаньон, оказавшийся ловким дельцом

Несмотря на внешнюю примитивность используемых технических средств и отсутствие квалифицированных помощников, изобретатель первого печатного станка сумел в короткий срок изготовить целый ряд книг, наиболее известной из которых является знаменитая «Библия Гутенберга», хранящаяся в музее города Майнца.

Но уж так устроен мир, что в одном человеке редко уживается дар изобретателя с навыками хладнокровного дельца. Очень скоро Фуст воспользовался невыплаченной ему в срок частью прибыли и через суд прибрал к рукам всё дело. Он стал единоличным собственником типографии, и этим объясняется тот факт, что в течение длительного времени именно с его именем ошибочно связывали создание первой печатной книги.

Иные претенденты на роль первопечатников

Как уже говорилось выше, очень многие народы Западной Европы оспаривали у Германии честь считаться основателями книгопечатания. В связи с этим упоминается несколько имён, среди которых наиболее известны Иоганн Ментелин из Страсбурга, сумевший в 1458 году создать типографию, подобную той, которая была у Гутенберга, а также Пфистер из Бамберга и голландец Лоренс Костер.

Не остались в стороне и итальянцы, утверждающие, что их соотечественник Памфилио Кастальди является изобретателем подвижного шрифта, и что именно он передал свою типографию немецкому коммерсанту Иоганну Фусту. Однако никаких серьёзных доказательств подобного утверждения представлено не было.

Начало печатания книг в России

И, наконец, остановимся подробнее на том, как развивалась история книгопечатания на Руси. Хорошо известно, что первой печатной книгой Московского государства является «Апостол», изготовленный в 1564 году в типографии Ивана Фёдорова и Оба они являлись учениками датского мастера Ганса Миссенгейма, присланного королём по просьбе царя Ивана Грозного. В послесловии книги указано, что их типография была основана в 1553 году.

Как утверждают исследователи, история книгопечатания в Московском государстве получила развитие в результате того, что возникла острая необходимость в исправлении многочисленных ошибок, вкравшихся в тексты религиозных книг, долгие годы копировавшихся от руки. По невнимательности, а подчас и умышленно переписчики вносили искажения, которых с каждым годом становилось всё больше.

Состоявшийся в 1551 году в Москве церковный собор, получивший название «Стоглавого» (по количеству глав в его заключительном постановлении), издал указ, на основании которого все рукописные книги, в которых были замечены ошибки, изымались из пользования и подлежали исправлению. Однако зачастую подобная практика приводила лишь к новым искажениям. Вполне понятно, что решением проблемы могло быть лишь повсеместное введение печатных изданий, многократно тиражирующих оригинальный текст.

Об этой проблеме были хорошо осведомлены за границей, и поэтому, преследуя коммерческие интересы, во многих европейских странах, в частности, в Голландии и Германии, наладили печатание книг из расчёта на их сбыт среди славянских народов. Это создало благоприятную почву для последующего создания целого ряда отечественных типографий.

Российское книгопечатание при патриархе Иове

Ощутимым толчком для развития печатного дела на Руси явилось учреждение в ней патриаршества. Первый предстоятель Русской православной церкви патриарх Иов, занявший престол в 1589 году, с первых дней начал прилагать усилия для обеспечения государства надлежащим количеством духовной литературы. В период его правления книгопечатанием заведовал мастер по фамилии Невежа, выпустивший в свет четырнадцать различных изданий, по своим характерным особенностям весьма близких к «Апостолу», который отпечатал Иван Федоров.

История книгопечатания более позднего периода связана с именами таких мастеров, как О. И. Радищевский-Волынцев и А. Ф. Псковитин. Из их типографии вышло много не только духовной литературы, но и образовательных книг, в частности, пособий по изучению грамматики и освоению навыков чтения.

Последующее развитие печатного дела в России

Резкий спад в развитии типографского дела произошёл в начале XVII века и был обусловлен событиями, связанными с польско-литовской интервенцией и получившими название Смутного времени. Часть мастеров была вынуждена прервать своё занятие, а остальные погибли или покинули пределы России. Возобновилось массовое книгопечатание лишь после восшествия на престол первого государя из Дома Романовых - царя Михаила Фёдоровича.

Не остался равнодушным к типографскому производству и Пётр I. Посетив во время своего европейского вояжа Амстердам, он заключил с голландским купцом Яном Тессингом договор, по которому тот имел право производить печатную продукцию на русском языке и привозить её для сбыта в Архангельск.

Кроме того, государем был дан заказ на изготовление нового гражданского шрифта, вошедшего в повсеместное употребление в 1708 году. Спустя три года в Санкт-Петербурге, готовящемся стать столицей России, была учреждена самая большая в стране типография, ставшая впоследствии синодальной. Отсюда, с берегов Невы, книгопечатание зашагало по всей стране.

Публикации раздела Литература

«Апостол» - первая датированная печатная книга на Руси

В марте 1564 года вышла первая печатная датированная книга - «Апостол». С нее началась история книгопечатания в России. Вспоминаем интересные факты об «Апостоле» и его издателях.

Книги «От руки»

Иван III Васильевич. Портрет из «Царского титулярника». XVII век.

Титульная страница рукописи «Стоглава» из Главного собрания библиотеки Троице-Сергиевой лавры.

Первопечатник Иван Федоров. Иван Томашевич. 1904 г.

Книгопечатанию в России предшествовала эра рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора». Чтобы в книгах не появлялись ошибки и отступления от церковных норм, правила работы «списателей» священных текстов опубликовали в Стоглаве 1551 года. Сборник также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.

«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных - все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде».

Иван Федоров, послесловие к «Апостолу»

Первая типография на Руси

Приступить к решению проблемы в масштабах страны помог прогресс. Столетием ранее был изобретен печатный станок, позже он появился и в России. В середине ХVI века на Руси были изданы несколько «анонимных» - без указания издателя - книг религиозного содержания. Это были три Евангелия, две Псалтыри и Триодъ. В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор - неподалеку от Кремля, на Никольской улице. Из зданий первой типографии сохранилось самое старое - «правильня» или корректорская.

По приказу государеву «изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Федоров был широко образован: он знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Почему именно «Апостол»

Памятник Ивану Федорову, Москва. Фотография: artpoisk.info

«Апостол», 1564 г. Обложка книги. Фотография: mefodiya.ru

Место бывшего печатного двора, Москва. Фотография: mefodiya.ru

Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, - часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.

Печать столь серьезной книги требовала тщательной подготовки. Для нового начинания Ивану Федорову понадобились помощники - среди них был Петр Мстиславец, которого также считают одним из первых книгопечатников на Руси. Сначала все учились набирать текст и печатать его. Федоров с помощниками делали формы для каждой буквы, отливали все новые и новые свинцовые литеры разных шрифтов и вырезали деревянные орнаменты для украшения глав. За процессом подготовки следил лично государь.

Особенно старательно Иван Федоров и митрополит Макарий отбирали первоисточник - варианты рукописных «Апостолов» присылали из монастырей. При Печатном дворе открыли «справную палату», где готовили образец для печати. Проработки требовал и сам текст книги.

«Надо сказать, что Иван Федоров «облегчил» книгу, устранив из нее многие служебные материалы, не входившие в канонический текст, но по традиции помещавшиеся в рукописных Апостолах. Это всевозможные предисловия, толкования и пр.».

Евгений Немировский, ученый-книговед, доктор исторических наук

От царского повеления запустить печатный станок до самой печати прошло почти десять лет. Лишь в апреле 1563 года мастера принялись изготавливать саму книгу.

Работа над книгой

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI века - некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу - тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой - 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным - около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Произведение полиграфического искусства ХVI века

Фронтиспис и заглавная страница «Апостола». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным - киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.

При столь традиционном оформлении в «Апостоле» появился и новый элемент декора: гравированный фронтиспис - рисунок, размещенный на одном развороте с титульным листом. На нем изображена фигура евангелиста Луки в арке на двух колоннах.

«В прошлом году ввели они у себя печатание… и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве» , - отметил работу московских печатников в 1564 году итальянский аристократ Рафаэль Барберини, побывавший в те годы в России.

Годы подготовки и скрупулезная работа над книгой себя оправдали: исследователи не обнаружили в книге ни одной ошибки или опечатки.

Автор послесловия рассказывал о великом церковном строительстве «по всем градом» Московской Руси, особенно «в новопросвещенном месте во граде Казани и в пределах его», и потребности в печатных церковных книгах, не искаженных переписчиками: «все растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в разуме».

Другие книги Ивана Федорова

Спустя год после выхода «Апостола» Иван Федоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Книга вышла двумя «заводами», то есть изданиями. На работу первопечатник потратил около трех месяцев, после чего уехал из Москвы во Львов.

«…Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»

Иван Федоров

Позже он издал еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник - «Азбуку», следуя своему жизненному принципу - «рассевать семена духовные». Еще одну книгу Иван Федоров выпустил в типографии города Острога в 1581 году - Острожскую Библию.