Сергей Михалков

Как старик корову продавал

(изложение русской народной сказки)


На рынке корову старик продавал,
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.

Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!

Уж больно твоя коровёнка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!


- Да мы молока не видали пока...

Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!

Жизнь одной добродушной коровы имела огромное значение для мальчика Васи Рубцова, сына хозяина данного животного. Изо дня в день мальчик приходит к корове в сарай, где она живет. Она не имеет клички, ее просто называли корова. Отец Васи имея опасения по поводу здоровья теленка - сына коровы, отправился к ветеринару, отчего корова очень тосковала.

Временное отсутствие отца для Васи означало тревожную мысль о теленке и о том, что ему необходимо встретить поезд 406, который скоро должен прийти на перон. Мальчик проявил себя весьма смышленым и знающим в технических деталях. Машинист поезда был очень удивлен в знаниях мальчика и угостил его за помощь двумя яблоками.

Возвратившийся отец объясняет Васе, что теленка пришлось продать на убой. Цена на него была приемлемой, хотя он сам и рад был оставить его, но обстоятельства жизни были на тот момент иные. Мальчик огорчившись вернулся в сарай к корове и с большой досадой утешал ее от тоски по ее совсем еще маленьком теленке. Он понимал, что корове еще тяжелее, мучительно непонятное состояние преобладала в ней. Она ждала и надеялась на возвращение теленка. Мальчик это знал, но ничем не мог помочь, чтобы облегчить ее утрату.

Проходили дни, недели, корова становилась еще печальней, равнодушной к солнцу, траве, прогулкам по лугам и полям. Однажды она совсем пропала, поиски не давали результата. Семья Васи рассчитывала на приобретение нового животного, новой коровы, ведь нужно было продолжать жить. Однако, корова вернулась, только после этого случая молоко больше не пребывало к ней, хотя труд ее был полезен в быту, колхозе.

Однажды, возвращаясь со школы Вася обратил внимание на состав поезда и машиниста, которому он помогал. Вместе с отцом они доставали из-под поезда корову, которая по непонятным причинам не сошла с рельсов и погибла. Мальчик был расстроен, поник в недоумении. Это событие стало одним из первых близких потерь. Школьное сочинение написанное Васей было именно о той корове, которая являлась не только животным для жизнедеятельности людей, но для него она была нечто большим. Она вызвала много эмоций, чувств у мальчика, которые формируют правильные мысли, образы о жизни. Каждый раз вспоминая о ней, его сердце наполнялось тоской и печалью оттого, что некоторые события в жизни неизменны. Общение с коровой позволило развивать такие качества как любовь, вера, терпимость. Лучшие чувства рождаются там, где можно их проявить и Вася знал это.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платонов. Все произведения

  • В прекрасном и яростном мире
  • Корова
  • Юшка

Корова. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Лондон Морской волк

    Океан полон опасностей, но и на нем есть свои маленькие мирки, на которых живут люд, пытающиеся как-то выжить, чтобы просто хотя бы жить.

  • Краткое содержание Ремарк Ночь в Лиссабоне

    События, изложенные в романе, переносят читателя в столицу Португалии - Лиссабон. Идет 1942 год, вторая мировая война в самом разгаре. Нацисты, пришедшие к власти в Германии, преследуют представителей национальных меньшинств

  • Краткое содержание Умберто Эко Маятник Фуко

    В произведении «Маятник Фуко», созданном итальянским писателем Умберто Эко, повествуется о трёх товарищах. Юноша по имени Казобон воспылал романтическими чувствами к уроженке Бразилии - Ампаро. Влюблённые переехали на родину девушки.

  • Краткое содержание Корзина с еловыми шишками Паустовского

    Однажды Дагни Педерсен собирала шишки в лесу и встретила известного композитора Эдварда Грига. Они начали разговаривать, и Григ пообещал ей через 10 лет сделать презент.

  • Краткое содержание Кавказский пленник Пушкина

    В черкесский аул приводят полумертвого молодого русского. Пленник приходит в себя и чувствует, что закован в кандалы. Он в отчаянии. Аул пустынен, все черкесы в поле. Молодой пленник вспоминает жизнь в России: он узнал на родине любовь и дружбу

В этом рассказе идет речь о добром и трудолюбивом школьнике Васе Рубцове. Мальчик любил ходить в школу, с удовольствием читал книги и хотел принести пользу в этот мир. Он жил со своим отцом и матерью недалеко от железной дороги. Отец его был железнодорожным сторожем. Васе нравились поезда с самого детства он разбирался в них и даже как-то помог машинисту паровоза справиться с неполадкой.

В их дворе располагался старый сарай, набитый дровами и старыми ненужными вещами. В этом сарае жила корова. Добрый мальчик Вася очень любил свою корову, он любил приходить к ней, гладить ее по шерсти и разговаривать с ней. У коровы был теленок, он приболел и Васин отец отправился с ним к ветеринару. Поздно вечером отец вернулся, но без теленка. Ему предложили хорошую цену за него и он согласился его продать.

Вася расстроился, он наведался к корове. Корова не переставала ждать своего сына, у нее был унылый вид. Мальчик долго гладил корову, однако она не реагировала на его ласки.

На следующий день, придя со школы, Вася подошел к корове и обнял ее, она резко дернулась, оттолкнула паренька и убежала в поле.

Вася со своей семьей до пол ночи ходили по окрестностям и звали свою кормилицу, однако она так и не отозвалась.
Проснувшись рано утром, ребенок глянул в окно и увидел свою любимую корову, она стояла возле ворот и ждала, когда ее впустят. С тех пор у коровы пропало молоко, она стала еще более угрюмой.

Днем корову выпускали в поле, однако, она мало двигалась, в основном стояла на месте. Однажды корова вышла на железнодорожное полотно, отец оттянул ее. Однако с тех пор Вася стал переживать за нее. И не напрасны были его опасения.

Как-то возвращаясь со школы он увидел товарный поезд напротив дома. Поезд сбил корову. Машинист объяснял, что долго сигналил ей, а затем экстренно затормозил, но было уже поздно. Мальчик был вне себя от горя. Отец продал мясо убитого животного.

В школе задали написать сочинение о какой-нибудь истории из своей жизни. Вася поведал о том, как любил свою корову, как отняли у нее теленка, о ее страданиях и гибели. Он рассказал, что она была их кормилицей, помогала вспахивать поле и возила кладь. В последних строках он написал, что никогда не забудет свою корову.
Рассказ учит читателя быть добрыми, заботливыми, милосердными и трудолюбивыми людьми.

Картинка или рисунок Корова

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Тургенев Накануне

    Начинается всё с разговора двух друзей. Андрей Берсенев тоскует перед лицом Природы, а Петр Шубин радуется жизни, советует поверить в Любовь. Без этого чувства в окружающем мире всё холодно

  • Краткое содержание Даль Девочка Снегурочка

    Жили на свете старик со старухой, и не было у них детей. Увидели они однажды, что соседские ребятишки снежки лепят, решили тогда старики себе ребенка слепить. Взяли комочек снега, занесли домой

  • Краткое содержание Коробейники Некрасова

    «Коробейники» - поэма Николая Некрасова, написанная в 1861 году. Она повествует о судьбе бродячих торговцев - коробейников. Свой товар они носили в коробе, который одевался за плечи как рюкзак, отсюда и их название.

  • Краткое содержание Тургенев Воробей
  • Краткое содержание Алексин Мой брат играет на кларнете

    В дневнике, конечно, передана детская непосредственность Жени. Сама она не может чем-то поразить окружающих, да и не пытается. Учится на тройки, ведь для Сестры великого музыканта оценки – ерунда. Зачем стараться? Ведь у неё гениальный брат

На рынке корову старик продавал,

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

Хозяин, продашь нам корову свою?

Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

Не много ли просишь, старик, за нее?

Да где наживаться! Вернуть бы свое!

Уж больно твоя коровенка худа!

Болеет, проклятая. Прямо беда!

Да мы молока не видали пока...

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

Корову продашь?

Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!

Да так ли? Уж выглядит больно худой!

Не очень жирна, но хороший удой.

А много ль корова дает молока?

Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не отдам никому,

Такая скотина нужна самому!

III. Подведение итогов урока

Вот и закончилась игра.

Расходиться нам пора...

На табло взгляните все -

Подведем итог игре.

(Подсчет «х» и «о». Награждение.)

IV. Рефлексия

Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Домашнее задание

Начать готовиться к выполнению проекта (с. 120 учебника).

Урок 108. Оценка достижений

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и ана­лизировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоя­тельно и в группе; оценивать свои достижения.

Оборудование: КИМы; выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Проводится тест или проверочная работа (на усмотрение учи­теля).

1) С.Я. Маршак

2) СВ. Михалков

3) Е.А. Благинина

4) А.Л. Барто

А2. Какое стихотворение написала Е.А. Благинина?

1) «Кукушка» 3) «В театре»

2)«Гроза днем» 4)«Если»

A3. Узнайте произведение по ключевым словам.

Сад, дом, забыли, загляденье.

1) «Гроза днем» 3) «Котенок»

2) «Разлука» 4) «Если»

А4. Вставьте пропущенные слова в отрывок.

Под стать неяркому деньку -

Простосердечный и...,

С утра до вечера: «Ку-ку!»

1) заунывный, отзывный

2) звонкий, отзывный

3) звонкий, созвучный

4) заунывный, созвучный

А5. В каком произведении говорится о том, как девочки ме­шали очень многим людям?

1) «Гроза днем» 3) «Котенок»

2) «Если» 4) «В театре»

В1. Отгадайте загадку и вспомните название стихотворения, которой оно соответствует.

Унылая старушка

Живет в лесной избушке,

Одно и то же говорит,

Один слог всю жизнь твердит.

1) «Котенок» 3) «В театре»

2) «Кукушка» 4) «Разлука»

В2. Какому произведению созвучна данная поговорка:

«Что наскучит, то и научит»?

1) «Гроза днем» 3) «Разлука»

2) «В театре» 4) «Кукушка»

ВЗ. Прочитайте отрывок из стихотворения «Рисунок» С.В. Михалкова и найдите среди прочитанных на уроке похожее.

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову.

Направо дождь, налево сад,

В саду пятнадцать точек,

Как будто яблоки висят,

И дождик их не мочит.

1) C.B. Михалков, «Если»

2) А.Л. Барто, «Разлука»

3) Е.А. Благинина, «Кукушка»

4) Е.А. Благинина, «Котенок»

Главный герой - мальчик, действие происходит в лесу; рассвет, туман.

1) СЯ. Маршак, «Гроза днем»

2) СВ. Михалков, «Если»

3) Е.А. Благинина, «Кукушка»

4) СЯ. Маршак, «В лесу над росистой поляной...»

С1. Как зовут Благинину?

1) Елена Алексеевна

2) Елена Александровна

3) Елизавета Алексеевна

4) Елизавета Александровна

1) СЯ. Маршак 3) Е.А. Благинина

2) А.Л. Барто 4) В.П. Астафьев

Родился он в Москве, школьные годы провел в Пятигорске. Первые свои стихи - обыкновенные «взрослые» - напечатал в ростовском журна­ле. Поэту было пятнадцать лет, и из редакции он получил письмо: «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи».

1) СЯ. Маршак 3) СВ. Михалков

2) А.Л. Барто 4) Е.А. Благинина

Вариант 2

А1, Какое стихотворение принадлежит СЯ. Маршаку?

1) «В лесу над росистой поляной...»

2) «В театре»

3) «Котенок»

А2. Кто написал стихотворение «Котенок»?

1) СВ. Михалков

2) А.Л. Барто

3) Е.А. Благинина

4) С.Я. Маршак

A3. Узнайте стихотворение по ключевым словам.

Гаммы, врач, командировка.

1) «Котенок» 3) «В театре»

2) «Разлука» 4) «Если»

А4. Вставьте пропущенные слова в отрывок из стихотворения.

В лесу над... поляной

Кукушка встречает рассвет.

Звучит, как вопрос и ответ.

1) росистой, стеклянный

2) солнечной, прекрасный

3) росистой, прекрасный

4) солнечной, стеклянный

А5. В каком произведении говорится о том, как плохо без са­мого близкого человека?

1) «В театре» 3) «Котенок»

2) «Разлука» 4) «Если»

В1. Отгадайте загадку, найдите произведение, которому она соответствует.

На блюдце с молоком

Он смотрит беспокойно:

Все дело в том, что он

Так до сих пор не понял -

Над ним, наверное, смеются!

Где мама? И причем здесь блюдце!

Ведь пить из блюдца сложно -

В нем захлебнуться можно!

Он мал для блюдца все же,

Пить сам еще не может!

О. Дружкова

1) «Разлука» 3) «Кукушка»

2) «Котенок» 4) «В театре»

В2. К какому из данных произведений можно отнести пого­ворку

«Радость прямит, кручина крючит»?

1) «В лесу над росистой поляной...»

2) «Гроза днем»

3) «Разлука»

4) «Котенок»

В3. Какие два стихотворения сходны по содержанию?

1) Е.А. Благинина, «Кукушка»

2) А.Л. Барто, «Разлука»

3) СВ. Михалков, «Если»

4) С.Я. Маршак, «В лесу над росистой поляной...»

В4. Узнайте стихотворение по его описанию.

Оно веселое, о детях. Раскрывает внутренний мир героя - ребенка, его фан­тазии и мечты.

1) С.Я. Маршак, «Гроза днем»

2) А.Л. Барто, «Разлука»

3) СВ. Михалков, «Если»

4) Е.А. Благинина, «Кукушка»

С1. Как зовут Михалкова?

1) Сергей Валентинович

2) Сергей Владимирович

3) Семен Владимирович

4) Степан Владимирович

С2. Найдите в данном списке «лишнего».

1) А.Л. Барто

2) СВ. Михалков

3) С.Я. Маршак

4) В.Ю. Драгунский

СЗ. О ком из писателей говорится в приведенном отрывке?

Училась она в самой обыкновенной московской школе. Там же и стихи писать начала. Еще в младших классах. Серьезные это были стихи - о влюбленных принцах! И лишь потом, когда стала постарше, написала для школьной стенгазеты веселые стихи о своих подружках. Они читали и громко смеялись, словно не о них, а о ком-то другом со­чинили эти эпиграммы...

1) А.Д. Барто 3) С.Я. Маршак

2) Е.А. Благинина 4) СВ. Михалков

2. Работа над проектом

Вы дома ознакомились с темами проектов (с. 120 учебника). Ваши предложения: с чего же нам начать работу?

Верно, надо разделиться на группы. Каждой группе поручить одно задание (оформление комнаты, составление или подбор тек­стов для инсценировок, составление конкурсных заданий, состав-пение вопросов для викторины, оформление пригласительных Гшлетов на праздник, подбор музыкальных произведений для сопровождения.) Обсудить весь проект. Обговорить очередность иданий, весь ход праздника. И после репетиции провести его.

III. Подведение итого в урока

Урок 109. Знакомство с названием раздела

Цели: познакомить учащихся с новым разделом; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать стихи выразительно, передавая настрое­ние с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание раздела; читать вслух с постепенным перехо­дом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправ­ляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование: выставка книг по теме; карточки (текст речевой разминки, задания, стихи).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение. Подумайте, как его можно на­звать. (О настоящем друге, или О друге.)

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце - ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но... если друга надо звать -

То вряд ли это друг...

В. Ватулко

Урок литературы в 4 классе.

Тема: С.В.Михалков «Как старик корову продавал»

Цель:

    формировать представление о жизни и творчестве С.В.Михалкова и особенностях его произведений;

    создание ситуации оптимального эмоционального восприятия сказки «Как старик корову продавал».

Задачи:

    развитие мышления, творческой деятельности, обогащение словарного запаса обучающихся;

    развитие речи, умение анализировать, делать выводы, находить главное в тексте, определять идею произведения, высказывать свое мнение;

    воспитывать чувства сострадания, отзывчивости; введение детей через литературу в мир человеческих отношений.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: фото С.В.Михалкова, флипчарт, РРТ «Блиц-турнир «Жизнь и творчество С.В.Михалкова»», отрывок мультфильма «Как старик корову продавал», спички, схема «Бурёнка» для творчества, «Яблоня» для проведения рефлексии.

Ход урока

    Организационный момент.

    Психологический настрой.

На доске висит высказывание «Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума». (Хилон)

Объясните смысл высказывания (мнения детей)

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

    Актуализация знаний обучающихся.

    С.Михалков. Жизнь и творчество. (РРТ «Ромашка»)

Обучающиеся выходят по - очереди к доске, «отрывают листья ромашки», отвечают на вопросы, записанные на лепестках. Далее один ученик обобщает все ответы, составляет краткую биографию писателя.

    Лучший знаток произведений Сергея Михалкова (флипчарт. Задание: соотнесите иллюстрации с соответствующими названиями произведений С.Михалкова)

    Работа над темой урока.

    Активизация познавательного интереса.

Разгадайте ребус, назовите сказку, с которой мы сегодня познакомимся.

(На доске) «Как продавал».

    Целевая установка.

Почему старик передумал продавать свою корову? На этот вопрос вы должны ответить после слушания сказки. (Чтение сказки учителем)

    Чтение сказки учителем.

    Проверка восприятия.

Понравилась ли вам сказка? Что именно оно вам понравилось?

    Подготовка к выразительному чтению.

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна ,

Но, видно , не нравилась людям она.

    Самостоятельное чтение обучающимися .(Работа в парах)

По мотивам этой сказки был создан мультипликационный фильм. Давайте просмотрим отрывок из мультфильма. Удалось ли автору мультфильма передать идею произведения С.Михалкова?

    Анализ прочитанного текста. Беседа по содержанию. Определение идеи сказки?

Почему старик не мог продать корову? Прочитай его диалог с покупателями.

Кто пришел ему на помощь? Как паренек расхвалил корову? Прочитай.

Почему хозяин передумал продавать свою корову?

Кто из героев тебе больше всего понравился? Почему?

Что показалось в сказке смешным, а что – поучительным?

    Просмотр мультфильма по произведению С.Михалкова «Как старик корову продавал».

    Инсценировка стихотворения. (***) (Оценивание хлопками)

    Творческая деятельность. Работа в группах.

Группа 1 (*)

Задание: На рисунке вы видите корову, у которой есть все, что полагается: голова, туловище, ноги, рога и хвост. Соберите из букв кличку коровы.

Группа 2 (**). Собираем пазл (кадр из мультипликационного фильма «как старик корову продавал»). Задание: собрать пазл и «подписать» его словами из текста.

Группа 3 (***) Придумайте продолжение истории. Соберите корову (бумагопластика)

Сможет ли старик продать свою корову?

Региональный компонент. Уколова Ольга рассказывает о пользе молока – мини – проект.

    Итог урока.

С каким произведением С.Михалкова мы познакомились сегодня на уроке?

Что на уроке вам показалось особенно интересным?

    Домашнее задание.

Придумайте сказку «Как старик …»

    Рефлексия «Бурёнка».

(Корова, цветные пятна.)

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

    Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к корове яркие пятна.

    Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – коричневые.

    А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – чёрные.

Приложение № 1

13 марта 1913 года родился в Москве в семье ученого птицевода Сергей

Владимирович Михалков. Отец Владимир Александрович имел юридическое образование, занимался восстановлением народного хозяйства. Мать Ольга Михайловна была сестрой милосердия и учительницей. Поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома, в обычную школу пошел учиться в 4 классе.

С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. С 1933 года стихи Михалкова печатают в журналах «Огонек», «Прожектор», «Известия», «Комсомольская правда». В 1935 году опубликована поэма «Дядя Степа». В 1936 году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки «Три поросенка». В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем- корреспондентом. В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С.В. Михалкова. В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый Гимн, и снова победил Михалков.

Он попробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов: «Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной». Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых и для детей. Папы, мамы бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Степу»- большого человека по прозванию «Каланча».

Приложение №2

***

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна ,

Но, видно , не нравилась людям она.

Б

У

Р

Ё

Н

К

А

Собери по схеме корову