Если вы хотите попробовать себя в настоящем искусстве фотографии, то первый вопрос, который перед вами встает – какую зеркальную камеру и объектив выбрать . В этой статье мы поговорим с вами о выборе объектива для зеркального фотоаппарата. Будем считать, что вы собираетесь купить фотокамеру Canon 450D .

Во-первых, вы должны понять, что все сразу и дешево купить не получится. Если вы приобрели или собираетесь купить недорогой зеркальный фотоаппарат , то и объектив, так сказать, для старта нужно покупать недорогой. Если вы хотите купить светосильный объектив, можно взять .

Это отличный портретный объектив с высокой светосилой. Кроме того, этот объектив научит вас видеть кадр и правильно компоновать его. И стоит он недорого – около 5 тыс. рос. рублей.

Если вы собираетесь снимать спортивные мероприятия, птиц в небе, зверей вдалеке, а также разные удаленные объекты, то вам подойдет любой модификации. Это отличный вариант по разумной цене (около 8 тысяч рублей).

Из широкоугольных объективов сложно подобрать недорогой вариант. Но не переживайте. Поначалу его с легкостью заменит китовый объектив EF-S 18-55, особенно, если он со стабилизатором. Кстати, вы случайно не выбросили его в мусорку, как советуют некоторые фотографы на разных форумах? Это хорошо, что не выбросили. Это очень хороший объектив по соотношению цена-качество.

Опытные фотографы даже с этого объектива получат отличные снимки. А вам нужно учиться, и для учебы лучше не найти. Его диапазон фокусных расстояний перекрывает наиболее востребованные значения. С ним можно поснимать фотографии разных жанров, чтобы определиться, что нужно именно вам.

Из широкоугольных есть еще старый . Он, конечно, не идеален. На снимках видна сильная дисторсия (бочка). Но этот недостаток легко убирается в Фотошопе за минуту. А некоторые фотографы даже специально оставляют дисторсию, чтобы придать определенный необычный эффект снимку. Зенитар можно еще встретить в магазинах или в интернете.

Теперь, что касается универсального объектива. Например, и Canon EF-S 18-135 – можно считать настоящими универсальными объективами, так как они покрывают все основные фокусные расстояния.

Есть важный вопрос, который вы должны задать сами себе – «зачем мне нужен объектив, что я собираюсь снимать?». Если вы можете дать себе внятный ответ, например, для лучшего размытия фона или для съемки удаленных объектов, то можно покупать то, что вы выбрали.

Но при покупке объектива нужно учитывать кроп-фактор . Этот показатель у всех моделей Canon равен 1,6. Исключение – фотоаппараты EOS 1D Mark 3, EOS 1D Mark 4 и другие профессиональные фотокамеры из этой серии с полноформатной матрицей. Так вот, если у вашей камеры кроп-фактор 1,6, то реальные фокусные расстояния объектива будут в 1,6 раза больше, чем те, которые указаны на объективе.

Еще нужно знать, в чем отличие между байонетом EF и EF-S . Объективы с маркировкой EF подойдут для всех зеркальных фотоаппаратов Canon, включая полноформатные и пленочные. Объективы с маркировкой EF-S подходят только для фотокамер с кроп-фактором (с уменьшенной матрицей).

Если вы в будущем хотите вырасти до уровня полнокадровых камер , то лучше не покупать объективы для «кропнутых» фотоаппаратов, а сразу покупать объективы с байонетом EF. Конечно, при переходе на полноформатную камеру, вы можете продать все объективы для «кропнутых» камер, ведь рынок б/у фотоаппаратов растет каждый год. Мы не рассматриваем в этой статье объективы для фотоаппаратов Canon от других производителей (Tamron , Sigma , Tokina ).

На это есть несколько причин.

Во-первых – это цена, точнее, соотношение цена-качество. Родные объективы Canon имеют ряд преимуществ: фокус более быстрый, лучшая цветопередача и резкость, цена у них не намного выше, чем у других производителей. А цены, например, объективов Sigma бывают даже выше, чем у аналогов от Canon.

Во-вторых, объективы Canon можно быстро купить, они всегда есть в продаже, ассортимент большой. А, например, купить объектив Tamron – целая проблема. Объективы Tokina месяцами не бывают в магазинах. И, хотя у этих производителей есть достойного качества объективы, найти их крайне трудно, привозят их редко.

При покупке фотоаппарата важно знать, что обозначает маркировка объектива. Давайте разберем ее на примере объектива Canon EF-S 15-85 f/3.5-5.6 IS USM. Сначала указан вид байонета (EF-S), дальше идет диапазон фокусных расстояний , в нашем случае – от 15 мм до 85 мм. Каждому фокусному расстоянию соответствует свой угол обзора.

Помните, что если у вас камера с кроп-фактором, например, 1.6, то указанные фокусные расстояния нужно умножить на 1.6. Так мы получим реальные фокусные расстояния для данного объектива и камеры.

После фокусных расстояний в маркировке указана светосила объектива . Для зум-объективов светосила может быть постоянной (если указано только одно число) и переменной (тогда будет, как в нашем случае, два числа 3,5-5,6). Светосила 3,5 будет на фокусном расстоянии 15 мм, затем она будет постепенно снижаться, пока не достигнет 5,6. Это уже будет на максимальном фокусном расстоянии 85 мм.

В маркировке объектива IS означает, что объектив снабжен оптическим стабилизатором , который часто бывает очень полезен. USM – означает, что в объективе есть ультразвуковой моторчик , очень быстрый и тихий. Конечно, такой мотор – это неплохо, но не стоит гоняться за ним. Часто такой мотор – это хитрый ход маркетологов.

В реальности более мощный мотор необходим для более тяжелых оптических элементов. А если в объективе, например, EF 50mm f/1.8 все эти элементы маленькие и легкие, то для него будет достаточно микромоторчика. И он будет работать в этом объективе не хуже ультразвукового.

Еще напоследок хотелось бы дать несколько советов тем, кто хочет улучшить качество своих снимков. Больше фотографируйте, учитесь снимать. Главным «механизмом» при съемке является фотограф, на второй роли – свет, затем объектив, и последнюю роль играет фотоаппарат.

Снимайте постоянно, набирайтесь опыта, будьте целеустремленными – в итоге вы обязательно достигните желаемого конечного результата. Постоянно экспериментируйте и анализируйте свои плохие и удачные снимки – тогда вы будете набираться опыта и постигать искусство фотографии.

И еще. Не ленитесь изучать теорию. Вы должны знать хотя бы азы фотографии. Обязательно изучите вопрос, как влияет изменение диафрагмы (светосилы), выдержки и фокусного расстояния на конечный результат.

Обновлено: 28.02.2019 Олег Лажечников

78

С объективами все несколько проще, чем с фотоаппаратами, тут гораздо меньше параметров и все намного проще. Есть фокусное расстояние, измеряемое в миллиметрах, светосила, и наличие/отсутствие стабилизатора. Расскажу обо всем поподробнее.

Фокусное расстояние

На самом деле вам не особо нужно знать, что оно означает физически. Проще запомнить, что чем больше миллиметров, тем объект будет к вам ближе, или еще часто говорят, что угол будет уже. Это действительно так, зумируя объект, вы как бы обрезаете кадр по краям и в него не влазит то, что могло бы влезть в поле зрения широкоугольного объектива. Попользовавшись немного своим первым объективом вы будете сразу понимать, какое фокусное расстояние вам нужно использовать. Поэтому на первых порах не покупайте много объективов, достаточно одного, чтобы пристреляться, например, дешевый китовый Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II, идущий комплектом ко многим бюджетным камерам Canon.

Есть фиксированные объективы (их называют фиксы), а есть zoomы. У первых — фокусное расстояние не изменяется никак, у вторых — его можно менять вручную, поворачивая кольцо на объективе. Если вы только начинаете, то скорее всего фиксы вам не нужны, потому что их покупают для максимального качества и хорошей светосилы, и цена будет соответствующая. Тем более, когда вы будете фотографировать, гораздо удобнее иметь возможность быстро приблизить или отдалить объект, в противном случае нужно будет менять один объектив на другой, что гораздо дольше, да и если это происходит часто, то реально надоедает.

Кроп-фактор

Далее я просто обязан рассказать, что есть еще такая вещь, как кроп-фактор, который в некоем роде говорит нам о размере матрицы нашего фотоаппарата по сравнению с другими. За единицу принята матрица полнокадрового фотоаппарата (самые дешевые полнокадровые — это Canon 6d и Nikon d600), а остальные фотоаппараты имеют кроп-факторы, означающие во сколько раз диагональ матрицы меньше, чем у полного кадра. Например, в 1.6 (Canon 650d, Canon 60d, Canon 7d), в 1.5 (Nikon d300, d7000), в 2.5 и больше у разных мыльниц. Названные цифры (1.6, 1.5, 2.5 и тд) — это и есть кроп-фактор. Думаю ясно, что чем больше матрица, тем лучше качество полученного изображения, и если бы резко не возрастала бы цена на тушку от этого, то все бы только и ходили с полнокадровыми фотоаппаратами и можно было бы про кроп-фактор не писать.

Ладно, фиг с ней с диагональю, больше важно, что кроп-фактор условно увеличивает фокусное расстояние, то есть, чем больше кроп-фактор, тем больше будет приближен объект. Например, для Canon 5d mark (кроп-фактор 1) штатным объективом будет 24-70 мм, а для Canon 60d (кроп-фактор 1.6) — 17-55 мм. То есть смотря в видоискатель обоих фотоаппаратов с выше названными объективами, объекты будут визуально на одинаковых расстояниях, хотя миллиметры разные. Кроп-фактор еще иногда называют множителем фокусного расстояния. Для кропнутых тушек нужно пересчитать фокусное расстояние, чтобы получить реальные цифры. То есть берем объектив 17-55, установленный на кропнутую камеру и умножаем его на кроп-фактор 1.6 (для всех любительских зеркалок) и получаем 27-88 мм (17*1.6=27 и 55*1.6=88), то есть почти тоже самое, что и объектив 24-70 для полного кадра. Именно поэтому мы и видим одинаково приближенные объекты на этих двух фотоаппаратах с этими объективам. Помните, что миллиметры на всех объективах всегда указаны для полного кадра, независимо от того для какого фотоаппарата предназначается этот объектив.

Если сказанное выше вам показалось сложным, то не расстраивайтесь, по большому счету это не так уж и важно. Вы поставите тот или иной объектив на свой кропнутый фотоаппарат и привыкнете к тем миллиметрам, что будут указаны на корпусе объектива и будете именно этими цифрами оперировать без какого-либо пересчета. И только, если вы вдруг потом перейдете на полный кадр, то только тогда вам придется привыкать заново к «новым» миллиметрам.

Светосила

Обозначается, как 1:4 или 1:1.2 и указывается на грани вокруг передней линзы. На самом деле светосила — это то, насколько ослабляется свет, проходя сквозь объектив, величина светосилы зависит только от самого объектива и ничего больше. Но в простонародье светосилой называют максимально открытую диафрагму, которую мы можем выставить на фотоаппарате с этим объективом. То есть, если не вдаваться в теорию и говорить о практическом применении, то для нас просто важна цифра после единички (в данном примере f4 и f1.2). Чем меньше число, тем более светосильный объектив. Обычно таковыми считаются объективы со значением где-то 1.2-2.8, и они очень удобны для съемки в темное время суток или . Но не только в этом их плюс, а еще в малой ГРИП (глубина резкости). Наверняка, вы видели фотографии, где на переднем плане четкий человек, а задний фон красиво размыт, так вот такие вещи делаются за счет открытых диафграм и, соответственно, светосильных объективов. Конечно, можно и с обычной диафграмой (например, f5.6) такое сделать, но об этом я в следующей статье напишу.

Некоторые нюансы

  • Если вы покупаете объектив для Canon, то он не подойдет по байонету (разъему) для Nikon, и наоборот. Так же есть другие фирмы, которые делают объективы (как правило, они дешевле) для всех камер и байонетов — Tokina, Sigma, Tamron. Отдельно хочу упомянуть про недорогие светосильные фиксы Samyang, их очень хвалят, однако у них нет автофокуса, что подойдет не всем.
  • Существуют переходные кольца, чтобы ставить объективы не своего байонета, но я ими никогда не пользовался.
  • У каждого объектива есть диаметр стекла (тоже измеряемый в миллиметрах), его потребуется знать, если будете покупать светофильтр. Из реально необходимых это поляризационный фильтр CIR-PL. Так же еще можно приобрести ультрафиолетовый UV, который является по сути обычным прозрачным стеклом и нужен только для защиты дорогой оптики от царапин и ударов. Но на этот счет есть разные мнения, и кто-то говорит, что толку от него нет.
  • Чем больше zoom (диапазон фокусных расстояний), тем хуже качество изображения. Обычно это реально заметно на больших зумах, по типу 18-135 мм или 18-200 мм, и проявляется в виде искажений, плохой резкости, аберрации и тд. Нужно смотреть снимки конкретного объектива на предмет этих искажений и решать, устраивают или нет.
  • Широкоугольный объектив (ширик) это где-то 10-15 мм для кропа, и 15-20 для полного кадра. Есть еще объектив, что называется рыбий глаз (fish eye). Несмотря на сверх широкий угол, он не является аналогом ширика, потому что своеобразно выламывают картинку, выпячивают ее.
  • Потретным объективом (портретником) обычно называют 85 мм для полного кадра и 50 мм для кропа.
  • Перед покупкой объектива всегда читайте отзывы о нем и смотрите снимки, уже сделанные другими людьми, все это есть в интернете.
  • Еще раз повторюсь, китовый объектив Canon EF-S 18-55 хорошая штука и вам его точно хватит на первое время, если вы пока еще ничего не знаете. При покупке камеры сразу с этим объективом вы переплачиваете буквально 1-2 тыс руб, то есть получаете его почти даром (если брать отдельно, то он дороже). Правда, есть и другие наборы, где будет другой объектив.

  • Для съемки пейзажей, архитектуры, вам понадобится зум, у которого фокусные начинаются от 17-18 мм (для кропа) и от 24-25 мм (для полного кадра).
  • Для съемки в узком пространстве или звездного небо пригодится широугольный объектив, 10-15 мм (кроп) и 15-20 (полный кадр).
  • Для репортажной съемки удобно иметь возможность приблизить человека, а значит нужен зум с дальним концом около 100-150 мм. Есть и больше (70-200 или 70-300), но тогда ближний конец будет слишком узок и мало для чего подходящим, кроме репортажки издалека.
  • Объективы по типу 70-200 и 70-300 обычно применяются в пейзажной съемке для приближения какого-то куска природы или для съемки зверей и птиц. Так же еще для макро можно использовать.
  • Для съемки цветочков и мух, есть специальные макро-объективы. Но, если прям уж сильное приближение не нужно, то вполне подойдут зумы, как я уже писал выше.
  • Для съемки портретов лучше всего купить фикс 50мм (кроп) или 85 (полный кадр), тогда у вас и боке будет красивое и фон отлично размытый, и светосила хорошая. Но это все в случае, если вы прям именно портреты хотите снимать, часто и с претензией на профессионализм. В противном случае, подойдет обычный зум. Кстати, фиксы бывают разной светосилы, и по началу не гонитесь за самыми дорогими. Например, вам вполне хватит Canon 50 f1.8, вместо Canon 50 f1.4 (в два раза дороже). А про Canon 50 f1.2 я вообще молчу, он явно не для начинающих.
  • Если вы не привередливы к качеству изображения, то для тревел-фотографии вам лучше всего будет взять большой зум (18-135 или 18-200), тогда вы покроете все фокусные и не придется постоянно менять объективы. Этакий универсальный объектив. К тому же фотосумка с собой будет совсем небольшая от такого набора, что актуально в тех путешествиях, где важен вес.

Если как-то подытожить выбор объектива для путешествий, то в большинстве случаев вам нужна будет линейка объективов, или один универсальный с фокусными расстояниями где-то от 17 до 100 мм, они чаще всего используются, речь про кроп. Естественно, это на мой взгляд. Мне в путешествиях (да и дома тоже) с лихвой хватает линейки из двух объективов и суммарными фокусными 11-105 (ширик Tokina 11-16 f/2.8 + стандартный зум Canon EF 24-105 f/4). Причем, если бы я не любил фотографии, сделанные шириком, то можно было бы и без ширика обойтись, все-таки 11 мм редко нужны в обычной жизни. Правда, тогда 24 мм были бы слишком узкими в стесненных пространствах. Именно поэтому я и написал, что лучше всего иметь линейку начинающуюся от ~17-18 мм (для кропа).

Лайфхак 1 - как купить хорошую страховку

Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.

Лайфхак 2 - как найти отель на 20% дешевле

Спасибо, что прочитали

4,77 из 5 (оценок: 66)

Комментарии (78 )

    Евгений

    Marina Khlybova

    Мария Мурашова

    Мария Мурашова

    Андрей Лунячек

    • Мария Мурашова

      • Олег Лажечников

        Андрей Лунячек

    • Игорь

      jami

    Костя

    • Андрей Лунячек

      • Костя

        • Андрей Лунячек

          Мария Мурашова

          • Костя

            Олег Лажечников

            Костя

            Олег Лажечников

            Костя

) камеры - почти всегда долгий и, зачастую, нервный процесс. Большинство хороших объективов стоят недешево и хочется, отдавая сумму как минимум с четырьмя нулями, получить взамен какие-то новые возможности, каких не было раньше - лучшую резкость, большую светосилу, красивое боке (желательно, чтобы все это одновременно). Иными словами, уж если отдавать такие деньги за кусок металла, пластмассы и стекла, то выбрать такую модель, которая возместит хотя бы моральный вред, нанесенный пресловутой жабой, которую вы все-таки задушили и решились на покупку:)

Что мы ждем от нового объектива?

Владельцы зеркалок делятся на две группы. Первая группа (обычные фотолюбители) снимает всю жизнь на китовый объектив и "не парится". Вторая (творческие личности) так или иначе пытаются по возможности проапгрейдить свою систему. В первых рядах очереди на апгрейд, как правило, стоит объектив. Причины у всех разные. Кто-то, научившись более-менее сносно фотографировать, "уперся в потолок" и ему уже не хватает зума, светосилы, "рисунка", "пластичности" и т.д. Кто-то просто начитался статей и обзоров в Интернете и загорелся идеей поменять объектив. Только на что менять? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала нужно сформулировать четкий перечень претензий - что конкретно вас не устраивает в вашей технике. Лучше, если их будет не меньше трех. Типичный пример - замена китового объектива на светосильный фикс (например, "полтинник 1.8"). Причины могут быть такие:

  • Китовый объектив недостаточно хорошо прорисовывает края кадра - темнит их, мылит и хроматит
  • Китовый объектив слишком "темный", а я люблю фотографировать без вспышки. Для этого приходится сильно задирать ISO, а потом бороться с шумами.
  • Я хочу научиться делать портреты с "профессионально размытым" задним планом, а китовый объектив не дает реализовать эту идею. Размытие на длинном конце слабое, его рисунок скучен, а цвета унылы!

Если это про вас, то вам прямая дорога в магазин за покупкой объектива-фикса на 50 мм. Точно также стоит действовать, выбирая объектив для репортажа, тревел-фото, телефото, макро и т.д. Для начала попробовать поснимать в данном жанре тем, что есть, а если не устраивает - сформулировать перечень требований, расставить приоритеты. Как правило, выбор при этом сужается до 1-2 моделей. Дальше сценарий простой - накопить деньги, пойти в магазин, попробовать и купить тот, который больше понравился. Если же вы просто хотите поменять "китовый" объектив на что-то другое только потому, что "в интернете пишут, что он плохой", можете дальше не читать.

Чем дорогие объективы отличаются от дешевых?

Есть распространенное убеждение, что дорогие объективы намного резче, чем дешевые. Это было актуально лет 5 назад, может даже меньше. Сейчас даже бюджетная оптика здорово выросла в плане разрешающей способности и легко может обойти по детализации "топовые" аналоги 5-летней давности. Но вот беда - детализация вроде хорошая, но как-то все не так - скучная картинка. Самое главное отличие дорогой оптики от дешевой - это ее "художественность". Она не поддается измерению никакими лабораторными тестами. К примеру, топовая "элька" Canon EF 50mm 1:1.2L USM проваливает тесты по разрешающей способности и хроматическим аберрациям на фоне нового "полтинника 1.8 stm", но картинка у нее получается будто "волшебная". Нет в ней дешевой "пластмассовости", как в бюджетном "полтиннике".

Можно провести аналогию с двумя аудиосистемами с одинаковыми характеристиками "на бумаге", но одна из них - пластмассовый бумбокс, вторая - стационарная система с многополосными деревянными колонками. Бумбокс дешевле в несколько раз, но он подходит только для попсы и шансона. Классика и джаз на нем "не звучат". Их лучше слушать на более серьезной аппаратуре. У аудиофилов существует понятие "теплый и сочный ламповый звук", который, на их взгляд, гораздо лучше, чем "сухой транзисторный". Это при том, что 99% слушателей разницу не замечают.

С оптикой - то же самое. "Художественность" объектива задается множеством плохо поддающихся измерению величин. Характер картинки зависит от качества оптического стекла, сложности и сбалансированности оптической системы, формы диафрагменного отверстия, каких-то секретных изысков производителя, которые не афишируются. Даже если две модели идентичны по своим заявленным характеристикам, вполне может быть, что на практике отличия будут все равно заметны. По его техническим характеристикам можно лишь косвенно оценить вероятность того, что объектив будет "художественным". Чтобы полностью "распробовать" объектив, им нужно поснимать в течение длительного срока. Тем не менее, поскольку данные приводятся в описании, попробуем разобраться, что к чему.

Фокусное расстояние - переменное и постоянное

Фокусное расстояние определяет угол поля зрения объектива. Объективы бывают с переменным и постоянным фокусным расстоянием. Их называют "зумы" и "фиксы", соответственно.

Зум и фикс

Зум-объективы удобны своей универсальностью. Как правило, штатный объектив дает возможность фотографировать широкий спектр сюжетов - пейзаж, интерьер, портрет в обстановке, портрет крупным планом, иногда макро. Но обратной стороной медали, как правило, является компромиссное качество картинки, особенно у объективов с большой кратностью зума. К примеру, на коротком конце объектив охватывает большой угол пространства, что удобно для пейзажной съемки, но при этом "мылит" края и искривляет объекты. В длиннофокусном положении можно фотографировать портреты крупным планом, но рисунок размытия на заднем плане будет не интересным. Зум-объективы с большим диапазоном фокусных расстояний, например, Canon EF 18-135mm F/3.5-5.6 IS STM удобны для путешествий и прогулок, где важно иметь возможность быстро переходить от съемки общих планов к крупным, и наоборот.

Для творческой съемки лучше подходят либо более "короткие" (с небольшой кратностью), но светосильные зумы, либо фиксы. Фиксы чаще всего заточены под какую-то одну определенную задачу. Например, только для пейзажа (широкоугольник, 24 мм) или только для портрета (умеренный телевик, 85 мм). Есть категория универсальных фиксов с эквивалентным фокусным расстоянием 35, 40, 50 мм. Они имеют достаточно широкий угол поля зрения, что позволяет их использовать и для пейзажной съемки и, скажем, для портрета во весь рост. Но для охвата обширных пространств угла зрения не хватает, а для съемки крупных планов угол, наоборот, слишком большой.

Фиксы резче, светосильнее, компактнее, художественнее и почти всегда дешевле зумов, но заметно уступают им в универсальностии

Светосила объектива

Светосила - это характеристика, показывающая какое светопропускание имеет объектив. На практике светосила выражается в значении максимально открытой диафрагмы. Чем больше светосила, тем шире можно открыть диафрагму и с более короткой выдержкой (или низким ISO) фотографировать. К примеру, объектив со светосилой F/2.8 пропускает в 2 раза больше света, чем F/4, во столько же раз можно сократить выдержку. Зависимость чисел F и светопропускания нелинейная - каждое следующее число F из ряда 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11 обозначает в 2 раза меньшее светопропускание, чем предыдущее.

Светосила играет важную роль в области применения объектива. Во-первых, она влияет на способность объектив размывать задний план (например, на портрете). Именно поэтому для профессиональной портретной съемки чаще всего используются объективы со светосилой F/2, F/1.4 и т.п. Во-вторых, объективы с высокой светосилой дают фотографу преимущество в тех видах съемки, где нужно обеспечить короткую выдержку, не задирая при этом чувствительность ISO, например, съемка спортивных соревнований. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием почти всегда имеют большую светосилу, чем зумы.

Зумы, в свою очередь делятся на объективы с постоянной светосилой и переменной. К примеру, объектив Canon EF 24-105mm F/4L IS USM позволяет открыть диафрагму до F/4 на всем диапазоне фокусных расстояний, это удобно при съемке в ручном режиме, если нужно вести съемку на открытой диафрагме (например, когда мало света). Более дешевый Canon EF 24-105mm F/3.5-5.6 IS USM в широкоугольном положении позволяет открыть диафрагму до F/3.5, а на длинном конце - только до F/5.6. Это означает, что в режиме "M" придется постоянно корректировать выдержку или ISO, чтобы яркость картинки не "гуляла" при изменении фокусного расстояния. Также постоянная светосила очень важна для видеографов - при "наезде" и "откате" уровень экспозиции картинки остается постоянным.


Следует иметь в виду, что на открытой диафрагме объективы часто дают "мягкую" картинку (на простом языке - "мылят"). Причем, "мылят" края кадра на открытой диафрагме даже профессиональные светосильные фиксы. Однако, для того же Canon 35/1.4L "открытой" является диафрагма F/1.4, но уже на диафрагме F/2 он весьма резок. Более дешевый Canon 35mm F/2 "мылит" на F/2. Ближе к F/4 их резкость становится сопоставимой. Светосильный объектив всегда имеет больший диапазон "рабочих" диафрагм, смещенный в сторону малых чисел. Это значительное преимущество для многих направлений съемки, но наибольший выигрыш - в портретной и репортажной съемке.

Байонет

Байонет - это механизм крепления объектива к камере. На практике эта характеристика говорит о совместимости объектива с определенным семейством камер. Чаще всего у каждого производителя несколько систем, причем, не всегда совместимых друг с другом. К примеру, у Canon есть обратная совместимость объективов EF (полнокадровые) с камерами EF-S (с кроп-фактором). То есть, на тушку с кропом можно установить полнокадровый объектив, а наоборот - нельзя. Если у вас полнокадровая камера, не стоит покупать к ней "кропнутый" объектив - у Canon не подойдет точно, у Nikon и Sony полнокадровая камера работает как кропнутая (смысл тогда в полном кадре?).

Чаще всего объективы имеют металлическое крепление байонета, но у самых дешевых версий оно пластмассовое. Считается, что это плохо. Лично я не могу привести ни одного вразумительного довода против пластмассового крепления байонета у легкого и компактного объектива. Долгое время использовал Canon 18-55, Canon 50/1.8 II с пластмассовыми хвостовиками - ничего не произошло. Может я что-то делал не так? :) Кстати, недавно Canon "порадовал" - помимо объектива выпустил еще и !

Проблема совместимости камер с "неродными" объективами решается при помощи специальных переходников, однако, такая возможность есть не всегда. Самыми "всеядными" камерами считаются беззеркалки. У них короткий рабочий отрезок и на них можно использовать практически любые объективы (через соответствующие переходники). Например, объективы Canon EF можно повесить на беззеркалку Micro 4/3 (но не наоборот!). Работоспособность автофокуса и диафрагмы зависит от возможностей переходника.

Количество лепестков диафрагмы

Форма диафрагменного отверстия оказывает влияние на рисунок объектива в зоне нерезкости (боке). В идеале форма диафрагменного отверстия должна быть круглой, в этом случае диски боке будут иметь идеально круглую форму. На практике отверстие диафрагмы формируется несколькими лепестками, которые перемещаясь относительно друг друга имитируют зрачок. Если лепестков диафрагмы относительно немного, например, 5 или 6, то светлые пятна в зоне размытия будут выглядеть как 5- или 6-угольники. Примерно так...

Боке Canon EF 50mm 1:1.8 II (5-лепестковая диафрагма) Такой эффект называют "гайками". В некоторых случаях "гайки" смотрятся интересно, но если они присутствует на всех фотографиях, то быстро надоедают и хочется поменять объектив такой же, но с большим количеством лепестков диафрагмы, чтобы получать такой результат:

Боке Canon EF 40mm 1:2.8 STM (7-лепестковая диафрагма) У объектива с 7-лепестковой диафрагмой диски нерезкости имеют более правильную форму. Если на приведенную выше картинку посмотреть повнимательнее, то мы видим характерное "закручивание" боке - по краям диски имеют более вытянутую форму, чем в центре. Этот эффект называется "кошачьи глаза" (по форме действительно похожи). Это следствие сферических аберраций, не до конца исправленных асферическими линзами. Формально это является недостатком, но в умелых руках "крученое боке" может стать великолепным художественным приемом.

Оптическая система: элементы и группы

Эта строка часто присутствует в описании объектива - указывается количество элементов и групп. Для неискушенного фотолюбителя это простые цифры, но в общем и целом, чем более линз имеет объектив, тем больше вероятность того, что он даст качественную картинку - производитель очень дотошно подошел к устранению искажений и не пожалел ввести дополнительные элементы.

Хорошим признаком является применение элементов из низкодисперсного стекла - оно снижает уровень хроматических аберраций. Асферические элементы помогают соблюсти правильную геометрию снимка, то есть минимизировать "бочкообразность" и "подушечность" изображения, а также частично избавиться от "мыла по краям" и "кошачьих глазок" в боке (см. ).

Количество элементов связано с диапазоном фокусных расстояний (кратностью зума) и со светосилой. Если объектив имеет фиксированное фокусное расстояние, его оптическая схема может быть относительно простой (меньше 10 линз), но она будет оптимизирована конкретно под данное фокусное расстояние. Благодаря этому, фиксы в большинстве своем резче, светосильнее зумов, а также дешевле и компактнее.

У зумов оптическая схема сложнее, так как объектив должен обеспечивать хорошее качество картинки по возможности на всем диапазоне фокусных расстояний. Приходится вводить дополнительные элементы, чтобы скомпенсировать искажения. Это приводит к увеличению габаритов, утяжелению и удорожанию объектива. Объективы-суперзумы имеют еще более сложную схему, но она зачастую далека от совершенства, особенно если речь идет о бюджетных моделях - там сплошной компромисс между размерами, ценой и качеством, обычно не в пользу последнего.

Как уже говорилось, количество элементов и групп указывается в характеристиках объектива, но есть нюансы... Элементы тоже имеют свои классы и категории - похуже и получше, подешевле и подороже. Естественно, те низкодисперсные и асферические элементы, которые стоят в объективах за 300 и 3000 долларов несколько различаются по качеству (это уже лично мое предположение).

Тип автофокуса

Автофокус - вещь, значительно облегчающая работу фотографа. Практически все современные объективы имеют автоматическую фокусировку, но она бывает разных видов. В зависимости от вида автофокусировки область применения даже вроде одинаковых по остальным характеристикам объективов может различаться. Автофокус приводится в действие при помощи электромотора, которые бывают разных типов.

  • "Обычный мотор" - самый простой и дешевый. Он устанавливается в самые дешевые объективы. Как правило, скорость и точность не вызывает претензий, но мотор издает характерный жужжащий звук. Этот звук будет отчетливо слышен, например, на видеозаписи. Бывают ситуации, когда при съемке нужно соблюдать максимум тишины - в этом случае такой автофокус тоже плохой помощник. Впрочем, такие ситуации в повседневной жизни встретятся едва ли, и для простой любительской съемки данный тип привода вполне подойдет.
  • Ультразвуковой привод используется на более продвинутых моделях объективов. Они маркируются USM (Canon), SWM (Nikon), SSM (Sony), HSM (Sigma), USD (Tamron). Отличительная особенность - его почти не слышно, при том что объектив фокусируется быстрее, чем с обычным мотором. Во многих моделях объективов с ультразвуковым приводом есть возможность выставлять фокусировку вручную без перехода в режим MF - эта функция называется FTM (Full Time Manual). Она бывает полезной, если автофокусу нужно подсказать, на какой объект ему наводиться. Типичная ситуация - съемка через стекло или забор из сетки-рабицы (в зоопарке, например). Если автофокус наведется на пыль на стекле или на сетку, мы просто подкручиваем колечко, подсказывая, что искать объект нужно в более дальней зоне.
  • Шаговый привод оптимизирован для бесшумной фокусировки в режиме видеосъемки. Данный вид привода применяется в беззеркалках и в некоторых зеркалочных объективах, заточенных под видеосъемку. У Canon данные объективы имеют обозначение STM. Автофокус с шаговым приводом самый тихий. В режиме фотосъемки он сопоставим с ультразвуковым, хотя многое зависит от возможностей тушки. При видеосъемке скорость фокусировки не слишком высока, но это сделано специально, чтобы она была плавной, без характерных "дерганий" фокуса, раздражающих зрителя. Кольцо фокусировки в STM-объективах не имеет прямого механического соединения с механикой автофокуса и управляет им "по проводу" - это может требовать привыкания. Полноценное использование шагового STM-объектива на зеркалке возможно только на тушках, которые поддерживают данную функцию. На старых тушках такой объектив будет вести себя как обычный ультразвуковой.
  • "Отвертка" - морально устаревший вид автофокуса, тем не менее, он применяется в "топовых" камерах Nikon, Sony, Pentax для обратной совместимости со старыми объективами. Суть его состоит в том, что мотор фокусировки находится внутри камеры, а вращение от него передается объективу при помощи специального штырька ("отвертки"). Объектив при этом не имеет встроенного мотора, а имеет только редуктор, соединяющийся с отверткой при установке объектива в байонет. "Отверточные" объективы можно использовать и с "безотверточными" тушками младших моделей, но при этом фокусироваться придется вручную. Практически все "отверточные" объективы имеют "моторизированные" современные аналоги, которые без проблем работают на тушках без "отвертки".

Не стоит сбрасывать со счетов объективы с ручной фокусировкой. Почти всегда это фиксы сторонних производителей - бывают подороже (Leica, Carl Zeiss), бывают подешевле (Samyang, Zenitar, Helios). Среди них встречаются весьма выдающиеся стекла, не имеющие аналогов. Например, сверхсветосильная Leica Noctilux 50mm F/0.95 (правда стоимость у нее сравнима с небольшой квартирой в пригороде!). Есть и более приемлемые по цене варианты. Например, оптика Samyang. Поначалу ее сообщество фотолюбителей встретило прохладно, но распробовав признало, что по соотношению цена/качество эти объективы практически не имеют равных среди мануальной оптики.

Неавтофокусные объективы пользуются популярностью у профессиональных видеографов, привыкших к ручной фокусировке. Также они могут использоваться в неторопливой творческой фотосъемке. Брать объектив без автофокуса в качестве штатника я бы не стал (и вам не советую) - практика показывает, что процент фото-брака с "мануальным" объективом в повседневной съемке слишком высок, особенно, если у вас фотоаппарат с небольшим по размеру видоискателем (это касается большинства любительских зеркалок), который в принципе не предназначен для работы с неавтофокусной оптикой.

Устранимые и неустранимые недостатки оптики

Известно, что не бывает ничего идеального и абсолютно в любом, даже самом качественном и дорогом объективе есть до чего докопаться. У всех производителей бывают удачные и неудачные модели, и у всех моделей есть удачные и неудачные экземпляры данной модели. Прежде всего определим, каким рискам мы подвергаемся, купив "неудачный экземпляр". Вот основные из них.

  • Фронт- или бэкфокус - дефект, следствием которого является постоянный промах автофокуса ("недолет" или "перелет").
  • Нарушение центровки . Обычно объектив имеет максимальную резкость в центральной зоне а к краям кадра она снижается. Это нормально. Ненормально, если "пятно резкости" смещено относительно центра и при этом один угол получается резким, другой - заметно размыт.
  • Перекос ГРИП . Похожая ситуация, когда в одной части кадра наблюдается фронтфокус, в другой - бэкфокус.
  • Неисправности механики - всякие заедания и посторонние звуки, неработающий автофокус или стабилизатор. Эти недостатки легко выявляются при осмотре объектива и такие объективы обычно не покупаются.

Первый недостаток (фронт/бэкфокус) недостаток является устранимым, лечится в сервисном центре во время операции юстировки. Некоторые тушки имеют функцию микроподстройки автофокуса и позволяют юстировку выполнить самостоятельно. Второй и третий недостатки связаны с заводским браком и устранить своими силами их невозможно, только по гарантии. Хотя, если недостаток не является ярко выраженным, заметить его сложно, а доказать в сервисе необходимость замены объектива еще сложнее.

У каждой модели есть и конструктивные недостатки, свойственные всем экземплярам данной модели. Даже, скорее, не недостатки, а особенности.

  • Низкая разрешающая способность - обычно она свойственна "суперзумам". Никуда не денешься, не бывает так, чтобы все было хорошо - и качество, и цена, и функциональность. Можно, конечно, попытаться увеличить резкость программно, но картинка от этого "грубеет". Причисляем эту особенность к неисправимым недостаткам.
  • Виньетирование - затемнение углов кадра. Особенно часто проявляется на зум-объективах при съемке на коротком конце с открытой диафрагмой. Легко исправить программно.
  • Дисторсия - эффект выпуклости или вогнутости картинки. Относительно легко можно исправить программно, если редактор "знает" профиль данного объектива.

Уголки затенены, это виньетирование. Прямые линии выгнуты (см. желтые стрелки) - это дисторсия

  • Хроматические аберрации - фиолетовые и зеленые каемки вокруг контрастных объектов, например, веток на фоне неба. Легко удаляются программно.

Зеленые и фиолетовые окантовки - хроматические аберрации

  • Фринджинг - хроматические аберрации в зоне размытия. Свойственны всем светосильным объективам, особенно заметны при открытой диафрагме. Программно устранить можно, но сложнее, чем обычные ХА.
  • Некрасивое боке - "скучное" или излишне "грубое". Слабое или "скучное" боке свойственно объективам с малой светосилой, например, китовому. При съемке на длинном конце фон на портрете размыт, но слишком слабо, в нем проступают контуры объектов, которые отвлекают внимание. "Грубое" боке - когда вместо круглых дисков в зоне размытия появляются угловатые фигуры, например, "гайки" по форме диафрагменного отверстия. Недостатки боке вызваны конструктивными особенностями объектива и исправить их программно сложно, а зачастую и невозможно.

Таким образом, можно сделать вывод, что неустранимых недостатков не так уж и много! Решающими факторами остаются разрешающая способность и рисунок размытия. Остальное может быть исправлено программно - в Фотошопе или самой камерой (не у всех камер есть такие возможности). Сравнивая разрешающую способность в разделе База данных объективов , следует иметь в виду, что в любой партии объективов есть более резкие и менее резкие. Также существует погрешность измерения разрешающей способности. То есть, разница 2-3% не должна настораживать.

Отдайте предпочтение современным моделям объективов

По мере сбора информации для раздела База данных объективов , я пришел к выводу, что года 3 назад произошли заметные перемены в новых моделях оптики, причем в лучшую сторону. По всей видимости, это связано с тем, что производители на время приостановили "гонку мегапикселей", так как в дальнейшем увеличении не было смысла - оптики, которая сможет прорисовать такое высокое разрешение было реально мало, особенно в бюджетной нише. В итоге, рост мегапикселей приостановился, зато стали появляться обновленные версии старых объективов, которые показывали заметно лучшее качество картинки - очевидно, с прицелом на следующий виток "мегапиксельной гонки".

Если смотреть на Canon, то новый китовый объектив Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM демонстрирует весьма неплохое разрешение и в центре картинки и по краю, превосходя по этому параметру "серьезные", но более старые объективы. Если сравнивать его с самой первой версией Canon EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 (которые мылили картинку даже на 6-мегапиксельных матрицах), то вообще будет небо и земля! То же самое можно сказать про обновленный "полтинник" Canon EF 50mm f/1.8 STM , который по резкости рвет в клочья некоторые "эльки". Новые объективы стоят дороже старых версий, но, чаще всего, разница в цене оправдана.

Не связывайтесь с суперзумами

Под суперзумами в данном случае подразумеваются "супер-универсальные" объективы, которые могут менять угол поля зрения от широкоугольного до мощного теле, например, . Чаще всего возникает соблазн приобрести подобный объектив у бывших владельцев мыльниц-ультразумов , но иногда в погоне за универсальностью суперзум покупают фотографы-зеркальщики взамен китовому объективу. Я общался с многими владельцами подобных объективов, и большинство из них в покупке разочаровались. И вот почему.

  • "Рабочий" диапазон фокусных расстояний как минимум в 1.5 раза короче заявленного. Объектив обеспечивает приемлемое качество картинки (сопоставимое с "китовым") где-то до 135-150 миллиметров. Затем идет заметное ухудшение детализации. На длинном конце картинка откровенно "размыленная".
  • Сильные искажения геометрии и хроматические аберрации. На коротком конце объектив дает заметный бочонок (картинка выглядит выпуклой), дальше геометрия начинает "гулять" между между "бочкой" и "подушкой". Вокруг веточек заметны зеленые и фиолетовые каемки - хроматические аберрации. Все это можно исправить программно, но трудоемкость обработки возрастает на 2 операции для каждой фотографии. А если фотографий 1000? Современные тушки умеют частично исправлять эти искажения, но только в jpeg.
  • Низкая светосила на длинном конце. Это делает объектив практически непригодным для съемки птичек, бабочек, белок и другого зверья. Да, у объектива есть стабилизация, но она не поможет "остановить" взмах крыльев синицы. В итоге получается, что кормушка действительно резкая (насколько это возможно на длинном конце), а вместо птицы - размытое пятно. Чтобы добиться хорошего результата, приходится многократно поднимать ISO.

Примерно такое качество даст "суперзум" на длинном конце (кроп 100%, центральный фрагмент).

Объективы с большим зумом часто позиционируются (маркетологами?) как репортажные. Но я бы посмотрел, как бы у них получилось при помощи данного объектива заснять какой-то "экшн" в полутемном темном помещении концертного зала или ночного клуба, желательно без вспышки...

Суперзумы, особенно дешевые, несмотря на кажущуюся универсальность, технически далеки от совершенства, за что неизбежно приходится расплачиваться качеством картинки. Нужно иметь действительно веские основания, чтобы решиться на покупку объектива типа 18-270 мм. В большинстве случаев все-таки разумнее разделить задачи между 2 объективами - штатником и телевиком.

Оптимальный объектив для путешествий - 5-8-кратный зум

Объектив для путешествий должен быть по возможности легким, компактным и универсальным. Чтобы не таскать с собой тяжелый рюкзак с оптикой, разумным решением будет покупка одного объектива, который может выполнять роль широкоугольника, портретника и умеренного телеобъектива. Такие объективы есть во всех системах. Для Canon это модели , . Для Nikon - , . Те, у которых начальное фокусное расстояние меньше, стоят заметно дороже, но они дают на коротком конце более широкий угол обзора - это становится жирным плюсом при съемке на узких улицах. Данные объективы предназначены только для кропнутых камер.


Тревел-зум позволяет фотографировать и ближние (24 мм) и дальние планы (105 мм). Фото сделаны на "полный кадр". На полном кадре в качестве "тревел-зума" хорошо проявляют себя объективы с диапазоном 24-105 мм (Canon, Sigma), 24-120 мм (Nikon). Бывают версии с переменной (F/3.5-5.6) и постоянной светосилой (F4).

Объективы с постоянной светосилой больше, тяжелее и дороже, но они удобнее для работы в ручном режиме - "полностью открытая" диафрагма не меняется при повороте кольца зума и уровень экспозиции при ней остается постоянным. С переменной светосилой с увеличением фокусного расстояния картинка заметно темнеет - особенно это заметно при видеозаписи. Если вы большую часть снимков делаете в режимах Auto, P, TV (S) или AV (A), принципиальной разницы вы, скорее всего, не заметите, поэтому переплачивать за постоянную светосилу в данном случае большого смысла нет - аппарат сам подбирает выдержку и/или ISO.

Объектив для съемки в помещении должен быть светосильным

Если идет речь о съемке со вспышкой, то большой разницы нет. Плюс-минус два стопа светосилы легко компенсируются мощностью вспышкой, особенно, если вспышка внешняя. Но если вам больше нравится , например, от окна, стоит обзавестись светосильным объективом. Если это зум, желательно, чтобы светосила была постоянная и равнялась F/2.8. Пример такого объектива - . Есть еще оригинальная оптика Canon, Nikon, Sony. Она более "предсказуемая" в плане качества, но стоит раза в 2 дороже "неоригинала".

Светосильный зум-объектив - удовольствие не из дешевых и далеко не каждый фотолюбитель может позволить себе просто так взять и отдать 800-1000 у.е за такое стекло, чтобы фотографировать "для дома, для семьи ". Но есть и более дешевая альтернатива - светосильные фиксы начального уровня, например, . Стоимость этих объективов относительно невысока, но при умелом использовании они вполне способны дать технически качественную и иногда даже художественную картинку.


Светосилы F/2.8 часто бывает достаточно, чтобы обходиться без вспышки На полном кадре в эту категорию попадают зумы семейства 24-70/2.8 (дорогое решение) и фиксы на 35, 40, 50 мм - в основном, намного дешевле. В свое для подобных целей время я приобрел - он прекрасно прижился в моей коллекции до тех пор, как не появилась компактная беззеркалка.

Лучший объектив для портрета - светосильный фикс

Портрет - "ГРИП-зависимый" жанр, поэтому для него лучше сразу брать объектив с большой светосилой. Лучше всего для портретной съемки подходят объективы с фиксированным фокусным расстоянием от 50 мм и больше, светосила при этом не должна быть меньше 1:2. Наиболее типичным портретным фокусным расстоянием на кропе является 50 мм, на полном кадре 85 мм. "Полтинников" на рынке представлено довольно много, как говорится, на любой вкус и кошелек. В бюджетной нише практически бескомпромиссным вариантом является 50 мм 1:1.8 - они есть у всех производителей, стоят они примерно одинаково и дают примерно одинаковую картинку.


Портрет с китовым объективом и со светосильным фиксом

Если есть возможность/желание потратить на портретник тысяч 20-25 и больше, то возникает выбор между объективами 50/1.4 и 85/1.8. Лично на мой взгляд, в большинстве случаев для кропа фокусное расстояние 50 мм является более удобным, чем 85 мм - с "полтинником" можно снимать портреты по пояс не только на улице, но и в помещении. 85 мм лучше использовать для портрета крупным планом - плечевого и close-up (лицо во весь кадр). В небольшом помещении 85 мм использовать проблематично - объектив слишком узкий для кропа.

Если говорить о Canon, то его заметно проигрывает по качеству картинки и точности автофокуса, при том, что стоят они одинаково. Более того, у Canon 50/1.4 практически не осталось никаких преимуществ перед (в 2 раза дешевле), за исключением диафрагмы 1.4, на которой картинка, мягко говоря, не слишком резкая. По Nikon и Sony, к сожалению, подобных данных не имею.

Если выбирается портретник из ценовой категории "выше среднего", то помимо сверхсветосильных объективов Canon и Nikon я бы рекомендовал рассмотреть вариант Sigma 50mm 1:1.4 "Art" - интересное стекло, дает резкую и красивую картинку начиная с открытой диафрагмы. Хоть и уступает по светосиле объективу 50/1.2, но заметно интереснее, чем "оригинальный" 50/1.4.

Оптимальный объектив для пейзажа - широкоугольник

Здесь вариантов великое множество. Если идет речь о любительской пейзажной съемке, интересным вариантом выглядит сверхширокоугольный объектив с эквивалентным фокусным расстоянием от 16 мм (на кропе - от 10 мм). На фотографиях, сделанных при помощи сверхширокоугольника, хорошо передается ощущение простора и пространства. Сверхширокоугольник дает ярко выраженный эффект перспективы - как будто "отодвигает" объекты заднего плана, делая их мелкими, а передний план, наоборот, как будто растягивает. Этот эффект востребован не всегда. Если требуется естественность передачи пространства и правильные пропорции (как на картине с натуры), лучше ориентироваться на фокусное расстояние 35-40 мм (для кропа - около 24 мм). Фотографии, сделанные объективом на 40 мм выглядят так, будто мы смотрим на ландшафт своими глазами.


Агрессивная перспектива (14 мм) и более спокойная (~30 мм) В связи этим, типичные пейзажные объективы для полного кадра имеют диапазон фокусных расстояний 16-35 мм или 17-40 мм. Для кропа это, соответственно, примерно 10-24 мм. Светосила пейзажного объектива - не слишком значимая величина, поскольку съемка чаще всего производится на прикрытой диафрагме (F/8), чтобы обеспечить максимальную глубину резкости.

Фиксы учат фотографировать

По своему опыту знаю, что использование объектива с фиксированным фокусным расстоянием дисциплинирует фотографа и мотивирует более тщательно подходить к компоновке кадра. Когда видишь, что в видоискателе не хватает места, чтобы в кадр вошло все что нужно (или наоборот, все слишком мелкое) и нет возможности просто повернуть кольцо зума (по причине его отсутствия), начинаешь искать более выигрышную точку съемки, пробуешь разные варианты кадрирования, в итоге, больше шансов получить лучшую композицию, чем при съемке "на ходу" с зум-объективом.

Если выбирается фикс "на каждый день", оптимальным на мой взгляд, является фокусное расстояние около 35-40 мм (в полнокадровом эквиваленте). Такой объектив позволит фотографировать большое количество разных сюжетов. Кто-то больше любит "полтинники". Мне в этом плане нравится объектив-блинчик (для кропа есть аналог - ). Эти объективы сочетают в себе компактные размеры и хорошее качество картинки. Расплачиваться за это приходится относительно низкой для фикса светосилой F/2.8, однако для дневной и вечерней съемки этого вполне достаточно.

Стоит ли покупать объекивы Sigma, Tamron, Samyang, Tokina, Yongnuo и прочий неоригинал?

На самом деле, неоригинал неоригиналу рознь. Среди многих фотолюбителей есть стойкое убеждение, что для полноценной работы любого устройства нужно покупать только оригинальные аксессуары. Эта точка зрения действительно грамотная и правильная - оригинальный производитель знает все тонкости и нюансы по части согласованной работы камеры, объектива, внешней вспышки. На практике это находит массу подтверждений. Самые беспроблемные внешние вспышки для камер Canon - это Canon. Для камер Nikon - вспышки Nikon. Об этом вам скажет любой свадебный фотограф или фотограф-репортажник.

Бюджетные объективы "третьих фирм" я настоятельно рекомендую обходить стороной. Особенно это касается "суперзумов" типа Tamron 18-270mm или Sigma 18-250mm. По стоимости они сопоставимы с оригинальной оптикой с примерно в 2 раза меньшей кратностью зума, например, 18-135 мм. Я имел опыт съемки с объективом Tamron 18-270mm и скажу честно, сильно результат разочаровал.

Однако, у Сигмы, Тамрона есть и более старшие линейки оптики. Они позиционируются как профессиональные модели, по своим характеристикам они почти дотягиваются до оригинальных объективов профессиональных серий, но стоят при этом раза в полтора дешевле. К примеру, светосильный телевик Sigma EX 70-200mm 1:2.8 HSM. Сравним его стоимость с оригинальными объективами Canon:

Виджет от SocialMart

Оригинальный "топовый" объектив в данном сравнении - штука бескомпромиссная во всех отношениях, но и цена у него по карману не каждому. "Светлая" Sigma стоит столько же, сколько "темный" Canon. При прочих равных она выглядит вполне разумным приобретением. Однако, как показывает практика, владельцы Сигмы чаще жалуются на те же проблемы с автофокусом, чем владельцы оригинальных телевиков Canon 70-200 - хоть 2.8, хоть 4. Но есть и те, кого Сигма устроила на все 100%.

Если вкратце охарактеризовать целесообразность покупки неоригинальной оптики, то здесь уместна фраза "как повезет".

То теперь настала пора определиться с конкретной моделью. Портретный объектив Canon выбрать достаточно легко, если четко представлять себе в чем отличия множества объективов друг от друга. В данной статье рассмотрены объективы Canon, пригодные именно для использования в портретной фотографии. Список отсортирован по возрастанию стоимости.

Canon 50mm f/1.8

Это идеальный выбор для новичков в жанре портретной съемки. Отлично подходит для камер с кроп-матрицей и на них становится настоящим портретным объективом (эквивалентное фокусное расстояние 80 мм). В то же самое время этот объектив является светосильным (f/1.8 — в 8 раз больше захватывает свет чем Canon EF 18-55), что обеспечивает неплохое размытие заднего плана на портретных снимках. Объектив относят к разряду низкобюджетных решений и обычно покупают на смену или в дополнение к «китовому» объективу (18-55).

Средняя цена объектива составляет 6.500 руб.

Canon EF 50mm f/1.4 USM

Еще один идеальный портретный объектив для камер с кроп-матрицей. Он более дорогой и это объясняется тем, что здесь больше диафрагма (1.4 против 1.8), и она состоит из большего количества лепестков (8 против 5) — это обеспечивает более мягкое и приятное размытие в зоне дефокусировки. Объектив более резкий на открытой диафрагме, а также любителям ручной фокусировки здесь будет удобнее фокусироваться на объекте. Также здесь вы получите ультразвуковую систему фокусировки (более быструю и тихую чем в Canon EF 50 1.8) и более качественные материалы корпуса.

Этот портретный объектив Canon относят к разряду недорогих и качественных. Если позволяет бюджет, то переплачивать за него однозначно стоит.

Средняя цена объектива составляет 20.000 руб.

Canon EF 85mm f/1.8 USM

Это классический портретный объектив для фотоаппаратов с кроп-матрицей, а также с матрицей формата 35 мм. (полнокадровая). Большее фокусное расстояние позволяет вам находиться чуть дальше от объекта съемки (чем с объективом 50 мм.), а также делает фон более размытым. Светосила 1.8 является достаточной для сильного и эффектного размытия заднего плана, а ультразвуковая система фокусировки USM очень быстрая и тихая. Это самый доступный портретный объектив от Canon с большой диафрагмой и потрясающим качеством картинки.

Средняя цена объектива составляет 23.000 руб.

Canon EF 100mm f/2.0 USM

Отлично подходит для портретной и спортивной съемке как на открытом воздухе так и в больших помещениях. Объектив сильно похож на Canon 85 f/1.8, разница между ними в слегка увеличенном фокусном расстоянии и чуть меньшей диафрагме. Быстрая, точная и тихая фокусировка обеспечивается ультразвуковым мотором USM. Объектив имеет, как и 85 1.8, 8 лепестков диафрагмы для более приятного боке. Для полного кадра выбрать его или 85 мм — это дело ваших личных предпочтений, т.к. объективы являются прямыми братьями с небольшой лишь разницей. При использовании на кроп-камере предпочтительнее будет выбрать 85 мм в силу более короткого и удобного фокусного расстояния.

Средняя цена объектива составляет 29.000 руб.

Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM

Данный объектив подходит только для камер формата APS-C (т.к. в названии есть маркировка EF-S). На таких камерах его эквивалентное фокусное расстояние составляет 27-88 мм. — идеальное для фотографирования групп и индивидуальных портретов. Светосила f/2.8 является не настолько большой как на объективах с фиксированным фокусным расстоянием, но и этого достаточно для получения неплохого размытия заднего плана. Здесь присутствует оптический стабилизатор изображения, который помогает избежать потери резкости и смазывания при съемке на 55 миллиметрах. Отличный объектив для свадебных фотографов с кроп-камерами. Объектив достаточно дорог, но его цена абсолютно оправдана.

Средняя цена объектива составляет 55.000 руб.

Canon EF 135mm f/2.0L USM

Очень резкий и очень быстрый объектив, позволяющий получать портреты с сильно размытым задним планом. Требует для работы соответствующей подготовки, т.к. является достаточно длинным (135 мм) и не всем придется по душе. Но, приспособившись к данному фокусному расстоянию, вы начнете получать потрясающие портреты. Большая светосила для такого фокусного расстояния позволит получать прекрасные резкие изображения при недостатке освещения. Является одним из самых дешевых объективов L серии, но при этом является одним из лучших, если даже и не лучший портретный объектив Canon.

Средняя цена объектива составляет 58.000 руб.

Canon EF 50mm f/1.2L USM

50 мм — очень популярное фокусное расстояния среди фотографов любых мастей и уровней съемки. Начинающие берут себе 50 f/1.8, любители 50 f/1.4, а профессионалы останавливают свой выбор на 50 f/1.2. Это поистине легендарный объектив присутствующий только в системе Canon. Прецизионная точность производства оптики позволили создать объектив с уникально большой светосилой — 1.2. Это позволяет получать фотографии с сильно размытым задним планом в любой ситуации. Каждая фотография с этого объектива будет выглядеть интересной. Данное фокусное расстояние интересно с точки зрения перспективы кадра и она соответствует тому, как видит человеческий глаз (недаром можно встретить подавляющее количество призовых фотографий на различных выставках, сделанных на 50 мм объектив). Данный объектив используют как стандартный на полном кадре, т.е. его практически никогда не снимают с камеры, если нет конкретной установки для фокусного расстояния. Как и все объективы серии L, он является защищенным от ненастных погодных условий, что значительно расширяет его применимость.

Средняя цена объектива составляет 95.000 руб.

Canon EF 85mm f/1.2L II USM

Живая легенда в мире портретной фотографии, портретный объектив Canon 85 f/1.2, получивший обновление марте 2006 года (индекс II), стал еще более интересным для всех ценителей творческой портретной фотографии. Уникальная светосила для этого фокусного расстояния гарантирует непревзойденное качество боке и минимальную глубину резкости. Объектив обеспечивает потрясающее качество портретных фотографий при любых условиях съемки. У него существует единственный весомый минус кроме цены — медленная фокусировка на объекте, не позволяющая его с полной отдачей использовать для съемки динамичных сюжетов. А в остальном, это просто сказка, а не объектив!

Средняя цена объектива составляет 110.000 руб.

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Лучший профессиональный репортажный объектив от Canon на полный кадр. Благодаря большой постоянной светосиле f/2.8, он очень часто применяется для портретной съемки. Наличие стабилизатора позволяет забыть о смазывании кадров по причине «шевеленки» (дрожание рук фотографа). Обладает очень мягким и приятным боке на открытой диафрагме. Автофокусировка работает очень быстро (примерно в 1,5-2 раза быстрее 85 f/1.2). Полностью защищен от попадания внутрь влаги и пыли. Есть поддержка экстендеров 1.4 и 2.0, позволяющих увеличить фокусное расстояние до 100-280 мм и 140-400 мм соответственно. Минусом данного объектива является его большой вес (1.5 кг) и цена, хотя она полностью оправдана.

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Данный объектив практически всегда можно встретить в оснастке профессиональных портретных и свадебных фотографов. В текущий момент он популярнее чем когда-либо, в связи с выходом обновленной модели с индексом II в названии. О ней и пойдет сейчас речь. Фокусное расстояние объектива очень удобно для полноформатных камер и позволяет охватить широкий угол для съемки групповых фотографий, но также и узкий угол для персональных портретов. Также объектив прекрасно себя чувствует на фотоаппаратах с кроп-матрицей в том случае, если широкий угол не так важен. Светосила 2.8 не настолько большая, как на недорогих портретных фиксах, но все равно на 70 мм проблем с размытием фона возникнуть не должно. Объектив очень резок, что достигнуто с использованием чрезвычайно качественной просветленной оптики. Полностью защищен от попадания влаги и пыли внутрь корпуса. К недостаткам можно отнести большой диаметр для установки фильтров (82 мм), а также отсутствие встроенного оптического стабилизатора за такую стоимость (хотя Canon предлагает вариант 24-70 со стабилизатором, но он уже более медленный с f/4.0, что менее пригодно для портретной фотографии и съемки при недостаточном свете). Объектив относят к классу профессиональных и дорогих.

Средняя цена объектива составляет 130.000 руб.

Также читайте статьи по выбору объектива:

В нашей жизни происходит множество моментов, которые мы хотели запечатлеть на фото или снять видео. Семейные торжества, отдых летом, поездки за границу, красивые пейзажи и памятники архитектуры. Спустя много лет мы сможем пересмотреть эти снимки в кругу друзей и близких, предаваясь приятным воспоминаниям прошлого. Очень часто даже наличие дорогой камеры не гарантирует качество этих изображений. А так хочется запечатлеть важные или трогательные мгновения во всей красе и с максимальной четкостью. Для этого нужно всего лишь подобрать правильный объектив с нужными техническими характеристиками.

Мы составили список лучших объективов, основываясь на экспертных оценках специалистов и отзывах реальных покупателей. Наши рекомендации помогут вам сделать выбор, оптимальный требованиям и желаниям. На мировом рынке техники много конкурентов, но мы отобрали лучших производителей и рекомендуем обратить на них особое внимание:

  1. Canon
  2. Nikon
  3. Tamron
  4. Sigma
  5. Samyang
Тип: широкоугольный Тип: телеобъектив Тип: макрообъектив Тип: рыбий глаз Тип: стандартный Для Canon Для Nikon Автофокус

* Цены действительны на момент публикации и могут изменяться без предварительного уведомления.

Объективы: Тип: широкоугольный

Тип: широкоугольный

Основные плюсы
  • Полнокадровый светосильный объектив с ФР - 35 мм. Это наиболее часто используемая оптика, как в любительской, так и в профессиональной фотографии. Подходит для съемки архитектуры, интерьеров и природы без значительных погрешностей перспективы. Так же подойдет для репортажной фотографии
  • Хорошая четкость изображения по всей площади кадра. Практически отсутствует хроматическая аберрация, благодаря применению новой технологии Blue Refractive (преломление оптики в синем спектре)
  • Герметичный корпус. Фронтальная и задняя линзы покрыты жиро- и водоотталкивающим составом на основе фтора, поэтому объектив защищен лучше своих конкурентов

Автофокус / Для Canon / Тип: телеобъектив / Тип: широкоугольный

Основные плюсы
  • Широкоугольная оптика профессионального класса с увеличенным на 15 мм зумом (по сравнению с предыдущими моделями). Благодаря большой максимальной диафрагме качественные снимки получаются даже при недостаточном освещении
  • Фронтальный блок линз, при увеличении изображения, передвигается вперед и назад вдоль оси, но не выходит за границы объектива. Это позволяет свободно пользоваться любыми светофильтрами
  • Конструкция объектива состоит из 11 групп, содержащих 16 элементов. Обновленная двухповерхностная оптика увеличенного диаметра (GMo) передает изображение практически без искажений

Для Canon / Тип: широкоугольный

Основные плюсы
  • Объектив принадлежит к классу тилт-шифт оптики. Он способен вращаться (тилт) и одновременно смещаться (шифт) относительно нескольких осей координат
  • Особенности конструкции дают возможность смещения оптической оси от центра кадра. Матрица фиксирует различные фрагменты изображения, передаваемые объективом. Можно вести съемку, не изменяя положения камеры и не нарушая перспективу, избежать эффекта заваливания прямых линий по вертикали
  • Объектив рассчитан на специфический сегмент для создания широкоформатных изображений без искажения геометрии, поэтому нет необходимости в последующей программной обработке

Показать все товары в категории «Тип: широкоугольный»

Объективы: Тип: телеобъектив

Тип: стандартный / Тип: телеобъектив

Основные плюсы
  • Рекомендуется для установки на зеркальные фотокамеры с APS-C датчиками изображения.
  • Корпус объектива полностью защищен от проникновения влаги и пыли
  • В конструкции использованы самые современные оптико-механические технологии для достижения наибольшей производительности при минимальных размерах. Объектив позволяет делать одинаково качественные снимки, как на близких, так и на дальних расстояниях. Есть функция макросъемки
  • Автофокусировка производиться с помощью установленного мотора. Высокая скорость изменения фокуса достигается за счет малого хода кольца, всего 60 градусов

Автофокус / Для Canon / Тип: телеобъектив

Основные плюсы
  • Качественная бюджетная оптика с диапазоном фокусировки 70 - 200 мм, практически не уступающая более дорогим моделям
  • Объектив не изменяет размеров при настройке, благодаря полноценному кольцевому USM-приводу автофокуса. Бесшумная и быстрая смена фокусировки происходит при повороте кольца всего на 40 градусов
  • Есть возможность ограничить дистанцию от 3-х метров до бесконечности. Это дополнительно ускорит работу автофокуса. Ручная настройка доступна в любом режиме. Кольцо широкое и удобное, с плавным ходом без «закусывания» с оборотом на 120 градусов
  • Минимальные геометрические искажения

Показать все товары в категории «Тип: телеобъектив»

Объективы: Тип: макрообъектив

Автофокус / Для Canon / Тип: макрообъектив

Основные плюсы
  • Объектив топовой L-серии с отличным качеством изображения и сборки. Первая макро оптика от Canon со встроенным стабилизатором изображения
  • Стабилизатор изготовлен по новой технологии, способной компенсировать сдвиги разной интенсивности. Подвижные элементы оптики поддерживают шарикоподшипники из керамики. Низкий коэффициент трения подшипников обеспечивает плавное передвижение элементов при съемке
  • Герметичный корпус защищен от воздействия влаги и пыли
  • Для ускорения работы и улучшения качества снимков предусмотрено три режима ограничения фокусировки в зависимости от расстояния и режима съемки

Автофокус / Для Nikon / Тип: макрообъектив

Основные плюсы
  • Один из лучших объективов для макросъемки. Абсолютно новая конструкция по сравнению с предшественниками
  • Применена внутренняя фокусировка с приводом от ультразвукового мотора. Хорошее качество снимков обеспечивается встроенным стабилизатором. Установлена нано кристаллически просветленная оптика. Нет кольца изменения диафрагмы.
  • Режим М/А дает постоянную возможность изменять фокусировку с помощью наружного кольца настройки
  • При минимальной глубине резкости, в съемках на близких расстояниях, искажения полностью отсутствуют. В портретных снимках аккуратно проработанные детали изображения

Автофокус / Для Nikon / Тип: макрообъектив

Основные плюсы
  • Профессиональный объектив для макросъемки EX серии с постоянным фокусом - 105мм. Прекрасно снимает в соотношении 1:1. Диапазон фокусировки от ноля до бесконечности
  • Встроенный автофокус с ультразвуковым приводом и оптическая стабилизация изображения
  • Многослойная просветленная оптика исключает появление бликов и множественных отражений, создавая натуральную контрастность на снимке
  • Девяти лепестковая диафрагма с закругленными краями (применяется преимущественно на более дорогих линзах) качественно изменяет рисунок несфокусированного заднего плана и делает изображение более мягким

Автофокус / Для Canon / Тип: макрообъектив

Основные плюсы
  • Объектив предназначен для цифровых фотокамер EOS с APS-C сенсором и креплением оптики EF-S. Позволяет получить качественное изображение при макросъемке в масштабе 1: 1
  • Минимальное фокусное расстояние всего 20 см (примерно 10 см от фронтальной линзы). Это дает возможность максимально приблизиться к объекту и заполнить кадр мельчайшими подробностями
  • Ультразвуковой мотор привода автофокуса работает бесшумно и быстро, обеспечивая четкость изображения. Ручная настройка доступна в любом режиме съемки
  • Широкая диафрагма, при портретной съемке, уменьшает глубину резкости и плавно размывает задний план, четко выделяя снимаемый объект

Показать все товары в категории «Тип: макрообъектив»

Объективы: Тип: рыбий глаз

Автофокус / Для Nikon / Тип: рыбий глаз

Основные плюсы
  • Объектив Fisheye-Nikkor (рыбий глаз) предназначен для получения снимков с геометрическими радиальными искажениями (бочкообразная дисторсия) для создания 3D-путешествий и 360-панорамм
  • Максимально доступный угол обзора 180 градусов (DX формат)
  • Компактный размер и небольшой вес в 300 грамм выгодно отличают его среди конкурентов в этом классе. При том, что практически весь объектив изготовлен из металла. Этого достигли за счет обновленной оригинальной конструкции разработанной для использования на камерах с APS-C матрицей
  • Фокусировка с высокой скоростью происходит без поворотов и движений внешних элементов объектива
Основные плюсы
  • Оптика класса «рыбий глаз» для цифровых зеркальных фотокамер с матрицей APS-С. Захват изображения 180 градусов по всем направлениям кадра. Отлично подходит для снимков круговой панорамы, благодаря минимальному значению фокуса 13.5 см
  • За счет высокой светосилы получаются детальные снимки звездного неба или северного сияния. Благодаря большой глубине резкости в кадр попадают мельчайшие подробности
  • В объективе установлена линза SLD (низко дисперсионное стекло), а также оптические элементы с сверхвысоким многослойным просветлением

Автофокус / Для Canon / Тип: рыбий глаз

Основные плюсы
  • Универсальная зум оптика «рыбий глаз» предназначена для съемки полнокадровых и круглых изображений. В зависимости от величины зума объектив может быть циркулярным или диагональным «фишаем»
  • Мгновенная и бесшумная автофокусировка с ультразвуковым приводом USM кольцевого типа. Доступна ручная коррекция при работающем автофокусе
  • Избежать бликов и ореолов во время съемки помогает оригинальное покрытие оптических элементов Subwavelength structure coating запатентованное фирмой Canon
  • Флюориновое покрытие фронтальной и тыльной линз значительно облегчает процесс очистки

Показать все товары в категории «Тип: рыбий глаз»

Объективы: Тип: стандартный

Автофокус / Для Canon / Тип: стандартный

Основные плюсы
  • Оптика Art серии предназначена для съемок портретов, свадебных и документальных фото или снимков архитектуры. При помощи диафрагмы f/1.4 можно отдалить все детали на заднем плане размывая их до сплошного фона, что при малой глубине резкости отчетливо выделяет снимаемый объект
  • Минимальная дистанция фокусировки всего 40 см, при максимальном увеличении - 0.18х. Это лучший результат, по сравнению с большинством 50-миллиметровых конкурентов
  • Снимки сделанные на открытой диафрагме отличаются высокой резкостью и не нуждаются в доработке фоторедактором. На четкость изображения не влияет недостаток освещения или контровой свет

Для Canon / Тип: стандартный

Основные плюсы
  • Оптика собрана в металлическом корпусе с классическим фокусным расстоянием (85 мм) для портретной съемки
  • Установлен модуль для автоматического режима работы диафрагмы и определения экспозиции. Улучшенное просветление оптических элементов.
  • Прекрасная передача цветовой гаммы без искажений
  • Прорезиненное кольцо фокусировки с тугим и плавным ходом облегчает точную настройку изображения.
  • Ручная установка фокуса позволяет легко добиться отличной резкости и четкости снимка на открытой диафрагме. Особенно при портретной съемке
  • По стоимости и светосиле идеален для любительской фото и видеосъемки