18088 Совершенствуем знания 0

Съемка животных и птиц – отдельный и очень специфический жанр. Он не похож ни на один другой, так как правила и принципы тут крайне своеобразны. Девиз фотографа, снимающего «дичь» - «Лови момент!». Девиз того, кто снимает домашних питомцев – «Знай правила!».

Давайте разберемся - проще или сложнее снимать домашних питомцев, чем диких животных? И какие при этом есть особеннности?

Сначала поговорим о братьях наших меньших, живущих в дикой природе. Ведь наиболее интересны фотографии в естественной среде обитания, где животные и птицы смотрятся естественно и гармонично с окружающим миром, который служит прекрасным фоном.

Оборудование. Кажется, что достаточно потратить 1-2 тысячи долларов на оборудование и через годик можно будет устраивать персональную выставку. Увы, это далеко не так. А уж в фотоанималистике и подавно. Во-первых, такой маленькой суммой обойтись не удастся, а во-вторых, фотосъемка животных требует не столько наличия профессиональной съемочной аппаратуры и навыков ее эксплуатации, сколько глубокого знания объектов съемки. Но, несмотря на очевидные сложности этого направления, фотоанималистика неуклонно совершенствуется.

Итак, Вам понадобится:

Оптика . Одна из отличительных черт съемки животных заключается в сильном влиянии, которое оказывает объект на работу фотографа. Выбор методики почти полностью зависит от поведения животного и особенностей местности. Многие существа весьма осторожны и не подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тогда фотограф вынужден пользоваться телеобъективом. Некоторых животных можно сфотографировать только из укрытия, поэтому возникает необходимость устраивать засады, а порой пользоваться и дистанционным управлением. Хорошим вариантом могут стать телеобъективы с фокусными расстояниями 70-200 и даже 400 миллиметров. Для достижения ещё большей «дальнобойности» можно использовать телеконвертер с коэффициентом увеличения 1.4, 1.7 или 2, но поскольку его использование приводит к снижению светосилы оптической системы, телеконвертер лучше применять в комбинации со светосильной оптикой. Животных практически не снимают на открытой диафрагме, но фотографу-анималисту часто приходится работать в сумерках и под пологом леса, а поскольку яркость "картинки" в видоискателе камеры и точность фокусировки напрямую зависит от светосилы используемого объектива становится очевидной важность этой характеристики.

Выбор объектива часто зависит от особенностей поведения животного, которого вы собираетесь снимать. Большинство млекопитающих и птиц редко подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тут полезен длиннофокусный объектив, увеличивающий изображение, а общие планы и местообитания животных удобнее всего снимать широкоугольными объективами. Мелких зверей в природе все же больше, чем крупных, поэтому фотографы часто прибегают к крупноплановым съемкам специальным макрообъективом. Эти три объектива - длиннофокусный, широкоугольный и макрообъектив - должны составлять основу снаряжения фотографа-анималиста. Стоимость такой аппаратуры значительна.

Камера . Для фотоохоты подойдет практически любая цифровая фотокамера со сменной оптикой и крупным сенсором (APS-C формата или FF)или же суперзум, но за качественный конечный результат последнего нельзя ручаться на сто процентов.

Штатив или монопод . При съемке длиннофокусными объективами велика вероятность смазывания изображения при съемке с рук. Чтобы избежать этого неприятного эффекта имеет смысл воспользоваться штативом или моноподом.

Теперь о приспособлениях : всего, что может пригодиться, с собой не возьмешь, поэтому, собираясь на съемку, берите без колебаний только то, что пригодится наверняка. Особенно важно быть налегке при съемке "с подхода", иначе вас ждет неудача. От большого количества приспособлений мало проку, если оно мешает двигаться быстро или бесшумно.

Теперь непосредственно разберемся с особенносями самой фотосъемки . Здесь необходимо помнить несколько простых правил. При этом речь не пойдет о съемке львов или медведей в саванне или таежных лесах - это удел опытнейших и профессиональных фотографов.

Есть два основных способа съемки диких животных , если не считать самых мелких существ, - с подхода и из укрытии. При съемке с подхода многое зависит от случая, здесь нужны опыт и терпение, зато требуется меньше аппаратуры и затрачивается меньше сил на приготовления, чем во время съемки из укрытий. Результаты съемке с подхода сложно предсказать, и они чаще оканчиваются неудачей, но для большинства новичков именно этот способ представляется не таким страшным делом по сравнению с тяготами переноски, строительством и ожиданием в укрытии.

Приемы съемке с подхода фотографа очень похожи на охотничьи, где многое заимствуется у самих животных. Надо учитывать трудности, возникающие подчас именно в тот момент, когда, казалось бы, все готово и можно приступить к съемке: внезапное ухудшение освещения, неудачное направление солнечных лучей, наличие препятствий между объективом и предметом съемки и т. п.

Для успешной фотосъемки вы должны знать образ жизни животных, которых собираетесь фотографировать, привычки, знать, когда они размножаются, чем питаются, в какой период к ним легче приблизиться, - словом, общую схему их поведения в течение года и в течение дня. Если все это вам неизвестно, придется заполнять пробел. Работая в официальном, хорошо организованном заповеднике, можно найти на месте специальную литературу, здесь вам помогут егерь, лесник или профессиональные гиды. Сказанное выше относится и к любым другим видам съемки животных, но при съемке с подхода - это единственный способ найти объект.

Некоторые животные проявляют особую активность ночью, на рассвете и на закате. От этого зависит выбор не только времени суток, но также аппаратуры. Если ваш объект живет в стаде или стае, вам вряд ли удастся выследить его, просто прогуливаясь по территории, где он обитает. И это лишь частица тех сведений, которые отделяют неудачу от удачи. Роль счастливого случая велика во всех видах фотоохоты, но знание повадок животных во многом повышает вероятность успеха, особенно при съемке с подхода.

Одна из главных забот фотоохотника - остаться незамеченным. В зависимости от того, какое животное вы пытаетесь сфотографировать, обратите особое внимание на шумы, движения или запахи. Как правило, обострение определенного органа чувств у животного или птицы обусловлено его образом жизни. Знание привычек и повадок животного подскажет, что для него главное: слух, зрение или чутье. Хищникам, например, необходимо хорошее зрение, чтобы выследить свою добычу. Животные, обитающие в местах, где видимость ограничена, скажем, в густом лесу, больше полагаются не на зрение, а на слух и обоняние.

Зрение почти у всех птиц очень острое. А главное, у них большая разрешающая способность в отношении деталей; у обычного ястреба плотность клеток сетчатки в восемь раз выше, чем у человека. Большинство птиц различают цвета, правда, ночные птицы (совы) почти лишены этого качества, зато они хорошо видят в сумерки. Кроме того, у большинства птиц глаза расположены по обеим сторонам головы, что обеспечивает широкий угол зрения. Утки, например, имеют угол зрения 360°. Многие птицы почти не обращают внимания на неподвижные предметы. Основным элементом в способе их восприятия является движение, поэтому во время скрадывания очень важно научиться "замирать". Слух у большинства птиц тоньше человеческого, а в жизни ночных птиц он имеет очень большое значение. Но в полете воздушный поток и шум крыльев, вероятно, снижают чувствительность органов слуха. Есть предположения, что птицы воспринимают звук очень низкой частоты, который распространяется на значительные расстояния. Обоняние, как правило, не играет у птиц заметной роли, возможно, потому, что в полете на любой высоте слабые запахи нельзя уловить.

Зрение у большинства животных, ведущих хотя бы отчасти ночной образ жизни, не играет важной роли, они склонны полагаться на другие органы чувств. К тому же у них нет цветового зрения, если не считать высших приматов и некоторых грызунов. Есть, правда, исключения, особенно среди кошачьих, которые настигают добычу за счет быстрого бега. Встречаются они и среди оленей, которые спасаются, благодаря той же скорости. Слух почти всегда развит хорошо, а животные с большими и подвижными ушами (копытные, зайцеобразные) обладают высокой направленной чувствительностью. Обоняние все млекопитающие имеют настолько тонкое, что человек не идет с ними ни в какое сравнение. Как правило, млекопитающие пользуются чутьем чаще, чем слухом или зрением.

Из вышесказанного возникает вопрос об экипировке .

Для начала оденьтесь так, чтобы не бросаться в глаза. Если вы по-настоящему увлеченный человек, можно с помощью маскировки постараться подойти к объекту съемки так, чтобы находиться совсем рядом с ним. Это возможно при условии точных знаний о поведении и повадках данного животного. В большинстве случаев вы вряд ли захотите или сможете готовиться чересчур основательно. Тем не менее, избегайте в своей экипировке всего яркого и броского. Одежда должна быть невзрачной, при передвижении через кустарник она не должна шуршать и цепляться за ветви. Скройте металлические части очков. При светлой коже лицо будет очень заметно даже на большом расстоянии. В холодную погоду его можно закрыть шерстяным шлемом, в иных случаях рекомендуется нанести несколько мазков темного грима или грязи (вспоминает кадры из боевиков!).

Запах, редко мешающий при съемке птиц, может вызвать трудности, когда имеешь дело с млекопитающими. Одной из основных составляющих человеческого запаха является масляная кислота, и собаки, например, почти в миллион раз чувствительней к ней, чем люди. Одежда немного ослабляет запах, однако очень важно делать как можно меньше движений и находиться против ветра по отношению к животным, которых выслеживаешь. Не пользуйтесь сильно пахнущими веществами: дезодорантами, лосьонами, репеллентами.

Одно из основных условий фотоохоты - плавная, бесшумная походка .

Обычно при ходьбе делают много резких, ненужных движений: идут вразвалку, покачиваясь из стороны в сторону, размахивают руками, шаркают ногами. При съемке с подхода всего этого следует избегать и двигаться более сдержанно, как бы скользить. Понаблюдайте, как домашняя кошка подбирается к птице, - она плавно крадется, а голова и туловище неподвижны. Она словно скользит вперед, и если не следить за ней нарочно, то ее движений можно вообще не заметить. Учитесь правильному шагу - ставьте пятку на землю, а затем как бы перекатывайте остальную часть стопы, опираясь на ее внешнюю сторону. Такой шаг может показаться неудобным, зато он плавный и бесшумный. Внимательно следите за тем, куда ставите ногу, не наступайте на сухие листья и ветки. Не беда, если на первых порах вам придется часто смотреть под ноги и упускать хорошие возможности для съемки, - со временем вы научитесь пользоваться периферийным зрением. Если уж вы наступили на сухую ветку - замрите. Этот звук насторожит всех животных, оказавшихся поблизости, правда, большинство из них обычно не срываются с места сразу, а стоят неподвижно, настороже, в ожидании других признаков опасности. На всякий случай подождите несколько минут. За это время животные убедятся, что тревога была ложной, и успокоятся.

Дополнительные трудности во время скрадывания создает фотоаппарат: он вызывает шум, необычно выглядит и имеет блестящие, отражающие солнечный свет части. С шумом бороться почти невозможно. "Мягкий" бокс, или звуконепроницаемый контейнер затрудняет пользование аппаратом, а при скрадывании снимать нужно быстро. А вот скрыть черной изолентой хромированные части, несомненно, стоит. Вдвойне важно находиться в тени, чтобы солнечные лучи не попали на поверхность объектива или другие части фотоаппарата.

Чтобы сделать хороший кадр стоит некоторое время понаблюдать за объектом съёмки . Изучив повадки птицы или животного, которых вы хотите сфотографировать, вам будет легче прогнозировать его перемещение и поведение.

Например, белочки имеют обыкновение время от времени привставать на задних лапках, чтобы прислушаться и осмотреться вокруг, довольно забавно складывая передние лапки на груди - это прекрасный момент для съёмки. Можно сфотографировать как белка, разгрызая орешек, обеими лапками подносит его ко рту, как карабкается по стволу дерева или выглядывает из-за него. В некоторых парках белки настолько привыкли к постоянному общению с людьми, что совершенно их не боятся, и можно попробовать снять их не только в режиме репортажа, но и постановочно, попросив ассистировать в этом мероприятии кого-нибудь из родственников или знакомых.

У синиц и многих других птичек есть привычка прилетать к кормушке с одного и того же места. Например, выбрав какую-то удобно расположенную ветку, они садятся сначала на неё, выжидают удобного момента, чтобы подлететь к кормушке, хватают еду и улетают, затем снова и снова повторяют свой маршрут. Таким образом, закрепив камеру на штативе и наведя резкость на эту самою ветку, вам останется лишь вовремя нажимать на кнопку спуска, подлавливая самые удачные моменты и ракурсы. Можно использовать при этом пульт дистанционного управления фотокамерой.

Оказавшись в парке и внимательно наблюдая за происходящим, вы можете заметить множество других интересных сюжетов для съемки. Ими могут стать играющие друг с другом собаки, красивый иней на деревьях, прогуливающиеся со своими домашними любимцами прохожие. Главное - будьте всегда начеку, чтобы, заметив интересный сюжет или ситуацию, успеть на неё отреагировать и сделать кадр, не упустив кульминационный момент.

Избегайте дрожания камеры.
Не забывайте про то, что при съёмке с рук длиннофокусной оптикой для получения резких кадров выдержка должна быть не длиннее, чем дробь «1/фокусное расстояние», выраженная в секундах, а на "кропнутых" камерах - в разы короче, пропорциональные кроп-фактору вашей фотокамеры.

Конечно, оптический стабилизатор изображения даёт возможность поставить на несколько ступеней более длинную выдержку. Но слишком длинные выдержки всё равно нежелательно использовать, поскольку фотография может получиться нерезкой не из-за дрожания рук фотографа, а из-за движения самого объекта съёмки. И против этого вида нерезкости даже самый совершенный оптический стабилизатор бессилен.

Сделать камеру более стабильной в момент съёмки можно и другими способами: например, прислонившись к дереву, забору или другой прочной и неподвижной опоре, например, оперевшись об колено. Можно залечь с камерой, подложив под объектив кофр.

Возьмите под контроль параметры съёмки .
Наводка на резкость по ближайшему объекту, а именно этот метод используется большинством камер в «зелёном» полностью автоматическом режиме, - далеко не самый лучший вариант для съемки птиц и животных. При использовании длиннофокусной оптики особенно при открытой диафрагме ГРИП очень невелика. Поэтому, чтобы резкой оказалась именно пернатая пташка, а не ветки перед ней, именно мордочка белки, а не только её нос, фокусироваться на них нужно исключительно точно - по центральной точке. Совместите в кадре сюжетно важную деталь (обычно, это глаз), на которую нужно навести резкость, с точкой фокусировки, наполовину нажмите спусковую кнопку и, услышав подтверждающий успешность фокусировки звуковой сигнал, сформируйте кадр и плавным нажатием кнопки спустите затвор.

Приступая к съёмке, настройте свою камеру таким образом, чтобы она записывала снимки в максимально возможном разрешении и максимально возможном качестве, но лучше в «сыром» формате RAW. Выставьте соответствующую условиям освещения светочувствительность ISO, настройку баланса белого (при съемке в RAW эта настройка не имеет смысла и выставляется в авто) и метод определения экспозиции.

Снимайте в ручном режиме экспонирования (M) или в режиме приоритета диафрагмы (А), чтобы осмысленно управлять значениями выдержки и диафрагмы, добиваясь нужной резкости и глубины резкости.

Старайтесь не использовать высокие значения ISO, чтобы избежать появления на фотографии шумов. Но и не забывайте о возможности повысить ISO, если при максимально открытой диафрагме выдержка оказывается недостаточно короткой для получения резкого снимка.

И помните, что часто у вас всего один шанс сделать снимок. Услышав звук камеры при спуске затвора - дикие животные и птицы вряд ли вам предоставят возможность более тщательно подготовится и сделать дубль.

Съемка домашних животных – это обособленный жанр. Он не похож на съемку дикой природы. С одной стороны, конечно, снимать домашних питомцев проще. И по лесам их искать не надо, и около решетки зоопарка сидеть не приходится, и даже можно с «моделью» договориться, дав пару-тройку команд или кусочек лакомства. С другой стороны, не всякая модель идет на контакт.

Съемку домашних любимцев можно разделить на три основных типа:

В завершении, в качестве напутствия, хочется сказать: хотите делать удачные снимки животных и птиц - совершенствуйте и технику съемки, и вашу фототехнику.

Надеюсь, материалы данного урока были интересны и будут вам полезны. Всего Вам фотографического!

В статье использованы материалы книг "Фотографирование диких животных и природы", Майкл Фримен; Canon Lens Work II и "Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом", А.С. Мальчевский, Э.Н. Голованова, Ю.Б. Пукинский.

Фотоохота… Слово знакомое всем. Часто мы представляем её как нечто довольно сложное, недоступное простым фотографам. На самом деле, поохотиться с фотокамерой на обитателей ближайшего парка сможет каждый. Птицы в парках привыкли к людям и подпускают к себе достаточно близко. Сейчас, когда деревья не покрылись листвой, даже в густом лесу днём достаточно светло, и все ветви хорошо просматриваются. Самое время попробовать себя в съёмке птиц.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/400 с, 400.0 мм экв.

Существует несколько подходов к съёмке птиц. Давайте рассмотрим их.

При «пассивном» подходе фотограф прячется в укрытии, наводит камеру туда, где, к примеру, лежит приманка, и ждёт пернатых гостей. Такой подход даёт прекрасные результаты в дикой природе, когда птицы очень пугливы. На затаившегося в укрытии неподвижного фотографа они не обращают внимания. Такой способ выбирают продвинутые фотоохотники, ведь он требует опыта, умения маскироваться, знания особенностей поведения птиц. Мы же поговорим о более простом подходе.

«Активный» подход подразумевает съёмку птиц на ходу: аккуратно приближаемся к своей «модели» и снимаем. Такой метод наиболее эффективен в местах, где птицы привыкли к людям и не очень пугаются при их приближении. Интересно, что в различных парках у птиц разные границы, на которые они готовы подпустить человека. Иногда вы сможете подойти к ним почти вплотную, а порой приходиться снимать издалека.

Мы стремимся к тому, чтобы сфотографировать птицу крупным планом. Обычно птиц фотографируют на расстоянии 3–10 метров. И чтобы при этом показать это небольшое существо крупным планом, потребуется телеобъектив. Для «кропа» можно порекомендовать объективы с фокусным расстоянием более 200 мм, для полного кадра - более 300 мм. В эти критерии вписывается множество объективов. Среди них есть как дорогие модели, так и более бюджетные. Например, доступный объектив для зеркальных камер Nikon - Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor. Его можно использовать как на кропе , так и на полном кадре. Среди более дорогих моделей стоит выделить хорошо зарекомендовавший себя у любителей съёмки птиц Nikon AF-S 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor.

NIKON D750 / Nikon AF-S Nikkor 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR УСТАНОВКИ: ISO 720, F8, 1/320 с, 300.0 мм экв.

Выбирая телеобъектив, важно обратить внимание не только на его фокусные расстояния (то, насколько он приближает), но и на светосилу, наличие оптической стабилизации. Светосильные объективы помогут получить более качественные кадры, ведь птиц снимают на очень коротких выдержках, добиться которых можно лишь значительно повышая ISO. Оптическая стабилизация очень важна, потому что на телеобъективе легко получить смазанное изображение от дрожания камеры в руках. Стабилизатор очень эффективно помогает этого избежать. Как рассчитать выдержку, при которой можно снимать с рук и кадр не будет смазываться? .

С такими объективами вы сможете сфотографировать пернатых обитателей парка достаточно крупно. Цена более продвинутых моделей телеобъективов, применяемых профессиональными фотоохотниками, намного выше.

Компактные фотокамеры, обладающие солидным зумом (гиперзумы), тоже позволяют фотографировать птиц крупным планом. При этом они гораздо доступнее по цене, нежели зеркальные камеры с телеобъективами.

Этот снимок сделан на Nikon COOLPIX P600, но у Nikon появился еще более мощный зум, отлично подходящий для таких целей. Это Nikon COOLPIX P900.

COOLPIX P600 УСТАНОВКИ: ISO 220, F6.5, 1/250 с, 1440.0 мм экв.

Как же настроить фотоаппарат для съёмки птиц? Пожалуй, основной параметр, который важен фотоохотнику, - выдержка. Она должна быть достаточно короткой, чтобы шустрые пернатые непоседы не смазались в кадре. Кроме того, короткая выдержка поможет избежать смаза от дрожания камеры в руках. Птиц лучше всего снимать на выдержках короче 1/250-1/500 с. Диафрагма же почти всегда будет оставаться открытой; так мы получим достаточно света на короткой выдержке. Однако, чтобы сделать при таких коротких выдержках (даже с открытой диафрагмой) достаточно яркий, правильно проэкспонированный кадр, придётся сильно повышать ISO - будьте к этому готовы. Хорошо, если вы вооружены современной фотокамерой типа Nikon D5500, Nikon D7100 или Nikon D750. Эти модели даже на высоких ISO дают низкий уровень цифрового шума.

Поскольку важнее всего для нас выдержка, фотографировать будет удобно в режиме S (приоритет выдержки), отдав в управление автоматики прочие параметры. Удобно пользоваться серийной съёмкой: так вы не упустите самую красивую фазу движения или выразительный наклон головы птицы.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/400 с, 400.0 мм экв.

Больше всего птиц вы сможете встретить возле мест их кормёжки. В парках обычно есть специальные места с кормушками. Отметим, что кадры получатся красивее, если снимать птиц не на самих кормушках, где обычно творится беспорядок, а на веточках рядом. Попробуйте понаблюдать за птицами и поймать самые удачные ракурсы.

Фотографировать птиц могут не только обладатели профессиональных и дорогих фотокамер, если у вас есть неплохая зеркалка начального уровня или хороший системный фотоаппарат, вы можете рассчитывать на красивые снимки. Более того, камеры с матрицами APS-C (кроп фактор 1,5) подходят для съемки дикой природы даже лучше чем фотокамеры с полнокадровыми матрицами, так как объектив со скромным фокусным расстоянием 300-мм, будет фотографировать с приближением эквивалентным 450 мм и более, что позволяет делать превосходные фотографии пернатых друзей.

Для того что б получить возможность фотосъемки птиц, вам придется привлечь этих капризных моделей. Конечно, вы можете целыми днями бродить по парку в поисках птиц, но лучше приманить их к себе. Для этого установите кормушку и сосуд с водой, в безопасном и удобном и для вас, и для птиц месте. Вы можете кормить их круглый год, но в конце осени, зимой и ранней весной они наиболее голодные.

Корм для пернатых моделей следует выбирать разнообразный и полезный, кроме стандартных зерен, которые можно купить в зоомагазине, в кормушку можно положить арахис, кунжут, семена подсолнечника, изюм и тертый сыр.

Организовывая кормушку для птичек, которых в дальнейшем вы собираетесь снимать, вы сами выбираете подходящее для съемки место. Поэтому повесьте кормушку там, где вам кажется, фон для кадров будет удачным. Повесив кормушку на ветке, разбросайте немного зерен на земле, что бы привлечь внимание птичек. Очень вероятно, что они не сразу найдут ваши угощения, особенно в очень холодную погоду, но будьте терпеливы.

Некоторые виды очень привычны к присутствию людей, и вы сможете спокойно сидеть неподалеку от них и фотографировать. Но есть и такие, которые могут вас бояться, и просто не подойдут к еде, если заметят человека неподалеку.

Вам лучше всего спрятаться, чтобы птицы были более расслабленными и спокойными. Так, они смогут резво общаться друг с другом и вести себя естественно и без опаски, что приведет к более интересным кадрам.

Вы можете спрятаться за кустами в парке, или, если фотографируете у себя в саду, можете смастерить себе небольшое укрытие из листа фанеры, или отходов древесины. Если есть возможность, вы можете фотографировать из окна. Главное помните, что у птичек очень хорошее не только зрение, но и слух, поэтому старайтесь вести себя как можно тише, не создавая лишних скрипов и шороха.

Обрамление ваших зимних фотографий дикой природы

Подумайте о том, каким должен быть фон на ваших снимках, учтите, он должен дополнять фотографию, а не отвлекать от основного сюжета. Размытый фон нейтрального цвета будет лучшим вариантом, для фотографии птицы.

Если трудно найти подходящее место в саду, или в парке, которое обеспечило бы хороший фон, то по возможности, вы можете решить эту проблему своими силами. Как вариант, вы можете взять окрашенный лист фанеры, однотонную светлую ткань, или еще что-то, что могло бы подойти. Прикрепите искусственный фон на забор, или на стену дома, и уже в зависимости от выбранного места устанавливайте кормушку.

Расположите фон, достаточно далеко от объекта, так, что бы он находился вне фокуса, тем самым создавая естественный эффект.

Освещение не менее важно, причем, освещение может быть и достаточно ярким, благодаря солнечным лучам, так и тусклым, в туманную, или снежную погоду. Яркий солнечный свет будет наиболее привлекательным на рассвете, или на закате, поэтому следите за положением солнца, так как от этого зависит удачность вашего будущего снимка.

Ваше положение для съемки является важным аспектом, особенно в пасмурный день. Постарайтесь найти наиболее удачный ракурс, так, что бы птичка была хорошо освещена, Плохая погода - падающий снег или туман, могут добавить вашей фотографии большей оригинальности и привлекательности.

Как видите, съемка дикой природы возможна и зимой, кроме того, фотографируя птиц зимой, вы учитесь, узнаете новые возможности своей камеры и получаете огромное удовольствие от общения с природой и от фотографий. Просто начните, и у вас все получится.
Ниже приведены три простых способа, снимать дикую природу зимой в саду, или в парке

Кормите птиц


Начните подкармливать птичек на одном и том же месте, установив там кормушку и сосуд с теплой водой, регулярно проверяя наличие воды и еды. Выберите хорошо освещенное место, с нейтральным фоном.
Не тревожьте птиц


Не пугайте птиц своим присутствием, для этого организуйте для себя укрытие, в котором вам с одной стороны было удобно снимать, а с другой – птицы не слышали бы и не видели вас. Так, пернатые модели будут чувствовать себя более уверенно и расслабленно. Снимать лучше с помощью телескопического объектива, установленного на штатив, так что бы камера была более устойчивой.
Следите за происходящим


Мелкие птички, как правило, более подвижные, поэтому есть большая вероятность смазанности снимков. Что бы этого избежать установите скорость затвора на значение, не менее чем 1/500 сек., так же, можно использовать серийную съемку, что бы потом выбрать лучшую фотографию.

Съемка птиц в полете

Невероятно красивыми будут фотографии птиц в полете. Для таких фотографий вам потребуется карта памяти большой емкости и немного терпения. Что касается условий съемки, то на улице должна быть ясная солнечная погода. Для резких фотографий вам придется поставить высокое значение ISO и выдержку около 1/2000 сек.. При съемке птиц в действии есть вероятность сделать смазанный кадр, поэтому настройки должны способствовать максимально четких снимков.

Автоматическая фокусировка не надежная для быстрой и оперативной съемки мелких птиц, поэтому лучше установить ручную фокусировку. Сначала сфокусируйтесь на птице, а затем фотографируйте. Если птица ест в кормушке и постоянно двигается, у вас может получится неплохой снимок. Так же можно использовать серийную съемку.
Если у вас есть возможность, попробуйте сфотографировать птиц на расстоянии, используя дистанционный спуск затвора, так вы сможете наблюдать за пернатыми на жердочке, а затем сделать несколько последовательных кадров.

Ухаживать за птицами

Обеспечьте пернатых друзей свежим, качественным и вкусным кормом и не забывайте наведываться к кормушке, что бы проверить свежесть продуктов. Кушая плохой или не свежий корм птички могут заболеть. Поставьте возле кормушки и поилку с теплой водой, что бы она не замерзала, и периодически меняйте водичку.

Вокруг нас множество птиц. Они красивы и необычны, привлекают расцветкой и поведением. Съемка пернатых относится к одному из самых интересных и сложных жанров - wildlife-фотографии. Представляем несколько полезных советов и 25 кадров, которые наверняка вдохновят вас на творчество!

Изучите повадки птиц и среду их обитания

Совет, быть может, банальный, но тем не менее - важный. Для съемки диких птиц это просто принципиально необходимое условие, ведь у разных видов пернатых разные ареалы обитания, периоды активности, повадки, предпочтительные места: каких-то птиц можно увидеть на полях среди травы, каких-то - на невысоких кустах, а какие-то большую часть времени предпочитают находиться высоко на деревьях, так что сделать снимок становится совсем непросто.

Именно поэтому не стоит идти наугад в надежде встретить «какую-нибудь» птицу - так хорошего кадра не сделать.

Выходить на фотоохоту нужно с четким осознанием того, на кого из пернатых направлен ваш интерес, и исходя из этого, уже выбирать место и время съемки.

Выбирайте точки прилета птиц

При съемке большинства видов пернатых у вас будет не очень много времени на выбор точки съемки, фокусировку и собственно фотографирование. Поэтому стоит это время максимально сокращать, заранее определившись с местами, куда, скорее всего, прилетят птицы.

Это могут быть ветки деревьев, отдельно стоящие кусты, скала над морем и прочее. Разумеется, нужно предварительно изучить повадки пернатых или же заранее без фотоаппарата разведать место и посмотреть, как там ведут себя интересующие вас птицы.

Подумайте о технике

Съемка диких птиц требует тщательного подхода к . В большинстве случаев вам понадобятся и длиннофокусные . Дело в том, что к диким пернатым не так-то просто подобраться близко, особенно если вы пока еще не профессионал. А снимать на большом расстоянии с рук - не самая лучшая идея.

Объектив лучше всего подбирать в диапазоне примерно 400–600 мм, причем желательно с фиксированным фокусным расстоянием. Причина в светосиле, которая у фиксов обычно выше, чем у объективов с переменным фокусным расстоянием. Разумеется, никакой вспышки: птица просто улетит.

Готовьтесь заранее и не мешкайте

Птицы, само собой, не ждут вашего появления, чтобы вылететь и рассесться по веткам и кустам. А значит, придется долгое время просто сидеть и ждать их появления.

Лучше в этот момент не отвлекаться, а прислушиваться и присматриваться - приближающееся чириканье или ветки, которые начинают колыхаться в безветренную погоду, подскажут вам о скором появлении пернатых.

И тут уже нельзя мешкать: начинайте снимать сразу же, в режиме серийной съемки. Да, большинство из них окажутся негодными, но это все равно повышает шанс снять действительно хорошие кадры.

Водоплавающие птицы - отдельная история

Речь идет прежде всего о пернатых, обитающих в небольших озерах, прудах и других похожих водоемах, когда у птицы нет возможности уплыть очень далеко.

А значит, здесь подойдут и не длиннофокусные объективы, тем более что водоплавающие птицы особенно красиво смотрятся именно в обрамлении воды.

И, кстати, обычно водоемы освещены куда лучше других типичных мест съемки диких пернатых, а значит и требования к светосиле меньше: хорошие кадры вполне можно сделать недорогим объективом с диапазоном примерно 70–300 мм, какие есть у каждого производителя.

Продумывайте композицию

Поначалу вы наверняка будете фотографировать пернатых крупным планом. Но затем, по мере приобретения опыта, неизбежен переход к планам более общим, когда птица хоть и центральный элемент снимка, но не единственный объект в кадре.

А значит, нужно подумать о композиции. Тут, в общем-то, нет особых отличий от общих , и если вы умеете продумывать композицию кадра как таковую, то справитесь и в этом случае.

Тренируйтесь на городских птицах

Прежде чем идти на фотоохоту в лес, потренируйтесь на диких пернатых, которые окружают нас. Ближайший парк, желательно достаточно большой, чтобы несколько отойти от людей, предоставляет для этого отличные условия. Там же можно найти и пруды с водоплавающими птицами.

Но вообще-то, даже просто выйдя во двор дома, можно увидеть немало птиц - воробьев, голубей, синиц... Они, конечно, весьма банальны и не столь фотогеничны, однако на их примере можно изучать повадки пернатых, учиться выстраивать композицию и просто получать первый опыт фотосъемки птиц.

Фотосъемка птиц - это очень тяжелое занятие, которое может привести к разочарованию, если не вооружиться терпением и не попробовать на практике некоторые рекомендации.

У меня были ситуации, когда я буквально сходил с ума, пытаясь сфотографировать птиц и не получал при этом какого-либо видимого результата. Поэтому я решил дать некоторые советы, чтобы помочь вам в фотографии пернатых.

Вы уже запланировали на будущее фото-выезд, чтобы сфотографировать птиц? Вы хотите быть готовыми использовать вашу камеру на все сто, когда на пути окажется «дичь»? Тогда читайте внимательно эти советы.

1. Фотографируйте с ярким и естественным светом

Птицы - это животные, которые находятся в постоянном движении и требуют от вас быстроты реакции, а от вашей фототехники - высокую скорость фокусировки на коротких выдержках.

Так как время экспозиции очень ограниченно, чтобы избежать смазанного изображения, очень важно наличие достаточного количества света. Это позволит правильно проэкспонировать фотографию.

Когда вы используете телеобъектив, чтобы сфотографировать птицу на достаточно большом расстоянии, вы не можете себе позволить слишком широко открыть диафрагму. Это часто невозможно из-за технических возможностей объектива, а так же из-за ГРИП. Таким образом, чтобы гарантировать необходимую глубину резкости вы должны использовать относительно закрытую диафрагму.

Естественно, что при этом мы не собираемся увеличивать слишком сильно уровень светочувствительности ISO, следовательно, необходимо достаточное освещение сцены, чтобы была правильная экспозиция. Ведь так?

2. Изучай движение птиц

Довольно сложно в фотографии птиц «прийти, увидеть и победить». Чтобы получилась хорошая фотография, придется остановиться, не делая при этом излишнего шума и резких движений. Нужно быть очень внимательным по отношению к движениям птиц, которых вы собираетесь сфотографировать.

Самое главное не шевелиться, чтобы они не испугались и не улетели. Даже если у вашего объектива большое фокусное расстояние, этого может оказаться недостаточно, чтобы сфотографировать птицу, которая находится очень далеко от вас.

Чтобы не испугать птиц, можно использовать камуфляж или одежду невзрачных цветов, спрятаться в доме, машине, за деревом и т.д. Все это необходимо чтобы дать возможность животному вести себя естественно, чтобы они не боялись подойти к вам ближе.

Начать фотографировать можно только тогда, к огда вы уже достаточно долго понаблюдали за птицей и можете предугадать, когда она остановится или полетит и куда.

Это не легкая работа, поэтому вооружитесь терпением и выдержкой, у вас получится!

3. Привлеки внимание

В предыдущем совете я предлагал вам быть пассивным наблюдателем. В данном случае, я рекомендую быть более активным: «атакуйте»! Почему бы не поставить какой-нибудь элемент, который привлечет внимание птиц? Разве вы не так поступаете в парке, когда хотите привлечь к себе уток, голубей и т.д.?

Если у вас есть время и возможность это сделать, приготовьте место, где вы хотите сделать фотографию. Поставь чучело или корм, что бы привлечь внимание птиц. Таким образом, фотография будет под большим контролем.

Вам кажется это смешным? Попробуйте, это работает!

4. Используйте телеобъектив

Если речь идет не о крупной птице (орел, беркут и тому подобное), которая находится достаточно близко, чтобы добиться хороших результатов, нужно использовать телеобъектив.

Наиболее длиннофокусные объективы имеют переключатель ограничителя фокусного расстояния, который позволяет ограничить минимальное фокусное расстояние объектива и определить, хотим мы навести фокус на предмет, который находится близко или отдален. В этом случае, излишне говорить, что мы должны поставить автоматический фокус на дальнем расстоянии, чтобы получить нужный нам результат.

5. Активируйте серийную съемку

Даже со сложенными крыльями, птицы подвижные создания, они не замирают ни на секунду и эта гиперактивность увеличивается, когда они находятся в полете.

Поэтому, если в вашем фотоаппарате есть опция серийной съемки, рекомендуется ее активировать. Когда вы делаете портрет животного в какой-то конкретной позиции, сделайте более одной фотографии, чтобы гарантировать что как минимум одна из них выйдет хорошо. Но проверьте, чтобы карты памяти имели достаточную емкость, так как количество фотографий начнет резко увеличиваться.

6. Фокус на глаза

Точно так же как и при фотографировании портретов людей, домашних животных или других живых существ, золотое правило - фокусировка на глазах, в данном случае, птичьих.

Почему? Потому что люди ищут резкость именно в этой части и если ее нет, то снимок вызывает разочарование.

Если птица маленькая, и часть, которую она заполняет в видоискателе вашего фотоаппарата, небольшая, рекомендуется использовать непрерывную фокусировку (автофокус servo), чтобы гарантировать правильный фокус, несмотря на небольшое движение фотографа или птицы.

Если непрерывная фокусировка для вас сложна, используйте одиночный автофокус, но с небольшим количеством точек. Только так можно навести фокус именно на глаза, а не на клюв или другую анатомическую часть птицы.

7. Будь готов!

Фотография птиц мне напоминает рыбалку или охоту. И неспроста, так как мы хотим «поймать» птицу на нашем снимке.

Это значит, что наша удочка или ружье всегда должны быть готовы, в данном случае мы говорим о фотоаппарате. В самый неожиданный момент может появиться наша «дичь» и очень важно не упустить момент, другого шанса может не быть.

Так что имейте в виду, вы всегда должны быть готовы!

Теперь ваша очередь

Я уже дал свои советы, теперь ваша очередь подумать и добавить свою песчинку и написать восьмой, девятый, десятый совет…

Помогите мне увеличить список, чтобы в следующий раз, когда мы сделаем вылазку для фотоохоты на птиц, всем было легче!