Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) Первушин Антон Иванович

Проект «Буран»

Проект «Буран»

В конце 1975 года проектанты окончательно определились с конфигурацией будущего транспортного корабля - он должен был стать крылатым. Появились первые чертежи орбитального самолета, названного «Бураном».

Это направление работ было поручено главному конструктору Игорю Николаевичу Садовскому. Заместителем главного конструктора по орбитальному кораблю назначили Павла Цыбин.

Ракета представлялась конструкторам как самостоятельная структура, а полезным грузом мог стать орбитальный корабль или любой другой космический аппарат. В отличие от американской, советская ракета должна была осуществлять запуск космических аппаратов самых различных классов.

К универсальности комплекса подтолкнул один эпизод.

Первоначально предлагалось размещение двигательной установки второй ступени на орбитальном корабле, как у «Спейс Шаттла». Однако из-за отсутствия в то время самолета для транспортировки с завода-изготовителя до Байконура, а главное, для отработки в летных условиях космического аппарата значительной массы, орбитальный корабль был облегчен за счет переноса двигателей на центральный бак. С переносом двигателей на центральный бак ракеты их количество увеличилось с трех до четырех.

В 1976 году облик «Бурана» приблизился к «Спейс Шаттлу», увеличилась стартовая масса комплекса, диаметр центрального блока.

Бригада проектантов, подчиненная Садовскому, вела проектные работы как по ракете, так и по орбитальному кораблю и комплексу в целом. Начиная с 1976 года, в течение пяти лет были проработаны пять вариантов конструкторских схем на базе исходной. Орбитальный корабль приобретал формы, близкие к конечным. Ракета меняла свою структуру от двухбакового центрального блока до четырехбакового, а затем вновь двухбакового, менялись размерность и количество маршевых двигателей, оптимизировалось соотношение ступеней и тяга двигателей, облагораживались аэродинамические формы. В конструкцию орбитального корабля были введены воздушно-реактивные двигатели, что давало возможность осуществлять глубокое маневрирование при посадке.

Одновременно разрабатывалась конструкторская документация, велась подготовка производства, разрабатывался проект по приспособлению стартовых площадок «Н-1» и нового стенда-старта. 17 февраля 1976 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 132-51 о разработке советской многоразовой космической системы «Рубин», включавшей орбитальный самолет, ракету-носитель, стартовый комплекс, посадочный комплекс, специальный комплекс наземного обслуживания, командно-измерительный комплекс, поисковоспасательный комплекс. Система должна была обеспечивать «выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 километров полезных грузов весом до 30 тонн и возвращение с орбиты грузов до 20 тонн».

В постановлении, в частности, предлагалось организовать в Министерстве авиационной промышленности Научнопроизводственное объединение «Молния» во главе с авиаконструктором Глебом Лозино-Лозинским (он нам известен как создатель космоплана «Спираль»), которое должно было разработать орбитальную ступень самолетной схемы, подготовив полный комплект документации для ее изготовления.

Само изготовление и сборка планера, создание наземных средств его подготовки и испытаний, а также воздушная транспортировка планера, корабля и ракетных блоков были поручены Тушинскому машиностроительному заводу Головная роль в разработке ракеты-носителя и системы в целом оставалась за НПО «Энергия». Заказчиком выступало Министерство обороны.

Окончательный проект системы был утвержден Валентином Глушко 12 декабря 1976 года. Согласно проекту летные испытания планировалось начать во втором квартале 1979 года.

При создании «Бурана» были объединены усилия сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских организаций, военных строителей, эксплуатационных частей космических сил. Всего в разработке участвовало 1206 предприятий и организаций, почти 100 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик СССР.

В конечном виде многоразовый орбитальный корабль «Буран» (11Ф35) представлял собой принципиально новый для советской космонавтики летательный аппарат, объединяющий в себе весь накопленный опыт ракетно-космической и авиационной техники.

По аэродинамической схеме корабль «Буран» - моноплан с низкорасположенным крылом, выполненный по схеме «бесхвостка». Корпус корабля выполнен негерметичным, в носовой части находится герметичная кабина общим объемом более 70 м3, в которой располагается экипаж и основная часть аппаратуры.

С внешней стороны корпуса наносится специальное теплозащитное покрытие. Покрытие используется двух типов в зависимости от места установки: в виде плиток на основе супертонкого кварцевого волокна и гибких элементов высокотемпературных органических волокон. Для наиболее теплонапряженных участков корпуса, таких как кромки крыла и носовой кок, используется конструкционный материал на основе углерода. Всего на наружную поверхность «Бурана» нанесено свыше 39 тысяч плиток.

Габариты «Бурана»: полная длина - 35,4 метра, высота - 16,5 метра (при выпущенном шасси), размах крыла - около 24 метров, площадь крыла - 250 м2, ширина фюзеляжа - 5,6 метра, высота - 6,2 метра, диаметр грузового отсека - 4,6 метра, его длина - 18 метров, стартовая мас са - до 105 тонн, масса груза, доставляемого на орбиту, - до 30 тонн, возвращаемого с орбиты - до 15 тонн, максимальный запас топлива - до 14 тонн. «Буран» рассчитан на 100 рейсов и может выполнять полеты как в пилотируемом, так и в беспилотном (автоматическом) варианте. Максимальное количество членов экипажа - 10 человек, при этом основной экипаж - 4 человека и до 6 человек - космонавты-исследователи. Диапазон высот рабочих орбит 200-1000 километров при наклонениях от 51 до 110. Расчетная продолжительность полета 7-30 суток.

Обладая высоким аэродинамическим качеством, корабль может совершать боковой маневр в атмосфере до 2000 километров.

Система управления «Бураном» основана на бортовом многомашинном комплексе и гиростабилизированных платформах.

Она осуществляет как управление движением на всех участках полета, так и управление работой бортовых систем.

Одной из основных проблем при ее проектировании была проблема создания и отработки математического обеспечения.

Автономная система управления совместно с радиотехнической системой «Вымпел» разработки Всесоюзного научно-исследовательского института радиоаппаратуры, предназначенной для высокоточных измерений на борту навигационных параметров, обеспечивает спуск и автоматическую посадку, включая пробег по полосе до останова. Система контроля и диагностики, примененная здесь впервые на космических аппаратах как централизованная иерархическая система, построена на встроенных в системы средствах и на реализации алгоритмов контроля и диагностики в бортовом вычислительном комплексе.

Радиотехнический комплекс связи и управления поддерживает связь орбитального корабля с ЦУП. Для обеспечения связи через спутники-ретрансляторы разработаны специальные фазированные антенные решетки, с помощью которых осуществляется связь при любой ориентации корабля. Система отображения информации и органов ручного управления обеспечивает экипаж информацией о работе систем и корабля в целом и содержит органы ручного управления в орбитальном полете и при посадке.

Система электропитания корабля, созданная в НПО «Энергия», построена на базе электрохимических генераторов с водородно-кислородными топливными элементами разработки Уральского электрохимического комбината. Мощность системы электропитания - до 30 кВт. При ее создании пришлось разработать принципиально новый для СССР источник электроэнергии - электрохимический генератор на основе топливных элементов с матричным электролитом, обеспечивающий непосредственное преобразование химической энергии водорода и кислорода в электроэнергию и воду, и разработать впервые в мире систему космического криогенного докритического (двухфазного) хранения водорода и кислорода без потерь.

Объединенная двигательная установка (ОДУ) «Бурана» состоит из двух жидкостных ракетных двигателей орбитального маневрирования тягой 8800 килограммов (5000 включений за полет), 38 управляющих двигателей с тягой по 400 килограммов (2000 включений за полет), 8 двигателей точной ориентации тягой по 20 килограммов (5000 включений за полет), 4 твердотопливных двигателей экстренного отделения с тягой по 2800 килограммов, 1 кислородного бака и 1 бака горючего со средствами заправки, термостатирования, наддува, забора жидкости в невесомости.

Двигатели ОДУ размещаются на орбитальном корабле с учетом решаемых ими задач. Так, двигатели управления, расположенные в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, обеспечивают координатные перемещения корабля по всем осям и управление его положением в пространстве.

В штатном (безаварийном) полете двигатели ОДУ обеспечивают стабилизацию орбитального корабля в связке с ракетой-носителем, разделение корабля и ракеты-носителя, довыведение корабля на рабочую орбиту (двумя импульсами), стабилизацию и ориентацию, орбитальное маневрирование, сближение и стыковку с другими космическими аппаратами, торможение, сход с орбиты и управление спуском.

В нештатных ситуациях (то есть при авариях на активном участке) двигатели ОДУ используются в первую очередь для ускоренной выработки топлива перед отделением от ракеты-носителя с целью восстановления необходимой центровки орбитального корабля.

В случае экстренного отделения предусматривается срабатывание специальных пороховых двигателей ОДУ.

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) автора Первушин Антон Иванович

Глава 14 «БУРАН» ПРОТИВ «СПЕЙС ШАТТЛА»

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть II) автора Первушин Антон Иванович

Проект «Буран» В конце 1975 года проектанты окончательно определились с конфигурацией будущего транспортного корабля - он должен был стать крылатым. Появились первые чертежи орбитального самолета, названного «Бураном».Это направление работ было поручено главному

Из книги Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира автора Автор неизвестен

Причины закрытия программы «Буран» После того как 17 мая 1987 года ТАСС оповестило мир о том, что в Советском Союзе начаты летно-конструкторские испытания новой мощной ракеты-носителя «Энергия», воспоследовала немедленная реакция со стороны западных СМИ.«СССР теперь имеет

Из книги Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том 1. Первое поколение АПЛ автора Апальков Юрий Валентинович

Проект «ОК-М» На основе научно-технического опыта по созданию орбитального корабля «Буран» в НПО «Энергия» по указанию главного конструктора Юрия Семенова и под руководством Павла Цыбина в период с 1984 по 1993 год были развернуты проектно-конструкторские работы по

Из книги Ракеты и полеты в космос автора Лей Вилли

Проект «МАРПОСТ» Поскольку необходимые для реализации пилотируемого полета к Марсу двадцать миллиардов долларов правительства сверхдержав выделять не спешат, в РКК «Энергия» разрабатывается более практичный и более дешевый проект, получивший название «МАРПОСТ»

Из книги автора

Тип Charlie I (проект 670) Подводные лодки тина «Charlie I» стали первыми советскими атомными ракетными субмаринами, способными запускать крылатые ракеты типа «земля-земля» из подводного положения. Они похожи на лодки класса «Victor», хотя имеют некоторые внешние отличия например,

Из книги автора

«Yankee»(проект 667) Во времена «холодной войны» три или четыре подводные лодки типа «Yankee» постоянно находились возле западного побережья США, при этом постоянно осуществлялась смена подлодок в районе патрулирования. В случае войны этот передовой отряд должен был

Из книги автора

Проект 627 Предэскизные проработки, выполненные обеими комплексными группами, позволили приступить к следующей стадии проектирования первой отечественной АПЛ. С этой целью, в соответствии с приказом Министра судостроительной промышленности от 18 февраля 1953 г. было

Из книги автора

Проект 701 С целью повышения тактико-технических характеристик морского стратегического ракетного оружия в 1963 г. комиссия ВПК рассмотрела вопрос о необходимости создания комплекса Д-9 с малогабаритной межконтинентальной баллистической ракетой высокой точности Р-29 (4К-75),

Из книги автора

Проект 639 В соответствии с постановлением Правительства Советского Союза от 25.08.1956 г. начались работы над комплексом ДР с БР Р-15, имевшей дальностью стрельбы порядка 1100 км. Носителем этого комплекса должна была стать АПЛ пр. 639 (с тремя шахтами) и ДЭПЛ пр. В629 (с одной шахтой),

Из книги автора

Из книги автора

Проект 659 На первом этапе развития «лодочных» КР в нашей стране (впрочем, как и в США) их испытания проводились исключительно на ДЭГШ, прошедших соответствующее переоборудование или модернизацию. Одна из этих ракет – П-5 – представляет особый интерес для темы данной части

Из книги автора

Проект 675 В США, после того, как в ноябре 1960 г. был принят на вооружение комплекс БР «Polaris A1», интерес к КР как к стратегическому оружию угас. Как средство борьбы с надводными кораблями они также мало интересовали американцев, имевших мощную палубную авиацию. В нашей стране

Из книги автора

Проект 645 Как уже говорилось, еще в период предварительных проработок по первой отечественной АПЛ, в работе комплексной группы Н.А. Доллежаля наметились два направления исследований по АЭУ: с реактором на медленных (тепловых) нейтронах с водяным теплоносителем (ВВР) и с

Из книги автора

Проект 659Т Бесперспективность ПКР стратегического назначения П-5 (а затем П-5Д и П-7) уже в декабре 1963 г. заставила приступить к переоборудованию кораблей пр. 659 в носители исключительно торпедного оружия. Целесообразность такого решения объяснялась двумя причинами.

Из книги автора

Ракета А-9 + А-10 (проект)

МОСКВА, 15 ноя - РИА Новости. Советский многоразовый транспортный космический корабль (МТКК) "Буран", созданный в рамках программы "Энергия-Буран", первый и единственный раз стартовал 24 года назад с космодрома Байконур.

Необходимость создания отечественной многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведенных Институтом прикладной математики Академии наук СССР и НПО "Энергия" (сейчас РКК "Энергия") в 1971-1975 годах. По итогам исследований выяснилось, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара.

Работа по программе "Энергия-Буран" началась в 1976 году. В создании этой системы принимали участие 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 миллиона человек).

Ракету-носитель "Энергия" создавало НПО "Энергия", а на Министерство авиационной промышленности (МАП) была возложена задача создания планера орбитального корабля (ОК) "Буран". Для выполнения этой задачи на базе трех конструкторских бюро - КБ "Молния", КБ "Буревестник" и Экспериментальный машиностроительный завод - было образовано специализированное предприятие - НПО "Молния", ставшее головным разработчиком планера ОК "Буран". В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод.

Для обеспечения использования в новой разработке имеющегося научно-технического задела приказом министра МАП в НПО "Молния" из ОКБ А.И. Микояна и ОКБ "Радуга" были переведены основные специалисты, ранее работавшие по проекту создания многоразовой авиационно-космической системы "Спираль". Созданное НПО "Молния" возглавил опытнейший конструктор Глеб Лозино-Лозинский, который в 1960-е годы также работал над проектом "Спираль".

ЛЕТЧИКИ-ИСПЫТАТЕЛИ "БУРАНА"

Группа летчиков-испытателей для участия в проекте "Буран" начала формироваться в 1977 году при Летно-исследовательском институте (ЛИИ) имени Громова (город Жуковский, Московская область), первоначально в нее планировалось зачислить восемь человек. Еще до сформирования группы двое кандидатов погибли - Виктор Букреев умер 22 мая 1977 года от ожогов, полученных 17 мая при аварии МиГ-25ПУ, а Александр Лысенко погиб 3 июня 1977 года при выполнении испытательного полета на МиГ-23УБ.

В итоге в первую группу 12 июля 1977 года было зачислено шесть человек - Игорь Волк, Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Николай Садовников, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин.

Николай Садовников в конце 1977 года перешел из ЛИИ на работу в КБ Сухого. В конце 1978 года командиром отряда летчиков-испытателей номер 1 комплекса "А", готовившегося к полетам на "Буране", был назначен Игорь Волк (будущий космонавт СССР, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР).

Отряд космонавтов-испытателей проекта "Буран" был официально создан 10 августа 1981 года, его командиром был также назначен Волк. Во многом благодаря незаурядным талантам этого человека, отряд полностью отработал сложнейшие задачи пилотирования уникальной машины.

По непроверенным сведениям, в ходе испытаний "Бурана" погибла половина летчиков из отряда, готовившегося к полетам на этом корабле. Отчасти это верно, однако, эти трагические события были связаны с другими программами.

Олег Кононенко погиб 8 сентября 1980 года при испытаниях палубного штурмовика Як-38, Анатолий Левченко умер 6 августа 1988 года от опухоли головного мозга, развившейся вследствие жесткой посадки спускаемого аппарата "Союз ТМ-3", Римантас Станкявичус погиб 9 сентября 1990 года в катастрофе Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Сальгареда в Италии, Александр Щукин погиб 18 августа 1988 года в испытательном полете на спортивном самолете Су-26М.

Во второй набор летчиков-испытателей "Бурана" (1982-1985 годы), когда подготовка по проекту была наиболее интенсивной, кандидатами в отряд космонавтов-испытателей ЛИИ имени Громова были зачислены: Урал Султанов, Магомед Толбоев, Виктор Заболотский, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер. 5 июня 1987 года решением межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) всем им была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".

Наконец, в последний набор летчиков (1988 год) был зачислен летчик-испытатель ЛИИ имени Громова Юрий Приходько. В 1990 году он был назначен на должность космонавта-испытателя ЛИИ.

В 1995 году, уже после полета "Бурана", государственная межведомственная комиссия (ГМВК) рекомендовала ЛИИ имени Громова рассмотреть целесообразность сохранения специального отряда космонавтов, в котором на тот момент оставалось пять человек, но руководство института и члены отряда сохраняли надежду на продолжение работы. Официально отряд космонавтов ЛИИ прекратил свое существование в 2002 году, надолго пережив официально закрытую в 1993 году программу "Буран". Из всех отобранных и прошедших подготовку космонавтов отряда в космосе побывали лишь двое - Игорь Волк и Анатолий Левченко.

Игорь Волк в ходе испытаний проекта "Буран" выполнил тринадцать полетов на специальном экземпляре корабля. Он должен был стать командиром экипажа первого космического полета МТКК "Буран" (совместно с Римантасом Станкявичусом), однако из-за сложных политических интриг в высших кругах космической и авиационной отраслей первый и единственный полет "Бурана" был совершен в автоматическом режиме. Но огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полета принадлежит Волку и его товарищам по отряду ЛИИ имени Громова.

ПОЛЕТ "БУРАНА"

Задачей первого полета МТКК "Энергия-Буран" были продолжение летной отработки ракеты-носителя "Энергия" и проверка функционирования конструкции и бортовых систем ОК "Буран" на наиболее напряженных участках полета (выведение и спуск с орбиты) с минимальной длительностью орбитального участка.

Из соображений безопасности первый испытательный полет ОК "Буран" был определен как беспилотный, с полной автоматизацией всех динамических операций вплоть до рулежки по взлетно-посадочной полосе.

В день запуска - 15 ноября 1988 года - погодные условия на космодроме Байконур ухудшились. Председатель госкомиссии получил очередной доклад метеорологической службы с прогнозом "штормовое предупреждение". Учитывая важность момента, синоптики потребовали письменно подтвердить получение тревожного прогноза. В авиации посадка - самый ответственный этап полета, особенно в сложных метеорологических условиях.

Корабль "Буран" не имеет двигателей для полета в атмосфере, в первом полете на его борту не было экипажа, а посадка предусматривалась с первого и единственного захода. Специалисты, создавшие ОК "Буран", заверили членов госкомиссии, что они уверены в успехе: для системы автоматической посадки этот случай не предельный. В итоге решение на запуск было принято.

15 ноября 1988 года в 06.00 мск МТКК "Энергия-Буран" отрывается от стартового стола и почти сразу же уходит в низкую облачность. В 06.08 мск корабль "Буран" отделился от ракеты-носителя "Энергия" и начал первый самостоятельный полет. Высота над поверхностью Земли составляла около 150 километров и довыведение корабля на орбиту выполнялось собственными средствами.

Еще когда корабль "Буран" находился на высоте около семи километров, на сближение с ним вылетел самолет сопровождения МиГ-25, пилотируемый летчиком-испытателем Магомедом Толбоевым. Благодаря искусству пилота, на экране уверенно наблюдалось четкое телевизионное изображение "Бурана".

В 09.24 мск после выполнения орбитального полета и прохождения почти восьми тысяч километров в верхних слоях атмосферы, опережая всего на одну секунду расчетное время, "Буран", борясь с сильным встречно-боковым ветром, мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и после небольшого пробега в 09.25 мск замер в ее центре.

Общее время полета составило 206 минут. Корабль был выведен на орбиту с максимальной высотой 263 километра. Таким образом, в СССР была создана система, не уступающая, а по многим параметрам превосходящая американскую систему "Спейс Шаттл". В частности, полет прошел без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличие от шаттла, который может совершать посадку только на ручном управлении. Кроме того, впервые в мировой практике была проведена полностью автоматическая посадка аппарата.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРАБЛЯ "БУРАН" И РАКЕТЫ "ЭНЕРГИЯ"

Длина "Бурана" - 36,4 метра, размах крыльев - около 24 метров, стартовая масса - 105 тонн. Грузовой отсек корабля вмещает полезный груз массой до 30 тонн при взлете, до 20 тонн при посадке. В носовой отсек вставлена герметичная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до десяти человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки.

При разработке программного обеспечения для космического корабля "Буран" и наземных систем использовался язык универсальной ЭВМ, что позволило в короткие сроки разработать программные комплексы объемом около 100 мегабайт. В случае отказов ракетных блоков первой и второй ступеней ракеты-носителя система управления орбитального корабля обеспечивает в автоматических режимах его аварийное возвращение.

Ракета-носитель "Энергия" - первая советская ракета, использующая криогенное горючее (водород) на маршевой ступени, и самая мощная из отечественных ракет - суммарная мощность двигателей около 170 миллионов лошадиных сил. Кроме того, это единственная на тот момент в мире ракета, которая была способна выводить на орбиту грузы массой более 100 тонн (для сравнения - американские шаттлы могли выводить грузы массой 30 тонн). Стартовая масса ракеты может достигать 2,4 тысячи тонн.

На ракете предусмотрено резервирование основных жизненно важных систем и агрегатов, включая маршевые двигатели, рулевые приводы, турбогенераторные источники электропитания, пиротехнические средства. Ракета оборудована специальными средствами аварийной защиты, обеспечивающими диагностику состояния маршевых двигателей обеих ступеней и своевременное отключение аварийного агрегата при отклонениях в его работе. В дополнение к этому установлены эффективные системы пожаро- и взрывопредупреждения.

При разработке математического обеспечения и программ управления ракетой "Энергия" помимо штатных условий полета было проанализировано более 500 вариантов аварийных ситуаций и найдены алгоритмы их парирования. В частности, при возникновении нештатной ситуации ракета может продолжать управляемый полет даже с одним выключенным маршевым двигателем первой или второй ступени.

Кроме того, в нештатных ситуациях при запуске орбитального корабля конструктивные меры, заложенные в ракете, позволяют обеспечить выведение корабля на низкую "одновитковую" орбиту с последующей посадкой на один из аэродромов либо осуществить маневр возврата на активном участке выведения с посадкой корабля на штатную полосу посадочного комплекса Байконура.

ОТЛИЧИЯ СИСТЕМЫ "ЭНЕРГИЯ-БУРАН" ОТ АМЕРИКАНСКОЙ "СПЕЙС ШАТТЛ"

При общей внешней схожести проектов, в своей основе они совершенно разные.

Комплекс "Спейс Шаттл" состоит из топливного бака, двух твердотопливных ускорителей и самого космического челнока. При старте запускаются оба ускорителя и первая ступень. Таким образом, данный комплекс нельзя применять для вывода на орбиту иных аппаратов, даже меньшей в сравнении с шаттлом массы. Челнок садится с неработающими двигателями. Он не имеет возможности несколько раз заходить на посадку, поэтому предусмотрено несколько посадочных площадок на территории США.

Комплекс "Энергия-Буран" состоит первой и второй ступеней и возвращаемого космического аппарата "Буран". При старте запускаются обе ступени. Отработав, отстыковывается первая ступень и довывод на орбиту осуществляется второй ступенью. Данная схема универсальна, поскольку позволяет осуществлять вывод на орбиту не только МТКК "Буран", но и прочие полезные грузы (массой до 100 тонн).

При возвращении на Землю "Буран" ведет себя иначе, нежели американский шаттл. Буран входит в атмосферу и начинает гасить скорость. Корабль управлялся рулями, не используя тягу двигателей (в атмосфере). Перед приземлением "Буран" осуществлял гасящий скорость корректирующий маневр, после чего шел на посадку. В этом единственном полете у "Бурана" была лишь одна попытка для захода на посадку. При посадке скорость корабля составляет 300 километров в час, в атмосфере доходит до десяти скоростей звука.

Кроме того, в отличие от шаттлов, в "Буране" предусмотрена система экстренного спасения экипажа. На малых высотах работает катапульта для первых двух пилотов, на достаточной высоте, в случае нештатной ситуации, "Буран" отделяется от ракеты-носителя и совершает экстренную посадку.

ИТОГИ ПРОЕКТА "ЭНЕРГИЯ-БУРАН"

В 1990 году работы по программе "Энергия-Буран" были приостановлены, а в 1993 году программа была окончательно закрыта. Единственный летавший в космос в 1988 году "Буран" был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

В ходе работы над проектом "Буран" было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений.

Вместе с тем, эксперты считают, что системы и технологии, использованные при создании космической системы "Энергия - Буран" могут использоваться и в современных проектах. В частности, об этом заявил президент РКК "Энергия" Виталий Лопота журналистам, призвав правительство РФ обратить внимание на возможность применения этих разработок.

"В проекте "Энергия-Буран" был разработано 650 технологий. Многие из них могли бы быть использованы и сегодня, например системы посадки ("Бурана") могли бы реализовать себя в авиации. Основная масса систем не забыта. Жаль, что спустя 20 лет мы не впереди, но "Буран" предотвратил и остановил американские "звездные войны", - сказал Лопота.

"Я бы хотел, чтобы в правительстве РФ к этому (применение технологий "Бурана" в нынешних проектах) прислушались. Сегодня еще не поздно применить эти технологии", - отметил он.

Наполненная звездами чернота космоса всегда манила человека. Особенно после того, как в ХХ веке развитие технологий позволило ему сделать первые шаги. Мог ли кто-нибудь тогда, в конце пятидесятых подумать, что начало освоения космоса станет частью «холодной войны» между СССР и США, со своими победами и надеждами, болью потерь и горечью разочарований?!

Тогда, в конце шестидесятых годов космическое противостояние двух супердержав только набирало силу. К тому времени СССР провел добрых два десятка удачных запусков ракет типа «Восток» и «Салют», вывел на орбиту Земли несколько спутников самого различного направления, советские космонавты первыми из землян вышли в открытый космос, установили несколько рекордов длительности пребывания на орбите. До 1969 года счет был явно не в пользу США, но когда Нил Армстронг вступил на поверхность Луны, американцы отыгрались. Однако чуть позже «эти русские» тоже начали изучение Луны, да при этом еще и сэкономили, запустив программу «Луноход-1» и «Луноход-2».

К 1972 году, когда позиции соперников примерно сравнялись, американский президент Ричард Никсон объявил, что США начинают разработку новой программы — Space Shuttle. Программа «космический челнок» поражала своей масштабностью: построить четыре корабля, которые будут совершать шестьдесят полетов в год! Кроме того, эти челноки, оборудованные грузовыми отсеками большого объема, могут выводить на околоземную орбиту грузы весом около тридцати тонн, и спускать на землю пятнадцать. В двенадцать раз больше, чем любой из «Аполлонов»!

В феврале 1976 года тогдашний министр обороны СССР Д.Ф.Устинов подписал указ о создании советской космической системы многоразового использования «Буран». Но вскоре оказалось, что мощности существовавших на то время ракет-носителей недостаточно для подъема челнока на околоземную орбиту. В связи с этим параллельно разработке челнока «Буран» началась разработка ракеты-носителя «Энергия».

Меж тем за океаном работы по проекту Space Shuttle шли полным ходом. К 1981 году начались полетные испытания «Челленджеров», а первый полноценный подъем на орбиту состоялся в ноябре 1984 года. СССР, как и в случае с Луной, опять опоздал. Русский челнок «Буран» проиграл в космической гонке... Во всяком случае, так считалось в течение многих лет. Практически так оно и было, если не вспоминать о том, что и у «Челленджера», и у «Бурана» был предшественник — проект «Спираль»

Сама по себе идея запуска в космос самолета возникла еще на заре космонавтики у ее «отцов»: К.Э.Циолковского и А.Ф.Цандлера, однако, по понятным причинам осуществиться в то время — в двадцатых-тридцатых годах прошлого века — этот проект не мог. Его время наступило гораздо позже в середине пятидесятых, после того, как С.П.Королев усовершенствовал свой проект ракеты-носителя Р-7. Разработанная его ОКБ ракета могла не только доставить ядерный заряд на территорию США, но и вывести на орбиту Земли спутник. Именно тогда известный советский авиаконструктор В.Мясищев, «вспомнив» о теоретических работах Циолковского и Цандлера, начал собственную разработку авиационно-космической системы. По задумке Мясищева, космический самолет мог набирать высоту в 400 километров, стартуя либо с собственной первой ступени, либо с высотного самолета-носителя.

Примеры подобных инженерных решений уже были отработаны в тридцатых - сороковых годах на десантно-транспортных самолетах, перевозивших танки и катера. Во время одного из посещений ОКБ Мясищева руководителем СССР Н.С.Хрущевым, автор поделился с ним идеей и показал модель дельтовидного самолета с двукилевым оперением. Сама идея возможности нанесения космического удара по США Хрущеву понравилась, и в 1959 году «проект-48» получил официальный статус, однако через год тему у Мясищева отобрали, передав «проект-48» ракетостроительному ОКБ В.Челомея. Потом, после свержения Н.Хрущева, проект АКС долго «скитался» по различным КБ, пока, в конце концов, не был передан в ОКБ А.Микояна, где под кодовым названием «Спираль» начал претворяться в жизнь.

В июне 1966 года. назначенный главным конструктором системы Г.Лозино-Лозинский подписал подготовленный аванпроект. Основной целью программы было создание пилотируемого орбитального самолета для выполнения прикладных задач в космосе и обеспечения регулярных перевозок по маршруту Земля — орбита — Земля. В систему расчетной массой 115 тонн входил многоразовый гиперзвуковой самолет-разгонщик, несущий на себе орбитальную ступень, состоящую собственно из многоразового орбитального самолета и одноразового двухступенчатого ракетного ускорителя.

Возвращение и посадка космического ракетоплана осуществлялась в ходе трех витков, во время которых выбирался наиболее безопасный режим и аэродром. Причем советский челнок, обладавший гораздо большим запасом прочности и лучшими тактико-летными характеристиками, чем построенные много позже американские «челленджеры», мог свободно маневрировать как в космосе, так и в атмосфере Земли, а при необходимости сесть даже на грунтовую дорогу!

Проект «Спираль» был, прежде всего, военным. По заданию военных на орбитальный самолет возлагались задачи разведки, перехвата высотных целей, в том числе и космических (например стратегических ракет), а также бомбардировка, то бишь атака наземных целей. Для этого в качестве «полезной» нагрузки в его грузовой отсек загружались ракеты класса «земля-воздух», снабженные ядерными боеголовками.

Параллельно с разработкой орбитального самолета, полным ходом шла и разработка гиперзвукового самолета-разгонщика. Больше того, к концу шестидесятых годов проект этого самолета был практически готов. Подготовлена техническая документация и даже построен его полноразмерный тридцативосьмиметровый макет. Этот самолет так же, как и орбитальный, был дельтовидной формы, только более вытянутый и без «хвоста», без заднего киля, роль которого выполняли загнутые вверх концы крыльев. Острый нос менял угол направленности во время взлета вниз, для создания большей подъемной силы, а после него, во время перехода на гиперзвуковую скорость — вверх. Старт орбитального самолета-челнока осуществлялся со «спины» специально переоборудованных для этой цели стратегических бомбардировщиков «Ту-95».

Итак, согласно плану работ по проекту «Спираль», к 1967-1969 годами должны были завершиться испытания орбитальной космической системы. На 1970 год намечался первый полет «Спирали» в беспилотном режиме, а с середины семидесятых годов планировалось начать регулярные пилотируемые полеты!

До создания русских «челленджеров» оставался один шаг. И тут в самом конце шестидесятых годов «кремлевские старцы» с подачи члена ЦК КПСС Д.Ф.Устинова, ратовавшего за межконтинентальные ракеты, теряют интерес к проекту «Спираль». Теперь все силы советских ракетостроителей запоздало брошены на «лунную гонку». А чем она закончилась, известно... Впрочем, столь перспективный и с точки зрения науки, и с точки зрения военного применения проект «Спираль» не забыт окончательно. Многие его идеи и технические решения впоследствии были использованы в других проектах. Главным из которых стал, конечно, советский орбитальный корабль многоразового использования «Буран», впитавший в себя львиную долю разработок по космическому ракетоплану.

Такова вкратце предыстория советского космического челнока «Буран».

В 1976 году работы над «Бураном» начались. Основным разработчиком новой аэрокосмической системы стало НПО «Молния», которое возглавил работавший над «Спиралью» Г.Лозино-Лозинский. А к 1984 году первый полномасштабный экземпляр «Бурана» был готов. В том же году «Буран» был доставлен специальной баржей сначала в город Жуковский, а затем самолетом-транспортником на космодром Байконур. Однако прошло еще долгих три года доводки, окончательной сборки и монтажа оборудования, пока «Буран» был полностью подготовлен к своему первому и последнему полету, который состоялся 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур и выведен на околоземную орбиту при помощи самой мощной на то время ракеты-носителя «Энергия».

Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полет прошел без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от американского шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении. «Буран» же вошел в атмосферу Земли и осуществил торможение до скорости звука исключительно на автоматике, контролируемой компьютерами челнока.

Самое смешное, что после первого полета уже готового челнока ученые мужи вместе с военными затеяли спор на тему: «Нужен ли СССР «Буран»? Многие специалисты считали, что космический самолет не соответствует заданным тактико-техническим требованиям, особенно по весу выводимого на орбиту полезного груза, и, что он не способен решать, как на то надеялись, военно-прикладные задачи на качественно новом уровне. Когда эти военные специалисты начали сравнивать шаттл и «Буран» по ряду важнейших характеристик, выяснилось, что сравнение это не в их пользу.

Наш челнок поднимал в космос груз едва ли не в половину того, что поднимал «американец», да и затраты наши на запуск, как выяснилось, выше. И все это потому, что мыс Канаверал, с которого взлетали американские челноки, расположен ближе к экватору. А там сила притяжения земли несколько ниже... А кроме того, не нужно быть военным специалистом, чтобы понять: длительность предстартовой подготовки, сам циклопический стартовый комплекс Байконура, который никак невозможно замаскировать, и довольно-таки ограниченный набор азимутов «Бурана» не позволяли причислить его к оружию «быстрого реагирования», а всякое другое оружие вообще бессмысленно. А уж космический челнок тем паче! Но даже, если считать «Буран» совершенным оружием, все равно оно морально устарело за много лет до своего рождения — он бы просто не успел не то, что нанести ответный удар, но даже взлететь!

Предстартовая подготовка, команда на старт и прочее требовало времени. И немалого! По меркам войны: от шести часов (если старт был подготовлен на сто процентов) до нескольких суток! В то время как баллистическая ракета, запущенная с атомной подлотки, достигает территории врага за 10-17 секунд!..

Странно, но во время этих споров почему-то не фигурировала наука, на благо которой «Буран» вполне мог послужить...

За время своего существования «Буран» успел побывать не только в космосе, но и на всемирной авиавыставке в Ля-Бурже, куда он был доставлен по воздуху — на «спине» самолета-гиганта «Мрия». Полет этих «сиамских близнецов», один из которых вполне мог выводить другого в космос, вызвал ажиотаж в авиационном мире. Меж тем, приближалось роковое для «Бурана» время.

К девяностому году программа была «заморожена» и ее финансирование свелось практически к нулю, а потом и вовсе прекратилось — руководству разваливающегося СССР стало не до «Бурана». А в 2002 году единственный из летавших в космос «Буранов» вместе с ракетой-носителем «Энергия» был полностью уничтожен упавшей на них крышей. Судьба нескольких полномасштабных макетов была не менее печальна. Один из них был просто разворован по кускам, другой — первый экспериментальный «Буран», проходивший под номером «два», — был «выставлен»... в качестве аттракциона при ресторане (!) на московской набережной в районе парка Горького. В 2000 году на нем пытались заработать, выставив на Олимпиаде в австралийском Сиднее. Не получилось... Через полгода оттуда он переместился в Бахрейн в качестве экспоната для местного миллионера. В конце концов, его купили немцы, заплатив около десяти миллионов евро.

Что же в итоге? Квинтэссенция технической мысли — работа ста двадцати предприятий, труд тысяч инженеров и рабочих — стала экспонатом и укором всем нам, бросившим и предавшим «Буран».

* * *

По материалам статьи Викентия СОЛОМИНА

В настоящее время рассматривается возможность возобновления проекта многоразового космического корабля "Буран". Свой первый полет "Буран" совершил 15 ноября 1988 год а. До сих пор в мире нет аналога МКК "Буран". Об этом сайт рассказал летчик - испытатель, Герой России Магомед Толбоев, входивший в состав летчиков-испытателей "Созвездие волка".


"Буран" вновь понадобится для обороны России

Программа закрывалась очень медленно. Кстати, до сих пор решения правительства нет. Работы прекращены решением министерства авиационной промышленности, функции которого сейчас исполняет министерство промышленности и некоторые другие ведомства. Ее медленно перестали финансировать, на том и закончилось.

Но в целом этот проект не закрыт. Программа была создана постановлением ЦК КПСС, и отменить эту программу может только президент России. Программа официально не закрыта.

Наш "Буран" был единственным. Я участвовал в горизонтальных летных испытаниях этого самолета с навесными двигателями Су-37 и Су-27. Мы выполняли полеты, которые надо выполнить для того, чтобы сесть на землю. Это же многоразовый космический самолет.

И алгоритмы, которые мы вкладывали в этот самолет, их перекладывали уже в следующую машину. "Буран" успешно выполнил свой первый и последний полет. Настолько успешно выполнил, что мир ахнул.

Мы же еще обучали этому французов, у них была программа "Гермес" — многоразовая тоже. Потому что такого опыта, как у нас, в мире ни у кого не было. У американцев до сих пор нет. Американцы садятся в автоматическом режиме до высоты где-то шесть тысяч метров, а дальше садились вручную. Мы же это все делали только в ручном режиме, естественно, когда пилот на борту.

Обидно было, что такой тяжелый моральный, психологический удар был нанесен по нам. Я иногда говорю, что счастливы те ребята, которые погибли и ушли. Первый набор был старше нас на 15 лет. Я со второго набора — это была основная ударная сила. Нас мало осталось.

Потом третьи подошли, но они даже не успели почувствовать практически ничего. А мы — второй набор — больше всех морально пострадали. Экипажи уже были определены, номера кораблей, кто с кем полетит, кто командир, кто второй. Командир Игорь Волк слетал на "Союзе", получил опыт космических полетов. Некоторые другие летали в космос. То есть у нас по "Бурану" все было определено.

И вдруг это сразу рухнуло. Конечно, для нас это трагедия. Это как в Большом театре для артистов премьеру отменить.

— Ходила легенда о проклятии "Бурана" или "Созвездия волка". Связанные с испытаниями люди погибали. Вы не боялись?

— Мы далеки от таких мыслей. Пресса есть пресса, она вольная, можно как угодно говорить. Мы никогда не думали, что должны погибнуть. Мы же знали, что мы летчики-испытатели, знали, что наши друзья погибают. Да, всякие гипотезы были. Но ничего подобного там нет. Есть обыкновенная работа профессионалов, и есть ошибки профессионалов.

Что ребята погибли, это был чисто переход возможностей самого профессионала. Человек может, я могу, я хочу, я знаю это дело, но самолет не может. Мы же работаем на пределе.

Мы даем летчикам, военно-воздушным силам 20 процентов запаса. 1/5 запаса можно использовать только в случае войны. В экстренной ситуации, когда тебя собьют ракеты или ты вывернешься и ее собьешь.

— Какое было ощущение, когда вы первый раз увидели "Буран"?

— Мы не верили, что он полетит. У него же весь вид — чемодан. Он же весит 80 тонн. Это больше, чем вагон. Вагон с маленькими крыльями. Как он полетит, куда полетит?

— Для создания "Бурана" работала чуть ли не вся страна…

Шесть тысяч предприятий, миллион 200 тысяч высокооплачиваемых специалистов прямое участие принимали. А всего в разной степени по этой программе работало 3 миллиона 600 тысяч человек.

А мы — уже верхушка. Мы несем последнюю ответственность, и все на нас. Все, что сделано, на моих руках. Я могу уронить это золотое яйцо, а могу сохранить.

— Последний министр Общемаша Олег Николаевич Шишкин рассказывал, что когда наблюдал за посадкой "Бурана", в голове крутилась мысль, что навернется, и видел нули тех миллиардов, которые были в него вложены. А когда машина все-таки села, он пошел, где-то заперся и выпил.

— Они все были в шоке, в отключке. Ответственность там огромная была. И все службы отмечали, начиная с момента старта. Как только стартовые комплексы раскрылись, и по полной включение двигателя отошло, сразу стартовый комплекс начинает пьянствовать от души. Потому что для них — все, они справились, задержки не было, отмены старта не было, пожара не было, у них все прошло нормально.

— Насколько это было необычно? Велико ли отличие "Бурана" от обычного самолета?

Там ничего необычного нет. Там вообще нет никакого сравнения с самолетом, кроме того, что он летит. Но летит он по-другому. Самолет снижается 5 метров в секунду, вы на посадку идете, там глиссада и два градуса 40 минут, 5 метров в секунду максимум. Когда поближе — 2-3 метра в секунду.

А у нас скорость снижения — 120-60 метров в секунду. 100 метров в секунду — это 360 километров в час. Вот ты идешь к земле 360 километров в час, по вертикали опускаешься. И еще вперед идешь 1800 километров в час.

— Страшно?

— Нет, ничего не страшно. Мы же профессионалы, сами себя обучаем, потом других обучаем. Это бездвигательные посадки.

— А были какие-то нестандартные ситуации, внештатные?

- Связанных именно с "Бураном" не было. Удивительно, что получилась сама программа, несмотря на ее неординарность, высочайшие технологические требования, необходимость высоких технологий, которых в Советском Союзе не хватало.

У нас всегда электронная промышленность отставала раз в 10 от Америки, Японии. Но, несмотря на это, никаких сбоев, нигде и ни в чем не случилось. Просто удивительно!

— "Буран", действительно, был последним техническим подвигом Советского Союза. Но есть и другие голоса, особенно в начале 90-х раздавались, что чуть ли не из-за "Бурана" СССР развалился, потому что перенапряглись, денег вбухали немеряно…

- Сказки пусть не рассказывают. "Буран" — это не просто так. Почему же Америка не развалилась от лунной программы? В то время они вложили 14 миллиардов прямых государственных инвестиций, не считая привлеченных. Это не нынешних, а тех — 60-х годов — долларов. Сделали же.

И какой в результате был взрыв в области радиоэлектроники. Теперь они эту программу сто раз окупили. Такой же мог бы выйти результат из "Бурана". Там куча технологий.

В 1977 году где, у кого, какие были компьютерные системы? Информатика во всем мире только начинала развитие. Впервые на "Буране" стояло 4 ЭВМ "Мессер". Если бы "Буран" пошел, эта система пошла бы везде. Мы раньше американцев многие программы ввели, например, "Спираль". Американцы еще об этом даже не думали, а у нас старшее поколение уже испытывало.

— Сейчас вновь ставится вопрос о воссоздании многоразовой системы. На ваш взгляд, это больше военная или научная задача? Может быть, это связано и с возможностью возрождения лунной программы?

- Нет, лунная программа — это отдельно. Лунная программа не может быть связана с ближним космосом, тем более военным. Это совсем другая программа, другие цели, задачи, требования.

Что касается именно малогабаритных "Буранов", это была следующая программа "Молния". До сих пор в замороженном виде она сохраняется. Вот на авиасалоне стоял самолет Мясищева — тяжелый ракетоносец М-3.

У него наверху есть белая бочка. Миллионы людей уже видели ее. Вот это и есть подвесной бак корабля. "Молния" весит 28 тонн. Такие же требования были. Экипаж — два человека, а все остальное это трюм. Грузоподъемность там — пять тонн. Этого хватает для космоса. Пять тонн — это очень много.

— Как вы считаете, многоразовый корабль надо делать принципиально новый или поднять техническую документацию "Бурана"?

— Все надо делать заново, но разработанные принципы остаются. Мы же получили очень хорошие результаты. Это, конечно, будет в основе нового, но сама технология, технологические процессы, конечно, сейчас нужны совсем другие. Сейчас уже могут занять 80 процентов композиты. Теперь будут другие требования.

Главное дело — не в этом. Надо поставить технологические задачи. И если Путин стукнет по столу и скажет, чтобы через пять лет это было, то Рогозин это обеспечит. Потому что Дмитрий Рогозин — жесткий парень, и он это сделает, если есть необходимость.

— Остается сакраментальный вопрос: зачем?

— А потому что Россия — это почти единственный остров, который остался на Земле, против этих янки, откуда идет вся зараза, которая негодна людям. Поэтому Россия должна защитить свое пространство чистое. Тайгу, Сибирь, Волгу, Енисей, Лену, Байкал, Каспий… — все это надо беречь.

— Беречь из космоса?

— Именно. Только из космоса сейчас можно защищать.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

205 минут полета корабля "Буран" стали оглушительной сенсацией. И главное - посадка. Впервые в мире советский челнок приземлился в автоматическом режиме. Американские челноки этому так и не научились: садились только в ручном.

Почему триумфальный старт оказался единственным? Что потеряла страна? И есть ли надежда, что российский челнок все-таки полетит к звездам? Об этом накануне 25-летия полета "Бурана" корреспондент "РГ" беседует с одним из его создателей, в прошлом - начальником отдела НПО "Энергия", а ныне - профессором МАИ, доктором технических наук Валерием Бурдаковым.

Валерий Павлович, говорят, что космический корабль "Буран" стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством.

Валерий Бурдаков: Безусловно. До него лидером был американский "Спейс Шаттл".

Правда, что "Буран" мог бы подлетать к спутнику в космосе, захватить его манипулятором и отправить к себе в "чрево"?

Валерий Бурдаков: Да, как и американский "Спейс Шаттл". Но возможности "Бурана" были значительно шире: и по массе доставляемых на Землю грузов (20-30 тонн вместо 14,5), и по диапазонам их центровок. Мы могли бы станцию "Мир" спустить с орбиты и превратить в музейный экспонат!

Американцы испугались?

Валерий Бурдаков: Вахтанг Вачнадзе, одно время руководивший НПО "Энергия", рассказывал: по программе СОИ США хотели отправить в космос 460 военных аппаратов, на первом этапе - около 30. Узнав про успешный полет "Бурана", они отказались от этой затеи.

"Буран" стал нашим ответом американцам. Почему они были убеждены, что мы не сможем создать ничего подобного шаттлу?

Валерий Бурдаков: Да, американцы всерьез делали подобные заявления. Дело в том, что в середине 1970-х годов наше отставание от США оценивалось в 15 лет. У нас не хватало опыта работы с большими массами жидкого водорода, не было многоразовых жидкостных ракетных двигателей, крылатых космических аппаратов. Не говоря уж об отсутствии такого аналога, как Х-15 в США, а также самолетов класса "Боинг-747".

И тем не менее "Буран" оказался буквально напичкан, как сегодня говорят, инновациями?

Полет корабля "Буран" стал мировой сенсацией 1988 года. Фото: Игорь Курашов/ РГ.

Валерий Бурдаков: Совершенно верно. Беспилотная посадка, отсутствие токсичного топлива, горизонтальные летные испытания, авиатранспортировка баков ракеты на спине специально созданного самолета... Все было супер.

Многие помнят потрясающее фото: космический корабль "оседлал" самолет "Мрия". Крылатый гигант родился именно под "Буран"?

Валерий Бурдаков: И не только "Мрия". Ведь огромные 8-метровые в диаметре баки ракеты "Энергия" надо было доставлять на Байконур. Как? Рассматривали несколько вариантов, и даже такой: прорыть канал от Волги до Байконура! Но все они тянули на 10 миллиардов рублей, или 17 миллиардов долларов. Что делать? Денег таких нет. Нет и времени на такое строительство - более 10 лет.

Наш отдел подготовил отчет: транспортировка должна быть по воздуху, т.е. самолетами. Что тут началось!.. Меня обвинили в фантазерстве. Но и самолет Мясищева 3М-Т (названный впоследствии его именем ВМ-Т), и самолет "Руслан", и самолет "Мрия", на которые мы вдвоем с представителем ВВС составляли техзадания, взлетели.

А почему даже среди конструкторов оказалось так много противников "Бурана"? Феоктистов прямо говорил: многоразовость - это очередной блеф, а академик Мишин даже называл "Буран" не иначе как "Бурьяном".

Валерий Бурдаков: Их незаслуженно обидели, отстранив от многоразовой тематики.

Кто первым задумался над проектом орбитального корабля самолетной схемы и самолетных возможностей посадки на взлетно-посадочную полосу?

Валерий Бурдаков: Королев! Вот что я слышал от самого Сергея Павловича. В 1929 году ему 23 года, и он уже известный планерист-паритель. Королев вынашивал идею: поднять планер на 6 км, а потом, с герметичной кабиной, в стратосферу. Он решил поехать в Калугу к Циолковскому, чтобы подписать письмо о целесообразности такого высотного полета.

Циолковский подписал?

Валерий Бурдаков: Нет. Он раскритиковал идею. Сказал, что без жидкостного ракетного двигателя планер на большой высоте будет неуправляем и, разогнавшись при падении, сломается. Подарил книжечку "Космические ракетные поезда" и посоветовал подумать о применении ЖРД для полетов не в стратосферу, а еще выше, в "эфирное пространство".

Интересно, как отреагировал Королев?

Валерий Бурдаков: Он не скрывал досады. И даже отказался от автографа! Хотя книжечку прочитал. Друг Королева, авиаконструктор Олег Антонов рассказывал мне, как на планерных слетах в Коктебеле после 1929 года многие шептались: а не пошатнулся ли в уме их Серега? Мол, летает на планере-бесхвостке и говорит, что он лучше всех подходит для установки на нем ЖРД. Подбил летчика Анохина специально сломать планер в воздухе во время "испытания на флаттер"...

Королев и сам спроектировал какой-то сверхпрочный планер?

Валерий Бурдаков: Да, "Красная звезда". Летчик Степанченок впервые в мире на этом планере сделал несколько "мертвых петель". И планер не сломался! Любопытный факт. Когда первая пятерка космонавтов поступила в академию Жуковского, им решили предложить темы диплома по кораблю "Восток". Но Королев категорически возразил: "Только орбитальный корабль самолетной схемы! Это наше будущее! Пусть на примере маленького космического кораблика с крыльями поймут, что к чему".

А что за казус случился тогда с Германом Титовым?

Валерий Бурдаков: Тот по наивности посчитал, что действительно все понял, и попросил Королева принять его. "Мы, - говорит, - летаем на плохих кораблях. Большие перегрузки, при спуске как на булыжной мостовой трясет. Нужен корабль самолетной схемы, и мы его уже спроектировали!". Королев улыбнулся: "А инженерный диплом ты уже получил?". "Нет еще" - ответил Герман. "Вот когда получишь, тогда и приходи - поговорим на равных".

Когда вы начали заниматься "Бураном"?

Валерий Бурдаков: Еще в 1962 году, при поддержке Сергея Павловича, я получил свое первое авторское свидетельство на многоразовый космический носитель. Когда поднялась шумиха вокруг американского шаттла, вопрос о том, надо или не надо делать такой же у нас, еще не был решен. Однако так называемая "служба N 16" в НПО "Энергия" под руководством Игоря Садовского в 1974 году была сформирована. Проектных отделов в ней было два - мой по самолетным делам и Ефрема Дубинского - по носителю.


Сборка макета корабля "Буран" для авиасалона МАКС-2011 в Жуковском. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Мы занимались переводами, научным анализом, редактированием и изданием "букварей" по шаттлу. И сами, без лишнего шума, разрабатывали свой вариант корабля и носителя для него.

Но ведь Глушко, который после снятия Мишина возглавил "Энергию", тоже не поддерживал многоразовую тематику?

Валерий Бурдаков: Он всюду твердил, что заниматься челноком не будет. Поэтому, когда Глушко однажды вызвали в ЦК к Устинову, сам не поехал. Отправил меня. Там обрушился шквал вопросов: зачем нужна многоразовая космическая система, какой она может быть, и т.д. После этого визита я подписал у Глушко Техническую справку - основные положения по теме "Буран". Устинов в кратчайший срок подготовил решение, которое утвердил Брежнев. Но понадобились еще десятки совещаний с руганью и обвинениями в некомпетентности, пока не выработали единое мнение.

А какую позицию занимал ваш основной авиационный смежник - главный конструктор НПО "Молния" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский?

Валерий Бурдаков: В отличие от авиационного министра Дементьева, Лозино-Лозинский всегда был на нашей стороне, хоть вначале и предлагал свои варианты. Мудрый был человек. Вот, например, как он положил конец разговорам о невозможности беспилотной посадки. Он сказал управленцам, что больше к ним обращаться не станет, а попросит сделать систему автоматической посадки... пионеров с Тушинского аэродрома, поскольку неоднократно наблюдал, с какой точностью приземляются их радиоуправляемые модели. И инцидент был исчерпан к неудовольствию его начальства.

Космонавты тоже были недовольны. Думали, что верх возьмет позиция Дементьева. Письмо в ЦК написали: им автоматическая посадка не нужна, они хотят сами управлять "Бураном".

Говорят, что свое имя "Буран" получил перед самым стартом?

Валерий Бурдаков: Да. Глушко предлагал назвать корабль "Энергией", Лозино-Лозинский - "Молнией". Появился консенсус - "Байкал". А "Буран" предложил генерал Керимов. Надпись еле-еле отскребли уже перед стартом и нанесли новую.

Точность приземления "Бурана" сразила всех наповал...

Валерий Бурдаков: Когда корабль уже показался из-за облаков, один из начальников, как в бреду, повторял: "Щас разобьется, щас разобьется!". Правда, он употреблял другое слово. Все ахнули, когда "Буран" стал разворачиваться поперек ВПП. А на самом деле этот маневр был заложен в программу. Но тот начальник этого нюанса, по-видимому, не знал или позабыл. Корабль вышел точно на полосу. Боковое отклонение от осевой линии - всего 3 метра! Это высочайшая точность. 205 минут полета "Бурана", как и все полеты самолетов со сверхгабаритными грузами, прошли без единого замечания к проектантам.

Что вы почувствовали после такого триумфа?

Валерий Бурдаков: Это словами не передать. Но впереди нас ждала другая "сенсация": успешный инновационный проект закрыли. 15 миллиардов рублей - оказались потраченными зря.

Будет ли когда-нибудь использован научный и технический задел "Бурана"?

Валерий Бурдаков: "Буран", как и шаттл, применять было нерентабельно из-за дорогой и неуклюжей системы выведения. Но уникальные технические решения могут быть развиты в "Буране-М". Новый, модифицированный с учетом последних достижений, корабль может стать очень быстрым, надежным и удобным средством для межконтинентальной авиакосмической перевозки грузов, просто пассажиров и туристов. Но для этого надо создать многоразовый одноступенчатый всеазимутальный экологичный носитель МОВЭН. Он придет на смену ракете "Союз". Причем для него не нужно будет такого громоздкого старта, поэтому он сможет запускаться и с космодрома "Восточный".

Заделы по "Бурану" не пропали. Автоматическая самолетная посадка дала жизнь истребителям пятого поколения и многочисленным беспилотникам. Просто мы, как это было и с искусственным спутником Земли, оказались первыми.

У Королева вы работали в 3-м отделе, определяющем перспективы развития космонавтики. Какая перспектива у космонавтики нынешней?

Валерий Бурдаков: На смену углеводородной грядет эра атомной и солнечной энергетики, немыслимой без широкого использования самых разных космических средств. Для создания космических солнечных электростанций, подающих энергию земным потребителям, потребуются носители на полезный груз в 250 тонн. Они будут созданы на базе МОВЭН. А если говорить о космонавтике в целом, то она будет обеспечивать все потребности человечества, а не только информационную, как сейчас.

Кстати

Всего было построено пять летных экземпляров корабля "Буран".

Корабль 1.01 "Буран" - совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года уничтожен при обрушении крыши.

Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией "Мир". Сейчас экспонат музея космодрома Байконур.

Корабль 2.01 - был готов на 30 - 50 %. Находился на Тушинском машзаводе, потом - на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезен для реставрации в ЛИИ г. Жуковский.

Корабль 2.02 - был готов на 10 - 20 %. Разобран на стапелях завода.

Корабль 2.03 - задел уничтожен и вывезен на свалку.

15 ноября 1988 года состоялся первый и последний полёт многоразового орбитального корабля «Буран». Это был один из самых грандиозных проектов позднего СССР, над которым трудились свыше 1,2 тыс. предприятий страны. Отечественным инженерам удалось создать машину, способную чётко выполнять поставленные задачи на высоте 500 км над поверхностью Земли даже при отсутствии экипажа. В 1989-м «Буран» стал международной сенсацией на выставке в Ле Бурже. Однако всего через несколько лет уникальный космический проект был сначала заморожен, а затем и вовсе закрыт. По мнению экспертов, это произошло в первую очередь в силу экономических причин. Однако технологии, созданные при разработке «Бурана», позволили вывести советскую промышленность на новый уровень и создать предпосылки для научно-технического прогресса в современной России.

  • Запуск космической системы «Энергия» - «Буран» 15 ноября 1988 года
  • Роскосмос

Ранним утром 15 ноября 1988 года с площадки 110 космодрома Байконур стартовала сверхтяжёлая ракета-носитель «Энергия», которая подняла в воздух многоразовый космический корабль «Буран». Он вышел на рабочую орбиту высотой 250—260 км, совершил два витка, а потом благополучно приземлился на взлётно-посадочную полосу (ВПП).

Международная сенсация

Путешествие «Бурана» длилось в общей сложности 205 минут. В 06:00 начался взлёт ракеты-носителя, в 06:46 корабль вышел на рабочую орбиту, а в 08:51 вошёл в атмосферу над Атлантикой, развив феноменальную скорость в 27,3 тыс. км/ч (около 22 Махов). В 08:53 на высоте 90 км с «Бураном» оборвалась связь из-за образования облака плазмы, через которое не проходит радиосигнал. В этот момент полёт контролировали радиолокационные станции (РЛС) системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

В районе 09:00 корпус «Бурана» нагрелся до 900 ºС. Отдельные элементы теплозащитного покрытия корабля не выдержали такой экстремальной температуры и отвалились, однако на полёт это никак не повлияло. В 09:11 на высоте 50 км при скорости в 10 Махов связь с «Бураном» была восстановлена.

В 09:19 на высоте 20 км на корабле, как и планировалось, отключилась реактивная система управления, и спустя несколько минут его скорость упала ниже 1 Маха. На посадку корабль заходил на скорости 140 км/ч. За 10 секунд до соприкосновения с ВПП вертикальная скорость снижения машины составляла 28 км/ч. Фактически «Буран» завис над аэродромом. По полосе корабль пробежал 1620 м, преодолев это расстояние за 42 секунды.

  • «Буран» приземляется на космодром Байконур, 15 ноября 1988 года
  • Александр Моклецов / РИА Новости

Полёт «Бурана» стал международной сенсацией — впервые в мире была осуществлена полностью автоматическая посадка орбитального корабля, ведь экипажа на борту не было. Расчёт и выбор наиболее оптимальных траекторий полёта и приземления осуществляли компьютерные системы.

Как показал послеполётный анализ, цифровая вычислительная аппаратура превосходно справилась с поставленными задачами, хоть порой и принимала неожиданные для учёных решения. Успешной миссии «Бурана» не помешали даже сильный боковой ветер (до 20 м/c) и плохие погодные условия.

«Потрясающий положительный результат»

Разработка «Бурана» (изделие 11Ф35) и сверхмощной ракеты-носителя 11К25 «Энергия» официально началась в 1976 году — после того, как в 1972-м в США стартовала программа Space Shuttle («Космический челнок»).

Спустя некоторое время советские наработки объединили в проект многоразовой космической системы (МКС) «Энергия» — «Буран».

И СССР, и США стремились создать многоцелевой корабль, с помощью которого можно было бы доставлять на орбиту и возвращать на Землю полезные грузы (в первую очередь спутники), а также проводить ремонт космических аппаратов и выполнять различные задачи, связанные с военным освоением ближнего космоса. Для этого требовалось принципиально новое техническое средство. Кроме того, для обеих держав создание такого космического корабля было вопросом международного престижа.

К концу 1970-х Советский Союз располагал богатейшим научно-техническим заделом. Отечественные учёные проводили исследования в сфере гиперзвуковых летательных аппаратов, способных выполнять миссии в космосе, ещё с конца 1950-х годов. В частности, советские инженеры вели работы над воздушно-орбитальным самолётом (ВОС) «Спираль» и различными проектами беспилотных орбитальных ракетопланов.

В проекте «Энергия» — «Буран» были задействованы лучшие научные коллективы страны, 1246 предприятий, 86 министерств и ведомств. Важнейшую роль в проекте играло НПО «Энергия» (сейчас — РКК «Энергия», Королёв). Куратором выступало Минобороны СССР. В общей сложности на проект было потрачено 16,4 млрд рублей.

В 1977 году был подготовлен технический проект «Бурана». Для его реализации были построены сотни экспериментальных площадок, включая лаборатории и стенды. Была значительно обновлена инфраструктура Байконура. Над проектом «Энергия» — «Буран» трудилась почти половина персонала космодрома.

В 1983 году КБ им. Антонова запустило проект сверхтяжёлого транспортного самолёта Ан-225 «Мрия» для перевозки «Бурана» и крупногабаритных компонентов ракеты-носителя. За основу был взят Ан-124 «Руслан», поднявшийся в воздух 24 декабря 1982 года.

  • Космический корабль «Буран» и сверхтяжёлый самолёт Ан-225 «Мрия» совершают перелёт с Байконура в Киев
  • Игорь Костин / РИА Новости

Советскому Союзу требовалось решить сложнейшие технические вопросы: разработать новые двигатели, топливные смеси, материалы и сплавы, автоматизированные системы управления, бортовую аппаратуру. В августе 1983 года был подготовлен планер будущего корабля, в декабре 1984 года — первый макетный экземпляр. В ноябре 1985 года в небо поднялся самолёт-аналог «Бурана» (БТС-002 ОК-ГЛИ). 15 мая 1987 года была испытана ракета «Энергия», суммарная мощность двигателей которой достигала 170 млн л. с.

В декабре 1985 года на Байконур был доставлен планер лётного образца «Бурана». Эту операцию выполнил тяжёлый транспортный самолёт ВМ-Т «Атлант» (сконструирован на базе стратегического бомбардировщика 3М) ОКБ Мясищева. В общей сложности было построено пять лётных экземпляров корабля.

«Буран» представлял собой бесхвостую машину самолётного типа c треугольным крылом переменной стреловидности. Согласно заявленным техническим характеристикам, масса конструкции корабля составляла 62 т, общая длина корпуса — 36,37 м, высота — 16,35 м, ширина фюзеляжа — 5,5 м. Предполагалось, что советский корабль сможет выводить на орбиту до 30 т полезного груза и возвращать до 15 т.

Продолжительность полёта оценивалась учёными в пределах 30 суток, а минимальное время подготовки к повторному пуску — 20 суток. С дополнительными топливными баками «Буран» мог выполнять миссии на дальности до 1 тыс. км, без них — до 250—500 км.

Управление орбитальным кораблём осуществлялось в автоматическом режиме. Несмотря на то что «Буран» совершил полёт как беспилотник, машина создавалась как пилотируемое средство, и потому на ней предполагалась возможность перехода на ручной режим управления. Численность экипажа могла составлять от двух до десяти человек.

«Денег в Советском Союзе на проекты, связанные с обороной и космосом, не жалели. В итоге была организована невероятно сложная кооперация. Под «Буран» создавались предприятия, новые научные коллективы и даже целый самолёт (Ан-225), который до сих пор остаётся чемпионом по грузоподъёмности. Советским учёным удалось достичь потрясающего положительного результата», — отметил в беседе с RT научный сотрудник отдела космических наук НИИ ядерной физики МГУ Василий Петров.

«Дорогое удовольствие»

После успешного полёта «Бурана» начался набор космонавтов для подготовки к первой пилотируемой миссии. В 1989 году советский корабль стал одной из самых популярных машин на международной выставке в Ле Бурже. Однако на фоне экономических трудностей позднего СССР финансирование проекта стало резко сокращаться. В 1990 году задействованные в кооперации предприятия получили от государства 1030 млн руб., в 1991 году — уже 875 млн руб.

С распадом СССР ситуация осложнилась ещё больше. В 1992 году на развитие проекта было выделено 162 млн руб., в 1993 году — 62 млн руб. Государственных средств перестало хватать даже на то, чтобы отапливать здания, где работали специалисты Байконура, и обеспечивать охрану этого стратегически важного объекта.

Тем не менее в решении совета главных конструкторов по проекту «Энергия» — «Буран» от 25 мая 1993 года говорилось, что готовность материальной части корабля и наземной инфраструктуры позволяет совершить пуск в 1994 году. Но на подготовительные мероприятия, по подсчётам специалистов, требовались 8,5 млрд рублей. В документе отмечалось, что без указанного финансирования далее развивать проект невозможно.

  • Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ
  • Алексей Куденко / РИА Новости

По мнению Василия Петрова, Москва решила прекратить инвестиции программы «Энергия» — «Буран» потому, что этот грандиозный проект был изначально экономически нецелесообразен, как и программа Space Shuttle (закрыта в 2011 году). По мнению экспертов, «Буран» оказался чрезвычайно дорогой машиной, хотя и превзошёл самые смелые ожидания.

«Многие связывают закрытие «Бурана» с общегосударственным крахом. Без сомнения, это был немаловажный фактор. Но основная причина, как показал опыт эксплуатации американских шаттлов, лежит в чисто экономической плоскости. С появлением автоматизированных беспилотных систем отпала необходимость в эксплуатации пилотируемых кораблей в принципе. Это стало слишком дорогим удовольствием, в том числе для США. Гораздо выгоднее оказались одноразовые пуски ракет-носителей», — сказал Петров.

Также эксперт полагает, что, несмотря на кажущееся техническое совершенство «Буранов» и шаттлов, учёным СССР и Соединённых Штатов не удалось радикально обезопасить экипаж. Полёт в космос нёс в себе высокие риски для жизни и здоровья, и аварии заокеанских кораблей лишний раз это подтверждают, считает Петров.

Тем не менее, как подчеркнул собеседник RT, колоссальные инвестиции Советского Союза в «Буран» не были напрасными. По словам Петрова, без подобных масштабных проектов невозможен научно-технический прогресс и технологический рывок страны. Усилия по разработке орбитального корабля и ракеты-носителя позволили создать множество новых материалов, ракетных двигателей, радиотехнических изделий, которые оказались востребованы после 1991 года.

«Конечно, огромная часть инфраструктуры Байконура оказалась не у дел, были потеряны отдельные научные коллективы, утрачены компетенции по ряду направлений. Однако подавляющее большинство технологических наработок пригодилось современной России. Такой уникальный опыт никогда не исчезает бесследно», — резюмировал Петров.