— Отец Валериан, наверное, мы не ошибемся, сказав, что труд в жизни каждого человека и в жизни общества в целом имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. Скажите, пожалуйста, взаимосвязаны ли труд обычный, земной, и труд духовный?

— Начнем с того, что Господь — Творец мира и человека. Больше того, человек создан по Его образу и по подобию. Господь взял персть от земли, сотворил человека и вдунул в него душу живую, дух жизни. Человек был сотворен сразу взрослым, и тело его было совершенно. Так как в основе видимого мира было положено земное, плоть, то возрастание души человека не могло происходить без телесного труда. «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). Так что труд человеческий был заповедан как необходимое условие для жизни человека на земле.

Собственно, этим человечество и занимается на протяжении всей истории своего существования. Растения, приносящие плоды, которые были рассеяны повсюду, человеку хочется собрать в одном месте: он делает посевы, грядки. Поскольку Господь Сам творил видимый мир от простого к сложному, то и человеку, сотворенному по Своему подобию, Он дал возможность творчества: например, из диких яблонь человек научился культивировать самые разнообразные садовые сорта.

И вот еще один важный момент. Бог есть любовь, и Он хочет, чтобы Его любовь распространялась на творение, чтобы все сотворенные существа могли воспринимать ее. Поэтому в основе всей человеческой жизни лежит любовь. В раю была только любовь — смерти не было. А свойство любви таково, что без проявления себя, без деятельности она не может существовать, без этого она погибает. Вот почему любовь и дела любви всегда связаны, вот почему мы говорим: «Свидетельство любви — дела». А дела — это труд, поэтому совершенствование, возрастание без труда невозможно. И именно поэтому труд был заповедан даже безгрешным первозданным людям.

Другое дело, что преступление человеком заповеди воздержания обусловило кардинальные изменения во всем. Труд после грехопадения стал некоторым наказанием, земля стала взращивать волчцы и тернии. Теперь нужно было полоть сорняки, бороться с вредителями — в раю ничего этого не было.

Мы подошли к труду духовному — к молитве. В раю человеку была дана заповедь воздержания для того, чтобы он укреплял свою волю в добре. Человек преступил, нарушил эту заповедь, и воля его склонилась к злу. Поэтому с тех пор, как напоминание человеку о его непослушании Творцу, труд стал тяготой, которая, однако, при духовном к нему отношении облегчается: бремя становится легким. Почему молящиеся люди в труде не ропщут, не раздражаются? Труд молитвой облегчается. Почему сейчас для многих труд стал чуть ли не непосильным бременем? Потому что их духовное состояние плачевно.

— Получается, что всякий труд может быть творческим и всегда имеет духовную составляющую, и нет труда бесполезного, бессмысленного?

— Любой труд должен быть творческим, потому что человек создан по образу Творца. Примеры святых показывают, что физический труд — необходимый элемент жизни, а точнее низшая ступень, подводящая к духовному, возводящая на высшие ступени. Потому святые иногда песок таскали, камни перекладывали, заставляя тело подчиняться душе. И, конечно, пост телесный — воздержание плоти, помогает духовному, они переплетаются. Как тело и душа переплетены непостижимым образом, так телесное и духовное соединены между собой: совершается телесное — что-то происходит с душой, и наоборот. Немощствует тело — немощствует и душа; немощствует душа — сохнет тело.

Труд — необходимое условие духовного возрастания, без которого человек не может жить — мышцы атрофируются, а душа мертвеет.

— Вы сказали, что Адам был создан в совершенном теле, а младенец рождается в слабом? С какого возраста надо приучать его к труду?

— Дело в том, что труд начинается уже с рождения человека. У новорожденного появляется потребность в еде, грудное вскармливание для него труд, он потеет, трудится. При этом у младенца вырабатывается терпение, особенно если его не кормят беспорядочно, если есть режим. Правда, у нас теперь чуть ребенок пикнет, к нему бросаются и исполняют все его прихоти.

Сама жизнь свидетельствует: очень редко нужно спешить исполнять желание ребенка, даже грудного. Я не имею в виду, когда он болеет и поэтому надрывается, плачет. Но он часто проявляет характер, вполне понимая, что вот сейчас крякнул, вякнул — тут же прибегут, тут же принесут. Ну, так он и кричит, пока не дадут желаемое. Я часто вижу семьи, где ребенок, как повелитель, вокруг которого все пляшут. Такая избалованность и есть отсутствие труда родителей по воспитанию к воздержанию.

— Получается, что младенец уже в своем младенчестве начинает духовно трудиться?

— Первая заповедь, которая человеку была дана, заповедь труда — возделывать рай и хранить его. Вторая заповедь духовная — пост, воздержание: хочется телу, а душа говорит: нет, нельзя этого. Адаму, сотворенному телесно взрослым, первой была дана телесная заповедь, а затем и духовная. Младенцу, рожденному в немощном теле, — сначала духовное, а затем телесное! Он хочет — а ему не дают, это труд терпения, воздержания! Родителям, конечно, нужно следить за тем, чтобы у младенца не было надрыва, но важно знать, что ребенок начинает раздражаться очень рано.

Будем помнить, что один из первых и последних моментов духовного труда — это сдерживание гнева, раздражения. И младенец, и взрослый, и даже старый могут раздражаться: гнев — самое любимое дьявольское оружие. Если можно раздражить младенца и старика, то взрослого тем более. Чуть что — раздражение. Потому и пеленание детей приучает детей к неполной свободе, к неполной вольности. Физический труд начинается с того момента, когда ребенок начинает что-то соображать и двигаться: пирамидки собирать, игрушки за собой убирать — это очень серьезный труд.

— А у нас теперь почти повсеместно принято не пеленать детей. Может быть, с этого начинается своеволие?

— Не то, чтобы с этого, но в этом кроется один из серьезных элементов детской своевольности. Вообще причин много всяких, но самое главное — это состояние родителей и личный пример. Мы знаем, когда Адам и Ева вышли обиженные, что их изгнали из рая, у них родился Каин, но потом, когда они осознали свое грехопадение — у них родился Авель, первый мученик!

— Многие подростки сегодня не хотят учиться, не могут учиться, не могут заставить себя трудиться.

— Когда не хотят и не могут — это как раз паралич воли, поэтому трудолюбие нужно воспитывать, к нему нужно ребенка приучать. С младенчества нужно давать задания, которые воспитывают, например: «Вот уберешь игрушки — тогда получишь, а нет, значит, не получишь!» Приучать к тому, чтобы с трудом, заслуженно он получал то, что ему нравится, то, что ему нужно.

— Как быть, если уже пропустили момент, если ребенок уже ленив?

— Ну, голод не тетка! В основном-то, ему всегда чего-то хочется. Принцип тот же — вот сделаешь дело — и получишь. Как мы росли? У нас всегда было какое-то задание: вот прополешь грядку — побегаешь. А так просто — никаких игр. Должна быть последовательность в воспитании.

— Батюшка, расскажите, как вас в детстве приучали к труду .

— У нас было задание, например, по огороду. Надо было сначала вскопать, потом посадить, потом окучить, потом прополоть. Обязанности были распределены: это твое, а это твое. И правило такое было установлено: сначала сделать дело по дому, по хозяйству. Никуда без этого. И никакого другого разговора не было. Надо полить огород — так и поливали. Я, например, даже и не задумывался: нужно, значит нужно. Вот теперь, оглядываясь назад, вспоминаю и удивляюсь: до реки было метров сто, и когда пятьдесят раз сбегаешь с коромыслом туда и обратно — я помножил — получалось десять километров, из них пять — с полными ведрами! Ничего себе!

Конечно, такое трудовое воспитание современной молодежи и не снилось, наверное. Я помню, что и другие в то время так же жили, никого не нежили. У моего свояка с четырех лет по дому трудились, а с десяти лет — на поле.

Но вот сейчас в городах с их многоэтажками картина печальная: трудно воспитывать трудом — огорода нет, надо что-то придумывать. На самом деле деревенским в этом смысле было легче.

Да и школа мало помогает семье, из школы изгоняется труд, хотя это один из важнейших элементов духовного развития человека, без него человек деградирует как личность.

— Уже давно в родительской практике появилась такая «воспитательная мера» — платить детям за выполнение домашней работы и за оценки в школе…

— Не-е-ет! Этого нельзя делать! Ни в коем случае! Ни в коем! Деньги до сознательного возраста не должны участвовать в воспитании. В отношении детей в семье не может быть вообще разговора о денежных вознаграждениях: дети должны понимать, что они с ног до головы обязаны своим родителям, домашняя работа и учеба — их обязанность. У нас к несчастью, и родители-то не всегда понимают свои обязанности. Нужно внушать ребенку понятие долга.

— Стало быть, карманные деньги это плохо?

— По-моему, очень вредно. Это ни к чему. У нас их не было. Да их и у родителей наших почти не было, и мы боялись истратить родительские деньги…

— А если поработать в каникулы, заработать?

— Да, это, конечно, труд. Но дело все в том, куда ребенок эти деньги понесет и на что использует. Очень важно, чтобы человек понимал, как использовать деньги. Пока он не понимает этого, по-настоящему ему нельзя давать деньги в руки. Вот вспомнилось мне, что в молодости я ездил на целину, а на заработанные деньги купил костюм, в котором венчался.

— Батюшка, а как правильно распределять обязанности в семье?

— Ну, по-настоящему, главным должен быть отец. Молитва «Отче наш», говорит, что главный у нас отец. Он — как бы законодательный утверждающий орган в семье, правда не всегда бывает дома при детях. Он зарабатывает, обеспечивает пропитание. А контролирующая, исполнительная роль остается за матерью: она с детьми. А уж когда она не справляется, ребенок выходит из послушания, привлекается отец, который должен строго наказывать. Об этом в Ветхом завете прямо сказано.

— Отец Валериан, вы часто сталкиваетесь с семейными проблемами. В чем, по-вашему, заключается основная ошибка родителей, бабушек, дедушек?

— Основная ошибка… Дело в том, что ошибки сплошные, мало правильного. Только Господь и поправляет своим Промыслом. Главное, что у нас, к несчастью, утеряно традиционное понимание роли отца и матери. Вот мы говорим: кто должен, что должен? Слово отца всегда было законом, за матерью — контроль и исполнение. Родители должны свои обязанности знать, а у нас, как правило, стараются знать свои права. Беда современных людей в том, что все, как говорится, «права качают». Обязанностей почти никто не знает, даже когда на работу устраиваются, спрашивают, в первую очередь, о зарплате, а не о самой работе. Я часто наблюдаю, как люди на работе говорят: «А этого я не должен!» Куда какую ложку положить и куда веник поставить заранее не распишешь. Получается, государство, в котором множество инструкций и законов на каждый шаг — это государство, в котором народ развращен.

Во всех фирмах круг обязанностей жестко прописывается. А человек сам должен видеть то, что необходимо делать! И в семье так.

И ребенка нужно научить самостоятельно, без подсказки, делать необходимое. Как этому научить? Как родители поступают, так и он поступает — дети копируют родителей. Какие родители — такие и результаты.

— Можно ли исправить ленивого?

— С Божией помощью, думаю, можно! Но нельзя сказать, что всегда. Тут присутствует главный фактор — сам человек. Как говорится, Господь помогает, но насильно не спасает. Тут должен быть совместный труд отца, матери, родных и нельзя допускать разногласий, потому что лень искусно ищет слабое место.

— Случается, что некоторые родители придерживаются мнения, что не особенно и нужно учиться, главное, чтобы он в храм ходил …

— Учение необходимо для всех: не считай себя умным, век живи и век учись. Конечно, ребенок должен стать хорошим человеком, но и учиться он должен. Если он хороший, то он не посчитает себя самодостаточным, самым умным, а если это не так, то он уже не умный человек.

Хорошо ходить в церковь, молиться. Но плохая учеба в школе как раз часто вредит самому главному, потому что, по большому счету, ребенок, который не хочет учиться, и в духовной области ничего не может достигнуть. Да, он приходит в церковь, стоит, вроде молится. Но это состояние еще далеко от настоящей молитвы. Сказано: труднее всего Богу молится. Учеба и молитва друг другу не только не помеха, но и подспорье. Другое дело, что человеку может не даваться ученье, но не учиться — это лень. А лень в числе смертных грехов.

— Как научить ребенка духовно трудиться?

— Это надо во всех случаях и всякий раз разъяснять. Вот мои дети были маленькими. Как-то прихожу — они все в кроватках лежат, игрушки валяются, маме некогда. Я говорю: «Вот видите, вы сейчас лежите, игрушки валяются, а ведь вы за них недавно так дрались. Оказывается, все лишь для того, чтобы отнять. Чтобы отнять — нужна сила, а чтобы отдать — нужно смирение, нужна сила воли — а это выше». Они запомнили.

Другой раз двое схватились за игрушку, я говорю: «Ну, у кого смирение?» — игрушка между ними и упала, вспомнили! Дети все прекрасно понимают. А как-то раз один у другого отнимает, третий подходит: «Отдай, — говорит, — ему она не нужна, ему просто нужно ее отнять у тебя!» Тот отпустил. Вот это и есть духовный труд.

— Что нужно сделать родителям, чтобы ребенок понял необходимость духовного труда и смог воспроизвести опыт самостоятельного духовного делания?

— Родители должны приложить все усилия, чтобы как-то показать, рассказать, разъяснить, как жить и как трудиться, а все остальное делает Господь. И нужно усердно молиться за своих детей, тогда Господь создает обстоятельства, через которые ребенок начинает понимать, что и как.

Я с детства вырос в Церкви и вроде бы привык к молитве. Но вот я поступаю в институт, а мой брат мне говорит: «Вот к такому-то преподавателю математику не ходи сдавать — не поступишь». Я готовился: математика профилирующая. Прихожу на экзамен, сажусь, готовлюсь по билету. А подготовлен я был неплохо, думаю: сейчас сдам. А тут приходит как раз тот самый человек, к которому лучше не попадать. Он смотрит на меня и говорит: «Ну, идите отвечать».

Поначалу все шло неплохо, а потом просит построить отрезок функции. Сижу и ничего не соображаю! Кто-то рядом тоже «сыпется», я прошу: «Разрешите подумать». Он: «Пожалуйста, пожалуйста!» А что тут думать, когда в голове ничего нет? Вот тут я взмолился! И Господь послал мне решение. Я получил у этого преподавателя пятерку и на ней въехал в институт, потому что у этого преподавателя получить «отлично» было сверх всякого. Я понял, что нужно молиться. Да, на своем опыте я убедился в этом.

— Как научить ребенка молиться?

— Это, по-моему, самое сложное. Во-первых, самому нужно молиться. Я многих людей знал, которые в старости, вспоминая своих родителей, говорили: «Открою глаза — а папа или мама стоят, молятся!» Я тоже всегда вспоминаю, как молилась моя мама.

В семье, я бы так сказал, должна быть молитвенно-трудовая атмосфера, и главное, во всем нужен личный пример, а в молитве особенно, ребенок потом поймет!

— К сожалению, подростки начинают реже ходить в храм. Что можно сделать, чтобы они не избегали посещения храма?

— Общего рецепта нет. Правда, во всех случаях нужно стараться слегка удерживать ребенка рядом с храмом. Сколько ты удержишь, это вопрос… Не надо забывать, что мы живем в духовном мире, он совершенно реально существует и действует на каждого, враг воюет, старается детей с родителями столкнуть, нужно видеть действие другой силы. Иногда ребенок не то чтобы не хочет в храме быть, его просто подзуживают, выталкивают. Иногда надо просто поддержать: устал — посиди. Иногда отвлечь ребенка от сосредоточенности на своем усталом состоянии. Помнится мне, как я был духовником в одной паломнической поездке. Мы плыли на пароходе, была качка, всех укачало, побежали за таблетками. Тут я что-то интересное стал рассказывать, и, пока рассказывал, уже забыли про качку. Рассказать быть может о понятии «второе дыхание», которое есть у спортсменов: вот уже падаешь, уже нет сил — ничего подобного, не упадешь, дотянешь… Так и тут.

Но когда появляется «не хочу» — нужно понуждать.

— Можно ли трудиться духовно, не будучи церковным человеком? Часто приходится слышать: «Главное, что в душе, что внутри самого себя» или «Бог у меня в душе».

— Трудиться-то можно, только какой результат будет? Такой пример из жизни есть: одного ругают, а тот спокойно выслушивает. Кто-то удивился: такой молодой, а достиг такого состояния, и спросил у него, как он этого достиг. А тот отвечает: «Да кто они такие, чтобы на них обращать внимание?» Спрашивающий ужаснулся такому состоянию. Спрашивает другого, которого ругают, и тот тоже спокоен: «Почему ты спокоен, когда они тебя так ненавидят?» А тот отвечает: «Да ведь они меня тренируют!»

Видите, и здесь, и там есть какой-то духовный труд, только последний нашел правильный выход из положения, а первый — таблетку, и у него нет ничего общего с любовью, одно только презрение и пренебрежение к людям. В духовной области без духовного руководства и наставления очень легко заблудиться и ошибиться и можно прийти не в то состояние, хотя внешне все покажется нормальным. Так, например, внешнее спокойствие в йоге отличается от спокойствия в христианстве: там человек стремится погасить желание, сделать себя бесчувственным, а в христианстве наоборот, очистить чувства при сохранении полноты жизни.

А потом, все-таки, уж простите, сказано же: теория без практики мертва, а практика без теории слепа — это относится и к вашему вопросу. Достичь чего-то существенного даже в области внешнего труда без учителей, наставников наивно, а в области духовной, по-моему, невозможно: как осенние листья сыплются те, у кого нет духовного руководства. Весь опыт духовной жизни — в сокровищнице Церкви! И не только это. Самое главное: нужна благодать, ведь можно все это понимать, но не иметь возможности справиться с самим собой. А благодать дается через молитву, через таинства — исповедь, причастие. Справиться в духовном мире без Церкви, все равно что воевать одному.

— Связан ли сегодняшний кризис с отношением современного человека к труду?

— Кризис — это суд системы. Кроме того, экономический кризис — это производная от духовного кризиса. В сущности, получается, что безработица, сокращение учебных заведений — это результат того, что никто не хочет ни трудиться, ни учиться: «да даст тебе Господь по сердцу твоему». Бог попускает это, чтобы люди смогли оценить по-настоящему труд и учение. Не будешь учиться, не будешь трудиться — жизнь станет каторгой. Чем ближе человек к Богу, тем труд для него радостнее, а чем дальше, тем невыносимее.

В наше время хлеб наш насущный достается нам достаточно легко. И не просто хлеб, а хлеб с маслом. Работать до седьмого пота уже нет никакой нужды: всю тяжелую физическую работу делают машины. Сейчас у нас есть вкусная еда в супермаркете, жилье со всеми удобствами и деньги, чтобы все это оплатить. И мы, наконец-то, можем начать получать удовольствие от жизни: отдыхать и развлекаться, ни в чем себе не отказывая...

Психологи уже давно рассказали нам, что человек живет по принципу удовольствия. Делает то, что приятно и старается избегать того, что неприятно. Отдыхать, валяться на солнышке – приятно. Работать – не очень. Но кушать очень уж хочется, поэтому приходится вставать, чтобы добыть пропитание.

Голод всегда был главной причиной активности человека и главной причиной прогресса. Все больше осваивая окружающий мир, человек практически избавился не только от голода, но и от тяжелого физического труда. В наше время хлеб наш насущный достается нам достаточно легко. И не просто хлеб, а хлеб с маслом. Работать до седьмого пота уже нет никакой нужды: всю тяжелую физическую работу делают машины. Сейчас у нас есть вкусная еда в супермаркете, жилье со всеми удобствами и деньги, чтобы все это оплатить.

И мы, наконец-то, можем начать получать удовольствие от жизни: отдыхать и развлекаться, ни в чем себе не отказывая. А работают пусть лишь те, кто не может купить себе право на отдых. Так ли это? Давайте разберемся с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Танцуй, пока молодой!

Действительно, у нас в голове сложилась стойкая ассоциация о том, что отдых – это хорошо, а работа – плохо. Современная молодежь на вопрос о мечте отвечает просто: «Были бы деньги, остальное купим!» Вопрос: «А если бы у вас уже был миллион долларов, что бы вы делали?» Самый распространенный ответ: «Отдыхал бы!»

Вот мы и отдыхаем. Пенная вечеринка, пижамная вечеринка, вино, пиво, девочки, мальчики… Все в принципе одно и то же, разница лишь в цене напитков и заведений. А утром головная боль, пустота и смутное чувство неудовлетворенности. Одни развлечения сменяют другие, новые, более изощренные, за ними следующие, еще круче. Требуется разнообразие и повышение градуса. Иначе – скука безысходная и тоска смертная.

Почему же нам плохо, когда вроде бы все хорошо?

Получается, что принцип удовольствия не работает? Работает. Но по-другому. Для начала давайте разберемся, что такое отдых и что такое удовольствие.

Отдых – это восстановление сил после РАБОТЫ. Любая мышца в теле человека функционирует по принципу напряжение-расслабление. Если мышцу долго не напрягать, она атрофируется. Полежать на диване после трудового дня – это приятно. Но лежать на диване сутками это плохой признак. Погулять по магазинам, поглазеть на витрины – неплохой способ расслабиться для многих женщин. Но бродить по магазинам днями напролет – это уже диагноз.

Вечно отдыхающему-путешествующему-расслабляющемуся становится так же невыносимо скучно и пресно, как и вечно живущему Бессмертному, который ради того, чтобы почувствовать вкус жизни, готов от этого бессмертия отказаться.

Удовольствие: хочу всегда больше, чем могу вместить

Когда вы испытываете жажду, стакан воды сможет доставить вам несказанное удовольствие. А еще один? А третий? А может еще стаканчик? НЕТ, СПАСИБО, БОЛЬШЕ НЕ ХОЧЕТСЯ.

Когда вы голодный приходите домой, кажется, что вы можете съесть слона! Вкусная еда доставляет огромное удовольствие (хотя опыт показывает, что после нескольких дней голода любая еда будет вкусной). Вы кушаете один кусочек, второй, третий… Через какое-то время происходит насыщение, аппетит пропадает, а вместе с ним и удовольствие от еды. Как, а вот этот прекрасный кусочек волшебного шоколадного торта? НЕТ, СПАСИБО, БОЛЬШЕ НЕ ПОМЕЩАЕТСЯ.

Когда нет большого чувства голода, удовольствие от еды мы получаем через ощущение разнообразия вкусов и красоты оформления блюд. Но и ресторанная еда рано или поздно становится обыденной. Железное правило «вкусно, когда голодно» работает и здесь.

Удовольствие от удовлетворения потребности мы получаем только до тех пор, пока потребность не удовлетворена. Как только потребность удовлетворяется, организм сигнализирует нам прекращением удовольствия вплоть до отвращения.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет это тем, что объем нашего тела ограничен и все удовольствия, направленные на потребление В СЕБЯ всегда конечны. Вопреки распространенному мнению, увеличение объема потребления не делает человека счастливее. Пресыщенные своим богатством праздные толстосумы нисколько не счастливее обычных людей.

Дураков работа любит?

С другой стороны, мы встречаем людей, которые трудятся день и ночь, получая от своей работы настоящее удовольствие. Хирург, который проводит в больнице большую часть своей жизни, спасая людей и делая сложнейшие операции, тем не менее, чувствует себя нужным и счастливым. Программист, который не может отойти от компьютера, пока не придумает тот самый нужный код, полностью поглощен своей новой идеей и слышать не хочет об отдыхе. Автолюбитель, все вечера и отпуска проводит у себя в гараже, так как собирает из двух старых машин одну, но принципиально новую.

И много, много других людей, настолько увлеченных своей работой, что готовы отдавать ей все свое время, забывая не только о развлечениях, но и об отдыхе. Почему же так происходит?

Не кочегары мы, не плотники, или Счастье в труде!

Объяснение дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Она утверждает, что человечество – это вид, а каждый человек – представитель вида, имеющий свою видовую роль. Его природная задача – не получение удовольствий исключительно для себя, а выполнение своей индивидуальной задачи в общем деле развития человечества.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что каждый человек рождается с определенными заданными от природы наборами психических свойств – векторами, которых всего существует восемь. В одном человеке может сочетаться несколько векторов, которые не только определяют его желания по выполнению видовой роли, но и обеспечивают возможность их выполнения.

Если человек делает то, для чего его предназначила природа, то выравнивается биохимия его головного мозга, он получает «награду» в виде наслаждения и ощущения счастья. Если нет – то он не чувствует удовлетворения от жизни, от своего труда и страдает.

Отдых и развлечения принципиально не могут давать ощущения счастья для человека, так как они направлены на получение индивидуального удовлетворения «вовнутрь». Тогда как труд на благо общества, то есть «наружу», в соответствии со своим предназначением естественным образом наполняет человека радостью.

Потребление вовнутрь ограничено, отдача – бесконечна!

Когда человек выполняет свою программу, реализовывает себя в социуме, живет «на отдачу», то он не устает, а, наоборот, в нем как бы открывается новый, дополнительный источник энергии. Он успевает сделать намного больше, его не мучают болезни и напасти и, самое главное, он чувствует себя счастливым. Такие люди долго живут и сохраняют активность до глубокой старости.

Когда же человек не чувствует себя востребованным, не может реализовать себя, найти себе дело по душе, то ощущение радости жизни постепенно пропадает, накапливается усталость от жизни, и не помогают ни отдых, ни развлечения. И человек постепенно, посредством болезней, уходит из жизни. Мы наблюдаем это на примере пенсионеров. Вышел на пенсию, кажется, отдыхай, расслабляйся, радуйся жизни. Но нет, человек без работы начинает скучать, страдать и болеть.

Как это работает?

Что это за таинственное предназначение и как его найти? Как на самом деле работает принцип удовольствия? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает исчерпывающий ответ для каждого. Для ясности приведем некоторые примеры.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Views: 16210

Будни. Они - сплошная беспробудность. Вечная забота. Тягучая скука. Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. О, плохое настроение! А понедельник - это прообраз будней.

Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный прием. Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. А в жизни нет большего стыда, чем быть побежденным - и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. Итак - искусство жизни! Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! Нам никогда не избавиться от будней. Они будут всегда. Они составляют материю нашей жизни. И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. Как этого добиться?

Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. Что есть ты во Вселенной? Каковы твои деяния перед Отечеством?

Ты еще этого не уяснил? Ты еще этого не знаешь? Как же ты живешь? Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. И скуку, и плохое настроение, и все им сопутствующее.

Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишенную смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. Надо одуматься. Надо понять серьезный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя ее высокого смысла. Надо серьезно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».

Бессмысленно - это безрадостно. Человек создан так, что не может жить безрадостно. Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься все лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.

Если же ты нашел высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. И взлет в твоей жизни обеспечен. Ведь радость высвобождает творческие силы; творческие силы создают качество; а качество труда вызывает радость от труда.

Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. И теперь для тебя нет больше тягучих будней.

(по И.А. Ильину*)

Иван Александрович Ильин (1883-1954) - русский философ, писатель и публицист.

Радость жизни. Как можно её добиться? Именно эту проблему поднимает И.А. Ильин в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, писатель замечает, что нашу жизнь составляют будни и праздники, и зачастую человек ненавидит будни, а праздника ждёт лишь для того, чтобы «обличить повседневность». Автор текста с уверенностью говорит, что праздника заслуживает лишь тот, кто любит будни, о чём говорится в следующем предложении: «Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни». Свои рассуждения публицист завершает справедливым выводом о том, что радость повышает творческие способности, благодаря чему улучшается качество труда, от чего человек вновь испытывает радость. Тогда и будни становятся праздником.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. И.А. Ильин убеждён: человек может добиться радости жизни лишь в том случае, если он полюбит свои будни, свою работу, поймёт высокий смысл своей профессии.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница». В этом произведении молодая девушка Нарышкина Мария Никифоровна была назначена учительницей в село Средней Азии Хошутово. Однако она быстро испытала разочарование, так как всем было не до школы: крестьяне работали каждый день, очищая усадьбы от заносов, деревня голодала от недостатка плодородной почвы, и дети ходили в школу неисправно. Крепкая натура Марии Никифоровны начала уже потухать, но однажды она поняла: в школе нужно ввести новый предмет, на котором обучают борьбе с песками. В отделе народного образования ей не выдали преподавателя, а снабдили подходящей литературой. И Мария Никифоровна стала сама учить крестьян этому делу, и они сумели справиться с проблемой. Вся деревня благодарила Марию Никифоровну, и сама учительница была счастлива. Так постижение высокого смысла профессии способно помочь человеку добиться радости жизни.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: постигнуть счастье может лишь тот, кто любит свои будни, свою профессию и познал её высокий смысл. Вспомним фантастический рассказ братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». В этом произведении важное место занимает НИИЧАВО – Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства. Там работали Маги, и их девиз был таков: «Понедельник начинается в субботу». Всё дело в том, что они ненавидели выходные, слишком уж они любили свою работу. И прежде всего они занимались проблемой человеческого счастья и смысла жизни. Маги были убеждены: счастье и смысл жизни заключаются в познании неизведанного, чем они, собственно говоря, и занимались. Поэтому можно смело сказать, что эти люди были счастливы. Следовательно, любовь к будням, к своей работе и постижение её смысла дарят человеку радость жизни.

В заключение важно отметить: невозможно испытать истинную радость жизни, ненавидя будни. Ведь ненависть – негативное чувство, которое может разрушить всё самое хорошее, что есть в человеке, и радость жизни в том числе. Поэтому, если человек хочет быть счастливым, он должен полюбить свои будни и свою работу, для чего следует постигнуть её высокий смысл.

Олеся Чепорнюк
Консультация для родителей «Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности»

Консультация для родителей на тему : «Как научить ребёнка трудиться , ?»

В народе говорят : «без труда не выловишь рыбку из пруда» , «Терпенье и труд – всё перетрут » , «Делу – время, потехе – час» … Все взрослые знают и принимают примитивную эволюционную теорию : «Труд из обезьяны сделал человека» В ней ясно выступает роль труда в развитии человека и общества в целом. Труд – социально ориентированная деятельность , результат которой важен и значим не только для человека, его достигшего, но и в определённой степени для социального окружения.

Труд делает человеческую жизнь осмысленной и значимой. Почему же нас, взрослых так тянет ничего неделанье (полежать, посмотреть телевизор) Причина одна : труд не приносит нам радости !

Многих научили работать , трудиться , добросовестно выполнять свои обязанности, но не сформировали умение получать удовольствие от трудовой деятельности… .

Если ребёнок отказывается выполнять какое-либо поручение или делает это плохо, мы начинаем возмущаться и упрекать его в лености. А нужно по-нять, что ребёнок не обязан хотеть трудиться . И мы, взрослые должны научить детей трудиться , любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности .

Вид трудовой деятельности определяется возрастными особенностями детей. Самообслуживание в младшем возрасте, а в старшем дошкольном возрасте это разного рода дежурства, мытьё игрушек. (рассказать, что делают дети в данной группе)

Приучая детей к труду , нужно давать посильные поручения, объяснить необходимость данной работы, проследить и оценить по достоинству + самоанализ, + значимость. Чтобы умение трудиться перешло в навык и привычку, трудовая деятельность должна быть понятной, а не случайной и постепенно усложняться. Труд не может быть наказанием т. к. формируется установка на избегание негативных ситуаций, а отсюда и трудовых поручений .

Если ребёнок получает от труда положительные эмоции : удовольствие, гордость, радость , - то со временем у него сформируется отношение к труду как к чему- то полезному, светлому, приятному и радостному .

Очень важно научить ребёнка завязывать шнурки , убирать игрушки, вытирать пыль, поливать цветы. Но не мене важно и перспективно научить ребёнка испытывать радость от того , что он это умеет, делает и получает достойный своих усилий результат.

Давайте научим наших детей радоваться труду , а мы будем радоваться тому , что они растут, умными, весёлыми, воспитанными и трудолюбивыми .

Советы родителям о трудовом воспитании детей

Народная пословица гласит, яблоко от яблони далеко не падает. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей , от их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того, кто сегодня должен готовить, убирать и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду невозможно , так как все равно с возрастом он будет копировать поведение родителей . А есть семьи, где родители с утра до вечера заняты работой, приучать ребенка работать им не хватает времени.

Однако дети уже с детства с удовольствием начинают помогать родителям , взваливая на себя часть ответственности за выполнение работ по дому. Если родители учат одному , а сами поступают по-другому, то не стоит надеяться , что их ребенок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком. Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста.

Сначала научите его убирать за собой игрушки. Детям не очень нравится это занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек коробка. Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок, тогда у него пропадет желание убирать совсем.

Главное говорите ему слова "вместе" и "помогу". Важно приучить ребенка, чтобы поиграв с игрушкой, он их ставил обратно на место, а не бросал их по комнате и брал другую. После того, как ребенок сложил свои игрушки, не забудьте его похвалить, скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей. Чем старше становится ребенок, тем больше поручений он может выполнить.

Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь. Уже трехлетние малыши стараются делать все сами. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду. Некоторые родители на этом этапе воспитания совершают ошибку, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, чего они могут сделать сами за несколько минут. Поэтому они сами застегивают ему одежду, сами убирают игрушки, а посуду не доверяют ребенку мыть только потому, что он может что-то уронить или испачкать свою одежду.

Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться . Даже если грязи после "уборки" ребенка стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья, необходимо похвалить ребенка и на первых этапах поддержать его. А когда он начнет самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату, можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов.

Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру, начиная с 5-6 лет, они отлично понимают, что интересного в работе мало. Поэтому, если родители с малолетства не приучили ребенка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности, то выполнять домашнюю работу он не будет. Многие дети в таком возрасте отказываются выполнять самую простую работу : наводить порядок на столе, убирать постель или мыть за собой посуду.

Несмотря на плохое поведение ребенка, старайтесь не злиться на него и не угрожать : "Немедленно убери все в своей комнате, иначе сегодня ты этого не получишь!" Лучше составьте список дел по дому и объясните ребенку, что он уже взрослый и будет отвечать за выполнение следующих обязанностей по дому. Например, в воскресенье ребенок должен наводить порядок в своей комнате, в пятницу поливать цветы, а в среду помогает готовить еду или убирается в ванной.

Однако перекладывать всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует. Обязанности ребенка должны быть посильными ему и не мешать его учебе, занятий в музыкальной школе или в спортзале. Ребенок дошкольного возраста уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод, кормить рыбок или других домашних животных, сходить за хлебом или молоком в магазин.

Главное не то, что родители сами могут купить по дороге домой хлеб и молоко, выкинуть мусор, а важно научить ребенка к ответственности, аккуратности и трудолюбию . Поощрять детей за его старания в таком возрасте надо осторожно. Лучше объясните ребёнку , что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работы по дому люди должны делать вместе, так же как и вместе отдыхать и жить. Поощрять труд ребенка маленькими подарочками или сладостями тоже не стоит, в дальнейшем без выгоды он не захочет ничего делать в жизни.

Публикации по теме:

«Как научить ребёнка говорить». Консультация для родителей детей младших групп Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда.

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как научить ребенка не обижать других» Когда малыши начинают ходить и встречаться со сверстниками в разных ситуациях, они могут обижать других детей без какого-либо злого умысла.

Важным моментом в жизни каждого ребёнка является поступление в школу. Чтобы адаптация ребёнка прошла наиболее успешно, необходимо наличие.

Трудовое воспитание предполагает разрешение двух основных задач, неразрывно связанных между собой, воспитание у детей трудолюбия и вооружение их необходимыми умениями и навыками для успешной трудовой деятельности.

Ошибочно думать, что трудолюбие можно воспитать вне труда. Оно скорее представляет собой результат систематической и правильно организованной трудовой деятельности, чем ее предпосылку. У ребенка не может развиться любовь к труду до тех пор, пока он на опыте не узнает, в чем радость труда, в чем его смысл и значение. Поэтому одних разговоров о труде, как бы ни были они занимательны и красочны, недостаточно для того, чтобы возбудить у детей любовь к труду.

Трудолюбие – драгоценное качество человека, которое во многом определяет собой его поведение. Все лучшие моральные качества вырастают на этой основе: упорство в достижении поставленной цели, сила воли, деловитость, инициативность – качества, которые нужны для трудовой жизни и которые делают труд человека делом чести, делом славы, делом доблести и геройства.

Поэтому трудовое воспитание не может сводиться только к тому, чтобы привить детям некоторые трудовые навыки. Главное – воспитать людей, для которых труд является высшим общественным долгом, источником творческой радости и наслаждения, дающим глубокое моральное удовлетворение.

Поскольку свободный и творческий труд является основой развития общества, воспитание подрастающего поколения немыслимо без воспитания прогрессивного отношения к труду, которое включает в себя «труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма».

К труду должна привлекать не награда, а сознание его общественной ценности и значимости, радость преодоления трудностей, радость победы – это и будет началом воспитания прогрессивного отношения к труду, Естественное стремление ребенка к деятельности надо направлять на выполнение таких работ, которые ему интересны и посильны, которые постепенно усложняются и развивают убеждение в радости труда.

Если работа интересная, она увлекает и дает возможность проявить инициативу, полностью использовать свою силу и энергию – тем самым развивается трудолюбие.

Конечно, нельзя ограничиваться только приятной для детей работой. Надо учить их видеть радость в любом труде, которая дается ценой преодоления препятствий в процессе труда.

Успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, влечет вновь взяться за дело. Ребенок, преодолевая одно затруднение за другим и переходя от одного успеха к другому, начинает чувствовать потребность в труде.

Представление о труде как о высшей награде и почетном праве должно воспитываться с ранних лет у наших детей.

Одна мать так приучала к самообслуживанию свою четырехлетнюю дочь:

– Светлана, когда ты научишься делать это хорошо, я разрешу тебе самой одеваться, умываться и причесываться. Вот так же, как это делаем я и папа.

Для Светланы настал, наконец, долгожданный день, когда мать объявила:

– Вот теперь ты умеешь это делать очень хорошо, аккуратно и быстро. Поэтому я тебе позволяю всегда одеваться и раздеваться самой. Конечно, кроме тех дней, когда ты плохо себя будешь вести.

И девочка огорчалась, если такие дни случались. Было стыдно: она умеет это делать не хуже, чем мать, а ее, «как маленькую», раздевают и умывают.

Она плакала и просила:

– Мамочка, не надо! Лучше ты меня целый день не пускай гулять.

В один из дней, когда Светлана очень хорошо себя вела, мать сказала:

– Ты сегодня была такая замечательная, что я тебе даже разрешаю помочь мне вымыть посуду.

До сих пор ее вряд ли интересовало это занятие. Но волшебная фраза «я тебе разрешаю» сразу сделала для нее необычайно привлекательным несложный процесс мытья чайной посуды. Светлана приступила к нему с истинным вдохновением.

По мере того как Светлана вырастала, этих «прав» у нее становилось все больше. Она начинала их выпрашивать сама:

– Мамочка, ну позволь мне вымыть пол.

Вот увидишь, я это сделаю хорошо.

И, когда разрешение давалось, Света так старалась, что выходило действительно хорошо. Она получала постоянное право участвовать в тех хозяйственных делах, которые умела выполнить отлично.