Выдающийся французский фотограф Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) говорил: «Удел фотографа - непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться». Чтобы не упускать «исчезающие вещи», нужно оттачивать мастерство. Вот несколько советов, которые помогут вам.

Это композиционный приём, придуманный в конце XVIII века и изначально применявшийся в живописи.

Разделите кадр двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на девять прямоугольников (как в крестиках-ноликах). Кадр будет разбит на равные трети по вертикали и горизонтали. В точках пересечения третей образуются особые точки - «узлы внимания». В этих точках должны располагаться главные объекты кадра.

По законам восприятия человек не может удерживать внимание на всём снимке сразу. «Узел внимания» цепляет взгляд и заставляет зрителя сосредоточиться. Поэтому правило третей не только упорядочивает композицию, но и упрощает восприятие.

Видоискатели многих современных камер оснащены сеткой, построенной по правилу третей. В этом случае всё, что нужно сделать (например, при пейзажной съёмке), это убедиться, что горизонт параллелен горизонтальной линии сетки, а ключевые объекты (деревья, гора и так далее) находятся на пересечении третей.

Правило третей простое и довольно универсальное (подходит даже для портретов). Но не стоит увлекаться. Есть кадры, где объект съёмки так и просится в центр; а иногда лучше расположить его у края.

Выстраивание композиции - одна из составляющих фотопроцесса. Её следует продумывать заранее. Но если нет времени или идей, то смело используйте правило третей.

Соотношение сторон кадра

Обычно фото выглядят неплохо при родном соотношении сторон (как правило, 2: 3 или 4: 3). Но альтернативное соотношение может дать неожиданный эффект и значительно улучшить картинку.

Вместо того чтобы оставлять размышления о соотношении сторон и игру с кропом на постобработку, лучше внимательнее посмотреть на сюжет снимка и решить, какое соотношение подойдёт ещё на этапе съёмки.

Многие камеры позволяют задать соотношение сторон прямо в камере, но при съёмке в RAW и JPEG одновременно у вас останется исходник для кадрирования во время редактирования.

Главное преимущество при этом заключается в том, что вы будете видеть картинку в выбранном соотношении сторон и двигать камеру или объект съёмки, чтобы улучшить композицию.

Постепенно вы научитесь видеть, какое соотношение сторон лучше подчёркивает композицию.

Точечный экспозамер

Экспозамер - это оценка яркости изображения по количеству света, проникающего в камеру. Он позволяет не затемнять и не засветлять снимки. Существует три вида экспозамера: центровзвешенный, матричный и точечный.

При точечном экспозамере определение яркости обычно происходит по центру кадра или по активной точке фокусировки. Точечный экспозамер используют, когда яркость объекта съёмки сильно отличается от яркости фона, а также когда в кадре есть очень светлые или очень тёмные предметы.

Точечный экспозамер, как правило, используют для того, чтобы получить фотографии с правильно экспонированным основным объектом съёмки. Яркость других объектов при этом игнорируется.

Чем больше вы будете использовать точечный экспозамер, тем больше вы будете понимать в экспозиции.

Баланс белого

Если снимать в RAW, то баланс белого можно подкрутить потом. Но если вы хотите использовать JPEG-снимки сразу и при этом фотографируете при искусственном или смешанном свете, то лучше выставлять баланс белого вручную.

Конкретные настройки зависят от модели камеры. Но принцип одинаков.

Сфотографируйте нейтральный по цвету объект (например, серую карточку) в том свете, в котором планируете снимать основной кадр. Задайте в настройках снятый кадр как эталон баланса белого. Нейтральный эталон позволит скорректировать последующие снимки и придать цветам в кадре естественность.

Собственный баланс белого можно использовать также для того, чтобы подчеркнуть цветовые оттенки на фото. Используйте описанный выше приём, но при этом эталон должен быть не бесцветным, а цветным. Например, холодным синим. Он даст в кадре тёплый желтоватый оттенок - то, что нужно для съёмки дымки рассвета.

Вспышка

Многие боятся пользоваться вспышкой, будь то встроенная или внешняя. Но как только вы «подружитесь» с ней, качество ваших фотографий значительно возрастёт.

«Выпрыгивающая» вспышка, встроенная в камеру, часто подвергается насмешкам. Внешняя вспышка действительно даёт лучший результат. Но встроенную тоже можно использовать для придания блеска в глазах или подсвечивания теней.

Пользоваться вспышкой несложно. Есть множество внешних вспышек, работающих со встроенной в камеру системой экспозамера и выдающих сбалансированную экспозицию.

Начав использовать вспышку, вскоре вы будете с удовольствием возиться с ней и экспериментировать с ручным управлением. Вспышка - отличный инструмент для повседневной съёмки, а не только по особым случаям. Просто попробуйте!

Глубина резкости

Это диапазон расстояний, в котором предметы отображаются в кадре как резкие. Это один из ключевых параметров фотографии, который, среди прочего, может стать .

Широкая диафрагма (F/2.8) приводит к малой глубине резкости. И напротив, меньшая диафрагма (например, F/16) увеличивает зону резкости.

Также контролировать глубину резкости можно при помощи фокусного расстояния и расстояния до объекта съёмки. Чем ближе к объекту вы снимаете или чем более длиннофокусный объектив используете, тем меньше глубина резкости - в фокусе будет лишь узкая полоска картинки. И наоборот.

Поэтому, выбирая объектив для съёмки, подумайте, как он будет сказываться на глубине резкости. При необходимости отрегулируйте диафрагму и/или расстояние до фотографируемого объекта.

Гиперфокальное расстояние

С глубиной резкости связано ещё одно понятие - гиперфокальное расстояние фокусировки. Вы наверняка видели пейзажи, где задний и передний план одинаково резкие. Чтобы добиться этого на своих снимках, нужно научиться использовать гиперфокальное расстояние.

Гиперфокальное расстояние - это расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при фокусировке объектива на бесконечность.

Проще говоря, это та же глубина резкости, но при фокусировке на бесконечность. Как и глубина резкости, гиперфокальное расстояние зависит от фокусного расстояния объектива и диафрагмы. Чем меньше диафрагма и фокусное расстояние до объекта съёмки, тем оно меньше.

Существуют приложения, помогающие определять гиперфокальное расстояние и глубину резкости. Они подскажут и идеальное фокусное расстояние, и расстояние до объекта съёмки, и диафрагму.

Если под рукой нет смартфона, вы можете оценить необходимое фокусное расстояние, сфокусировавшись примерно на трети дистанции к сцене, которая по замыслу должна быть резкой. Это гарантирует, что передний и задний план будут сколько возможно резкими, и позволит избежать «растрачивания» зоны резкости из-за фокусировки на удалённые объекты.

Естественный HDR

Многие сталкивались со снимками, где красивое голубое небо и тёмный передний план или где отличный передний план, а небо слилось в белое пятно. Обычно в статьях о фотографии в этом случае советуют использовать нейтральные светофильтры, которые снижают количество света, достигающего камеры. Но в эру цифровой фотографии есть альтернативный метод.

Сделайте два-три снимка с одной и той же точки, но с разной экспозицией. Затем объедините их. Вы получите больший диапазон яркостей.

Эта техника, известная как HDR-фотография, часто ассоциируется с картинками с большим количеством гало-эффекта (неестественные ореолы вокруг объектов), отсутствием чёрных или белых тонов и яркими цветам.


imagIN.gr photography/Shutterstock.com

Но HDR-снимки могут быть гораздо деликатнее.

Например, снять серию из двух-трёх фотографий с разницей в экспозиции 1-3EV. Этого может оказаться достаточно, чтобы сделать совмещённую картинку, где детали будут присутствовать как на светлых участках, так и в тенях.

Объединить кадры можно в любом фоторедакторе, поддерживающем функцию слоёв. Объедините снимки и отрегулируйте прозрачность нужных областей. При этом не старайтесь сделать везде одинаковую яркость, играйте с полутонами, тенями и светом.

Геометрические фигуры

Когда фотографы использовали камеры, зеркально и вверх ногами отображающие кадр, у них развивалось чувство композиции. Они видели упорядоченный набор фигур, а не просто узнаваемые объекты.

Старайтесь рассмотреть в окружающей обстановке геометрические фигуры. Это позволит вам улучшить композицию. Отличная тренировка в этом случае - съёмка города и теней, но подойдут также портреты и натюрморты.

Чёрно-белая съёмка

Многие фотографы переводят цветные снимки в чёрно-белые после съёмки. Но лучше снимать сразу в монохроме, заранее продумывая чёрно-белое фото.

Для этого можно настроить камеру так, чтобы снимки сохранялись одновременно в JPEG и RAW. Затем выбрать монохромный стиль или режим эмуляции ч/б плёнки.

Таким образом, в RAW будут сохраняться цветные снимки. Это позволит вам работать с ними после съёмки. Если вы используете зеркальную камеру в режиме live view, компактную или беззеркальную камеру, вы сможете видеть сцену в ч/б на экране перед тем, как сделать снимок.

Любой фотограф, не зря проедающий свой хлеб, делает десятки тысяч отвратительных снимков.

Энсел Адамс

Описанные фотоприёмы помогут вам улучшить качество ваших снимков. Особенно они пригодятся новичкам. Не бойтесь пробовать, ведь с практикой приходит понимание.

А какой ваш любимый фотоприём? Делитесь в комментариях.

Сколько раз, смотря на чужой восхитительный снимок, вы думали: «Я тоже так могу, у меня дорогой фотоаппарат, и куча шикарной оптики». Ну, или как вариант: «Конечно, у него фотокамера за 50 тысяч. Дали бы мне бы такую, я бы еще лучше сделал». В чем же кроется секрет идеальной фотографии ? На самом деле секрет идеального кадра кроется в другом. Сегодня купить себе хороший фотоаппарат может практически любой. Если у вас есть разумный бюджет, вы можете получить очень продвинутый фотокомплект. Тем не менее, если вы купите Fender Mustang как у Курта Кобейна, вряд ли вы сможете создавать такую же музыку, и извлекать из такой гитары то, что извлекал он. Секрет не в оборудовании, секрет в человеке, как в художнике.

Большинство людей никогда не останавливаются, чтобы посмотреть и оценить ту картинку, что входит в кадр. Когда люди делают заявление, что могут снять лучше, это замечательно, но большая часть из них чрезмерно одержима такими бессмысленными вопросами как, например: сколько мегапикселей имеет камера? Такие «фотографы» не совсем понимают, что это играет лишь очень некоторую роль в готовом изображении.

Понятно, что для создания по-настоящему идеального кадра, нужно знать и про композицию, и про освещение, и про множество других мелочей. Но есть моменты, про которые многие забывают. Например, при профессиональной съемке человека, часто ли вы задумываетесь, насколько он одет правильно? Пользуетесь ли вы услугами стилиста, чтобы одеть модель соответствующим образом, или же вы доверяете это… никому? Часто несоответствие образа и используемой при съёмке одежды, не внимание к деталям, губят перспективные кадры. Зачастую важен цвет, казалось бы мелочь, но есть цвета (одежды/макияжа), которые совершенно не подходят для данной модели, или интерьера. Внимание к деталям является ключевым, это один из секретов фотографии.

Сегодня, когда в каждой семье есть, зачастую, сразу несколько цифровых фотокамер, обычно кадр становится таким же пресным и безвкусным как fast food. Дело в том, что когда у вас была обычная пленочная камера/мыльница и вы покупали пленку по 12-36 кадров, вы более осмысленно нажимали на кнопку затвора. Было жалко потратить кадр впустую. Сегодня же снимай-не хочу. Быть может весь секрет идеальной фотографии в том, чтобы фотографировать осознанно? Многие могут возразить. Спонтанные кадры, случайно пойманные мгновения, зачастую обладают более глубокой художественной ценностью, чем тщательно постановочные фотоснимки. И с этим трудно поспорить.

Обобщая все вышесказанное, хочется сказать: идеальная фотография – это предмет искусства. И он может быть получен разными способами: долгой кропотливой работой; случайным везением; мастерством Таланта; и лишь в очень маленьком процентном соотношении, - это заслуга фототехники. И это подтверждают многие фотографы мира. Например, Rarindra Prakarsa, индонезийский фотограф, долгое время фотографировал Nikon FM2 с парой любительских объективов. Фотография может иметь огромное влияние на нашу жизнь, но лишь в том случае, когда она сделана с душой, ну и с умом, конечно.

Сколько раз, смотря на чужой восхитительный снимок, вы думали: «Я тоже так могу, у меня дорогой фотоаппарат, и куча шикарной оптики». Ну, или как вариант: «Конечно, у него фотокамера за 50 тысяч. Дали бы мне бы такую, я бы еще лучше сделал». В чем же кроется секрет идеальной фотографии ?На самом деле секрет идеального кадра кроется в другом. Сегодня купить себе хороший фотоаппарат может практически любой. Огромное количество супермаркетов бытовой техники, а так же специализированные фотомагазины, в том числе интернет-магазины, предоставляют такую возможность 24 часа в сутки. Причем вопрос денег тоже достаточно решаемый, так как конкуренция между производителями растет, как увеличивается и парк б/у фототехники. Если у вас есть разумный бюджет, вы можете получить очень продвинутый фотокомплект. Тем не менее, если вы купите Fender Mustang как у Курта Кобейна, вряд ли вы сможете создавать такую же музыку, и извлекать из такой гитары то, что извлекал он. Секрет не в оборудовании, секрет в человеке, как в художнике.

Большинство людей никогда не останавливаются, чтобы посмотреть и оценить ту картинку, что входит в кадр. Когда люди делают заявление, что могут снять лучше, это замечательно, но большая часть из них чрезмерно одержима такими бессмысленными вопросами как, например: сколько мегапикселей имеет камера? Такие «фотографы» не совсем понимают, что это играет лишь очень некоторую роль в готовом изображении.

Например, ниже размещено фото Байкала на закате , снятое на беззеркальную камеру Lumix DMC-FZ8 с разрешением матрицы в 7.2 мегапикселя. ISO 100, f/5,6 и выдержка 1/500сек. Фотография публикуется как есть, без обработки, + ресайз.

Понятно, что для создания по-настоящему идеального кадра, нужно знать и про композицию, и про освещение, и про множество других мелочей. Но есть моменты, про которые многие забывают. Например, при профессиональной съемке человека, часто ли вы задумываетесь, насколько он одет правильно? Пользуетесь ли вы услугами стилиста, чтобы одеть модель соответствующим образом, или же вы доверяете это… никому? Часто несоответствие образа и используемой при съёмке одежды, НЕ внимание к деталям, губят очень перспективные кадры. Зачастую важен цвет, казалось бы мелочь, но есть цвета (одежды/макияжа), которые совершенно не подходят для данной модели, или интерьера. Внимание к деталям является ключевым, это один из секретов фотографии .

Сегодня, когда в каждой семье есть, зачастую, сразу несколько цифровых фотокамер, обычно кадр становится таким же пресным и безвкусным как fast food. Дело в том, что когда у вас была обычная пленочная камера/мыльница и вы покупали пленку по 12-36 кадров, вы более осмысленно нажимали на кнопку затвора. Было жалко потратить кадр впустую. Сегодня же снимай-не хочу до тех пор, пока не кончится память на флеш-карте. Быть может весь секрет идеальной фотографии в том, чтобы фотографировать осознанно? Я думаю, многие возразят. Спонтанные кадры, случайно пойманные мгновения, зачастую обладают более глубокой художественной ценностью, чем тщательно постановочные фотоснимки. И с этим трудно поспорить.

Обобщая все вышесказанное, хочется сказать: идеальная фотография – это предмет искусства. И он может быть получен разными способами: долгой кропотливой работой; случайным везением; мастерством Таланта; и лишь в очень маленьком процентном соотношении, — это заслуга фототехники. Фотография может иметь огромное влияние на нашу жизнь, но лишь в том случае, когда она сделана с душой, ну и с умом, конечно.

Селфи! Аватар в социальной сети! На каждой фотографии вам определенно хотелось бы выглядеть идеально. Внешний вид здесь играет не такую важную роль. Гораздо важнее знать некоторые секреты, которые позволят вам добиться идеального результата на фотографиях. Существует далеко не одна хитрость, которая может заставить вас полюбить то, как вы выходите на снимках. Пришло время узнать о некоторых из них.

Остерегайтесь освещения в барах и ресторанах

Хотя это отличные места, где можно хорошо посидеть с друзьями, бары и рестораны не являются идеальным местом для того, чтобы делать групповой снимок. Верхнее освещение добавляет вам неравномерный цвет кожи, а также круги под глазами. Если вы хотите добиться лучших результатов, направьте свое лицо в сторону источника света. А еще лучше - выйдите на улицу, чтобы воспользоваться преимуществом естественного освещения.

Берите пример со знаменитостей

Если вы хотите добиться классической, успешной в ста процентах случаев позы, вам нужно повернуться на три четверти к камере, поставив одну ногу перед другой, а одно плечо разместив ближе к фотографу, чем второе. Когда вы просто прямо смотрите в камеру, складывается ощущение, что ваше тело шире, чем оно есть. Эта поза гарантирует вам, что на фотографии вы будете запечатлены под наилучшим углом.

Подготовьте свое лицо к снимку

Когда речь заходит о макияже, самое главное - не переусердствовать, особенно если говорить о тональном креме. Лицо, которое полностью будет покрыто однотонным тональным кремом, на снимке будет выглядеть плоским и текстурным. Если вы хотите добиться более натурального вида, вам стоит пользоваться только консилером, причем только на красных участках кожи и других несовершенствах вашего лица.

Освежите свои волосы

Если вы хотите быстро добиться увеличения объема ваших волос, вам нужно наклонить голову, потрясти волосами и расправить их пальцами рук. Когда вы поднимете голову обратно, у вас получится неидеальная, но очень стильная прическа, которая выглядит текстурированно на фотографиях. Если вы хотите добиться еще большего объема, то вам нужно завязать волосы в свободный пучок, развязав их прямо перед тем, как делать фотографию.

Покажите свою левую сторону

В рамках исследования ученые обнаружили, что левая сторона лица человека в большинстве случаев является более привлекательной, чем правая. Участникам исследования предлагалось оценить фотографии десяти мужчин и десяти женщин, причем как оригинальные снимки, так и их зеркальные отражения. Фотографии, которые показывали левую сторону лица, оценивались значительно выше, чем те, на которых была видна правая сторона.

Правильно выбирайте угол

Если вы делаете фотографию сидя, попросите фотографа сделать снимок сверху. Если вы наклоняете свою голову в сторону камеры, то ваша челюсть будет казаться более выраженной. Если же вы делаете фотографию в положении стоя, вам нужно попросить фотографа сделать ее с более низкого угла. Этот трюк позволит вам выглядеть более высокими и стройными.

Серьезно подойдите к вопросам стиля

Если вы знаете, что вас будут фотографировать, вам стоит отказаться от узоров, а также нацелиться на длинные линии и затянутую талию. Чтобы добиться необходимого результата, попробуйте использовать тонкий пояс, а также наденьте платье в вертикальную полоску. Если вы хотите на фотографии оказаться с сумкой, она должна быть пропорциональной, то есть не слишком большой. Если она слишком велика, лучше оставить ее за кадром.

При групповом снимке выстройтесь в одну линию

В идеале людям, которые делают групповой снимок, стоит выстроиться в одну линию. Но в большинстве случаев все оказываются на различном расстоянии от камеры, и тогда вам нужно постараться не быть тем человеком, который находится ближе всего к камере, так как он будет выглядеть самым большим из всех.

Изучите любимую фотографию себя

Чтобы повысить качество фотографий в будущем, взгляните на снимки, которые вы делали в прошлом, но только на те, которые вам кажутся наилучшими. Какой ваш лучший угол? Как вы были одеты? Вероятнее всего, вы увидите, что на фотографии вы смеялись и получали удовольствие. В большинстве случаев лучших результатов удается добиться тогда, когда человека фотографируют в момент, когда он расслаблен и оживлен.

Делайте это, когда улыбаетесь

Если вы хотите выглядеть на фотографии более естественно, вместо того чтобы говорить стандартное «чиииз», говорите «маниии». Твердый конечный звук заставит уголки вашего рта подняться, а также сформирует морщинки вокруг ваших глаз, а это придаст вам более реалистичный вид. Также вы можете попробовать вспомнить что-нибудь приятное, счастливое и веселое, после чего засмеяться в камеру. Если вы это сделаете, на фото будет запечатлена более живая улыбка. Также во время улыбки вы можете прижать язык к зубам, что расслабит ваше лицо. Кроме того, можете попробовать закрыть глаза и открыть их прямо перед тем, как будет сделана фотография.