Загружено с учебного портала

Стихии нашей планеты

Мы живем на планете, где правят стихии - водные, воздушные и земные, и пока бессильны против них. Можно лишь заранее предупредить людей о надвигающемся шторме или урагане. Но нельзя предсказать начало извержения вулкана или тем более землетрясения. Вернее, можно, но очень незадолго до начала бедствия. Часто это бывает слишком поздно.

Человек всегда искал защиты от стихий, стремясь как-то предотвратить нависшую угрозу. С древних времен люди пытались научиться противостоять стихиям, делали попытки вызывать и останавливать дожди и другие силы природы. Так, в семнадцатом веке жители города Катания на Сицилии попытались изменить движение лавы, вырыв для нее новое русло. Но все это делалось наспех в последний момент и не могло принести ощутимой пользы. В наше время имеются более надежные меры защиты: охлаждение лавы морской водой из водометов, разрушение лавовых потоков при помощи бомбежки. В результате защитных мер удавалось изменить направление движения целых лавовых потоков!

Мы так и не знаем до конца, что такое шаровая молния, хотя десятки лет физики пытаются понять и «приручить» это чудо природы. Непонятными и необъяснимыми до сих пор для науки являются причуды шаровых молний. Одна из них, например, через окно кухни проникла в дом, полетала внутри, покрутилась в чугуне с водой, стоявшем на горячей плите, и вылетела в ту же форточку, не тронув никого в комнате. А на улице убила двух людей, лошадь и оплавила кусок рельса.

До конца не разобрались с торнадо и прочими смерчами: что за силы действуют внутри этих гигантских механизмов? Как умудряются они затягивать в себя все живое, а потом «выплевывать», причем в целости и сохранности? И такое ведь бывало! Во Флориде в 1998 году во время торнадо не обошлось без невероятных историй. Например, шестнадцатилетнюю девушку, как пушинку, вытянуло вихрем из окна дома, пронесло по воздуху метров на пятьдесят и опустило на сено, сваленное в кучу на лугу. Полуторагодовалого малыша вихрь унес из дома на матрасике и без вреда и повреждений опустил в нескольких километрах дальше на ветки поваленного дуба.

Много загадок и вопросов должны еще решить ученые, прежде чем научатся управлять стихиями земли, воды и воздуха и направлять их. Страшны стихии земли. Это всем знакомые землетрясения, извержения вулканов, гейзеры, оползни, обвалы, выбросы ядовитых газов и испарений.

Стихии воздуха ничем не лучше. Ураганы и грозы, песчаные бури и падающие куда попало метеориты, миражи и небесные видения «фата-морганы». Последние хоть и неопасны, но неведомы и порой страшны, и об их природе до сих пор мало что известно.

И, наконец, вода, столь необходимая в нашей жизни, но способная и убивать, и калечить. Цунами, гигантские волны многометровой высоты, сметающие все на своем пути. Чудовищные приливы и капризные океанские течения. Град величиной с куриное яйцо. Зловредные туманы. Водопады, низвергающиеся, кажется, с самого неба. А ледники и айсберги - эти коварные странники северных и южных морей? Сколько бед принесли они людям! (453 слова)

По энциклопедии «Я познаю мир.Природные катастрофы»

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Гроза пришла

Шли по лесной поляне среди леса. Вокруг поляны теснились кудрявые дубы, от них поляна имела спокойный и серьезный вид. Тучи на юге все росли и темнели, но ветра не было, и повсюду стояла глухая тишина. Над головою тянулось большое, расплывающееся по краям облако ярко-красного цвета. Небо, покрытое странными, клубящимися тучами, выглядело необычно и грозно.

Вскоре все разбрелись по лесу. Лес зазвенел смехом и криками. На западе было еще светло, но кругом становилось все темнее. Средь полной тишины тучи на юге росли медленно и уверенно. Токарев пробирался сквозь чащу орешника, оступаясь о пеньки и бурелом. Слева раздались крики и смех Шеметова и Митрича.

Лес вдали глухо зашумел. По вершинам деревьев бурным порывом пронесся ветер. Токарев шел вперед и старался не сбиться с направления. Сначала он усердно глядел по сторонам, потом перестал и шел лениво, постукивая тросточкою по стволам. Крики и ауканья становились все отдаленнее.

Токарев подумал: «Еще заблудишься тут!» Лес выл и шумел под налетавшим вихрем. Желтые листья и сучки падали на землю. Вдали глухо рокотал гром.

Чаща стала светлеть, Токарев вышел на край какой-то лощинки. Внизу вился болотистый ручей, заросший осокою. Квакали лягушки. По косогору шла дорога и виднелся мостик. Этот, что ли?

По дороге усталою походкою спускались Варвара Васильевна и Ольга Петровна. Токарев направился к ним и позвал остальных.

Вдали откликнулись. Ветер буйно выл по лесу, глухой шум деревьев то рос, то ослабевал, и по глухому шуму струями проносилось резкое шипенье ближних деревьев. Они втроем пошли по дороге навстречу ветру. На юге сверкали яркие зигзаги молний, гром доносился громко и довольно долго после того, как появилась молния.

Вдруг ярко блеснула молния, небо как будто растрескалось и с оглушительным грохотом посыпалось на землю. Из кустов неслышно вышел Шеметов. Он кивнул на небо и сказал: «Отец, слышишь, рубит, а я отвожу!»

Молнии ярко-белыми стрелами сыпались на лес, гром яростно катился по небу из конца в конец, лес ревел и бился. На юге было жутко темно. Ольга Петровна стояла с бледною улыбкой и старалась побороть страх.

На косогоре, среди дубовых кустов, появился Сергей. Молния ярко осветила его кумачовую рубашку. В бешеном восторге он кричал:

Го-го-го-го! Слышите, ребята! Вон как гремит! Варька, слышишь?!

Ветер рвал на нем рубашку, лицо было безумное и восторженное.

- Позор всем слабым и малодушным! Позор тем, кто перед лицом грозы отрицает идущую грозу! Идет она, идет! Видите вы ее теперь - вы, робкие, сомневающиеся?.. Пришла жизнь, пришла борьба и простор! Слава буре!

Го-го-го-го! - раздался из чащи голос Тани.

- Татьяна Николаевна, сюда! Наша взяла! Пришла гроза! Слава борцам, слава всем друзьям грозы!

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Таня в развевающейся юбке быстро спустилась к мостику. Она упоенно дышала ветром, глаза блестели.

По дороге забили первые крупные капли дождя. Резко блеснула молния. Как пушечный залп, прокатился гром. Дождь хлынул. Из черного леса широко потянуло свежею, сырою прохладою. (452 слова)

По В. Вересаеву

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Белая белка

Непривычно, одиноко чувствуешь себя поздней осенью в лесу. Холодно. Деревья уже сбросили свой жаркий осенний наряд, обособились, отодвинулись друг от друга, нарушив плотный лесной хоровод. Земля укрылась лоскутным покрывалом, спрятавшись под слоем опавших листьев, и они шуршат, хрустят под ногами. На полянке колосятся, будто несжатая рожь, стебельки вейника, а на тонких ножках стоят красные, привлекающие к себе, но очень ядовитые ягоды ландыша.

Чем дальше уходишь в глубь леса, тем тревожнее становится на душе. Может быть, оттого, что встречаются на пути обнаженные следы вековечной суровой лесной жизни. На бугорке под старой, видно, рано уснувшей липой перья и пух растерзанной птицы. То ли серая ворона попала в лапы хищника, то ли молодой грач, а может быть, лесной сизарь? Вот и поплатилась птица за свою неосторожность. Встречаются и разрытые мышиные норки. Кто-то довольно настойчиво охотился здесь. Неужели лиса?

Тук, тук, тук, а потом удалая дробь барабанщика и - пауза; тук, тук, тук, и снова гулко по лесу несутся знакомые звуки. Наверное, черный дятел долбит на суку. Приглядываюсь и вижу, что не он. Это черно-бело-красный дятел - неугомонный труженик леса, похожий на добросовестного участкового врача. Полечит одно дерево, летит к другому. Сколько же он облетает их за целый день! И синички еще в лесу. Не все потянулись к теплому и сытному человеческому жилью.

Вдруг что-то метнулось с ветки на ветку и спряталось за стволом. Только хвост торчит белый, как свеча, с подпалиной на конце. Белка, но до чего она удивительна - совсем белая!

Белых белок я никогда не видел. Однажды встретил белого воробья, видел ворону на Кавказе, говорят, живут в Индии белые тигры - альбиносы. И нет ничего удивительного в том, что белка названа так, ведь название произошло от слова «белая». Но мне попадались только серые, рыжие, а порой почти красные белки.

Я замер у дерева, боясь шевельнуться и спугнуть это чудо. Зверек очень занят: спустится с ветки дерева, пороется в сухой замерзшей листве и снова на ветку. И все же что-то его насторожило. Белка поглядела по сторонам и быстро взвилась на соседнее дерево. Я выглянул из своего укрытия, но она уже уносилась по веткам прочь.

Я подошел к дереву, где долго суетился зверек, и на нижнем суку заметил два гриба, насаженные на тонкую веточку. Странно, но грибы оказались свежими. Это были маслята. Тронув их, я понял, что они заморожены.

Нагнулся, разгреб листву под деревом и нашел еще два гриба. Они были крепкими и упругими и разломились с хрустом, как ножки у рюмки.

Я завернул их в платок и понес домой, радуясь тому, что белка помогла мне найти эти красивые, без единой червоточинки грибы. Но метрах в ста от дерева остановился. Подумал: зачем они мне? Не украл ли я их перед самой стужей у маленького беззащитного зверька? Вернулся назад и насадил на ветку, рядом с беличьими. (450 слов)

По В.Алексееву

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Данные об авторе

Найдюк Ирина Васильевна

Место работы, должность:

Г. Петропавловск-Камчатский МБОУ СОШ №17 им. В. С. Завойко, учитель-логопед

Камчатская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Логопедия

Цель урока:

Цель : формировать умение писать изложение по памяти, знаковым схемам, картинкам; повторить признаки текста и строение текста-описания; учить точно употреблять слова в тексте; развивать объём слухоречевой памяти.

Используемое оборудование:

Пректор, презентация; картинка с изображением белки, знаковые схемы.

Краткое описание:

Развитие связной речи у обучающихся 2 -3 классов.Задачи: Развивать и совершенствовать умения и навыки построения связного высказывания. Формировать установление связности и последовательности высказывания. Формировать умения и навыки отбора языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста).

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: Изложение текста-описания «Белка» по памяти.

Цель : формировать умение писать изложение по памяти, знаковым схемам, картинкам; повторить признаки текста и строение текста-описания; учить точно употреблять слова в тексте; развивать объём слухоречевой памяти.

Оборудование: презентация; картинка с изображением белки, знаковые схемы.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

II. Постановка учебной задачи.

На доске запись: сочинение, диктант, изложение.

Прочитайте слова, исключите одно слово, определив количество слогов в словах. (Можно исключить слово диктант. В этом слове 2 слога, а в остальных словах - по 5 слогов).

Назовите, какой из двух видов творческой работы предполагает письменный пересказ текста. Сформулируйте тему урока.

Изложение - вид творческой работы, который предполагает письменный пересказ текста. Значит, сегодня мы будем писать изложение.

В лесу можно встретить разнообразных животных: волка, лису, зайца, медведя, кабана и других. А о каком звере мы будем говорить сегодня вы ответите сами, отгадав загадку:

Слайд 2

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубе - летом.

(Белка)

Как вы думаете, о ком будет текст?

Кто видел белку? Опишите её.

Посмотрите на картинку, определите, в какое время года нарисована эта белка? Почему? (У белки рыжая шубка, поэтому она нарисована летом)

III. Вводная беседа

Что вы знаете о белке?

Белка любит лакомиться лесными орехами, желудями, а также ягодами и грибами. Кое-что она запасает на зиму.

Сколько дупел она готовит?

Обычно у одной белки несколько домиков. Если в нескольких дуплах запасы погибнут, белочка отыскивает запасные дупла, чтобы перезимовать.Дом белки очень хорошо сохраняет тепло: даже в очень морозную зимнюю погоду температура очень низко не опускается.

Зачем ей нужен хвост?

При прыжке ей помогает длинный пушистый хвост, служащий превосходным рулем. Если она падает или если ее преследует хищник, она делает прыжок с верхушки высокого дерева прямо на землю, и в этом случае хвост служит ей парашютом, ослабляющим силу падения. При помощи хвоста она предсказывает погоду. Если она замкнула дупло хвостом и сидит в дупле, значит будет холодно.

IV. Знакомство с текстом. Определение признаков текста.

Слайд 3

Белка - лесной зверёк.

Тело её летом покрыто рыжей шерстью, а зимой - серой. У зверька большой пушистый хвост. На ушках - кисточки, на лапках острые коготки.

Белка - подвижный, весёлый зверёк. Она ловко перескакивает с ветки на ветку, с дерева на дерево.

Выразительное чтение текста учителем.

Докажите, что это текст.

Определите тип текста. (Текст-описание .) Почему?

Определите тему текста. (Рассказ о белке .)

Определите основную мысль текста. (Описание белки .)

Запишите заголовок текста.

V. Беседа по содержанию.

Слайды 4-9

1. Работа со знаковыми схемами.

Сколько частей можно выделить в тексте? (Три)

Прочитайте 1 часть. О чём в ней говорится? Где живёт белка? (Белка - лесной зверёк.)

Сколько предложений в 1 части?

Прикрепляю знаковую схему «лес»

Прочитайте 2 часть рассказа. О чём говорится в этой части? (Описание зверька)

Перечислите по порядку, что описывается во второй части? (Тело, хвост, уши, лапки)

Как описывается каждая часть предмета? Что сказано про тело?

Прикрепляю знаковую схему «тело»

Какой у белки хвост?

Что есть на ушках, на лапках?

Прикрепляю знаковые схемы «хвост», «ушки», «лапки».

Перескажите 1 и 2 части текста.

Какой белка зверёк?

Как она ведёт себя?

2. Ответы на вопросы по содержанию.

По каждому предложению задаётся вопрос. Учащиеся отвечают полным ответом.

Где живёт белка? (Белка живёт в лесу.)

Чем покрыто её тело? (Тело её летом покрыто рыжей шерстью, а зимой - серой)

Какой хвост у зверька? (У зверька большой пушистый хвост.)

Что есть на ушках, на лапках? (На ушках - кисточки, на лапках острые коготки)

Какой белка зверёк? (Белка - подвижный, весёлый зверёк.)

Как она ведёт себя? (Она ловко перескакивает с ветки на ветку, с дерева на дерево)

VI. Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

VII. Пересказ текста.

Слайд 10

Повторите текст, вставив пропущенные слова.

VIII. Орфографическая подготовка.

Слады 11 - 12

Чтение текста.

Назовите трудные слова. (Объяснение, орфографический разбор слов)

В ле су - лес, зве рёк - зверь, зи мой - зимы, бо льшой - больше, ко готки - коготь, ве сёлый - весело, с дере ва - деревья.

Как связаны предложения в рассказе? Как писатель обходит повтор слова «белка»? (Белка - она, у неё, зверёк)

Записываю синонимы на доске.

IX. Физминутка.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение упражнений с грецкими орехами: катать между ладонями, по тыльной стороне кистей рук.

X. Запись текста по схемам.

Используя схемы, перескажите текст.

Запишите текст так, как запомнили.

Обратите внимание на написание слов: тело её , лето м, покрыто , рыжей , серой , кисточк и, по движный, ловко пе ре скакивает.

XI. Итог занятия.

Внимательно прочитайте текст. Проверьте, не пропущено ли что-то главное. Если вам понравилось то, что вы написали, изобразите на смайлике улыбку, если есть недочёты - без улыбки.

Урок развития речи в 1 классе

Изложение текста по вопросам к каждому предложению

«Белочка» (по В. Бианки)

Цель: активизировать и стимулировать у обучающихся интерес к занятиям.

Задачи : формировать умения составлять текст по вопросам,

учить строить предложения в зависимости от контекста,

наблюдать за экспрессивной окраской слов в тексте.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

Урок по детской риторике. (слайд 1) Возьмем с собой на урок хорошее настроение, улыбнемся друг другу. Поздоровайтесь с гостями.

І. Повторение изученного материала.

Что такое риторика? (слайд 2)

Какая бывает речь?

Зачем нам нужна речь?

Прочитайте на листе или экране тему урока. (слайд 3)

Сегодня мы будем учиться писать изложение.

Прочитайте, что такое изложение (слайд 3) (Изложение - письменный пересказ текста.)

Кто может объяснить, что значит «писать изложение»?

(Пересказывать текст письменно.)

Сначала мы будем только готовиться к изложению. После подготовки на следующем уроке я закрою текст, и его нужно будет записать по вопросам.

Прочитайте про себя, вслух на карточке, что записано.(слайд 5)

На пеньке сидела белочка. Она грызла еловую шишку. Медвежонку понравился этот зверёк. Мишка хотел поиграть с белочкой. Белка испугалась и стрелой взлетела на ель.

Что прочитали? (Текст.) Докажите. (слайд 6)

Почему рассказ называется «Белочка»?

(Это тема текста.)

Что такое тема текста? (слайд 7)

Почему белочка убежала?

Докажите словами текста, что сделала она это очень быстро.

(Взлетела стрелой.)

ІІ. Постановка учебной задачи. Составление ответов на вопросы (устно).

Прочитайте вопросы к тексту в задании 1 или на экране.

1. Кто сидел на пеньке? ______________________________

2. Что она грызла? ______________________________

3. Кому понравился этот зверёк? ______________________________

4. С кем хотел поиграть мишка? ______________________

5. Что сделала белка? ______________________________

Для чего нужны вопросы? (Они помогут пересказать текст.)

Как будем готовиться к изложению? (Будем составлять ответы на вопросы.)

Можно ли отвечать на эти вопросы одним словом? (Нет, нужно составить предложения.)

Что должно получиться из предложений - ответов на вопросы? (Из предложений должен получиться рассказ.)

Чему будем учиться на уроке? (Будем учиться составлять по вопросам предложения так, чтобы получился рассказ.)

Прочитайте вопрос урока. (слайд 9)

(Как вопрос помогает составить ответ?)

Как ответить на вопрос урока?

(Вопрос подсказывает некоторые слова для ответа.)

Физ.минутка для глаз. (слайд 10)

Прочитайте первый вопрос. Найдите ответ в тексте. Сравните вопрос и ответ. Какие слова вопроса есть в ответе?

Какого слова нет в вопросе?

Запишем это слово рядом с вопросом.

С какого слова начнете ответ?

Прочитайте второй вопрос. Какие слова нужно записать рядом с вопросом? Как вы построите ответ на этот вопрос?

Прочитайте третий вопрос. Найдите и прочитайте в тексте ответ на этот вопрос. Какое слово нужно для ответа на вопрос? (Медвежонку.)

Как из вопроса получить ответ? (Поставить слово-ответ вместо слова-вопроса.) Можно ли по-другому построить ответ? (Да. Этот зверёк понравился медвежонку.)

Прочитайте следующий вопрос на экране. Что запишем для ответа? Расскажите, как вы рассуждали.

Прочитайте последний вопрос. Найдите ответ. Какая трудность встретится в этом предложении? (В ответе нужно назвать два действия.)

Назовите эти два действия.

Как вы понимаете выражение «стрелой взлетела»?

Запишем слова для ответа и составим ответ.

Прочитайте задание №2. (Прочитай только слова для ответа. Почему не получился рассказ?)

Как нужно отвечать на вопросы?

(В ответ на каждый вопрос составлять предложение.)

ІІІ. Устный рассказ по вопросам.

Глядя на вопросы и слова-помощники, составьте рассказ устно.(задание №3)

Составление рассказа по вопросам. (2- 3 уч - ся)

Физ.минутка «Белочка»

Спортом белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучок она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево - вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

І V . Орфографическая подготовка.

Задание № 4 (Подчеркни в словах вопросов и в словах для ответа буквы, на которые нужно обратить внимание при записи изложения.)

Учащиеся под руководством учителя подчеркивают в словах-помощниках и словах вопросов орфограммы, объясняют написание слов. (слайд 11)

Почему мы подчеркнули буквы, на которые нужно обратить внимание не

в тексте? (Текст при записи будет закрыт.)

Рисунок белки (слайд 12)

V . Рефлексия.

Чему учились на уроке?

Молодцы. (слайд 14)

Конспект урока по русскому языку

Класс: 5

Учитель русского языка и литературы

МКОУ « Сосновская СОШ»

Тема : Изложение, близкое к тексту

Тип урока : урок развития речи.

Задачи:

Образовательные:

учить правильному и последовательному построению предложений и связи их в тексте.

Развивающие:

развивать связную устную речь учащихся;

развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей;

развивать связную письменную речь учащихся.

Воспитательные:

прививать учащимся интерес к предмету;

прививать учащимся любовь ко всему живому.

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Урок уж у ребят сегодня важный.

    Давайте вспомним, что такое изложение.

2. Подготовка к усвоению нового материала

а) Вступительная беседа по иллюстрации.(слайд 1)

б) Чтение текста изложения учителем.

    Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу, который называется «Бельчонок». Послушайте этот рассказ. (Чтение сопровождается показом презентации.)

БЕЛЬЧОНОК.

Бельчонок спустился по стволу сосны у самых моих ног, сковырнул сыроежку и принялся её есть, а гриб держал в передних лапах. Его щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба. Он съел шляпку, но корешок ему не понравился, и он перешёл на другое место.

Бельчонок был совсем маленький, величиной с ладонь.Он нашёл другую сыроежку, отгрыз её красную шляпку и спрыгнул с ней на пенек. Шляпка гриба была велика для бельчонка, вроде целого блина, и он объел её, но не всю, потом спрыгнул с пенька, откинул недоеденный блин, нашёл шишку и стал доставать из неё сладкие, пахнувшие смолой семена.

Погуляв в одиночестве у моих ног, позавтракав, бельчонок ушел на высоту и покачался на ветке, по которой отправился, может быть, к своему дому.

    Ребята, вам понравился этот рассказ?

    Каким он вам показался грустным или веселым? Почему?

    Давайте определим стиль текста? (художественный)

    Докажите, почему этот текст художественного стиля.

    Тип речи? (повествование)

    Докажите, почему это текст-повествование.

    Определите тему текста (Бельчонок).

    Определите основную мысль (Смелый маленький бельчонок)

Беседа по содержанию текста.

    Зачем бельчонок спустился с дерева на землю?

    Как ел бельчонок сыроежку?

    Каким путем ушёл бельчонок к себе домой?

Составление и запись на доске плана изложения.

    Бельчонок ест сыроежку.

    Бельчонок был совсем маленький.

    Бельчонок ушел домой.

Учитель читает текст по частям.

1 часть :

Ребята, как предложения связаны в этой части (при помощи местоимений: его, он)

Назовите способ связи предложений (цепная)

Какое средство выразительности вы здесь увидели? (однородные члены)

2 часть:

- Расскажите, какой был бельчонок?

Что сделал он ещё?

Докажите свою точку зрения. Назовите сцепляющие слова.

3 часть:

- Чем закончилась встреча с бельчонком?

Орфографическая работа : бельчо нок, ско вырнул, сыро ежку, перешё л, нед оеденн ый, доста вать, пахнувшие.

Повторное чтение текста.

Пересказ текста изложения по плану.

Написание изложения.

Домашнее задание: нет

3 класс Изложение «Белка»

1.Прочитай текст. Устно ответь на вопросы (используй слова и предложения из текста)

К какому виду животных относится белка?
- Какой это зверёк по своему характеру?

Где белка строит своё гнездо?

Как называется гнездо белки?

Когда белка ищет себе еду?

Чем она питается?

Как белка готовится к зиме?

2.Подчеркни, какой это текст: повествование, рассуждение, описание?

3.Напиши синонимы к словам:

Сооружает _____________________________________________

Ест ___________________________________________________

4. Напиши, какими словами можно заменить слово « белка» , чтобы избежать повторов в тексте:

________________________________________________________

5. Восстанови последовательность пунктов плана:

В поисках пропитания.

Резвый и непоседливый зверёк

Гнездо белки.

Запасливая хозяйка.

6.Запиши план в тетрадь, запиши название.

7.Прочитай текст ещё раз. Перескажи его по плану.

8. Прочитай текст. Напиши изложение. Обращай внимание на слова, записанные на доске. (из всех гр ы з у нов, н е п о седл и вый, п о ст о я нн о в движен ии , с оо ружа е т, ищ е т, об ъ еда е т, с о б и ра е т, р ас клад ы в ае т на в а лежн и к, веш ае т)

Белка

(По А.Клыкову)

Белка

Из всех наших грызунов белка едва ли не самый резвый и непоседливый зверёк. В тёплую погоду летом она постоянно в движении.

Гнездо белка сооружает около вершины ели Еду она ищет только рано утром или поздно вечером. Зверёк ест ягоды, объедает шляпки грибов, а ближе к осени грызёт орехи – свой основной корм.

Белка обычно делает большие запасы на зиму. Она собирает грибы и раскладывает их на пеньки или на валежник, а то вешает на сучки кустарника.

(По А.Клыкову)

Белка

Из всех наших грызунов белка едва ли не самый резвый и непоседливый зверёк. В тёплую погоду летом она постоянно в движении.

Гнездо белка сооружает около вершины ели Еду она ищет только рано утром или поздно вечером. Зверёк ест ягоды, объедает шляпки грибов, а ближе к осени грызёт орехи – свой основной корм.

Белка обычно делает большие запасы на зиму. Она собирает грибы и раскладывает их на пеньки или на валежник, а то вешает на сучки кустарника.

(По А.Клыкову)