Формат кадра характеризуется размерами (высотой и шириной), отношением сторон, ориентацией (горизонтальная или вертикальная). Размер кадра является одним их основных характеристик, определяющих тип фотоаппарата, его назначение, габаритные размеры, массу, требования к расчёту оптической схемы объектива, информационной ёмкости, качеству фотоматериала и т.д.

Форматы 13×17 и 8×10,5 мм используются в микроформатных (миниатюрных) фотоаппаратах, рассчитанных на плёнку шириной 16 и 8 мм , соответственно. Формат 13×17 мм был предложен в начале 1970-х годов при разработке фотоаппаратов с патронной зарядкой плёнки, имеющей односторонюю перфорацию (плёнка формата ).

Малоформатными называются фотоаппараты, имеющие форматы кадра 18×24, 24×24, 24×32 и 24×36 мм . Наиболее распространённым является формат 24×36 мм , получаемый на 35-мм перфорированной киноплёнке (тип ), стандартизированной ещё в 1925 году. Кадр 18×24 мм иначе называется полуформатным (встречались разновидности полуформатного кадра: 17×24 мм и 18×23 мм ).
В цифровой фототехнике размер кадра 24×36 мм называют «полным кадром» (англ.: full frame ). Соответственно, фотокамеры, имеющие матрицы с геометрическими размерами поля изображения близкими к 24×36 мм называются «полноформатными ».

В среднеформатных фотоаппаратах на катушечную неперфорированную фотоплёнку (типов и ), а также в камерах, использующих 70-мм катушечную плёнку с двухсторонней перфорацией, применяются форматы 45×60, 60×60, 60×70, 60×90 мм . При этом обеспечиваются меньшие размеры поля изображения, например для формата 45×60 размеры поля изображения: 40-42×55,5-57,5 мм ; 60×90 — 55,5-57,5×86-88 мм .

В крупноформатных фотоаппаратах (павильонных, репродукционных и других специального назначения) используется плоская листовая фотоплёнка или стеклянные фотопластинки, с размерами: 9×12, 10×15, 18×24, 24×30 и 30×40 сантиметров и др.

Соотношения форматов


Масштабные соотношения форматов кадра

Формат кадра, мм Диагональ, мм Отношения сторон формата Ориентация в фотоаппарате Ширина плёнки, мм Тип плёнки
13×17 21,4 1:1,31 горизонтальная 16 110
18×24 30,0 1:1,33 вертикальная 35 135
28×28 39,6 1:1 -- 35 126
24×36 43,27 1:1,5 горизонтальная 35 135
45×60 75,0 1:1,33 горизонтальная 61,5 120, 220
60×60 84,85 1:1 -- 61,5 120, 220
60×70 92,2 1:1,17 горизонтальная 61,5 120, 220
60×90 108,17 1:1,5 горизонтальная 61,5 120, 220

Красногорским заводом в основном выпускалась малоформатная любительская фотоаппаратура под тип плёнки и формат кадра 24×36 мм , за исключением нескольких полуформатных камер.
В фотоаппаратах линий Москва и Искра использовалась фотоплёнка типа и форматы кадра 6×9 и 6×6 см .

В фотоаппарате ЗЕНИТ-35 использовалась неперфорированная 35-мм фотоплёнка, размер кадра составлял 32×48 мм . Данный, нестандартный, формат — промежуточный между малым и средним (диагональ 57,69 мм ; соотношение сторон 1:1,5). По аналогии с полуформатным кадром его можно было назвать — полусреднеформатным .

В фотоаппарате Нарцисс с форматом кадра 14×21 мм (диагональ 25,24 мм ; соотношение сторон 1:1,5), применялась 16-мм неперфорированная киноплёнка, помещенная в специальные кассеты.

Многочисленные проекты камер использовали и другие типы плёнок. Последний из подобных проектов — проект 1996 года «ЗЕНИТ-APS» под одноимённую фотосистему.

Нумерация типов плёнок

Основным новатором и законодателем в типах и форматах пленок была фирма Eastman Kodak (основатель — Джордж Истмен).
В начале кодаковские плёнки не имели номеров и маркировались названиями камер, для которых они были предназначены. Такая идентификация была неудобной и запутанной, поэтому с 1908 года применяемые фирмой плёнки получили свои цифровые коды, начиная с номера «101», которым был назван первый тип плёнки, применяемый фирмой ещё с 1895 года (для фотокамеры Bullet No.2).
Первоначально кодировка использовалась исключительно в технологических целях и стала упоминаться в прейскурантах фирмы Kodak только с 1913 года. Первые номера шли строго по-порядку, возрастая на единицу. Однако, в последствии понятность индекса стала главным критерием в номере.

Джордж Истмен, 1890 год

Так, тип плёнки 220, появившийся в 1965 году, предсталяет собой удлинённую вдвое по отношению к типу 120 плёнку (которая выпускается с 1901 года), намотанную на такую же катушку. Номер новой плёнки получился «говорящим» и легко запоминающимся. Увеличение длины удалось достичь за счёт того, что бумажный защитный ракорд располагается не по всей длине плёнки, а только в её начале и на конце, что уменьшает общую толщину плёнки, позволяя разместить большее её количество в том же объёме на катушке. Данный тип плёнки не применим в старых фотоаппаратах с индикационным окошком на задней крышке, в котором видны номера кадров, напечатанные на бумажном ракорде плёнки 120.

В 1934 году стандартная 35-мм киноплёнка , помещённая в кассеты и предназначенная для фотокамеры Kodak-Retina, получила странный на первый взгляд индекс «135». Но дело в том, что эта была не первая фотоплёнка шириной 35-мм — неперфорированная типа «35» использовалась ещё с 1916 года. Увеличение индекса на сотню позволило отличить новую плёнку от старого варианта, не потеряв понятности номера. Существуют и другие фотоварианты 35-мм киноплёнки: 235, 335 и 435, но они остались малоизвестны. 335-й тип, например, — это специальная модификация для стереокамер. На одну плёнку помещалось 20 стереопар.

В 1963 появилась камера Kodak Instamatic, в которой применялись с плёнкой форматом кадра 28×28 мм , но реальные полезные размеры кадра были несколько меньше: 26,5×26,5 мм . Этот тип плёнки получил номер 126.
Для фотоплёнки, предназначенной для камер Kodak Pocket Instamatic, появившихся в 1972 году, был использован легко запоминающийся номер 110, меньший чем 126, чтобы подчеркнуть уменьшенный размер кадра (ширина плёнки 16 мм , а точнее — от 0,6265 до 0,6295 дюйма).

Номера 110 и 126 у Кодака формально уже были заняты, но они использовались с 1898 по 1929 год — 110-й, а 126-й тип появился первый раз в 1906 году. Тогда он был форматом кадра четыре с четвертью на шесть с половиной дюйма. За давностью лет они оба были успешно забыты.

Последний тип плёнки от фирмы Кодак носит номер 240. Так маркирована плёнка для Advanced Photo System (APS), премьера которой состоялась в 1996 году. Ширина этой плёнки 24 мм .

В итоге, от всего разнообразия фотоплёнок осталось только два типа, получивших наибольшее распространение: 120-й (с вариацией: 220) и 135-й типы и два наиболее применяемых формата кадра: 24×36 мм и 6×6 см . Система APS (тип 240), которая планировалась как «могильщик» 135-го типа, так и не оправдала надежд её разработчиков, равно и как все предыдущие многочисленные попытки заменить или хотя бы потеснить фотовариант 35-мм киноплёнки.

С учётом стремительного развития цифровой фототехники , такое положение вещей уже не изменится.

Длина фотоплёнки типа 135

Длина среднеформатных фотоплёнок

В вышеприведенных таблицах размеры пересчитаны с дюймовой системы в метрическую. Использовались исходные данные фирмы Kodak.

Примечания:

Основные источники:
Фотография. Энциклопедический справочник — «Беларуская Энцыклапедыя» имени Петруся Бровки, Минск, 1992 г.
Материалы фирмы Eastman Kodak .
Материалы сайта «Photographic Filters, Light Conversions, and More», автор: Thom Bell (http://www.geocities.com/thombell/).
— Фотография Фреда Черча (Frederick Church) — «George Eastman on Board the S.S. Gallia, February 1890» взята из экспозиции 8-й международной культурной программы фирмы Кодак на выставке Photokina в 1988 году: 8th International Kodak Culture Program at Photokina"88; You press the button — we do the rest. The Beginnings of Snapshot Photography. Cologne Kunstverein.
Джордж Истмен сфотографирован с бокс-фотокамерой «Kodak» (патент США 388,850 1888 года).

35-мм киноплёнка была заказана В. Диксоном (W. K. L. Dickson), помощником Томаса Эдисона (Thomas Alva Edison), у фирмы Eastman Kodak для системы Kinetophonograph (1894-1895 гг.). Плёнка представляла собой разрезанную пополам 70-мм неперфорированную фотоплёнку, используемую фирмой Кодак в своих фотоаппаратах. Для возможности кинематографической протяжки и синхронизации со звуковой системой была введена перфорация — по четыре отверстия на высоту кадра с каждой стороны.

Начиная заниматься пленочной фотографией, вы столкнетесь с первой сложностью, когда, придя в местный фотомагазин, увидите стопку разноцветных коробок с названиями: Kodak Tri-X или Ektar. Продавец спросит вас, что вы покупаете, а в ответ, вы сможете лишь смущенно уточнить, зачем магазин вообще продают столько видов пленок Kodak. Я хотел бы спасти вас от этой неловкой ситуации.

Я расскажу вам о нескольких своих любимых типах пленки и приведу примеры снимков в качестве наглядного ориентира для выбора из того многообразия пленок, что доступны в фотомагазинах в наши дни.

В этом сайте мне нравится то, что можно столкнуться с реальными и зачастую противоречивыми мнениями читателей. Я не эксперт по фотопленке, даже очень далек от этого. Я не изобретаю велосипед, а просто снимаю на пленку около года. Если вам интересны мнения экспертов, я уверен, вы сможете найти их. Я просто надеюсь, что эта статья будет полезна для вас в какой-то степени.

Некоторые мысли о пленочной фотографии

Прежде чем начать, мне хотелось бы рассказать, почему я снимаю на пленку. Я также снимаю на цифровой фотоаппарат, у меня нет предубеждения, что одно лучше другого или наоборот. Также как у кабриолета, спорткара или джипа, у пленочной и цифровой фотографии есть свои сильные и слабые стороны, которые не всегда можно сопоставить, чтобы произвести точное сравнение. Я признаю, что существует много сложностей, которые отталкивают людей от съемки на пленку.

Один из моих любимых факторов пленочной фотографии - это возможность использовать лучшее фотооборудование прошлого века по весьма низкой цене. Посмотрите на стоимость камер в старых фото-журналах, теперь эти же камеры можно приобрести практически за бесценок на сайтах-досках объявлений. Вы можете приобрести фотооборудование, с помощью которого было сделано до 90 % снимков для National Geographic, по цене DSLR-камеры (однообъективная цифровая зеркальная фотокамера) начального уровня.

Вот фотография, на которой изображена Minolta AL-s (с дальномером), которую я приобрел на Ebay за каких-то $ 37.

Всего за $ 37! Имейте в виду, что хотя камеры Leica и идеально подходят для пленочной фотографии, вам не обязательно ждать, пока вы накопите на MP и 35mm Summilux ASPH. К тому же, скорее всего, вы все равно не сможете сразу насладиться всеми достоинствами подобной камеры, потому что, хотя пленочная фотография и приносит много удовольствия, она также требует особых усилий для получения хорошего результата.

К тому же, действительно выгодные предложения характерны для оборудования, которое не работает с современным цифровым (к примеру, у Leica есть цифровые камеры, которые полностью совместимы со старыми линейками объективов). Большинство снимков, которые представлены в данной статье, сделаны на M6 с одним из новейших Summicrons. Несколько фотографий получены с помощью других камер, но я никогда не скажу, какие…

Различные типы фотопленок

Fuji Velvia 50

Моя любимая пленка! Это слайдовая пленка с ISO 50. Это означает, что, скорее всего, вы будете снимать на нее вне помещений. Используйте ее, когда вам хочется получить насыщенные, яркие цвета. По-моему мнению, она высококонтрастна, сохраняет лишь некоторые детали в тенях, в случае, если сцена обладает широким динамическим диапазоном. Необходим точный выбор экспозиции, потому что эта пленка допускает лишь небольшую погрешность.

В случае недостаточного или чрезмерного экспонирования снимок будет выглядеть мутным и грязным. Так как это слайд-пленка, вы сможете просматривать фотографии с родственниками, используя проектор. Шучу, ну, отчасти… Осторожнее с портретной съемкой! Цвет кожи может получиться неудачным - перенасыщенным и мультяшным (особенно в "золотой час"). Тем не менее, я мне удавалось получать неплохие фотографии людей, используя данную пленку.

Kodak Ektar 100

Эту пленку я считаю очень "безопасной". Одна из причин, из-за которой я люблю пленочную фотографию, это то, что снимки выглядят не столь хирургически совершенно, как хорошие цифровые. Снимки, сделанные на пленку, выглядят как фотографии, снятые в прежние годы. Это важно для тех, кто вырос на National Geographic. Пленка Ektar обладает потрясающей запоминающейся цветопередачей по всему спектру. Иногда фотографии даже выглядит как цифровые, причем как отличные цифровые снимки. Иногда я замечаю, что для этой пленки характерны немного теплые тона, что может в некоторых приводить к перенасыщению тона кожи.

Kodak Tri-X 400 и Ilford HP5 Plus (push-процесс до 1600)

Иногда забавно снимать на пленку, используя другое (нежели указано на коробке) значение ISO. Сдавая пленку в лабораторию, необходимо сообщить о том, что был применен push -процесс, чтобы они могли правильно ее проявить. Мне нравится использовать эту технику для съемки в условиях слабого освещения или ночью. Я указал обе эти пленки, так как не отдаю предпочтения какой-то из них. Используя пленки описанным образом, можно получить грубые, контрастные, "грязные" черно-белые снимки - это эффект хорошо подходит для уличной фотографии.

Ilford Delta 100

Это хорошая стандартная мелкозернистая черно-белая пленка. Она обладает широким динамическим диапазоном от черного к белому со всеми промежуточными оттенками серого. Я нахожу эту пленку низкоконтрастной и гибкой. Используйте ее или Ilford PANF 50 для съемки вне помещений, особенно, если вы хотите фотографировать с широко открытой диафрагмой для хорошего освещения объекта.

Ilford Delta 400

Выбор ISO может стать непростой задачей, так как, в отличие от цифровых, аналоговые камеры в большинстве своем не дают возможности оперативно поменять ISO. Пленка с ISO 400 является универсальной как для съемки в помещении (в большинстве случаев), так и вне. Конечно, вы получите больше зерна на фотографиях, но многие выбирают пленку именно с этой целью.

Kodak Ultra Color 100

Не знаю почему, но я не снимал много на эту пленку. Она никогда не подводила меня, хотя, возможно, именно поэтому я не часто использовал ее - она всегда слушается и я не чувствую необходимости "бороться", как приходится с Fuji Velvia 50. Яркие, но успокаивающие цвета. Можно сказать, что это "середнячок" цветных пленок - приятный и надежный.

Kodak Portra 400 (новая версия)

Это интересная пленка. Мне не всегда везло с ней, однако фотографии, снятые на нее, из тех, что я находил в Интернет, выглядят потрясающе. Думаю, так получилось из-за моей не любви к пленкам с высоким ISO - мне нравится снимать на открытой диафрагме на вне помещений. Думаю, как только Kodak выпустит какую-то комбинацию пленок NC и VC с ISO 160, то я стану пользоваться ей очень часто.

Kodak Portra 160 VC (яркие цвета)

Это одна из моих любимых. Она очень хороша для съемки портретов, потому что делает нейтральным и привлекательным оттенок кожи. ISO достаточно низкое для того, чтобы снимать на широко открытой диафрагме, но при этом не настолько, чтобы заставить вас скучать в случае, если солнце не вышло. Они также предлагают версию NC (натуральные цвета), но мне больше нравятся яркие запоминающиеся снимки. Однако в некоторых ситуациях при съемке портрета выбор NC действительно оказывается более удачным.

Kodak Kodachrome 64

В настоящее время производство прекращено, но мне хотелось бы включить ее в обзор для забавы. Пленка, известная, как выбор Стива МакКарри и его коллег из National Geographic, особенна ее превосходными сладкими, пожалуй, выдающимися цветами. Процесс ее разработки был поистине инновационным и вот она больше не производится. Если вы сами не успели попробовать эту пленку, то вам остается лишь в слезах глядеть на портретное портфолио мистера МакКарри, удивляясь, почему вы снимали на цифру, пока еще можно было приобрести эту пленку.

Ilford Delta 3200

Это очень зернистая, грубая и чувствительная пленка. Поверьте, вы не станете фотографировать малышей на эту пленку! Лучше всего она подходит для частного детектива, фотографирующего место убийства, съемки восстания зомби или ниндзя (если вы их заметите).

Lomography Color Negative 100 и 400

Эти "игрушечные" пленки могут доставить вам огромное удовольствие, если вы все же решитесь слезть с вашей дорогой лошадки и пройтись по городским лавочкам в поисках подобной пленки. В таких местах можно найти множество типов (я не сомневаюсь, что в том числе просроченную Afga), обладающих уникальными характеристиками от экстремальных цветов до красного оттенка.

Заключение

Я надеюсь, эта статья поможет вам в выборе, какую пленку попробовать следующей. Вы также можете поискать соответствующие конкретным типам пленки группы на Flickr, просто это не будет также удобно, как чтение этой статьи.

По материалам статьи: "4K+ Systems. Theory Basics for Motion Picture Imaging".
Автор: Доктор Ханс Кининг (Hans Kiening) работает в департаменте исследований и разработок (R&D) компании ARRI с 1996 года. Специализируется в области анализа изображений. С 2004 по 2005 годы был менеджером проекта ARRISCAN и в настоящее время отвечает за проект 4К+.

Оригинал статьи на английском языке находится на сайте компании ARRI: http://www.arri.de/ .

Введение

За последние пять лет цифровые камеры и сотовые телефоны стали самыми значительными продуктами на рынке электроники, но сегодня самое распространенное выражение – это «HD». Некоторые думают что «Н» означает «Hype» (Гипер).

Хотя профессионалы имеют четкое представление об HD (1920x1080 пикселей, минимум 24 полных кадра в секунду, цветовое разрешение 4:4:4), в магазинах электроники мы можем увидеть этикетку с надписью: «HD-Ready» на аппаратуре, которая обладает значительно меньшей производительностью. (1280х1024 пикселей, 4:2:1, сильная компрессия и т.д.). На экране большие мониторы показывают изображения, которые обычно являются видеороликами стандартного разрешения (720х576 или ниже) с интерполяцией.

Обсуждение «HD» в непрофессиональных кругах сравнимо с обсуждением 2К и 4К в профессиональном постпродакшне – предположения и иногда просто базовая информация не могут быть более противоречивыми. Однако все большее число значительных кинопроектов успешно выполняются в 4К. Так что давно пора дать технически обоснованную оценку тому, что мы подразумеваем под 2К и 4К. Данная статья призвана сделать это.

Начнем с определения терминов «разрешение» и «резкость», акцентируя внимание на специфическом восприятии зрителя. Исследование будет основано на реальных примерах (с 16мм и 35мм пленками), которые, несмотря на объем предмета изучения, дадут представление без углубления в сторону математики.

Будет дано описание 16мм, 35мм и 65мм пленочных изображений, и того, как их лучше оцифровывать. Какова емкость негатива? Сколько пикселей нужно, чтобы передать в цифровом виде эту пространственную информацию, и какие имеются предпосылки съемок в 4К? Как различные этапы традиционных (аналоговых) и гибридных (с промежуточной оцифровкой) съемок влияют на качество изображения? Ответы на эти и другие вопросы будут даны в этой статье. Аналоговые и цифровые изображения проиллюстрируют взаимосвязь между этапами производственной цепочки и их влияние на полноту изображений.

Как гласит пословица: «Пока не увижу – не поверю». Разумеется, представленные примеры не могут быть, как следует, воспроизведены на бумаге. Примеры изображений, доступные по нижеуказанному адресу, позволят обойти ограничения бумажного материала.

host: ftp2.arri.de
login: 4film
password: ARRI

Часть 1. Разрешение и резкость.

Разрешение и резкость – вот что имеем в виду, когда говорим о 4К – по крайней мере, внешне. Хотя это не все характеристики изображения, и даже не главные – но, безусловно, наиболее обсуждаемые, и весьма обоснованно: с помощью этих параметров вы можете моментально интерпретировать результаты зрительно, без специальных инструментов или экспертизы. Хотя можно и легко оказаться одураченным вашими глазами.

Разрешение

Обычно для измерения разрешения используется растр, состоящий из постепенно уменьшающихся интервалов темных и светлых участков. Распространенным примером является изображение штакетника (ограды) в перспективе.


Рис. 1. "Живой" пример тестовой картинки для проверки разрешения.

На рисунке с оградой мы видим, что щели между досками становятся менее различимыми по мере отдаленности. Этот эффект является основной проблемой для любого оптического изображения. На переднем плане, там, где доски и щели не сжаты перспективой, видна большая разница в яркости. Чем больше доски и щели сжимаются в перспективе с увеличением расстояния, тем меньше становится разница в яркостях.

Для лучшего понимания этого эффекта, отметим значения яркости вдоль желтой стрелки на координатной плоскости (рис. 2). Разница яркостей по оси Y называется контрастом. Кривая графика яркости похожа на гармонические колебания. Так как яркость меняется не во времени, а пространственно – слева направо, ось X будет называться пространственной частотой.


Рис. 2. Диаграмма яркости на рис. 1.

Мы можем замерить расстояние от доски до доски на экспонированном изображении, например, на 35 мм негативе. Это расстояние описывает один период на диаграмме яркости. Если период равен, например, 0.1 мм, то мы имеем пространственную частоту из 10 пар линий на миллиметр (10п.л./мм, 10 циклов/мм или 10 периодов на мм). В визуальном выражении, пара линий всегда состоит из черты и "пропуска".

Это ясно видно на рисунке 1: чем тоньше воспроизводимая структура, тем менее четок контраст в этой точке изображения. Мы достигаем предела разрешения, когда больше не видим разницы между структурами. Красный кружок на рис. 2 показывает средние значения на пределе разрешения пространственных частот в том месте, где контраст едва достаточен для того, чтобы четко разделить доску и просвет.

Составление теста

Использование ограды в качестве образца характеризует разрешение только в одном направлении. Есть эксперты, считающие, что стоит добавить венецианские жалюзи в изображение, и у нас получается исчерпывающий анализ изображения. С научной точки зрения мы признаем системы стандартизированных тестовых изображений и линейных парных растров для измерения и анализа разрешения. Горизонтальные и вертикальные растры равномерно распределяются по плоскости изображения.


Рис. 3. Область съемки на 35 и 16 мм негативе (желтая/зеленая границы) и участок, рассматриваемый под микроскопом (оранжевый квадрат).

Для того, чтобы провести такой тест с пленочной камерой, мы использовали установку, изображенную на рис. 4. Прозрачную тестовую модель сняли при 25 к/с и проявили. На рис. 5 вид центра изображения через микроскоп (оранжевая рамка на рис. 3).


Рис. 4. Установка для проверки разрешения камеры с прозрачным тестовым образцом.

Предел разрешения на 35мм пленке

Если вы скачаете изображение 35_micro.tif и посмотрите его на мониторе в 100% масштабе, вы увидите, что самая малая различимая частота находится между 80 и 100лин.п./мм. Для наших вычислений принят лимит 80л.п./мм. Наименьшее видимое различие определено следующим образом:

1мм/80 л.п. = 0.012мм/л.п.
Линии и пропуски одинаковой ширины, следовательно:
0.012мм/2 = 0.006мм для наименьшей детали

Предел разрешения на 16мм

Если заменить 35мм камеру на 16мм, но оставить другие параметры без изменения (расстояние, объектив), тестовое изображение (35_micro.tif) будет в два раза меньше 35мм, но дает такое же разрешение деталей на негативе.



Рис. 5а. 35мм негатив под микроскопом


Рис. 5б. 16мм негатив под микроскопом

Выводы

Надо сказать, этот тест есть идеальный случай, но идеал и является целью определения лимитов для изображений на пленке. В нашем тесте наименьшая различимая деталь равна 0.006мм и на 35мм, и на 16мм. Следовательно, по всей ширине пленки будет 24.576мм/0.006 = 4096 деталей или точек для 35мм пленки и 12.35/0.006 = 2048 точек для 16мм пленки. Я специально называю единицы измерения точками, а не пикселями, потому что мы по-прежнему оперируем в аналоговом мире. Эти утверждения зависят от следующего:

    мы рассматриваем центр изображения

    чувствительность пленки не больше 250 ASA

    экспозиция и проявка корректные

    фокус точный

    объектив и пленка не двигаются относительно друг друга во время экспонирования

    скорость < 50 к/с

Цифровые камеры

Конечно, такие же условия предъявляются и к цифровым камерам (если сегодня на рынке есть настоящие 4К камеры); не будет учитываться только обработка негатива. Таким образом, в принципе, этот тест также подходит для определения качества цифровых камер. В этом случае тестовые растры должны размещаться не только горизонтально и вертикально, но и диагонально, и, в идеале, циркулярно. Пиксели на сенсорах цифровых камер (сетка Байера) располагаются прямоугольно – по вертикали и горизонтали. Это позволяет хорошо воспроизводить детали в этих же направлениях, но не диагональные структуры или другие детали, расположенные по-другому. Это не имеет значения для пленки, так как «сенсорные элементы» - зерна – распределены случайным образом и реагируют одинаково хорошо или плохо во всех направлениях.

Резкость

Резкость и разрешение – это одно и то же? Взгляните на изображения на рисунке 6 и скажите, которое резче.


Рис. 6. Разрешение = Резкость?

Хотя пикселей на левом изображении в два раза больше, правое, где контраст крупных деталей был увеличен фильтром, выглядит на первый взгляд определенно резче.

Ограничение разрешения определяет, сколько информации формирует каждое изображение, но не то, как человек оценивает эту информацию. Мелкие детали, такие как ограда на расстоянии, не подходят для нашего восприятия резкости. Это утверждение легко можно понять неправильно, потому что человеческий глаз на самом деле различает чрезвычайно мелкие детали. Эта способность действует и на больших расстояниях. Однако, решающим психологическим фактором является то, что мелкие детали не способствуют субъективному восприятию резкости. Следовательно, очень важно различать разрешение и резкость.

Крупные и контурообразующие детали изображения являются важнейшими в восприятии резкости. Изображение оценивается, как резкое, когда крупные детали показаны в высоком контрасте.

Вероятная причина этого кроется в теории эволюции: «Обезьяна, которая скакала на вершинах деревьев, но при этом не имела представления о расстоянии и прочности ветки, не смогла бы выжить, и по этой причине не могла стать одним из наших предков», - говорит палеонтолог и зоолог Джордж Гейлорд Симпсон. Это были не тонкие маленькие веточки, а крупные и крепкие ветки, которые позволили выжить нашему предку.

ФПМ (MTF)

Функция передачи модуляции (Modulation transfer function) – страшный термин, пришедший из оптики, который характеризует связь между разрешением и резкостью и является базисом для научного подтверждения описанного выше феномена. Модуляция в ФПМ означает примерно то же, что и контраст. Если мы определяем контраст (модуляцию) не только до точки, где разрешение достигает предела, но и на протяжении всех возможных пространственных частот и соединяем получившиеся точки кривой, мы получаем так называемую функцию передачи модуляции (ФПМ).


Рис. 7. Функция передачи модуляции и интеграл Хейнакера

На оси Х показана пространственная частота, выраженная в л.п./мм; на оси Y вместо яркости – модуляция. Модуляция, равная 1 (100%), - это отношение яркости абсолютно белого изображения к яркости абсолютно черного изображения. Чем выше пространственная частота – иными словами, чем мельче детали в изображении – тем ниже передаваемая модуляция. Показанная здесь кривая представляет ФПМ пленочного изображения с рис. 5а (35мм). Предел разрешения пленки 80 л.п./мм (размер деталей 0,006 мм) имеет модуляцию примерно 20%.

В 70-х годах Эрик Хейнакер из Zeiss представил убедительное доказательство того, что человек при оценке изображения уделяет больше значения крупным, контурообразующим деталям, нежели мелким.

Он пришел к заключению, что область ниже кривой ФПМ соответствует ощущению резкости, воспринимаемой глазом человека (так называемый интеграл Хейнакера). Проще говоря, чем больше эта область, тем больше ощущение резкости. Очевидно, что крупные пространственные частоты заключают в себе наибольшую область ФПМ. Чем далее к более мелким деталям, тем меньше область ФПМ. Если мы снова возьмем пример с камерой на рис. 6 и рассмотрим соответствующую кривую ФПМ, станет очевидным, что красная кривая ФПМ содержит большую область, чем синяя кривая ФПМ, даже если последняя показывает вдвое большее разрешение.

Рис. 8. Интегралы Хейнакера для обеих камер на рисунке 6.

Экспертам

Для простоты мы опустим объяснение разницы между синусоидальным и прямоугольным распределением яркостей в данных тестовых образцах. Однако все существенные кривые ФПМ были измерены в соответствии с ISO стандартами преобразованием Фурье. Теорема Найквиста и искажающие артефакты будут обсуждаться далее.

Небольшое упражнение

Давайте на время забудем о штакетнике и тестовых изображениях и посмотрим, как это выглядит на реальном пленочном изображении. Загрузите файлы 2K_scan_crop.tif и 4K_scan_crop.tif и посмотрите на оба рисунка. Изображения сняты в идеальных условиях и просканированы с разрешением в 2K и 4K соответственно.

Почему изображение в 4К выглядит лучше изображения в 2К? Разумеется, не потому что мы можем разглядеть ресницы толщиной в 0.006мм, но потому, что радужная оболочка и большие ресницы (0.024мм-0.012мм) в 4К изображены в высоком контрасте.

Заключение части 1

Резкость изображения зависит не только от разрешения. Модуляция низких пространственных частот является важнейшей характеристикой. Другими словами, контраст на крупных деталях значительно более важен для ощущения резкости, чем контраст на пределе разрешения. Разрешение, предоставляющее достаточную модуляцию (20%) на 16 и 35 мм пленке, достигает размера деталей в 0,006 мм, что соответствует пространственной частоте 80 л.п./мм (не предельное разрешение <10%).

Часть 2. В цифровом мире

Насколько велик объем информации на негативной пленке? Сколько пикселей требуется для передачи пространственной информации настолько точно, насколько это возможно в цифровое пространство, и, что необходимо для производственной цепочки 4К? Это некоторые вопросы, затронутые в этой части.

Проведенный здесь анализ сознательно ограничен критериями разрешения, резкости и локальным информационным содержанием. Это, естественно, не только параметры, определяющие качество изображения, но и идеи 4К, обычно ассоциируемые с ним.

16мм, 35мм, 65мм
пленки, как носители информации

Неважно, как обрезана пленка, она все равно обладает одними и теми же возможностями: наименьшая воспроизводимая деталь (20% модуляция) на негативе (вплоть до чувствительности 200 ASA) имеет размер 0.006мм. Примем это значение за размер «пикселя» пленки - понятия, хорошо известного в области электронной обработки изображений. И неважно, какая пленка используется – 16мм, 35мм или 65мм – кристаллическая структура эмульсии не зависит от формата пленки. К тому же, возможности объективов обычно выше потребностей передачи заданной пространственной частоты (0.006мм = 80 л.п./мм), равной для всех форматов.

Однако, формат пленки становится существенным, когда встает вопрос о том, сколько таких мелких деталей могут быть запечатлены на пленке – и это вопрос об общей емкости носителя.

В таблице количество «пикселей» указано для ширины и высоты изображения с учетом размера наименьшей воспроизводимой детали (0.006мм), давая представление об информационной емкости различных форматов пленки.

Сканирование

Эти аналоговые «пиксели» теперь должны быть преобразованы в цифровой вид. Например, при использовании изображения Супер 35 ситуация выглядит следующим образом:
Максимальная глубина информации достигается при линейной сетке в 80 л.п./мм. Следовательно, наибольшая пространственная частота на изображении с пленкиравна 1/0.012мм (линия 0.006мм + пропуск в 0.006мм).

Применительно к сканированию, в соответствии с теоремой Найквиста-Шеннона цифровая сетка должна быть как минимум в два раза меньше: 0.012мм / 2 = 0.006мм. Для ширины негатива Супер 35 получается: 24.92мм/0.006мм = 4153 пикселя для оцифровывания.

Все бы ничего, если бы не одно «но».


Алиасинг

Давайте возьмем нашу линейную сетку в качестве тестовой картинки и предположим, что в ней закралась маленькая ошибка; одна из линий на 50% шире остальных. Пока негатив спокойно воспроизводит оригинал, цифровая сетка создает однородную серую область, начиная с неправильной линии. Это происходит лишь потому, что пиксели, помеченные «х», состоят наполовину из черной линии и наполовину из белого пропуска, и цифровая сетка попросту смешивает их – получается серый цвет.


Рис. 10. Принцип алиасинга

Следовательно, если преобразуемый образец содержит очень высокие пространственные частоты – как на рис. 10 – цифровое изображение может показать линии и пропуски неправильного размера и интервала. Это физический эффект, известный также в акустике и печатном деле. Там используются термины «ударная волна» и «муар». В технологии оцифровывания используется более широкий термин «алиасинг».

Алиасинг возникает всякий раз, когда в изображении есть постоянно повторяющиеся структуры такого же размера и так же расположенные, как и цифровая сетка. Различные проявления алиасинга представлены на рис. 11. Преимущество «пленочного пикселя» (зерна) в том, что они статистически распределены и не имеют регулярной решетчатой структуры, и, следовательно, различны от кадра к кадру.

Рис. 10. 6К скан частотного спектра

Рис. 11. 3К скан с тяжелым алиасингом

Рисунок 11 демонстрирует области возникновения деструктивной интерференции и псевдомодуляции. Они придают контраст деталям, находящимся за частотной границей, которые появляются на цифровом изображении на неправильном месте (вне фазы) и имеют неверный размер. Этот феномен присущ не только тестовым решеткам. Довольно однородный по фактуре пиджак лауреата Премии Киноакадемии может пасть жертвой алиасинга:

Как вы можете видеть, алиас - это неприятнейший артефакт для фотографий, но он становится намного хуже для кино и видео, потому что меняется от кадра к кадру.

Влияние на ФПМ

Очевидно, что эффект алиасинга влияет на ФПМ. Псевдомодуляция проявляется, как возникновение скачков модуляции за пределом сканирования.

«Псевдо», потому что результирующие пространственные частоты (линии и пропуски) не имеют ничего общего с реальностью: вместо того чтобы становиться тоньше, как в оригинале, становятся шире в выходном изображении.


Рис. 13. Яркость вдоль желтой стрелки


Рис. 14. График ФПМ

Предотвращение алиасов

Единственный способ избежать алиасов – это физически подавлять высокие пространственные частоты на растре сканирования, например, расфокусировкой или посредством так называемого метода «opticall low pass», который в принципе делает то же самое, но только в более контролируемом виде. К сожалению, это затрагивает не только высокие пространственные частоты, но и контраст крупных деталей, который важен для ощущения резкости.

В качестве альтернативы можно было бы использовать сканирование с большим количеством пикселей, но это также имеет свои минусы. Так как размер сенсора не может быть бесконечно большим, нужно уменьшить все единичные чувствительные элементы сенсора, чтобы увеличить разрешение. Однако уменьшение области сенсорного элемента приводит к потере чувствительности. Соответственно, полученный сигнал должен быть снова усилен, что приводит к более высокому уровню шумов и опять к низкому качеству изображения.

Как часто бывает, лучшее решение – это найти золотую середину. Технология R&D, лежащая в основе ARRISCAN, позволила добиться колоссального подавления алиасов. Лучшим решением оказалось сочетание 3К сенсора (большие пиксели, низкий шум) и использования механики микросканирования для увеличения разрешения (до 6К).

На сегодняшний день самое распространенное максимальное разрешение на постпродакшне – это 4К. Полученные в 6К данные пересчитываются с помощью фильтра. В процессе уменьшения разрешения ФПМ меняется таким образом, что:

  1. Частотная характеристика на половине частоты 4К сканирования равна нулю
  2. Пространственные частоты выше частоты сканирования подавляются
  3. Модуляция на низких пространственных частотах увеличивается

В то время, как операции 1 и 2 позволяют избежать артефактов алиасинга в изображении, операция 3 увеличивает область ниже кривой ФПМ. Как обсуждалось ранее, это улучшает визуальное восприятие резкости.

Чтобы передать максимум полученной с пленки информации на цифровой носитель без алиасинга и с минимально возможным уровнем шума, необходимо просканировать негатив Супер 35 по ширине в 6К. Это умозаключение может быть применено для масштабирования ко всем прочим форматам.

Разрешение сканирования

Размер получаемого изображения

Супер 16мм

Супер 35мм



Рис. 16. ФПМ 6К/4К сканера

Рис. 15, Микроскан


Теория каскадирования ФПМ

Какие потери мы можем понести в процессе аналогового, цифрового или гибридного постпродакшна?

Для этого нужно знать немного теории, но не переживайте – это не помешает. Я надеюсь, что смог заинтересовать вас в ФПМ – очень удобном инструменте для объективной характеристики резкости и разрешения.

Значения ФПМ отдельных частей производственной цепи могут перемножаться для получения ФПМ всей системы в целом. С помощью двух и более кривых ФПМ мы можем сравнивать их без какого-либо субъективного влияния на оценку. К тому же, если мы знаем ФПМ отдельных элементов, то мы можем легко посчитать ожидаемый результат в любом месте цепочки, просто умножая кривые ФПМ.

ФПМ Камеры (объектива) х ФПМ Пленки х ФПМ Сканера = ?

Для первого приближения абсолютно допустимо использовать для умножения данные ФПМ от производителя. Однако, надо учитывать, что обычно эти данные содержат очень оптимистичные цифры, и их использование дает наилучший возможный результат. Для наших вычислений мы использовали реально измеренные значения. Вместо использования ФПМ неэкспонированной негативной пленки, и умножения ее на ФПМ объектива, мы напрямую измеряли результирующую ФПМ экспонированного изображения и умножали ее на ФПМ 4К сканера (ARRISCAN).


Рис. 17. Теория каскадирования ФПМ


Рис. 18. Результирующая ФПМ 4К сканирования


Рис. 19. Истинная 4К производственная цепочка

Что дает результат?

ФПМ просканированного в 4К 35мм негатива содержит лишь немногим более 56 л.п./мм (эквивалент 3К с шириной изображения Супер 35) используемой модуляции. Предел разрешения определяется пространственной частотой, которая может быть передана с 10% модуляцией. Данный результат вычислен умножением модуляции сканера и пленочного материала для 57л.п./мм:

Кстати, то же получается и с цифровой камерой с 4К матрицей. Здесь low-pass фильтр (на самом деле, умышленная дефокусировка) должен подавить модуляции на половине исходной пространственной частоты (80 лп/мм) до 0, иначе могут появиться артефакты алиасинга.

Это означает, что ни 4К сканер, ни сенсор (3-х чиповый) 4К камеры не могут передать фактическое разрешение в 4К. Это не так-то легко понять. Вообще говоря, это означает, что данные 4К содержат информацию в 4К только если каждый пиксель был сформирован на компьютере – без использования заранее оптически сформированного изображения. Конечно, это не может быть приемлемым решением, потому что в будущем мы будем иметь лишь анимационные фильмы, где актеры и их действия могут создаваться только на компьютере. Трагическая утрата, не только для желтой прессы!

Заключение части 2.

Эта статья называется «4К+». На самом деле, это означает то, что мы рассматриваем съемку и обработку изображения в 4К или большим пространственным разрешением – все остальное потребовало бы другого названия.

4К проекторы будут доступны в обозримом будущем, но их полное качество будет доступно, только если используемые ими данные будут обеспечивать это разрешение без потерь. В настоящее время только правильно экспонированные и просканированные в 6К/4К 35мм негативы дают результаты максимально близкие к требуемым. Взглянув на это с другой стороны, кто-то может сказать, что технология проецирования в 4К позволит получить качество 35мм пленки без потерь при помощи аналоговой обработки в лабораторных условиях. Ограничивающим фактором в цифровой технологии обработки изображений (Digital Intermediate workflow) является не 35мм (идеально экспонированная) пленка, а оцифровка в 4К. Как видно из рис. 17, увеличение резкости по-прежнему возможно, если вы увеличиваете разрешение. Теперь представьте, насколько большего качества можно добиться с помощью 65мм пленки, содержащей в 2,6 раза больше информации!

Данные утверждения полностью базируются на нынешнем состоянии технологии производства кинопленки - если Вы хотите узнать о потенциальных характеристиках кинопленки ближайшего будущего, прочтите статью: Tadaaki Tani, “AgX Photography: Present and Future,” J. Imag. Science and Technol. 51(2):110 -116, 2007.

Нижеследующий рисунок 20 демонстрирует, что 35 мм пленка имеет достаточный информационный резерв для оцифровки в 4К+.


Рис. 20. 2К, 4К и 10К сканы с одного и того же 35 мм негатива

Часть 3: Технологическая цепочка: 4К лучше, чем 2К?

Два наиболее часто задаваемых вопроса по этой теме: Аналоговый процесс

    Насколько велики потери качества 4К в аналоговой и цифровой цепочках обработки?

    Достаточно ли разрешение в 2К для цифрового технологического процесса?

Аналоговый процесс

«Аналоговая копия всегда хуже оригинала». Таково часто повторяемое утверждение. Но это только в некоторой степени является правдой для традиционного аналогового постопродакшна. На самом деле, существуют качествообразующие параметры, которые при должном контроле могут обеспечить высокий уровень изображения. Если фотометрические требования удовлетворяются в течение всего процесса - при съемке, создании промежуточных материалов и результирующей печати, то желательная информация о яркости и цвете может быть сохранена для всех целей и задач.


Рис. 21. 2К и 4К фрагменты из 2К и 4К изображений

Безусловно, потери качества возникают при передаче структуры - то есть информации о пространственных частотах. Другими словами, уменьшается разрешение и резкость. Этот результат следует из правила умножения ФПМ. На рисунке 22 показано, как 50лп/мм с исходной 33% модуляцией в оригинале передаются через весь процесс.


Рис. 22. 10К скан центра изображения (зеленый). Фотохимический процесс переноса изображения от негатива, полученного на камере, до проекции на экране.

Это, однако, идеализированная формула, так как она предполагает, что модуляция пленочного материала и контактная печать не допускают потери качества. То, что это не соответствует действительности, легко понять из разницы между горизонтальными и вертикальными разрешениями.

ФПМ при 50лп/мм

Пленка Kodak 5205 экспонированное изображение (камера + пленка) - исходный негатив

Пленка Kodak 5242 промежуточный носитель (копия в IR)

Пленка Kodak 5242 промежуточный носитель (копия в IN)

Позитивная пленка Kodak 2393 (конечный результат)

Достаточно ли 2К для печати с промежуточной оцифровкой?

Хотя слово «цифровой» подразумевает цифровое воспроизведение без потери качества, промежуточная оцифровка ограничена теми же правилами, что и аналоговый процесс, потому что в процессе участвуют и аналоговые составляющие (например, оптика сканера и принтера). Чтобы дать более ясную картину, давайте просто умножим ФПМ предела разрешения для 4К (=80 лп/мм). В таблице представлены ФПМ лучших пленочных и цифровых компонентов, которые только можно получить в настоящее время.


ФПМ при 80лп/мм

Исходный негатив на пленке 5205 (ARRICAM, VP, OCN)
ФПМ сканера пленки при 4К (ARRISCAN)
Отпечатаный интернегатив Fuji RDI (пленка + ARRILASER)

20% х 5% = 1% х 20% = 0,2%

Рис. 23. Технологическая цепочка с промежуточным оцифровыванием

Как показывает умножение, присущая промежуточной оцифровке в 4К модуляция не может достичь 80лп/мм, даже при том, что отпечатанный цифровым способом интернегатив содержит гораздо больше информации об изображении, чем может быть сохранено при традиционной аналоговой обработке.

В этой статье мы расскажем о различных типах фотоплёнки их характеристиках и особенностях.

Прежде чем знакомиться с различными типами фотоплёнки, давайте на примере чёрно-белой негативной плёнки попробуем разобраться, как же получается аналоговое фотографическое изображение.

Строение чёрно-белой негативной плёнки и негативный процесс

Светочувствительный слой чёрно-белой фотоплёнки называется фотоэмульсией. Именно на ней и формируется изображение. Фотоэмульсия состоит из желатина, в котором в виде кристалликов субмикронного-микронного размеров распределено галогенное серебро (ионные кристаллы, в узлах кристаллической решётки которых сидят положительно заряженные ионы серебра и отрицательно заряженные ионы галогена). Галогенное серебро на 94-99% состоит из бромистого серебра и на 1-6% из йодистого серебра. Однородная на вид фотоэмульсия состоит из отдельных зёрен, разделённых желатином. Фотоэмульсия наносится на целлулоидную плёнку с подложкой из желатины, покрывается защитным слоем. Добаляется противоореольный слой (он также препятствует скручиванию плёнки).

Фотографический процесс получения чёрно-белого негатива состоит из трёх стадий

Экспонирование : в момент открытия затвора под действием света в фотоэмульсии создаётся скрытое изображение, так как при взаимодействии фотонов с кристалликами галогенного серебра на поверхности последних образуются нейтральные атомы серебра, перестающие быть структурной частью ионного кристаллика. Структура эмульсионного слоя меняется. Чем больше света попадает на участок фотоэмульсии, тем темнее он будет на плёнке.

Плёнка отснята (экспонирована), но её ждут ещё две стадии обработки.

Проявление : процесс усиления скрытого изображения. На этой стадии за счёт химической реакции те кристаллики галогенного серебра, которые были облучены светом, восстанавливаются до кристалликов металлического серебра, непрозрачных для видимого света (в отличие от ионных кристалликов галогенного серебра, являющихся аналогами поваренной соли). В результате проявления образуется негативное изображение, в котором наиболее светлые места снятого объекта соответствуют наиболее тёмным местам проявленной фотоплёнки.

Фиксирование (или закрепление) : из фотоэмульсии удаляются необлученные кристаллики галогенного серебра, что делает проявленный и зафиксированный фотослой нечувствительным к дальнейшему облучению.

В результате мы имеем готовый чёрно-белый негатив. Чтобы получить конечное позитивное изображение необходимо фактически повторить три вышеописанных стадии, но уже с фотобумагой. Но не будем забегать вперёд. Подробно о практике проявления плёнки и печати фотографий - позже.

Итак, фотоплёнка, как уже упоминалось выше, бывает трёх основных видов:

  • чёрно-белая негативная
  • цветная негативная
  • цветная обращаемая (диапозитивная, слайдовая).

Конечно, есть ещё чёрно-белый слайд, который и раньше был редким явлением, а сегодня и вовсе исчезает с прилавков. Насколько мне известно, только чешская компания Foma ещё держится и производит чёрно-белый позитив Fomapan R 100.

Чёрно-белая обращаемая плёнка чешской фирмы Foma. Исчезающий вид.

Прежде чем вникать в особенности разных типов плёнок, разберёмся с основными, универсальными для всех типов характеристиками.

Основные характеристики фотоплёнок

Основная характеристика любой плёнки (неважно - чёрно-белая она или цветная, негативная или позитивная) - светочувствительность. Именно светочувствительность определяет экспозиционные параметры съёмки, и именно от неё зависит конечное качество фотографии.

Дело в том, что рост светочувствительности напрямую влияет на структуру фотоэмульсии. Как правило, чем выше чувствительность, тем крупнее зерно, тем ниже фотографическая широта плёнки, тем хуже её резкостные характеристики.

Тут пора разобраться с новыми терминами. Зерно - это визуализация того, что формируют кристаллики галогенного серебра после экспонирования и проявления. Если рассматривать негатив под большим увеличением, вы увидите, что изображение на плёнке создаётся точечками различной величины и плотности. Это и именуется зерном. Как правило, чем ниже чувствительность и выше качество фотоэмульсии - тем меньше зерно, тем выше резкость, тем больше полутонов остаётся на негативе. Способность плёнки фиксировать диапазон полутонов именуется фотографической широтой: чем выше показатель фотографической широты, тем ниже контраст, тем точнее передаются полутона в диапазоне между абсолютно ярким и тёмным объектами на снимке.

С качеством понятно - чем ниже чувствительность, тем лучше. Но зачем тогда нужна высокочувствительная плёнка?

Дело в том, что плёнка низкой чувствительности требует больше света при экспонировании. А это значит, либо выдержка должна быть длиннее, либо диафрагма больше открыта. И хотя выдержку мы ещё можем увеличивать благодаря штативу (хотя и тут есть ограничения), но полностью неподвижный объект съёмки - редкость, если это не студийный натюрморт.

А если мы захотим запечатлеть стремительное движение? Увы, придётся идти на компромисс и использовать высокочувствительную плёнку: не случайно английское название таких плёнок - high speed film, что подразумевает фотосъёмку объектов, движущихся на большой скорости. Правда, стоит отметить, что современные высокочувствительные фотоплёнки обладают весьма хорошей фотографической широтой и резкостными характеристиками в сочетании с умеренным зерном.

Kodak T-MAX 3200 Professional  - профессиональная чёрно-белая негативная плёнка, которая может использоваться в широком диапазоне чувствительностей. Эту плёнку можно использовать в диапазоне чувствительностей от 3200 до 25 000 единиц (при использовании форсированной обработки). Плёнка соединяет в себе исключительно высокую чувствительность и мелкое зерно. Незаменима при съёмке быстродвижущихся объектов, плохо освещённых объектов (когда вы не можете использовать вспышку), объектов, требующих большой глубины резкости одновременно с короткими выдержками, а также при съёмке телеобъективами с рук быстрого движения при тусклом освещении.

Светочувствительность обозначается общепринятыми международными единицами ISO, стандартный ряд значений - 50/100/200/400/800/1600/3200 ISO. На самом деле современный международный стандарт ISO представляет собой механическое соединение ранее принятых в США единиц ASA и соответствующих значений в градусах DIN (старый германский стандарт), например, 100/21°, однако «градусная» составляющая уже практически не используется и обычно опускается. (Кстати, до 1 января 1987 года в СССР была собственная шкала единиц ГОСТ, близкая к ASA, но всё же особенная; по ней чувствительности 100/21° ISO соответствовали 90 единиц ГОСТ. Перестройка приравняла советский ГОСТ к мировым стандартам.) Значение чувствительности, как правило, выносится в название плёнки: например, Ilford PAN F Plus 50.

Если вы снимаете на цифру, значения чувствительности вам, конечно, хорошо знакомы, только вот в аналоговой фотографии изменить чувствительность в зависимости от каждого кадра не получится. Если вы уж зарядили плёнку 50 ISO, то придётся все сюжеты снимать с учётом этой чувствительности, пока не закончится плёнка.

Так что, отправляясь на съёмку, плёночный фотограф должен озаботиться не только количеством плёнки, но и подумать, какой чувствительности плёнку ему брать (не говоря уже о том, что сначала нужно решить, какую плёнку брать - цветную или чёрно-белую!).

Чтобы избавить фотографа от этой головной боли, были созданы плёнки с переменной чувствительностью. Это вовсе не значит, что одну плёнку можно экспонировать с разным значением чувствительности, нет: если вы выбрали 800 ISO, придётся всю плёнку экспонировать с учётом этого значения. Просто такие плёнки лучше приспособлены к пуш-процессам (когда для повышения значения светочувствительности увеличивается время или температура проявления). Но и там действует та же зависимость - чем выше чувствительность, тем ниже качество.

Примеры современных чёрно-белых плёнок с переменной чувствительностью.

Ilford XP 2 Super  - номинальная чувствительность 400/27° ISO . Обладает исключительно мелким зерном, присущим, как правило, менее чувствительным фотоплёнкам. XP 2 Super - плёнка, позволяющая получать негативы с тончайшей деталировкой как в тенях, так и в светах. Имеет необычайную широту экспозиции - её можно экспонировать в диапазоне экспозщиционных индексов (EI) от 50/18° до 800/30°. XP 2 Super обрабатывается реактивами для цветной плёнки по процессу C-41: её можно проявлять вместе с цветными негативными плёнками.

Ilford Delta 3200  - плёнка сверхвысокой чувствительности, позволяющая получать фотографии высочайшего качества в самых сложных условиях освещения. Фотослой выполнен на основе четырёхслойной эмульсии, позволяющей оптимизировать применение уникальной технологии фирмы Ilford с плоскими кристаллами. Эмульсия обеспечивает великолепную тональную передачу. Плёнка позволяет фотографу управлять чувствительностью и зернистостью при помощи правильного выбора проявителя и режима проявки, предоставляя множество возможностей для творчества. При правильном проявлении плёнка Delta 3200 Pro показывает наилучшие результаты при экспонировании в диапазоне экспощиционных индексов (EI) от 1600/33° до 6400/39°.

Конечно, всегда есть возможность экспонировать любую плёнку низкой чувствительности на ступень-другую повыше, но тогда придётся изменить процесс проявки плёнки (увеличением времени или повышением температуры). И, опять-таки, качество в этом случае будет ниже (растёт контраст, увеличивается зерно).

Обычно оптимальная чувствительность для съёмки днём на улице - 100 ISO. Для съёмки в помещении или в сумеречный день - 400 ISO. Это самые популярные чувствительности плёнок.

Хранение аналоговых фотоматериалов

Если с хранением карты памяти особых проблем не возникает, то аналоговые фотоматериалы требуют более трепетного и внимательного обращения. Фотоплёнка (как и фотобумага) имеет ограниченный срок годности. Обычно он указывается на упаковке. Хранить фотоплёнку лучше всего в холодильнике, на отдельной от продуктов полке. Там темно и прохладно - идеальные условия.

Когда я только начинал свой профессиональный путь фотографа в областной газете, в редакционной фотолаборатории стоял специальный холодильник для фотоматериалов: даже при тотальном дефиците бытовой техники руководство газеты с пониманием относилось к техническим нуждам фотографов, и это при том, что второй холодильник в редакции был только у главного редактора.

Лет 30 назад при проходе зоны досмотра в аэропортах был риск засветить фотоплёнку в сканерах. Сегодня технологии изменились, и вы можете спокойно ставить кофр с аппаратурой и плёнкой на ленту такого сканера: он совершенно безопасен для фотоплёнки.

Основываясь на личном опыте многочисленных перелётов и пересадок, могу лишь подтвердить заверения служб безопасности аэропортов: даже многократные сканирования кофра с плёнкой и аппаратурой никак не отражались ни на чистой, ни на экспонированной плёнке всех видов и форматов. Если вы всё же маниакально озабочены сохранением фотоплёнки - купите специальные контейнеры или пакеты.

Что происходит с просроченной плёнкой? Обычно, если она хранилась в хороших условиях, при небольшой просрочке ничего страшного не случается (особенно с чёрно-белыми материалами). Ну, разве что едва заметно снижается чувствительность. Но тут, как вы понимаете, каждый решает за себя. Риск «запороть» съёмку, особенно с просроченными цветными (и тем более обращаемыми) фотоматериалами, весьма велик. Так что не стоит затариваться фотоплёнкой впрок, если вы не уверены, что отснимете её до окончания срока хранения. Старайтесь пользоваться фотоплёнкой максимальной «свежести»!

Чёрно-белая негативная плёнка

Начнём с основ. Именно чёрно-белой (сокращённо - ч/б или b&w) негативной плёнке обязана фотография своим существованием. История фотографии (да и история ХХ века) фактически запечатлена на чёрно-белый негатив. Большинство известных фотографических шедевров сделано именно на ч/б негатив.

Не вдаваясь в исторические экскурсы отмечу, что ч/б негативная плёнка в своём современном виде существует уже более 100 лет и, похоже, уходить на покой не собирается.

Совершенствовались материалы целлулоидной подложки, качество фотоэмульсии, уменьшалось зерно, добавлялись новые слои, росла светочувствительность, появлялись и уходили в небытие новые форматы, но принципиально чёрно-белая фотоплёнка ничуть не изменилась. Признаем очевидный факт: чёрно-белый негатив - классика фотографии.

В зависимости от спектральной чувствительности чёрно-белые плёнки делятся на панхроматические (изопанхроматические), ортохроматические и несенсибилизированные. Панхроматические (изопанхроматические) плёнки имеют спектральную чувствительность, близкую к спектральной чувствительности человеческого глаза, поэтому в классической фотографии именно они и применяются. Но важно отметить, что отдельные цвета ч/б плёнка фиксирует, искажая их тон, привычный глазу. Например, на портрете могут практически исчезнуть ярко-красные губы; или же облака, так заметные в реальной жизни на фоне голубого неба, на проявленном негативе вдруг куда-то деваются. Чтобы достичь верной (или даже необходимой) передачи тонов, используются цветные фильтры, о применении которых мы поговорим в разделе практики аналоговой съёмки.

Производство фотоплёнки (не только ч/б) с приходом цифры, естественно, сократилось. Более того, далеко не все даже именитые компании, стоявшие у истоков фотографии, смогли сохранить рентабельный выпуск фотоплёнки. Но давайте о тех, кто и сегодня радует нас отличными фотоматериалами.

Kodak T-max 400  - высокочувствительная универсальная фотоплёнка. Отличается хорошими структурно-резкостными характеристиками. Цена: 244 р.

Ilford PAN F Plus 50  - сверхмелкозернистая плёнка. Имеет великолепную резкость. В дополнение к ультрамелкому зерну фотоплёнка PAN F Plus обладает чрезвычайно высокой разрешающей способностью, резкостью и контрастностью по краям контуров и превосходной экспозиционной широтой. Позволяет получить отпечатки исключительной яркости с широким тональным диапазоном. Цена: 250 р.

Fujifilm Neopan 400  - чёрно-белая негативная пленка с высокой чувствительностью. Отличается прекрасной чёткостью изображения и превосходной точной передачей оттенков. Несмотря на высокую чувствительность, плёнка обеспечивает впечатляюще чёткие отпечатки с малой зернистостью, с детализированными изображениями и качественной мелкозернистой структурой. Цена: 295 р.

На отечественном рынке представлены чёрно-белые фотоплёнки и химия компаний Ilford, Kodak, Fujifilm, Foma, Efke, Lucky, Kentmere, Rollei. В их ассортименте можно найти всё, что требуется плёночному фотографу: от качественных плёнок и фотобумаги до необходимых химических растворов и аксессуаров.

Какую плёнку выбрать? Лично я отдаю предпочтение низкочувствительным материалам Ilford. Но однозначного совета тут дать нельзя. Каждый фотограф выбирает плёнку в соответствии с задачами, предпочтениями и опытом.

Проявка чёрно-белых плёнок

Для проявки чёрно-белой фотоплёнки существует великое множество проявителей (о разнообразии и особенностях проявителей мы поговорим отдельно). Ничто не мешает и вам создать рецепт своего персонального проявителя, однако стандартным стал процесс под названием D-76.

Тут самое время упомянуть ещё один вид чёрно-белой плёнки, появившейся относительно недавно - монохромные плёнки. Эти плёнки можно (точнее - нужно) проявлять по цветному негативному процессу C-41. Проявленная монохромная плёнка выглядит как чёрно-белый негатив на подложке цветного. Единственное удобство такой плёнки - в возможности быстрой проявки в любой автоматизированной лаборатории. Но качество, в сравнении с классической ч/б плёнкой, будет заметно хуже.

Цветная плёнка

Цветная плёнка бывает двух основных типов: цветная негативная и цветная обращаемая (диапозитивная, слайдовая). С точки зрения практики съёмки у них много общего, поэтому сначала мы рассмотрим основные отличия цветных плёнок от чёрно-белых, а потом разберём отличия негатива от слайда.

История появление цветной фотографии - тема для хорошей книги, посему, не вдаваясь в детали истории цветного фотопроцесса, упомянем, что цветная плёнка (и негативная, и обращаемая) появилась в середине 1930-х годов прошлого века в США и Германии, и на неё даже снимались фильмы, но о массовом её использовании не было и речи. Цветная фотография стала доступна широким массам профессиональных фотографов лишь во второй половине прошлого века.

Кстати, в Советском Союзе, стране, первой отправившей человека в космос, так и не смогли наладить производство качественных цветных фотоматериалов: то, что можно было получить, используя цветной негатив ЦНД-32, представляло собой жалкое зрелище. Советских фотолюбителей спасали лишь цветные плёнки ORWO и Foma из ГДР и Чехословакии (были и такие социалистические страны на карте Европы), и венгерская Forte. К материалам Kodak, Fuji или Agfa имело доступ ограниченное количество фотографов, приближённых к внешнеторговым организациям и, разумеется, репортёры центральных издательств и журналов. Снимать достижения социализма приходилось на фотоплёнку, созданную на фабриках капиталистических государств.

Цветной фотографический процесс существенно сложнее чёрно-белого (как в процессе съёмки, так и в обработке). Он содержит больше стадий проявления, капризен к температуре, но, самое главное, в сравнении с чёрно-белой цветная печать куда более трудоёмка. Ручная печатать форматных цветных фотографий требует весьма дорогостоящего оборудования и материалов, да и сам процесс печати и проявки снимка тоже не отличается простотой.

Фотоувеличитель для цветной печати отличает важная и очень недешёвая деталь - цветосмесительная головка.

Но создание в 1970-е годы мини-лабораторий, которые позволяли проявлять цветной негатив и печатать фотоснимки 10×15 см сделали цветную фотографию невероятно доступной и по-настоящему массовой. Правда, в СССР минилабы появились лишь в конце 80-х, и этот фотобизнес широко развернулся в России только в 1990-х. Так или иначе, создать цветную фотографию сегодня совсем не сложно. Конечно, если рядом есть хорошая лаборатория.

Цветной фотоплёнке присущи те же основные характеристики, что и чёрно-белой: чувствительность, зернистость, фотографическая широта, зависимость качества от светочувствительности (кстати, у цветных плёнок зерно, как правило, больше, чем у ч/б такой же чувствительности). Но у цветных плёнок есть ещё одна важная зависимость - от цветовой температуры.

Не влезая в околонаучные дебри, скажем, что обычная цветная плёнка вполне точно передаёт цвет при дневном свете. Но! Стоит вам начать снимать в тени или вечером, вы увидите, что все цвета начинают изрядно синить. Если на цветную плёнку снимать при лампах накаливания, цвета будут существенно желтить. А если снять при вечернем освещении, например, огонь костра, то цветовой дисбаланс снимка будет полный. Правда, почему-то именно такие цветные снимки частенько выглядят очень эффектно.

Для того, чтобы как-то контролировать получение желаемого результата, в кофре профессионального фотографа даже появился специальный прибор для точного определения цветовой температуры - колорметр. Цветовую температуру можно корректировать специальными цветными фильтрами, но они вынуждают увеличивать экспозицию.

Важный момент: цветная фотоплёнка, в отличие от ч/б негатива, не терпит грубых ошибок в экспозиции. Неверно экспонированный цветной слайд можно смело выкидывать. Напечатать снимок с недо- или переэкспонированного цветного негатива, возможно, удастся, но точной передачи цвета на нём не будет. Кстати, выдержка, особенно длительная, также может существенно искажать цвет. Но иногда получается даже очень красиво.

Цветная обращаемая плёнка, сбалансированная под свет ламп накаливания. Одна из немногих, которую ещё можно приобрести.

Для съёмки в студиях была создана плёнка, сбалансированная под свет ламп накаливания (да-да, студийные вспышки вытеснили софиты только в 80-х). Цветная плёнка с символом «T» (Tungsten, что подразумевает лампы накаливания с вольфрамовой нитью) обладает невысокой чувствительностью, мелким зерном и имеет ограниченное студийное применение. Но с появлением студийных вспышек стало возможно снимать в студии и на дневную плёнку (цветовая температура вспышек максимально приближена к дневному свету).

Цвет. Негатив или диапозитив?

Теперь об особенностях негатива и диапозитива. Разница, как вы догадываетесь, в том, что сняв и проявив негатив, мы так и не видим конечного изображения (нас ещё ждёт процесс фотопечати), а вот после проявки слайда уже можем наслаждаться нашими шедеврами. Правда, размер шедевров на слайде (даже формата 6х9) таков, что без лупы их не рассмотреть и на стенку не повесить. Так зачем же они нужны, такие маленькие?

Конечно, сегодня мы можем запросто отсканировать что слайд, что негатив, и распечатать фото на принтере. Но, согласитесь, это уже не аналоговая фотография. Так зачем тогда нужен слайд, и что с ним дальше делать?

Вспоминаем, что основное практическое использование слайда - полиграфия: тут всё понятно. Ну, или вы можете любоваться слайдами, проецируя их на стену с помощью диапроектора. Или рассматривать слайд, вставленный в дурацкий пластиковый шарик с лупой: о! это был серьёзный бизнес на курортах СССР.

Но если вы снимаете не для прессы или полиграфии, вам, скорее всего, нужен отпечаток. До появления цифровой печати существовал процесс Cibachrome (технология компании Ilford) позволявший печатать снимки со слайда. По сравнению с отпечатками с негатива, фотографии на Cibachrome выглядели невероятно насыщенными и яркими. Но и цена за это удовольствие была весьма высока. Сегодня процесс называется Ilfordchrome, но найти лабораторию, работающую с этим процессом, непросто.

Диапроектор карусельного типа для демонстрации слайдов.

Цветной диапозитивный процесс кажется куда проще чем негативный: снял, проявил и - готово! Но! Начнём с того, что цена конечного слайда выше негатива. Аналоговая прямая печать со слайда сегодня практически невозможна, что не отменяет печать цифровую, но мы же собрались заниматься аналоговой, плёночной фотографией. Кроме того, вспомним, что слайд крайне капризен к ошибкам экспозиции: исправить практически ничего нельзя. Так что, выбирая материалом для съёмки обращаемую плёнку, задумайтесь, для чего вы снимаете, и что дальше вы будете делать с этим слайдом.

С точки зрения практичности цветной негатив выглядит куда привлекательнее. Он позволяет ошибаться с экспозицией, с ним можно многое доработать при фотопечати, себестоимость негатива и фотоотпечатка с него существенно ниже. Для современной полиграфии вы можете отсканировать как сырой негатив, так и доведённый до совершенства аналоговый фотоотпечаток. Качество цветного негатива высокой чувствительности выше аналогичного слайда. С цветного негатива можно сделать отпечаток на чёрно-белой фотобумаге. Есть повод задуматься, не правда ли?

Проявка цветных плёнок

Для проявки цветной негативной фотоплёнки стандартом является процесс C-41, а для проявки позитивных плёнок используется процесс E-6.

Самое время упомянуть технологию кросс-процесса. Если обращаемую фотоплёнку проявить по негативному процессу С-41, мы получим контрастный цветной негатив с искажённой цветопередачей. Отпечатки с такого негатива отличаются высоким контрастом и изрядной цветовой насыщенностью. Кросс-процесс частенько используется профессиональными фотографами как творческий приём.

Проявлять цветную плёнку можно и самостоятельно (особенно по процессу E-6). Профессиональная студия, как правило, имела среди прочего оборудования проявочный минилаб Jobo, существенно упрощавший процесс проявления всех типов плёнок.

Но подумайте дважды, есть ли смысл возиться с цветными процессами самостоятельно, если это не ваша страсть или творческий эксперимент? Быстрее и надёжнее сдать цветную фотоплёнку для проявки в зарекомендовавшую себя лабораторию, которой доверяют профессионалы.

Производство цветной фотоплёнки с приходом цифры сократилось весьма существенно. Ассортимент её даже меньше, чем чёрно-белой плёнки.

Fujifilm Pro 400H  - цветная негативная плёнка профессионального качества, высокой чувствительности, с мелким зерном, для съёмки при дневном освещении, содержащая четвёртый цветовой слой, запатентованный Fujifilm. Подходит для свадебной, портретной и модной фотосъёмки. Обеспечивает широту экспозиций от недоэкспонированных до переэкспонированных изображений, великолепные телесные оттенки с непрерывным плавным переходом от светов до теней, высокоточное воспроизведение цвета. Эмульсия нового поколения позволяет добиться оптимального качества сканирования . Цена: 370 р.

Fujifilm Reala 100 - высококачественная эмульсия обеспечивает исключительную точность воспроизведения цвета. Мелкое, гладкое зерно и наилучшая резкость. Прекрасная детализация даже при большом увеличении. Насыщенный баланс от светлых участков до теней . Цена: 270 р.

Kodak Professional PORTRA 160  - обеспечивает исключительно плавное и естественное воспроизведение оттенков кожи и низкую контрастность. Исключительно низкая зернистость. Улучшенные характеристики для сканирования и фотоувеличения. Идеально подходит для рекламных, портретных фотографий. Цена: 310 р.

На отечественном рынке сегодня можно купить цветную фотоплёнку (и негатив, и слайд) Kodak, Fujifilm и Rollei.

Какую выбрать? Однозначного ответа нет. Тут всё зависит от условий съёмки и конкретных задач. Помочь может только ваш опыт. Дело в том, что плёнки разных компаний, да и наименований, имеют свою передачу цвета. Одни теплее, другие холоднее, одни отлично передают цвет кожи и хороши для портретной съёмки, другие выдадут вам цвет «вырви глаз». Единственное, что можно посоветовать, - отдавайте предпочтение профессиональным плёнкам: хоть они и дороже любительских (яркие представители - Kodak Gold и Fuji Superia), но и результат будет гарантированно лучше.

Fujifilm Velvia 50  - цветная обращаемая плёнка чувствительностью 50 ISO, сверхмелкозернистая, с очень высоким разрешением и насыщенными цветами для съёмки при дневном освещении. Цена: 572 р.

Fujifilm Provia 100F  - цветная обращаемая плёнка для съёмки с естественным освещением. Отличается мелкой зернистостью, яркой передачей цветов, выверенным балансом серого. Великолепная мелкая зернистость (значение RMS - 8) и высокая чёткость позволяет отобразить детали с потрясающей ясностью вместе с широкой градацией, яркой и максимально натуральной цветопередачей и оптимальным балансом оттенков. Цена: 554 р.

Прежде чем вы зарядите в фотокамеру цветную плёнку хочется предостеречь цифровых фотографов. Глубочайшее заблуждение думать, что аналоговая цветная фотография - это так же просто, как и цифровая. Поверьте, вы ничего не знаете о цветной фотографии. Даже после многих лет работы с цветной плёнкой, сотен публикаций в глянце и нескольких персональных выставок у меня язык не повернётся назвать себя экспертом в области цветной фотографии.

Ваши «правильные» цифровые цветные снимки - заслуга десятилетий работы инженеров, разработавших матрицы и алгоритмы обработки цветных изображений. Они сделали всё, чтобы мы, не задумываясь ни о чём, получали правильные картинки. Говорю об этом, чтобы вы не расстраивались при первых неудачах. И настоятельно рекомендую не торопиться снимать на цветную плёнку. Начните с чёрно-белой, вас и там ждёт немало сюрпризов.

В следующих публикациях мы как раз перейдём к практике съёмки на плёнку на основе чёрно-белого негативного процесса. Помните: если вы хотите в чём-то разобраться, начинать нужно с основ.

Продолжение следует..

После производства фотоматериала его фасуют в кассеты, продают листами или наматывают на ролики. Существует несколько стандартов фасовки фотопленки, каждый из которых используется только в определенном типе фотоаппаратов.

Каждому типу фасовки присваивается свой номер или фирменное название. Поскольку законодателем в этой области является Kodak, то и присвоенные этой компанией номера типов фасовки становятся общепринятыми. Первый тип пленки, производимый Kodak, имел номер 101. Всем последующим типам фасовки присваивался либо порядковый номер, либо номер, ассоциирующийся со спецификациями фасовки.

Самый распространенный тип фотопленки — это 35-мм перфорированная роликовая фотопленка, или ТИП 135. Продается эта пленка в металлических кассетах по 12, 24 и 36 кадров. Также можно встретить кассеты и с достаточно нестандартным количеством кадров: 27, 15 или вроде того. Некоторые производители реализуют свои фотоматериалы рулонами, в коробках от 15 до 300 метров. Купив такую упаковку, можно самостоятельно разматывать пленку на отдельные кассеты, поэтому цена коробки, как правило, несколько ниже фасованной пленки. Так как такая фасовка наиболее часто используется для кинопленок, то и встречаются в такой упаковке обычно черно-белые кино- и фотопленки. Найти цветную негативную фотопленку в такой фасовке практически невозможно.

Тип 120 представляет собой ролики пленки шириной 61 мм. Используется такая пленка в профессиональных среднеформатных фотоаппаратах и позволяет делать кадры размером 6х4,5, 6х6, 6х7, 6х9 см. Некоторое время назад промышленность выпускала и любительские камеры, использующие такую пленку, но сегодня их производство прекращено. Количество кадров на пленке зависит от длины кадра, и при размере кадра 6х6 см составит 12 кадров. На всем протяжении пленка защищена бумажным ракордом, который защищает намотанную на катушку пленку от засветки. На обратной стороне ракорда указываются номера кадров, которые можно видеть в отверстии на задней панели камеры во время съемки.

1. 35-мм фотопленка; 2. Форматная листовая фотопленка;
3. Тип 120; 4. Тип 135; 5. Advansed Photo System. 6. Тип 110 .

Тип 220 аналогичен типу 120 . Главное отличие — увеличившееся вдвое количество кадров. Достичь этого, не изменяя габаритов ролика, удалось благодаря частичному отказу от бумажного ракорда. У этой пленки защитный ракорд приклеен к началу и концу ролика и отсутствует в середине. В настоящее время в продаже тип 220 встретить практически невозможно.


Формат APS. Стандарт Advanced Photo System был создан благодаря сотрудничеству крупнейших фотографических производителей и должен был стать промежуточным в переходе любительской фотографии с 35-мм камер на цифровые. Пленка продается в картриджах по 15, 25 и 40 кадров. Зарядка пленки в камеру осуществляется полностью автоматически, зарядный хвостик пленки даже не торчит из камеры. После проявки пленка снова заматывается в кассету, что обеспечивает ее надежное хранение, ведь пленка с изображением будет недоступна для рук фотолюбителей. Главное отличие этого типа пленки — наличие магнитной дорожки для записи информации об условиях съемки, что должно улучшить качество автоматической фотопечати. Распространенный за границей в России этот формат не прижился. Лабораторий, работающих с пленками данного типа, очень мало, поэтому и в продаже APS пленка встречается не часто.

Листовая фотопленка. В профессиональных камерах высокого класса используется листовая фотопленка. Пленка продается в листах разных форматов, будучи упакованной в коробки по 10, 20 и 50 листов. Самые распространенные форматы: 9х12 см, 10,16х12,7 см, 13х18 см и 20,3х25,4 см. Лист пленки обычно заряжается в специальную кассету от фотоаппарата в полной темноте. Для облегчения этого процесса и возможности определения типа пленки в полной темноте на одной из сторон листа имеются фигурные надсечки.

Не так давно с производства была снята миниатюрная пленка ТИП 110 . Пленка продавалась в пластмассовых картриджах, имела защитный бумажный ракорд с номерами кадров. Аналогичную, но несколько большую кассету имели пленки формата 126. Другой недавно исчезнувший тип пленки — это дисковая пленка (FILM DISK). Диск плоской пленки вращался в процессе экспонирования. На один диск можно было сделать 15 кадров форматом 8х10 мм. Оба формата были предложены фирмой Kodak и использовалась в компактных любительских фотоаппаратах.