Содержащая зерна галогенидов серебра , определяющие светочувствительность , контраст и оптическое разрешение фотоплёнки . После воздействия света (или других форм электромагнитного излучения, например рентгеновского) на фотоплёнке формируется скрытое изображение . С помощью химических реакций получают видимое изображение.

Фотоэмульсия

Фотоэмульсия - конгломерат зёрен галогенидов серебра и защитного коллоида , в основном фотографической желатины .

Фотографическая эмульсия представляет собой при температуре выше 40 °C вязкую жидкость, которая с понижением температуры превращается в студень . Она наносится на стекло , целлулоидную пленку и бумагу в виде тонкого слоя, который после высушивания образует светочувствительный слой фотоматериала.

Другие слои фотоплёнки

Подложка

О подложке фотопластинок и фотобумаг - см. Фотопластинка#Стекло и Фотобумага#Подложка соответственно.

Подложка - основа фотоматериала, служащая носителем эмульсионных слоёв.

На раннем этапе развития фототехники и кинематографа подложка киноплёнки изготавливалась из горючей нитроцеллюлозы , обладавшей наилучшими прочностными характеристиками из тогда существовавших прозрачных гибких пластиков.

Сейчас в кино- и фотоплёнке применяется прозрачный негорючий материал - триацетат целлюлозы толщиной 0.12-0.15 мм, а также более прочный негорючий материал полиэтилентерефталат (лавсан), толщиной около 0.06 мм. Подложка чёрно-белых негативных плёнок обычно дополнительно окрашивается в серый или фиолетовый цвет для уменьшения ореолов отражения.

Подслой

Этим слоем покрывают подложку фотоплёнки перед тем, как нанести светочувствиельную эмульсию. Предназначен для обеспечения необходимой прочности сцепления эмульсии с подложкой. Состоит из задубленной желатины и имеет толщину около 1 мкм. Прозрачен, бесцветен и химически инертен по отношению к всем компонентам светочуствительного слоя. На негативных плёнках его иногда делают окрашенным, тем самым заставляя его исполнять роль противоореольного слоя.

Противоскручивающий слой

Также называется контрслой - наносится на обратную сторону подложки, состоит из желатины. Препятствует скручиванию плёнки при сушке. Может быть окрашен, и тем самым выполнять одновременно роль противоореольного слоя.

Противоореольный слой

Противоореольный слой фотоматериала предназначен для устранения связанных с отражением и преломлением света в подложке фотоплёнки ореолов вокруг изображения ярких предметов и при съёмке против света. Состоит из желатины с добалением веществ, поглощающих свет (красители, серое коллоидное серебро). В процессе фотохимической обработки противоореольные слои обесцвечиваются.

Цветные фотоплёнки и фотобумаги обычно имеют слой с коллоидным серебром. У фотоплёнок противоореольный и противоскручивающий слой совмещены и наносятся на обратную сторону подложки.

Дополнительно противоореольную функцию может исполнять окрашенная подложка плёнки и дополнительный мелкозернистый низкочувствительный слой, наносимый под основным высокочувствительным в чёрно-белой фотоэмульсии.

Классификация

Фотоплёнка делится на три большие группы:

  • Негативная. На плёнке этого типа изображение инвертировано, то есть наиболее светлым участкам сцены соответствуют наиболее тёмные участки негатива, на цветной плёнке инвертированы также цвета. Окончательное изображение получается на фотобумаге при печати.
  • Обращаемая, или слайдовая. Эта плёнка не предназначена для последующей фотопечати, изображение просматривается напрямую на проекторе или через лупу . Слайдовая плёнка также широко применялась в полиграфии благодаря меньшим потерям цветопередачи. Обращаемая фотоплёнка также бывает чёрно-белой, однако эта разновидность не получила широкого распространения.
  • Позитивная. Позволяет создавать диафильмы и слайды путём контактной или проекционной печати с негатива. Обладает низкой чувствительностью, но также и низкой зернистостью и высокой разрешающей способностью. Широко применяется в кино для создания фильмокопий, но в собственно фотографии используется редко.

Обращаемая и позитивная плёнки предназначены для получения конечного изображения, в отличие от негативной, изображение на которой - лишь промежуточная стадия фотографического процесса . Поэтому обращаемая и позитивная плёнки по сравнению с негативной обычно характеризуются меньшей плотностью вуали, отсутствием маскирующих слоёв и особым устройством или полным отсутствием противоореольного слоя.

В отдельных случаях для получения специальных эффектов может также использоваться кросспроцесс , когда негативная плёнка обрабатывается как обращаемая или наоборот.

Фотоплёнка бывает чёрно-белой или цветной:

  • В чёрно-белой фотоплёнке есть обычно один слой серебряных солей. При попадании света и дальнейшей химической обработке соли серебра превращаются в металлическое серебро - на плёнке образуются тёмные области, соответвующие светлым областям на отпечатке.

Типоразмеры фотопленки

Плёнка различается по размеру: Бывает перфорированной шириной 16 и 35 мм, неперфорированной рулонной шириной 61,5 мм и плоской (листовой).

Начиная заниматься пленочной фотографией, вы столкнетесь с первой сложностью, когда, придя в местный фотомагазин, увидите стопку разноцветных коробок с названиями: Kodak Tri-X или Ektar. Продавец спросит вас, что вы покупаете, а в ответ, вы сможете лишь смущенно уточнить, зачем магазин вообще продают столько видов пленок Kodak. Я хотел бы спасти вас от этой неловкой ситуации.

Я расскажу вам о нескольких своих любимых типах пленки и приведу примеры снимков в качестве наглядного ориентира для выбора из того многообразия пленок, что доступны в фотомагазинах в наши дни.

В этом сайте мне нравится то, что можно столкнуться с реальными и зачастую противоречивыми мнениями читателей. Я не эксперт по фотопленке, даже очень далек от этого. Я не изобретаю велосипед, а просто снимаю на пленку около года. Если вам интересны мнения экспертов, я уверен, вы сможете найти их. Я просто надеюсь, что эта статья будет полезна для вас в какой-то степени.

Некоторые мысли о пленочной фотографии

Прежде чем начать, мне хотелось бы рассказать, почему я снимаю на пленку. Я также снимаю на цифровой фотоаппарат, у меня нет предубеждения, что одно лучше другого или наоборот. Также как у кабриолета, спорткара или джипа, у пленочной и цифровой фотографии есть свои сильные и слабые стороны, которые не всегда можно сопоставить, чтобы произвести точное сравнение. Я признаю, что существует много сложностей, которые отталкивают людей от съемки на пленку.

Один из моих любимых факторов пленочной фотографии - это возможность использовать лучшее фотооборудование прошлого века по весьма низкой цене. Посмотрите на стоимость камер в старых фото-журналах, теперь эти же камеры можно приобрести практически за бесценок на сайтах-досках объявлений. Вы можете приобрести фотооборудование, с помощью которого было сделано до 90 % снимков для National Geographic, по цене DSLR-камеры (однообъективная цифровая зеркальная фотокамера) начального уровня.

Вот фотография, на которой изображена Minolta AL-s (с дальномером), которую я приобрел на Ebay за каких-то $ 37.

Всего за $ 37! Имейте в виду, что хотя камеры Leica и идеально подходят для пленочной фотографии, вам не обязательно ждать, пока вы накопите на MP и 35mm Summilux ASPH. К тому же, скорее всего, вы все равно не сможете сразу насладиться всеми достоинствами подобной камеры, потому что, хотя пленочная фотография и приносит много удовольствия, она также требует особых усилий для получения хорошего результата.

К тому же, действительно выгодные предложения характерны для оборудования, которое не работает с современным цифровым (к примеру, у Leica есть цифровые камеры, которые полностью совместимы со старыми линейками объективов). Большинство снимков, которые представлены в данной статье, сделаны на M6 с одним из новейших Summicrons. Несколько фотографий получены с помощью других камер, но я никогда не скажу, какие…

Различные типы фотопленок

Fuji Velvia 50

Моя любимая пленка! Это слайдовая пленка с ISO 50. Это означает, что, скорее всего, вы будете снимать на нее вне помещений. Используйте ее, когда вам хочется получить насыщенные, яркие цвета. По-моему мнению, она высококонтрастна, сохраняет лишь некоторые детали в тенях, в случае, если сцена обладает широким динамическим диапазоном. Необходим точный выбор экспозиции, потому что эта пленка допускает лишь небольшую погрешность.

В случае недостаточного или чрезмерного экспонирования снимок будет выглядеть мутным и грязным. Так как это слайд-пленка, вы сможете просматривать фотографии с родственниками, используя проектор. Шучу, ну, отчасти… Осторожнее с портретной съемкой! Цвет кожи может получиться неудачным - перенасыщенным и мультяшным (особенно в "золотой час"). Тем не менее, я мне удавалось получать неплохие фотографии людей, используя данную пленку.

Kodak Ektar 100

Эту пленку я считаю очень "безопасной". Одна из причин, из-за которой я люблю пленочную фотографию, это то, что снимки выглядят не столь хирургически совершенно, как хорошие цифровые. Снимки, сделанные на пленку, выглядят как фотографии, снятые в прежние годы. Это важно для тех, кто вырос на National Geographic. Пленка Ektar обладает потрясающей запоминающейся цветопередачей по всему спектру. Иногда фотографии даже выглядит как цифровые, причем как отличные цифровые снимки. Иногда я замечаю, что для этой пленки характерны немного теплые тона, что может в некоторых приводить к перенасыщению тона кожи.

Kodak Tri-X 400 и Ilford HP5 Plus (push-процесс до 1600)

Иногда забавно снимать на пленку, используя другое (нежели указано на коробке) значение ISO. Сдавая пленку в лабораторию, необходимо сообщить о том, что был применен push -процесс, чтобы они могли правильно ее проявить. Мне нравится использовать эту технику для съемки в условиях слабого освещения или ночью. Я указал обе эти пленки, так как не отдаю предпочтения какой-то из них. Используя пленки описанным образом, можно получить грубые, контрастные, "грязные" черно-белые снимки - это эффект хорошо подходит для уличной фотографии.

Ilford Delta 100

Это хорошая стандартная мелкозернистая черно-белая пленка. Она обладает широким динамическим диапазоном от черного к белому со всеми промежуточными оттенками серого. Я нахожу эту пленку низкоконтрастной и гибкой. Используйте ее или Ilford PANF 50 для съемки вне помещений, особенно, если вы хотите фотографировать с широко открытой диафрагмой для хорошего освещения объекта.

Ilford Delta 400

Выбор ISO может стать непростой задачей, так как, в отличие от цифровых, аналоговые камеры в большинстве своем не дают возможности оперативно поменять ISO. Пленка с ISO 400 является универсальной как для съемки в помещении (в большинстве случаев), так и вне. Конечно, вы получите больше зерна на фотографиях, но многие выбирают пленку именно с этой целью.

Kodak Ultra Color 100

Не знаю почему, но я не снимал много на эту пленку. Она никогда не подводила меня, хотя, возможно, именно поэтому я не часто использовал ее - она всегда слушается и я не чувствую необходимости "бороться", как приходится с Fuji Velvia 50. Яркие, но успокаивающие цвета. Можно сказать, что это "середнячок" цветных пленок - приятный и надежный.

Kodak Portra 400 (новая версия)

Это интересная пленка. Мне не всегда везло с ней, однако фотографии, снятые на нее, из тех, что я находил в Интернет, выглядят потрясающе. Думаю, так получилось из-за моей не любви к пленкам с высоким ISO - мне нравится снимать на открытой диафрагме на вне помещений. Думаю, как только Kodak выпустит какую-то комбинацию пленок NC и VC с ISO 160, то я стану пользоваться ей очень часто.

Kodak Portra 160 VC (яркие цвета)

Это одна из моих любимых. Она очень хороша для съемки портретов, потому что делает нейтральным и привлекательным оттенок кожи. ISO достаточно низкое для того, чтобы снимать на широко открытой диафрагме, но при этом не настолько, чтобы заставить вас скучать в случае, если солнце не вышло. Они также предлагают версию NC (натуральные цвета), но мне больше нравятся яркие запоминающиеся снимки. Однако в некоторых ситуациях при съемке портрета выбор NC действительно оказывается более удачным.

Kodak Kodachrome 64

В настоящее время производство прекращено, но мне хотелось бы включить ее в обзор для забавы. Пленка, известная, как выбор Стива МакКарри и его коллег из National Geographic, особенна ее превосходными сладкими, пожалуй, выдающимися цветами. Процесс ее разработки был поистине инновационным и вот она больше не производится. Если вы сами не успели попробовать эту пленку, то вам остается лишь в слезах глядеть на портретное портфолио мистера МакКарри, удивляясь, почему вы снимали на цифру, пока еще можно было приобрести эту пленку.

Ilford Delta 3200

Это очень зернистая, грубая и чувствительная пленка. Поверьте, вы не станете фотографировать малышей на эту пленку! Лучше всего она подходит для частного детектива, фотографирующего место убийства, съемки восстания зомби или ниндзя (если вы их заметите).

Lomography Color Negative 100 и 400

Эти "игрушечные" пленки могут доставить вам огромное удовольствие, если вы все же решитесь слезть с вашей дорогой лошадки и пройтись по городским лавочкам в поисках подобной пленки. В таких местах можно найти множество типов (я не сомневаюсь, что в том числе просроченную Afga), обладающих уникальными характеристиками от экстремальных цветов до красного оттенка.

Заключение

Я надеюсь, эта статья поможет вам в выборе, какую пленку попробовать следующей. Вы также можете поискать соответствующие конкретным типам пленки группы на Flickr, просто это не будет также удобно, как чтение этой статьи.

Фотопленка (фототехническая пленка) - светочувствительный материал, у которого подложкой является ацетицеллюлозная пленка, полистирол и др. (на подложку нанесен подслой, на подслой - эмульсионный слой), используемый для создания фотографических изображений.

История создания
Камера-обскура является предшественником современной фотографии. Вероятно, что первым кто использовал ее был Леонардо Да Винчи. В 1686 г. Йоганнес Цан спроектировал портативную камеру-обскуру, однако использовалась она только для зарисовки изображений - пейзажей, портретов, бытовых зарисовок. Если к матовому стеклу приложить полупрозрачную бумагу, то на ней можно с помощью карандаша довольно точно зафиксировать на просвет изображение на стенке. Прошли сотни лет до того, как в 1840 г. У. Толбот создал процесс калотипией (от греч.слов kalos - красивый и typos - отпечаток), впоследствии получившей название толботипия. Толбот получал сначала прозрачный негатив, а потом с помощью солнечного света он делал с негатива контактные отпечатки на хлоросеребряной бумаге. Однако качество этих снимков были очень низкого уровня.
Первый фотоаппарат "Кодак", появившийся в 1888 г., был простой портативной камерой, вмещавшей ролик бумаги на 100 снимков. Камера с отснятыми снимками возвращалась производителю для проявления, печати и перезарядки. В 1889 г. Джордж Истмен (1854-1932) разработал прозрачную пленку. В 1900 г. он создал более простую фотокамеру, которой могли пользоваться даже дети. Стоила она всего 1 доллар и продавалась вместе с роликом пленки в кассете, которую после фотографирования можно было отправить на завод-изготовитель для проявки и печати. Такими камерами пользовались миллионы любителей фотографии.

Классификация

Фотоплёнка делится на три большие группы :
Негативная
На плёнке этого типа изображение инвертировано, то есть наиболее светлым участкам сцены соответствуют наиболее тёмные участки негатива, на цветной плёнке инвертированы также цвета. Окончательное изображение получается на фотобумаге при печати.
Обращаемая, или

Эта плёнка не предназначена для последующей фотопечати, изображение просматривается напрямую на проекторе или через лупу. Слайдовая плёнка также широко применялась в полиграфии благодаря меньшим потерям цветопередачи. Обращаемая фотоплёнка также бывает чёрно-белой, однако эта разновидность не получила широкого распространения.

Позволяет создавать диафильмы и слайды путём контактной или проекционной печати с негатива. Обладает низкой чувствительностью, но также и низкой зернистостью и высокой разрешающей способностью. Широко применяется в кино для создания фильмокопий, но в собственно фотографии используется редко.
Обращаемая и позитивная плёнки предназначены для получения конечного изображения, в отличие от негативной, изображение на которой - лишь промежуточная стадия фотографического процесса. Поэтому обращаемая и позитивная плёнки по сравнению с негативной обычно характеризуются меньшей плотностью вуали, отсутствием маскирующих слоёв и особым устройством или полным отсутствием противоореольного слоя.

Чёрно-белая и цветная фотопленка
В чёрно-белой фотоплёнке есть обычно один слой серебряных солей. При попадании света и дальнейшей химической обработке соли серебра превращаются в металлическое серебро - на плёнке образуются тёмные области, соответствующие светлым областям на отпечатке.
Существует специальная монохромная плёнка, Она обрабатывается по классическому цветному процессу, но формирует чёрно-белое изображение, а не цветное.
Цветная плёнка использует как минимум три слоя. Окрашивающие, адсорбирующие вещества, взаимодействуя с кристаллами серебряных солей, делают кристаллы чувствительными к различным участками спектра. Этот способ изменения спектральной чувствительности называется сенсибилизацией. Чувствительный только к синему, обычно несенсибилизированный, слой расположен сверху. Так как все остальные слои, помимо "своих" диапазонов спектра, чувствительны и к синему, их отделяет жёлтый светофильтрующий слой. Далее идут зелёный и красный. В процессе экспонирования в кристаллах галогенидов серебра образуются скопления атомов металлического серебра, точно так же, как у чёрно-белой плёнки. Впоследствии это металлическое серебро служит для проявления цветных красителей (пропорционально количеству серебра), далее снова превращается в соли и вымывается в процессе отбелки и фиксирования, так что изображение в цветной плёнке формируется цветными красителями. Современные фотоплёнки, такие как Kodacolor II, имеют до 12 слоёв эмульсии и содержат более чем 20 различных веществ в каждом слое.

Стандарты фотопленки
Плёнка различается по размеру: Бывает перфорированной шириной 16 и 35 мм, неперфорированной рулонной шириной 61,5 мм и плоской (листовой).
Наиболее распространена фотоплёнка шириной (по формату совпадает с киноплёнкой той же ширины). Формат кадра 24×36 мм; встречаются также форматы 18×24 мм, 24×24 мм, 24×30 мм и др.
Неперфорированная фотоплёнка шириной 61,5 мм ("средний формат") используется в профессиональной фотосъёмке. Формат кадра может быть 4,5×6 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см, и 6×9 см.
Листовая фотоплёнка выпускается в виде листов формата 9×12 см, 4"×5", 13×18 см, 18×24 см и др. Применяется в фотокамерах большого формата.

Чувствительность фотоплёнки
Чувствительность фотоплёнки определяется свойствами фотоэмульсионного слоя. Измеряется в единицах ISO(ASA), градусах DIN или ГОСТ. Бо́льшая чувствительность позволяет снимать при меньших выдержках, однако имеет и свои недостатки: повышается зернистость изображения. Иногда возможно применение push и pull обработки, когда фотоплёнка проявляется при специальных условиях, которые искусственно "задним числом" соответственно повышают или понижают чувствительность плёнки.

Кассета фотографическая, светонепроницаемое устройство, в которое помещают фотоплёнку или фотопластинку. Плёночные кассеты для малоформатных фотоаппаратов имеют цилиндрический корпус, внутрь которого вставляют катушку с намотанной на её сердечник фотоплёнкой и закрывают крышкой. Через прорезь (щель) в корпусе фотоплёнка выходит из кассеты.
По краям фотопленки располагаются два ряда квадратных отверстий для захвата фотопленки зубчатым валиком фотоаппарата.

Ведущие производителями фотопленки являются: Agfa, Kodak, Fugi, Konica

Используемые источники:
1. © Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2001

07.09.2016

Фотопленка отличается от других фотоматериалов, таких как фотопластинки и фотобумага, тем, что светочувствительный слой нанесен на одновременно прозрачную и гибкую основу.

Состав фотопленки

Прозрачная и гибкая основа фотопленки представляет собой пластиковую ленту с перфорацией по краям и нанесенным на нее светочувствительным составом. На заре фото- и кинематографии материалом для нее служила нитроцеллюлоза, но впоследствии этот крайне горючий пластик был заменен на ацетат целлюлозы. На подложку наносится один или несколько слоев фотоэмульсии, содержащей серебро. Размер его частиц влияет на уровень чувствительности, контраста, зернистости и разрешения пленки.

Процесс создания негатива и позитива из пленки

Процесс создания черно-белого негатива включает три стадии:

  1. Экспонирование. Под действием света, попадающего на чувствительную эмульсию за время открытия затвора камеры, изменяется структура эмульсионного покрытия. Чем больше света попадает на участок, тем темнее он станет выглядеть. На пленке образуется скрытое изображение. Чтобы оно проявилось, фотопленку обрабатывают специальными реактивами.
  2. Проявка. Чтобы усилить полученное на пленке скрытое изображение, ее подвергают химической реакции. В результате, участки, на которые попал свет, становятся непрозрачными, а затемненные области остаются светлыми. Так получается негатив, то есть изображение, инвертированное по светлоте.
  3. Фиксация. Под воздействием фиксирующего состава с пленки удаляются частички серебра, не подвергшиеся облучению светом, а проявленный слой эмульсии становится нечувствительным к дальнейшему его воздействию. Негативы, прошедшие три стадии обработки считаются готовыми. Для получения позитивного изображения, операции экспонирования, проявки и фиксации повторяются в том же порядке, но воздействию на этот раз подвергается фотобумага.

Процесс проявления фотоснимка

Разновидности фотопленки

Существуют два основных вида фотопленки:

  • Черно-белая,
  • Цветная.

Черно-белая пленка также имеет монохромную разновидность. Она отличается от классической тем, что изображение получается не черным, а окрашенным в один цвет. Цветная пленка позволяет передавать весь спектр природных цветов снимаемого объекта.

Каждый из видов подразделяется на типы:

  • Негативная,
  • Позитивная,
  • Обращаемая.

Главной характеристикой любой пленки является ее светочувствительность. От этого показателя зависит время экспозиции при съемке и качество получаемых фотографий.

Интересные публикации на сайте

Тема лекции: Фотография. Плёночная фотография. Фотоплёнка. Фотобумага. Негатив. Позитив.

Плёночная фотография - фотографический способ получения статичного изображения объекта , использующий получение и хранение информации в аналоговой форме на светочувствительных материалах , в которых происходят химические изменения на различных стадиях фотографического процесса .

В плёночной фотографии применяются различные светочувствительные материалы - фотоплёнка (на гибкой прозрачной основе), фотобумага (на гибкой непрозрачной основе), фотопластинки (на твёрдой основе). Принципиального значения для фотографического процесса вид подложки не имеет.

Фотоплёнка - фотоматериал на гибкой прозрачной основе (в отличие от жёстких фотопластинок на стеклянной основе и фотобумаги на непрозрачной основе) , представляющий собой лист пластика (лавсан, нитрат или ацетат целлюлозы) , на который нанесена фотоэмульсия , содержащая зерна галогенидов серебра , определяющие светочувствительность , контраст и оптическое разрешение фотоплёнки . После воздействия света (или других форм электромагнитного излучения, например рентгеновского) на фотоплёнке формируется скрытое изображение . С помощью химических реакций получают видимое изображение .

Фотоэмульсия - конгломерат зёрен галогенидов серебра и защитного коллоида , в основном фотографической желатины .

Фотографическая эмульсия представляет собой при температуре выше 40 °C вязкую жидкость, которая с понижением температуры превращается в студень. Она наносится на стекло, целлулоидную пленку и бумагу в виде тонкого слоя, который после высушивания образует светочувствительный слой фотоматериала .

Другие слои фотоплёнки:

1) Подложка - основа фотоматериала , служащая носителем эмульсионных слоёв .

На раннем этапе развития фототехники и кинематографа подложка киноплёнки изготавливалась из горючей нитроцеллюлозы , обладавшей наилучшими прочностными характеристиками из тогда существовавших прозрачных гибких пластиков .

Сейчас в кино- и фотоплёнке применяется прозрачный негорючий материал - триацетат целлюлозы толщиной 0.12-0.15 мм , а также более прочный негорючий материал полиэтилентерефталат (лавсан) , толщиной около 0.06 мм . Подложка чёрно-белых негативных плёнок обычно дополнительно окрашивается в серый или фиолетовый цвет для уменьшения ореолов отражения .

2) Подслой . Этим слоем покрывают подложку фотоплёнки перед тем, как нанести светочувствиельную эмульсию . Предназначен для обеспечения необходимой прочности сцепления эмульсии с подложкой . Состоит из задубленной желатины и имеет толщину около 1 мкм . Прозрачен, бесцветен и химически инертен по отношению к всем компонентам светочувствительного слоя. На негативных плёнках его иногда делают окрашенным, тем самым заставляя его исполнять роль противоореольного слоя .

3) Противоскручивающий слой , также называется контрслой - наносится на обратную сторону подложки , состоит из желатины . Препятствует скручиванию плёнки при сушке . Может быть окрашен, и тем самым выполнять одновременно роль противоореольного слоя .

4) Противоореольный слой фотоматериала предназначен для устранения связанных с отражением и преломлением света в подложке фотоплёнки ореолов вокруг изображения ярких предметов и при съёмке против света . Состоит из желатины с добавлением веществ, поглощающих свет (красители, серое коллоидное серебро) . В процессе фотохимической обработки противоореольные слои обесцвечиваются.

Цветные фотоплёнки и фотобумаги обычно имеют слой с коллоидным серебром . У фотоплёнок противоореольный и противоскручивающий слой совмещены и наносятся на обратную сторону подложки .

Дополнительно противоореольную функцию может исполнять окрашенная подложка плёнки и дополнительный мелкозернистый низкочувствительный слой , наносимый под основным высокочувствительным в чёрно-белой фотоэмульсии .


Строение черно-белой фотопленки: 1 - основа; 2 - подслой; 3 - эмульсионный слой; 4 - противоореольный слой

Строение цветной фотопленки: 1 - синечувствительный слой; 2 - желтый (фильтровый) слой; 3 - зеленочувствительный слой; 4 - красночувствительный слой; 5 - зеленый противоореольный слой; 6 - основа.

Классификация

Фотоплёнка делится на три большие группы:

1) Негативная . На плёнке этого типа изображение инвертировано , то есть наиболее светлым участкам сцены соответствуют наиболее тёмные участки негатива , на цветной плёнке инвертированы также цвета. Окончательное изображение получается на фотобумаге при печати .

2) Обращаемая , или слайдовая . Эта плёнка не предназначена для последующей фотопечати , изображение просматривается напрямую на проекторе или через лупу . Слайдовая плёнка также широко применялась в полиграфии благодаря меньшим потерям цветопередачи . Обращаемая фотоплёнка также бывает чёрно-белой , однако эта разновидность не получила широкого распространения.

3) Позитивная . Позволяет создавать диафильмы и слайды путём контактной или проекционной печати с негатива . Обладает низкой чувствительностью , но также и низкой зернистостью и высокой разрешающей способностью . Широко применяется в кино для создания фильмокопий , но в собственно фотографии используется редко.

Обращаемая и позитивная плёнки предназначены для получения конечного изображения , в отличие от негативной , изображение на которой - лишь промежуточная стадия фотографического процесса . Поэтому обращаемая и позитивная плёнки по сравнению с негативной обычно характеризуются меньшей плотностью вуали , отсутствием маскирующих слоёв и особым устройством или полным отсутствием противоореольного слоя .

В отдельных случаях для получения специальных эффектов может также использоваться кросспроцесс , когда негативная плёнка обрабатывается как обращаемая или наоборот.

Кросспроцесс или кросспроцессинг - проявка одного типа плёнки по процессу другого. Чаще всего таким образом проявляют негативную цветную плёнку (процесс C41) как обращаемую цветную слайдовую плёнку (процесс E6) и наоборот.

Фотоплёнка бывает чёрно-белой или цветной :

1) В чёрно-белой фотоплёнке есть обычно один слой серебряных солей . При попадании света и дальнейшей химической обработке соли серебра превращаются в металлическое серебро - на плёнке образуются тёмные области, соответствующие светлым областям на отпечатке .

Существует специальная монохромная плёнка , она обрабатывается по классическому цветному процессу , но формирует чёрно-белое изображение , а не цветное .

2) Цветная плёнка использует как минимум три слоя . Окрашивающие, адсорбирующие вещества , взаимодействуя с кристаллами серебряных солей , делают кристаллы чувствительными к различным участками спектра. Этот способ изменения спектральной чувствительности называется сенсибилизацией . Чувствительный только к синему, обычно несенсибилизированный, слой расположен сверху. Так как все остальные слои , помимо "своих" диапазонов спектра , чувствительны и к синему, их отделяет жёлтый светофильтрующий слой . Далее идут зелёный и красный. В процессе экспонирования в кристаллах галогенидов серебра образуются скопления атомов металлического серебра , точно так же, как у чёрно-белой плёнки . Впоследствии это металлическое серебро служит для проявления цветных красителей (пропорционально количеству серебра) , далее снова превращается в соли и вымывается в процессе отбелки и фиксирования , так что изображение в цветной плёнке формируется цветными красителями . Современные фотоплёнки , такие как Kodacolor II, имеют до 12 слоёв эмульсии и содержат более чем 20 различных веществ в каждом слое .

Размеры фотопленки

Плёнка различается по размеру:

Бывает перфорированной шириной 16 и 35 мм , неперфорированной рулонной шириной 61,5 мм и плоской (листовой) .

Наиболее распространена фотоплёнка шириной 35 мм (по формату совпадает с киноплёнкой той же ширины) . Формат кадра 24×36 мм ; встречаются также форматы 18×24 мм , 24×24 мм , 24×30 мм и др.

Неперфорированная фотоплёнка шириной 61,5 мм ("средний формат") используется в профессиональной фотосъёмке . Формат кадра может быть 4,5×6 см , 6×6 см , 6×7 см , 6×8 см , и 6×9 см .

Advanced Photo System - фотоплёнка шириной 24 мм .

Листовая фотоплёнка выпускается в виде листов формата 9×12 см , 4"×5", 13×18 см , 18×24 см и др. Применяется в фотокамерах большого формата .

Чувствительность фотоплёнки

Чувствительность фотоплёнки определяется свойствами фотоэмульсионного слоя . Измеряется в единицах ISO(ASA) , градусах DIN или ГОСТ . Бóльшая чувствительность позволяет снимать при меньших выдержках , однако имеет и свои недостатки: повышается зернистость изображения . Иногда возможно применение push и pull обработки , когда фотоплёнка проявляется при специальных условиях, которые искусственно "задним числом" соответственно повышают или понижают чувствительность плёнки .

Плёнка специального назначения

Существуют фотоплёнки для специального применения. Например, чувствительные в невидимом для глаза ультрафиолетовом или инфракрасном диапазоне . Плёнки , чувствительные к рентгеновскому излучению , применяются в медицине . Для нужд микрофильмирования применяются специальные сверхконтрастные плёнки .

Фотобумага - непрозрачный гибкий материал, предназначенный для получения позитивного фотографического изображения .

В зависимости от фотографического процесса фотобумагой могут называть светочувствительный материал либо специальную бумагу для печати фотографий на принтере .

Фотобумага - светочувствительный материал

Фотобумага для использования в классическом фотографическом процессе покрыта светочувствительной эмульсией .

Фотобумагу , как правило, экспонируют с негатива (фотоплёнка, фотопластинка) , используя фотоувеличитель , либо при помощи контактной печати . Под действием света в эмульсии происходят химические реакции , образуется скрытое изображение , преобразуемое в видимое при дальнейшей химической обработке (проявка, фиксирование).

Эффективная чувствительность фотобумаги в десятки раз меньше фотоплёнки и составляет обычно единицы и доли единиц ГОСТ . Типичные выдержки при печати - секунды и минуты, в то время как при экспозиции фотопленки - десятые и сотые доли секунды.

Классификация фотобумаги

Фотобумага может быть предназначена как для цветной , так и для черно-белой фотографии .

Типы фотопроцесса

По отношению фотографического процесса к схеме "пленка-отпечаток" бумага делится на типы:

1) Негативная-позитивная - большинство современных фотобумаг , на которых изображение получается при печати с негатива;

2) Позитивная-позитивная - и пленка и бумага - позитивы , например, при печати со слайда по процессу Ilfochrome ;

3) Позитивная-позитивная - пленка позитивная и выполняет функцию бумаги , как в процессе "Polaroid" .

Типы подложки

1) Баритовая (FB - англ. fiber-based) . Подложкой для такой фотобумаги служит тонкая бумага (плотность 120—135 г/м 2) , полукартон (180 г/м 2) или картон(240 г/м 2) , изготовленные при соблюдении определённых требований чистоты, отсутстивя механических включений , сернистых соединений и других. Подложку покрывают тонким слоем сульфата бария (эта процедура называется "баритаж") . Среди выпускаемых в настоящее время фотобумаг баритовыми бывают только черно-белые .

2) Пластиковая (RC - англ. resin-coated) . Бумажный слой в такой фотобумаге заключен в два слоя полиэтилена . Она удобней в обращении, не имеет тенденции к сворачиванию во время сушки и не требует глянцевания . Выпускаются цветные и черно-белые пластиковые фотобумаги.

3) Полиэстеровая . Этот материал в основном применяется как подложка для современный цветных фотобумаг .

4) Калька - полупрозрачный тонкий гибкий материал, покрытый высококонтрастной светочувствительной эмульсией . Фотокалька предназначена для получения промежуточного негатива методом контактной или рефлексной печати .

Виды эмульсии черно-белых фотобумаг:

1) хлорсеребряная;

2) бромсеребряные;

3) хлоробромосеребряная.

Бумага для чёрно-белой печати выпускается как с постоянным , так и с переменным контрастом . Бумага постоянного контраста делится на мягкую, нормальные, контрастные и особо контрастные бумаги . По стандарту в СССР она маркировалась от № 1 до № 7 по возрастанию контрастности .

Бумага с переменным контрастом предназначена для мультиконтрастной печати , ее контрастность регулируется светофильтрами . В связи с более широким распространением мультиконтрастной бумаги , бумага с постоянным контрастом встречается значительно реже.

Фактура поверхности

Фотобумага выпускается матовая, глянцевая и тиснёная . Зеркального блеска (глянца) на поверхности фотобумаги достигают глянцеванием оной, обычно после окончания фотохимической обработки .

Негатив (лат. negativus - отрицательный) , в чёрно-белой фотографии и кинематографии образованное зёрнами металлического серебра изображение объекта съёмки , в котором почернения фотографические обратны яркостям деталей объекта : чем ярче деталь, тем большим почернением она воспроизведена; в цветной - изображение объекта съёмки , образованное красителями , цвета которых дополнительны к цветам его деталей: жёлтые - к синим, пурпурные - к зелёным, голубые - к красным и так далее (см. Дополнительные цвета, Цветоделение).

В фотографии под позитивом понимают конечный продукт фотографического процесса .

Фотографический процесс разбивается на два этапа:

1) Негативный процесс :

При открывании затвора фотоаппарата свет от освещённого объекта проецируется на фотоплёнку (или фотопластинку) и засвечивает определённые участки на фотоплёнке (фотопластинке) .

Фотоплёнка (фотопластинка) проявляется , то есть подвергается химической обработке . В результате на фотоплёнке (фотопластинке) образуется негативное изображение сфотографированного объекта .

Негативное изображение - это изображение , в котором все цвета (в цветной фотографии) или переходы белого в чёрный (в чёрно-белой фотографии) инвертированы.

2) Позитивный процесс :

Негативное изображение с фотоплёнки , с помощью проходящего сквозь фотоплёнку (фотопластинку) света , проецируется на фотобумагу .

На фотобумаге формируется . В чёрно-белой фотографии , под тёмными участками на негативе , через которые проходит мало света , формируются не засвеченные участки на фотобумаге и наоборот, под светлыми участками фотоплёнки , - засвеченные участки. В цветной фотографии происходит инверсия цветов . В процессе проявления фотобумаги засвеченные участки становятся тёмными, а не засвеченные - светлыми.

На позитивном изображении (на позитиве) , полученном на фотобумаге , цвета или чёрно-белые переходы, соответствуют сфотографированному реальному объекту . С одного негатива можно сделать любое количество позитивных изображений (фотографий).

В случае диафильма речь идёт о фотоплёнке , на которой формируется позитивное изображение (позитив) . С помощью диапроектора изображение с диафильма проецируется на экран . На экране формируется позитивное изображение . Тёмным участкам на диафильме соответствуют тёмные участки на экране и наоборот.