В родном доме, окруженный родственниками и друзьями, тихо скончался, не дожив двух недель до 62 лет, великий Джеф Раскин. Он был 31-м по счету сотрудником в компании Apple, но именно ему она обязана компьютерами Macintosh, двадцатилетие которых отмечалось в прошлом году в январе. Раскина погубил рак поджелудочной железы


Джеф Раскин совершенно не соответствовал привычному облику компьютерного гуру, и отнюдь не только потому, что был разносторонним и увлекающимся человеком. Он был не просто программистом, но мыслителем и всегда чувствовал моральную ответственность за те коды, которые писал. Раскин считал, что создатели компьютерного интерфейса принадлежат к той же этической группе, что и хирурги, и их главная задача - не навредить.

Он вполне серьезно относился к "первому закону робототехники", придуманному Айзеком Азимовым для художественных целей (робот не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы ему был нанесен вред), переделав его формулировку для собственных нужд: "Никакая система не должна вредить контенту или своим бездействием допускать, чтобы контенту был нанесен вред".

Из этого постулата происходит и знаменитая дружественность интерфейса Apple, и многие другие удобства продуктов этой компании, и, может быть, даже известная заносчивость ее поклонников. Кстати, именно Джеф Раскин изобрел однокнопочную "мышь" в противовес первенцу "мышиного" племени от компании Xerox, имевшему три кнопки.

Одна кнопка всегда проще трех, не правда ли?

Что там говорить, происхождение самого названия Macintosh, которое тоже придумал Раскин, выдает в нем мечтателя и романтика - но с практической головой. McIntosh - так называется любимый сорт яблок Джефа; но он специально чуть-чуть изменил написание этого слова, чтобы не возникло проблем с авторскими правами.

Джеф Раскин оставил Apple еще в 1982 году - чтобы основать компанию Information Appliance Inc. У этой компании была всего одна задача - сделать так, чтобы компьютер стал обычным инструментом для решения повседневных бытовых задач; ведь Джеф полагал, что единственная задача вычислительных машин - облегчить жизнь человеку.

Одновременно Раскин принялся за психологию познания - и к началу 1990-х подвел научную базу под проектирование дружественных компьютерных интерфейсов, после чего стало просто невежливo делать их сколько-нибудь сложными для понимания и освоения.

К 2000 году его знания и опыт получили воплощение в ставшей бестселлером книге "The Humane Interface". Джеф ввел понятие "эргономика разума" и корректно и последовательно описал термины и порядок создания интерфейсов, после чего эта прежде творческая дисциплина встала в жесткие рамки и приобрела четкие правила. Книга послужила основанием для сотен компьютерных курсов по всему миру, она переведена на десяток языков, в том числе русский.

Логическим следствием работы Джефа Раскина по максимальному очеловечиванию отношений с компьютером стало учреждение центра под названием Raskin Center for Humane Interfaces, где ведется работа над проектом Archy, целью которого создатели заявляют "переустройство базовых принципов машинных вычислений" и "принципиально новую парадигму отношений человека и компьютера". Сейчас над проектом работает сын Джефа - Аза Раскин.

Жаль, что публичной презентации первой рабочей модели Archy Джеф Раскин уже не увидит.

В родном доме, окруженный родственниками и друзьями, тихо скончался, не дожив двух недель до 62 лет, великий Джеф Раскин. Он был 31-м по счету сотрудником в компании Apple, но именно ему она обязана компьютерами Macintosh, двадцатилетие которых отмечалось в прошлом году в январе. Раскина погубил рак поджелудочной железы


Джеф Раскин совершенно не соответствовал привычному облику компьютерного гуру, и отнюдь не только потому, что был разносторонним и увлекающимся человеком. Он был не просто программистом, но мыслителем и всегда чувствовал моральную ответственность за те коды, которые писал. Раскин считал, что создатели компьютерного интерфейса принадлежат к той же этической группе, что и хирурги, и их главная задача - не навредить.

Он вполне серьезно относился к "первому закону робототехники", придуманному Айзеком Азимовым для художественных целей (робот не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы ему был нанесен вред), переделав его формулировку для собственных нужд: "Никакая система не должна вредить контенту или своим бездействием допускать, чтобы контенту был нанесен вред".



Из этого постулата происходит и знаменитая дружественность интерфейса Apple, и многие другие удобства продуктов этой компании, и, может быть, даже известная заносчивость ее поклонников. Кстати, именно Джеф Раскин изобрел однокнопочную "мышь" в противовес первенцу "мышиного" племени от компании Xerox, имевшему три кнопки.

Одна кнопка всегда проще трех, не правда ли?

Что там говорить, происхождение самого названия Macintosh, которое тоже придумал Раскин, выдает в нем мечтателя и романтика - но с практической головой. McIntosh - так называется любимый сорт яблок Джефа; но он специально чуть-чуть изменил написание этого слова, чтобы не возникло проблем с авторскими правами.

Джеф Раскин оставил Apple еще в 1982 году - чтобы основать компанию Information Appliance Inc. У этой компании была всего одна задача - сделать так, чтобы компьютер стал обычным инструментом для решения повседневных бытовых задач; ведь Джеф полагал, что единственная задача вычислительных машин - облегчить жизнь человеку.

Одновременно Раскин принялся за психологию познания - и к началу 1990-х подвел научную базу под проектирование дружественных компьютерных интерфейсов, после чего стало просто невежливo делать их сколько-нибудь сложными для понимания и освоения.

К 2000 году его знания и опыт получили воплощение в ставшей бестселлером книге "The Humane Interface". Джеф ввел понятие "эргономика разума" и корректно и последовательно описал термины и порядок создания интерфейсов, после чего эта прежде творческая дисциплина встала в жесткие рамки и приобрела четкие правила. Книга послужила основанием для сотен компьютерных курсов по всему миру, она переведена на десяток языков, в том числе русский.

Логическим следствием работы Джефа Раскина по максимальному очеловечиванию отношений с компьютером стало учреждение центра под названием Raskin Center for Humane Interfaces, где ведется работа над проектом Archy, целью которого создатели заявляют "переустройство базовых принципов машинных вычислений" и "принципиально новую парадигму отношений человека и компьютера". Сейчас над проектом работает сын Джефа - Аза Раскин.

Жаль, что публичной презентации первой рабочей модели Archy Джеф Раскин уже не увидит.

«Интерфейс не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был нанесен вред» . Азимов-Раскин

На фото: Джеф Раскин. То чувство, когда ты один знаешь, как сделать интерфейсы правильно, а весь мир делает не так.

Для тех, кто еще не знает Джеф Раскин (Jef Raskin) — специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Humane Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.

Мой первый интерфейс, где я был максимально продуктивен на то время (и под задачи молодости) — DOS Navigator , затем его сменил Total Commander .

Возможно, мой мозг засох после выпуска из универа, но мне кажется, что все, что связано с интерфейсами, с тех пор стало только хуже (субъективно). Я даже перестал искать и пробовать, стал пользоваться первым, что под руку попадется (например, встроенный редактор в Хабре). Но если надо взяться за серьезный проект, где «думать надо», я спрыгиваю из гамака и снимаю лыжи открываю… CorelDraw X3.

Corel — самая крутая штука после белой доски на всю стену и десятка цветных маркеров. В Corel есть ZUI . Стабильный и рабочий ZUI. Для моих задач и того типа информации (много текста и много картинок) которым я оперирую, чтобы «думать», Corel подходит почти идеально (лучшего пока не нашел). Хотя, нет, вроде бы тоже имеет ZUI. (Радует, что и хабравчане шевелятся в этом направлении — icefall с его )

Под катом немного наследия Джефа Раскина.



Джеф Раскин и его «первое яблоко»


Джеф и его портативные пк


Джеф и его банда


Складной велик


Рабочий стол


У Раскина патент на крыло аэроплана


Прототип «кошки» из картона


Молотками и шуруповертами


Кошка в разрезе


Запилим свой шрифт для удобства


Двойной курсор: черное — то, что можно удалить, серое — где начнется печать.


Пасхалка внутри кошки

инструкция

Also try leaping (either way) to the pattern: QWERASDFZXCV
press and hold USE FRONT N (the EXPLAIN command)


Прозрачность для пользователя


Раскин сделал джойстик для Apple //


Немного комиксов

Плакат

Вместе с Джобсом, Раскин нарисовал подсказку-инфографику по синтаксису
Jef Raskin said it was code.
Steve Jobs said it was art.
You decide.


Большая картинка

Книга

Элементы интерфейса часто можно называть привычными в том случае, что они могут легко использоваться «слепым» пользователем. Интерфейсы, построенные на основе принципов, изложенных в этой книге, часто могут использоваться даже слепыми пользователями, – а по отношению к тому, что находится вне нашего локуса внимания, мы все являемся в самом прямом смысле слепыми.
Задача дизайнеров заключается в том, чтобы создавать интерфейсы, которые не позволяют привычкам вызывать проблемы у пользователей. Мы должны создавать интерфейсы, которые, во-первых, целенаправленно опираются на человеческую способность формировать привычки и, во-вторых, развивают у пользователей такие привычки, которые позволяют упростить ход работы. В случае идеального человекоориентированного интерфейса доля участия самого интерфейса в работе пользователя должна сводиться к формированию полезных привычек. Многие проблемы, которые делают программные продукты сложными и неудобными в использовании, происходят из-за того, что в используемом интерфейсе «человек-машина» не учитываются полезные и вредные свойства человеческой способности формировать привычки. Хорошим примером служит тенденция предусматривать сразу несколько путей решения одной и той же задачи. В этом случае множество вариантов приводит к смещению локуса внимания пользователя с самой задачи на выбор пути.
  • Книга в html (но с назойливой рекламой)
  • Список статей Раскина
  • Статья из Компьютерры «Борец с системой»
  • UPD : посоветовали подробный рассказ о Раскине — «Бородатый мальчик и его самолетики»
Полный список ачивок Раскина
«Я только „примечание“ (footprint), но я горд быть этим „примечанием“, и сам ей стал. В конечном счете, моя работа — выявление принципов и развитие теории дизайна интерфейсов, и эта работа, так как многие могли бы сделать то, что я сделал, — вероятно, тоже заслуживает не больше „примечания“. Становление всемирной сети выглядит важнейшей частью компьютерной революции, если оглядываться на весь этот период открытий века.» Джеф Раскин

Вместе с компанией Edison продолжаем весенний марафон публикаций.

Я постараюсь докопаться до первоисточников IT-технологий, разобраться, как мыслили и какие концепции были в головах у первопроходцев, о чем они мечтали, каким видели мир будущего. Для чего задумывались «компьютер», «сеть», «гипертекст», «усилители интеллекта», «система коллективного решения задач», какой смысл они вкладывали в эти понятия, какими инструментами хотели добиться результата.

Надеюсь, что эти материалы послужат вдохновением для тех, кто задается вопросом, как перейти «от Нуля к Единице» (создать что-то, чего раньше и в помине не было). Хочется, чтобы IT и «программирование» перестали быть просто «кодингом ради бабла», и напомнить, что они задумывались как рычаг, чтобы изменить методы ведения войны образование, способ совместной деятельности, мышления и коммуникации, как попытка решить мировые проблемы и ответить на вызовы, вставшие перед человечеством. Как-то так.

Джеф Раскин - специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Human Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.

С 1989 года по конец жизни – независимый консультант, журналист. Среди клиентов – Intel, Matias Corp., XOFamily, HP, IBM, Motorola, NCR, Xerox, Ricoh, Kraft Systems, Bayer, Agensys, AT&T, McKesson, Technicon, Baan, Kammand Corporation, Toyama Musical Instrument Co., Enlighten Software, Teknowledge, Fujitsu и множество других, в том числе министерство сельского хозяйства США; постоянный автор Forbes, Wired, Mac Home Journal, Pacifica Tribune, Model Airplane News и так далее...

Он вполне серьезно относился к «первому закону робототехники», придуманному Айзеком Азимовым для художественных целей (робот не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы ему был нанесен вред), переделав его формулировку для собственных нужд: «Никакая система не должна вредить контенту или своим бездействием допускать, чтобы контенту был нанесен вред».

Из этого постулата происходит и знаменитая дружественность интерфейса Apple, и многие другие удобства продуктов этой компании, и, может быть, даже известная заносчивость ее поклонников. Кстати, именно Джеф Раскин изобрел однокнопочную «мышь» в противовес первенцу «мышиного» племени от компании Xerox, имевшему три кнопки.

Одна кнопка всегда проще трех, не правда ли?

Что там говорить, происхождение самого названия Macintosh, которое тоже придумал Раскин, выдает в нем мечтателя и романтика – но с практической головой. McIntosh – так называется любимый сорт яблок Джефа; но он специально чуть-чуть изменил написание этого слова, чтобы не возникло проблем с авторскими правами.

Джеф Раскин оставил Apple еще в 1982 году – чтобы основать компанию Information Appliance Inc. У этой компании была всего одна задача – сделать так, чтобы компьютер стал обычным инструментом для решения повседневных бытовых задач; ведь Джеф полагал, что единственная задача вычислительных машин – облегчить жизнь человеку.

Одновременно Раскин принялся за психологию познания – и к началу 1990 -х подвел научную базу под проектирование дружественных компьютерных интерфейсов, после чего стало просто невежливo делать их сколько-нибудь сложными для понимания и освоения.

К 2000 году его знания и опыт получили воплощение в ставшей бестселлером книге «The Humane Interface». Джеф ввел понятие «эргономика разума» и корректно и последовательно описал термины и порядок создания интерфейсов, после чего эта прежде творческая дисциплина встала в жесткие рамки и приобрела четкие правила. Книга послужила основанием для сотен компьютерных курсов по всему миру, она переведена на десяток языков, в том числе русский.

Логическим следствием работы Джефа Раскина по максимальному очеловечиванию отношений с компьютером стало учреждение центра под названием Raskin Center for Humane Interfaces, где ведется работа над проектом Archy, целью которого создатели заявляют «переустройство базовых принципов машинных вычислений» и «принципиально новую парадигму отношений человека и компьютера». Сейчас над проектом работает сын Джефа – Аза Раскин.

Жаль, что публичной презентации первой рабочей модели Archy Джеф Раскин уже не увидит.

Раскин тихо скончался 26 февраля 2005 году в родном доме, окруженный родственниками и друзьями не дожив двух недель до 62 лет. Он был 31-м по счету сотрудником в компании Apple, но именно ему она обязана компьютерами Macintosh. Раскина погубил рак поджелудочной железы.

Джеф Раскин совершенно не соответствовал привычному облику компьютерного гуру, и отнюдь не только потому, что был разносторонним и увлекающимся человеком. Он был не просто программистом, но мыслителем и всегда чувствовал моральную ответственность за те коды, которые писал.

Раскин считал, что создатели компьютерного интерфейса принадлежат к той же этической группе, что и хирурги, и их главная задача – не навредить.

Джеф Ра́скин (Jef Raskin) (26 марта 1943 - 26 февраля 2005) - специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Human Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.

Раскин оставил Apple в 1982 и основал фирму Information Appliance, Inc. для реализации его собственных концепций исключённых из проекта Макинтош. Его первым продуктом стал SwyftCard, карта расширения для компьютера Apple II, содержавшая программный пакет SwyftWare. Позже Information Applicane поставляла Swyft как отдельный компьютер. Раскин заключил договор с фирмой Canon о производстве похожего продукта под именем Canon Cat. Компьютер был выпущен в 1987 году и содержал ряд инновационных решений в области юзабилити, но не имел коммерческого успеха.

В 2000 году была издана книга Джефа Раскина «The Human Interface», посвящённая проблемам взаимодействия человека с машиной и разработке интерфейса с учётом принципов когнетики.

В начале XXI века Раскин начал проект The Human Environment (THE), разработку компьютерного интерфейса основанную на его тридцатилетних работах и исследованиях в этой области. В 2005 году проект был переименован в Archy. Работы продолжены его сыном, Азой Раскин, в компании Humanized, которая была основана вскоре после смерти Джефа Раскина, чтобы сохранить его наследие. Позже, Humanized выпустили программу Enso, посвящённую памяти Джефа и основанную на его работах по интерфейсу. Работы по проекту Archy были приостановлены в 2008 году, разработчики переключились на создание плагина Ubiquity к Mozilla Firefox, воплощающего некоторые концепции интерфейса из задумок Джефа Раскина.

Литература

  • Раскин Д., Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. - Пер. с англ. - СПб: Символ-Плюс, 2004. - 272 с., ил.

Ссылки

  • raskincenter.org (части сайта сохранившиеся в archive.org)
  • jefraskin.com