Цифровой фотоаппарат для ребенка имеет множество применений. Он дает возможность взрослым увидеть мир с точки зрения детей. Также он является полезным обучающим инструментом, помогая малышам расширить свой словарный запас, отточить повествовательные навыки и обогатить исследовательские способности.

Взглянуть на мир глазами детей

Так почему же цифровые камеры могут революционизировать исследования о детях и обогатить представление родителей о внутреннем мире ребенка? Некоторые не доверяют высокотехнологичным игрушкам. Но история появления фотоаппарата для детей началась с цифровых камер. Они сделали всех счастливыми, даже тех, кто беспокоился о том, что электронные игрушки и игры подавляют творческие способности молодого поколения. Цифровые устройства избавили от необходимости проявления пленки, что сделало фотографию доступной для детей. Это революционное изменение, но требуется некоторое время, чтобы осознать все его последствия.

Впервые с момента появилась возможность дать даже маленьким детям камеру и позволить им делать все, что они захотят. Результаты интригуют. Фотоаппарат для детей - настоящий кладезь богатого материала об их внутреннем мире. Мы видим то, что для них важно. Мы можем увидеть мир их глазами. Если это звучит как преувеличение, то следует знать о том, что фотоаппараты используются исследователями, которые хотят понять, на что смотрят дети. Проводились эксперименты, когда камеры устанавливались на головы младенцев. Некоторые творческие исследователи создали визуальную этнографию детей, давая им камеры и анализируя результаты.

Что дети фотографируют?

Это решили установить европейские исследователи. Маленьким представителям пяти разных стран, относившимся к трем возрастным группам - 7, 11 и 15 лет, показали, как использовать настоящие фотоаппараты. Детей не обучали фотографии или эстетике. Когда ученые изучили снимки, они заметили несколько закономерностей:

  • 7-летние дети чаще фотографировали у себя дома, и они делали больше снимков своих владений (например, игрушек).
  • По сравнению с более старшими и младшими детьми, 11-летние делали больше снимков без людей. Они фотографировали вне помещений, и делали меньше постановочных фотографий.
  • В целом, 11-летние создавали самые художественные или необычные снимки. У них также получалось наибольшее количество фотографий выставочного качества.
  • Старшие дети (11- и 15-летние) были более склонны делать юмористические или глупые кадры.
  • Подростки были наиболее сосредоточены на своем социальном мире. Они делали много снимков групп детей-сверстников.
  • Дети ценят спонтанность. Старшие дети сознательно предпочитали незапланированные фотографии.
  • Старшие дети (11 и 15 лет) экспериментировали с различными фотографическими эффектами, например, с необычными ракурсами.

Так что цифровой фотоаппарат для съемки детей предоставляет много возможностей для игр и исследований. Что еще можно сделать с его помощью?

Развлечения для детей-фотографов. Истории в фотографиях

Как отмечают исследователи, дети могут использовать фотографии для иллюстрации своих собственных историй. Дети могут начинать со своих снимков и писать к ним рассказы. Или наоборот, сначала написать историю, а уже потом фотографировать.

Для детей дошкольного возраста предлагается сопоставлять снимки с текстом. Нужно предложить им из всего множества сделанных фотографий для каждой страницы текста выбрать лучшую, а затем объяснить свой выбор. Если ничего не подходит, следует выбрать другой снимок.

И наоборот, можно дать детям набор случайных фотографий и попросить их, чтобы они придумали из них историю.

Создание набора выражений лица

Нужно помочь детям создать набор «эмоциональных» фотографий - снимков людей с различными эмоциональными выражениями лица. Если их распечатать, то можно использовать их в обучающих играх.

Изучение поведения животных

Есть причина тому, что зоологи делают фотографии. Снимки позволяют захватить детали, которые либо трудно понять, либо анализировать в реальном масштабе времени. Поэтому дикую природу (и даже домашних животных) фотографируют не просто для красоты. Это инструмент научных исследований. И с зум-объективом дети смогут обнаружить, что животные гораздо интереснее, чем им казалось.

Можно брать фотоаппарат для детей на прогулки в парк, на природу и в зоопарк. И пусть дети сами решают, что им фотографировать: лапки голубя, муравьев или нос собаки. Дети выбирают эти объекты, потому что уже заинтересованы в них. И, скорее всего, результаты дадут больше возможностей для обучения, чем любое стандартное, хорошо составленное «открыточное» изображение.

Юные следопыты

Обнаружение следов животных может помочь детям оттачивать аналитические и пространственные навыки. Фотоаппарат для детей позволяет им сохранять найденные следы и просматривать их снова и снова. Можно показать детям, как разместить на снимке монету или другой объект, чтобы дать зрителю ощущение масштаба. И пусть дети ведут записи своих находок.

Организация выставок и показов

Создание фотопоказов и коллекций снимков само по себе очень интересно. Следует поощрять детей сохранять фотографии в альбомах или книгах для газетных вырезок. А любимые, особые снимки с высоким разрешением можно проецировать на стену.

Течение времени

Как ваша семейная кухня меняется в течение дня? Что происходит с кубиком льда, когда он тает? Фотография помогает детям фиксировать изменения и размышлять о течении времени. Вот некоторые примеры:

  • Используйте фотоаппарат для детей, чтобы заснять, как цветок (например, ипомея) открывается на рассвете и закрывается в ночное время.
  • Поместите растение рядом с источником солнечного света и фотографируйте его ежедневно. Можно зафиксировать процесс фототаксиса - роста растения в направлении света.
  • Попробуйте снимать один и тот же пейзаж в разных погодных условиях.
  • Сфотографируйте ход уборки или ремонта дома.
  • Сделайте леденцы и поместите их в сахарный сироп, ежедневно делая снимки, чтобы зафиксировать процесс роста кристаллов сахара.
  • Положите печенье или другую еду у муравьиной тропы и фотографируйте каждые несколько часов.

Предположим, вы согласились с необходимостью приобрести фотоаппарат для детей. Настоящий, цифровой. Что дальше? Вот несколько советов.

Пусть дети используют камеру без постоянного присмотра. Если родители желают увидеть мир с точки зрения своего ребенка, то его следует оставить в покое. Это необходимо сделать потому, что взрослые изменяют способ использования детьми фотоаппаратов. У них есть собственные представления о том, что дети должны фотографировать. Родители рассказывают детям про фотоаппарат и говорят им, как делать хорошие снимки. И даже если не вмешиваться, одно только присутствие взрослых может повлиять на результат.

В одном исследовании детям дали камеры и сравнили две группы. Одна из них снимала в присутствии взрослого, а другая оставалась без присмотра. Хотя взрослый не давал детям никаких указаний о том, что фотографировать, само его присутствие имело эффект: дети ограничивались обычными объектами. Вторая группа делала очень разные снимки. В основном это были укромные уголки, такие как коридоры, уютные местечки и ванные комнаты. И предмет съемки был более выражен (например, фотографии шалящих детей).

Никто не захочет давать детям дорогую камеру и оставлять их без присмотра. Но в поиске подходящей модели, которая должна быть одновременно прочной и недорогой, следует быть осторожным с экономией на ее функциональных возможностях, которые сделают фотоаппарат вашего ребенка действительно полезным инструментом обучения.

Мегапиксели

Многие цифровые камеры для детей, т. е. специально для них предназначенные, часто имеют низкое разрешение - 1,3 Мп или меньше. Этого может быть достаточно для удовлетворения основной цели, особенно если не планируется печатать фотографий. Но многие, в том числе дети дошкольного возраста, жалуются на неудовлетворительное качество изображения. Если планируется печать снимков нормального размера (например, 10 х 15 см), то понадобится камера с разрешением не менее 4 Мп. А если понадобится большее увеличение, то потребуется сенсор с более 5 Мп. Технология постоянно меняется, и разные люди могут иметь разные стандарты. Лучше убедиться в качестве снимков самому.

Увеличение

Оптический зум лучше, чем цифровой. Почему? Цифровой зум просто увеличивает пиксели, поэтому получается больше «снега» и «шума».

Возможность расширения памяти

Следует иметь дополнительную карту памяти. Дети снимают очень много. И если нет желания каждый час освобождать место на карте, то нужно заранее побеспокоиться о ее достаточной емкости.

Батарейки

Некоторые камеры работают на что чрезвычайно удобно. Можно использовать аккумуляторы NiMH или одноразовые источники питания. Заряд, правда, быстро заканчивается, поэтому следует всегда иметь запас заряженных аккумуляторов под рукой. В зависимости от того, сколько снимков можно сделать за один комплект батарей, это будет причинять слишком много беспокойства.

В качестве альтернативы можно купить камеру с фирменными аккумуляторами. Они работают дольше. Но есть две проблемы:

  • если аккумулятор разрядится в неподходящий момент, то придется его подзарядить, прежде чем продолжить съемку;
  • фирменную батарею в конечном итоге придется менять - они стоят дорого и могут быть недоступны, если модель камеры устареет.

По этим причинам во время приобретения камеры некоторые покупают дополнительный аккумулятор.

Настоящий фотоаппарат для ребенка 3 лет будет преждевременным: батарейки не съедобны, карты памяти могут вызвать удушье, камера может нанести вред, если ее бросать в людей и т. д. Ниже представлены лучшие варианты камеры для детей, отсортированные по возрастному диапазону. Многие модели специально для юных фотолюбителей не предназначены, но с соблюдением очевидных предостережений их можно использовать.

5-8 лет: VTech Kidizoom

Покупая фотоаппарат ребенку 6 лет, вероятно, тратить слишком много не захочется. Также важна и долговечность камеры. Устройство должно быть легким, чтобы не разбиться при первом же падении, и чем оно будет проще, тем лучше.

Первый фотоаппарат для ребенка 7 лет должен быть крепким и недорогим, и VTech Kidizoom Connect отвечает этим требованиям. Эта прочная 1,3-мегапиксельная камера-игрушка поставляется со 128 МБ встроенной памяти, имеет 4-кратный цифровой зум, а также она может снимать видео. Более дорогая модель «плюс» оснащена 2-Мп сенсором, 256 МБ встроенной памяти и слотом для SD-карты для детей, которые выросли из того возраста, когда суют их себе в рот. Питание обеспечивают 4 батареи AA. Есть 1,8-дюймовый ЖК-дисплей.

Nikon Coolpix S3

Kidizoom - это игрушка, но водонепроницаемая модель представляет собой реальную камеру начального уровня, созданную специально для использования ребенком или семьей. Ее широкоугольный с 3-кратным оптический зумом объектив (эквивалент 30-90 мм) предлагает только цифровую стабилизацию изображения, но ключевыми моментами этой 13,2-мегапиксельной камеры являются долговечность и простота использования. для детей выдерживает падения с высоты 120 см. И также его можно погружать в воду на глубину до 5 м (или пользоваться им в ванной или душе). Имеется и режим подводной съемки, симулятор наклона (режим «Диорама») и функция одноцветной изоляции (режим выделения цвета), которая позволяет малышу проявить больше творческой активности.

S33 снимает видео с разрешением 1080p, а диапазон ISO 80-1600 означает, что ребенок будет иметь возможность продолжать съемки даже в условиях низкой освещенности. Питание обеспечивает литий-ионный аккумулятор.

8-10 лет: Pentax WG-10

Фотоаппарат для детей этого возраста все еще должен быть прочным, и есть несколько камер, которые могут подойти для учеников начальной школы. Все модели доступны в разных вариантах цветов, которые младшие дети смогут оценить, и обеспечивают определенную степень ручного управления, полезную для детей старшего возраста, поскольку они уже хотят больше узнать о фотографии.

Большинство 8-10-летних мальчишек, вероятно, любят стиль гоночных автомобилей, а кольцо светодиодных огней, которые окружают его 5х зум-объектив (28-140 мм) Pentax WG-10, еще больше увеличит его «крутизну». Водонепроницаемый и противоударный фотоаппарат для ребенка с разрешением 14 Мп выдерживает погружение на глубину до 10 м, падение с высоты в полтора метра и силу удара до 100 кг, при этом обладая морозостойкостью и пыленепроницаемостью.

WG-10 позволяет снимать 720p-видео, но пока предлагает только цифровую стабилизацию изображения. Диапазон ISO щедрый: 80-6400. Пять светодиодов работают в режиме «цифрового микроскопа», который, по существу, является режимом макросъемки. Ручное управление отсутствует, но недостатка в выборе режимов съемки нет - 25 вариантов включают программы авто, панораму, подводную фото- и киносъемку. Отличается наличием 2,7-дюймового заднего ЖК-экрана и литий-ионного аккумулятора.

Sony Cyber-shot DSC-TF1

Не менее прочный, но чуть более стильный Cyber-Shot TF1 может предложить многое. Автоматика Sony является одной из лучших на рынке, а износоустойчивый TF1 будет интересно использовать молодым фотографам. Он предлагает оптически стабилизированный объектив с 4-кратным зумом (25-100 мм), 16-Мп сенсор, водонепроницаемость (до 10 м), ударопрочность (1,5 м), морозостойкость и пыленепроницаемость.

Детям понравится режим панорамной съемки, у которого есть и подводные установки, а также набор опций ретуширования («Игрушечная камера», «Частичный цвет», «Эффекты красоты»). Диапазон ISO камеры охватывает значения от 100 до 3200. Можно снимать видео с разрешением 720p. Следует отметить, что TF1 записывает данные на карты MicroSD и MicroSDHC. Поэтому следует быть осторожным, так как они достаточно малы и могут представлять опасность для детей младшего возраста. Отличается 2,7-дюймовым ЖК-экраном и литий-ионным аккумулятором.

Детям постарше: Olympus TG-4

Прочность, возможно, не так важна для этой возрастной группы, но это зависит от ребенка. Здесь представлены камеры для тех детей, которые научились не бросаться ценными вещами. Они дают немного свободы для роста ребенка от автоматической съемки, если он станет более уверенным в своих силах.

Для непосед или тех, кто роняет дорогую электронику, Olympus TG-4 является хорошим выбором. Он хорошо сделан, отзывчивый, полнофункциональный и делает отличные снимки сенсором в 16 Мп. У аппарата имеются автоматические режимы съемки, но он открывает мир ручной экспозиции для детей старшего возраста, которые готовы заняться более серьезной фотографией. Другие функции включают многочисленные художественные фильтры, Full HD-видеозапись, а также поддержку линз «рыбий глаз» и телеобъектива. У камеры очень хорошее время автономной работы, которого хватает на целый день сьемок. TG-4 водонепроницаем до глубины выдерживает падение с высоты до 2,1 м, его ударопрочность составляет 50 Н и морозостойкость - до -10 °C. Есть Wi-Fi для быстрого обмена снимками, а приемник GPS позволит начинающим фотографам посмотреть на карте места, где они были сделаны.

Panasonic Lumix DMC-ZS50

Для ребенка, которому можно доверить более хрупкую камеру, предлагается Panasonic Lumix DMC-ZS50. Это отличный фотоаппарат для отпуска благодаря длиннофокусному 24-720-мм (30х) объективу и ультра-компактному корпусу. Камера быстро фокусируется и производит непрерывную съемку. Кадр можно отследить на 3-дюймовом ЖК-мониторе или в небольшом электронном видоискателе. Камера может записывать Full HD - видео со стабилизацией изображения, что позволяет уменьшить сотрясения устройства.

ZS50 предлагает более продвинутое ручное управление, чем TG-4, так что если нужно обучить многообещающего фотографа премудростям работы с диафрагмой и выдержкой или вручную наводить фокус, ZS50 является камерой, которая на это способна.

IPod Touch

Хотя, возможно, еще слишком рано покупать детям iPhone, но к неизбежному можно подготовиться, приобретя iPod Touch. Это, по существу, iPhone без телефона, что означает доступ к сотням тысяч приложений, многие из которых связаны с фотографированием, обменом снимками через Wi-Fi и другими вещами, сделавшими «Айфоны» самыми популярными телефонами в мире.

Обладает сенсором CMOS, разрешением 8 Мп и f2,4, 29-мм объективом, а также фронтальной камерой с более низким разрешением для селфи. Устройство имеет функциональные возможности «обычного» фотоаппарата, есть впечатляющие авто-HDR и панорама. iPod Touch также может записывать видео в разрешении Full HD с опциями замедленной и покадровой съемки. Об экране можно только мечтать, так как 4-дюймовый Retina-дисплей действительно превосходный. Можно даже добавить дополнительные линзы от Olloclip.

Детская фотосессия – задача не из легких, при выполнении которой у фотографа, даже достаточно опытного, может возникнуть масса вопросов и проблем. Причиной этому является абсолютная непредсказуемость моделей – деток-непосед, совершенно неготовых к статичным и продуманным кадрам. Динамика детской фотосессии обескураживает всех участников процесса, а значит, требует от фотографа не только хорошей подготовки, но и безусловной мобильности. Детский портрет не должен представлять собой статичную картинку с наигранной улыбкой, он должен излучать искренность и энергетику ребенка, а получение такой фотографии – это не только результат кропотливой работы, но и коммуникабельности фотографа. О том, что стоит учитывать, и как себя вести на детской фотосессии, и пойдет речь в данной статье.

Что стоит учитывать, при подготовке к фотографированию ребенка:

  • Заблаговременное планирование. В данном виде съемки фотограф должен быть, как никогда, подготовленным. Следует заранее выбрать необходимую технику, перепроверить и зарядить ее;
  • Было бы хорошо заранее познакомиться с ребенком, или по крайней мере знать особенности его характера, уметь общаться с детьми;
  • Детская фотосессия потребует от вас проявления небывалого творческого подхода и легкости. Процесс съемки должен быть увлекательным и динамичным;
  • Стоит заранее подготовить те реквизиты, которые смогли бы развеселить и заинтересовать ребенка;
  • Будьте готовы фотографировать с земли, оденьте то, что не жалко испачкать, так как большинство кадров вам придется делать на уровне малыша;
  • Выберите необходимую локацию, обсудите с родителями сроки и наряд ребенка;
  • Наберитесь терпения и будьте готовы к перепадам настроения;
  • Делайте много фотографий, что бы было из чего выбирать, и чтобы не пропустить ни одного интересного момента съемки.

Планирование детской фотосессии

Подготовка фотографического оборудования на прямую зависит от того, где будет проходить ваша фотосессия. Если речь идет о съемке дома, или на студии, но вероятнее всего без широкоугольного вам будет просто не обойтись. Кроме того, съемка в помещении предполагает собой наличие дополнительного освещения, без которого даже самая светосильная оптика не даст качественных снимков. Учтите, что мыльницы окажутся совершенно непригодными для съемки в домашних условиях. Съемка такими камерами со вспышкой лишит ваших снимков всякой художественности, а без нее фотографию выйдут слишком зернистыми. Снимая зеркальным фотоаппаратом, все же стоит позаботиться о наличии внешней вспышки и дополнительных аксессуаров по светоотражению для нее.

Отправляясь фотографировать на природу, можно не задумываться о переносном освещении, но все-таки следует прихватить с собой отражатель. При съемке с ярким солнечным светом, отражатель окажется просто необходимым аксессуаром.

Какие настройки использовать в детской фотосессии?

Как уже говорилось, фотографирование детей очень живой и динамичный процесс, а значит, настройки фотоаппарата за время работы придется менять ни один раз. Лучше установить полуавтоматический режим приоритета диафрагмы, позволяющий играть с глубиной резкости. В условиях низкой освещенности, придется открыть диафрагму, что позволит использовать высокую скорость затвора, без увеличения ISO. Если даже максимальное открытие диафрагмы не дает достаточно экспонированных результатов, то ISO придется поднять, и в этом случае стоит учесть, что небольшая зернистость в резком кадре, будет выглядеть удачней, чем размытость. К тому же, малый шум можно убрать средствами пост обработки в Lightroom или Photoshop.

Общение с ребенком во время фотосессии

Хорошо было бы узнать о характере и привычках малыша, еще до начала работы с ним. Это дало бы вам возможность хоть как-то предугадать его поведение и реакции на возможные ситуации. В первые минуты общения постарайтесь узнать, что любит ребенок, что ему интересно, наладьте с ним контакт, и постарайтесь хотя бы на время усыпить в себе взрослость. Говорите с ребенком на его языке, и играйте вместе с ним. Хорошо бы, если и вся фотосессия прошла в виде игры и небольшого развлечения. Не просите ребенка улыбаться в камеру, в кадре это выглядит некрасиво, и даже глупо. Если вы фотографируете еще совсем маленького ребенка, то попросите родителей быть все время где-то неподалеку, что бы малыш не испугался и чувствовал себя комфортно. Кроме того, родители в таких случаях могут еще, и развлекать и увлекать вашу модель.

Творческий подход при фотографировании ребенка

Детская фотосессия должна быть игривой и радостной, и ни что так широко не раскроет всю игривость этого процесса, как серийная съемка. Постоянное движение малыша и его активность не всегда умещается в один кадр, поэтому создание сразу 3-4 серийных фотографий поможет рассказать историю происходящего и сохранить все драгоценные моменты.

Если ребенок проявляет интерес не только к самому процессу съемки, но и к фотоаппарату, не бойтесь дать ему потрогать вашу камеру и показать, как она работает. Такая увлеченность малыша позволит вам по-новому раскрыть его характер. Обязательно показывайте ему те снимки, которые вы уже сделали, говорите с малышом и обязательно хвалите его.

Игрушки и развлечения в детской фотосессии

Так же, как и взрослые, дети, начинают нервничать, увидев фотоаппарат и большое количество оборудования. Для плодотворной работы вам необходимо сделать все, что бы помочь им расслабиться. Любимые игрушки и интересные детали заинтересуют ребенка и помогут ему почувствовать себя увереннее в незнакомой обстановке. Кроме того, есть множество интересных аксессуаров которые будут удачно выглядеть в кадре. Мыльные пузыри и воздушные шары, будут не только интересны самому малышу, но и станут хорошим украшением ваших фотографий.

Фотографируйте на уровне с ребенком

Не стоит фотографировать ребенка сверху вниз, следует присесть на его уровень и всю съемку снимать исключительно на уровне с малышом. Разумеется, если к вам придет интересная идея как снять малыша под оригинальным углом сверху вниз, то ее стоит реализовать, но все время фотографировать так не стоит. Фотографирование на одном уровне с ребенком позволит не только сделать удачные фотографии, но и позволит смотреть на мир его глазами, замечая интересные моменты вокруг.

Определяемся с местом и временем детской фотосессии

Место проведения детской фотосессии имеет немаловажное значение для получения качественных фотографий. Было бы очень хорошо, если бы у вас было время и возможность заранее найти и подготовить локацию для съемок. Это даст возможность изучить сильные и слабые стороны местности, где будет проводиться детская фотосессия. Следите за тем, что бы на фоне не было никаких отвлекающих моментов, мусора или ярких вывесок реклам. Кроме того, во время самой фотосессии, следите за тем, что в центре внимания находился исключительно сам малыш, а фон находился в мягком расфокусе.

Время для съемки следует выбирать в соответствии с режимом дня ребенка, при этом, не забывая, о золотом времени фотографирования – несколько часов после восхода солнца, и несколько часов перед закатом. Проводить детскую фотосессию в яркое время дня не стоит, так как возможно появление ярких теней на лице.

Что касается одежды вашей модели, то тут варианты могут быть самыми разными. Ребенок может надеть все что угодно, лишь бы это соответствовало вашей задумке, и было бы удобно малышу. Предупредите родителей о необходимости взять с собой одежду на смену, а также дополнительные аксессуары и интересные предметы. Это даст вам возможность во время съемки переодеть ребенка, если в этом будет такая необходимость.

Фотографии и их обработка

Фотографируя ребенка, не жалейте места на карте памяти. В этом случае, лучше сделать больше кадров и удалить ненужные и не понравившиеся, чем упустить важные моменты. Меняйте ракурсы и близость плана, экспериментируйте и играйте с ребенком во время работы. Скорее всего, из-за постоянной подвижности малышка, у вас будет много смазанных снимков, и это нормально, главное, что бы среди всех получившихся работ, были и резкие кадры.

Фотографию как творчество, как искусство, любят многие. Многие посвящают этому увлекательному делу массу не всегда свободного времени и сил. Точно так же мы любим и своих детей. А что, если совместить занятия фотографическим творчеством с полезным времяпрепровождением со своими детьми? Нам кажется, что это вполне может стать серьезной победой.

Очень даже можно допустить, что ваш сын или дочка находятся в том возрасте, в котором лишь одно слово про фотокамеру пугает их, и они стремительно покидают помещение. А если такого возраста они еще не достигли - то достигнут совсем скоро. И какой же найти выход из этой ситуации? Как нам, взрослым, суметь получать удовольствие от любимого дела - фотографии, и при этом не забывать про собственных наследников на долгое время?

Короче, если ваши дети уже достаточно подросли, и им стало совсем не интересно быть папиной или маминой фотомоделью, то это означает, что пришло время из моделей превратить их в своих помощников, так сказать, папиных или маминых ассистентов.

Как нам это сделать? Не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Итак, начинаем.

Первый шаг. Автоматический режим и композиция

Стоит только завести разговор об автоматических режимах фотографии, многие, даже не профессиональные, но достаточно подготовленные фотографы, начинают махать руками и затыкать уши. Фи - говорят они. Такие разговоры у них вызывают не то чтобы раздражение, а порой даже и отвращение. С этим, конечно, нельзя не согласиться. Но, тем не менее, на каком-то начальном этапе работы с собственным ребенком вам будет необходимо перебороть себя. Переступить через «немогу». Нужно однажды сделать это. Как рассказывает один из преподавателей детской школы фотографии, имеющий достаточно серьезный опыт работы в этом деле, учить своего сына фотографии дома так, как он учит своих учеников в классе, он бы ни в коем случае не стал. Он твердо убежден, что если бы учил своего ребенка по той же системе, что и учеников в школе, тот никогда бы не взял в руки фотокамеру. В школе же этот педагог каждый урок начинает с наглядных примеров. Например, заводя речь об экспозиции, он показывает им старенький зеркальный пленочный фотоаппарат. Снимает с него заднюю крышку и показывает детям реальные шторки затвора, другие узлы и механизмы, демонстрирует их работу. И ученикам сразу становится ясно - что такое выдержка. Они без труда понимают, что чем больше времени открыт затвор фотоаппарата, тем больше света попадает на светоприемник. Точно так же и с диафрагмой. Всю работу фотоаппарата ученики видят собственными глазами. Все то, что происходит в момент съемки в закрытой сегодня цифровой камере, на примере пленочного фотоаппарата становится им понятным. И лишь потом педагог этой фотошколы начинает объяснять своим юным ученикам основы композиции, работы со светом и многое другое.

Прекрасная методика для работы с группой учеников, не правда ли? Но если по этой методике обучать фотографии собственного ребенка дома - то, уверяем вас, далеко не всегда это может привести к желаемому результату. В чем же кроется причина такого неуспеха? Дело в том, что всевозможную теорию они изучают в обычной школе. И в школе же им надоело сидение за партами, общение на уровне «учитель - ученик», вопросы и ответы у доски, домашние задания, контрольные работы и прочее, и прочее. А тут дома этими же заморочками будет пичкать мама или папа. Ну какому ребенку, скажите, это может понравится? И вам бы самим не понравилось, согласитесь. Наши дети хотят от нас живого, непосредственного общения, хотят просто фотографировать с нами, не более того. И вот в этом общении их и нужно учить. Проще говоря, учить своих детей без внешних ярко выраженных признаков процессов обучения.

Большинство родителей многому научили своих детей еще до того, как они пошли в школу. Тот же самый принцип очень хорошо подходит и для знакомства собственного ребенка с искусством и практикой фотографии. Как уверяет уже упомянутый педагог детской фотошколы, уроки со своими учениками в классе он всегда начинает с изучения технических аспектов фотографии. А вот дома занятия фотографией с собственным сыном он начал со знакомства с основами композиции, отложив на потом устройство фотоаппарата.

Всем известно, что композиция - это некие законы и правила размещения объектов на плоскости. В случае с фотографией - это расположение объектов съемки в рамках, очерченных границами кадра. Но педагогу, человеку взрослому, при работе с детьми нужно учитывать одну деталь, про которую многие часто забывают. Дело в том, что ребенок несколько по-иному смотрит на мир, нежели взрослый. Его точка зрения, если так можно выразиться, менее выгодна, чем точка зрения взрослого фотографа. Вот поэтому прежде чем начать заниматься фотографией с собственным ребенком нужно постараться опуститься на его уровень, попробовать посмотреть на окружающий мир, на всё то, что находится вокруг нас, его, ребячьими глазами. Выходя на съемку с целью научить чему-то своего ребенка, можно вообще оставить дома свои крутые зеркалки. Возьмите лучше простенький компакт. Да даже и iPhone для этой цели прекрасно подойдет. iPhone вообще замечательная штука для того, чтобы изучать композицию фотографического кадра. На его экране в реальном времени отображается всё то, что находится перед объективом. Именно это и позволяет взрослому родителю-учителю показать своему ребенку-ученику на практике то, как нужно грамотно и правильно переносить всю эту картинку в границы кадра. Как раз в эти минуты у вашего ученика и включается творческое мышление, он начинает пробовать самовыразиться в процессе фотографирования. Более того, применяя на практике такую методику обучения, вы получаете великолепную возможность получше, поглубже проникнуть в мысли своего собственного ребенка. Вполне возможно, что вы подсмотрите в этих его мыслях что-то полезное и интересное для себя, для своего дальнейшего творчества.

На этом этапе собственно нажатие на спусковую кнопку фотоаппарата уходит на второй план. Главное - научить маленького человека творчески мыслить.

Второй шаг. Что снимать.

Теперь вам нужно подумать о том, что, по вашему мнению, в основах фотоискусства самое сложное и непонятное. Вспомните те времена, когда вы сами начинали постигать фотографию. Что для вас тогда было самым неинтересным, самым сложным? Воскресите в своей памяти всё это и - постарайтесь от всего этого избавиться! Чем больше вы приложите для этого усилий, тем увереннее гарантия того, что искусство фотографии заинтересует вашего ребенка.

Для начала давайте попробуем фотографировать неподвижные и привычные в быту объекты, вещи и предметы. Ну, например, вид из окна вашего жилища, мебель, в вашей комнате, игрушки ребенка… Объектом съемки может стать всё что угодно, хоть забор в вашем дворе, хоть крышка канализационного люка на вашей улице. Помогите ребенку выбрать объект съемки. Пусть этот объект будет «бесстрессовым», понятным ему. Если этот выбор будет сделан правильно, то шансы на успех станут намного реальнее. Тут нужно понять и принять то, что ваши закостенелые творческие взгляды на мир, на фотографию в целом, несколько ограничиваются вашей взрослостью и опытностью. Дети же непосредственны и естественны, их не давит опыт прошлого, взрослые понятия о творчестве, знания основ композиции. Как раз это и позволяет им выдвигать порой невообразимые, невероятные творческие идеи, находить оригинальнейшие композиционные, цветовые и световые решения. Вам, и как учителю, и как родителю, нужно стараться быть как можно открытее для этих детских идей. Не бойтесь, разрешайте ребенку генерировать эти идеи. Не сковывайте его творческий порыв, не подрезайте крылышки этому юному творцу в самом начале его творческого полета!

После того, как ваш ученик станет несколько увереннее чувствовать себя при ловле в рамку фотографического кадра своих мыслей, наступает пора поиграть с ним в новые игры, поставить перед ним новые задачи. Это как раз тот период, когда интерес ребенка к фотографии пойман вами. Теперь вашей главной задачей становится удержать то, что вы вместе с ребенком поймали. Не растерять эту драгоценность, не распылить ее. Превратить процесс дальнейшего обучения в веселый, завлекающий, интригующий. Для этого есть отличный способ - тематические фотосессии. Ну, например, «треугольники», «окна», «синее», «вода», «стены» и т.д. Такие фотосессии вовлекут в творческий процесс обучения воображение вашего ученика, расширят его фотографический, да и не только фотографический, взгляд на мир, на всё то, что его окружает.

Третий шаг. Может быть, уже пора завести разговор об экспозиции?

Ну вот. Ваш ребенок познакомился с композицией, узнал, как выбирать то, что снимать. Теперь он находится в выгоднейшем положении! Он уже может начать задавать вам вопросы о том, например, почему фотографии получаются темнее, чем ему хочется, или светлее. Почему они резкие, а почему нерезкие. Более того, он уже сам может попытаться ответить на эти вопросы, сам может кое в чем разобраться! К этому моменту, хочется думать, что вы и сами будете уверены в своем понимании экспозиции и взаимодействии выдержки, диафрагмы и светочувствительности. На первый взгляд, всё выглядит просто замечательным. Но… Но ваш любимый сын смотрит на вас совершенно непонимающими глазенками, хлопая при этом длинными ресницами… Ну что вы удивляетесь? Зачем пытаетесь ему объяснить, что такое глубина резко изображаемого пространства? Он еще не понимает этого. Рано ему еще это понимать.

Ну и что теперь прикажете делать? Как разрулить ситуацию? Всё достаточно просто. Даже проще, чем может показаться. Нужно продолжать обучение вашего чада наглядно и с помощью примеров.

Зайдите в одну из комнат своего дома. В такую, в которой одно окно. Закройте шторы. Всё. Теперь вы находитесь внутри фотоаппарата. Стены комнаты - это светонепроницаемый корпус фотокамеры, а окно и шторы на нем - это огромная действующая модель затвора и диафрагмы. Хорошо, если ваш ребенок поймет это сразу, с ваших слов. Если не поймет - приведите модель в действие. Приоткройте шторы чуть-чуть. Это будет маленькое отверстие диафрагмы. Раздвиньте их полностью, дайте свету с улицы широкую дорогу. Вот вам и полное открытие диафрагмы. А теперь опять закройте шторы. И откройте их на секунду. И снова закройте. Это сработал затвор. Это - выдержка. Откройте и закройте шторы медленно. Вам уже понятно, что это будет моделирование длинной выдержки? А теперь переходим к комбинациям ширины открытия штор и времени их открытия. Понятно зачем? Всё правильно. Так на вашей модели затвора вы покажете ребенку, что такое экспозиция и как можно регулировать количество света, которое попадает внутрь фотокамеры. Теперь любой ребенок легко поймет это.

Следующий этап, следующий вопрос. Как объяснить ребенку, что такое светочувствительность и как показать ему это на нашей модели фотоаппарата? Тут вам на помощь придут самые обыкновенные солнцезащитные очки. Все мы, взрослые фотографы, прекрасно знаем, что светочувствительность, то есть значение ISO, это не мера количества света, который проникает на светоприемник фотокамеры. ISO - это мера чувствительности матрицы (или раньше - фотопленки) к попадаемому на нее свету. Всё это можно легко объяснить ребенку, посмотрев на опыты, которые мы ему демонстрируем, через солнцезащитные очки и без них. Таким нехитрым способом вы легко докажете ему, что количество света, который проник сквозь окно в комнату, осталось неизменным, независимо от того, в очках вы сейчас или без очков. Но вот если вы в очках - то вы видите меньше света. Если очки снять - света вы увидите больше.

Четвертый шаг. Повеселимся?

Теперь настало время самого важного совета, самой главной рекомендации. Вот она: на всё происходящее нужно смотреть в истинном свете. О чем это мы? А вот о чем. Кто же будет спорить с тем, что в первую очередь мы любим своего ненаглядного ребенка, а уж только потом - фотографию? Во всем процессе домашнего обучения фразы типа «Ты делаешь это неправильно» и им подобные должны быть запрещены. Причем, запрещены категорически (вспомните табличку, которая висит на некоторых дверях: «посторонним вход строго запрещен»)! Дайте своему любимому ученику, собственному ребенку, право на ошибку. Несовершенство в его работе непременно должно присутствовать. Вы должны научиться наслаждаться этим, а не раздражаться подобными проявлениями творчества. Используйте эти ошибки на пользу себе. Но при этом ни в коем случае не забывайте, что ваш ребенок - это ваш ребенок и он видит вас как рентген - насквозь. Как только он поймет, что вы чересчур стали на него давить, что вам стало скучно общаться с ним, всему обучению наступит конец. Все ваши усилия по восстановлению контакта при обучении фотографии станут попросту тщетными. Вспомните себя, когда вы учились фотографировать, когда вы только что взяли в руки фотоаппарат. Ведь настоящим и опытным фотографом вы стали не за один день, не за один час. Вы долго и упорно шли к этому. Вы работали над собой. И если вы будете своему ребенку хорошим и ненавязчивым наставником, а не просто родителем, то и он станет хорошим мастером своего, то есть вашего уже общего дела. И, кто знает, вполне возможно, когда-нибудь создаст настоящий шедевр и превзойдет своего учителя. То есть вас.

Вы хотите научить ребенка наблюдать? Тогда дайте ему фотоаппарат.

Ведь он — лучший инструмент для знакомства ребенка с окружающим миром. К тому же фотографируя, ваш малыш будет всячески проявлять себя и развиваться. Не факт, безусловно, что это увлечение в будущем перерастет в профессиональную съемку и его постоянную работу, но все может быть. В любом случае попробовать стоит, так как фотография — увлекательное занятие, а после многолетнего опыта человек фотографируя, может создавать шедевры, приравнивая фотосъемку к искусству.

Поддерживайте стремление и интерес ребенка к фотосъемке. Ведь эти его творческие порывы очень важны для общего развития. Лучше приобретите малышу сразу собственный инструмент. Ведь ребенок может нечаянно испортить ваш возможно дорогой аппарат, а вот купить простейший цифровой фотик в наше время не составит большого труда. К тому же это даст возможность вам экономить на печати и пленке и видеть сразу то, что получилось (так сказать, работа над ошибками).

Даже если ваше чадо будет воспринимать новенький фотоаппарат как очередную интересную игрушку, обязательно объясните непоседе, как правильно с ним обращаться. Приобретите для малыша специальный шнурок, который будете одевать на шею малышу. Он поможет предохранить диковинный подарок от падения, ведь цифровые «мыльницы» весьма хрупкие «создания».

Изначально объясните малышу, что фотоаппарат необходимо крепко держать обеими руками. Покажите, как нужно отходить на определенное расстояние и что при нажатии кнопки затвора необходимо немного задерживать дыхание. Объясните и другие важные правила, которые обязательны при фотосъемке. Например, что не стоит хвататься пальцами за объектив или оставлять фотоаппарат на открытом солнце, нельзя бросать фотоаппарат в воду и т.д.

Безусловно, сначала у малыша на снимках будут получаться вовсе не шедевры, а даже совсем наоборот. Но все, же не пытайтесь навязать ребенку свои взгляды на мир, свое мнение. Просто объясните свою точку зрения, но не давите на малыша. Ведь кто знает, может в это самое время в ребенке зарождается талант, который нужно развивать, а не подавлять.

Дайте ребенку время и позже вы сами увидите, что из этого выйдет: или ваше чадо откроет новое современное течение или же его странные снимки только свидетельствуют о неопытности. Ребенок хочет фотографировать людей в странных позах или одеждах, а может вообще только отдельные части тела, например руки или только лицо? Ничего страшного, значит, ваше чадо ищет себя, открывает новые страницы своей жизни, развивается. Наоборот похвалите его за оригинальность.

Хотя все же можно и попробовать ненавязчиво предложить ему сфотографировать тот же объект целиком или в другом ракурсе. Если у ребенка что-то не получается, например, снимок «смазанный», нерезкий, то не раздражайтесь. Лучше лишний раз объясните малышу правила работы, поверьте, ребенок ответит вам благодарностью за вашу помощь. К тому же, а кто из нас все понимает с первого раза? Будьте терпеливы.

Поведайте вашему чаду об устройстве фотоаппарата в целом. Конечно, если вы далеко не сильны в этом, то тогда попросите друзей, знакомых о помощи. Можете приобрести соответствующую литературу или посмотреть нужную информацию в интернете. Ведь зная, что и как (что внутри и как это используется или работает), ребенок будет более серьезно относиться к тому, чем он занимается.

Кстати, не забывайте и о теории, особенно будет интересно малышу услышать историю возникновения фотоаппарата, его усовершенствования со временем. Например в интернете вы можете найти много разных изображений старинных фотоаппаратов. Покажите их ребенку и расскажите историю каждого из них (модели и т.д.)

Научите ребенка ухаживать за фотоаппаратом. Конечно, если малышу ещё нет пяти лет, то объектив все-таки лучше будет чистить вам самостоятельно. А малышу тогда можно доверить тряпочку для очистки самого корпуса и ЖК-дисплея.

Фотосъемка – это чудесное занятие и замечательное времяпровождение, которое может принести ребенку не только море положительных эмоций и чувство сопричастности к настоящему взрослому занятию, но и подстегнет к развитию ребенка , раскрытию его творческих и художественных способностей.

Доверьте ребенку фотоаппарат!

Часто ли вы позволяете своему четырехлетнему ребенку держать в руках фотоаппарат или даже сделать пару кадров? Лично я, как только видела сына, тихонько подбирающегося к цифровому фотоаппарату , пресекала любые его попытки дотянуться до серьезной техники. Но муж имеет по этому поводу свое мнение. Понятно, что всегда проще убрать вещь подальше, чем показать, научить, рассказать и проконтролировать. Поэтому наш папа решил взять процесс фотографии в свои руки и научить ребенка пользоваться фотоаппаратом . Ведь часто мы недооцениваем малыша, решая за него, что ему рано делать, а что в самый раз. Почему бы не позволить ребенку проявить себя, а заодно и подготовить фоторепортера для семейных праздников? Улыбка папы крупным планом, кончик хвоста дворового кота, игрушечная машинка в невероятном ракурсе, свежий репортаж из-под кровати – еще не раз удивят вас фотошедевры вашего малыша!

Фотосъемка для ребенка – это интересная игра, как бы серьезно он к этому занятию не относился. Поэтому, если вы видите, что малыш играет всерьез и очень увлечен занятием, к 6-7-летнему возрасту можно подумать о его личном фотоаппарате: вашем стареньком или новом, но недорогим. Собственный фотоаппарат для ребенка — предмет особой гордости, с ним малыш обращается осторожнее и трепетнее, и не стоит лишать его таких позитивных эмоций.

Технический экскурс для ребенка-фотографа

Перед тем, как позволить малышу делать первые снимки, нужно рассказать и показать ребенку , как устроен фотоаппарат и как получаются фотографии. Именно так и поступил наш папа. Показал сыну основные части фотоаппарата : корпус, объектив, видоискатель, затвор, вспышку и объясните их назначение. Муж учил сына на цифровом фотоаппарате и в сложное управление им пока не углублялся. Достаточно рассказать, как камера включается, где переключается рабочий режим, как работать с масштабом и делать снимки. «Цифровик» имеет перед пленочным фотоаппаратом большое преимущество: малыш может сразу видеть результат своей работы, к тому же можно существенно экономить на пленке и на фотопечати. Но цифровые фотоаппараты – техника нежная, а детские ручки еще такие неловкие…

Обязательно расскажите малышу об основных правилах, которые продлят жизнь фотоаппарата . Самое страшное для него — это падение. Особенно в воду. И если пленочного «утопленника» еще есть шанс спасти, то цифровой фотоаппарат будет испорчен безвозвратно. Приучите малыша всегда надевать ремешок фотоаппарата на руку или на шею прежде, чем вытащить его из чехла и начать снимать. Доведенная до автоматизма эта привычка не раз его выручит. Фотоаппарат нельзя направлять непосредственно на яркое солнце. Это вредит не только зрению фотографа , но и может вывести из строя технику. Нельзя оставлять фотоаппарат под прямыми солнечными лучами в жаркий летний день. Почаще напоминайте маленькому фотографу , что не стоит хвататься пальцами за объектив, иначе на фотографиях появятся некрасивые мутные пятна. Объектив нужно периодически протирать кусочком мягкой ткани. И, конечно, объектив вне съемки всегда должен быть закрыт защитной крышкой. Царапины на нем вряд ли украсят фотографии.

Основные правила фотосъемки

После описания технических особенностей, наш папа объяснил сыну основные принципы фотосъемки. Не стоит сразу учить малыша композиции и правильному построению кадра. Можно ограничиться самыми главными заповедями фотографа , и пусть дальше он экспериментирует сам. Собственные ошибки и заслуженная похвала родителей быстрее научат ребенка основам фотоискусства , чем скучные объяснения.

Итак, основные правила фотосъемки:

— Фотоаппарат нужно держать крепко двумя руками и обязательно ровно, иначе снимки получатся кривыми.

— В момент нажатия кнопки затвора нельзя дергать руками , а лучше задержать дыхание.

— На фотографии получится именно то, что попадает в окошко видоискателя. Поэтому стоит немного подумать, прежде чем нажать на кнопку . Может, будет лучше подойти поближе, или, наоборот, отойти подальше, зайти с другой стороны, чтобы то, что хочется снять, получилось самым лучшим образом.

— Нельзя «обрезать» людям ноги по колено , руки по локоть и пол головы. Лучше переместить фотоаппарат чуть выше или ниже. И уж, конечно, не стоит снимать маму или папу без головы вовсе. Покажите малышу то расстояние, ближе которого нельзя подходить к объекту съемки, иначе фотография получится размытой и некрасивой.

— Солнце (или другой источник света) во время съемки должно светить в спину фотографу или падать сбоку . Поэтому нужно непременно следить за его положением.

Лучше, чтобы первая фотосъемка была проведена на улице в солнечный день. Но не выходите в полдень, когда солнце слишком слепит глаза. Фотографии малыша получатся яркими и светлыми, а удачными снимками можно порадовать маму по возвращении домой.

Наш папа редко советует малышу, что и как ему снимать. Эмиль выбирает сам, муж только корректирует и напоминает основные правила. Ведь навязывание собственного мнения подавляет творческий поиск и мешает малышу оставаться самим собой. Подавите в себе призыв перестать снимать кошку с 35-ого ракурса. Вы знаете, что профессиональные фотографы оставляют одну фотографию из 100 и считают этот результат хорошим? Может, следующее фото ребенка будет шедевром. Зато потом, переместив фотографии на компьютер, можно обсудить вместе детские снимки, похвалить удачные и найти ошибки. Еще наш папа придумывает интересные фотоигры . Например, они вместе с малышом снимают мультфильмы.

Благодаря детским фотографиям мы сможем увидеть мир глазами ребенка в прямом смысле этих слов. И это даст возможность еще сильнее приблизиться к малышу, подняться еще на одну ступеньку взаимопонимания. Отправляйтесь с ребенком гулять по городу, и предложите ему снимать все, что понравится. Поверьте, вы совсем иначе увидите свой город: и его улицы, и архитектуру, и даже людей. И пусть эти фотографии технически несовершенны, зато в них будет то, чего нередко лишены взрослые снимки: необычные ракурсы, неожиданные сюжеты и, конечно, непосредственность, искренность и глубокая интуитивная мудрость — самое непостижимое детское свойство.