С давних пор являются основной ударной силой нашего флота и средством противодействия потенциальному противнику. Причина этого проста: с авианосцами у нашей страны исторически не сложилось, зато ракеты, пущенные из-под воды, гарантированно могут поразить любую точку на земном шаре. Именно поэтому еще в Советском Союзе придавалось огромное значение разработке и созданию новых типов субмарин. В свое время настоящим прорывом стал проект 971, в рамках которого создавались многоцелевые малошумные корабли.

Новые «Щуки»

В 1976 году было принято решение о проектировании и постройке новых субмарин. Задание было поручено небезызвестному предприятию «Малахит», на который всегда рассчитывал атомный флот страны. Особенность нового проекта в том, что при его разработке были полностью использованы наработки по «Барракудам», а потому стадия эскизного проектирования и многие расчеты были пропущены, что существенно удешевило сам проект и ускорило проводимые в его рамках работы.

В отличие от «предков» семейства 945, проект 971, по предложению инженеров из Комсомольска-на-Амуре, не предполагал использования титана в производстве корпусов. Это было связано не только с огромной стоимостью и дефицитом этого металла, но и с чудовищной трудоемкостью работ с ним. Фактически потянуть подобный проект мог только «Севмаш», мощности которого и так были полностью загружены. На стапели уже были отправлены первые комплектующие… как разведкой были предоставлены сведения о новой американской подлодке типа «Лос-Анджелес». Из-за этого проект 971 был срочно отправлен на доработку.

Уже в 1980 году она была полностью завершена. Еще одной особенностью новых «Щук» было то, что большая часть работ по их проектированию и созданию велась в Комсомольске-на-Амуре. До того тихоокеанские верфи находились на положении «бедного родственника» и выполняли только функции ведомых.

Прочие особенности проекта

Мало кто знает об этом историческом факте, но в самом начале 80-х годов наша страна приобрела у Японии продукцию Toshiba - особо точные станки для обработки металла, которые позволяли делать новые винты, производящие при работе минимум шума. Сама сделка была особо секретной, но США, к тому времени практически «колонизировавшие» Японию, узнали о ней почти сразу. В результате компания «Тошиба» даже попала под экономические санкции.

Благодаря винтам и некоторым другим особенностям конструкции, проект 971 отличала поразительная тишина плавания. Во многом это заслуга академика А. Н. Крылова, который несколько лет работал над понижением шумности субмарин, будучи задействован еще в создании «Барракуд». Усилия заслуженного академика и целого коллектива возглавляемого им НИИ не остались без вознаграждения: лодки проекта 971 «Щука-Б» шумели в несколько раз меньше новейшего американского «Лос-Анджелеса».

Назначение новых подлодок

Новые субмарины были способны достойно встретить любого противника, так как их ударное вооружение и его разнообразие поражало даже видавших виды мореманов. Все дело в том, что «Щуки-Б» должны были уничтожать надводные и подводные суда, вести постановку мин, проводить разведывательные и диверсионные рейды, участвовать в специальных операциях… Словом, делать все, чтобы оправдать характеристику «многоцелевая подлодка проекта 971 «Щука-Б»».

Новаторские решения и идеи

Как мы и говорили, первоначальную конструкцию подводных лодок этого типа пришлось заметно подкорректировать. Единственным слабым звеном наших субмарин в сравнении с их американскими аналогами стало отсутствие цифрового комплекса фильтрации помех. Но по общим боевым характеристикам новые «Щуки» их все равно сильно превосходили. Например, на их вооружении стояли новейшие противокорабельные ракеты «Гранат», позволявшие в случае необходимости сильно проредить любую надводную корабельную группировку противника.

Но уже после «доработки напильником» в 1980 году «Щуки» все же получили цифровой комплекс обработки помех «Скат-3», а также новейшие системы наведения, которые допускали использование самых совершенных крылатых ракет. Впервые была достигнута средств управления боем и самим вооружением, была массово внедрена в конструкцию особая всплывающая капсула для спасения всего экипажа, которая была успешно апробирована еще на «Барракудах».

Конструктивные особенности

Как и все основные субмарины СССР такого класса, подлодки проекта 971 использовали ставшую классической двухкорпусную схему. Впервые в истории «подводного» судостроения был широко использован опыт блочного сочленения фрагментов субмарины, что позволило выполнить большую часть работ в комфортных условиях цеха. Широко использовались также зональные блоки оборудования, которые после завершения монтажа просто соединялись с централизованными шинами передачи данных.

Как удалось снизить уровень шума?

Помимо особых винтов, о которых мы уже неоднократно упоминали, используются особые системы амортизации. Во-первых, все механизмы установлены на специальных «фундаментах». Во-вторых, каждый зональный блок имеет еще одну систему амортизации. Такая схема позволила не только значительно снизить объемы генерируемых подлодкой шумов, но и дополнительно защитить экипаж и технику подлодки от действия ударных волн, образующихся при взрывах глубинных бомб. Так что наш флот, подводные лодки для которого практически всегда являлись основной ударной силой, получил весомый «аргумент» для сдерживания потенциального противника.

Как и все современные субмарины, «Щуки» имеют развитое килевое оперение с выдающимся булем, в котором размещается буксируемая антенна радиолокационного комплекса. Особенность оперения этих лодок в том, что оно сделано как бы единым целым с силовыми элементами основного корпуса. Все это сделано ради того, чтобы максимально минимизировать количество завихрений. Последние могут вывести на след судна гидроакустиков противника. Эти меры дали свои законные плоды: «Щуки» считаются самыми малозаметными подводными судами на сегодняшний день.

Размеры субмарины и экипаж

Надводное водоизмещение корабля составляет 8140 тонн, подводное - 10 500 тонн. Максимальная длина корпуса составляет 110,3 м, ширина не превышает 13,6 м. Среднестатистическая осадка в надводном положении приближается к десяти метрам.

За счет того что в конструкции лодки массово применены различные решения по комплексной автоматизации управления ей, экипаж удалось сократить до 73 человек в сравнении с американскими 143 членами экипажа (на «Лос-Анжелесе»). Если сравнивать новые «Щуки» с предыдущими разновидностями этого семейства, то были значительно улучшены условия жизни и работы экипажа. За счет сокращения численности последнего также появилась возможность расположить людей в двух наиболее защищенных отсеках (жилых).

Силовая установка

Сердцем корабля является реактор мощностью 190 мВт. Имеет в составе четыре парогенератора и одну турбину, средства управления и механизации которой многократно дублированы. Мощность, выдаваемая на вал, составляет 50 000 л. с. Винт - семилопастной, с особым сечением лопастей и уменьшенной скоростью вращения. Максимальная скорость корабля под водой, если переводить в понятные «сухопутным» значения, превышает 60 км/ч! Проще говоря, лодка может двигаться в плотной среде быстрее многих спортивных яхт, не говоря уже о тяжелых боевых кораблях. Все дело в том, что корпуса лодок разрабатывались целым «батальоном» академиков, имеющих многочисленные работы в сфере гидродинамики.

Средства обнаружения кораблей противника

Настоящей изюминкой новой «Щуки» являлся комплекс МГК-540 «Скат-3». Он умеет не только отсеивать помехи, но и самостоятельно засекать пеленг шумов от винтов любого корабля. Кроме того, «Скат» может быть использован в качестве обычного гидролокатора при прохождении незнакомых фарватеров. Дальность обнаружения подлодок противника выросла в три раза по сравнению с субмаринами предшествующих поколений. Помимо этого, «Скат» значительно быстрее определяет характеристики преследуемых целей и выдает прогноз по времени боевого соприкосновения.

Уникальной особенностью любой подлодки проекта 971 является установка, позволяющая обнаружить любой надводный корабль по оставляемому им кильватерному следу. Аппаратура вычисляет расходящиеся от него волны даже спустя несколько часов после прохождения судна в этом квадрате, что дает возможность скрытного слежения за корабельными группировками противника на безопасном от них удалении.

Характеристики вооружения

Основной ударной силой являются четыре ракетно-торпедных аппарата калибра 533 мм. Но куда более внушительно выглядят еще четыре установки калибра 650 мм ТА. Всего на борту субмарины может находиться до 40 ракет и/или торпед. «Щука» может вести огонь ракетами «Гранат», а также «Шквалами», одинаково эффективными в подводном и надводном положениях. Разумеется, есть возможность стрелять обычными торпедами и выпускать из торпедных аппаратов автоматические мины, которые самостоятельно ставятся в боевое положение.

Кроме того, с помощью этой субмарины можно выставлять и обычные минные заграждения. Так что ассортимент средств поражения очень широк. При запуске крылатых ракет их наведение и сопровождение происходят в полностью автоматическом режиме, не отвлекая внимание экипажа от выполнения других боевых задач. Увы, но в 1989 году, после заключения крайне невыгодных для нашей страны соглашений с американцами, подводные лодки проекта 971 выходят на боевое дежурство без «Гранатов» и «Вихрей», так как эти средства поражения могут нести ядерный заряд.

Значимость «Щук» для отечественного кораблестроения

Как мы и говорили, эти субмарины стали первым самостоятельным проектом верфей Дальнего Востока, которые впервые получили государственный заказ такой сложности и важности. Лодка К-284, ставшая флагманом серии, была заложена в 1980 году и уже через четыре года поступила на вооружение флота. Во время постройки в конструкцию оперативно вносились мелкие исправления, которые были штатно использованы при создании всех последующих субмарин.

Уже в процессе первых испытаний моряки и члены Министерства обороны были в восторге от того, насколько малошумной оказалась подводная лодка. Эти показатели были настолько хороши, что позволили с полной уверенностью говорить о выходе советского кораблестроения на принципиально новый уровень. С этим оказались вполне согласны западные военные советники, которые признали «Щуки» оружием нового класса и присвоили им шифр Akula.

Благодаря своим особенностям подводные лодки проекта 971 могут преодолевать глубокоэшелонированную противолодочную оборону, оборудованную стандартными средствами акустического обнаружения. Учитывая мощное вооружение, субмарина вполне может постоять за себя даже в случае своего обнаружения.

Даже в зоне господства противника тихие и незаметные АПЛ проекта 971 могут наносить врагу чувствительные потери, вплоть до обстрела прибрежных целей средствами ядерного уничтожения. «Щукам» вполне по плечу надводные и подводные корабли, а также уничтожение стратегически важных командных центров, пусть даже расположенных на значительном удалении от прибрежной зоны.

Значение проекта «Щука-Б» для нашей страны

Появление АПЛ проекта 971 спутало американцам все карты. До этого они вполне справедливо считали свои наступательные надводные силы сильнейшими в мире, а Советский флот, который имел значительно меньше надводных кораблей, их экспертами оценивался довольно низко. «Щуки» же вышли на совершенно новый уровень игры. Они могут спокойно работать даже в глубоком тылу противника, заходя за линии противолодочной обороны. В случае полномасштабной войны от ядерного удара из-под воды не застрахован ни один командный центр, а уж о полномасштабной перерезке морских путей сообщения и говорить не стоит.

Любая наступательная операция потенциального противника в таких условиях превращается в аналог танца на а уж о внезапности нападения можно забыть. Руководство США «Щуки» (особенно модернизированные) сильно беспокоят. Уже в 2000 годах они неоднократно предпринимали попытки пробить законодательно договор о сильном ограничении их использования, но интересы РФ к подобным «взаимовыгодным» соглашениям не располагают.

Модификации и дальнейшее развитие проекта

Впоследствии «Щука» (проект 971) неоднократно улучшалась, особенно в части гидролокационной малозаметности. Особенно отличаются от прочих суда «Вепрь» и «Дракон», построенные по индивидуальному проекту 971У. Их сразу заметно по измененным обводам корпуса. Последний был удлинен сразу на четыре метра, что позволило штатно разместить дополнительное оборудование для пеленгации и применять новые конструктивные решения, направленные на снижение уровня шумности. Более чем на полторы тонны возросло водоизмещение в надводном и подводном положениях.

Значительно изменилась и силовая установка, которую питает реактор модели ОК-650Б3. Изменения были настолько очевидны, что новая атомная многоцелевая подводная лодка в зарубежных СМИ сразу была окрещена Improved Akula. По тому же проекту должны были построить еще четыре субмарины, но в итоге на верфях были заложены и созданы только две из них. Первая из них, К-335 «Гепард», вообще была построена по спецпроекту 971М, который предусматривал использование в конструкции новейших достижений радиоэлектронной промышленности.

Эта лодка вообще стала для западных военных моряков известна как Akula II, так как ее отличия от базового проекта были разительны. Вторая достроенная субмарина, она же К-152 «Нерпа», также создавалась по особому проекту 971И, изначально предназначаясь для передачи в аренду ВМС Индии. В основном «Нерпа» отличается от своих «собратьев» максимально упрощенной радиоэлектронной начинкой, в которой нет секретных комплектующих.

Преемственность поколений

Изначально все лодки этой серии имели только индекс, не обозначаясь именами собственными. Но в 1990 году К-317 получила имя «Пантера». Оно было дано в честь субмарины еще Российской Империи, которая первой открыла боевой счет. В дальнейшем «именинницей» стала АПЛ «Тигр» проекта 971. Вскоре все подводные лодки этого семейства также получили имена собственные, перекликающиеся с обозначениями кораблей, бывших в составе Императорского и Советского ВМФ. Единственное исключение, которое имеет проект 971, «Кузбасс». Ранее это судно именовалось «Морж». Сперва его назвали в честь одной из первых подлодок Империи, но впоследствии почтили память советских моряков.

Но наиболее значимыми стали АПЛ, выпущенные на Севмаше. Вся их серия получила кодовое наименование «Барс». За это все субмарины проекта получили на западе прозвище «кошки».

«Полубоевая» работа

Во время агрессии НАТО по отношению к Сербии в 1996 году К-461 «Волк» несла боевое дежурство в Средиземном море. Американские гидроакустики сумели засечь ее месторасположение во время прохождения Гибралтарского пролива, но наши подводники сумели от них уйти. Повторно обнаружить «Волка» удалось только непосредственно у берегов Югославии. В этом боевом походе АПЛ прикрывала отечественный авианосец «Адмирал Кузнецов» от потенциальных агрессивных действий «западных партнеров». В это же время «Волк» проводил скрытное слежение за шестью АПЛ НАТО, в числе которых была одна лодка «конкурирующего» типа «Лос-Анджелес».

В том же году еще одна «Щука-Б», находившаяся под командованием А. В. Буриличева, несла боевое дежурство в водах Атлантики. Там экипаж обнаружил ПЛАРБ ВМС США, а затем скрытно сопровождала корабль на всем протяжении его боевого дежурства. Если бы дело было в условиях войны, американский ракетоносец пошел бы ко дну. Командование все это отлично понимало, а потому Буриличев сразу после «командировки» получил звание Героя Российской Федерации. Это еще одно свидетельство высоких боевых качеств и скрытности любой лодки проекта 971.

О случаях аппендицита в море…

В конце февраля все того же 1996 года и вовсе произошел анекдотический случай. Тогда как раз проводились масштабные учения флота НАТО. Ордер противолодочных кораблей только-только успел выйти на связь с командованием и доложить об отсутствии субмарин потенциального противника по курсу следования конвоя… Через несколько минут с английскими кораблями связался командир российской подводной лодки. А вскоре перед ошалевшими британскими моряками всплыла и сама «виновница торжества».

Экипаж сообщил, что один из моряков находится в тяжелом состоянии из-за лопнувшего аппендицита. В условиях подлодки успех операции не гарантировался, а потому капитан принял беспрецедентное решение о связи с зарубежными коллегами. Больного быстро погрузили на английский вертолет и отправили в госпиталь. Что чувствовали в этот момент британские моряки, только что отчитавшиеся об отсутствии вражеских подлодок, сложно представить. Что еще интереснее, они не смогли тогда засечь лодку проекта 971 старой серии! С тех пор проект 971 «Акула» пользуется глубоким уважением у

Современное положение дел

В настоящее время все субмарины этой серии находятся в строю, служат в составе Тихоокеанского и Упомянутая выше «Нерпа» находится на службе в и, по условиям контракта, пробудет там до 2018 года. Возможно, что после этого индусы предпочтут продлить контракт, так как ими высоко оцениваются боевые качества российской субмарины.

К слову говоря, в индийском флоте «Нерпу» назвали Chakra. Интересно, что ранее точно такое же имя носила лодка 670 «Скат», которая также на условиях лизинга прослужила Индии в промежутке от 1988 до 1992 года. Все служившие там матросы стали настоящими профессионалами своего дела, а некоторые офицеры с первой «Чакры» уже успели дослужиться до адмиралов. Как бы там ни было, но российские «Щуки» сегодня активно используются в нелегком деле несения боевого дежурства и служат одним из гарантов государственного суверенитета нашей страны.

Сегодня, когда флот начинает постепенно восстанавливаться после 90-х годов, уже идут разговоры о том, что атомные подводные лодки пятого поколения должны базироваться именно на разработках проекта 971, так как суда этой серии успели неоднократно доказать свою перспективность. Сами же «Щуки» соответствуют по своим параметрам субмаринам четвертого поколения. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что они неоднократно обманывали гидроакустическую систему обнаружения SOSUS, которая в свое время создавала немало проблем советским морякам.

В июле 1976 года для расширения фронта производства многоцелевых подлодок третьего поколения военное руководство приняло решение о разработке на базе «горьковского» 945-го проекта новой, более дешевой атомной подводной лодки, главным отличием которой от прототипа должно было быть применение стали вместо титановых сплавов в корпусных конструкциях. Поэтому разработку субмарины, получившей номер 971 (шифр «Щука-Б» ), вели по прежнему ТТЗ, минуя эскизное проектирование.

Особенностью новой атомной подлодки, разработку которой поручили СКВ «Малахит» (Ленинград), было значительное снижение шумности, который приблизительно в 5 раз меньше по сравнению с самыми совершенными советскими торпедными лодками второго поколения. Достичь этого уровня предполагалось за счет реализации ранних наработок конструкторов СКВ в области увеличения скрытности лодок (в СКВ в 1970-х годах разрабатывалась сверхмалошумная атомная подлодка), а также исследований специалистов ЦНИИ им. Крылова.

Усилия разработчиков субмарины увенчались успехом: новый атомоход по уровню скрытности впервые в истории подводного кораблестроения СССР превзошел самый лучший аналог американского производства - многоцелевую атомную подлодку третьего поколения типа «Лос-Анджелес».

Подлодку 971-го проекта оснастили мощным ударным вооружением, значительно превосходившим (по ракетно-торпедному боекомплекту, калибру и числу торпедных аппаратов) потенциалы советских и зарубежных подлодок аналогичного назначения. Новая подлодка, как и корабль 945-го проекта, была предназначена для борьбы с корабельными группировками и подводными лодками противника. Лодка может принимать участие в проведении операций спецназначения, осуществлять минные постановки и вести разведку.

13.09.1977 утвердили техпроект «Щуки-Б». Однако в дальнейшем его подвергли доработке, вызванной необходимостью увеличить технологический уровень ГАК до уровня американских субмарин (США в данной области вновь вырвались вперед). На подлодках типа «Лос-Анджелес» (третье поколение) был установлен гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, имеющий цифровую обработку информации, обеспечивающую более точное выделение на фоне помех полезного сигнала. Другой новой «вводной», которая обусловила необходимость внесения изменений, стало требование военных установить на подлодку стратегические КР «Гранат».

Во время доработки (завершилась в 1980 году) субмарина получила новый цифровой гидроакустический комплекс с улучшенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет «Гранат».

Тип «Щука» (Тип «Щ») III Серии.

Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
Дальнейшее развитие: тип "Щ" V серии .


1. Количество подводных лодок проекта: 4


2. Изображение проекта:


первоначальный вид


вид после капитального ремонта и модернизации


окраска ПЛ БФ 1941 года (ПЛ Щ-304)


3. Состав проекта:

Наименование корабля

Заводской номер

Примечания

закладки

вступления в строй

ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод № 189 (3+1)



Подробная схема подводной лодки типа Щ III серии *
1 - буксирный клюз; 2 - гюйсшток; 3 - волнорезные щиты; 4 - надводный якорь; 5 - подводный якорь; 6 - торпедные аппараты;
7 - цистерна плавучести; 8 - носовая цистерна главного балласта; 9 - носовая дифферентная цистерна; 10 - входной люк с тубусом;
11 - электродвигатель брашпиля; 12 - вьюшка швартовного троса; 13-кислородные баллоны; 14 - электрокомпрессор воздуха высокого давления;
15 - гальюн; 16 - трюмный насос; 17 - электровентилятор общесудовой системы вентиляции; 18 - камбуз; 19 - раковины-умывальники;
20 - провизионная цистерна; 21 - носовые горизонтальные рули; 22-шпиль; 23-цепной ящик; 24-переборочная дверь; 25-запасные торпеды;
26 - койки; 27 - аккумуляторная яма; 28 - турбокомпрессор низкого давления; 29 - контроллер турбокомпрессора низкого давления; 30 - приборный щит;
31 - торпедопогрузочный люк; 32 - аварийный телефонный буй; 33 - каюта командира; 34 - топливные цистерны; 35 - аккумуляторная батарея;
36 - осушительный центробежный насос "Рато"; 37 - шестиклапанная коробка дифферентной системы; 38 - расходный топливный бак;
39 - штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 40 - штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей; 41 - гирокомпас;
42 - зенитный перископ; 43 - лебедка зенитного перископа; 44 - командирский перископ; 45 - лебедка командирского перископа;
46 - пусковое регулирующее сопротивление электродвигателя кормовых горизонтальных рулей;
47 - пусковое регулирующее сопротивление электродвигателя Носовы горизонтальных рулей; 48 - электродвигатель носовых горизонтальных рулей;
49 - электродвигатель кормовых горизонтальных рулей; 50 - радиорубка; 51 - распределительный щит силовой сети; 52 - штурманский стол;
53 - шахта зенитного перископа; 54 - шахта командирского перископа; 55 - цистерна быстрого погружения; 56 - цистерна лага; 57 - 45-мм орудие;
58 - магнитный путевой компас; 59 - штурвальная тумба вертикального руля на мостике; 60 - боевая рубка;
61 - наружная шахта с верхней захлопкой вытяжной общесудовой системы вентиляции; 62 - шахта выхода из дизельного отсека на мостик;
63 - двери в ограждении рубки; 64 - сигнальная мачта; 65 - топовый огонь; 66 - кильватерный огонь; 67 - радиомачта; 68 - дизель 38В8;
69 - резервный масляный насос; 70 - трап; 71 - бачок расходного масла; 72 - холодильник масла; 73 - ящики для патронов регенерации воздуха;
74 - разобщительная муфта "Бамаг"; 75 - промежуточный подшипник; 76- газоотвод дизелей с клапанами; 77 - цистерны циркуляционного масла;
78 - цистерны чистого масла; 79 - цистерны судового запаса масла; 80 - главный гребной электродвигатель;
81 - щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторной батареи; 82 - щит управления главными гребными электродвигателями;
83 - шкаф для хранения инструмента; 84 - глушитель газоотвода дизеля; 85 - воздушный баллон торпедной стрельбы; 86 - кулачная разобщительная муфта;
87 - упорный подшипник "Митчеля"; 88 - промежуточный вал; 89 - промежуточный подшипник; 90 - электродвигатель экономического хода;
91 - мортиры гребного вала; 92 - щит управления электродвигателями экономического хода; 93 - преобразователь вертикального руля;
94 - баллоны воздуха высокого давления емкостью 78 литров; 95 - шлюпка; 96 - флагшток; 97 - кнехты; 98 - цистерна пресной воды;
99 - кормовая дифферентная цистерна; 100 - кормовая цистерна главного балласта; 101 - гребной винт; 102 - ограждение веритикального руля;
103 - вертикальный руль; 104 - кормовые горизонтальные рули; 105 - гакобортный огонь; 106 - леер; 107 - оттяжки радиоантенны; 108 - леерная антенна;
109 - доковый киль; 110 - бортовые цистерны главного балласта; 111 - проницаемая часть; 112 - носовая палубная цистерна;
113 - кормовая палубная цистерна; 114 - уравнительная цистерна; 115 - ограждение кормовых горизонтальных рулей.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский государственный промышленно – гуманитарный техникум им А.В. Яковлева»

Конспект

классного часа

Подводная лодка «Щука»

Классный руководитель: Кускова М.С.

2016 г.

Цель:

    познакомить с историческим прошлым знаменитой подводной лодкой Великой Отечественной войны

    способствовать развитию патриотических чувств – любви к малой Родине, чувства гордости за свою страну, свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;

    способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения.

Использование ИКТ на данном уроке позволяет:

Разнообразить формы предъявления информации на уроке, увеличить эффективность подачи материала;

Повысить интерес и мотивацию обучающихся к теме классного часа;

Увеличивать восприятие материала за счет увеличения количества наглядного материала; развивать произвольное внимание, память;

Организовать обратную связь «ученик – учитель».

Оборудование:

    Ноутбук, проектор, экран;

Используемые источники:

Ход мероприятия

Слайд 1

Ведущий: Знаете ли вы, ребята, какой праздник будет отмечать наша страна.

Это праздник солдат, моряков, летчиков, офицеров, которые воевали с фашистами и победили их.

Это не только праздник солдат, но всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом.

У кого есть дедушки или бабушки, воевавшие на войне? (Ответы детей.) Кем они были во время войны? (Ответы детей.)

Великая Отечественная война изменила судьбы всех людей. О том, что они переживали, что чувствовали, с какими невзгодами и радостями встречались, рассказывают нам письма военного времени, вернувшиеся с войны солдаты.

Я хочу сегодня поговорить о технике того времени, а конкретнее о подводной лодки типа «Щ»., а почему именно об этой лодки.

Слайд 2

Не давно, в СМИ появилась информация, что в апреле 2016 года была обнаружена эта легендарная лодка у берегов Эстонии.

Советская подводная лодка Щ-408 («Щука»), погибшая в бою с немецким флотом в мае 1943 года. Лодку обнаружили поисковики проекта «Поклон кораблям Великой Победы-2016».

Подлодку нашли у острова Вайндло. Руководитель проекта «Поклон кораблям Великой Победы-2016» Константин Богданов сообщил «Росбалту», что команда проекта при содействии коллег из Финляндии провела серию погружений для «идентификации, изучения и видеосъемки геройской подводной лодки Щ-408». Об отважной «Щуке» (так называли моряки этот корабль) было известно только приблизительное место ее гибели, но сейчас поисковики нашли корпус лодки и провели подводные работы по точной идентификации боевого советского подводного корабля.

Подлодка приняла неравный бой возле эстонского острова Вайндло и с поднятым боевым флагом ушла на дно, за что была прозвана «Подводным варягом».

А с чего же всё началось?

Слайд 3

Обучающийся:

«Щ-408»подводная лодка X-бис серии. Заложена 23 апреля 1939 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде и 4 июня 1940 года спущена на воду. Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила в составе учебной бригады ПЛ КБФ в Кронштадте. На корабле подходили к концу монтажные работы. Степень технической готовности субмарины составляла 80 – 82,7%. 10 сентября 1941 года «Щ-408» без проведения испытаний вступила в строй и 22 сентября вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Слайд 4

В юго-западной части Санкт-Петербурга, там, где в годы Великой Отечественной войны проходил западный рубеж обороны, есть улица Подводника Кузьмина. Капитан-лейтенант Кузьмин Павел Семенович вместе со своим экипажем подводной лодки «Щ-408» вписал одну из самых ярких, героических страниц в историю Великой Отечественной войны и, в частности, в историю советского подводного флота.

Слайд 5

Обучающийся: Кузьмин Павел Семенович родился 2 января 1914 г. в г. Орджоникидзе. Службу в ВМФ начал в 1933 г. С 1938 г. после окончания с отличием ВМУ им. Фрунзе Павел Кузьмин служил штурманом на подводных лодках. Затем окончил Высшие спецкурсы командного состава при учебном отряде подводного плавания им. Кирова, в октябре 1940 г. получил назначение помощником командира подводной лодки «С-9», участвовал в нескольких боевых походах. В октябре 1941 г. Кузьмину было присвоено звание капитан-лейтенанта, а через некоторое время он был назначен командиром подлодки «Щ-408». (ВИДЕОФИЛЬМ)

Подводная лодка Щ-408 – «щука», была принята в состав Балтийского флота в сентябре 1941 г. и начала подготовку к переходу из Кронштадта в Ленинград, но в Морском канале столкнулась с сетевым заградителем «Онега», получила пробоину в корпусе и ряд других повреждений. Субмарина вернулась на завод и встала в ремонт, который закончился весной 1942 г. Находясь на заводе в , во время артобстрела Щ-408 получила новые повреждения, многострадальной субмарине вновь потребовался ремонт. В конце октября 1942 г. в Кронштадте у борта лодки взорвался немецкий снаряд. В прочном корпусе подлодки образовались две осколочные пробоины, и снова был ремонт. Причём основная часть всех ремонтных работ была выполнена силами личного состава лодки. Во время ремонтных работ продолжалась и боевая подготовка личного состава, связанная с изучением опыта других подводных лодок, побывавших в боевых походах. Только к маю 1943 г. Щ-408 смогла встать в боевой строй.

Обучающийся: 7 мая 1943 г. «Щ-408» отошла от пирса в Кронштадте и перешла на о. Лавенсаари. Командир получил последние сведения об обстановке по разведданным, последние указания командования бригады. 19 мая в сопровождении тральщиков и катеров-охотников лодка отошла от пирса о. Лавенсаари и благополучно достигла заданной точки погружения. Далее в подводном положении ей предстояло самостоятельно форсировать Гогландский противолодочный рубеж, оборудованный немцами мощнейшей противолодочной системой.

Слайд 6

На о. Гогланд и на южном берегу залива были установлены самые мощные по тем временам гидроакустические станции. Поэтому достаточно быстро появились немецкие противолодочные катера, которые наугад провели бомбежку глубинными бомбами, надеясь зацепить лодку. Не добившись результатов, катера покинули район.

А лодка продолжала форсировать противолодочный рубеж и вошла в минное поле. Несколько раз в отсеках слышалось шуршание и скрежет минрепов от трения о корпус подводной лодки. Через трое суток, к вечеру 22 мая, подводная лодка прошла через Гогландский противолодочный рубеж и в районе маяка Вайндло (на о. Гогланд) всплыла для зарядки аккумуляторных батарей и вентилирования отсеков. Как только заработал дизель, подводную лодку засекли противолодочные катера и пытались атаковать ее. Лодка срочно погрузилась и ушла на рабочую глубину. Сбросив несколько серий бомб, катера застопорили ход и начали ждать, когда лодка вынуждена будет обнаружить себя, пытаясь всплыть.

В течение 3 суток продолжалась эта «игра в кошки-мышки». Лодка практически все время находилась вод водой, пытаясь в ночное время всплыть и подзарядить аккумуляторную батарею. Катера тут же обнаруживали ее, вынуждая уйти под воду. Плотность аккумуляторных батарей падала, в отсеках уже нечем было дышать. Подвсплыв на перископную глубину, капитан-лейтенант Кузьмин П.С. успел дать радио в адрес главного командного пункта: «Противник непрерывно бомбит, не дает возможности всплыть для зарядки. Прошу оказать помощь авиацией».

Командующий флотом тут же распорядился послать в район маяка Вайндло несколько штурмовиков. Штурмовики потопили один сторожевой корабль и повредили несколько дозорных противолодочных катеров. Однако вскоре самолеты улетели, а силы ПЛО противника снова начали преследовать лодку. Продолжалась периодическая бомбежка глубинными бомбами, счет которым был давно потерян. Бомбы начали рваться все ближе и ближе. Возможно, была повреждена одна из топливных цистерн и топливо, всплывая на поверхность, выдавало расположение лодки. Уже четверо суток лодка находилась под водой, в отсеках нечем было дышать…

Слайд 7

Кроме этого, вероятно лодка получила новые повреждения, встретилась с мощным сетевым заграждением, да и обстановка сложилась видимо невыносимая… Командир принял решение всплыть в надводное положение и дать фашистам бой. Субмарина всплыла, на флагштоке был поднят советский военно-морской флаг. Вокруг лодки собралось около 10-ти противолодочных кораблей. Начался ожесточённый неравный бой. Один из кораблей, от прямого попадания снарядов подводной лодки взорвался и затонул.

Корпус «Щ-408» и ограждение рубки были буквально засыпаны шквалом артиллерийских и пулеметных снарядов. Несколько человек на мостике были убиты, а лодка получила повреждения и пробоины и в прочном корпусе. В лодку начала поступать вода. Личный состав, находившийся в отсеках, мужественно боролся с поступлением воды, но субмарина начала терять плавучесть и ход. Артиллерийский бой продолжал более 2-х часов. Наши подводники смогли повредить ещё два вражеских корабля. Наконец на «Щ-408» задраили рубочный люк, и подводная лодка ушла на дно с гордо развевающимся военно-морским флагом, что со времен Цусимы означало: «Погибаю, но не сдаюсь!»

После капитуляции Германии из документов немецких противолодочников выяснилось, что акустики вражеских кораблей еще двое суток слышали, как из-под воды доходили до них звуки ударов по металлу: наши подводники пытались заделать пробоины, до последней минуты боролись за жизнь. После гибели «Щ-408» не было в советском ВМФ человека, который не знал бы о подвиге экипажа этой лодки. Не случайно за «Щ-408» укрепилось уважительное название подводного «Варяга». Экипаж капитан-лейтенанта Кузьмина П.С. в количестве 41 человека героически погиб.

Слайд 8

Надо заметить, что ни героический экипаж подводной лодки, ни её командир не были отмечены советскими наградами. Зато король Великобритании Георг VI в 1944 г., посмертно, наградил командира подводной лодки Кузьмина П.С. орденом Британской империи «За заслуги» 5 степени.

Обучающийся:

Приказ, боевая тревога,
Аврал, значит все по местам,
Подводная лодка уходит,
К глубоким и дальним морям!

Мы пили забортную воду,
Таков был морской ритуал,
Прошел это всякий подводник,
Матрос и седой адмирал!

Вот цель и команда "В атаку!",
Механикам "Полный вперед!",
Акустик прикован к приборам,
И в бой наша лодка идет!

Но море порой беспощадно,
Бурлит и штормит океан,
Повсюду торпеды и мины,
Молчит молодой капитан!

Исчезла подводная лодка,
Ушла в свой последний поход,
Сомкнулись суровые волны,
На дне лучший атомоход!

А дома погибших забудут,
Тоскует по сыну лишь мать,
Товарищ супругу долюбит,
Поможет детей воспитать!

Ведущий: 22 апреля 2016 года остов «Щ-408» был обнаружен на дне примерно в 1,5 милях от той точки, которую пеленговали по береговым объектам финны, а 1-2 мая корпус подлодки был обследован участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». По предварительным данным подлодка практически не имеет повреждений, которые можно было бы связать с воздействием глубинных бомб. Корпус субмарины ушел в грунт по ватерлинию и все видимые повреждения относятся к артиллерийскому бою, об интенсивности которого свидетельствует оставленный на мостике ППШ. Все люки в закрытом состоянии, никто из экипажа не делал попыток спастись.

За свою победу страна заплатила огромную цену

Мы гордимся нашими дедами, прадедами. Не забудем их подвиг. Спасибо, за мирное небо!

Слайд 9

Звучит песня День победы

В настоящее время можно назвать множество , погибших в годы второй мировой войны по неустановленным причинам. С большой долей вероятности можно предположить, что большинство из них оказалось на морском дне не без воздействия противника. Иные завершили свою боевую карьеру вследствие кораблекрушений. Третьи, возможно, были по ошибке уничтожены своими - подобные случаи большой редкостью не являлись. Быть может, такая же участь постигла подводную лодку Черноморского флота «Щ-206», погибшую в первом же боевом походе.

«Щука» - сокращенное название шести серий дизель-электрических подводных лодок ВМФ СССР. Строились по проектам Б.М. Малинина. За основу был взят проект третьей серии подводных лодок, отличавшейся простотой конструкции, надежностью, возможностью перевозки по железной дороге в разобранном виде.

Дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии V-бис-2 шифр «Щука», бортовой номер «Щ-206». До 1934 года носила название «Нельма ». Советская «Щ-206» была заложена 5 января 1934 года на заводе № 200 «Имени 61 коммунара» в городе Николаеве, спущена на воду 1 февраля 1935 года. 1 октября 1936 года вошла в состав Черноморского флота СССР.

дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии

V-бис-2 шифр «Щука» фото

советская субмарина «Щ-206» в Южной бухте, город Севастополь

В день начала Великой Отечественной войны подводная лодка «Щ-206» вышла в боевой поход к румынским берегам. Командир подлодки капитан-лейтенант С. А. Каракай получил приказ атаковать румынские корабли в случае их выхода из главной базы флота противника - Констанцы. В базу субмарина «Щ-206» не вернулась, открыв тем самым список потерь подводных лодок Черноморского флота.

В скором времени появилась основная версия гибели подводной лодки «Щ-206», согласно которой субмарина подорвалась на румынском минном заграждении. К слову, эта версия считается общепризнанной и на сегодняшний день. Правда, позднее выяснилось, что границы позиции подводной лодки «Щ-206» не включали район самой Констанцы, поскольку румыны объявили о постановке там мин задолго до начала войны. Возможно, подлодка «Щ-206» оказалась на минном заграждении в результате досадной навигационной ошибки.

В соответствии с другой версией, советская подводная лодка «Щ-206» была потоплена 9 июля румынскими боевыми кораблями. В этот день румыны решили заняться тралением фарватера к югу от основной базы их флота - там, где находилась позиция советской подлодки. Обнаружив перископ, румынские корабли стали преследовать неопознанную субмарину . Позднее к месту событий подошли торпедные катера, атаковавшие подводную лодку глубинными бомбами. Завершилась погоня мощным подводным взрывом и образованием на поверхности воды масляного пятна.

Однако и в данном случае нельзя с полной уверенностью заявлять о победе вражеских кораблей над подводной лодкой «Щ-206», так как сильный подводный взрыв мог быть принят за серию взрывов собственно глубинных бомб, а перископы и масляные пятна морякам мерещились довольно часто.

К сожалению, в начальный период войны советские вооруженные силы действовали несогласованно. Исключением не являлся и Черноморский флот. Быть может, отсутствие согласованности между командирами кораблей и соединений с одной стороны, и вышестоящим руководством с другой, послужило причиной гибели подводной лодкой «Щ-206»?

На следующий день, после того как советская подводная лодка «Щ-206» в последний раз покинула базу, из Ставки Верховного главнокомандования в штаб Черноморского флота поступила депеша, согласно которой надводным кораблям предстояло провести набеговую операцию на Констанцу. Целью рейда являлось уничтожение нефтехранилища и разведка обороны румынской военно-морской базы. Вечером 25 июня отряд легких сил в составе крейсера «Ворошилов», лидеров эскадренных миноносцев «Москва» и «Харьков», а также эсминцев «Сообразительный» и «Смышленый» вышел из порта Севастополь на бомбардировку вражеского побережья. Однако командующий операцией Т. А. Новиков не был поставлен в известность о нахождении у румынских берегов советской субмарины «Щ-206». Естественно, не мог ничего знать о проведении операции и командир дизельной подводной лодки .

Утром следующего дня отряд Черноморского флота появился в районе Констанцы. Вскоре началась артиллерийская дуэль с береговыми батареями противника. Поединок складывался не в пользу эскадры Новикова, поскольку береговые цели были неплохо различимы, а силуэты советских кораблей было отчетливо видно. Спустя несколько минут после открытия огня взорвался и затонул эсминец «Москва» - корабль маневрировал на вражеском минном поле. В итоге отряд кораблей вынужден был оставить опасный район.

Правда, злой рок кораблей отряда легких сил на этом не закончился. При отходе эскадры с левого борта эсминца «Сообразительный» был обнаружен след торпеды. «Сообразительный », в свою очередь, выпустил несколько глубинных бомб по предполагаемому месту нахождения субмарины. Во время подводных взрывов из воды показалась корма подлодки, затем последовали характерные признаки ее гибели - воздушные пузыри и масляные пятна.

Моряки-черноморцы предположили, что уничтоженная эсминцем «Сообразительный » субмарина была единственной румынской подводной лодкой «Дельфинул », но последняя находилась далеко от места событий и впоследствии пережила войну. Название и принадлежность потопленной подлодки так и остались невыясненными.

Данное обстоятельство послужило основой для предположения, что атакованной субмариной была советская подводная лодка «Щ-206». В гораздо более позднее время у этой версии появились многочисленные сторонники. Они также объясняют гибель эскадренного миноносца «Москва » ошибкой командира подводной лодки «Щ-206», который, будучи не в курсе проводимой набеговой миссии, принял своим корабли за румынские.

Однако по сей день явных доказательств своей правоты у приверженцев этой точки зрения нет. Вероятно, следы торпед и признаки гибели неизвестной субмарины в очередной раз были ничем иным, как плодом воображения моряков, а истинная причина гибели подводной лодки «Щ-206» так и осталась тайной. Остается верить, что не навсегда.

В годы второй мировой войны класса «Щука » активно участвовали в боевых действиях на море. За боевые заслуги шесть из них стали гвардейскими, одиннадцать награждены орденом Красного знамени.

Технические характеристики подводной лодки «Щука»:

Длина - 58,8 м,
Ширина - 6,2 м;
Осадка - 4,3 м;
Водоизмещение надводное 609 тонн
Водоизмещение подводное - 706 тонн;
Глубина погружения - до 90 м;
Силовая установка - два дизельных двигателя по 685 л.с. и два электромотора по 400 л.с.;
Скорость - 10 узлов;
Дальность плавания - 9300 миль в надводном положении и 100 миль в подводном положении;
Экипаж - 40 человек;
Вооружение :
Торпедные аппараты 533 мм - 4 носовых и 2 кормовых (10 торпед);
Орудие 45 мм (на некоторых 37 мм автоматические пушки) - 2;