Параллельно с работами по проектированию многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения, в ведущих конструкторских бюро страны, отраслевых и флотских научных центрах, велись поисковые работы по АПЛ Атомная подводная лодка третьего поколения. В частности, Горьковское (ныне нижегородское) ЦКБ Центральное конструкторское бюро -112 «Лазурит» в начале 60-х гг. разработало предэскизный проект под номером 673 - многоцелевую атомную подводную лодку, в конструкции которой было заложено много передовых решений - полуторакорпусная схема, обводы, оптимальные с точки зрения гидродинамики (без ограждения рубки), одновальная энергетическая установка с одним реактором и т. п. В дальнейшем работы по новым многоцелевым АПЛ Атомная подводная лодка в Горьком были продолжены. Одна из таких проработок и была в 1971 г. положена в основу проекта первого советского атомохода третьего поколения.

Расширение боевых возможностей американского флота - в первую очередь - его подводной составляющей, развивавшейся в 60-80-х гг. наиболее динамично, требовало резкого увеличения противолодочного потенциала советского ВМФ Военно-морской флот . В 1973 г. в рамках комплексной программы «Аргус» была разработана концепция противолодочной обороны страны. В рамках этой концепции ЦНПО «Комета» (генеральный конструктор А. И. Савин) началась реализация программы создания комплексной системы освещения обстановки «Нептун» (КСОПО «Нептун»), включающей:

Центральное звено системы - центр сбора, обработки, отображения и распределения информации, отражения;

Стационарные системы освещения подводной обстановки, работающие по различных физическим полям ПЛ Подводная лодка ;

Гидроакустические буи, выставляемые в океане кораблями и самолетами;

Космические системы обнаружения подводных лодок по различным демаскирующим признакам;

Маневренные силы, включающие самолеты, надводные корабли и подводные лодки. При этом атомные многоцелевые подводные лодки нового поколения, обладающие повышенными поисковыми возможностями, рассматривались как одно из важнейших средств обнаружения, слежения и (после получения соответствующей команды) уничтожения субмарин противника.

Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом ВМФ Военно-морской флот ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны (в частности - на горьковском заводе «Красное Сормово»). Основным назначением новых АПЛ Атомная подводная лодка проекта "945 Барракуда" должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся И. И. Кваша, а главным наблюдающим от ВМС Военно-морские силы - И. П. Богаченко. Принципиально важным элементом новой АПЛ Атомная подводная лодка было применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ Атомная подводная лодка второго поколения. Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счет уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25 - 30%, что делало возможным постройку АПЛ Атомная подводная лодка в Горьком и транспортировку ее внутренними водными путями. Кроме того, титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы 945-го проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время). Однако использование титана вело к существенному росту стоимости АПЛ Атомная подводная лодка и по технологическим причинам ограничивало число строящихся кораблей, а также число предприятий судостроения, участвующих в программе (технология постройки титановых корпусов не была освоена в Комсомольске-на-Амуре).

По сравнению с АПЛ Атомная подводная лодка предыдущего поколения торпедно-ракетный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным боезапасом, возросшем за счет применения новых боеприпасов и усовершенствованной системы целеуказания, дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед и в 1,5 раза - для торпед), а также повышенной боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза).

В декабре 1969 г. в ОКБ Опытно-конструкторское бюро Минавиапрома «Новатор» под руководством главного конструктора Л. В. Люльева начались работы по созданию новых противолодочных ракетных комплексов второго поколения Водопад и «Ветер», предназначенных в первую очередь для оснащения перспективных АПЛ Атомная подводная лодка третьего поколения. Еще одним новым типом оружия, внедренным на АПЛ Атомная подводная лодка третьего поколения, стала телеуправляемая самонаводящаяся в двух плоскостях торпеда типа ТЭСТ-71. Для освещения подводной и надводной обстановки и целеуказания оружию было решено применить усовершенствованный гидроакустический комплекс МГК-503 «Скат». Благодаря мерам по снижению шумности АПЛ Атомная подводная лодка и уменьшению собственных помех при работе ГАК Гидроакустический комплекс дальность обнаружения целей по сравнению с АПЛ Атомная подводная лодка второго поколения увеличилась более чем в два раза.

Новые системы радиоэлектронного вооружения позволили уменьшить предельную ошибку в определении места в пять раз, а также существенно увеличить интервалы между всплытиями для определения координат. Дальность связи возросла в два раза, а глубина приема радиосигналов - в три раза. Для отработки вопросов прочности и технологии «Красным Сормовым» были построены натурный отсек из титанового сплава, а также полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана, предназначенного для использования на перспективных сверхглубоководных АПЛ Атомная подводная лодка . Отсеки были доставлены в Северодвинск, где в специальной док-камере прошли статические и усталостные испытания. АПЛ Атомная подводная лодка проекта "945 Барракуда" предназначена для ведения борьбы не только с ракетными подводными лодками противника, но и с надводными кораблями из состава авианосных соединений и ударных группировок. Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления ракетно-торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных тактико-технических элементов - скорости, глубины погружения, маневренности, скрытности, надежности и живучести.

Подводная лодка проекта "945 Барракуда" выполнена по двухкорпусной схеме. Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта. Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, имеет относительно простые формообразования - цилиндрическая средняя часть и конические оконечности. Концевые переборки - сферические. Конструкция крепления к корпусу прочных цистерн исключает изгибные напряжения, возникающие при обжатии лодки на глубине. Корпус лодки разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. Имеется система аварийного продувания двух цистерн главного балласта с помощью продуктов сгорания твердого топлива. Экипаж лодки - 31 офицер и 28 мичманов, для которых созданы относительно хорошие условия обитаемости. АПЛ Атомная подводная лодка оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж.

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 43 000 л. с. включает один водо-водяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один парозубчатый агрегат. Реактор ОК-650А имеет четыре парогенератора, по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура. Паровая одновальная блочная паротурбинная установка имеет широкое резервирование состава механизации. Лодка оснащена двумя турбогенераторами переменного тока, двумя питательными и двумя конденсаторными насосами. Для обслуживания потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Гребной многолопастный винт обладает улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.

В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и резервные средства движения. Имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей. Для обеспечения движения под водой со скоростью хода до 5 узлов АПЛ Атомная подводная лодка оборудована двумя гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 370 кВт, каждый из которых работает на свой винт.

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-503 «Скат» (с аналоговой обработкой информации). Комплекс связи «Молния-М» включает систему спутниковой связи и буксируемую антенну «Параван». Комплекс ракетно-торпедного вооружения и боевая информационно-управляющая система обеспечивают одиночную и залповую стрельбу без ограничений по глубине погружения (вплоть до предельной). В носовой части корпуса установлено четыре 533-миллиметровых и два ТА Торпедный аппарат калибром 650 мм. В боекомплект входит до 40 единиц оружия - ракето-торпеды и торпеды. Альтернативный вариант - до 42 мин.

Дальнейшим развитием лодки проекта 945 стала АПЛ Атомная подводная лодка проекта 945А (шифр «Кондор»). Ее основным отличием от кораблей предыдущей серии был измененный состав вооружения, включавший шесть 533-мм торпедных аппаратов. В боекомплект лодки были включены стратегические крылатые ракеты. Лодку оснастили и восемью комплектами ПЗРК самообороны «Игла». Число водонепроницаемых отсеков возросло до семи. Лодка получила усовершенствованную энергетическую установку мощностью 48 000 л. с. с реактором ОК-650Б (190 мВт). В выдвижных колонках разместили два подруливающих устройства (по 370 л. с.). По уровню демаскирующих признаков (шумности и магнитному полю) лодка проекта 945А стала самой малозаметной в советском флоте. На АПЛ Атомная подводная лодка установили усовершенствованный ГАК Гидроакустический комплекс «Скат-КС» с цифровой обработкой сигналов. В состав комплекса вошла низкочастотная протяженная буксируемая антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении. Корабль оснастили комплексом связи «Симфония».

К-276 Краб1984

Головная лодка была заложена в Сормове 8 мая 1982 г., спущена на воду 29 июля 1983 г. и вступила в строй 21 сентября 1984 г.

11 февраля 1992 г. "Краб" находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2 ранга И. Локтев. Экипаж лодки сдавал вторую курсовую задачу и подводная лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход Baton Rouge выполнял задачи разведывательного характера и осуществлял слежение за своим русским "собратом", следуя на глубине около 15 метров. В процессе маневрирования акустики американской лодки потеряли контакт с "Краб" и так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ Атомная подводная лодка , то командир Baton Rouge решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка "Краб" в этот момент оказалась ниже американской и в 20 часов 13 минут так же начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Факт слежения за своим кораблем русскими гидроакустиками обнаружен не был и в 20 часов 16 минут произошло столкновение субмарин. При столкновении "Краб" своей рубкой протаранила днище Baton Rouge . Лишь небольшая скорость русской лодки и малая глубина при всплытии позволили Baton Rouge избежать гибели. На рубке "Краб" остались следы столкновения, позволившие идентифицировать нарушителя территориальных вод. Пентагон был вынужден признать свою причастность к инциденту.

К-239 Карп1987

Был заложен в августе 1983 г., спущен на воду в апреле 1984 г. и введен в строй осенью 1987 г. В 1996 г. "Карп" было присвоено более благозвучное название - «Тула».

На Северодвинском предприятии "Звёздочка"снова хорошие новости. Предприятие начинает ремонт подводной лодки "Карп". Это и послужило поводом написания этого поста, про подводные лодки проекта 945.

Северодвинск. Центр судоремонта "Звёздочка". Подводная лодка "Карп". Интересен факт, что все подводные лодки, как и модификации этого проекта, сменили свои имена, на имена городов: "Кострома", "Псков", "Нижний Новгород", только у атомохода "Карп" осталось "рыбное" имя.


Подводные лодки проекта 945 "Барракуда" (обозначение НАТО — "Sierra-I") — серия советских многоцелевых атомных подводных лодок, построенных в 1979—1986 годах. "Барракуды" положили начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в Советском Союзе.

Основным назначением АПЛ проекта 945 (шифр "Барракуда") является слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся Н. И. Кваша, а главным наблюдающим от ВМС - И. П. Богаченко.
АПЛ 945-го проекта предназначена для ведения борьбы не только с ракетными подводными лодками противника, но и с надводными кораблями из состава авианосных соединений и ударных группировок.

Подводная лодка "Кострома", после столкновения с американской субмариной "Батон-Руж"

Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления ракетно-торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных тактико-технических элементов — скорости, глубины погружения, маневренности, скрытности, надежности и живучести.

Интересно, что эти подводные лодки изготовлены из прочного титанового сплава, который обеспечивает увеличение предельной глубины погружение в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения. Использование титанового сплава позволяло за счёт уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25-30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку её внутренними водными путями в Северодвинск, на судостроительное предприятие "Севмаш". Кроме того, такая конструкция позволяет уменьшить магнитное поле корабля. По этому параметру атомоходы проекта 945 сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время. Для отработки вопросов прочности и технологии заводом “Красное Сормово” были построены натурный отсек из титанового сплава, а также полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана, предназначенного для использования на перспективных сверхглубоководных АПЛ. Отсеки были доставлены в Северодвинск, где в специальной док-камере прошли статические и усталостные испытания. Единственный минус от использования титана это высокая стоимость.

Подводная лодка проекта 945А "Псков" и 945 "Кострома".

АПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж

Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л.с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура. На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

"Карп". 2010 год

Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых торпедных аппарата. Боезапас составляет 40 торпед и ракет.

В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад», противолодочные ракеты «Ветер», имеющие возможность установки ядерной боевой части.

Рубка подводной лодки "Карп". На заднем плане 55 цех Севмаша, а на переднем кусок подводной лодки "Новомосковск" проекта 667БДРМ

Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась более чем в два раза. Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.

Подводная лодка ВМС США "Батон-Руж", после вывода из состава флота. 1997 год .

Всего было построено два корабля этого проекта "Карп" и "Краб". Первая лодка этого проекта К-239 "Карп" начала свою службу в 1984 году, а уже в 1998 году, после 14 лет службы была выведена из боевого состава ВМФ и передана в ОРВИ на долговременное хранение с постановкой на прикол в Северодвинске. Вторая К-276 "Краб" заступила на боевую службу в 1987 году. 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой "Батон Руж" типа "Лос-Анджелес". У «Краба» была немного повреждена рубка, рассчитанная на проламывание льда, а на "Батон Руж" после столкновения был пожар. После аварии АПЛ "Батон Руж" своим ходом добралась до базы и через некоторое время была списана.

Уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда» могут быть возвращены в состав ВМФ России. Корпуса субмарин этого проекта выполнены из титана, что делает корпус более прочным и не притягивает магнитные мины. Но дороговизна титана заставила отказаться от строительства этих лодок.

По информации газеты «Известия» главкомат ВМФ принял решение восстановить субмарины проекта 945 «Барракуда». Их возвращение в строй более целесообразно чем утилизация.

На сегодня в составе ВМФ четыре титановые атомные подводные лодки: две проекта 945 «Барракуда» - К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» - К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».

Подлодки класса «Барракуда» и «Кондор» имеют на вооружение два 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. Кроме того подлодки проекта «Кондор» способны стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 600 метров, что на 50 метров глубже чем способна погружаться «Барракуда». Для отражения атак с воздуха подлодки оснащены комплексами «Игла».

Все четыре лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (поселок Видяево). Лодка К-239 «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления.

Контракт на ремонт двух «Баракуд» уже подписан со «Звездочкой». Завод должен провести средний ремонт с модернизацией. На лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.

«По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс предприятия. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся летом этого года и будут продолжаться, по самому оптимистичному сценарию, в течение 2–3 лет.. Возможно сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» на ремонт встанет К-276 «Кострома».

Судоремонтники пояснили, что титановые корпуса лодок находятся в отличном состоянии. Титан в отличие от стали не подвержен коррозии.

Планируется, что модернизированные подлодки проекта «Барракуда» получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, лодка получит возможность вести огонь крылатыми ракетами комплекса «Калибр» (Club-S), в том числе по наземным целям.

Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ К-276 «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Наш корабль получил небольшие повреждения рубки а американскую лодку пришлось списать.

«Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок - это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 - бесспорно хорошая новость. «Благодаря титановому корпусу эти лодки могут служить до 100 лет» пояснил военный эксперт.

Есть и противоположное мнение. Так бывший начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко считает, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах неправильно. «Современные сорта стали позволяют лодкам выдерживать такую же глубину, как и титановым. Поэтому особого преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными нет. Я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы значительно больше», - пояснил свою позицию Кравченко.

Военно-морской флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана . Титановые лодки создавали в 1980-е годы, поскольку они более прочные, не притягивают магнитные мины. Но из-за дороговизны титана, который в несколько раз дороже стали, после распада СССР от строительства титановых лодок решили отказаться.

Как рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, решение восстановить «Барракуды» было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ Виктором Чирковым. «Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать », - пояснил собеседник «Известий».

Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований):
— две проекта 945 «Барракуда» - К-239 «Карп» и К-276 «Кострома»;
— две титановые подлодки модернизированного проекта 945А «Кондор» - К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».

Главная мишень подводных «Барракуд» и «Кондоров» - авианосцы и подводные лодки . Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» проекта «Кондор» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже - до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла».

Все подлодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления.

Контракт на ремонт первых двух подлодок «Барракуда» подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией. Как рассказал один из топ-менеджеров «Звездочки», на подлодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.

«По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся уже летом и будут продолжаться в течение 2–3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» поставим на ремонт «Кострому », - пояснил представитель «Звездочки».

Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в отличном состоянии». «Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие », - добавил судоремонтник.

По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS . Кроме того, на подлодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S), в том числе по наземным целям.

Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской . Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.

Независимый военный эксперт, автор книг по истории Военно-морского флота Дмитрий Болтенков назвал АПЛ с титановым корпусом национальным достоянием. «Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок - это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 - бесспорно, хорошая новость. Благодаря титановому корпусу эти лодки могут служить до 100 лет », - сказал он.

Экс-начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко , в свою очередь, пояснил, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах, - не самое правильное решение. «Современные сорта стали позволяют лодкам выдерживать такую же глубину, как и титановым. Поэтому особого преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными нет. Я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы значительно больше », - пояснил Кравченко.

Ожидается, что после ремонта все четыре атомные субмарины вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в Видяево.