Церковь. Выпуск 3. Старообрядческий церковно-общественный журнал. - М., 2000.

Среди моря сегодняшней российской прессы крайне мало изданий, напрямую ведущих родословную от газет и журналов досоветских времен. Слишком уж сильным был разрыв октября 1917-го: даже после ухода с властного Олимпа наследников "дела революции" оказалось, что "практичнее и проще" основывать новые издания, чем отыскивать потерянные во тьме семидесятипятилетнего забвенья нити традиций прессы Серебряного века. Но из этого общего для наших дней правила есть исключения, и одним из них является старообрядческий журнал "Церковь", издание с непростой исторической судьбой.

Впервые оно увидело свет в 1908 г., вскоре после первого в нашей истории провозглашения "веротерпимости". Старообрядцы, дотоле в течение более чем двух веков с различной степенью жестокости притеснявшиеся, получили тогда возможность не только открыто совершать богослужения и строить новые храмы, но и через журналы и газеты доносить до людей свои взгляды на православие и судьбы России. Дореволюционная "Церковь" была еженедельником, выпускавшимся на средства знаменитых промышленников-старообрядцев Рябушинских. Даже располагалась редакция в их конторе на Биржевой площади тогдашнего московского "Сити" - Китай-города. Эти обстоятельства, а еще больше само содержание старых журналов "Церковь" свидетельствуют о наличии у предпринимателей-староверов начала века концепции развития России на основе сочетания преданности исконной вере отцов с активным участием в мировой конкуренции технологий и капиталов.

Однако сей "выход в народ" староверческих церковно-общественных идей, увы, не смог изменить общего направления нашей истории. Очень скоро революционные вихри, казалось, навсегда уничтожили не только национально ориентированных предпринимателей с их верой, социальной идеологией, а также печатным органом, но и всю старую Россию. Но так всего лишь казалось, потому что, несмотря на новые жесточайшие репрессии, Старообрядческая Церковь выжила. А пожелтевшие подшивки "Церкви", тщательно сохранявшиеся в семьях уцелевших древлеправославных, стали одной из основ этого выживания. Как яркие памятники свободы и величия старообрядцев они в самые беспросветно-атеистические годы поддерживали духовное самосознание и надежду на грядущее возрождение.

Времена изменились, воссоздание порушенного стало реальной возможностью. И уже в 1990-м под обложкой журнала "Родина" вышел первый (точнее, нулевой) номер "Церкви". Однако духовно-интеллектуальные возможности современных старообрядцев, увы, не получили адекватного материального обеспечения. Ведь возрождения старообрядческого предпринимательства, как известно, не произошло. В тяжелых условиях первых лет рыночных реформ смогли увидеть свет лишь еще два выпуска "Церкви", последний - в 1992-м. Истекшие с тех пор восемь лет были ознаменованы появлением относительно большого числа иных старообрядческих изданий, в частности и периодических, но продолжение выхода "Церкви" многими считалось делом уже абсолютно нереальным.

Во второй половине минувшего октября третий выпуск возрожденной "Церкви" все-таки вышел. И по внешнему оформлению, и по внутреннему содержанию он представляет из себя солидное (почти сто страниц), богато и качественно иллюстрированное аналогическое издание. Причем среди авторов не только и не столько старообрядцы. На страницах журнала история и современность древлеправославия (уточним, белокриницкого согласия) освещается в основном симпатизирующими старообрядчеству журналистами-интеллектуалами, которых авторы дореволюционной "Церкви", пожалуй, назвали бы "внешними писателями". Впрочем, хорошо известно, что со стороны виднее, и поэтому работы эти приобретают для читателя особое значение, как наблюдения своего рода независимых исследователей.

Среди данных материалов выделяется интервью митрополита Алимпия, взятое Максимом Безвершенко. Пожалуй, впервые предстоятель "белокриницких" России предстает здесь максимально близким к реальному, повседневному своему облику, обусловленному народно-старообрядческим происхождением и воспитанием владыки. Весьма ярки и иллюстративны рассказы митрополита о детстве в большой трудовой семье, испытаниях, пережитых им и его родственниками в советские годы в связи со стремлением сохранять верность Церкви Христовой. Как ценные исторические свидетельства могут рассматриваться части интервью, посвященные духовным наставникам будущего святителя - старообрядческим священнослужителям Поволжья 30-60-х годов, многие из которых были возведены в сан еще до революции.

По силе оказываемого впечатления с материалом о жизни митрополита сопоставима статья известного журналиста Владимира Долматова "Сибирские робинзоны". Здесь рассказывается о последней жительнице старообрядческой островной деревеньки, затерявшейся на просторах Васюганских болот - одного из самых мрачных мест Сибири. Материал исполнен и боли от трагизма описываемых событий, и восхищения мужеством, трудолюбием, великодушной простотой отшельницы, "наследницы по прямой" древнерусской традиции пустынничества.

Наряду со столь личностными темами новый номер "Церкви" содержит богословские материалы: статью известного дореволюционного старообрядческого епископа Михаила (Семенова) "О вере и неверии" и очерки по истории Церкви, среди которых впервые публикуемыми архивными документами выделяется статья Михаила Дзюбенко и священника Леонтия Пименова "Учреждение Митрополии в Москве". Есть здесь и обзор прессы ("Старая вера в новой России"), автор которого скрылся за инициалами "А.С.". Будучи в целом серьезной аналитической разработкой, этот материал, к сожалению, оказался несвободен от досадной неточности. Говоря о возражениях старообрядцев против нового российского Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", автор почему-то утверждает, что староверы недовольны имеющимся в законе положением о 15-летнем испытательном сроке для регистрации новых религиозных организаций. Между тем серьезно занимающемуся данной темой, казалось бы, должно быть известно, что Старообрядческая Церковь протестовала против совсем других положений нового закона.

Завершает журнал интервью с трагически погибшим недавно писателем Дмитрием Балашовым, которое вполне можно рассматривать как завещание одного из ярчайших современных авторов, вдохновленных "дониконовскими" веками истории Отечества. И хотя здесь ни разу не произносится слово "старообрядчество", материал выглядит абсолютно органичным. Ведь свою задачу редакция возрожденной "Церкви" видит в освоении "общего для всех русских наследия Древней Руси" с целью "духовного выздоровления России" (цитаты из преамбулы "Содержания" номера).

Остается надеяться, что главный редактор Александр Антонов, а также его сотрудники и единомышленники будут и впредь сохранять это высокое стремление, искони присущее истинным наследникам древлего благочестия.

Возникла удивительная параллель – издававшийся им старообрядческий журнал Церковь был закрыт под давлением государства из-за объективной информационной политики по вопросу насильственного «оправославливания» западной Украины – Галиции. Читайте ниже уникальную информацию из первоисточника за 1917 год!

Широкой общественности Андрей Иванович Королёв известен мало, однако именно его фамилия указывалась в качестве издателя журнала «Церковь» с самого первого её выпуска в 1908 году и вплоть до 1911 года. За всё это время его фото ни разу не было опубликовано в журнале.

Андрей Иванович родился 10 октября 1874 года, по разным данным либо в Калужской, либо Рязанской губернии. От отца перенял и значительно расширил торгово-промышленное дело по производству обуви, валенок, а также шорных товаров для лошадей. Держал две торговые лавки, одна из которых находилась на Пятницкой улице в Москве, имел особняк на Гончарной улице в районе Таганки.

Андрей Иванович Королев был женат на Анне Григорьевне Гавриловой. Её отец, Григорий Козьмич Гаврилов, построил старообрядческую церковь в деревне Локтевой Бронницкого уезда Московской губернии, был одним из основателей Тверской старообрядческой общины в Москве и финансировал строительство нового храма общины во имя св.Николы Чудотворца. Старшая дочь, Антонина, вышла замуж за представителя крупного купеческого рода Шириных из Павловского Посада, которые построили в своём городе богатую старообрядческую церковь, сломанную лишь в 1960-х годах.

Всего в семье Андрея Ивановича Королёва было семеро детей: 6 дочерей – Антонина, Вера, Мария, Анастасия, Зинаида, Валентина и сын Георгий, которые родились в период с 1901 по 1917 годы.

Трудно переоценить вклад А.И. Королева в дело утверждения старообрядчества: в 1908 году он стал издателем журнала «Церковь» – еженедельного издания, благодаря которому мы сейчас можем восстановить летопись тех времен. Кроме того, Андрей Иванович был одним из основателей московского старообрядческого братства св. Креста и его постоянным членом, а в 1908-1910гг – избирался председателем братства.


Выписка о деятелях Братства честнаго Креста за 1908 год

Братство св.Креста имело несколько направлений деятельности: содержание старообрядческой школы, хора любителей духовного пения, издание духовно-полемических и просветительских книг, содержание библиотеки, организация диспутов и лекций, а в годы Первой мировой войны – еще и содержание лазарета. Братство активно противостояло миссионерским нападкам господствующей церкви, сотрудничало с союзом старообрядческих начетчиков, что в итоге привело к объединению этих обществ. Андрей Иванович Королев являлся членом Рогожской старообрядческой общины.

Как уже говорилось, на страницах журнала «Церковь» ни разу не были опубликованы ни фотографии, ни подробной информация о нём. Лишь изредка его фамилия фигурирует в новостях о деятельности братства св. Креста. Безусловно, это может свидетельствовать о подлинной скромности этого человека.

По неуточнённым до конца сведениям, издателем журнала он являлся до 1914 года, когда из-за политического давления у журнала начались проблемы. В октябре 1914 года журнал “Церковь” был закрыт решением Московского окружного суда, а его официальный редактор И.П. Фёдоров был арестован. Однако журнал не исчез, а стал издаваться под названием «Слово Церкви».

По стечению обстоятельств, поводом для нападок стала принципиальная позиция журнала о бесчинствах господствующей церкви в ходе Первой мировой войны, когда униатское население Галиции (нынешней западной Украины) фактически насильственно, под угрозой расправ, принуждали принять «православие», что приводило к массовым волнениям среди населения и разжиганию ненависти к русским на этой территории, отголоски которой чувствуются сейчас как никогда сильно. После закрытия журнал начал выходить в том же формате под названием «Слово церкви», причем были заменены его редактор и издатель.

К сожалению, у нас не хватило сил и времени на то, чтобы полностью восстановить историю тех лет. В конце статьи мы публикуем снимки со статьи, где детально описаны перипетии тех времён – из журнала «Слово Церкви» за 1917 год. Будем признательны дополнительному анализу этой информации.

Удивляет и отсутствие информации о А.И. Королёве в исследованиях последнего времени: нет даже упоминания о нём и его деятельности. Также обстояло дело в семье Андрея Ивановича: его внучка, урожденная Лариса Павловна Ширина (1926-2008), знала лишь только то, что её дед относился к купеческому сословию.

По преданию также известно, что уже при Советской власти Андрея Ивановича вызывали на Лубянку, где некоторое время в заложниках удерживали его жену. В результате он безропотно отдал всё имущество, заняв с семьей лишь часть подвала бывшего своего же дома на Таганке. Возможная эмиграция без супруги могла бы спасти его состояние, но он предпочёл остаться с семьей.

Если указанные выше сведения еще хоть как-то просочились до потомков А.И.Королёва, то о его издательской и благотворительной деятельности стало известно почти случайно – после издания репринта журнала «Церковь» в 2006 году.

Скончался Андрей Иванович Королев на 86-м году жизни, 29 мая 1959 года. Похоронен на родовом захоронении на Рогожском кладбище (участок №4).

Мы рады, что в редакции сайта есть те, в ком течёт кровь Андрея Ивановича. Покой Господи душу усопшего раба Твоего Андрея!

Фотографии в статье из семейного архива

Как и за что закрыли старообрядческий журнал «Церковь» в 1914 году











Олег Хохлов

Сегодня одним из самых загадочных - и одновременно представляющих наибольший интерес - течений христианства является старообрядчество. Возникшее в результате церковной реформы, старообрядчество не исчезло, а стало жить по своим канонам, преимущественно на окраинах страны. Пережив гонения, старообрядцы существуют и поныне как в России, так и за её пределами.

Целью церковной реформы была унификация богослужебного чина Русской церкви с Греческой церковью и прежде всего — с церковью Константинопольской. Главным реформатором Русской церкви стал патриарх Никон, находящийся под покровительством молодого царя Алексея Михайловича. Главным противником реформ стал протопоп Аввакум, которого после начала гонений на несколько дней бросают в темницу без еды и воды, а затем отправляют в ссылку в Сибирь, где Аввакум стал главным проповедником старообрядчества, объединяющим староверов по всей стране. Несмотря на годы ссылок и гонений, протопоп и его товарищи за отказ от уступок были сожжены в срубе в Пустозёрске.

Отправной точкой в Богослужебной реформе, ставшей также причиной раскола церкви, стала дата 9 февраля 1651 года. После одного из церковных соборов царём Алексеем Михайловичем было объявлено о введении "единогласия" в богослужении вместо "многогласия" по всем церквям: было отдано распоряжение "петь в один голос и неспешно". После этого царь, в обход утверждения соборного постановления 1649 года о допустимости "многогласия", поддерживаемого Московским патриархом Иосифом, сделал аналогичное обращение к Константинопольскому патриарху, который также дал добро на "единогласие" в церквях. Помимо царя и Константинопольского патриарха, реформу о пении поддержали царский духовник Стефан Вонифатьев и постельничий Фёдор Михайлович Ртищев. Во многом именно они переубедили царя Алексея Михайловича перейти к "единогласию".

В целом же, реформа содержала следующие пункты :

1. Так называемая "книжная справа", выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: был убран союз-противопоставление "а" в словах о вере в Сына Божия "рожденна, а не сотворенна", о Царствии Божием стали говорить в будущем ("не будет конца"), а не в настоящем времени ("несть конца"), из определения свойств Духа Святаго исключено слово "Истиннаго". В исторические богослужебные тексты был внесён ряд других исправлений, например, в слово "Ісус" (под титлом "Ic") была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться "Іисус" (под титлом "Іис").

2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем московским церквям "память", в которой говорилось: "не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились".

4. Крестные ходы Никон наказад проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

5. Возглас "аллилуйя" во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

6. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

Стремление патриарха Никона к унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам вызвало сильнейший протест сторонников старых обрядов и традиций. Спустя несколько лет после перехода к "единогласию", в 1656 году, на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Ещё через год собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды.

Религиозная часть страны фактически оказалась в состоянии войны: первым выразил своё несогласие Соловецкий монастырь, за что вполедствии и поплатился - в 1676 году он был разорён стрельцами. В 1685 году царица Софья, по просьбе духовенства, издаёт документ под названием "12 статей", предусматривающий различного рода репрессии в отношении староверов - изгнания, тюрьмы, пытки, сожжения заживо в срубах.

"12 статей" были отменены лишь Петром I в 1716 году. Царь предложил старообрядцам перейти на полулегальный режим существования, взамен потребовав платить "за оный раскол всякие платежи вдвое". Вместе с тем, за старообрядческое богослужение или совершение треб по-прежнему была предусмотрена мера наказания в виде смертной казни, а все старообрядческие священники объявлялись либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками.

Однако даже такие репрессии не убили старообрядчество в государстве. По некоторым данным, в XIX веке около трети всего населения страны причисляли себя к старообрядцам. После введения единоверия, то есть, признания староверами иерархической юрисдикции Московского Патриархата при сохранении собственных традиций, дела у религиозного течения улучшились: например, старообрядческое купечество богатело и помогало одноверцам. В 1862 году большие дискуссии в старообрядческой среде произвело Окружное послание, которое делало шаг навстречу новообрядному православию. Оппозиционеры этому документу составили толк неокружников.

Несмотря на выход из подполья, староверам по-прежнему запрещалось подниматься на полностью легальный уровень. "Раскольники не преследуются за мнения их о вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой под каким бы то видом", - говорилось в статье 60 Устава о предупреждении и пресечении преступлений. Им запрещалось строить церкви, заводить скиты, а существующие даже чинить, а также издавать какие-либо книги, по которым было бы возможно вести богослужения, их религиозный брак не признавался государством, а все родившиеся до 1874 года у староверов дети не считались законнорожденными. После 1874 года старообрядцам разрешили жить в гражданском браке: "Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака".

Официальный выход староверов на легальный уровень произошёл 17 апреля 1905 года: в этот день был издан Высочайший Указ "Об укреплении начал веротерпимости". Указ отменял законодательные ограничения в отношении староверов и в частности гласил: "Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам". Теперь староверам разрешили проводить крёстные ходы, совершать колокольный звон, организовывать общины; в легальное поле ушло и Белокриницкое согласие. Старообрядцы-беспоповцы оформили поморское согласие.

Интересно, что приход к власти большевиков не вернул старообрядцев в подполье; напротив, власти РСФСР, а затем и СССР, достаточно благосклонно относились к староверам, видя в них оппозицию принятому в дореволюционной России православию - так называемой "тихоновщине". Впрочем, такая благосклонность просуществовала лишь до конца 1920-х годов. Великая Отечественная война была встречена староверами неоднозначно: большинство из них призвало встать на защиту Родины, тогда как были и исключения - например, Республика Зуева и староверы-федосеевцы деревни Лампово стали коллаборационистами.

В старообрядческой церкви пению уделяется большое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы "звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце". Классическая постановка голоса у староверов не признаётся - молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует стремиться к однородности звучания, петь "в один голос". Раньше состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов на сегодняшний день практически во всех старообрядческих моленных и церквах основу хоров составляют женщины.

На сегодняшний день крупные старообрядческие общины, помимо России, существуют в Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Казахстане, Польше, Беларуси, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. Главенствующей у староверов является Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкое согласие, осн. 1846), насчитывающая около миллиона прихожан и имеющая два центра - в Москве и в румынском городе Браиле.

Существует также Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) у которой на территории России насчитывается около 200 общин (большинство из них не зарегистрированы). Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области, а после - в Москве.

В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами: "Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения… В XX веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима… Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану…".

Среди известных приверженцев старообрядчества можно выделить мецената и основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова, видного деятеля Донского казачества Венедикта Романова, преподавателя ВШЭ и советского диссидента Павла Кудюкина, экс-главу службы безопасности президента России Бориса Ельцина Александра Коржакова, учёного Дмитрия Лихачёва, и других.

По благословению архиепископа РПСЦ Киевского и всея Украины Савватия (Козко) на Украине увидело свет новое периодическое издание.

Журнал «Старообрядческая молодость » относится к чрезвычайно редкому в старообрядчестве виду печатной продукции — периодике, ориентированной на молодежь.

Сегодня периодические издания Русской Православной старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви публикуют в основном новостные, исторические, краеведческие и святоотеческие материалы. Молодежной тематике уделяется совсем небольшое внимание.

Попытки инициировать молодежное движение были сделаны в РПСЦ в 2004-2005 годах, во времена предстоятельства . Тогда состоялось несколько молодежных съездов, издавалась в печатном виде газета «Старообрядческие вести », немалая часть материалов которой посвящалась молодежной проблематике.

Однако позже интерес к молодежной теме стал угасать. Созданный при содействии молодёжного отдела РПСЦ, журнал «Неопалимая купина» и молодежный сайт уже почти не занимались публикациями на соответствующую тему.

А между тем проблемы, с которыми сталкивается старообрядческая молодежь, никуда не делись. Многие острые вопросы, над которыми молодым людям приходится думать, не имеют пока обоснованных ответов. Как, например, построить отношения с неверующими сверстниками? Носить ли бороду, если одноклассники смеются? Какую профессию можно избрать для себя, чтобы не погрешить против Божиих Заповедей? Можно ли слушать современную музыку — классику, рок и прочее? Танцы — это грех или ересь? Как молодым реализовать себя в церковно-общественной деятельности? Чем можно привлечь внешнюю молодежь к старообрядчеству? Как найти себе пару? Эти и многие другие неоднозначные вопросы должны получать свои ответы.

На этом фоне весьма отрадным является факт создания журнала, ориентирующегося именно на старообрядческую молодежь. Позитивным является и то, что редакционная коллегия журнала состоит из действительно молодых людей.

Редактор первого номера журнала, выпускник МсДУ Денис Иванов, обращается к старообрядческой молодежи: «Давай-те не будем терять друг друга, давайте будем ходить больше в храм, знакомиться, общаться, дружить. Давайте вместе собираться и прово-дить время, больше любить друг друга, быть добрее и сохранять нашу веру».

Остается пожелать новому журналу успешной работы, интересных, актуальных материалов на молодежные темы. Полностью публикацию Дениса Иванова о некоторых проблемах, волнующих старообрядческую молодежь, мы публикуем в статье « ».