Участники викторины: учащиеся туристских объединений первого года обучения.

Цель конкурса: Провести промежуточный контроль знаний и умений, полученных участниками туристских объединений на занятиях.

Оборудование и материалы: мольберты с плакатом загадкой и таблицей результатов, маркер, конверты с карточками “Личное и групповое снаряжение”; карточки со словами, относящимися к туризму для игры “Пойми меня”; связанные с ошибками туристские узлы; карточки с названиями костров – нодья, колодец, пушка, таежный, звездный; комплекты хвороста по числу команд; продукты питания, запаянные в полиэтиленовую пленку и пронумерованные (манная крупа, гречневая крупа, крахмал, ячневая крупа, соль, сахар и т.д.). Карточки участника, листы бумаги с ручками для конкурса “Приготовим обед”; баночки по числу команд со смешанными семенами (фасоль, семена подсолнечника и арбуза). Реквизит для инсценировки домашнего задания (готовится каждой командой); секундомер; дипломы для всех команд, медали для победителей; фишки для жеребьевки команд. Магнитофон для музыкального оформления конкурсов.

За 2 недели до викторины участвующим командам дается задание:

  • красочно изобразить на бумаге один из законов туристов (список прилагается).
  • инсценировать один из туристских законов.
  • выучить туристскую песню.

Туристская викторина может проходить в зале, который оформлен плакатами и фотографиями на туристскую тематику. На одной из стен вывешены плакаты с законами юных туристов – домашнее задание команд.

Участники туристской викторины: 4-5 команд.

Количество ребят в команде от 4 до 7.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Здесь собрались команды юных туристов, чтобы принять участие в туристской викторине “Задоринки”, показать свои навыки и умения, которые получены на занятиях в объединениях нашей станции.

Викторина состоит из следующих конкурсов:

1. Туристского.

2. Кулинарного.

3. Конкурса туристских загадок.

4. Конкурса на лучшую инсценировку.

5. Туристского рисунка.

6. Психологического конкурса.

7. Походной песни.

Оценивать эти конкурсы будет жюри в составе…

Прошу капитанов команд подойти к столику жюри на жеребьевку.

После жеребьевки ведущий оглашает очередность выступления команд.

Ведущий: Итак, первый конкурс – туристский. В этот конкурс входят 4 задания. Наивысшая оценка за каждое задание – 5 баллов. Максимальная оценка за весь конкурс 20 баллов.

Первое задание: Игра “туристское снаряжение”. В ходе этой игры команды покажут свои знания личного и группового снаряжения туристов.

Объяснение игры: Каждой команде выдается конверт, на лицевой стороне которого изображено снаряжение туриста. В конверте находятся карточки с названиями и изображением предметов личного и группового снаряжения. К конвертам даны два кармашка с надписями “личное снаряжение”, “групповое снаряжение”. (Объяснение сопровождается показом). Задача играющих – за 1 минуту отделить личное снаряжение от группового, разложив карточки в соответствующие кармашки, а кармашки в конверт.

Командам раздаются конверты и засекается время. После выполнения задания конверты собираются на столик жюри, где оно подводит итоги. В это время проходит другое задание.

Ведущий: следующее задание туристского конкурса – игра “Пойми меня”.

Объяснение игры: на столе жюри лежат карточки, на оборотной стороне которых написаны слова, имеющие отношение к туризму. Это существительные в единственном числе. Один из участников команды должен с помощью мимики и жестов показать другой команде выбранное им слово, не произнося его.

Оцениваться будут как действия показывающего, так быстрота, и правильность ответа команды.

Наивысшая оценка показывающего – 2,5 балла.

Наивысшая оценка участвующей команды – 2,5 балла.

В итоге за этот конкурс наивысшая оценка – 5 баллов.

По ходу игры жюри оценивает играющих.

Ведущий: Задание “Узелок” раскроет ваши умения и знания в вывязывании туристских узлов.

Объяснение задания: Командам раздаются связанные туристские узлы, говорится их название. За одну минуту необходимо найти в них ошибку, показать ее и исправить.

Команды выступают в соответствии с жеребьевкой.

После завершения задания Ведущий представляет слово жюри для оглашения итогов туристского конкурса.

Ведущий: Завершающее задание туристского конкурса: “Костровые”.

Объяснение задания: Команды вытягивают карточку с названием костра и за одну минуту необходимо из предложенных палочек разного диаметра сложить выбранный тип костра и объяснить его назначение.

Комплекты хвороста одинаковы для всех команд.

Оцениваются быстрота и правильность действий.

Ведущий: Второй конкурс нашей игры - Кулинарный. В любом походе туристу без питания не обойтись. Прежде, чем отправляться в поход, турист должен изучить азы походной кулинарии. И сейчас вы покажете свои навыки в этой области. Конкурс состоит из трех заданий. За первые два задания наивысшая оценка – 5 баллов. За третье задание – 4 балла. Максимальная оценка за весь конкурс 14 баллов.

Первое задание этого конкурса покажет, знаете ли вы крупы и продукты питания.

Объяснение задания: на столе, который стоит в центре зала, находятся пронумерованные целлофановые пакетики (можно взять около пяти) с набором различных круп. Каждая команда выделяет одного участника, который должен определить и записать в индивидуальную карточку цифру и название соответствующего продукта. Готовые карточки сдаются жюри. Выигрывает та команда, чей участник быстро и безошибочно подпишет названия продуктов.

Ведущий: Второе задание этого конкурса – “Приготовим обед”.

Команды получают листок с новым заданием. За две минуты ребята должны написать название продуктов, которые обычно употребляются в походах и составить из этих продуктов меню на обед.

Выполненное задание сдается жюри.

Ведущий: В предыдущих заданиях юные туристы определили продукты питания, составили меню обеда, но в процессе приготовления случилась неприятность: крупы смешались. Задание состоит в том, чтобы разделить эти крупы одну от другой.

Команды получают по баночке, в которой смешаны три ингредиента. (Можно использовать фасоль, семена подсолнечника и арбуза)

Кто быстрее разделит семена, получит наивысшую оценку 4 балла.

После выполнения задания, Ведущий предоставляет слово жюри для оглашения результатов кулинарного конкурса.

Ведущий: Наступила очередь конкурса туристских загадок.

Наивысшая оценка за этот конкурс выставляется и оглашается по количеству загадок, участвующих в конкурсе. За каждый правильно угаданный ответ – 1 балл.

Первое задание для всех команд – плакат-загадка (выносится мольберт с плакатом).

Задача участников команд ответить на вопросы ведущего. Для ответа на вопрос необходимо поднять руку. Выкрики с места не учитываются. Отвечающий должен объяснить ответ.

Вопросы к плакату-загадке (фотография прилагается).

  1. Сколько туристов живет в лагере?
  2. Когда они сюда приехали?
  3. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
  4. Откуда дует ветер: с севера или с юга?
  5. Какое сейчас время дня?
  6. Куда ушел Саша?
  7. Кто был вчера дежурным?
  8. Какое сегодня число и какой месяц?

После ответов команд, ведущий загадывает загадки каждой команде, остальные команды должны молчать, так как их ответ не будет засчитан, и лишь в случае неправильного ответа команды может быть принят ответ других команд. В этом случае ответившая команда получает в свою копилку еще один балл.

Итак, загадка первой команде:

Где бы ты ни находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе друг,
Путь на север и на юг. (Компас)

Загадка второй команде:

На привале нам помог,
Суп сварил, картошку спек,
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмешь. (Костер)

Загадка третьей команде:

Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками. (Рюкзак)

Загадка четвертой команде:

Качается стрелка туда и сюда
Покажет нам север и юг без труда. (Компас)

Загадки всем командам. Знающие ответ, поднимают руку:

  1. Скорчится – с кошку,
  2. А растянется – с дорожку. (Веревка)

  3. Под гору – коняшки,
  4. В гору – деревяшки. (Лыжи)

  5. Кто ходит ночь и ходит день,
  6. Не зная, что такое лень? (Часы)

  7. Что из воды родится,
    А воды боится? (Соль)

В конце конкурса жюри оглашает результаты команд.

Ведущий. Четвертый конкурс нашей игры – инсценировка законов юных туристов.

Это было домашним заданием для команд. В процессе подготовки этого конкурса ребята смогли реализовать свои творческие способности.

Инсценироваться будут следующие законы…

(Предварительно ведущий узнает это у команд). Команды выступают в порядке очередности. Жюри оценивает полноту раскрытия закона, артистичность выступающих.

В завершении конкурса подводятся итоги. (Можно предложить командам самим оценить инсценировку других команд по 5-ти бальной шкале)

Ведущий: Конкурс туристского рисунка немного похож на предыдущий, это также домашнее задание, но на этот раз ребята пробовали свои силы на бумаге, нарисовав законы юных туристов.

Прошу одного из участников команды подойти к плакату и защитить его.

Защита плакатов идет в порядке очередности.

В конце конкурса жюри подводит итоги.

Ведущий: Психологический конкурс покажет нам, насколько вы сплоченная команда. Команды получают комплект больших карточек, на которых написан один из законов туристов. На каждой карточке по одному или по два слова. Участники команды берут по одной карточке и выстраиваются с ними вряд так, чтобы жюри и другие команды смогли прочесть данное предложение.

Главным критерием при оценке данного конкурса является психологическая совместимость ребят, как они взаимодействуют при выполнении задания.

Учитывается также скорость и правильность выполнения.

Ведущий: Конкурс походной туристской песни завершает нашу игру “Задоринки”.

Наивысшая оценка – 5 баллов.

На привале туристы любят исполнять песни у костра. И мы послушаем и оценим эти песни, представив себя возле согревающего огонька.

Команды выступают в порядке очередности.

Прошу, первая команда…

После исполнения конкурсных песен ведущий предлагает всем командам исполнить песню Олега Митяева “Изгиб гитары желтой”.

Слово предоставляется жюри, для подведения окончательных итогов и объявления победителей викторины.

Ведущий: Все команды выступили хорошо, показав свои туристские навыки. Тот, кто не дотянул до победы, не расстраивайтесь. У нас действует олимпийский принцип: главное – не победа, главное – участие!

Все участники награждаются памятными дипломами. А победители - самодельными медалями.

Законы юных туристов.

  1. Нельзя понять смысл туризма, сидя дома.
  2. Идешь в поход – не бойся, боишься – не ходи.
  3. Плохой поход бывает только у плохих туристов.
  4. В походе семеро одного не ждут.
  5. Если ты устал – помоги товарищу, и тебе станет легче.
  6. Не бери в поход слишком тяжелый рюкзак, тащить его придется твоим товарищам.
  7. Не бери с собой селедку, лучше соли съешь щепотку.
  8. Дождь туристам не помеха.
  9. Каким бы ни был маленьким оставшийся кусочек хлеба, в походе его делят на всех.
  10. Как бы ни было трудно в пути, соблюдай наш закон – не пищать!
  11. Дорогу осилит идущий.
  12. Турист это тот, кто людям добро несет.

Плакат-загадка

Туристские узлы

1а – прямой, 1б – рифовый,

1в – встречный, 1г – ткацкий,

2а – академический, 2б – шкотовый,

2в – брамшкотовый, 3а – проводник,

3б – восьмерка, 3в – “булинь”.

Виды костров

ко Дню Туриста

в школе

Пояснительная записка

Школьный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей школьного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья школьников.

Туризм способствует профилактике таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, сквернословие, наркомания.

Учебно-воспитательный процесс требует от ребёнка в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребёнка направлена на активную физическую деятельность.

Данное мероприятие как средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобщения к трудовым и прикладным навыкам в то же время умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику , включает в себя несколько компонентов:

    физкультурно-оздоровительный

    социально-коммуникативный

    эмоционально-психологический

    эстетический и познавательный

Туристско – краеведческая деятельность способствует развитию детского самоуправления, позволяет ребятам выбирать различные направления деятельности, проявлять организаторские способности, найти свое место в коллективе сверстников или в разновозрастном коллективе; углублять и расширять свои знания по различным предметам, развивать преемственность, передавать накопленный опыт от старших учеников к младшим.

Данное мероприятие даст возможность каждому из ребят почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным

Актуальность и новизна данного мероприятия заключается в том, что туристско-краеведческая работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах. Новизна заключается в том, что объединила в себе теоретические сведения из области физиологии, гигиены, ОБЖ, учитывает природно-климатические условия нашего региона. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.

Так как мероприятие проводится в условиях основной общеобразо-вательной школы (малокомплектной), то к участию в нём, что весьма важно, привлекаются практически все учащиеся, начиная с первого класса. При подготовке и проведении используются инновационные технологии: использования здоровьесберегающих технологий , такие ТСО, как ком-пьютер, проектор, с их помощью были составлены, скорректированы и скопированы карты, маршрутные листы, буклеты, презентации на само мероприятие и отчёт о нём, продемонстрирован во время мероприятия видеофильм о туристах школы.

Воспитательные цели мероприятия:

    Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.

    Развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом.

    Воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.

    Формирование культуры поведения в природе.

    Развитие межличностных отношений школьников в процессе игровой туристической деятельности.

    Совершенствовать навыки выживания в экстремальных ситуациях.

7. Воспитание дисциплинированности, организованности, ответственности 8. Создание ситуаций, для проявления дружбы, отзывчивости, щедрости, и др.

9. Поощрение стремлений детей приходить на помощь, проявление заботы, уважения и др.

Образовательные задачи:

1.Формирование первоначальных туристических навыков у младших школьников и совершенствование их у старших

2. Закрепление навыков страховки и самостраховки, соблюдение приёмов безопасного поведения.

3. Знакомство с тактикой действия в современной ситуации.

Девиз мероприятия:

Оздоровительные задачи:

    Закаливание организма в естественных природных условиях

    Психоэмоциональное оздоровление

    Закрепление знаний детей о гигиене, приобщение к ЗОЖ

    Проведение утренних разминок с туристической направленностью

Основные методические приёмы:

    Словесные (сказка, рассказ турорга, участников туркружка,

беседа,

Наглядные (демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков,)

    Поисковые (ориентирование по «легенде», сбор экологической информации местонахождения, о флоре и фауне местности, нахождение и рассматривание лекарственных растений, съедобных и ядовитых грибов и др.).

    Практические (подготовка костровища, места для отдыха, укладка рюкзака; применение навыков по технике пешеходного туризма, оказание первой помощи, ориентирование по капте и т. д.

    Самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, простейшие туристические крепежные узлы).

Ожидаемые результаты ( овладение компетенциями):
1. Приобщение к здоровому образу жизни.

2. Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и духовного состояния.

3. Рост познавательной активности детей и взрослых.

4. Овладение навыками туристических и краеведческих должностей.

5. Высокий уровень коммуникативности учащихся.

6. Повышение результатов на районных туристических слетах.

7. Положительные отзывы о воспитании детей со стороны педагогов,

родителей.

К мероприятию следует заранее тщательно готовиться, создать инициативную группу, назначить ответственных за сценарий, теоретическую часть, физическую подготовку команд, учащиеся заранее разбиваются на команды, им даются задания заранее подготовить блюдо и газету, название и девиз команды, выбрать капитана. Редакторы готовят печатные задания, номера КП, ЗМЛ, призмы, надписи, знаки, символы, составляют для демонстрации на празднике презентацию, монтируют видеофильм.

К судейству привлекаются педагоги, родители, старшие школьники – участники туристического кружка со стажем.

Оборудование: тренога для костра, котелок, палатка, туристическое снаряжение, верёвки для ТПТ, ноутбук, проектор, маршрутные листы, карты, комплекты заданий на этапы КТМ, призмы с номерами, таблички с номерами КП, столы на этапы в школьном дворе, велосипед, кегли, шесты для носилок, «болота».

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово турорга.

2.Торжественная часть. Линейка. Сказка о нерадивых туристах.

3. Посвящение в туристы учащихся 5 класса.

4. Ужин у костра.

День туриста

    Вступительное слово турорга.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный вечерний костёт, он посвящён Дню туризма. Ежегодно 27 сентября отмечается Всемирный день туризма. День туризма – это праздник для тех, кто хоть раз в жизни путешествовал по родному краю: на самолете, в поезде, в автомобиле или пешком. Туризм - это один из самых распространенных видов активного здорового отдыха. Праздник отмечается в большинстве стран мира вот уже более 20 лет. В этот день проходят слеты туристов, праздничные мероприятия и фестивали, посвященные туризму и туристическому бизнесу, практически везде этот праздник отмечают шумно и весело. Потому что туризм – это песни у костра, это общение с природой, это заряд бодрости, энергии, здоровья, хорошего настроения. И даже не турист может сегодня стать туристом и отправиться в путешествие, отведать вкусной, ароматной туристической каши. А девизом будут слова: «Туризм – ступенька к ведению здорового образа жизни!»

    Сказка о нерадивых туристах « Туристом быть – здоровым слыть!».

(Линейка и действие сказки проходят в школьном дворе, перед крыльцом школы)

Ведущий.

Утро. Солнышко сияет,

Освещая школьный двор.

Вдруг из парка, что напротив,

Я услышал разговор.

(Раздается песня):

Мы – весёлые туристы,

Мы – туристы – альпинисты.

Так зовут нас, только зря,

Ведь, по правде говоря:

Мы узлы вязать не можем,

Карту мы не знаем тоже,

Так намусорим в пути-

Ни проехать, ни пройти!

(На площадку выходят с рюкзаками горе-туристы: Леший, Баба Яга, Водяной)

Леший: Всё, ребята, я устал,

Почитай, часов с шести

Мы без отдыха, в пути!

Водяной:

Что ты. Леший, не финти,

Полчаса всего в пути.

У пруда ведь был привал,

Целый час ты отдыхал!

Леший: Вы идёте быстро слишком,

У меня от вас одышка!

Ноженьки гудят, хоть плачь,

Запретил нагрузки врач.

Водяной: А был хвастаться здоров,

Что живёшь без докторов?!

Баба Яга : Вот твердишь вам., а что толку-

Не идут в поход без подготовки.

Вы ж не слушали меня,

Не готовились ни дня!

Я слыхала, что туристы

Отжимаются раз триста,

В беге и прыжках сильны,

Также с компасом дружны.

Туристы, как в поход идут,

Прежде выберут маршрут,

Изучают так и сяк,

Ведь поход – то не пустяк!

А мы собрались сразу, вдруг,

Эвон, режем пятый круг!

Ты как, Леший, не крути -

Мы всё же сбилися с пути!

Леший:

Ладно ныть, Яга, гляди, строенье,

Поднялось вмиг настроенье,

Водяной, тебе заданье,

Сбегай, прочитай-ка, что за зданье?

(Водяной подбегает к крыльцу, читает вывеску по слогам: МКОУ Шрамовская оош)

Баба Яга:

Ох, груз такой тащить нет больше мочи.

Озябла чтой-т, и есть хочу я очень!

Леший:

Ладно, бабка, хватит ныть,

Покажу сейчас я прыть,

Притащу охапку дров –

Костёр выйдет – будь здоров!

Водяной, ты ставь палатку,

В ней мы отдохнём с устатку.

Бери, Ягуша, котелок,

Водицы набери с колодца впрок.

(Улаляется в кусты за дровами)

Вот наломаю быстро дров-

Глядишь – и супчик вмиг готов!

(Из кустов слышен треск и крик Лешего)

Леший: Ой, спаси меня, Яга,

Знать, застряла тут нога,

Стал слезать с дровами вниз-

На берёзе я завис!

(Б.Яга бежит, вытаскивает Лешего, ведёт на площадку)

Б.Яга:

Леший, ты у нас балбес,

Н а берёзу что полез?!

Ведь упасть не мудрено,

Внизу ж валежника полно!

Леший: Ой-ёй-ёй. Я инвалид,

Ох, как ноженька болит!

Поцарапал тут и вот,

Нужен бинт и нужен йод!

Водяной: Ну-к, Яга, тащи аптечку,

От стресса выпрыгнет сердечко.

Шевелись скорей. Яга!

Б.Яга:

Ох, уже бегу, ага!

(Роется в рюкзаке. Всё разбрасывает вокруг)

И практичная ж я дама!

Всё взяла я: три панамы,

Восемь платьев, бигуди,

Я ж красавица, поди!

Дюжину кусочков мыла,

Ой, аптечку – то забыла!

Леший: Ладно, потерплю я боль,

Но без еды никак – уволь!

Я нагрузок не боюсь.

Вот достанем перекус,

Чуть калорий бросим в рот,

Так любой осилим брод!

Доставай припас, Яга!

Б. Яга :

Я запаслива, ага!

Тортиков взяла штук пять,

Что ж ещё в поход – то брать?

Колбаса – варёнка есть,

Будет что сегодня съесть!

Майонез и молоко,

Дотащить всё нелегко!

Но зато такую рать

Не заставлю голодать.

Подзаправимся в пути

Водяной: Что-то запах- не ахти!

Фу, Яга, ясно даже детворе-

Вон жарища на дворе,

Не прошло ещё и часа,

А пропали все припасы!

Леший: Теперь понятно: без меня

Вы б не выжили и дня!

Накрывай, Ягуша, стол,

Супчик мой уже готов.

Угодить друзьям я рад,

На всю деревню аромат!

(Яга роется в рюкзаке, всё разбрасывает пластиковые бутылки, бумажки)

Б.Яга:

Вроде всё брала по списку,

Надо же, забыла миски!

Водяной: Коли так, то мы пока

Едим прямо с котелка.

(Начинают есть)

Б.Яга:

Супчик твой хотя б кипел?

Леший :

Не было других мне дел!

Б. Яга : (в сторону)

И признаться, так вода

Взята прямо из пруда…

Леший :

Сей навар не лезет в рот.

Ой, скрутило вмиг живот!

Б.Яга: Да, попали в переплёт:

Аптечки нет, болит живот,

Знала точно наперёд-

Боком выйдет сей поход!

Водяной: Потемнело и гроза-

Быть на улице нельзя.

Вот опять ударил гром-

Ну - к, в палатку все, бегом!

(Прячутся в палатку, оттуда голоса)

Леший:

Кто-то хвастался у нас,

Что палатки ставить ас,

Дождевик не взят был впрок,

Я до ниточки промок!

Водяной:

Нос не дышит, гайморит,

Горло у меня болит!

Б. Яга :

В голове моей пожар,

У меня, ребята, жар!

А думали: пойдём в поход-

Здоровы будем целый год!

Водяной:

Ну - к, Яга, взгляни на двор,

Слышу чей – то разговор.

Б. Яга :

Помутился разум твой,

Кто тут будет в выходной?

(Выходит группа туристов с песней « Там, где змея не проползёт»)

1-й турист :

Засорён как школьный двор,

Может, к нам пробрался вор?

2-й турист :

Кажется, прошёл Мамай,

МЧС хоть вызывай!

3- турист :

Безобразий тут не счесть,

Кто живой в палатке есть?

4- турист :

Может, лезть туда нельзя?

Из палатки:

Помогите нам, друзья!

(Горе - туристы выползают из палатки)

Водяной:

Видно, мы туристы – горе,

Ведь проблем-то у нас - море,

Прошли хоть километра два –

На ногах стоим едва.

Б. Яга :

Искусали комары.

Водяной:

Изнываем от жары.

Леший:

Подвернул я нынче ногу,

Б. Яга:

Потеряли мы дорогу,

Водяной :

Отравилися едой,

Б.Яга :

А намокли – Боже мой!

Леший:

Так знобит - не мил мне свет,

А аптечки даже нет!

1-турист :

Если б были вы туристы-

Без аптечки б обошлись,

Вам помог бы подорожник,

Мать – и – мачехи вон лист.

2- й турист :

Знали б, что из водоёма

Воду пить нельзя никак.

3- й турист :

И с маршрутом и палаткой

Не попали бы впросак.

4- турист :

Коль собрался ты в поход –

Знать ты должен наперёд:

Турист деревьев не ломает.

Зверушек, птиц не обижает.

5-й турист :

И бумажки, банки, склянки

Не бросает на полянке.

6-й турист :

Коль шрамовский в лесу турист-

То ясно всем – лес будет чист!

1-й Турист :

Убедились вы теперь:

Идёшь в поход – рюкзак проверь.

2 – й турист :

Идёшь в поход – нужна сноровка,

Плюс к тому – физподготовка.

3-й турист :

Настоящему туристу

Любое горе не беда.

Всегда подтянуты, здоровы,

В поход готовы мы всегда.

4- й турист :

Палатку вмиг поставим, с ходу,

И сварим на костре обед.

Любого не боимся брода,

Для нас нигде препятствий нет!

5-й турист :

А что касается здоровья,

Так ясно тут, как дважды два:

Для нас «туризм», «поход», «здоровье»

Теперь синонимы – слова!

6-й турист :

Кто туркружок наш посещает,

Дорогу позабыл к врачам.

Всерьёз туризмом заниматься

Б.Яга :

Мы это поняли, ребята,

Ошибки наши на виду.

Вы как хотите, я на запись

Сейчас же в туркружок иду!

Водяной:

И нас в команду вы возьмите,

Мы в грязь лицом не упадём.

Леший:

На дне туриста с вами вместе

Мы все этапы обойдём!

Все вместе: Мы поняли: туристом быть –

Здоровым, крепким, сильным слыть!

Туризм – это шаг к здоровью!

(Демонстрируется на экране видеофильм о праздниках и буднях шрамовских туристов)

III . Посвящение в туристы учащихся 5 класса

Турорг: Ребята, сегодня по уже сложившейся традиции мы принимаем в наши ряды учащихся 5 класса. Я хочу обратиться к пятиклассникам. Во –первых, перечислите ошибки горе –туристов.

Пятиклассники перечисляют

Вам известны основные заповеди туристов?

Турист 1: - Да, да!

Турист 2: - Выучили наизусть!

Турист 3: - Знаем, знаем!

Турорг, обращаясь к первому: - Назови мне закон туриста №1.

Турист 1: - Турист всегда в поход готов!

Турорг: Закон туристов №2?

Турист 2 : - Турист всегда поесть готов!

Турорг: - Закон туристов № 3?

Турист 3 : - Турист всегда поспать готов!

Турорг : - Молодцы, новички!

И обращаясь к залу: - Достойная смена на подходе!

Взявшись за руки, произносят клятву.

«Мы, добровольно согласившиеся стать туристами, перед бывалыми туристами и нашим бессменным туроргом Евгенией Ивановной, перед всеми здесь присутствующими торжественно клянемся:

    не расставаться до старости с рюкзаком, палаткой, ложкой, миской и сгущенкой;

    стоя, лежа и ползком проводить различные наблюдения в походе и преодолевать все возникающие на пути препятствия;

    до последнего бороться с консервными банками и другим мусором в лесу;

    создавать себе трудности каждый день и мужественно их преодолевать;

    лес любить, по воде бродить, горы преодолевать!

    Никогда не унывать и не вешать нос!

(Целуют закопчённый котелок)

Турорг: Ну, что же, ребята, мы вас поздравляем, надеемся, вы станете настоящими туристами!

IV . Ужин у костра.

Список использованной литературы:

1. Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 1995.

2. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.

3. Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. 4. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.

5. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992.

6.Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.

Интернет – сайты:

Елизавета Хакимова
Сценарий праздника «Мы - туристы»

Цель : Сплотить коллектив участников мероприятия.

Задачи :

Развивать физические качества старших дошкольников;

Формировать устойчивый интерес к занятиям физической культуры, активному отдыху;

Воспитывать смелость, целеустремленность и интерес к занятиям туризмом .

Оборудование : гимнастические палки 4 шт., мячи резиновые большие 2 шт., мячи маленькие 10 шт., шишки, обручи 4 шт., котелки походные 2 шт., походные сумки 2 шт., резиновые кольца 4 шт., «блины» 20 шт., ракетки 2 шт., рыбки пластмассовые 20 шт.

Ход мероприятия:

Инструктор :

Дорогие ребята, уважаемые родители и гости нашего турслёта! Мы рады приветствовать вас в этот замечательный осенний день!

Мы сегодня с днем туризма

Всех спешим поздравить дружно!

И желаем оптимизма-

Это в жизни очень нужно.

Ярких, радостных событий,

Путешествий вам полезных,

Удивительных открытий,

И маршрутов неизвестных!

Воспитатель :

Для поднятия настроения и бодрости духа приглашаем вас на весёлую зарядку!

Все движения выполняются в соответствии с текстом и по показу инструктора.

Мы – туристы . Мы – в дороге,

Веселей шагайте ноги! 8 шагов на месте с высоким подниманием бедер

Легче выдох подъем на носки, руки через стороны вверх,

Глубже вдох опускание на всю стопу, руки вниз,

Путь не близок подъем на носки, руки через стороны вверх,

Путь далек опускание на всю стопу, руки вниз.

Впереди течет ручей

основная стойка, волнообразные движения право, затем левой рукой,

Перепрыгнем поскорей 8 прыжков на двух из стороны в сторону.

У речного плеса

Взяли в руки весла,

Пусть крепят уключины,

Мы грести научены! Основная стойка руки вперед. Одновременное сгибание и разгибание рук и ног (имитация гребли веслами)

Тихо к берегу пристанем

И на цыпочки привстанем. «Цапля» на правой, руки вверх

Вверх потянемся слегка,

Станут ближе облака. «Цапля» на левой, руки вверх

Мы в дремучий лес зашли :

Ветви гнутся до земли. Основная стойка руки вверх. Наклоны из стороны в сторону 4р.

Ниже, ниже наклонись,

Под ветвями проберись. И. П. тоже. Наклоны вперед 4р.

На поляне отдохнем

И букет цветов нарвем.

А теперь дрова пора

Приготовить для костра.

Чтобы ярче был костер,

Веселей руби, топор! И. П. Стойка ноги врозь, руки вверх в замок. 4 резких амплитудных наклона к полу

У костра в кружок мы сели,

Песню звонкую запели Сед по-турецки имитируем игру на гитаре

И под треск веселых дров

Разгоняем комаров

(В. Степанов «Мы - туристы » ) То же, но с размахиваниями руками.

Игра «Давайте познакомимся»

Участники игры, стоя в кругу, передают из рук в руки мяч со словами :

Ты катись веселый мячик

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот сейчас представится нам!

(Назвать себя и с кем приехал на базу отдыха)

Инструктор :

Как вы сюда сегодня добрались? (на автомобилях)

Как еще путешествуют туристы ? (ходят в пешие походы, плавают на лодках, ездят на поездах, автобусах и т. д.)

Едем в дальние края

Или в город недалекий,

Путешествуем, друзья,

По стране своей широкой!

Пусть сегодня в день туризма

Мы почувствуем кураж

И с огромным оптимизмом

Мы отправимся в вояж!

Эстафеты :

1. «Туристы в автобусе » Первый в команде – водитель автобуса надевает на себя обруч («автобус» , второй - пассажир цепляется за него. Вместе они добегают до финишной стойки («конечная остановка» , где пассажир выходит. Таким образом водитель автобуса должен перевезти всех членов команды.

2. «По болоту» Первый член команды кладет перед собой резиновое кольцо («кочку» ) встает на неё, вторую «кочку» снова кладет перед собой как можно дальше и перепрыгивает на неё. Таким образом, перекладывая «кочки» надо переместиться на другую сторону площадки (перейти болото) .

3. «Помоги белочке» Добежать до черты и забросить шишку «белке в дупло» (обруч, лежащий на расстоянии 1м.

4. «Варим уху» Первый игрок бежит до «костра» , ставят котелок на огонь. Второй и последующие по очереди носят рыбу, лук, картофель.

Инструктор :

Самое время отдохнуть на привале и повторить правила поведения на отдыхе в лесу.

Правила поведения на природе :

Весь мусор положи в пакет и забери с собою –

Ведь за тебя его никто не уберёт.

Не разбивай бутылки под ногою -

Поранятся и люди, и лесной народ.

А если вдруг осталась пища от обеда –

Ты аккуратно всю сложи под куст.

И житель леса, плотно пообедав,

К тебе исполнен будет светлых чувств.

Не разводи костёр ты, где попало.

А то погибнет лес – и всё пропало.

Ты лучше разожги его на месте старом,

Где кто-то разводил уже огонь.

Чтобы пикник не кончился пожаром –

«Вредные» животные в лесу

Ты комаров не проклинай, ругая белый свет, -

В лесу животных бесполезных нет.

Без них нарушится баланс –

Природа знает лучше нас.

Не обижай, кого увидеть привелось,

И помни, что в лесу ты – гость.

Люди и лесные ресурсы

Ты цветок прекрасный увидал

И его немедленно сорвал.

Не прошел и день, а он завял.

Щелкнуть лучше бы его на память

И в лесу, чтоб любовались все, оставить.

Как правильно убирать за собой

Закончили вы на природе есть и пить,

Теперь пришла пора посуду мыть.

Химсредства речку будут загрязнять,

И потому секреты надо знать :

Осока, хвощ, песочек чистый

Отмоют жир легко и быстро.

5. «Транспортировка пострадавшего» Команда делится на пары. Первые два игрока берут две палки, сверху кладется мяч. Задача - перенести «пострадавшего» до финишной стойки и обратно.

6. «Насорил – убери!» Каждый член команды по очереди добегает до «стоянки туристов » и забирает с собой «мусор» . Кто быстрее приберется на привале.

Подвижные игры : «Сидит белка на тележке» , «Охотники и утки»

Считалка :

Инструктор по физкультуре : Дети :

Кто шагает с рюкзаком? - Мы - туристы !

Кто со скукой не знаком? - Мы - туристы !

Нас вперед ведут дороги! Наш девиз : - Всегда вперед!

Эй, ребята, тверже шаг! Что турист берет в дорогу ? - Песню, ложку и рюкзак!

Кто отстал? - Не отставай!

Кто устал? - Не унывай!

Кто идти захочет с нами – нашу песню запевай!

Инструктор :

Вот пройден первый наш поход,

Теперь туристский мы народ ,

И пусть не сложен был маршрут,

Дороги снова вдаль зовут.

Куда идем мы с рюкзаком?

Секрета в этом нет,

С туризмом каждый был знаком

И с самых малых лет!

Воспитатель :

Славно мы повеселились.

Очень крепко подружились :

Соревновались и играли

Все вокруг друзьями стали.

Вручение памятных дипломов всем участникам мероприятия.

«Одну простую сказку, а может, и не сказку,

А может, не простую хотим вам рассказать,

Ее мы помним с детства, а может, и не с детства,

А может, и не помним, но будем вспоминать»

1 вед.: Место действия - планета Земля, космопорт.

2 вед.: Время действия - год 3000-ый от Рождества Христова, май месяц.

1 вед.: Дорогие альдебаранцы!

2 вед.: Ты что! Дорогие альдебараны! Мы рады приветствовать вас на нашей дорогой Земле.

1 вед.: Здесь с вами сегодня гады, ой, гиды (показывает на себя и называет имя, затем показывает на другого и называет имя).

2 вед.: Мы с вами совершим экскурсию по самым замечательным местам нашей планеты.

1 вед. : И куда мы их отправим в первую очередь?

2 вед.: Опять огненной воды напился?

1 вед.: Хто? Я? Да ни в одном глазу! (показывает на третий глаз, нарисованный на лбу)

Эврика! Мы отправимся в наш музей туризма!

Инопланетяне: Куа? Куа?

1 вед.: Туа! Туа!

Инопланетяне: Нау! Нау!

1 вед.: Дау! Дау!

2 вед.: (на ухо 1 вед.): Они нас не понимают! Одно слово - альдебараны! Нам нужен переводчик!

1 вед.: Пере- вод- чик? Щас будет пере - вод - чик! (достает из кармана бутылку и наливает инопланетянам выпить, те выпивают, хватаются за горло и падают)

1 вед.: Вроде не паленая (нюхает бутылку, инопланетяне поднимаются)

1 инопланетянин: (с акцентом) Как трутна фаша речь тля понимания такофо цифилизофанного сушества, как я.

2 инопланетянин: Кафарите, помедленнее, пошалюйста, я записыфаю!

2 вед.: Итак, начнем нашу экскурсию. Перед вами - музей туризма! Все, что вы здесь видите, - это музейные экспонаты.

1 инопланетянин: У нас на Альдебаране нет туристоф, нет туристоф, нет туристоф…

1 вед.: Стукни его по спине, вишь, заело! (2 вед. Стучит по спине инопланетянина)

1 инопланетянин: Спасипа!

1 вед. Пожалуйста!

2 вед.: Мы сохранили несколько особей туристов в первозданном виде, прочие вымерли как мамонты. Зал 1 - «История туризма, или туризм в истории». Начинай лекцию!

1 вед.: Первыми предками современного туриста были человекообразные существа - Адам и Ева. Адам - слева, Ева - справа. Или нет, Адам - справа, Ева - слева (те стоят, повернувшись спиной к зрителям). Смотря с какой стороны смотреть (те поворачиваются, у Евы - три фиговых листочка, у Адама - один). Но Адам и Ева еще не туристы. Они скорее прародители туристов, таких как Ной.

2 вед.: Правильно! Первым туристом на Земле был Ной.

1 вед.: История не сохранила его портрета, но если верить библейским сказаниям, это было очень рогатое, ой нет, бородатое существо.

2 вед.: (поет на восточный манер) 40 дней и ночей

Дождик шел,

На горе Арарат

Ной приют нашел.

Спас для нас и для вас он зверье,

В том числе и кусачее комарье. (пританцовывает, шлепая комаров)

1 инопланетянин: Брафо, брафо!

1 вед.: Чему радуются? Альдебараны! (крутит пальцем у виска)

2 вед.: Комары - это казнь египетская, особенно для туристов (шлепает комаров, следом за ним инопланетяне).

1 вед.: Следующий турист - Моисей. Он водил евреев в поисках земли обетованной по пустыне 40 лет.

Вед. (поют): Там птицы не поют,

Деревья не растут,

В пустыне как определить, где север, а где юг?

Кружится матушка планета,

Костров туристских вьется дым,

И лишь в сороковое лето

Он их привел на Маматынь (2 раза).

1 вед.: Быстренько пробежали залы 2, 3, 4, 5, 6. Здесь ничего интересного. Ну, там пара крестовых походов рыцарей - туристов в Святую Землю.

2 вед.: Походы из варяг в греки. Исторический парадокс: монголо-татарские туристы на территории Руси заблудились аж до 15 века!

1 вед.: Они просто не умели пользоваться компасом!

2 вед.: Зал 7-ой, последний. Это гордость нашей коллекции.

1 вед.: Предлагаем вашему вниманию хорошо сохранившуюся особь - «Руссо туристо, облико морале», принадлежащую к семейству одногорбых, отряду прямостоящих, но сутулоходящих…

2 вед.: Обратите внимание на его (ее)? (чешет в затылке) одежду, а также его (ее) снаряжение.

1 инопланетянин: А кто это - женчин или мужчин?

1 вед.: И чо беспокоятся? Наш турист - существо неприхотливое, всеядное, среднего рода.

2 вед.: Форма одежды - универсальная: кепка, штормовка (турист снимает с себя называемые вещи), трико (турист стесняется и остается в трико), кроссовки (турист разувается, инопланетяне зажимают носы).

2 инопланетянин: Фу! Туристским духом пахнет!

1 вед.: Ничего и не пахнет! Подумаешь, три дня носки не менял!

2 вед. Горб на спине - это рюкзак с запасом пищи. Чем ближе турист к цели путешествия, тем меньше становится горб.

1 вед.: Туристы, как вид, отличаются умом и сообразительностью, умом и сообразительностью.

2 вед.: Туристы отличаются чувством юмора, товарищества и взаимовыручки.

1 инопланетянин: Это ошень прекрасно.

2 инопланетянин: Мы пудем возрождать, как это по-русски, эта прекрасная традиция на наш Альдебаран. А на память мы бы хотели взять несколько подарунков (подходит к судьям, делает вид, что забирает их)

1 вед.: Я те покажу подарунки! Не трожь, это святое! Это же судьи!

1 инопланетянин: А судьи кто?

2 вед.: Это ум, честь и совесть туристического слета! Всю Вселенную пройдешь - лучше судей не найдешь! Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!

2 инопланетянин: Нам пора! Но на прощание мы споем песню.

1) Эту радость от встреч на турслете

Не забыть нам с тобой никогда.

Маматынские звездные ночи

Остаются в сердцах навсегда.

П-в: Расстаемся, друзья,

Остается в сердце память,

Будем дружбу беречь,

До свиданья, до новых встреч!

2) На поляне становится тихо,

Отправляется в путь звездолет.

До свиданья, турслет, до свиданья,

Возвратимся на будущий год.