История проведения всемирных выставок или EXPO началась с французской традиции национальных выставок. Кульминацией французского национального экспозиционного движения стала Французская Промышленная Выставка 1844 года. Она произвела на Европу такое сильное впечатление, что некоторое время спустя начали регулярно проводить Континентальные выставки, на которых демонстрировались достижения большинства стран Европы. А Британия гордо устраивала собственные экспозиции.

Первая выставка промышленных достижений "всех наций" состоялась в Хрустальном Дворце в лондонском Гайд-парке в 1851 году. Прозрачный павильон из стекла и был первым сооружением, построенным специально для всемирной выставки. Впоследствии такая практика стала не просто регулярной. Обязательным для каждой страны стало создание собственного национального павильона. Кроме того, с определенного момента страна-хозяйка к открытию стала строить памятные объекты (парадный вход, фонтаны, скульптурные группы) на территории города, где проходила выставка.

В истории развития всемирных выставок четко выделяются три периода. Первый - с 1851 по 1938 - называют периодом индустриализации. В эти годы главной целью выставок была торговля и демонстрация промышленных изобретений и достижений. Построек этого времени почти не сохранилось.

Начало второго периода ознаменовалось выставкой в Нью-Йорке, продлившейся целых два сезона с 1939 по 1940. Вплоть до 1987 года всемирные выставки стали проводиться под гуманистическими лозунгами культурного обмена и взгляда в будущее. Слоганы выставки 1939 года звучали как: "Заря нового дня" и "Строя мир завтра". "К миру через взаимопонимание" (1965), "Человек и его история" (1967). Архитекторы воплощали эти идеи в футуристических объектах, до сих пор вызывающих интерес у публики. Знаковой выставкой этого периода считается ЕXPO в Монреале 1967 года. Кстати, именно с этого года выставки стали называть EXPO.

Третий период: эпоха национального брендинга, начавшаяся в 1988 году. Теперь страны "пользуются" всемирными выставками как инструментами для поддержания своего имиджа, продвижения нации как бренда. Архитектурные проекты этого периода - это переосмысление традиционных форм, элементов и орнаментов.

Так выглядит сейчас место проведение всемирной выставки в Баффало в 1901 году. Это стадион и беговая дорожка, построенные специально для этого события.

А на месте Дома Свободных Промышленных Искусств, спроектированного для той же выставки в Баффало, теперь рядовой жилой квартал Олмстед.

В 1929 году всемирная выставка проходила в Барселоне. Одним известен прежде всего павильон Германии по проекту Людвига Миса ван дер Роэ. Большинству же знакомы две 47-метровые башни парадного входа на выставку работы Рамона Ревентоса. Их называют венецианскими башнями, потому что они сильно напоминают колокольню собора Сан-Марко в Венеции. Сегодня это вход на торговую ярмарку Барселоны.

Выставка 1935 года в Брюсселе оставила после себя Большой Дворец, выполненный в лучших традициях промышленной романтики ар-деко.

От парижской выставки 1937 года остались две постройки: Дворец Шайо и Дворец Токио (ныне Музей Современного искусства города Парижа).

Дворец Шайо был построен на площади Трокадеро Полем Риве на месте нелюбимого парижанами дворца Трокадеро. Здание выполнено в стиле ар-деко. Сегодня во дворце Шайо располагаются Музей человечества (Musee de l"Homme), Национальный морской музей (Musee national de la Marine), Музей памятников Франции (Musee national des Monuments Francais) и аквариум CineAqua (на месте каменоломен в подвале музея).

Токийский дворец того же года постройки к Токио не имеет почти никакого отношения. Просто он отделен от Сены Нью-Йорк авеню, которая с 1918 по 1945 год носила название Токио авеню. От этой улицы и происходит название. Стены дворца, имеющего много общего с античным храмом, сегодня украшены не только рельефами, но и граффити.

Новый этап выставочного движения начался в этом строгом павильоне из светлого известняка 1939 года постройки в Нью-Йорке.

В 1958 году всемирная выставка вернулась в Брюссель. Именно в этом году в городе появился культовый Атомиум, ставший одной из главных достопримечательностей столицы Бельгии. Атомиум был спроектирован архитектором Андре Ватеркейном как символ атомного века и мирного использования атомной энергии и построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков.

Сооружение, покрытое изначально алюминиевым слоем, а после завершённого в феврале 2006 капремонта - стальной оболочкой, состоит из девяти "атомов", которые объединены в кубический фрагмент кристаллической решётки железа, увеличенный в 165 миллиардов раз. Высота атомиума составляет 102 м, вес - около 2400 тонн, а диаметр каждой из девяти сфер - 18 м. Шесть из них доступны для посетителей. Сферы соединены между собой трубами длиной 23 м, в них находятся эскалаторы и коридоры. Всего между шарами существует 20 соединительных труб. В средней - лифт, способный за 25 секунд поднять посетителей к ресторану и обзорной платформе, находящимся в самом высоком шаре Атомиума.

1962 год в Сиэттле был годом выставки под девизом: "Выставка XXI века". От экспозиции остался "ретрофутуристический" фонтан в виде полусферы.

Нью-Йорк вновь принимал всемирную выставку два года спустя после Сиэттла, в 1964. И сегодня можно увидеть уже обветшавшее здании павильона штата Нью-Йорк, выполненное в форме круга и напоминающее космический летательный аппарат.

Экспо 1967 года в Монреале с лозунгом "Человек и его мир" стало самой значимой за весь второй период развития всемирных выставок и по количеству интересных построек, в том числе.

Одно из них - здание, которое знает большинство студентов-архитекторов, Хабитат 67. Жилой комплекс, спроектированный малоизвестным за пределами Канады израильско-канадским архитектором Моше Сафди. Проект был частью его магистерской диссертации.

Идея Сафди состояла в том, чтобы подчеркнуть тему справедливого мира. Здание состоит из 354 идентичных сборных домов, сложенных вместе, в них 158 квартир самых разных размеров. Каждая имеет собственную террасу. Это был один из способов перенесения преимущества пригорода в город.

Скульптура Александра Кальдера "Человек и его мир"

В том же году американский архитектор и изобретатель Бакминстер Фуллер построил в Монреале геодезический купол собственного изобретения. Купол, по его мнению, являлся идеальной конструкцией, позволяющей экономить площадь постройки при большем ее объёме и до 40% стройматериалов.

На месте павильона США в американском Спокейне, где выставка оказалась в 1974, теперь парк развлечений. Сама конструкция павильона - прозрачная металлическая сетка, напоминающая купол передвижного цирка.

Солнечная сфера, приветствовавшая посетителей в Ноксвилле в 1982. Темой выставки была "Энергия, что движет миром".

Традиция проведения международных выставок возникла на фоне развития французских национальных выставок, кульминацией которых послужила Международная Выставка в 1844 году .

Культурный обмен (1939-1987)

Начиная со Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году изначальный характер выставок начал меняться, и их стали посвящать более конкретным культурным темам, прогнозируя более светлое будущее для общества. Технологические изобретения отошли на второй план. В 1939 темой выставки было «Построить мир завтрашнего дня», в 1964 - «Мир через взаимопонимание». Выставки поддерживали активное межкультурное общение в целях обмена инноваций.

Интересно, что в 1964 году Нью-Йорк в погоне за прибылью решил увеличить время экспозиции вдвое - с шести до 12 месяцев. В ответ Международное бюро выставок призвало членов организации отказаться от поездки в США. К совету прислушались многие (в частности, СССР). В итоге выставка была проведена, но с финансовой точки зрения оказалась провальной: вернулось только 20 процентов вложенных средств .

Национальный брендинг (1988 - настоящее время)

С 1988 года страны стали использовать выставки скорее как способ улучшить их национальный имидж благодаря своим выставочным павильонам. Исследование группы Tjaco Walvis вокруг выставки в Ганновере показало, что для 73 % стран главной целью участия являлось улучшение имиджа государства.

На выставке в 2000 году в Ганновере, где страны сами разрабатывали архитектуру, в павильон в среднем вкладывалось около 12 миллионов евро. Учитывая такие размеры вложений, многие страны порой сомневаются в целесообразности участия, так как предполагают, что затраты превысят прибыль. Конкретное соотношение сложно установить, но независимое исследование для голландского павильона на Экспо-2000 оценило, что павильон (стоимостью около 35 млн евро) генерировал около 350 млн евро потенциальной прибыли для голландской экономики.

Всемирная выставка ЭКСПО или WorldExpo – это не только крупнейшая международная выставка новейших научно-технических достижений, но и история, традиции и культура стран всего мира. ЭКСПО проводится в разных странах с 1851 года, каждая выставка имеет отдельную тему.Первая ЭКСПО состоялась в Хрустальном дворце в Гайд-парке в Лондоне. Именно здесь был представлен первый телефон.

С 10 июня по 10 сентября 2017 года ЭКСПО проходит в Астане.

Основная тема выставки - «Энергия Будущего».

Она отражает озабоченность международного сообщества проблемой энергопотребления, которое оказывает все большее влияние на планету. Главная цель Выставки – призыв к ответственности, стимулирование дискуссий и формирование знаний с тем, чтобы люди научились планировать и контролировать энергопотребление на планете, минимизируя ущерб для природы.

В ЭКСПО-2017 принимают участие 115 стран и 22 международные организации. Общая площадь выставочного комплекса равна 174 гектарам. Из них 25 гектаров отведено непосредственно под выставочную зону, которая вместила в себя Национальный павильон Казахстана, международные, тематические и корпоративные павильоны.

История возникновения Всемирных универсальных выставок

Великая выставка промышленных работ всех народов (англ. The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations), проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года, стала вехой в истории промышленной революции. Из-за участия большого количества стран вскоре её прозвали всемирной. На этой первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.

Ажиотаж вокруг выставки, которую посетило до 6 миллионов человек (треть населения Британии), принёс организаторам солидные доходы. Инициативу проведения всемирных выставок тут же подхватили французы, ответившие на вызов англичан всемирной выставкой 1855 года. С тех пор такие мероприятия стали проводиться регулярно.

Всемирные выставки всегда были базой для ознакомления со всевозможными изобретениями и новинками.

После войны организаторы выставок стали уделять внимание не только достижениям в сфере технологий, но и к обсуждению глобальных вопросов, стоящих перед человечеством, например, человек и его место в мире, экология, урбанизация и многих других. В соответствии с этими вопросами каждый раз формулируется отдельная тема, в соответствии с которой каждая страна формирует свою экспозицию.

Современные ЭКСПО стали символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации всех самых значимых достижений страны в различных сферах. Каждый раз выставки ЭКСПО посещают миллионы людей. Вопрос участия страны в ЭКСПО принимается на правительственном уровне. Борьба государств - претендентов на проведение ЭКСПО по накалу и напряженности напоминает борьбу за право проведения Олимпийских игр.

ХХ в е к н ач и н а е т с я

Первая Всемирная Выставка. Лондон 1851

Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года в лондонском Гайд-парке. Первое полностью стеклянное большепролетное сооружение на основе металических конструкций. Предвосхитило даже смелые мечтания Жюля Верна. К нашему счастью простояло до возникновения фотографии:) и сгорело в 1936 году.

Источники:
http://www.krugosvet.ru/articles/94/1009440/1009440a1.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/71/1007152/1007152a1.htm
http://expomuseum.com/architecture/
http://www.crystalpalacefoundation.org.uk/
http://www.victorianstation.com/palace.html
http://www.hberlioz.com/London/BL1851Exhibition.html

Всемирная Выставка 1889 года в Париже

Всемирная выставка в Монреале. 1967
Бакминстер Фуллер. Геодезический купол - павильон США.Продолжается феерия металлоконструкций и стекла. Но и появляется и плексиглас - предвестник будущих композитов. Но даже не это главное! Принципиальным здесь является реализация мечтаний многих поколений архитекторов о чистой форме шара. А между делом Фуллер показал все невероятные возможности стержневых пространственных структур, ранее применявшихся в основном в авиастроении.

Отто Фрай. Павильон Германии на всемирной выставке в Монреале 1967 года.
Фуллер оказался в Монреале не одинок. Здесь же засветилась еще одна звезда - Отто Фрай. Его сооружение ещё легче, чем шар и символизирует динамику современной архитектуры. Проще говоря, Фрай заявляет всем: "Архитектуру можно сшить!" И шьет огромные тентовые конструкции. Через тысячелетия после Моисея его походная Скиния получает заново официальную легитимацию в качестве Архитектуры.

Источники:
http://www.archi.ru/foreign/guide/architect_present.html?aid=197&fl=2&sl=1
http://www.arch.mcgill.ca/prof/sijpkes/arch304/D+C2004website/Website-2/page-1.html

Всемирная Выставка в Осаке. 1970

Пожалуй самая продуктивная с точки зрения архитектуры выставка в 20 веке. Мы, студенты 70-х, восхищались и "копировали" почти всем, что было там:) Начнем с того, что генплан делал САМ Кензо Танге . Архитектура старалась выпрыгнуть из своих штанов всеми силами. Тут было изобилие форм, конструкций, текстур и цвета. Глядя на "птички" территории выставки ощущаешь явное дыхание внеземных цивилизаций. А разве это не есть наше будущее?

Источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/Expo_"70
http://www.expomuseum.com/1970/

Самым большим "надувательством" занимались японцы и американцы. Они попросту надули свои павильоны, обозначив тем самым всю бренность нашего архитектурного бытия. Но как надули!

Американский павильон.
Architects: Davis - Brody; deHarak, Chermayeff & Geismar (designers)
http://www.columbia.edu/cu/gsapp/BT/DOMES/OSAKA/osaka.html

Павильон группы «Фудзи» на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Ютака Мурата.

Площадь фестивалей и павильон Австралии

Канада и Япония.

Международная выставка в Гановере. 2000. Последняя в 20 веке.

Ничего принципиального нового эта выставка не принесла. Даже экстравагантные формы венгерского павильона и Ангар Японии в исполнении тандема знаменитостей 20 века не вызвали ажиотаж. Мир напрягся в ожидании архитектурных сюрпризов 21 века:)

Источники:
http://www.forma.spb.ru/info/news/expo/009/main.shtml
http://www.expomuseum.com/2000/photos/

Павильон Венгрии

Павильон Японии на выставке ЭКСПО 2000 в Гановере. Шигеру Бана совместно с Отто Фраем.

Продолжение следует.

История всемирных выставок (Рерайт. Исходник расположен ниже).

1 мая 1851 года в столице туманного Альбиона, городе Лондоне состоялось открытие «Великой выставки изделий промышленности всех наций ». С этого момента началась история всемирных выставок. Впервые на этом международном форуме проанализировали результаты произошедшей к тому времени в развитых странах, Промышленной революции. Специально для этого мероприятия, по указу правительства Британии, был сооружен павильон, получивший название «Хрустального дворца». Впоследствии это здание стало своеобразным эталоном, на который равнялись строители выставочных павильонов следующих всемирных выставок. Ажиотаж вокруг выставки был настолько огромным, что за шесть месяцев работы на ней побывало более шести миллионов человек. Это позволило получить организаторам форума колоссальную прибыль. Позже, именно на эти деньги в Англии были открыты новые научные и образовательные заведения, к числу, которых принадлежат снискавший громкую славу и геологический музей . На эти же средства построили павильон, в котором в 1862 году расположилась третья Всемирная выставка.

Повышенный интерес у публики вызывали экспонаты Русского отдела выставки. Российские мастера привезли пуховые платки, уральские самоцветы, изделия металлургии, великолепную парчу, валенки и многое, многое другое. Необычайно высоко как публикой, так и специалистами были оценены платки и ткани российского производства. Первую награду выставки завоевала яшмовая ваза екатеринбургской фабрики. В работе выставки принял участие известный металлург - , выставивший особо ценный экспонат Русского отдела – булат. Это оружие было изготовлено по давно утраченной и восстановленной им в 1841 году рецептуре. Всего русским отделом было выставлено 365 экспонатов, 130 из которых были отмечены особо, о чем свидетельствуют 3 медали высшего достоинства, 60 медалей второй степени, а также 67 похвальных отзывов.

География первых всемирных выставок совпадает с распределением крупных торговых и промышленных центров мира. Международные форумы проходили в наиболее промышленно развитых странах и городах. 1851 и 1862 гг. – Лондон, 1855, 1867, 1878, 1889, 1900 гг. – Париж, 1873 г. – Вена, 1876 г. – Филадельфия, 1893 г. – Чикаго, 1901 г. – Глазго, 1904 г. – Сент-Луис, 1905 г. – Льеж и так далее. Для того чтобы продемонстрировать миру необычайные возможности, организаторы всемирных выставок создавали неповторимые проекты павильонов (первые всемирные выставки проводились только в одном павильоне), а также каких-либо отдельных аттракционов или сооружений.

Примером такого строительства может послужить «Хрустальный дворец» Джозефа Пакстона, на несколько десятилетий ставший эталоном выставочных павильонов. Для проведения международной выставки в Вене организаторы соорудили Ротонду, павильон, под самым огромным в мире куполом. Для всемирной выставки в Мельбурне в 1880 году построили Королевский выставочный павильон, который в наши дни включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Эйфилева башня, возведенная в Париже для выставки 1889 года, стала его символом, а мост Александра III , сооруженный для всемирной выставки 1900 года, проходившей в этом же городе, стал самым роскошным мостом через Сену.

Первые международные выставки были призваны показать представленных на них стран. Именно поэтому основными экспонатами таких форумов являлись не только уникальные образцы науки и техники, но и великолепные ювелирные изделия из золота и драгоценных камней .

Несколько позже к ним присоединились этнографические экспозиции и выставки произведений искусств. На всемирных выставках стали проводиться того времени.

Впервые такая выставка изобразительного искусства была проведена одновременно с международным промышленным форумом в 1862 году, в Лондоне. С того времени изобразительные выставки стали обязательным атрибутом всех всемирных выставок. С огромным успехом на них представлялись картины известных русских художников. К примеру, на выставке 1873 года, проходившей в Вене, выставлялись «Грачи прилетели» Саврасова, «Петр и Алексей» Ге, «Бурлаки» Репина, «Рыболов» и «Охотники на привале» Перова. А картина Пикассо на выставке 1937 года в Париже стала основным экспонатом Испании.

Конгрессы, посвященные наиболее важным мировым проблемам того времени проходили во время работы всемирных выставок, начиная с Парижской выставки 1878 года. Именно на ней Первый литературный конгресс принял международное соглашение об авторских правах и литературе. Именно на нем были признаны заслуги русских писателей в развитии мировой литературы. Совместно с Виктором Гюго конгресс возглавлял. На проходившем в то же самое время конгрессе по промышленной собственности, были затронуты актуальные вопросы авторских прав в промышленности. Всемирная почтовая конвенция, которая подвела под единый стандарт международную почтовую корреспонденцию, была принята на Втором конгрессе работников связи Конгрессом по улучшению условий жизни слепых для обучения в школах слепых была предложена система Брайля. Практически во всех конгрессах как этой, так и других, последующих международных выставок, активное участие принимали российские специалисты.

Важными для науки стали электротехнические конгрессы. Именно на Третьем конгрессе, проходившем в рамках всемирной выставки 1893 года в Чикаго, были приняты международные электротехнические единицы, такие как – Ом, Ватт, Джоуль, Фарад, Вольт, Генри. На Четвертом конгрессе, проходившем во время работы всемирной Парижской выставки в 1900 году, был утвержден новый термин, впервые прозвучавший в докладе российского исследователя К. Перского, - «телевидение».

Начиная с международных ЭКСПО, состоявшихся в 1967 году в Монреале и в 1970 году в Осаке организаторы всемирных выставок перестали делать упор на достижения отдельных стран, а перешли к решению мировых проблем, возникающих перед людьми. Прежде всего, таких, как экология, урбанизация, глобальное потепление и так далее. Каждая страна, участвующая в форуме, в своей экспозиции отражает свое видение проблемы и то, как она решается в этой стране.

Россия на всемирных выставках ЭКСПО.

И Советский Союз, и Россия являлись традиционными участниками каждого международного форума. Они помогали создавать архитектурные ансамбли выставок , которые зачастую становились новыми страницами в истории архитектуры.

Русская экспозиция на выставке 1900 года в Париже была сооружена по проекту знаменитого архитектора Ропета (Петрова). Архитектор, проектировавший русский павильон на выставке 1901 года в Глазго, после этой работы получил звание

академика архитектуры и стал почетным членом Британского королевского института архитектуры. Высших наград удостоились советские павильоны в 1937 году в Париже и в 1958 году в Брюсселе. Павильон Советского Союза, сооруженный на всемирной выставке в 1970 году в Осаке, вошел в историю мировой архитектуры. Он имел форму развернутого знамени и был выполнен в виде стальной складчатой конструкции.

Неизменно интерес публики к экспозициям нашей страны, представленной на всемирных выставках, был огромным. А в советский период организаторы международных выставок были крайне заинтересованы в участии выставки СССР, так как высочайший уровень его экспозиции был своеобразным эталоном для других государств.

Исходник:

http://www. *****/expo_history. php

История всемирных выставок ЭКСПО - World EXPO

История всемирных выставок начинается с 1 мая 1851 г., когда в Лондоне открылась «Великая выставка изделий промышленности всех наций» . На ней были подведены итоги Промышленной революции, прошедшей в развитых странах; выставку за 6 месяцев посетило 6 млн. человек, - количество, равное трети населения Британии того времени. Выставка прошла в специально созданном для нее павильоне, названном «Хрустальным дворцом» и ставшим образцом для выставочных павильонов многих последующих всемирных выставок. Огромная популярность выставки дала огромную прибыль, на которую был основан ряд просветительских и учебных учреждений в Англии, среди которых геологический музей и знаменитый Лондонский музей науки и естествознания . А также, спустя несколько лет, построен павильон третьей Всемирной выставки (1862 года).

Русский отдел выставки представлял уральские самоцветы, пуховые платки, валенки, парчу и т. п. Ткани и платки получили высокую оценку публики и специалистов. Самоцветы (яшмовая ваза екатеринбургской фабрики) получили первые награды выставки. Одним из важных экспонатов Русского отдела был булат , чью утраченную рецептуру в 1841 г. восстановил металлург , также участвовавший в выставке. Из 365 русских экспонатов 130 удостоились наград: 3 высшие медали, 60 медалей второй степени и 67 похвальных отзывов.

География первых выставок совпадает с распределением торговых и промышленных центров, проходя в самых промышленно развитых странах:
Лондон 1851 и 1862 гг., Париж 1855, 1867, 1878, 1889, 1900 гг., Вена 1873 г., Филадельфия 1876 г., Чикаго 1893 г., Глазго 1901 г., Сент-Луис 1904 г., Льеж 1905 г., и т. п. Как правило, организаторы использовали для демонстрации своих возможностей уникальные проекты павильонов (первые выставки проводились в единственном павильоне), и отдельных строений или аттракционов. Так, «Хрустальный дворец» Джозефа Пакстона на десятилетия стал образцом выставочных павильонов; для выставки в Вене была построена Ротонда - павильон с самым большим в мире куполом; Королевский выставочный павильон международной выставки в Мельбурне (1880) включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО; построенная для выставки 1889 г. Эйфелева башня стала символом Парижа, а построенный для парижской выставки 1900 г. мост Александра III является городской достопримечательностью как самый роскошный мост через Сену.

Первые всемирные выставки, как правило, демонстрировали промышленную и государственную мощь своих стран; основными экспонатами были рекордные промышленные образцы и новинки, а также предметы роскоши. Вскоре к ним добавились этнографические экспозиции, выставки произведений искусств, а также конгрессы по самым актуальным вопросам того времени.

Выставка изобразительного искусства впервые прошла параллельно с промышленной выставкой на всемирной Экспо в Лондоне в 1862 г., с тех пор искусство стало непременным участником всемирной выставки. Так, экспонатами всемирной выставки в Вене 1873 г. были знаменитые русские полотна: «Охотники на привале» и «Рыболов» Перова, «Бурлаки» Репина, «Петр и Алексей» Ге, «Грачи прилетели» Саврасова. Полотно Пикассо «Герника» было ключевым экспонатом испанского павильона на выставке в Париже 1937 г.

Мощная конгрессная программа начала сопровождать всемирные Экспо начиная с выставки в Париже 1878 г. - Первый литературный конгресс заложил основу первому международному соглашению об авторских правах в литературе, а также признал заслуги русской литературы - сопредседателем конгресса, вместе с Виктором Гюго, был избран. Проходивший тогда же конгресс по промышленной собственности поднимал вопросы авторских прав в промышленности, Конгресс по улучшению условий жизни слепых рекомендовал систему Брайля к обучению в школах для слепых, а Второй конгресс работников связи принял Всемирную почтовую конвенцию (введшую единый стандарт международной почтовой корреспонденции). Российские ученые участвовали во многих конгрессах этой и последующих выставок.

Заметный след оставили в истории электротехнические конгрессы - так, Третий конгресс в Чикаго (всемирная выставка 1893 г.) выставки принял международные электротехнические единицы названные именами их первооткрывателей - Ом, Ампер, Вольт, Генри, Фарад, Джоуль, Ватт . Четвертый конгресс (всемирная экспо в Париже, 1900 г.) ввел слово «телевидение», прозвучавшее в докладе русского инженера К. Перского.

Послевоенные выставки, начиная с выставок в Монреале 1967 г. и Осаке 1970 г., постепенно отошли от демонстрации достижений отдельных стран к рассмотрению глобальных вопросов, стоящих перед человечеством - человек и мир, человек и море, человек и природа, жизнь в городе и т. п. Каждая страна-участник формирует экспозицию, отражающую то, как общая тема выставки решается в этой стране.

Россия на всемирных выставках ЭКСПО

Россия и СССР традиционно участвовали в создании архитектурного ансамбля выставки сильными архитектурными проектами , часто становившимися страницей истории архитектуры.
Русский павильон в Париже 1900 г. строился по проекту известного архитектора Ропета (Петрова); павильон России в Глазго 1901 г. принес автору проекта, звание академика архитектуры и почетного члена Британского королевского института архитектуры; советские павильоны на выставках в Париже 1937 г., и Брюсселе 1958 г. получили высшие награды своих выставок; в историю мировой архитектуры вошел также павильон СССР в Осаке 1970 г., имеющий форму развернутого знамени, выполненного в виде стальной складчатой конструкции.
Экспозиция нашей страны также вызывала особый интерес публики. В советский период считалось особой удачей организаторов добиться участия СССР - потому что уровень его экспозиции заставлял другие страны бороться за внимание публики.