Работы этого мастера меня всегда восхищали. Лиллиан Бассман одна из самых известных фотографов-женщин нашего времени, она – фотограф-легенда. Ее героини пленительно женственны и прекрасны, хрупки и шикарны, элегантны и нежны. Ее фотографии – изысканы. Их объединяет особый необычный стиль, в них присутствует атмосфера неуловимости. А может это не фотографии, а картины? Lillian Bassman назвала свой стиль – абстрактный экспрессионизм. И критики согласились. В своих снимках знаменитая фотограф женщина соединила два любимых увлечения – живопись и фотографию. Лиллиане Бассман и хочу посвятить эту статью.

Биография Лиллиан Бассман

Лиллиан Бассман родилась в 1917 году в семье эмигрантов из России в Нью-Йорке. Девушка рано вышла замуж за Поля Химмеля, с которым познакомилась в 6 лет. Paul Himmel родился в семье украинских эмигрантов. Ее мама устроилась работать в вегетарианский ресторан, открытый семьей Поля. Мальчику тогда было 9 лет. Поль рано увлекся фотографией. И когда они с Лиллиан встретились вновь через 9 лет, это было его хобби. Профессионально он занимается педагогикой и психологией. Но очень скоро страсть к фотографированию перевесила. Получив диплом педагога, он себя посвятил фотографии и через несколько лет стал известным фотографом, кстати тоже работающим в жанре абстрактный экспрессионизм (по мне – уж очень абстрактного).

Но вернемся к молодой влюбленной паре. Неожиданная встреча пробудила нежные чувства, и Лиллиан начинает с 15 лет жить вместе с юношей. Я сделала акцент на возрасте, чтобы подчеркнуть их долгий брак. Вместе они проживут около 80 лет. И проживут счастливо.

Lillian Bassman and Paul Himmel,4. ©

Девушка долго не могла найти себя. Любила живопись, какое-то время сама была моделью, позируя известным художникам, знала, что такое фотосъемки, хорошо рисовала (получила художественное образование) и пробовала себя в дизайне ткани.
В 22 года она поступила в Бруклинскую Textile High School . Именно здесь она знакомится с культовым Алексеем Бродовичем (кстати, тоже российским эмигрантом), который в дальнейшем сыграет большую роль в ее судьбе.
Благодаря мужу девушка заинтересовалась фотографией. Лилиан уже знала, что такое позировать, она уже прочувствовала атмосферу рабочего процесса. Ей захотелось показать то, что видела только она и так, как видела именно она. Лиллиан Брассман не получила специального образования, но в этой женщине есть врожденное чувство прекрасного.

Наверное, поэтому все ее фотообразы так гармоничны и грациозны. Лиллиан признается, что ей всегда хотелось сделать фотографии легкими, «избавить от тяжести». Результат изумительный! Ощущение, что многие ее работы не закончены, линии уплывают, штрихи тонкие, как будто эскизы, образы полупрозрачны… всё неуловимо и зыбко. И как же все это вместе сильно действует на зрителя.

Работа с фото в стиле фэшн.

В 1940 году ее приглашают в штат популярного журнала Harper’s Bazaar, и она начинает работать в команде легендарного Алексея Бродовича, а в 1941 – становится его личным ассистентом. Об Алексее Бродовиче можно найти много интересного материала. Мнение критиков об этом человеке неоднозначное, но все сходятся в одном – он был действительно незаурядным человеком и мог распознать талант. Алексей Бродович – бывший офицер, воевал в царской армии, сын российского помещика. Сначала жил в Париже, потом перебрался в Америку. Он стоял у истока появления fashion фото. Это жанр модных подиумов и гламурной роскоши.

В его журнал были приглашены лучшие фотографы того времени. Harper’s Bazaar был первый журнал о моде и печататься в нем было большой честью для всех. Алексей Бродович открыл миру много прекрасных фотографов. Фото в стиле фэшн стали популярны именно благодаря ему. Бродович сделал хорошие заказы для журнала Полю Химмелю, а Лиллиан стала одной из его любимых учениц.
Несмотря на то, что Lillian Bassman работала в жанре рекламной и модной фотографии, сама фотохудожница любила простую и непритязательную одежду, и, смеясь, говорила, что одевается в магазинах для моряков. В ее гардеробе всегда преобладали джинсы и рубашки.

Эксперименты Лиллиан Бассман.

Лиллиан Бассман смело экспериментировала, благо Алексей Бродович поощрял все рискованные новаторские действия своих фотографов. Он буквально требовал от своих сотрудников, чтобы мир фотографий уходил от конкретики. И здесь Лилиан Бассман блистала, уделяя много времени обработке снимков после их проявления.

Мягкий фокус, некоторая смазанность, столь популярное сейчас «боке», определенная доработка, утрированная монохромность снимков – было неожиданным решением в 50-е годы. Она стала знаменитым женским фотографом, работающим в стиле фэшн фото. Лиллиан Бассман была арт-директором таких журналов, как Junior Bazaar и Harper’s Bazaar . Благодаря своей работе натурщицей в прошлом, она понимала своих моделей, знала, как важно находиться в состоянии расслабленности, старалась создать на съемках дружелюбную атмосферу, умела раскрепостить девушек, а модели платили взаимностью и обожали своего фотографа.
Лиллиан Бассман – стала известной женщиной фотографом, которой удалось сделать рекламную фотографию искусством.

Уход из рекламной индустрии.

В 60-е годы изменились требования к фотографиям глянцевых журналов. Стали появляться известные модели, они требовали к ним особого подхода, своих стилистов, визажистов, парикмахеров, которые невольно изменяли те образы, которые Лиллиан Бассман хотела запечатлеть. Камерность рабочего процесса, которую так ценила фотохудожница, исчезла. Ведь раньше она сама готовила модель к съемке, долго болтая с ней, чувствуя ее, ощущая ее настроение.

А теперь ее лимитировали и во времени. Разве можно за 2 часа почувствовать настроение женщины? Кроме того, в модных журналах стали популярны снимки 16-17 летних девочек, одетых в нелепые или в шикарные не по возрасту наряды. Лиллиан увидела, что пошел поток низкопробных работ, она поняла, что ей надоело заниматься фэшн фотографией. Психологизм ее снимков в глазах современников потерял очарование. И ей стало «скучно». А возможно это был творческий кризис, ведь он мало кого щадит.

Она забросила свою деятельность, прекратила сотрудничать с журналами, закрыла студию и даже выбросила кучу негативов. Для фотографа – это решительный поступок. Она явно поставила жирную точку на своей работе в стиле фэшн. Ей казалось, что она попрощалась с миром моды.
Но она продолжала снимать портреты своих подруг, они были также абстрактны и загадочны и исполнены в ее любимом жанре абстрактного экспрессионизма. Благодаря перерыву в работе с журналами Лиллиан открыла в себе новые таланты. Она стала шить одежду под своим именем и даже открыла в середине восьмидесятых дизайнерский бутик, который стал пользоваться огромной популярностью. Жизнь продолжалась, старые фотографии казались совершенно забытыми, а негативы потерянными.

Второе рождение Лилиан Бассман.

Совершенно случайно через 20 с лишним лет гость семьи английский историк фотографии Мартин Харрисон нашел потрепанные коробки с негативами в старом сарае (по другим данным в их лаборатории, что более правдоподобно). В любом случае, хозяева были удивлены, так как считалось, что они уже давно утрачены.

Лиллиан опять вернулась к фотографии и дала волю своему воображению. Она решила заново распечатать свои негативы. Обработка стала более смелой, более необычной и более плодотворной. Фотохудожница добилась яркого контраста темного и белого. Кадры моментально получили мировое признание. Даме было уже за 70. Это было второе рождение Лиллиан Бассман. Какой чудесный пример! Ведь кто-то в 70 лет уже собирается умирать и жизнь для него заканчивается.

Мир увидел поразительные снимки настоящих женщин. В них чувствовалась одухотворенность и чувственность, горечь и самодостаточность… а черно-белая гамма особо подчеркивала их характер и магнетичность взгляда. Lillian Bassman признается, что любит черно-белые фотографии, потому что именно так видит вещи. А цветовая гамма упрощает, уничтожает загадку.
На фоне современных безликих фэшн-фотографий ее работы просто взорвали модную индустрию. Все опять заговорили об абстрактном экспрессионизме в фото и признали, что Лиллиан является самой яркой его представительницей.

В 1992 году в Нью-Йорке проходит персональная выставка возвращенных «новых» фотографий, они обретают новую художественную ценность. Утонченная эстетика 50-60-х годов завораживает и поражает своей стильностью. Выставки следуют одна за другой, а Лиллиан удостаивается многочисленных наград и возвращается в модную индустрию. Женщина на 9-м десятке начинает получать заказы от известных глянцевых журналов.

Последние годы жизни легендарного фотографа Lillian Bassman

В последние годы своей жизни Лиллиан пользовалась фотошопом, успешно осваивала компьютерную обработку фотографий. Стала работать с цветом.

До последних дней Lillian Bassman находилась в творческом процессе. Неизменно бодрая, жизнерадостная и полная новых идей.
Они с мужем прожили долгую счастливую жизнь. Вместе были около 80 лет. Их объединяла не только любовь, но и общее увлечение. Они практически вместе ушли из модельного мира в 60-х годах. Paul Himmel, оставив фотографию (а он ведь тоже был известным фотографом 40-50-х годов и работал вместе с женой в крупнейших глянцевых журналах), стал психотерапевтом. Но с новым всплеском популярности своей жены, он тоже оказался востребованным.

16. (с) Karin Kohlberg , 2003.

Пол Химмель умер в 2009 году, а в 2012 году ушла в мир иной и Лиллиан Бассман. Ей было 94 года.
13 февраля исполнится год, как ее нет, но работы Лиллиан Бассман долго будут радовать и восхищать нас, а женщины на ее фотографиях манить в волшебный мир красоты и изысканности.

Лучшие фотографии Лиллиан Бассман
в стиле абстрактного экспрессионизма

Всматриваясь в работы фотохудожницы я получаю эстетическое наслаждение. Каждая фотография Лилиан – это художественная картина, которую хочется разглядывать и в которую хочется погружаться. Это какая-то другая реальность. Некоторые работы акварельны, другие – похожи на графику, это настоящая живопись, которая отражает эстетику середины прошлого века. Снимки притягательны. А черно-белый цвет, ускользающий образ, призрачный силуэт особенно подчеркивают атмосферу недосказанности и заставляют додумывать сюжеты и образы. Все вместе волнует, тревожит, а в итоге, очаровывает. Удивительное дело, снимки, которые были сделаны больше чем полвека назад в рекламных целях, приобрели новый смысл и зажили своей жизнью.

Лиллиан Бассман (Lillian Bassman) – это было известное имя в области модной фотографии 50 – 60-х годов. Но, постепенно разочаровавшись в фэшн-индустрии, Лиллиан фактически перестала заниматься фотографией и выбросила большую часть своих негативов. Надо же было такому случиться, что спустя многие годы в старом сарае неожиданно обнаружилась коробка с негативами. Эта коробка стала своеобразным ремейком из прошлого. Старые негативы Лиллиан Бассман принесли ей мировую известность и всеобщее признание. Бассман – это фотограф-самоучка, которая, по ее собственному утверждению, пыталась «избавиться от тяжести в фотографии».

Все фотографии Лиллиан Бассман выполнены в одном и том же, очень узнаваемом стиле. Это немного смазанные черно-белые изображения, которые напоминают живописные полотна. Именно поэтому критики единодушно отнесли работы женщины-фотографа к стилю абстрактного экспрессионизма, столь необычному для современной фотографии.

Лиллиан Бассман родилась в семье эмигрантов из России в Бруклине в 1917 году. Еще в юности она вышла замуж за Поля Химмеля, который также был фотографом. С ним, к слову сказать, Лиллиан счастливо прожила в браке более семидесяти лет.

В молодости Бассман перепробовала самые разнообразные занятия – она работала моделью, позируя для таких известных художников, как Джозеф Стелла и братья Сойер. Занималась дизайном тканей. О занятиях фотографией Лиллиан еще тогда не помышляла. Пока, в 1939 году молодая девушка не поступила в Прет-институт в Бруклине. Именно там она впоследствии познакомилась со знаменитым Алексеем Бродовичем, являвшимся на ту пору одним из самых влиятельных людей в мире дизайна и модной фотографии.

В 1946 году Бассман под влиянием своего мужа начала делать свои первые фотографии, которые сама же печатала. Уже тогда она задумалась над собственной техникой получения фотоизображений, которая бы обеспечивала создание очень мягких, необычных фотографий.

Благодаря знакомству с Бродовичем ее снимки уже в 1947 году начинают публиковаться в Harper’sBazaar, первом американском журнале о моде. Надо сказать, что Алексей Бродович, являвшийся арт-директором Harper’sBazaar, сумел открыть миру талант многих замечательных фотографов, в том числе, например, и Ирвина Пенна. Можно сказать, что он раскрыл и Лиллиан Бассман.

Lillian Bassman
Barbara Mullen, New York
Harper’s Bazaar, 1958

На творчество Лиллиан значительное влияние оказала пикториальная фотография. Недаром ее черно-белые работы отличались таким живописным, изобразительным характером. Она много времени уделяла обработке своих снимков уже после их проявления, чтобы «создать образ, отличающийся от того, который находился перед камерой». В 40 – 50-е годы Бродович буквально требовал от своих подопечных, чтобы они максимально уходили от конкретики. По его мнению, фотографы должны были создавать только образы и определенное настроение. Лиллиан Бассман, безусловно, прислушивалась к советам опытного педагога.

На страницах Harper’s Bazaar и других изданий появлялись ее монохромные снимки, очень похожие на графику или живопись. Они обладали собственной аурой, чувственностью и эмоциональным настроением, отражающим мир моды того времени. Чтобы уйти от конкретики и создать нежные образы, Лиллиан не только проводила различные эксперименты с обработкой негативов, но и пыталась снимать вне фокуса, на длинных выдержках. В результате, ее снимки не документально отражали моду и не рассказывали об одежде, а передавали зрителю неопределенную, притягательную атмосферу.

С конца 40-х до середины 60-х годов черно-белые фотографии Лиллиан Бассман регулярно появлялись на страницах американского журнала Harper’sBazaar. Она превратилась во влиятельного фэшн-фотографа, на авторском, неподражаемом стиле которого выросло следующее поколение талантливых фотографов, включая небезызвестных и Роберта Франка.

Lillian Bassman
The Well-Dressed Leg, Dorian Leigh, New York
Harper’s Bazaar, 1948

Лиллиан снимала на черно-белую пленку преимущественно своих подруг, превращая обычные модные фотографии в настоящие психологические портреты. Между прочим, именно Лиллиан Бассман стала одним из первых фотографов, кто обнажила своих моделей до белья. Для того времени это был очень смелый и дерзкий шаг. Ее карьера и творчество были на подъеме, пока в начале 70-х годов она разочаровалась в модной фотографии.

Бассман к сожалению осознала, что фешн-фотография превратилась в потоковое искусство. Кроме того, в интервью Times она так прокомментировала свое решение уйти из индустрии моды: «Я перестала быть звездой. Модель становилась известной. Парикмахер и визажист становились известными. Они забирали у меня славу, а я была в стороне от всего этого. Мне стало скучно». Ей нравилось подолгу болтать с моделью, настраивая ее на съемку, самостоятельно работать над образом и прической.

Затем начался конвейер. В 60-е же годы модная фотография превратилась в настоящую индустрию, когда фотографу на съемку отводилось всего пара часов, над образом модели работали визажисты и парикмахеры, а снимать ей приходилось, главным образом, шестнадцатилетних девочек, облаченных в роскошные, немыслимые наряды. Фэшн-фотография перестала быть для Лиллиан Бассман творчеством и поэтому в начале 70-х годов она покинула мир моды.


Lillian Bassman
It’s a Cinch Carmen, New York, Harper’s Bazaar,1951

Тем не менее, после того, как Лиллиан удалилась от работы в индустрии моды, она продолжала снимать свои абстрактные, психологические портреты уже не для модных журналов, а для себя. Старые негативы, оставшиеся после многочисленных коммерческих фотосъемок, она решила выбросить, поскольку в ее доме уже не хватало места для их хранения.

В 80-е годы вместо фотографии Бассман занялась пошивом одежды и открыла дизайнерский бутик, пользовавшийся большой популярностью. Свои старые фотографии долгое время она считала утраченными. И как раз тут началось самое интересное. Те самые коробки с негативами, которые, как ей казалось, она когда-то выбросила на улицу, вдруг в начале 90-х годов обнаружились в угольном сарае. Лиллиан решила их разобрать и напечатать свои старые негативы заново.

С помощью специальной обработки при печати она добилась того, что ее образные, черно-белые снимки стали еще более контрастными. Успех к Лиллиан Бассман пришел незамедлительно. В 1992 году в Нью-Йорке прошла ее персональная выставка фотографий, напечатанных со старых негативов. Она удостаивается многочисленных наград и вновь возвращается в мир моды.

Lillian Bassman
Night Bloom. Anneliese Seubert, Paris
The New York Times Magazine, 1996

Фотографии Бассман, сделанные много десятилетий назад в рекламных целях, сегодня обрели какое-то новое содержание, новую художественную ценность. Прежде всего, из своей коробки Лиллиан достала ту самую забытую эстетику 50 – 60-х годов, которой так не хватает в современной фотографии. Глядя на эти черно-белые, абстрактные снимки, мы словно смотрим кинохронику и попадаем в параллельную реальность.

Авторский стиль Лиллиан Бассман, который принес ей мировую известность – это размытые образы и очертания предметов, ускользающие и уплывающие из кадра лица моделей, непередаваемая атмосфера каждого снимка. Добиться всего этого ей позволила очень кропотливая работа над негативами и тонкое владение техникой. Монохромные фотоизображения Лиллиан Бассман – это чувственность, нежность, возвышенность, хрупкость и одухотворенность.

Она очень любила снимать на черно-белую пленку и объясняла это просто: «В черно-белых фотографиях есть энергия, есть загадка, — я не знаю, как это описать. Это либо чувствуешь, либо нет. Я так вижу вещи – в черно-белом. Я понимаю, что можно снимать в цвете, но цвет не приносит мне тех эмоций, которые дают мне черно-белые фотографии».

Так почтенная, восьмидесятилетняя женщина вновь стала получать заказы от престижных глянцевых журналов. Верная своему собственному стилю, она всегда пыталась сделать рекламную фотографию искусством. В последние годы своей жизни Лиллиан Бассман изучала основы компьютерной обработки фотоизображений в Photoshop’е и экспериментировала с цифровыми технологиями.

К сожалению, в 2009 году умер ее муж, фотограф Пол Химмель. А в феврале 2012 года, в возрасте 94 лет у себя дома на Манхэттене скончалась и Лиллиан Бассман.

По словам главного редактора журнала Harper’sBazaar Гленды Бейли, Лиллиан «изменила историю моды, изменила фотографию и изменила наш взгляд на женщину… Она была первопроходцем, видела новые направления, и ее работы были необычайно сильными».

При подготовке статьи использованы фотографии галереи «

Стремясь «избавить фотографию от тяжести», Лилиан Бассман создавала невероятные для своего времени снимки. Одна из , она сумела воспеть женскую красоту и дала начало жанру фэшн-фотографии.

Героини Лилиан Бассман хрупки, элегантны, легки и нежны. Проработав некоторое время моделью, однажды она поняла, что видит фэшн-фотографию совсем другой. И совсем скоро стала создавать совершенно не типичные для своего времени снимки.

По воспоминаниям современников, Лилиан предпочитала простую и непритязательную одежду и, смеясь, говорила, что одевается в магазинах для моряков.

Сама Бассман называла свой стиль абстрактным экспрессионизмом. В своих снимках фотограф соединила два любимых увлечения - живопись и фотографию.

Лилиан Бассман родилась в 1917 году в Нью-Йорке в семье эмигрантов из России. Еще в детстве ее родители познакомились с эмигрантской парой с Украины, чей сын, Поль Химмель, впоследствии стал мужем Лилиан. Он тоже довольно рано увлекся фотографией, и интересы молодых буквально разожгли вдохновение. Уже в 15 лет Лилиан ушла из дома. Вместе с Полем они провели около 80 лет счастливой супружеской жизни.

Какое-то время Лилиан находилась в поиске своего стиля: работала моделью, позируя известным художникам и фотографам, занималась живописью.

В 22 года она поступила в Бруклинскую Textile High School, где познакомилась с культовым педагогом Алексеем Бродовичем, который всячески поддерживал новаторские тенденции творчества Лилиан. В 1940 году ее пригласили в штат популярного журнала Harper’s Bazaar, где она начала работать в команде Бродовича. В 1941 году Лилиан стала его личным ассистентом. Следует отметить, что Harper’s Bazaar был первым журналом о моде и публикации в нем являлись большой честью для фотографов и журналистов.

Алексей Бродович часто говорил своим сотрудникам о важности ухода от конкретики, и здесь Лилиан Бассман не было равных. Мягкий фокус, высокий контраст, тщательно подобранный фон - всё это для 1950-х годов стало настоящим экспериментом.

Моделям было приятно и легко работать с Лилиан: она прекрасно понимала, как они чувствуют себя, и создавала им такие условия, в которых они могли полностью расслабиться, показав тем самым изящество женской фигуры и души.

Карьера Лилиан развивалась более чем стремительно, ее знали и уважали. Но в 60-е годы прошлого века требования к фотографиям в глянцевых журналах изменились. Появились именитые модели, требующие особого подхода. Лилиан была вынуждена отказаться от самостоятельной подготовки девушек к фотосессии. Исчезла та самая камерность, которую так ценила Бассман, появился временной лимит съемки. Увидев большое число стандартных, ничем не примечательных фэшн-фотографий, Лилиан решила оставить это поле деятельности, ей стало скучно. Она занялась съемкой портретов своих подруг, попрощавшись с модными журналами и миром моды в целом. Но, как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Вскоре Лилиан открыла свое ателье, которое в середине 1980-х годов стало модным бутиком женской одежды.

Однако Бассман все же вернулась в фотографию. В 70 с лишним лет. Оказалось, что свои негативы она не выбросила, как считалось до этого. И Лилиан мгновенно получила мировую известность. Ее фантазия снова дала о себе знать, она вновь начала печатать негативы, и ее обработка стала еще более смелой. И снова уникальной на фоне остальной фэшн-фотографии.

Бассман всегда была верна черно-белым снимкам. Именно так она видела мир и была уверена, что цвет уничтожает загадку, которая так важна и в женщинах, и в фотографии.

В последние годы жизни Лилиан пользовалась фотошопом, успешно осваивала компьютерную обработку фотографий, бодрая, жизнерадостная и полная новых идей. Они с мужем прожили долгую счастливую жизнь, проведя вместе около 80 лет. Их объединяла не только любовь, но и общее увлечение. Супруги практически вместе ушли из модельного мира в 60-х годах прошлого века. Поль, оставив фотографию, стал психотерапевтом. Но с новым всплеском популярности своей жены он тоже оказался востребованным.

Поль Химмель умер в 2009 году, а в 2012 году ушла из жизни и Лилиан Бассман. Ей было 94 года.

Оригинал взят у kunst_camera в другая жизнь


Я уверен - у женщин-фотографов часто есть смелость, которой не хватает мужчинам. Смелость снимать без оглядки на принятые стандарты, просто «потому что мне так нравится». И вот, Лиллиан Бассман мне кажется очень хорошим примером этой смелости.

Уже тогда, в 50-х годах, её снимки довольно сильно отличались от общепринятой журнальной фотографии.Стандартом был вполне реалистичный и конкретный стиль - Бассман же всячески старалась уходить от конкретики - чтобы добиться нужного эффекта, она часто снимала намеренно вне фокуса, на длинных выдержках, с двойной экспозицией. Её фотографии не рассказывали об одежде документально - они, скорее, создавали атмосферу - неопределённую и загадочную, и потому привлекательную.



Lillian Bassman - By Night, Shining Wool and Towering Heel. Harper´s Bazaar, 1954


Lillian Bassman - Margie Cato, Junior Bazaar, 1950


Lillian Bassman - Lingerie, 1951


Lillian Bassman - The Line Lengthens: Lingerie by Lily of France, 1955


Lillian Bassman - Barbara Mullen, 1958

Однако настоящая известность и «вторая жизнь» пришла к снимкам Бассман намного позже.В начале 60-х она прекратила снимать моду для журналов - фэшн-фотография всё больше становилась потоковой индустрией, и её это не устраивало.
«Раньше я могла долго болтать с моделью, делать ей причёску, работать над её образом и разговаривать с ней о её детях - и это нас настраивало на съёмку. А в 60-х годахмне давали модель не больше, чем на два-три часа… И на съёмках стали присутствовать все эти парикмахеры и визажисты.Да и модели стали моложе - а мне очень сложно было снимать шестнадцатилетних девочек в таких ужасно дорогихи немыслимых нарядах, которые ни одна обычная девочка не может себе позволить.Всё это было не по мне».

В 1971-м, наводя порядок в своей студии, Бассман решила, что негативы её старых рекламных снимков уже нет смысла хранить. Куда-то она их, как ей казалось, выбросила, и сама долгое время считала их утраченными. Однако некоторые рукописи не горят, и некоторые коробки с негативами можно найти двадцать лет спустя просто в угольном сарае - именно так и случилось. И тут-то и началось самое интересное: в начале 90-х годов Бассман,которой тогда уже было за семьдесят, начинает печатать свои старые негативы заново - очень контрастно, смело, всячески колдуя над ними при печати.

Большинство известных сейчас фотографий Бассман - результат именно этой авторской печати, «римэйк» начала 90-х годов. Подобно пикториалистам начала века, при печати она изменяла изображение весьма радикально - и в этой авторской редакции её работы больше напоминают графику и живопись, чем изображение, полученное фотоаппаратом.Произошла удивительная трансформация: снимки, когда-то сделанные в рекламных целях, обрели новую форму и новый смысл, новую художественную ценность.

Ещё одним ключевым моментом мне кажется то, что Бассман достала из сундука эстетику другой, уже забытой и прошедшей эпохи. И это не просто ретро, не те 50-е, какими мы их привыкли видеть в кинохронике или в снимках других фотографов - в её отпечатках воплощается какая-то другая реальность, вневременная, иная, параллельная... что-то такое, чего на самом деле никогда и не было.
По сути своей, это уже не съёмки моды - это скорее, воплощения снов о модных женщинах какого-то другого времени или даже другого пространства. Сновидение, в котором очертания предметов размыты, образы и лица расплываются и ускользают, - всё это выглядит очень притягательно и оставляет зрителям, пространство для собственной фантазии.


Lillian Bassman - Mary Jane Russell, 1950


Lillian Bassman - Sunny Harnett, 1956


Lillian Bassman - Betty Threat, 1957


Lillian Bassman - The Spotted Furs, 1954


Lillian Bassman - Dior Hat, 1949


Lillian Bassman - More Fashion Mileage Per Dress, 1956


Lillian Bassman - Carmen having tea, c.1950


Lillian Bassman - Barbara Mullen, 1950


Lillian Bassman - The cape is Back, 1949


Lillian Bassman - Georgia Hamilton, 1956

Кстати говоря, сама Лиллиан Бассман всю жизнь предпочитала самую простую одежду - джинсы и рубашки, никаких платьев. Шутила, что одевается в магазинах для моряков). Когда в 1990-х годах заново напечатанные снимки Бассман стали своего рода сенсацией, у неё прошло несколько персональных выставок, журналисты писали о вновь найденном фотографе, о том, что именно ей удалось сделать рекламную фотографию искусством... Но главное - у неё снова появились заказы от престижных глянцевых журналов.
Бассман, сухонькая восьмидесятилетняя старушка, снова вернулась в мир модной фотографии. И в общем-то, осталась верна своему стилю:
«В чёрно-белых фотографиях есть энергия, есть загадка, - я не знаю, как это описать.Это либо чувствуешь, либо нет. Я так вижу вещи - в чёрно-белом. Я понимаю, что можно снимать в цвете, но цвет не приносит мне тех эмоций, которые дают мне чёрно-белые фотографии.Для меня это очень волнующе».