Вторая часть цикла «Цветовой профиль изображения». Из данной статьи читатели узнают, чем отличаются основные RGB-профили (sRGB, Adobe RGB и ProPhoto RGB) и поймут, какой из них лучше использовать в том или ином случае.

Тем, кто еще не знает, что такое цветовое пространство и цветовой профиль и зачем нужно уделять им внимание, рекомендуем начать чтение с первой статьи цикла: .

Итак, рассмотрим наиболее часто используемые цветовые RGB пространства и связанные с ними профили.

sRGB - небольшое цветовое пространство, которого, впрочем, вполне достаточно для работы портретного фотографа. Цвета, выходящие за рамки насыщенности sRGB, обычно не встречаются в сюжетах, где в кадре присутствуют люди. Кроме того, данное пространство является стандартным для всех бытовых мониторов, телевизоров, проекторов, телефонов и планшетов, а также для использования в сети Интернет. Большинство программ и браузеров при отсутствии информации в файле о цветовом пространстве изображения при настройках «по умолчанию» будут отображать данное изображение согласно цветовому профилю sRGB IEC61966-2.1 или аналогичному.

. Большинство современных недорогих мониторов не в состоянии отобразить все цвета пространства sRGB. На практике, современные бытовые мониторы и телевизоры обладают цветовым охватом в примерно 90-95% sRGB. Профессиональные модели, подходящие для обработки фотографий, отображают более 99% sRGB.

Adobe RGB - пространство расширенного цветового охвата, превосходящее по площади sRGB. Оно включает в себя большую часть цветового охвата устройств стандартной типографской и современной струйной печати. Может быть установлено в качестве цветового пространства по умолчанию в настройках фотокамеры при фотосъемке в JPG. Включает в себя яркие и насыщенные цвета. Чтобы увидеть цвета Adobe RGB, необходим монитор с соответствующим цветовым охватом.

. Для работы большинства фотографов практическое использование цветов Adobe RGB и покупка соответственного монитора не являются необходимостью (хорошего, откалиброванного sRGB монитора вполне достаточно). Чего нельзя сказать о полиграфистах и дизайнерах, в работе которых, действительно, важно видеть те «дополнительные» цвета, которые выходят за пределы sRGB и активно используются в печати яркой рекламной продукции.

ProPhoto RGB - пространство очень широкого цветового охвата. Является скорее математической моделью, нежели реальным цветовым пространством (ввиду особенностей сочетания трихроматической RGB модели и человеческого восприятия). Используется при работе над печатными макетами наивысшего качества, а также при особенно глубокой ретуши и цветокоррекции изображений.

. Аналогичное ProPhoto RGB по цветовому охвату пространство Melissa RGB используется внутри Adobe Lightroom при работе с RAW. Это одна из причин, по которой все ползунки там работают так «плавно» - математике программы есть, где «развернуться». Чтобы ретушер мог получить практическую пользу при постобработке снимков в цветовом пространстве ProPhoto RGB, исходник и режим работы Photoshop должны быть 16-битными.

В каких случаях какой цветовой профиль использовать?

Есть определяющий момент, который необходимо уяснить в самом начале работы с цветовыми профилями и пространствами. Запомните: важно не то, в каком цветовом пространстве находится исходное изображение и происходит работа. Самое важное - это 1) в конце работы сконвертировать изображение в цветовое пространство, соответствующее цветовому профилю, который будет использоваться при просмотре, печати или дальнейшей работе над изображением, 2) включить этот профиль в файл при сохранении.

Эти две простые вещи, во-первых, гарантируют корректное отображение или вывод на печать вашего изображения, и, во-вторых, в ряде случаев помогут вам произвести контроль и, при необходимости, дополнительную коррекцию цветов конечного результата.

Общая же логика при выборе цветового профиля для работы является следующей.

. Я отнюдь не претендую на последнее слово в данном вопросе и не собираюсь вводить аксиомы. Информацию ниже следует рассматривать как рекомендации, адресованные энтузиастам фотографии и постобработки, готовым потратить время, чтобы более подробно разобраться в вопросе и выработать свои подходы к рабочему процессу.

Когда использовать sRGB?

Когда использовать Adobe RGB?

  • Если вы счастливый обладатель профессионального монитора с расширенным цветовым охватом, то, скорее всего, вы уже знаете, когда и зачем использовать данное цветовое пространство:)
  • Работать в Adobe RGB имеет смысл, если Вы снимаете природу или рекламу и хотите получить качественные отпечатки своих фотографий. В Adobe RGB содержится множество цветов живой природы, которые отсутствуют в sRGB (например, насыщенный зеленый в тенях).
  • Если Вы подвергаете свои фотографии серьезной постобработке и ретуши, обладаете Adobe RGB монитором, хотите получить максимально качественный результат и при этом четко визуально контролировать все происходящее на экране - используйте Adobe RGB.
  • Само собой, Adobe RGB необходим в своей работе дизайнерам и полиграфистам и неотделим от любых понятий о качественной печати. Иными словами, если вы любите печатать свои фотографии или часто сталкиваетесь с цветовой моделью CMYK и/или переводите в нее свои фотографии, используйте Adobe RGB для работы с цветами, которые вы сможете напечатать, но которые отсутствуют в sRGB.
. Для обеспечения максимально качественного результата при работе в Adobe RGB рекомендуется работать в 16-битном режиме с 16-битным же исходником.

Когда использовать ProPhoto RGB?

  • Поскольку цвета ProPhoto RGB в полном объеме невозможно отобразить ни на мониторе, ни на печати (за редким и частичным исключением области «суперпрофессиональной» и «суперкачественной» печати), использование пространства ProPhoto RGB в работе фотографа связано исключительно с вопросом качественной ретуши и серьезной цветокоррекции. В первую очередь это относится к тем, кто работает на мониторах стандартного sRGB охвата (раз нет возможности «увидеть» ни ProPhoto RGB, ни Adobe RGB - нет смысла ограничивать Photoshop «в пространстве для вычислений»). Разумеется, работать в ProPhoto RGB имеет смысл только при работе в 16-битном режиме, и только в случае, если вы знаете, что делаете (или хотите разобраться).

Итак…

Для получения наиболее удачного сочетания удобного алгоритма работы и максимально качественного результата, а также наибольшей «пластичности» цветов и плавности работы всех ползунков, фильтров и плагинов при постобработке имеет смысл:

  1. В настройках камеры выставить sRGB (чтобы всегда иметь универсальные, стандартные для любого последующего применения JPEG-файлы при фотосъемке в JPEG или при конвейерной конвертации с настройками конвертера «по умолчанию»).
  2. При конвертации в RAW-конверторе выбирать в качестве выходного цветового пространства и «битности» (разрядности) изображения:
    • sRGB и 8 бит - для легкой ретуши и максимальной скорости и простоты работы;
    • sRGB и 16 бит - для качественной ретуши и максимальной простоты работы, в случае, если вы сомневаетесь стоит ли использовать более широкие цветовые пространства и как в них работать;
    • Adobe RGB и 8 или 16 бит - в случае, если ваш монитор обладает расширенным цветовым охватом: для максимально комфортной работы, высокого качества результата или при необходимости работы или печати цветов, выходящих за рамки sRGB.
    • ProPhoto RGB и 16 бит - для получения максимально качественного результата и наиболее комфортной работы или при необходимости работы или печати цветов, выходящих за рамки sRGB и Adobe RGB.
  3. Обрабатывать (в Photoshop) изображение в том цветовом пространстве и в той «битности» (разрядности), которая была выбрана при RAW-конвертации.
  4. При работе в ProPhoto RGB или Adobe RGB: в случае последующего помещения фотографии в Интернет обязательно конвертировать итоговое изображение в sRGB, а в случае последующей печати - в то цветовое пространство, которое соответствует ее способу и типу (последнее верно и при работе в sRGB).

. В данной статье не рассматривается тема перевода изображения из цветовой модели RGB в CMYK, проблемы с неохватными цветами и возможные сложности при цветоделении, связанные с работой в широких цветовых пространствах. Иными словами, выбор в пользу работы в широком цветовом пространстве над изображением, которое потом пойдет в печать (особенно типографским методом), пользователь производит на свой страх и риск.

Не так давно обзавелся новыми книгами по обработке фотографии. Их обзор вы увидите в ближайшее время в рубрике Книги для . Так вот, разные авторы очень рекомендуют использовать при подготовке и обработке фотографий цветовое пространство AdobeRGB или даже ProPhotoRGB, как более широкие по сравнению с обычным sRGB, которое стоит по умолчанию у большинства. Возможно, на Западе это и входит в стандарт, у нас же такой подход я считаю не совсем правильным. Судя по тому, что написано в книгах, такой вариант дает более широкие возможности в обработке, на печати и т.п. Однако авторы умалчивают о некоторых потенциальных проблемах, которые усложняют работу в этих цветовых пространствах. Постараюсь на конкретных примерах рассказать, что к чему.

Для начала остановимся на вот каком вопросе - что же такое цветовое пространство вообще? Цифровая фотография потому и называется цифровой, что все цвета описаны цифрами. Цветовое пространство - это модель описания цветов. Естественно, что у различных устройств разные возможности по отображению картинки. Скажем, в связке экран фотоаппарата-монитор-принтер присутствуют по сути три разных устройства, каждое из которых показывает картинку по-своему. Наша задача - сделать так, чтобы результат на этих трех устройствах был примерно одинаковым, без сильных колебаний. Для этого и придуманы цветовые пространства. В идеальном случае применение одной модели для всех устройств в описанной выше связке должно дать одинаковую картинку, но в жизни все оказывается не совсем так.

Хотя выбор цветового пространства важен именно при обработке фотографии, часто этот вопрос возникает уже на стадии съемки, поскольку данный параметр можно выбрать внутри камеры. Если вы снимаете в RAW, то вопрос выбора просто не стоит. Цветовое пространство присваивается только после конвертации, а в камере оно используется лишь для генерации превью, которую вы видите на экране. Иными словами, снимок RAW в любом выбранном пространстве будет одинаковым. А вот при съемке в JPG этот параметр учитывается. Вообще говоря, я не считаю правильным снимать в джпеге, но если вдруг вы так делаете, то лучше выбрать формат sRGB. Далее я расскажу почему.

Черный контур AdobeRGB, белый sRGB
Как я уже писал выше, в большинстве книг упоминаются три цветовых модели, которые мы расположим в порядке увеличения количества описываемых цветов: sRGB, AdobeRGB, ProPhotoRGB. Казалось бы, чем больше цветов, тем лучше! Ан, нет. Дело тут вот в чем: профиль sRGB был создан, чтобы описать все цвета, которые можно вывести на относительно недорогих мониторах. Этот профиль выглядит более-менее одинаково на всех устройствах вывода. AdobeRGB обладает большим охватом в сине-зеленой и оранжевой области спектра, но увидеть все эти «дополнительные» цвета можно только на дорогих профессиональных мониторах со светодиодной подсветкой. ProPhotoRGB вообще стандарт «навырост», визуально его «пощупать» нельзя.

Такое разнообразие может привести к неприятным последствиям, так как, выполняя цветокоррекцию, вы рискуете не увидеть результат для некоторых цветов на мониторе и получить полную чехарду при печати на принтерах, которые, наоборот, могут их увидеть. Кроме этого, попытка втиснуть более широкое цветовое пространство в узкие рамки, приводит к заметному искажению цветов на непрофилированных мониторах и при печати в минилабах. Да и не все браузеры поддерживают профили, поэтому в интернете ваши снимки также могут казаться неестественными. Справедливости ради стоит сказать, что в современных браузерах ситуация улучшается, за исключением, пожалуй, Internet Explorer, хотя разработчики и обещают поддержку профилей для изображений в 9 версии.

В качестве наглядного примера различия форматов предлагаю рассмотреть картинку сверху. Левая часть - это отображение картинки, сохраненной в цветовом пространстве AdobeRGB, в браузере без поддержки цветовых профелей. Заметно, что красные и желтые цвета ушли в синеву, а это значит, что люди на фотографии в аналогичной ситуации будут больше похожи на зомби. Правая часть - это картинка сохраненная в sRGB, она вполне нормально выглядит в любом браузере, программе для просмотра картинок и т.п.

Конечно можно этого избежать, добавив в финальную часть обработки сохранение с профилем sRGB для клиента или публикации в веб. Не будем говорить о возможной путанице при таком подходе, лучше посмотрим на пример.

Опять же левая часть в AdobeRGB, правая - в sRGB, и все изображение целиком переведено в пространство Adobe. По логике справа должно недоставать некоторых цветов. Могу сказать, что на моем полупрофессиональном мониторе с S-IPS матрицей разницу заметить практически нереально. Возникает вполне закономерный вопрос, если разницу не заметно, зачем делать лишний шаг в обработке?

Конечно, можно возразить, что на примере мало цветов, которые показывают превосходство AdobeRGB. Но давайте подумаем, часто ли мы видим сине-зеленые насыщенные тени и оранжево-розовые света? Первое - это листва в тени, второе - закаты, в остальных случаях это превосходство довольно условно.

Не хочу навязывать свое мнение, и тем более противопоставлять его таким мастерам, как Мартин Ивнинг или Кэтрин Айсман, но пока я не заметил какой-либо реальной выгоды от использования более широких цветовых пространств, скорее даже наоборот.

Не так давно обзавелся новыми книгами по обработке фотографии. Их обзор вы увидите в ближайшее время в рубрике . Так вот, разные авторы очень рекомендуют использовать при подготовке и обработке фотографий цветовое пространство AdobeRGB или даже ProPhotoRGB, как более широкие по сравнению с обычным sRGB, которое стоит по умолчанию у большинства. Возможно, на Западе это и входит в стандарт, у нас же такой подход я считаю не совсем правильным. Судя по тому, что написано в книгах, такой вариант дает более широкие возможности в обработке, на печати и т.п. Однако авторы умалчивают о некоторых потенциальных проблемах, которые усложняют работу в этих цветовых пространствах. Постараюсь на конкретных примерах рассказать, что к чему.

Для начала остановимся на вот каком вопросе — что же такое цветовое пространство вообще? Цифровая фотография потому и называется цифровой, что все цвета описаны цифрами. Цветовое пространство — это модель описания цветов. Естественно, что у различных устройств разные возможности по отображению картинки. Скажем, в связке экран фотоаппарата-монитор-принтер присутствуют по сути три разных устройства, каждое из которых показывает картинку по-своему. Наша задача — сделать так, чтобы результат на этих трех устройствах был примерно одинаковым, без сильных колебаний. Для этого и придуманы цветовые пространства. В идеальном случае применение одной модели для всех устройств в описанной выше связке должно дать одинаковую картинку, но в жизни все оказывается не совсем так.

Хотя выбор цветового пространства важен именно при обработке фотографии, часто этот вопрос возникает уже на стадии съемки, поскольку данный параметр можно выбрать внутри камеры. Если вы снимаете в RAW, то вопрос выбора просто не стоит. Цветовое пространство присваивается только после конвертации, а в камере оно используется лишь для генерации превью, которую вы видите на экране. Иными словами, снимок RAW в любом выбранном пространстве будет одинаковым. А вот при съемке в JPG этот параметр учитывается. Вообще говоря, я не считаю правильным снимать в джпеге, но если вдруг вы так делаете, то лучше выбрать формат sRGB. Далее я расскажу почему.

Черный контур AdobeRGB, белый sRGB

Как я уже писал выше, в большинстве книг упоминаются три цветовых модели, которые мы расположим в порядке увеличения количества описываемых цветов: sRGB, AdobeRGB, ProPhotoRGB. Казалось бы, чем больше цветов, тем лучше! Ан, нет. Дело тут вот в чем: профиль sRGB был создан, чтобы описать все цвета, которые можно вывести на относительно недорогих мониторах. Этот профиль выглядит более-менее одинаково на всех устройствах вывода. AdobeRGB обладает бо льшим охватом в сине-зеленой и оранжевой области спектра, но увидеть все эти «дополнительные» цвета можно только на дорогих профессиональных мониторах со светодиодной подсветкой. ProPhotoRGB вообще стандарт «навырост», визуально его «пощупать» нельзя.

Такое разнообразие может привести к неприятным последствиям, так как, выполняя цветокоррекцию, вы рискуете не увидеть результат для некоторых цветов на мониторе и получить полную чехарду при печати на принтерах, которые, наоборот, могут их увидеть. Кроме этого, попытка втиснуть более широкое цветовое пространство в узкие рамки, приводит к заметному искажению цветов на непрофилированных мониторах и при печати в минилабах. Да и не все браузеры поддерживают профили, поэтому в интернете ваши снимки также могут казаться неестественными. Справедливости ради стоит сказать, что в современных браузерах ситуация улучшается, за исключением, пожалуй, Internet Explorer, хотя разработчики и обещают поддержку профилей для изображений в 9 версии.

В качестве наглядного примера различия форматов предлагаю рассмотреть картинку сверху. Левая часть — это отображение картинки, сохраненной в цветовом пространстве AdobeRGB, в браузере без поддержки цветовых профелей. Заметно, что красные и желтые цвета ушли в синеву, а это значит, что люди на фотографии в аналогичной ситуации будут больше похожи на зомби. Правая часть — это картинка сохраненная в sRGB, она вполне нормально выглядит в любом браузере, программе для просмотра картинок и т.п.

Конечно можно этого избежать, добавив в финальную часть обработки сохранение с профилем sRGB для клиента или публикации в веб. Не будем говорить о возможной путанице при таком подходе, лучше посмотрим на пример.

Опять же левая часть в AdobeRGB, правая — в sRGB, и все изображение целиком переведено в пространство Adobe. По логике справа должно недоставать некоторых цветов. Могу сказать, что на моем полупрофессиональном мониторе с S-IPS матрицей разницу заметить практически нереально. Возникает вполне закономерный вопрос, если разницу не заметно, зачем делать лишний шаг в обработке?

Конечно, можно возразить, что на примере мало цветов, которые показывают превосходство AdobeRGB. Но давайте подумаем, часто ли мы видим сине-зеленые насыщенные тени и оранжево-розовые света? Первое — это листва в тени, второе — закаты, в остальных случаях это превосходство довольно условно.

Не хочу навязывать свое мнение, и тем более противопоставлять его таким мастерам, как Мартин Ивнинг или Кэтрин Айсман, но пока я не заметил какой-либо реальной выгоды от использования более широких цветовых пространств, скорее даже наоборот.

Работая с цифровыми изображениями, мы рано или поздно сталкиваемся с вопросами, касающимися воспроизведения цветов. Наиболее распространенные из них такие: «Почему на разных мониторах одна и та же картинка выглядит по-разному?», «Почему при печати я вижу другие цвета, не такие, как на мониторе?», «Почему после загрузки в интернет картинка стала выглядеть не так, как в фотошопе?»…

Все эти вопросы имеют отношение к теме нашей статьи. Давайте попробуем с ними разобраться.

Каждое устройство отображения может воспроизводить определенный набор цветов (он называется цветовым охватом устройства, по-английски gamut). Цветовые охваты различных устройств могут заметно отличаться, а цвета, выходящие за границу общего охвата не будут одинаково отображаться на двух устройствах. Например, монитор может отобразить часть цветов, которые недоступны принтеру, и наоборот. Как правило, мониторы лучше отображают светлые яркие цвета (это связано с тем, что изображение на них подсвечивается!). Более того, у разных моделей однотипных устройств (например, мониторов) цветовой охват тоже может сильно различаться.

Цветовой охват среднего струйного принтера. Картинка довольно условная, т.к. один и тот же принтер будет иметь различный охват в зависимости от используемых чернил и бумаги.

**Стандартные цветовые пространства

Для того, чтобы внести определенность в работу с цветом, были «придуманы» абстрактные цветовые пространства - не привязанные к конкретным устройствам. Наиболее известных и распространенных абстрактных пространств три: * sRGB. Это довольно узкое пространство, поэтому практически любой монитор может отобразить все его цвета. Цветовое пространство sRGB является стандартом де-факто для Интернета (и печати изображений во многих фотолабораториях); * Adobe RGB (1998). Это пространство гораздо шире, соответственно, искажений цвета при работе возникает меньше. Оно хорошо приспособлено для подготовки изображений к печати. Однако нужно учитывать, что далеко не каждый монитор способен отобразить все цвета этого пространства. * ProPhoto RGB. Его цветовой охват настолько велик, что включает в себя цвета, которые не воспринимаются человеческим глазом и даже вообще не существуют в природе!

Сравнение цветовых охватов абстрактных цветовых пространств.
Цветное поле - область видимых цветов

Возникает резонный вопрос - так какое же пространство выбрать для работы?

**Подготовка изображений к публикации в Интернете

Если вы планируете загружать обработанные снимки в Интернет или печатать их в фотолаборатории, обязательно (!) преобразовывайте их в пространство sRGB. Дело в том, что многие браузеры считают, что все изображения должны быть в sRGB, и если картинка окажется в другом профиле, то цвет заметно исказится.

Если вы работаете в Photoshop, это делается командой меню Редактирование > Преобразовать в профиль (Edit > Convert to Profile) . Из многообразия вариантов в списке Целевое пространство (Target Space) надо выбрать sRGB (см. рис.).

Другой вариант - сохранять изображения командой Файл > Сохранить для веб (File > Save for Web) , в этом случае в диалоге сохранения (слева) надо установить флажок Преобразовать в sRGB (Convert to sRGB).

Если вы используете Lightroom, то в диалоге экспорта также следует выставить sRGB - эта настройка выполняется в секции File Settings.

Если вы используете другой редактор, там тоже нужно выставить настройки аналогичным образом.

**Когда нужны более широкие пространства?

Если вы используете монитор с широким цветовым охватом, печатаете свои фотоработы на высококачественных фотопринтерах или фотомашинах типа Durst, имеет смысл сохранять работы в более широком пространстве Adobe RGB. Но имейте в виду, что визуально разница будет видна далеко не на всех сюжетах (в сравнении с sRGB).

**Резюмируя сказанное, отметим: если у вас нет веских оснований использовать другие цветовые пространства, имеет смысл работать в sRGB.

© 2014 сайт

Цветовое пространство – это абстрактная математическая модель, описывающая некую цветовую палитру, т.е. фиксированный диапазон цветов, с помощью цветовых координат. Например, палитры, построенные по аддитивной схеме RGB, описываются посредством трёхмерной модели, а значит любой цвет, входящий в палитру, может быть однозначно определён индивидуальным набором из трёх координат.

Самое полное цветовое пространство – CIE xyz, охватывает весь спектр видимых человеком цветов. В 1931 году Международная комиссия по освещению (Commission internationale de l"éclairage или CIE) утвердила CIE xyz в качестве эталонного цветового пространства, в связи с чем, оно и по сей день используется для оценки и сравнения всех остальных моделей.

Важно помнить, что ни одно устройство, служащее для воспроизведения цветных изображений, будь то принтер или компьютерный монитор, не в состоянии отобразить всё то многообразие цветов, которое доступно человеку с нормальным зрением. Хуже того, цветовой охват различных устройств часто не совпадает, в результате чего одни и те же цвета могут выглядеть по-разному в зависимости от конкретной модели монитора или принтера. Для решения этой проблемы используются т.н. рабочие цветовые пространства, которые представляют собой стандартные палитры, более-менее соответствующие цветовому охвату определённого класса устройств. Применение стандартных цветовых пространств при работе с цветным изображением позволяет гарантированно не выйти за пределы цветового диапазона конечного устройства вывода, а в случае, если выход неизбежен, узнать о несоответствии цветовых пространств заранее и принять соответствующие меры.

Рабочие цветовые пространства

Наиболее общеупотребимыми рабочими цветовыми пространствами в цифровой фотографии являются sRGB и Adobe RGB. Значительно меньшей популярностью пользуется ProPhoto RGB.

sRGB

sRGB – это универсальное цветовое пространство, созданное совместно компаниями Hewlett-Packard и Microsoft в 1996 году для унификации цветопередачи. sRGB далеко не самое широкое пространство – оно охватывает всего 35% цветов, описываемых CIE, но зато поддерживается всеми без исключения современными мониторами. sRGB является мировым стандартом для показа изображений в интернете, и все веб-браузеры по умолчанию используют именно это цветовое пространство. Когда вы сохраняете изображение в sRGB, вы можете быть уверены в том, что цвета, которые вы видите на своём мониторе, будут отображаться на других мониторах без существенных искажений, вне зависимости от программы, используемой для их просмотра. Несмотря на кажущуюся узость, палитры sRGB достаточно для подавляющего большинства практических нужд фотолюбителя, включая фотосъёмку, обработку фотографий и их печать.

Adobe RGB

В 1998 году компания Adobe Systems разработала цветовое пространство Adobe RGB, более точно по сравнению с sRGB соответствующее палитре, доступной при печати на высококачественных цветных принтерах. Adobe RGB охватывает примерно 50% цветового диапазона CIE, но на глаз отличия между Adobe RGB и sRGB трудноразличимы.

Наглядное сравнение цветового диапазона sRGB (цветная область)
и Adobe RGB (светло-серая область).

Следует понимать, что бездумное использование Adobe RGB вместо sRGB, из-за абстрактного превосходства в цветовом охвате, не только не улучшит качество ваших фотографий, но, скорее всего, приведёт к его ухудшению. Да, теоретически Adobe RGB имеет больший цветовой охват, чем sRGB (преимущественно в сине-зелёных тонах), но что толку, если в 99% случаев эта разница не заметна, ни на компьютерном мониторе, ни при печати, даже при использовании подходящего оборудования и программного обеспечения?

Adobe RGB – это узкоспецифическое цветовое пространство, используемое сугубо для профессиональной фотопечати. Изображения в Adobe RGB нуждаются в специальном программном обеспечении для просмотра и редактирования, а также в принтере или минифотолаборатории, поддерживающих соответствующий профиль. При просмотре в программах, не поддерживающих Adobe RGB, – например, в интернет-браузерах, – все цвета, не укладывающиеся в стандартное цветовое пространство sRGB, будут отсечены, и изображение потускнеет. Точно также при печати в большинстве коммерческих фотолабораторий, Adobe RGB будет самым бездарным образом преобразовано в sRGB, и вы получите менее насыщенные цвета, чем, если бы изначально сохранили изображение в sRGB.

ProPhoto RGB

В связи с тем, что весь диапазон цветов, воспринимаемых матрицей цифрового фотоаппарата , настолько широк, что не может быть напрямую описан даже с помощью Adobe RGB, компанией Kodak в 2003 году было предложено новое цветовое пространство ProPhoto RGB, охватывающее 90% цветов CIE и худо-бедно соответствующее возможностям фотоматрицы. При этом прикладная ценность ProPhoto RGB для фотографа ничтожна, поскольку ни один монитор или принтер не обладает цветовым охватом, достаточным для того, чтобы воспользоваться преимуществом сверхширокого цветового пространства.

DCI-P3

DCI-P3 – ещё одно цветовое пространство, предложенное в 2007 году Обществом инженеров кино и телевидения (SMPTE) в качестве стандарта для цифровых проекторов. DCI-P3 имитирует цветовую палитру киноплёнки. По своему охвату DCI-P3 превосходит sRGB, и примерно соответствует Adobe RGB с той лишь разницей, что Adobe RGB больше простирается в сине-зелёную часть спектра, а DCI-P3 – в красную. В любом случае, DCI-P3 представляет интерес большей частью для кинематографов, и не имеет прямого отношения к фотографии. Из массовых компьютерных мониторов, кажется, только дисплеи Apple iMac Retina способны корректно отображать DCI-P3.

Выбирать цветовое пространство следует исходя из конкретных практических соображений, а вовсе не на основании теоретического превосходства одного пространства над другим. К сожалению, гораздо чаще охват цветового пространства, используемого фотографом, коррелирует лишь с уровнем его снобизма. Чтобы с вами этого не случилось, рассмотрим те стадии цифрового фотопроцесса, которые могут быть связаны с выбором того или иного цветового пространства.

Собственно съёмка

Многие камеры позволяют фотографу выбирать между sRGB и Adobe RGB. Цветовым пространством по умолчанию является sRGB, и я настоятельно советую вам не трогать этот пункт меню, вне зависимости от того, снимаете ли вы в RAW или в JPEG .

Если вы снимаете в JPEG, то, скорее всего, делаете это для экономии времени и сил, и не склонны подолгу возиться с каждым снимком, а значит Adobe RGB вам точно ни к чему.

Если же вы снимаете в RAW, то выбор цветового пространства вообще не имеет никакого значения, поскольку RAW-файл в принципе не обладает такой категорией, как цветовое пространство – он просто содержит все данные, полученные с цифровой матрицы, которые лишь при последующей конвертации будут ужаты до заданного диапазона цветов. Даже если вы собираетесь конвертировать свои снимки в Adobe RGB или ProPhoto RGB, в настройках камеры следует оставить sRGB, чтобы избежать лишних трудностей, когда вам внезапно понадобится внутрикамерный JPEG.

Редактирование

Стандартное цветовое пространство назначается изображению только в момент конвертации RAW-файла в TIFF или JPEG. До этого момента вся обработка в RAW-конвертере происходит в некоем условном ненормированном цветовом пространстве, соответствующем цветовому охвату матрицы фотоаппарата. Именно поэтому RAW-файлы позволяют столь вольно обращаться с цветом при их обработке. По завершению редактирования, цвета, выходящие за рамки целевой палитры, автоматически подгоняются под наиболее близкие им значения в пределах выбранного вами цветового пространства.

За редким исключением, я предпочитаю конвертировать RAW-файлы в sRGB, поскольку мне нужны предельно универсальные и воспроизводимые на любом оборудовании результаты. Я вполне доволен цветами, которые я получаю в sRGB, и нахожу пространство Adobe RGB избыточным. Но если вам кажется, что использование sRGB отрицательно влияет на качество ваших фотографий, вы вправе использовать то цветовое пространство, которое сочтёте нужным.

Некоторые фотографы предпочитают конвертировать файлы в Adobe RGB для того, чтобы иметь большую свободу при последующей обработке изображения в Фотошопе. Это справедливо в том случае, если вы действительно собираетесь проводить глубокую цветокоррекцию. Лично я всю работу с цветом предпочитаю осуществлять в RAW-конвертере, поскольку это проще, удобнее и обеспечивает лучшее качество.

А что насчёт ProPhoto RGB? Забудьте о нём! Это математическая абстракция и целесообразность практического её применения ещё ниже, чем у Adobe RGB.

Кстати, если вы всё-таки вынуждены редактировать снимки в Фотошопе в пространствах, отличных от sRGB, не забывайте использовать разрядность в 16 бит на канал. Постеризация в цветовых пространствах с большим охватом становится заметной при равной разрядности раньше, чем в sRGB, поскольку одно и то же число бит используется для кодирования большего диапазона оттенков.

Печать

Использование Adobe RGB при печати фотографий может быть оправдано, но только при условии, что вы хорошо разбираетесь в управлении цветом, знаете, что такое цветовые профили и лично контролируете весь фотопроцесс, а также пользуетесь услугами серьёзной фотолаборатории, принимающей файлы в Adobe RGB и располагающей соответствующим оборудованием для их печати. Кроме того, не поленитесь провести несколько тестов, конвертируя одни и те же снимки как в sRGB, так и в Adobe RGB и печатая их на одном и том же оборудовании. Если вы не сможете увидеть разницу, то стоит ли усложнять себе жизнь? Палитры sRGB хватает для большинства сюжетов.

Интернет

Все изображения, предназначенные для публикации в интернете, должны быть в обязательном порядке преобразованы в sRGB. При использовании любого другого цветового пространства цвета в браузере могут отображаться некорректно.

Если я недостаточно чётко выразил свою позицию, то позволю себе повторить ещё раз: в случае малейших сомнений по поводу того, какое цветовое пространство вам следует использовать в той или иной ситуации – выбирайте sRGB, и вы убережёте себя от ненужных хлопот.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.