Главный редактор журнала «Layers», «фотошоп гуру» — Scott Kelby делится 10-ю советами для новых пользователей Lightroom.

1. Используйте «одиночный» режим (Solo Mode) чтобы не запутаться в панелях

Новичку легко потеряться с куче панелей, прокручивая их вверх и вниз. Поэтому лучше переключитесь в режим одной панели (Solo Mode ). Тогда раскрыта будет только та панель с которой вы работаете (остальные автоматически схлопнутся). Это не только экономит время, но и уменьшает общий беспорядок и повышает концентрацию внимания. Для этого нажмите правой кнопкой мыши (если у вас Windows и Ctrl + клик на Mac) на заголовке любой панели и выберите Solo Mode .

2. Используйте Collections вместо Папок

В папках хранятся все снятые вами фотографии — хорошие, и те которые лучше никому не показывать. Но после импорта их в Lightroom большинство из нас интересуют только удачные снимки, и для этого были и придуманы Collections. Matt и Scott часто шутят, что «Мы заглядываем в папки, только когда хотим увидеть что действительно не было хороших снимков», поэтому они всегда сразу помещают хорошие снимки в Collection. Храня снимки в Collections (Коллекциях) вы убережетесь от всяческих потерь.

3. Храните все ваши фотографии внутри одной главной папки

Вы можете иметь много вложенных папок внутри одной главной, если вам нравится, но если вы хотите чтобы в вашем Lightroom царили порядок и чистота, то основным правилом будет не импортировать фотографии со всего компьютера. Выберите одну основную папку и положите в неё все ваши фотографии. Затем импортируйте их в Lightroom. К тому же это облегчит резервной копирование вашей библиотеки. Одна из главных причин неудач в Lightroom, это отход от этого главного правила. Кстати если вы работаете на ноутбуке, то лучше держать все ваши фотографии на внешнем диске, чем на ноутбуке.

4. Как можно больше работы выполняйте в Lightroom

Скотт делает около 80% всех действий в Lightroom, и переходит в Photoshop только в случае острой необходимости или когда это нельзя сделать в Lightroom вообще (например, коллаж со слоями или серьёзная работа со шрифтом и т.д.). В одном только разделе Develope Module вы можете сделать колоссальный объем работы над снимками (особенно такими инструментами как Градиентый фильтр (Gradient Filter) и Коррекционная Кисть (Adjustment Brush)). Уделите время на изучение этих инструментов и вы ускорите свою работу и упростите себе жизнь.

5. Создавайте Пресеты и Шаблоны для чего только можно.

Ключ к успеху при работе в Lightroom это создание Пресетов (Presets) и Шаблонов (Templates) для ежедневных нужд (хотя большинство никогда не хотят потратить те несколько секунд чтобы создать ещё один). Если вы применяли одинаковые параметры больше одного раза, сделайте пресет для этой операции — это всего один клик. Часто используете настройки печати? Создайте для них шаблон. Как только вы начнете создавать пресеты и шаблоны ваша продуктивность «попрёт как не в себя»!

6. Как сохранять в JPEG

Этот вопрос чаще других задают новенькие пользователи. Потому что не совсем понятно как это сделать, т.к. нет пункта «Сохранить как…» (Save as…) и даже просто команды «Сохранить» в меню «Файл» тоже нет. Если открыть меню «Файл» то там есть четыре команды экспорта и ни одна не называется «Экспорт в JPEG». Тем не менее, вам надо выбрать ту которая называется просто Export и затем когда откроется окно диалога, в настройках вы сможете указать JPEG как формат экспорта.

7. Отключите Auto Show у панелей

Те у кого небольшие дисплеи часто держат некоторые боковые панели скрытыми, и их раздражает что при случайном наведении мышки на край экрана панель выскакивает. Переключите их в режим ручного показа, щелкнув на панели правой кнопкой и выбрав Manual. Теперь панель будет отображаться только когда вы нажмете на маленькую стрелку. Или можете воспользоваться F-клавишами. F5 — показать/скрыть верхнюю навигационную панель, F6 — «фотоплёнка» внизу, F7 — для левой панели и F8 для правой. Или можно нажать кнопку Tab и тогда скроются все панели разом.

8. Не храните старые резервные копии

Если вы создаёте резервные копии ваших каталогов достаточно регулярно (ежедневно или еженедельно) то скоро у вас на компьютере будет целая куча старых «бэкапов». И если у вас в работе довольно много фотографий, то скоро эти резервные копии будут «съедать» всё свободное место на вашем диске. Чтобы от них избавиться зайдите в папку резервных копий и удалите те что старее нескольких недель. В конце концов, даже если вы совсем запутаетесь в каталоге и захотите «откатиться» назад, насколько далеко вам захочется это сделать? На несколько месяцев или на неделю? Слишком старые бэкапы практически бесполезны.

9. Несколько каталогов — это нормально

Вам не обязательно держать все фотографии в одном каталоге — делайте столько сколько считаете нужным. Например, можно их разделить по темам: портреты, семейные, путешествия, спорт и так далее. Некоторые свадебные фотографы создают для каждой отдельной свадьбы свой каталог. «Свежий» каталог работает быстрее, легче и в нем нет никаких снимков кроме этой конкретной свадьбы. Чтобы создать новый каталог зайдите в меню File — пункт New Catalog (не беспокойтесь, открытый каталог не сотрется, он будет сохранён и закрыт). А чтобы открыть те каталоге с которыми вы работали раньше — зайдите в меню File — пункт Open Recent.

10. Спросите себя нужно вам много ключевых слов или нет

Все мы учились что нужно тратить много времени на будущее внося большое количество подробнейших ключевых слов при импорте. Если вы стоковый фотограф, то несомненно это необходимо, особенно если ваш клиент спросит вас: «Пришлите мне все фотографии красных машин, все они должны быть в вертикальной ориентации и только те где видно водителя и водитель — женщина», тогда — да, ключевые слова должны быть подробными как у профи. Но если вы просто разбираете снимки с прошлогоднего отпуска в Париже, возможно вам не нужно пробегаться по всем снимкам и расставлять ключевые слова. Задайте себе вопрос: «Когда я последний раз не мог найти снимки не прибегая к панели Collections?» Если у вас не составляет проблемы найти фотографии в течении нескольких секунд, то возможно вам не надо забивать себе голову проставлением ключевых слов. Не забывайте о них совсем — просто спросите себя нужна вам прорва ключевых слов или нет, потому что большинству пользователей не надо их так много (или вообще не надо).

Программа «Лайтрум» позволяет редактировать фотографии за несколько кликов. Несмотря на это, приложение достаточно сложное для освоения. Как пользоваться «Лайтрумом»? Этот вопрос задают многие начинающие пользователи.

Невозможно создать четкую инструкцию, ведь каждому фотографу нужны определенные опции. В данной статье описаны основные возможности приложения и способы работы с инструментами.

Программа «Лайтрум»: как пользоваться новичку

Для начала необходимо запустить утилиту. Затем следует импортировать изображения для обработки. Для этого нужно кликнуть по кнопке «файл» на верхней панели. После этого требуется открыть раздел «импорт фото и видео». В левой части появившегося окна необходимо выбрать источник.

В центре будут отображены снимки, находящиеся в указанной папке. Затем нужно выбрать картинки для редактирования. Разработчики программы не стали устанавливать ограничения на количество загружаемых файлов. Пользователь может добавить даже 1 000 снимков. Переключение режимов отображения картинки осуществляется с помощью кнопки на панели инструментов.

Верхняя область окна содержит такие дополнительные опции, как копирование, перемещение и обычное добавление файлов. Настройки находятся на правой боковой панели. При желании к загружаемым снимкам можно сразу применить пресеты. Это позволит упростить работу с приложением. Пользователю останется только экспортировать редактированный файл.

Модуль «библиотека»

В данном разделе можно просматривать добавленные снимки, сравнивать их между собой, делать пометки и проводить простую корректировку. Существует несколько режимов отображения фотографий: «сетка», «лупа», «сравнение», «обзор». Для того чтобы рассмотреть детали, можно увеличивать и перемещать снимок. Настройка всех элементов на панели инструментов осуществляется отдельно. Пользователю доступны опции выставления оценки, поворота снимка, наложения сетки, отметки людей на фотографии и т. д.

При необходимости можно воспользоваться функцией сравнения двух изображений. Обе картинки перемещаются синхронно. Увеличение изображений осуществляется в одинаковой степени. Это облегчает поиск дефектов. Здесь пользователь также может оценивать картинки и делать пометки.

При сравнении трех и более снимков будет доступен только просмотр изображений. Как пользоваться «Лайтрумом», если настройки программы слишком сложные для начинающего фотографа? В разделе «библиотека» можно выполнить простое кадрирование, а также настройку баланса белого и цветового тона. Привычных ползунков здесь нет, поэтому на точную коррекцию рассчитывать не стоит.

Начинающему фотографу доступны опции добавления описаний, указания ключевых слов, изменения даты съемки и других метаданных.

Модуль «коррекции»

Как пользоваться «Лайтрумом», если хочется подробно изучить возможности программы? Для этого нужно перейти в раздел «коррекции». Здесь находится продвинутая система редактирования изображений. Фотографии должны обладать правильными пропорциями и композицией. При редактировании картинки пользователь может использовать инструмент «кадрирование».

С помощью ползунка выравнивается горизонт на снимке. При кадрировании отображается сетка, упрощающая выставление композиции. Как пользоваться «Лайтрумом», если нужно стереть нежелательные объекты с фотографии? Для этого следует выбрать инструмент «удаление пятен». Затем требуется выделить нежелательный объект.

Если пользователя не устроила подобранная программой заплатка, то он сам может указать нужную область на снимке. В правой панели инструментов есть ползунки размера, растушевки и непрозрачности.

Другие настройки

Как пользоваться «Лайтрумом», если требуется устранить эффект красных глаз? Удалить дефект можно посредством специального инструмента. Для начала следует выделить глаз. Затем необходимо установить размер зрачка, а также степень затемнения. Для того чтобы выполнить точечную коррекцию картинки, нужно выбрать способ наложения маски.

Как пользоваться кистью в «Лайтруме»? Для начала нужно настроить инструмент. Чтобы увеличить кисть, следует зажать кнопку Ctrl и прокрутить колесико компьютерной мыши. Затем необходимо выполнить настройку нажима, растушевки и плотности. Пользователю нужно выбрать участок для редактирования.

При необходимости можно убрать шумы и добавить резкости картинке. Для того чтобы переключиться на ластик, следует зажать клавишу Alt. Применительно ко всему снимку можно выполнить настройку яркости, контрастности, насыщенности, экспозиции, резкости, теней и света. Рекомендуется экспериментировать с параметрами.

Как пользоваться пресетами в «Лайтруме»

Все установленные плагины отображаются в левой панели инструментов. Чтобы применить настройки, нужно сделать двойной щелчок по названию пресета. Для создания собственного плагина необходимо выставить параметры, а затем зажать кнопки Ctrl+Shift+N. Откроется окно, в котором можно указать имя пресета. Далее следует кликнуть по кнопке «создать».

Модуль «карта»

С помощью этого раздела можно выбирать изображения из одного и того же места. Цифры на карте указывают на количество фотографий, снятых в данной области. Кликнув по ним, можно просмотреть картинки и метаданные. Если щелкнуть по снимку два раза, откроется раздел «коррекции».

Другие модули

Программа позволяет делать альбомы с цифровыми фотографиями. Для выполнения данной задачи следует перейти в модуль «книга». Все снимки из текущей библиотеки будут добавлены в автоматическом режиме. Пользователю предоставлена возможность изменения формата будущей книги, размера, типа обложки, качества снимков, разрешения при печати. К фотографиям, требующим описания, добавляется текст.

Здесь же выполняется настройка шрифта, стиля написания, размера, непрозрачности, цвета и выравнивания. В качестве фона можно добавить любую картинку. Готовая книга экспортируется в выбранном пользователем формате. При желании можно включить режим «слайд-шоу». В разделе «печать» следует выбрать принтер, разрешение изображения и тип бумаги.

Можно заметить, что пользоваться фотошопом, «Лайтрумом» и другими графическими редакторами не так уж сложно. Основная проблема заключается в освоении библиотек. Новички не понимают, где искать загруженные в разное время снимки. В остальном приложение достаточно дружелюбно к пользователю.

Текущей статьей начинается цикл, который посвящен программе Adobe Photoshop Lightroom. Этот раздел будет пополняться уроками параллельно техническим аспектам фотографии. В первой вводной статье я говорил, что обработка очень важна и даже посредственная фотография может преобразиться после соответствующей коррекции. Многие сейчас подумают, что под обработкой подразумевается долгое и нудное просиживание перед монитором в Photoshop. Вовсе нет. Достаточно всего 2-3 минуты, чтобы фотография “заиграла”, а при должной сноровке можно уложиться даже в одну минуту! Но для этого нужен соответствующий инструмент и Photoshop – не всегда лучшее решение. Давайте ненадолго прервемся и поговорим о форматах.

RAW vs JPEG

Jpeg – это стандартный формат, в котором сохраняются фотографии. В нем хранится абсолютное большинство изображений, которые мы встречаем повсеместно. Уверен, вы хорошо знакомы с этим форматом и большинство имеющихся фотографий сохранено в нем. Но есть другой формат, распространенный в среде фотографов. Речь идет о RAW. Он доступен не на и ни на одной камере не установлена съемка в RAW по умолчанию.

RAW (с англ. — сырой) представляет собой необработанную информацию, полученную с сенсора камеры и записанную прямо на флешку. При съемке в jpeg происходит обработка изображения внутри камеры, а также его сжатие. Это влечет потерю информации, которая на первый взгляд не видна, но критична при обработке.

На самом деле расширения.raw не существует и “сырой” формат представляет собой набор проприетарных форматов. У каждой компании свой формат RAW:

И еще куча вариантов у разных компаний. К примеру, только у одной Sony три варианта RAW! Формат RAW не рекомендуется открывать обычным просмотрщиком изображений. Точнее, открывать-то можно, но результат вас мягко говоря не обрадует, потому что никакой внутрикамерной обработки проведено не было. Поэтому для начала его нужно открыть конвертером с примененными настройками камеры, обработать и сохранить в привычном формате. Допустим, в том же jpeg.

“Зачем огород городить-то? Не легче сразу снимать в jpeg и получать хороший результат?” – спросите вы. Легче, но результат будет хуже. Дело в том, что RAW позволяет очень сильно изменять фотографию. При таких же сильных изменениях из jpeg потерялось бы очень много информации и получился бы ни для чего не пригодный результат. Из этого следует, что RAW прощает небольшие и даже средние ошибки, которые впоследствии можно будет исправить на этапе обработки. Это подходит начинающим фотографам и любителям. Если вы читаете эти строки, то, думаю, вы относитесь именно к этой категории фотографов или хотите им стать.

По выше названным причинам настоятельно рекомендую снимать в RAW. В jpeg оправданно снимать репортажи, которые нужно быстро куда-то переслать и/или которые не будут обрабатываться. Также в jpeg можно снимать профессионалам, которые отлично владеют камерой и у которых изначально получаются замечательные результаты. Еще jpeg может быть полезен людям, которым не критичен качественный результат, которые вообще не хотят тратить времени на постобработку или менять привычный уклад работы (потратить немного времени на изучение программы-конвертера и подумать над организацией хранения RAW файлов). Всем остальным добро пожаловать в мир RAW!

Lightroom – мощный графический процессор

Итак, мы остановились на том, что Photoshop – не лучшее решение для обработки фотографий. Здесь я немного слукавил. Безусловно, Photoshop – мощнейший инструмент, предоставляющий безмерное поле для творчества. И с этим никто не собирается спорить. Но задумайтесь: что будет, если новичка, ни разу не ездившего за рулем, начать обучать вождению на раллийной машине? Ничего хорошего — как минимум неудобство и страх. Опытный же водитель вполне управится с раллийной машиной, но сочтет неудобным ежедневно передвигаться на ней по городу. Так же и тут – для быстрой обработки большого количества фотографий служит Lightroom, а для сложной и тонкой доработки можно перейти в Photoshop.

Lightroom – это графический процессор, который обеспечивает полный цикл обработки фотографий. Он служит в качестве RAW-конвертера, позволяет быстро сортировать и обрабатывать изображения. Все основные инструменты для обработки лежат на поверхности (не скрыты глубоко в меню), что значительно ускоряет процесс. В Lightroom можно обработать одну фотографию и перенести ее настройки на другие. В итоге все снимки будут обработаны в одном стиле, что придаст вашей работе профессионализма. Без проблем можно сделать несколько вариантов обработки фотографии и также перенести все настройки на другие файлы. В итоге вы получите серию фотографий с несколькими вариантами обработки.

Ниже вы видите пары фотографий: одна “до” обработки, другая – “после”. Думаю, не стоит говорить, где фотография “до”, а где – “после”))

Такого результата можно достичь за одну минуту или даже быстрее при должной сноровке. Я думаю, разница в результате стоит потраченного времени.

Резюмируя, Lightroom нацелен на быструю и удобную обработку больших массивов фотографий и их каталогизацию. Даже если вы снимаете в jpeg, его возможности вас приятно порадуют. Некоторые читатели могут спросить: “А почему именно Lightroom? Почему не другой конвертер?” Существует огромное множество конвертеров и каталогизаторов, самые популярные из которых: Lightroom, Capture One, Aperture, RPP, Silkypix. Есть также мелкие конвертеры и проприетарные. Последние поставляются в качестве родного софта для фотоаппарата (например, у Nikon — Nikon Capture NX, у Canon – DPP). У них наилучшие профили для камер. Это значит, что, открыв RAW файл, вы увидите хорошую картинку, не прибегая к дополнительным настройкам. Но, как правило, их набор инструментов скуден, а средства каталогизации и подавно. Поэтому советую продолжить выбор из вышеперечисленных конвертеров от сторонних компаний.

Я выбрал Lightroom, потому что у него удобный интерфейс, привычные инструменты, продуманная каталогизация. А главное, Lightroom – родной брат Photoshop и принципы работы очень схожи. Lightroom принадлежит крупной компании Adobe, достаточно популярен и поэтому маловероятно, что в один прекрасный день его поддержка прекратится.

Вопрос выбора конвертера многогранен и даже в отдельной статье было бы сложно сравнить все эти программы. Мне это напоминает приверженность какому-либо бренду: Nikon или Canon, Intel или AMD, AMD или Nvidia. У каждого есть свои достоинства и недостатки. Естественно, свои недостатки есть и у Lightroom. Но я с уверенностью могу сказать, что они не критичны и преодолеваемы.

Идеология Lightroom

Это касается не только Lightroom, но и других конвертеров и каталогизаторов. Основные идеи:

    Исходники остаются нетронутыми

    Фото направленность

    Основные инструменты всегда под рукой

    Удобная каталогизация

В Lightroom есть понятие каталога. Это файл, в который записывается вся информация о фотографиях (их месторасположении и примененном редактировании). В этот каталог пользователь добавляет фотографии. На самом деле файлы остаются на месте, а в каталоге лишь появляется информация о месте, где они находятся. При этом в процессе редактирования в исходные файлы ничего не записывается. А результаты редактирования можно посмотреть, экспортировав фотографии (сохранив их, например, в jpeg) или непосредственно в программе.

Это удобно, т.к. у вас есть нетронутый архив с фотографиями и история обработки, записанная в каталоге. В любую секунду вы можете спокойно закрыть программу, а открыв заново, увидите ровно тот же файл с сохраненным редактированием, с которым работали до этого. Остальные фотографии также будут находиться рядом в том же состоянии, в котором были оставлены. Переключение между ними займет буквально пол секунды. В Photoshop для этого пришлось бы сохранять фотографию в PSD файл и затем заново открывать его. А если таких фотографий сотни?…

Под фото направленностью я подразумеваю наличие только тех инструментов, которые пригодятся для редактирования фотографий. К ним можно отнести ползунки настройки экспозиции, баланса белого, насыщенности, цветовой коррекции, тоновую кривую, гистограмму и т.п. Здесь нет большого разнообразия кистей, ластиков, инструментов выделения, понятия слоя, инструмента работы с текстом и прочего, что может пригодиться для создания коллажей, графики для сайтов, книг, журналов, сложного редактирования фотографий… Отмечу, что инструментов Lightroom для серьезной обработки фотографий достаточно. Если же в конечном итоге из исходной фотографии планируется сделать что-то лишь отдаленно напоминающее оригинал, то в этом случае прямой путь к Photoshop. С того времени, как я начал работать с Lightroom, 99% времени используется именно он. Точнее, я не помню, когда последний раз обрабатывал или заканчивал обработку фотографии в Photoshop.

Все основные инструменты находятся перед глазами. Не нужно лезть в меню и выискивать что-то, долго настраивать. Это очень сильно сокращает время обработки.

Lightroom – отличный инструмент для упорядочивания фото архива. К вашим услугам наборы меток, флажков, ключевых слов, рейтингов, стеков, коллекций. Можно удобно перейти в другой редактор для продвинутой обработки фотографии (например, Photoshop). По завершении редактирования результат никуда не потеряется, а сохранится отдельным файлом рядом с исходным. В Lightroom отредактированная фотография автоматом добавится в каталог и будет находиться рядом с оригиналом.

Вкратце это все основные удобства, которые предлагает Lightroom по сравнению с другими обработчиками изображений.

Как я обрабатываю фотографии в Lightroom

По этой теме будет отдельная статья. Здесь расскажу в общем, что происходит с фотографиями после подключения камеры к компьютеру.

    Вручную создаю новый каталог и несколько подпапок для фотосета.

    Копирую фотографии с карты памяти в нужную папку.

    Добавляю скопированные фотографии в каталог Lightroom и строю для них превьюшки.

    Сортирую фотографии, удаляя ненужное и отмечая флажком то, что стоит обрабатывать.

    Обрабатываю отобранные снимки.

    Среди обработанного меткой отмечаю те фотографии, которые мне приглянулись больше всего.

    Экспортирую обработанное в jpeg

Если вы заметили, в 4-м пункте я написал, что удаляю брак и выбираю фотографии для обработки. В итоге еще остаются снимки, которые и не обрабатываются, и не удаляются. Это большой недостаток в организации цифровой фотоколлекции. По-хорошему, это тоже мусор, который нужно удалить, но рука не поднимается(Вот и хранятся, занимая место, сотни и тысячи никому не нужных необработанных фотографий, которые вряд ли когда-нибудь будут просмотрены еще раз. Поэтому рекомендую вам делать сортировку в два прохода: удалять явный брак и отбирать нормальное. Оставшееся удалить.

Мой вариант организации фото архива базовый. Безусловно, можно наворотить гораздо более сложную структуру при помощи разноцветных меток, ключевых слов, коллекций и нескольких каталогов. Но для любительского применения такую структуру считаю излишней.

Вместо заключения

Основные мысли:

    Съемка в RAW дает большие преимущества при последующей обработке фотографий.

    Буквально за пару минут фотографию можно сделать гораздо привлекательнее.

    Существуют редакторы изображений, а также конвертеры, редакторы фотографий и каталогизаторы в одном лице. Последние более интересны для фотографов.

    Графические процессоры бывают проприетарные и сторонние. Первые обладают наилучшими профилями камер и обеспечивают хороший цвет сразу после проявки (без редактирования). Вторые обладают широкими возможностями редактирования и каталогизации. Lightroom – один из лучших представителей сторонних графических процессоров.

    Идеология Lightroom подчинена удобной скоростной обработке больших массивов фотографий.

В этом разделе мы будем разбираться с Lightroom: рассмотрим его правильную установку, настройку, интерфейс, разберем методы сортировки, познакомимся с инструментами, выработаем нужный стиль работы, разберем, как быстро придать фотографии нужный вид и доведем навыки до автоматизма)

Adobe Photoshop Lightroom для начинающих

Продолжаю серию статей для раздела "Фотография для чайников". В данной статье мы поговорим об обработке фотографий, потому что без постобработки кадров не обойтись в 95% случаев. Почему?

Во-первых, потому что динамический диапазон камеры отличается от динамического диапазона человеческого глаза. Во-вторых, потому что камера не всегда точно передает баланс белого цвета. В-третьих, камера может неточно выставить экспозицию (соотношение светочувствительности ISO, диафрагмы и выдержки). В-четвертых, фотография может нуждаться в кадрировании (вырезании определенной части кадра). В-пятых, может потребоваться изменить яркость, контрастность и другие настройки для достижения определенного результата. Поэтому свои фотографии нужно уметь обрабатывать.

Одним из лучших инструментов для обработки фотографий является Adobe Photoshop Lightroom . Эта программа позволяет в удобной форме работать с вашим фотоальбомом, она предоставляет очень мощные возможности обработки как отдельных кадров, так и набора изображений, она также может публиковать отредактированные изображения в соцсетях и так далее и тому подобное. Одно из самых интересных и даже в чем-то уникальных свойств этой программы - она целиком и полностью сохраняет оригинал изображения, потому что все стадии редактирования хранит в собственной базе. (Например, в редакторе ACDSee редактирование производится на самом изображении и программа сохраняет оригинал в специальной подпапке, что не слишком удобно.)

Несмотря на то что Adobe Photoshop Lightroom - программа очень мощная и ее используют профессиональные фотографы, начинающим фотографам-любителям потребуется совсем немного времени, чтобы научиться использовать эту программу для обработки своих фотографий. Там просто нужно усвоить несколько базовых понятий и изучить, как работают основные функции обработки, - и в этом, надеюсь, поможет данная статья.

1. Добавление папки с фотографиями в базу Lightroom

Чтобы начать работать с изображениями, их нужно добавить в базу Lightroom. Делается это очень просто: File - Import Photos and video (или просто нажать Ctrl+Shift+I) и в левой колонке выбрать нужную папку.

По умолчанию все фотографии помечаются для импорта, так что вам остается только нажать кнопку Import в правом нижнем углу.

2. Просмотр изображений в Library

После импорта вы попадаете в режим просмотра изображений Library.

По умолчанию выставляется сортировка Added Order (в порядке добавления), но я рекомендую там выбирать Capture Time (по времени съемки) - так удобнее.

В правой колонке можно раскрыть закладку Metadata - там будет выводиться полезная информация о фотографии из EXIF.

Выбираем фотографию, которую нам нужно обработать, и переходим в пункт Develop (обработка).

3. Первичное редактирование фотографии

Рассмотрим различные стандартные задачи обработки фотографий.

Кадрирование

Режим кадрирования - значок слева сверху на панели инструментов. Фото при этом снабжается сеткой по золотому сечению, которая помогает корректировать композицию. Ползунок Angle - поворот изображения. Иногда помогает нажать там Auto - в достаточно простых случаях (заваливание горизонта или здания) вполне корректно выравнивает кадр.

Баланс белого

В сложных условиях освещения баланс белого необходимо корректировать. Для этого есть соответствующая секция панели инструментов, и там есть выпадающее меню, где можно выбрать соответствующие условия съемки (это для RAW, для JPG только "как есть" и "авто").

Ну и также при необходимости баланс можно регулировать вручную с помощью ползунков.

Регулировка тона

Это чаще всего бывает задействовано: экспозиция, контраст, тени и прочее.

Можно сначала нажать на Auto, посмотреть на результат и затем подкорректировать его под свой вкус. Смотрите, что с этой фотографией делает Auto - она так выглядит значительно лучше, не так ли?

Кстати, вывести в различных видах фото до обработки и после - пиктограммы снизу слева: они переключают варианты сравнения кадров.

Следующая секция Presense - там все три параметра довольно важны.

Clarity увеличивает четкость выделения контуров. Вот, например, Clarity на максимуме - интересный эффект получается, не так ли? Злоупотреблять этим, конечно, не следует (как и всем остальным), но для многих сюжетов Clarity приподнять на 20-30 пунктов бывает полезно.

Vibrance - насыщенность приглушенных тонов. Вот этот параметр приподнят на 40 единиц.

Saturation - насыщенность всех цветов. Я ее крайне редко приподнимаю, скорее наоборот - бывают случаи, когда насыщенность приходится уводить в минус на 10-20 единиц, чтобы кадр выглядел менее открыточно. Вот Saturation на полную - вырви глаз, что называется.

Улучшение фотографии

В разделе Detail секция Sharpening позволяет поколдовать с резкостью, для чего там в окошке можно вывести какую-нибудь наиболее характерную часть кадра. Но я резкость правлю крайне редко.

А вот следующая секция Noise Reduction (подавление шума) может быть довольно полезной в случае редактирования ночных кадров, где на высоких ISO может появляться сильный цифровой "шум" (особенно часто это проявляется при съемке на фотокамеры с небольшим размером матриц).

Вот, например, кроп ночного кадра, снятого на смартфон очень среднего качества. Видите, какой "шумный" снимок?

Если на этом кадре начать прибавлять Luminance в секции Noise Reduction, тогда "шум" постепенно начнет уходить, но картинка начнет "замыливаться", то есть размазываться. Ну и здесь нужно подобрать разумный компромисс между "шумом" и "замыливанием".

В разделе Lens Corrections очень желательно включить опцию Enable Profile Corrections: в этом случае программа на основании информации об объективе из EXIF подберет его профиль и применит к снимку - в результате будут исправлены хроматические аберрации, геометрические искажения и виньетирование. Это всегда имеет смысл делать.

Секция Transform обычно применяется в случаях, когда нужно откорректировать геометрические искажения - такое нередко случается, когда здания фотографируются с нижней точки. Вот, например, фотография с явным искажением.

Идем в раздел Transform и просто нажимаем кнопку Auto - во многих случаях она помогает. Вот результат ее работы.

Если Auto сработала неправильно, то геометрию можно править вручную ползунками.

В разделе Effects самый нижний ползунок - Dehaze. Эта функция очень полезна для удаления тумана и дымки, но она также позволяет легко и быстро подконтрастить облачка.

Вот, например, результат ее работы - Dehaze увеличено до +45.

Еще один способ подконтрастить облака и небо - прямоугольный прозрачный градиентный фильтр. Инструмент вызывается справа сверху. Фильтр мышкой накладывается на область неба.

Далее играетесь с различными параметрами фильтра - экспозиция, контраст, четкость, - и можно добиться интересных эффектов. Ну и после того, как вы выйдете из режима работы градиентного фильтра, можно слегка подкорректировать общую цветовую насыщенность и прочие параметры, если это потребуется.

Кстати, с прозрачными градиентными фильтрами (тут есть еще круглый) можно делать очень интересные вещи, но это уже выходит за рамки данной статьи.

Замечу, что с помощью обработки можно вытаскивать даже практически запоротые кадры. Вот, например, явный брак - свет очень контрастный, деталей в тенях практически нет.

Буквально пара минут - убрали дымку, поигрались настройками - уже совершенно другой вид.

Пресеты

В Lightroom также есть очень удобная вещь, которая называется "Пресеты" (Presets). Это набор предустановленных настроек. У каждого фотографа есть какой-то свой базовый набор предустановок для тех или иных сюжетов, также пресеты очень удобно использовать для пакетной обработки группы файлов.

В режиме Develop группа пресетов располагается в блоке слева.

Чтобы добавить новый пресет, нужно просто нажать на плюсик, расположенный в блоке справа сверху, и дальше отметить, какие именно параметры сделанных настроек требуется включить в данный пресет.

Ну и замечу, что пресеты также можно использовать и при импортировании фотографий, и при экспортировании.

История

История всех ваших операций ведется в разделе History, и там можно откатываться на любую позицию. Также есть общая кнопка Reset, которая возвращает фотографию к оригинальному виду.

Экспорт

После того как фотография отредактирована, вам ее нужно будет сохранить в готовом виде. Для этого существует команда Export (Ctrl+Shift+E). Вы выбираете, в какую папку делать экспорт, как переименовывать файл, в каком качестве его сохранять, делать ли уменьшение кадра, какие данные EXIF там сохранять. Для публикации в Интернете я обычно уменьшаю кадр до 2560 пикселей по ширине.

Если вы хотите при экспорте поставить на изображение свой логотип, для этого здесь существует Watermark Editor (Edit - Edit Watermark). Свой логотип лучше всего сделать в виде картинки соответствующего размера на прозрачной подложке, у меня этот логотип белого цвета с небольшой черной тенью - вот он.

При экспортировании указано использовать данный логотип и помещать его в правый нижний угол - в результате получается как-то так (это стопроцентный кроп).

Если же смотреть на фотографию полностью - логотип маленький и восприятию не мешает, а то у некоторых блогеров этот логотип занимает чуть ли не четверть изображения.

Замечу, что, хотя я в примере рассматривал файлы в формате RAW, для JPEG в принципе все будет очень похоже.

Ну вот, пожалуй, и все для самого стартового курса. Как видите, в Lightroom нет ничего сильно сложного и базовые возможности редактирования вы можете освоить буквально за пару-тройку часов. Другое дело, что Lightroom - инструмент очень мощный и с его помощью с изображениями можно делать всякие интереснейшие вещи, но тут главное - начать, а потом уже будете изучать Lightroom во всех подробностях (если оно вам вообще понадобится).

Также, начиная работать с этой программой, следует помнить, что любая обработка должна быть в меру и что не надо крутить ползунки туда-сюда, если вы не понимаете, что они вообще делают. Стандартная ошибка почти всех начинающих - перешарп, перегруз цветов по насыщенности и кислотности, задирание теней и так далее, от чего фотография не улучшается, а, наоборот, выглядит очень неестественно. Все должно быть в меру. Но это приходит с определенным опытом.

P. S. Кстати, большинство из вышеописанных возможностей доступны и в мобильной версии Adobe Photoshop Lightroom.

Сейчас формат RAW проникает во все сегменты рынка цифровых фотоаппаратов. Уже даже не очень дорогая мыльница может похвастаться тем, что она умеет снимать в формате RAW. И это очень здорово! Еще до недавно RAW был только у зеркалок, а сейчас приходит в «каждый дом» так сказать. 🙂

Некоторые пользователи цифровых камер может и читали в характеристиках к своим фотоаппаратам о RAW-формате, но не знают, что с ним делать и какой, на самом деле, мощный инструмент у них в руках. И ним грех не воспользоваться в большинстве случаев.

RAW-формат — это самый подлинный «слепок» с матрицы фотоаппарата. Это даже не фотография, а именно данные о количестве света в каждом пикселе из тех мегапикселей, которыми обладает фотоаппарат. Данные – не значит графическое изображение. Данные сначала конвертируются специальными программами, а уж потом мы видим конечный результат – полноцветную фотографию. RAW-файл содержит оригинальную информацию, которая еще не успела быть обработанной постпроцессингом самого фотоаппарата (например «замыливание» шумов, или увеличение насыщенности), а это дает пользователю шанс «вытянуть» из фото больше, чем нам предлагает фотоаппарат.

А как же «вытянуть» больше из этих данных – спросите Вы… А я отвечу – лучшим RAW-конвертером на сегодняшний день – программой , функции которой мы сейчас и рассмотрим.

У Lightroom есть множество функций. Это мощный инструмент с которым Фотошоп, в принципе, не нужен в 90% случаев. В этой статье я сделаю упор на самые главные функции Adobe Lightroom , а в последующих, постараюсь рассказать о других полезных возможностях RAW-конвертера. Функции, описанные ниже, пригодятся всем, кто имеет возможность работать с RAW-файлами.

Итак, начнем…

Сначала нам нужно загрузить наши RAW-файлы в Lightroom. Есть несколько способов это сделать, но я использую самый простой, по моему мнению – перетягиваю папку с РАВами на значок Лайтрума и программа сразу открывает все файлы в папке. У Лайтрума очень мощный Каталог фото, называемый LIBRARY . В нем можно задавать мета-данные, сравнивать фото, путешествовать по папкам с фото, которые были в работе раньше и т.д. и т.п., но сейчас сосредоточимся на редактировании RAW-файлов, а не на их хранении и упорядочивании. Для обработки (редактирования) фото, переходим в DEVELOP режим, который можно выбрать сверху окна интерфейса Лайтрум:

Справа мы видим главную панель редактирования. Первый элемент этой панели: Гистограмма (о том, что это такое, можно прочесть в статье об ). С левой стороны гистограммы указано количество точек в «темноте», а справа – «в светах». Нажимая на треугольники в уголках гистограммы, вы можете на фото посмотреть зоны, которые как бы равняются черному цвету или белому (это пересветы). Последнего следует почти всегда избегать (первого тоже, но чуть реже). Если нажать левую кнопку мышки на каком-то поле гистограммы и передвигать мышь – вы увидите изменения на снимке. То-есть, «схватив» правый край гистограммы и потянув его влево – пересветов станет меньше. Это удобный способ выровнять картинку, но не совсем точный, поэтому я ним не пользуюсь. Но вы, конечно, можете пробовать и пользоваться.

И выделяем квадратом ту область фото, которую хотим оставить. В этой же панельке можно повернуть фоту на несколько градусов (бегунок Angle ) или провести прямую линию, по которой Лайтрум сам выровняет изображение (Straighten tool – очень полезно, если в кадре есть горизонт). После операции кадрирования (кстати, советую соблюдать ) нажимаем кнопку Close и продолжаем редактировать уже кадрированное фото.

Следующей панелькой идет настройка Баланса Белого (White Balance, WB). Одна из самых сильных сторон RAW-формата является то, что при неверной установке Баланса Белого автоматикой фотокамеры, в RAW всегда есть возможность исправить ББ абсолютно без ухудшения качества фотографии (что в JPEG-формате невозможно). Баланс Белого – тонкая материя. Я даже не буду углубляться в то, что такое ББ и почему он неверно определяется. Единственное что скажу – выставляйте ББ так, чтобы цвет серого, зеленого и телесных оттенков на портрете был как можно ближе к тем цветам, которые были в реальности при съемке фотографии. Точных цифр ББ не существует, только при съемке со студийным светом, ББ должен быть в районе 5400-5600 Кельвинов, но при съемке с любым другим источником света (в том числе и дневном, солнечном) нет точных инструкций по установке ББ. Все на глаз. 🙂

Передвигая 2 бегунка мы ищем правильный цвет. На панельке WB так же присутствует Пипетка (White Balance Selector ). Кликнув по ней и потом на сером цвете на снимке, Lightroom сам решит, какой ББ правильный для этого снимка. Снимая в студии и применяя эту пипетку – я не находил приемлемого для себя результата, поэтому, опять же, подбираю все на глаз. К тому же, более теплые оттенки (побольше число Кельвина) лучше подходят для портрета, и автор фото может нарочно увести бегунок ББ вправо.

Явная ошибка Баланса Белого. Слишком "холодные" тона.

Правильный Баланс Белого.

Та же панелька, но раздел Tone .

Вторым, пожалуй, самым важным преимуществом RAW-формата является то, что можно значительно «вытянуть» экспозицию. Темные снимки в RAW-формате можно значительно осветлить без малейшего искажения цветов, контраста и т.д. Для увеличения экспозиции (грубо говоря «яркости»), мы передвигаем бегунок EXPOSURE вправо и смотрим, как по всему полю, фото становится светлее.

Без коррекции экспозиции

Коррекция экспозиции +0.97

При съемке можно даже нарочно недодерживать снимки, а потом «вытягивать» экспозицию в RAW-конвертере для того, чтобы, например, было меньше шевеленки (подробнее ). Конечно, сильно осветлить снимок без падения качества не получиться, но 1-3 стопа (приблизительно -1 / +1 EV) можно исправить.

При увеличении экспозиции очень часто появляются пересветы (слишком яркие, белёсые зоны на фото), а вот с ними нам поможет разобраться бегунок RECOVERY . Это поистине мощное, умное и нужное средство в Лайтруме. 🙂 Двигая этот бегунок вправо, можно «проявить» тучки на небе, которых до этого не было видно, можно сгладить белый блик на теле и т.д. и т.п. Если в кадре есть пересветы (смотрим на гистограмму и вспомогательные треугольники), то Recovery в большинстве случаев поможет.

Следующим бегунком является FILL LIGHT . Грубо говоря, он заливает фото яркостью, но делает это намного более грубо, чем Exposure. Пользоваться ним не советую. Но можете экспериментировать.

Далее идет BLACKS . Вот этот бегунок можно пододвинуть немного вправо, если фото недостаточно контрастно. Но не увлекайтесь, черных точек может стать слишком много. Blacks – это противоположность Fill Light.

О двух следующих бегунках BRIGHTNESS (яркость) и CONTRAST (контраст) рассказывать вообще-то и нечего, и так понятно, для чего они нужны. Но опять же, из своего опыта, Яркость менее эффективна чем Экспозиция, а Контраст менее эффективен чем Блекс (я бы даже сказал, что бегунок Блекс делает фото более красивым что ли). Но тут дело вкуса и во всем нужен баланс.

Та же панелька, но раздел Presence .

Бегунок CLARITY способствует увеличению некой резкости по контурам объекта. Очень интересный бегунок, с которым нужно быть начеку. Да, он делает объекты четче и объемней (если сдвигать вправо), но в то же время, вокруг объектов появляется черный ореол. Если двигать бегунок влево, то появляется эффект софт объектива (красиво на портретах). Не рекомендую двигать Clarity вправо на портретном фото – все морщинки и некрасивости лица становятся более заметными.

Бегунки VIBRANCE и SATURATION отвечают за насыщенность цветов на фотографии. Причем Vibrance обращается с насыщенностью более бережно, не действуя на «скинтон» (). Когда я обрабатываю макро или пейзаж, я люблю подкручивать вправо оба этих бегунка, чтобы фото смотрелось сочнее. 🙂

Панелька Tone Curve предоставляет нам возможность немного редактировать кривую снимка.

Именно «немного». Сравнить эту Кривую с кривой , к которой мы привыкли в Фотошопе нельзя. В Lightroom эта кривая служит скорее для «дотягивания» теней и светов до нужного уровня, да и то, эффект от изменения такой кривой мне редко когда нравится.

Highlights – пересветы. Сдвигая бегунок влево – мы уменьшаем количество пересветов. Казалось бы, есть же Recovery, но эффект от Highlights несколько другой. Светлые пятна замещаются серым тоном, что помогает конечно, но не сильно. 🙂

Lights – изменяет яркость светлых участков снимка. Т.е. бегунок действует не по всему полю снимка, как Exposure, а только по светлым зонам. Передвигая Lights вправо, можно получить более контрастный снимок.

Darks – тоже самое, но для темных участков снимка. Сдвиганием Даркс влево — получаем более контрастное фото.

Shadows – тени. «Вытягивает» тени из черноты. Как и в случае с Highlights, заменяет зоны на серый цвет (в этом случае – темные зоны). Действенно, но не очень. 🙂

Одно правило – не загоняйте бегунки в самые края. Это ни к чему хорошему не приведет. Это правило касается любых настроек в Лайтруме – не надо крайностей. 🙂

После внесенных изменений возникает логичный вопрос: а как же сохранить теперь всю эту обработанную красоту в JPG файл ?

Ответ — на самом фото нажимаем правую кнопку мыши и в меню выбираем Export , далее, или же Export… или же одну из заготовок для экспорта фото. Если первый вариант, то в открывшемся диалоге выбираем настройки качества JPEG-фото и его размеры, выбираем имя файла и папку и жмем кнопку Export .

Adobe Ligthroom позволяет создать разные профили экспорта фото. Это очень удобно. Можно сделать экспорт для интернета (маленькие фото) и экспорт для печати (большие фото), можно даже создать водяной знак и он будет автоматически добавляться ко всем фото, которые экспортируются с помощью данного профиля.