Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; актуализировать знания о словосоче-тании; упражнять в умениях устанавливать связь слов в предло-жении, ставить вопрос от главного слова к зависимому, выделять словосочетания из предложения.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор-мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор-ме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со-ответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — поста-новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и кор-ректив в план и способ действия; оценивание качества и уров-ня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль-ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Словосочетание"»

Урок 11. Словосочетание

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; актуализировать знания о словосоче­тании; упражнять в умениях устанавливать связь слов в предло­жении, ставить вопрос от главного слова к зависимому, выделять словосочетания из предложения.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор­ме; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в со­ответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - поста­новка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия; оценивание качества и уров­ня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

    Организационный момент

    Анализ контрольного диктанта

    Самоопределение к деятельности

    Составьте предложение из слов, изменяя форму слов там, где это необходимо.

Грачи, в, роща, поселились, берёзовая, шумные. (В берёзовой роще поселились шумные грачи.)

    Найдите главные члены предложения.

    Какой второстепенный член поясняет под лежащее? {Шумные) Поставьте вопрос от подлежащего к этому второстепенному

члену. (Грачи (какие?) шумные.)

    Кто прочитал на «Страничке для любознательных», как на­зывается этот второстепенный член? (Определение.)

    Найдите в этом словосочетании главное слово. (Грачи.)

    Какое слово в словосочетании называется главным? (То, от которого мы ставим вопрос.)

    Какое слово в этом словосочетании является зависимым? (Шумные.)

    Какой второстепенный член поясняет сказуемое? (Вроще.)

    Поставьте вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. (Поселились (где?) в роще.)

    Как называется этот второстепенный член? (Обстоятельство.)

    Найдите в этом словосочетании главное и зависимое слова. (Главное слово - поселились, зависимое - в роще.)

    Какой второстепенный член поясняет обстоятельство в роще ? Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. (Вроще (какой?) берёзовой.)

    О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О словосочетании.)

    Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое сло­восочетание, научиться выделять словосочетания из предло­жения, повторить, какие слова в словосочетании называются главными, а какие - зависимыми.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 28 (с. 22).

(Коллективное выполнение.)

    Является ли грамматическая основа предложения слово­сочетанием? (Нет, здесь оба слова являются главными, нет подчинения.)

    Какие слова в записанных словосочетаниях являются глав­ными, а какие - зависимыми?

    Какую роль играет зависимое слово? (Оно уточняет главное слово.)

    Каким членом предложения является зависимое слово?

(Самостоятельный разбор по составу слова хлопотливые. Са­мопроверка.)

(Обобщение представлений о словосочетании.)

Упр. 29 (с. 22).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимо­оценка.)

    Запишите в словарик слово горизонт, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

    Определите значение слова по толковому словарю.

    Подберите однокоренные слова к слову горизонт. (Горизон­тальный.)

    Составьте и запишите с ним словосочетание.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический, толково-этимологический.)

    Физкультминутка

    Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 31 (с. 23).

(Чтение текста, коллективное обсуждение вопросов, само­стоятельная работа над изложением. Самопроверка. Тем, кто сЛравится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить упр. 30 (с. 23).)

    Рефлексия

Работа по карточкам

    Выпишите из предложения словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова.

Вариант 1

Золотая осень замела дорожки в парке. (Золотая осень, замела до­рожки, замела в парке.)

Вариант 2

Поздней осенью льют холодные дожди. (Холодные дожди, льют осе­нью, поздней осенью.)

    Подведение итогов урока

    Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

    Что значит «выписать из предложений словосочетания»? Как это сделать?

    Какое слово в словосочетании является главным?

    Какое слово является в словосочетании зависимым?

    Являются ли подлежащее и сказуемое словосочетанием?

Домашнее задание

Упражнение из рабочей тетради (по выбору учителя).

Прочитай текст.

Случай на реке Дело было весной Миша и Витя возвращались из школы они

спустились к реке Витя побежал вперёд хрупкий лёд треснул мальчик очутился в воде Миша осторожно пополз по льду к другу он вытащил товарища на берег.

1) Спиши текст, поделив его на предложения. В конце каждого предложенияпоставьнужныйзнакпрепинания.Началопредложения не забудь написать с заглавной буквы.

2) К какому типу текста относится этот текст? Докажи.

Прочитай текст.

Ёжик проснулся Пришла весна. Солнце согрело землю.

В лесу по ложбинке побежал ручей. Вот на пути он заметил под корнями старой берёзы норку. Зверёк ещё с осени разыскал это укромное местечко. Холодный ручей забрался в постельку ежа и разбудил его.

Ёж выбрался из своего убежища. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Ёж лёг на спинку и подставил солнцу своё брюшко. (по Г.Скребицкому.)

Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Озаглавь каждую часть. Напиши план текста.

Особоевниманиеследуетуделятьформированиюуменияопределять темутекста-повествования,озаглавливатьтекст,позаголовкуопределять, о чём может быть текст.

Прочитай текст. Определи тему текста, озаглавь текст.

Ранним утром я с товарищем собрался на рыбалку. Товарищ накопал червей, собрал удочки. На берегу тихой заводи мы выбрали место. Вот и первая рыбка. Товарищ выбросил на песок большого окуня. То и дело он вытаскивал окуней. Мой поплавок словно застыл. Мы поменялись местами. Вскоре у моего друга было полное ведро. Мой улов едва закрывал дно. Грустный я подходил к деревне. У изгороди нас встретил дед Илья. Он лукаво улыбнулся и сказал, что рыбу вспугнул белый цвет. У меня рубашка и удилище были белыми.

Прочитай заголовки к текстам. Определи по заголовкам темы текстов.

1. Как я встречал Новый год.

2. О чём рассказали весенние ручьи.

3. На школьном субботнике.

4. Пожар в лесу.

5. Поездка на поезде.

2. Знакомство с типами связи предложений и средствами связи (материал изучается по мере знакомства с грамматическими темами).

Приведём примеры, как организуется такая работа.

Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.

На занятиях по русскому языку мы продолжаем раскрывать «секреты»созданиятекста.Сегоднявыузнаете,чтотакое ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ в тексте. Будьте внимательны! Успехов вам!

Вспомните,чтоназываюттекстом.(Текст–этодваилинесколько предложений, связанных между собой по смыслу).

С помощью чего же предложения связаны в тексте? Прочитайте текст.

На лесной поляне мы заметили лося. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ветками деревьев и осиновой корой. Могучий великан наелся и отправился дальше.

Обратите внимание, что предложения связаны между собой как ПО ЦЕПОЧКЕ. ВТОРОЕ предложение с ПЕРВЫМ с помощью слов ЛЕСНОЙ ЖИТЕЛЬ и ЛОСЯ, ТРЕТЬЕ С ЧЕТВЁРТЫМ с помощью словОНиЛЕСНОЙЖИТЕЛЬ,ЧЕТВЁРТОЕсТРЕТЬИМспомощью слов МОГУЧИЙ ВЕЛИКАН и ОН.

То есть одно предложение ЦЕПЛЯЕТСЯ за другое, как вагончики поезда – друг за друга.

Предложениямогутсцеплятьсяприпомощиблизкихпозначению слов (синонимов). Например, лось – лесной житель.

При помощи слов-помощников (ОН, ОНА, ОНИ, ЕМУ, ВАМ и т.д.). Например:

Лесной житель пробирался сквозь деревья. ОН решил полакомиться ветками деревьев и осиновой корой.

При помощи повторения одного и того же слова. Например:

Дедушка угостил нас мёдом. Мёд был очень вкусным.

Примерные упражнения на формирование и закрепление умений

Прочитай предложения. Попробуй собрать текст. Для этого «цепляй» одно предложение за другое.

ОНИ почистили и обновили свои ГНЁЗДА. Вот и вернулись на родину СКВОРЦЫ. Днём ОНИ деловито снуют в саду. СКВОРЦЫ летают друг к другу в гости. ГНЁЗДА скворцов очень уютные.

Прочитай текст.

Во дв…ре ст…ял старый клён. В…сной он радовал всех нежными з…лёными л…сточками. Ос…нью дер…во покрывало влажную землю красными и жёлтыми листьями. Из них мы делали ч… десные ша…ки, длинные гирлянды.

Спишитекст.Вставьпропущенныебуквы1 .Подчеркнивкаждом предложении слово,спомощьюкоторогопредложение«цепляется» за другое предложение.

Прочитай текст.

Прилетели ласточки. Далеко разносятся их весенние песни. Летали … к старому домику. … осыпался и развалился. Каждый

1 Работу по формированию текстовых умений можно связать с формированием орфографической грамотности.

день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали … . Хорошее получилось гнёздышко. Скоро в … появились птенцы с жёлтыми ртами.

«Сцепи» предложениямеждусобой,вставиввместоточекподходящие по смыслу слова из справок.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: он, в гнезде, певуньи, они.

Такжеважнопредлагатьдетямупражнения назаменулексических повторов.

Прочитай текст. Определи тип текста.

Спас друга Витя и Илья возвращались домой из школы. Витя и Илья спу-

стились к реке. Витя и Илья пошли по льду. Витя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Витя оказался в воде. Витя хватался за тонкую кромку льда. Лёд крошился. Бежать за помощью было далеко. Илья осторожно пополз по льду к другу. Илья вытащил товарища на берег.

Спиши текст. Замени, где потребуется, неоправданные повторы.

Следует сказать детямотом,чтоиногдаповторявляетсяоправданным, когда, кпримеру, усиливаетсявниманиена объекте. Например,

Машенаденьрожденияподариликуклу.Куклабылаоченькрасивая!

(ЕслисловоКУКЛАзаменимнаместоимениеОНА,станетнеясным, кто ОНА: Маша или КУКЛА?).

3. Знакомство с единым временным планом текста1 .

Ребята,напрошлыхзанятияхмыговорилио связипредложений

в тексте. Вспомните, как могут связываться предложения в тексте? (По цепочке.)

Если в тексте предложения связаны ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, как быПОЦЕПОЧКЕ(второе–спервым,третье–совторымитакдалее), такую связь называют ЦЕПНОЙ.

Прочитайте текст, который напечатан у вас на карточках.

1 Если дети по программе во втором классе не знакомы с категорией времени глагола,тоизучениеданногосредствасвязипредложенийвтекстеследуетотложить на более поздний срок (например, на 3-й класс).

Учим создавать текст-повествование

Лодочка ПРИШЛА весна. ПОТЕКЛА вода. Дети ВЗЯЛИ дощечки и СДЕ-

ЛАЛИ лодочку. Лодка ПЛЫЛА по воде. Дети БЕЖАЛИ за ней и весело КРИЧАЛИ. Они НЕ СМОТРЕЛИ под ноги. Дети ПОПАЛИ в лужу. (По Л.Н. Толстому.)

Определите ТИП текста. (Это текст-повествование.)

Обратите внимание на слова, выделенные заглавными буквами.

На какие вопросы отвечают эти слова? Как называется эта часть речи?

Как изменяются глаголы? (Глаголы могут изменяться по временам: НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ, ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ.)

Определите время глаголов. (В данном тексте все глаголы стоят

в ПРОШЕДШЕМ времени.)Каквыдумаете,почему?(Втекстеговорится о событиях, которые уже произошли.) Попробуем изменить ВРЕМЯ глаголов. Прочитайте, что получилось?

Вам нравится текст?

Как вы думаете, случайно автор употребляет глаголы в ОДНОМ (ПРОШЕДШЕМ) времени в тексте?

Какой же вывод мы можем сделать?

Употребление ГЛАГОЛОВ в одном и том же времени в тексте называется ЕДИНЫМ ВРЕМЕННЫМ ПЛАНОМ ТЕКСТА. Благодаря использованию глаголов в одном времени, предложения связываются между собой.

Ребята, прочитаем текст и закрепим новые знания.

В зоопарк ПРИВЕЗЛИ маленького тигра. Он БЫЛ в клетке один. Малыш СКУЧАЛ и СКУЛИЛ. Тогда в клетку ВПУСТИЛИ щенка. Добродушный Тобик ПОДБЕЖАЛ к тигрёнку и ЛИЗНУЛ его в нос. Малыш ВСКОЧИЛ и СТАЛ ГОНЯТЬСЯ за щенком. НАЧАЛАСЬ весёлая игра.

Посмотрите на глаголы. В каком времени используются все глаголы? (В прошедшем (события УЖЕ произошли)).

Скажите,наблюдается ливданном тексте ЕДИНЫЙВРЕМЕННОЙ ПЛАН? (Да.)

Атеперьпридумайтеизапишитенебольшойтекст-повествование (3–4 предложения), в котором будет соблюдаться единый временной план текста.

4. Знакомство с временной соотнесённостью глаголов в повествовательных текстах.

Напрошломзанятии мы изучалитему«ЕДИНЫЙВРЕМЕННОЙ ПЛАН ТЕКСТА».

Вспомните, что такое ЕДИНЫЙ ВРЕМЕННОЙ ПЛАН ТЕКСТА. (Употребление глаголов в одном и том же времени в тексте называется ЕДИНЫМ ВРЕМЕННЫМ ПЛАНОМ ТЕКСТА. Благодаря использованию глаголов в одном времени, предложения связываются между собой.)

Чаще в повествовательных текстах с цепной связью динамику событийнаиболееполнопередаютглаголыпрошедшеговремени.Но не всегда, ребята, в текстах соблюдается ЕДИНЫЙ ВРЕМЕННОЙ ПЛАН.

Сегодня мы узнаем, в каких текстах не соблюдается единый временной план.

Прочитайте текст, который записан на доске.

Старый Полкан ЖИЛИ добрый пёс Полкан и кошка Мурка. У кошкиРОДИЛИСЬ

котята. Вот кошка УШЛА. Полкан ИГРАЕТ с котятами. Котята ЛЕЗУТ на спину Полкана. Пёс РАДУЕТСЯ. ТутПРИШЛА кошка иСТАЛА УРЧАТЬ. ПолканУПОЛЗ под крыльцо. Скучно Полкану без маленьких котят.

Определите тип текста. Докажите.

Обратите внимание на глаголы.

Глаголы какоговремениподчёркнуты?(ГлаголыНАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.)

А в каком времени стоят оставшиеся глаголы? (Глаголы в ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ.)

Какой вывод можем сделать относительно использования в тексте глаголов в РАЗНОМ времени? (Нарушается единый временной план текста.)

Как вы думаете, почему так происходит?

В повествовательных текстах наряду с глаголами прошедшего времени используются глаголы настоящего времени.

Формы настоящего времени используются для выражения самых напряжённых, острых, важных для данной ситуации действий.

Втексте-повествованиидопустимоСОЧЕТАНИЕглаголоввразном времени.

Учим создавать текст-повествование

– Очень важно научиться правильно выражать временные отношения в тексте.

Примерные упражнения на формирование

и закрепление умений

В текстах-повествованиях может нарушаться единый временной план текста, но время глаголов в предложениях СООТНОСИТСЯ.

В такихтекстахнаблюдается ВРЕМЕННÁЯСООТНЕСЁННОСТЬ

ГЛАГОЛОВ.

Прочитай текст.

В старой берёзовой роще (ПОСЕЛИЛИСЬ, ПОСЕЛЯЮТСЯ) грачи. (ПОЯВИЛИСЬ, ПОЯВЛЯЮТСЯ) первые птенцы. Грачата с раннего утра до позднего вечера (КРИЧАТ, КРИЧАЛИ), (ПРОСЯТ, ПРОСИЛИ) еды.

Спиши текст, выбрав нужный глагол из скобок.

Помни,чтовтексте-повествованииможетнарушатьсяЕДИНЫЙ ВРЕМЕННОЙ ПЛАН ТЕКСТА.

Прочитайтекст,которыйнаписалаученицатвоего класса(детям предлагалось задание составить текст-повествование с опорными словами)1 .

Как ребята играли в футбол Однажды Коля, Дима, Ваня и Максим нашли мяч. Они собра-

лись играть в футбол и позвали друзей. Ребята выбрали Ваню вратарём. Дима бьёт по мячу, он летит в ворота соперников. Вратарь падает и пропускает мяч. Мальчишки радостно кричат. Матч закончился со счётом 2:2. Победила дружба.

Найди все глаголы. Определи время глаголов.

Соблюдается ли в тексте единый временной план текста? Почему? Зачем автор использует для рассказа о событиях глаголы настоящего времени?

5. Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев)

в тексте-повествовании . В типовую программу по русскому языку

включается изучение данного вопроса. Кратко остановимся на рассмотрении данной темы.

Следует предложить детям один и тот же текст, но записанный по- разному:первыйбезделениянаабзацы,второй–сделениемнаабзацы.

– Прочитайте тексты, напечатанные у вас на карточках.

Встреча с рысью

Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Мы подъехали к просторной долине и осмотрели местность. Здесь мои друзья остановили машину. Мы пошли дальше по узкой тропке. Тропа петляла в ельнике, Мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку. Зверь был весь на виду. Дальше идти было опасно. Мы вернулись домой.

Встреча с рысью

Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Мы подъехали к просторной долине и осмотрели местность. Здесь мои друзья остановили машину.

В ходе работы по знакомству детей с абзацем важно донести до них, что автор, выражая мысль, движется, переходя от одной части к другой. Частьоднойобщейтемыназываетсямикротемой.Микротема, как правило, раскрывается в одном абзаце. Каждый абзац принято писать с красной строки.

В тексте важна последовательность не только предложений, но

и абзацев.

Для закрепления новых сведений можно предложить детям задание.

Прочитайте текст.

На льдине Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу.

Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя. Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать.

Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море. Утром рыбаки заметили самолёт. Они стали

Учим создавать текст-повествование

кричать и махать шапками. Вскоре пришёл пароход. Люди были спасены. (По Б.Житкову.)

О чём говорится в тексте? Определите его тему.

К какому типу текста относится текст?

Сколько частей (абзацев) в этом тексте? Можно сказать, что в каждом абзаце высказывается новая мысль?

Попробуйте выразить основную мысль каждого абзаца (то есть определить микротемы).

Примерные упражнения на формирование и закрепление умений

МИКРОТЕМА – это ПОДТЕМА в рамках одной темы. Тема разворачивается, переходя от одной микротемы к другой.

Прочитай текст и раздели его на абзацы (смысловые части).

Ёж и телёнок Телёнок встретил ежа. Ёж свернулся клубком и фыркнул. Глу-

пый телёнок подпрыгнул и лизнул ежа. Иголки больно укололи его язык. Заревел телёнок и побежал к корове. Он стал жаловаться матери на ежа. Корова подняла голову, поглядела на сына и опять стала щипать траву. Ёж покатился к своей норе. Он сказал ежихе, что победил страшного зверя. Пошла слава про храбрость ежа за далёкое озеро, за тёмные леса.

Прочитай абзац.

Ребята решили построить горку во дворе. Они приготовили лопаты, ведро. В выходной день затейники собрались во дворе.

Закончен ли текст? Если нет, допиши ещё два абзаца. Какую главную мысль ты выразил в своём тексте?

Прочитай текст.

Лесные музыканты Сойки устроили настоящий концерт. Мы стали слушать чудную

лесную музыку. По нашим следам примчался пёс Фомка и распугал соек. Мы были очень сердиты на глупого Фомку.

Это было ранней весной. Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Мы заметили

рыжих соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали.

Как ты думаешь, это можно назвать текстом? Почему? Что нужно исправить?

6. Работа над планом текста-повествования.

Самым типичным планом повествования о каком-либо событии (бытовом или историческом) будет следующий:

I. ВСТУПЛЕНИЕ (ближайшие причины (или поводы) разбираемого события).

II. ИЗЛОЖЕНИЕ СОБЫТИЙ:

1) начало события (первые признаки);

2) развитие события;

3) окончание события.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ближайшие следствия данного события). По такой схеме всегда легко набросать план к любому тексту. Рассмотрим на примере варианта работы с детьми.

Дети читают текст.

На берегу моря Ночью был шторм. Дул сильный ветер. Весь дом дрожал. Грозно

ухали волны. К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. Потом он нашёл двух улиток. Они почти высохли. В этот день дети спасли много морских зверьков. (по Г.Снегирёву)

Затем учащиеся делят текст на абзацы: что произошло в начале, потом и в конце.

На берегу моря

Ночью был шторм. Дул сильный ветер. Весь дом дрожал. Грозно ухали волны.

К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. Потом он нашёл двух улиток. Они почти высохли.

В этот день дети спасли много морских зверьков.

(по Г.Снегирёву)

Дети набрасывают план к тексту.

Ольга Стукалова
Конспект по развитию речи занятия в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель : уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах .

Задачи :

Напомнить детям о приходе весны;

Научить замечать признаки весны;

Познакомить с явлением – перелет птиц;

Расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые) ;

Познакомить с перелётными птицами : грачом , скворцом;

Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;

- развивать наблюдательность , внимание, мышление.

Материал : репродукция картины А . Н. Саврасова «Грачи прилетели » , звуковая запись «Звуки леса» , «Голоса грачей » , картинки с изображением птиц : грача на пашне , грачи в роще .

Предварительная работа : беседы на темы : «Пришла весна» , «Перелетные птицы» , «Наши пернатые друзья» , «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций , картин на весеннюю тему ; чтение художественной литературы : Г. Ладонщиков «Весна» , С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда» , загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы» , «Звуки окружающего мира» ; дидактические и подвижные игры : «Перелет птиц» , «День -ночь» , «Зимующие и перелётные» .

Словарная работа : сосулька, капель, грач , грачата , вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение :

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна) .

Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы. Сегодня мы поговарим с вами о первых вестниках весны грачах , им посвящено наше сегодняшнее занятие . (Звучит фонограмма «Птичьи голоса» ).

Дети, я приглашаю вас посмотреть замечательную картину знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова , но не просто посмотреть, а провести экскурсию по этой картине , но и рассказать нашим гостям про эту картину .

Но чтоб посетителям было интересно,вы должкы хорошо изучить и рассмотреть картину .

Давайте с вами внимательно посмотрим на картину . Какое время года изобразил художник на картине ?

Ответы детей. Ранняя весна.

Воспитатель. А как вы определили, что это именно ранняя весна?

Ответы детей - Тает снег, растаял лед на пруду, прилетели грачи .

Расскажите о грачах , что они делают?

Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные , веселые и шумные, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.

Какие деревья выбрали грачи ?

Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

Дети, а что вы можете сказать о небе?

Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное.

Ребята, а каким вы видите снег?

Потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим.

Что еще мы видем на картине ?

За березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег.

Вот и закончилась наша экскурсия по картине . А теперь самые смелые могут самостоятельно провести экскурсию по этому художественному произведению, но перед этим мы с вами немного подвигаемся и полетаем.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат. Дети шагают на месте, руки на поясе.

Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.

Клювик раз, клювик два, Выполняют наклоны вперед.

Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

на улицу глядят. Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, Дети бегают по группе .

Птички в гнездышки. Дети занимают свои места.

А теперь мои дорогие, кто нам может рассказать об этой замечательной картине . (2-3 человека)

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи . Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи , вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели » - так называется картина А . Саврасова . А грачи прилетают весной . Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда , чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели , значит, весна не за горами.

Ребята, а кто из вас может рассказать стихотворение о весне отвечающее настроению этой картины .

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины, на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны. (Ирина Токмачева)

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи !

Удивительные птицы -

Прилетели , гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут . (Анна Пономарева)

Сберегла берёза от зимы седой

Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой.

Сквозь прорехи тучи, голубая высь.

Шепчется с берёзой : "Вот и дождались". (Эммануэль Терешкин)

Завороженно ребята.

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы! (Анна Пономарева)

Ребята, а что мы можем сказать о грачах ?

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова , туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран , строят гнезда и выводят птенцов – грачат . Гнезда грачи строят на деревьях , где-нибудь около деревни, или на опушке рощи. Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле , они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков, они питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку , они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Фотографии грачей : грач на пашне , грачи в березовой алллеи .

Художник Саврасов изобразил грачей с помощью красок и кисти. А я сегодня предлагаю вам сделать коллективную картину «Грачи прилетели » из бумаги методом аоигами, но сначала нам надо подготовить ручки .

Пальчиковая гимнастика.

Птички прилетели , Пальцы расставлены ,ладони перекрещены. Большие пальцы

Крыльями мохали. Соединяют,остальными машут,как крыльями.

Сели, посидели. Кисти рук соединили в замок.

И так мы начинаем.

1. Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы, придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий сгиб. Получился «простой треугольник» .

2. Получившийся треугольник располагаем большей стороной в низ. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба.

4. Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам к верху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром на рис.

5. Делаем вертикальный сгиб по диагонали. Разворачиваем фигуру так , что бы она «встала на ножки» .

6. Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.

Вот такой получился грач !

Мы с вами сделали грачей и теперь и теперь давайте посадим их на ветки нашей берёзки.

II. Итог занятия . - Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? А, что нового вы узнали из жизни птиц? Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы