Тема «Весна пришла»

«Составление рассказа по картине «Весна пришла»

Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Весна пришла». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогов дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о времени года, признаках весны.

Цель: закрепление знаний о признаках весны.

Задачи:

    Образовательные: Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.

    Развивающие : Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.

    Воспитательные: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

    Речевые:

    Связная речь: развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание.

    Словарь:

предметный – скворечник, скворец, проталинки, лестница.

качественный – весенний, лёгкий, солнечный, растаявший, лучистое.

глагольный – прибить, повесить, смастерить, пригласить.

    Грамматика: упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное.

    Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова.

Методы и приёмы:

    Практические : сюрпризный момент – прослушивание музыкального произведения, появление куклы Весна, дидактические игры «Собери картинку», «Сложи солнышко».

    Наглядные : рассматривание сюжетных картин по схеме.

    Словесные : ответы на вопросы.

Материалы: аудиозапись Вивальди «Весна», кукла Весна, волшебный сундучок, пазл «Весна», жёлтый круг и жёлтые полоски из картона.

Индивидуальная работа: учить правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия.

Предварительная работа: рассматривание картин , разучивание стихотворений, загадок, , беседы , наблюдения.

Ход занятия

В группе раздаётся мелодия песни Вивальди «Весна». Воспитатель обращает на это внимание детей. Под мелодию появляется кукла – Весна.

Весна: здравствуйте, мальчики и девочки! Я долго шла к вам в гости – через всю землю, обошла все города и деревни, побывала на каждой улочке. И вот решила заглянуть к вам в гости.

Дети здороваются.

Воспитатель: здравствуйте, уважаемая! Скажите, пожалуйста, кто же Вы такая?

Весна: а вот чтобы узнать, кто же я, предлагаю вам немного поиграть со мной! Вы согласны?

Ответы детей (да, мы согласны!).

Весна: вот и замечательно! Тогда предлагаю вам сесть на свои места и посмотреть, что есть сесть у меня в волшебном сундучке.

Дети рассаживаются на стулья по кругу. Весна показывает свой расписной сундучок.

Весна: в моём волшебном сундучке есть картинка-подсказка, по ней вы и узнаете, кто же я.

Весна достаёт из сундучка несколько разрезанных кусочков.

Весна: ой, а где же моя красивая картинка? Мне её солнышко нарисовало. Это, видимо, проказник ветер разорвал её на части. Что же делать?

Ответы детей (можно картинку сложить, а потом склеить).

Воспитатель: а ведь и верно ребята говорят, таинственная наша незнакомка! Мы тебе поможем собрать все части картинки, а потом склеим их. И узнаем, как тебя зовут!

Весна: я согласна! Только давайте договоримся, что части вы берёте по очереди и выкладываете их на мольберте, чтобы было видно всем.

Воспитатель: хорошо. Но только, мальчики и девочки, как же мы узнаем – кто за кем пойдёт?

Весна: вы правду говорите! У меня как раз есть очень интересная считалка, которая нам и поможет выбрать, кто же будет брать часть картины.

На забор уселась галка.

Начинается считалка:

раз, два, три, четыре, пять!

Юлю, Мишу, Свету, Колю,

Петю Иру, Витю, Олю...

На минутку перестану.

Помолчу, передохну

Ребёнок, которого выбрали считалкой, берёт из сундучка часть картины, показывает детям и помещает её на мольберт.

Воспитатель: мальчики и девочки, а что же изображено на этой части?

Ответы детей (на этой части нарисован мальчик).

Весна: верно. Здесь изображён мальчик. А что он делает?

Ответы детей (мальчик держит в руках скворечник).

Весна: вы правы, мальчики и девочки! А какой скворечник держит в руках мальчик?

Ответы детей (скворечник прямоугольный, деревянный, коричневый).

Весна: правильно! А для чего нужен скворечник?

Ответы детей (скворечник нужен для того, чтобы в нём поселялись скворцы).

Весна: точно! Скворечник – это дом для птиц, они в нём живут. А теперь давайте посмотрим – во что же одет мальчик?

Ответы детей (мальчик одет в джинсы, на голове у него красная кепка, есть тёплая кофта и шарф, на ногах – ботинки).

Весна: да, вы описали мальчика правильно. Я предлагаю дать ему имя. Как мы с вами его назовём?

Дети дают имя мальчику.

Весна: хорошее имя вы придумали, ему очень подходит! А что же ещё здесь нарисовано?

Ответы детей (здесь нарисованы чьи-то сапожки).

Весна: да, вы правильно заметили, что здесь ещё и чьи-то сапожки. А как вы думаете – кому они принадлежат? Чьи они?

Ответы детей (возможно, это сапожки сестры этого мальчика или просто знакомой).

Весна: а какого цвета сапожки?

Ответы детей (сапожки розового цвета).

Весна: верно, они розовые. Мальчики и девочки, а что же делают эти дети, как вы думаете?

Ответы детей (они пошли гулять, они захотели повесить скворечник на дерево для скворцов и т.д.)

Затем воспитатель предлагает считалкой выбрать следующих двух детей, которые выбирают две части картинки. Выбранные дети помещают части на свои места на мольберте (собирают пазл). Весна задаёт вопросы по этим частям, дети на них отвечают.

    Что вы видите на этой части? (здесь есть кошка);

    Какая кошка? (кошка маленькая, у неё зелёные глаза, она полосатая);

    А что стоит на земле? (на земле стоит скворечник);

    Сколько скворечников вы уже увидели на этой картине? (на этой картине мы увидели уже два скворечника).

    А что ещё здесь нарисовано? (здесь нарисована лестница);

    Для чего нужна лестница? (лестница нужна для того, чтобы забираться куда-нибудь);

    Что же мы видим на этой части? (на этой части мы видим девочку);

    Во что одета девочка? (девочка одета в пальто, шапочку);

    Что делает девочка? (девочка подаёт кому-то молоток);

    Около чего стоит девочка? (девочка стоит около берёзы);

    Как мы её назовём?

Весна: молодцы, мальчики и девочки, много увидели в этих частях картины. А теперь я хочу с вами поиграть. Вставайте врассыпную и повторяйте движения за мной.

Физминутка

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь

(пальцы складываем щепоткой, качаем ими).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть

(ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(выполняем руками волнообразные движения: пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из-под старой травки

(ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок

(ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты - чашечка цветка).

Раскрылся колокольчик

(руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,

(пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены-чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.

Весна: молодцы, мальчики и девочки, всё за мной повторили, всё правильно сделали! А теперь давайте вернёмся к нашим частям картины.

Весна выбираете по очереди ещё троих детей и задаёт вопросы по тем частям картины, которые выбрали дети:

    Что видно на этой части? (на этой части видно, что кто-то стоит на лестнице)

    Во что одет этот человек? (в синие джинсы, зелёную курточку);

    Что он делает? (он протягивает руку к девочке);

    Для чего он это делает? (чтобы взять молоток?);

    Зачем ему нужен молоток? (молоток нужен этому человеку для того, чтобы прибить скворечник на дерево);

    Как называется это дерево? (это дерево называется берёза);

    Как вы поняли, что это – берёза? (у него белый ствол и тёмные пятна);

    Что вы видите на следующей части? (на земле лежит снег, он почти растаял, растёт кустарник, стоит забор, а за забором – дом);

    Какой дом, какая у него труба? (дом деревянный, труба кирпичная);

    Кто же нарисован на этой части? (на этой части картины нарисован мальчик);

    Что он делает? (мальчик прибивает скворечник для скворцов);

    Что у него на голове? (у мальчика на голове синяя кепка).

Весна: да, мальчики и девочки, вы правы. Всё рассмотрели, на все вопросы ответили. А я вам предлагаю ещё немного поиграть. В моём волшебном сундучке есть солнышко, но оно совсем без лучиков. Нужно эти лучики ему приклеить, чтобы оно было совсем как настоящее.

Весна кладёт на середину стола жёлтый круг, дети берут из сундучка лучики для солнышка, говорят, какое бывает солнышко и приклеивают лучики к жёлтому кругу.

Весна: вот какое у нас с вами получилось яркое красивое солнышко! Я хочу его оставить вам. Пусть оно вас радует и согревает своими лучиками круглый год!

    Что вы здесь видите? (мы видим ещё один скворечник);

    Какой он по цвету? (скворечник жёлтого цвета);

    Что нарисовано на последней части? (на берёзе сидят птицы);

    Как называются эти птицы (это скворцы);

    Как вы думаете, поселятся ли скворцы в скворечнике у ребят? Почему?

Воспитатель: мальчики и девочки, вот мы и собрали картину для нашей незнакомки. Давайте ещё раз рассмотрим, что же здесь нарисовано?

Дети кратко описывают содержание картины (дети вешают скворечники для скворцов, которые сидят на ветках берёзы, тает снег).

Весна: всё правильно, ребята. Это всё мои приметы. Так кто же я такая?

Ответы детей (Весна!).

Весна: верно, я Весна. Принесла вам тёплую погоду, ясные деньки, привела в ваш край птиц, помогла растопить снег и лёд и позвала из-под снега первые цветы. Но мне пора идти дальше, туда, где меня ждут с нетерпением и люди, и звери. До свидания, мальчики и девочки! С вами было очень интересно! Я вам на память оставляю свою чудесную песенку.

Дети прощаются с Весной и слушают музыку.

МБДОУ №57 "Рябинка", г. Калуга

Лахно Е.Б. Конспект НОД в средней группе по образовательной области "Речевое развитие". Тема: Составление рассказа по картине "Весна идет" // Совушка. 2016. №2..2016.n2-a/VP16030063.html (дата обращения: 24.02.2019).

Цель: Развитие устной речи детей посредством систематизации знаний о весне

Задачи:

  1. Учить подбирать слова-определения к существительным, активизировать словарь по теме "Весна".
  2. Развивать монологическую форму речи, упражнять в составлении рассказов по картине.
  3. Закрепить знания о смене времен года, представления об изменениях, происходящих весной в природе.
  4. Вызвать у детей положительные впечатления от создания творческой коллективной работы.
  5. Воспитывать у детей чувства любви к природе.

Интеграция: образовательные области "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познание".

Словарная работа: Проталины, перелётные
Оборудование: Демонстрационный: макеты медвежьей берлоги, скворечник со скворцом, подснежники, птица грач, картина "Весна пришла" разрезанная на четыре части

В.Что можно сказать про ручеек, какой он?
Д. Ручеек быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, звонкий, прозрачный, холодный.
В. Отлично, все вы знаете. Кто еще заметил от весны сюрприз?
Дети находят подснежники.
В. Как называются эти цветы?
Д. Подснежники
В. Ребята, Аня с мамой узнала легенду о подснежниках и она хочет нам ее рассказать.
Д. Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
В. Ребята, а вот и весенние послание. Что же здесь изображено?
Д. Подснежник - красивый, весенний, нежный, первый цветок.
В. А где, в первую очередь, появляются подснежники?
Д. На проталинах (скажем все вместе)
В. Что такое - проталины?
Д. Места, где из - под тающего снега проглядывает земля.
В. Кто ещё нашел сюрприз весенний, расскажите нам что увидели?
Д. Я нашла скворечник и птицу
В. Как называется птица?
Д. Скворец ……..
В. Какая это птица?
Д. Перелетная (словарная работа)
В. Ребята, поможем птицам построить скворечники.
Пальчиковая гимнастика
Д. Готовы скворечники,
Можно селиться, (стучат кулачками друг об друга)
Готовы дома - терема (соединить кончики пальцев двух рук в "крышу домика")
Летите, летите веселые птицы (соединить пальцы двух рук между собой "внахлёст")
Скорей занимайте дома. (помахать пальцами)
В. Ребята, и скворец принес нам весточку. Что же здесь изображено?
Д. На дереве скворечник, рядом со скворечником сидит скворец.
В. Откуда появился скворец на дереве?
Д. Он прилетел из тёплых стран.
В. Ребята, а сейчас давайте вспомним признаки весны.

Игра с мячом. (мяч по кругу)
В. Небо.
Д. Голубое, светлое, ясное, сияющее, высокое
В. Солнце
Д. Ослепительное, лучистое, красное, теплое, ясное, нежное, ласковое.
В. Облака
Д. Легкие, прозрачные, воздушные, белые, кудрявые, пушистые.
В. Трава
Д. Густая, зеленая, душистая, сочная, нежная, похожа на пушистый ковер
В. Молодцы! А впереди нас ещё ждет интересная работа. Что у меня в руках?
Д. Части картины
В. Что надо сделать, чтобы получилась целая картина?
Д. Собрать
В. Кто мне поможет собрать картину?
Кто расскажет рассказ по картине?
Дети рассказывают.
В. Как бы вы назвали картину?
Д. Начало весны, весна, цветущая весна, весна пришла.
В. А сейчас Полине предоставим слово. Она все ваши предложения соединит в один большой рассказ.

Д. (Пример рассказа) Начало весны.
Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег и образуются проталины. На проталинах появляются первые цветы - подснежники. Мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки. Из дальних стран прилетают птицы: грачи, скворцы… Мне нравиться весна!
В. Ребята, какое настроение вызвала эта картина?
Д. Радостное, спокойное, веселое, бодрое.
В. Давайте мы наше прекрасное настроение выразим яркими, разнообразными цветами.
Девочки нарисуют деревья, ручеёк, проталины, а мальчиков попросим украсить картину птицами, наклеить скворечники, солнышко, кораблики
Дети изображают весенний пейзаж.
В. Понравилась вам картина? Красивая у вас картина получилась, потому что вы работали дружно, старались!
Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?
Д. О весне.
В.Что вам запомнилось?
Дети отвечают.
В. Ребята, кто помнит, о чем была легенда, рассказанная Аней?
Д. О подснежнике.
В. Я тоже очень много от вас узнала о весне.
Вы сегодня очень старались. Создали волшебную картину и рассказали о весне. Ребята, дома обязательно расскажите своим родителям рассказ, который мы с вами сочинили.
Весна услышала ваши рассказы и захотела сделать вам подарок.
В. Показывает корзинку с угощением для детей.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Весна».

Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Весна пришла». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогов дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о времени года, признаках весны.

Цель: закрепление знаний о признаках весны.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие: Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
Воспитательные: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.
Речевые:
Связная речь: развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание.
Словарь:
предметный – скворечник, скворец, проталинки, лестница.
качественный – весенний, лёгкий, солнечный, растаявший, лучистое.
глагольный – прибить, повесить, смастерить, пригласить.
Грамматика: упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное.
Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – прослушивание музыкального произведения, появление куклы Весна, дидактические игры «Собери картинку», «Сложи солнышко».
Наглядные: рассматривание сюжетных картин по схеме.
Словесные: ответы на вопросы.
Материалы: аудиозапись Вивальди «Весна», кукла Весна, волшебный сундучок, пазл «Весна», жёлтый круг и жёлтые полоски из картона.
Индивидуальная работа: учить правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия.
Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.

Ход занятия
В группе раздаётся мелодия песни Вивальди «Весна». Воспитатель обращает на это внимание детей. Под мелодию появляется кукла – Весна.
Весна: здравствуйте, мальчики и девочки! Я долго шла к вам в гости – через всю землю, обошла все города и деревни, побывала на каждой улочке. И вот решила заглянуть к вам в гости.
Дети здороваются.
Воспитатель : здравствуйте, уважаемая! Скажите, пожалуйста, кто же Вы такая?
Весна: а вот чтобы узнать, кто же я, предлагаю вам немного поиграть со мной! Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Весна: вот и замечательно! Тогда предлагаю вам сесть на свои места и посмотреть, что есть сесть у меня в волшебном сундучке.
Дети рассаживаются на стулья по кругу. Весна показывает свой расписной сундучок.
Весна: в моём волшебном сундучке есть картинка-подсказка, по ней вы и узнаете, кто же я.
Весна достаёт из сундучка несколько разрезанных кусочков.
Весна: ой, а где же моя красивая картинка? Мне её солнышко нарисовало. Это, видимо, проказник ветер разорвал её на части. Что же делать?
Ответы детей (можно картинку сложить, а потом склеить).
Воспитатель: а ведь и верно ребята говорят, таинственная наша незнакомка! Мы тебе поможем собрать все части картинки, а потом склеим их. И узнаем, как тебя зовут!
Весна: я согласна! Только давайте договоримся, что части вы берёте по очереди и выкладываете их на мольберте, чтобы было видно всем.
Воспитатель: хорошо. Но только, мальчики и девочки, как же мы узнаем – кто за кем пойдёт?
Ответы детей (можно посчитать считалкой).
Весна: вы правду говорите! У меня как раз есть очень интересная считалка, которая нам и поможет выбрать, кто же будет брать часть картины.
На забор уселась галка.
Начинается считалка:
раз, два, три, четыре, пять!
Буду всех ребят считать:
Юлю, Мишу, Свету, Колю,
Петю Иру, Витю, Олю...
Если я считать устану,
На минутку перестану.
Помолчу, передохну
И опять считать начну.
Ребёнок, которого выбрали считалкой, берёт из сундучка часть картины, показывает детям и помещает её на мольберт.
Воспитатель: мальчики и девочки, а что же изображено на этой части?
Ответы детей (на этой части нарисован мальчик).
Весна: верно. Здесь изображён мальчик. А что он делает?
Ответы детей (мальчик держит в руках скворечник).
Весна: вы правы, мальчики и девочки! А какой скворечник держит в руках мальчик?
Ответы детей (скворечник прямоугольный, деревянный, коричневый).
Весна: правильно! А для чего нужен скворечник?
Ответы детей (скворечник нужен для того, чтобы в нём поселялись скворцы).
Весна: точно! Скворечник – это дом для птиц, они в нём живут. А теперь давайте посмотрим – во что же одет мальчик?
Ответы детей (мальчик одет в джинсы, на голове у него красная кепка, есть тёплая кофта и шарф, на ногах – ботинки).
Весна: да, вы описали мальчика правильно. Я предлагаю дать ему имя. Как мы с вами его назовём?
Дети дают имя мальчику.
Весна: хорошее имя вы придумали, ему очень подходит! А что же ещё здесь нарисовано?
Ответы детей (здесь нарисованы чьи-то сапожки).
Весна: да, вы правильно заметили, что здесь ещё и чьи-то сапожки. А как вы думаете – кому они принадлежат? Чьи они?
Ответы детей (возможно, это сапожки сестры этого мальчика или просто знакомой).
Весна: а какого цвета сапожки?
Ответы детей (сапожки розового цвета).
Весна: верно, они розовые. Мальчики и девочки, а что же делают эти дети, как вы думаете?
Ответы детей (они пошли гулять, они захотели повесить скворечник на дерево для скворцов и т.д.)
Затем воспитатель предлагает считалкой выбрать следующих двух детей, которые выбирают две части картинки. Выбранные дети помещают части на свои места на мольберте (собирают пазл). Весна задаёт вопросы по этим частям, дети на них отвечают.
1.Что вы видите на этой части? (здесь есть кошка);
2.Какая кошка? (кошка маленькая, у неё зелёные глаза, она полосатая);
3.А что стоит на земле? (на земле стоит скворечник);
4.Сколько скворечников вы уже увидели на этой картине? (на этой картине мы увидели уже два скворечника).
5.А что ещё здесь нарисовано? (здесь нарисована лестница);
6.Для чего нужна лестница? (лестница нужна для того, чтобы забираться куда-нибудь);
7.Что же мы видим на этой части? (на этой части мы видим девочку);
8.Во что одета девочка? (девочка одета в пальто, шапочку);
9.Что делает девочка? (девочка подаёт кому-то молоток);
10.Около чего стоит девочка? (девочка стоит около берёзы);
11.Как мы её назовём?
Весна: молодцы, мальчики и девочки, много увидели в этих частях картины. А теперь я хочу с вами поиграть. Вставайте врассыпную и повторяйте движения за мной.

Физминутка
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь
(пальцы складываем щепоткой, качаем ими).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть
(ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(выполняем руками волнообразные движения: пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из-под старой травки
(ладони сомкнуты «ковшом»).
Уже глядит цветок
(ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты - чашечка цветка).
Раскрылся колокольчик
(руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены-чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).
Динь-динь, пришла весна.
Весна: молодцы, мальчики и девочки, всё за мной повторили, всё правильно сделали! А теперь давайте вернёмся к нашим частям картины.
Весна выбираете по очереди ещё троих детей и задаёт вопросы по тем частям картины, которые выбрали дети:
1.Что видно на этой части? (на этой части видно, что кто-то стоит на лестнице)
2.Во что одет этот человек? (в синие джинсы, зелёную курточку);
3.Что он делает? (он протягивает руку к девочке);
4.Для чего он это делает? (чтобы взять молоток?);
5.Зачем ему нужен молоток? (молоток нужен этому человеку для того, чтобы прибить скворечник на дерево);
6.Как называется это дерево? (это дерево называется берёза);
7.Как вы поняли, что это – берёза? (у него белый ствол и тёмные пятна);
8.Что вы видите на следующей части? (на земле лежит снег, он почти растаял, растёт кустарник, стоит забор, а за забором – дом);
9.Какой дом, какая у него труба? (дом деревянный, труба кирпичная);
10.Кто же нарисован на этой части? (на этой части картины нарисован мальчик);
11.Что он делает? (мальчик прибивает скворечник для скворцов);
12.Что у него на голове? (у мальчика на голове синяя кепка).
Весна: да, мальчики и девочки, вы правы. Всё рассмотрели, на все вопросы ответили. А я вам предлагаю ещё немного поиграть. В моём волшебном сундучке есть солнышко, но оно совсем без лучиков. Нужно эти лучики ему приклеить, чтобы оно было совсем как настоящее.
Весна кладёт на середину стола жёлтый круг, дети берут из сундучка лучики для солнышка, говорят, какое бывает солнышко и приклеивают лучики к жёлтому кругу.
Весна: вот какое у нас с вами получилось яркое красивое солнышко! Я хочу его оставить вам. Пусть оно вас радует и согревает своими лучиками круглый год!
Далее весна выбирает ещё двоих детей, которые выбирают оставшиеся части пазла от картинки.
1.Что вы здесь видите? (мы видим ещё один скворечник);
2.Какой он по цвету? (скворечник жёлтого цвета);
3.Что нарисовано на последней части? (на берёзе сидят птицы);
4.Как называются эти птицы (это скворцы);
5.Как вы думаете, поселятся ли скворцы в скворечнике у ребят? Почему?
Воспитатель: мальчики и девочки, вот мы и собрали картину для нашей незнакомки. Давайте ещё раз рассмотрим, что же здесь нарисовано?

Дети кратко описывают содержание картины (дети вешают скворечники для скворцов, которые сидят на ветках берёзы, тает снег).
Весна: всё правильно, ребята. Это всё мои приметы. Так кто же я такая?
Ответы детей (Весна!).
Весна: верно, я Весна. Принесла вам тёплую погоду, ясные деньки, привела в ваш край птиц, помогла растопить снег и лёд и позвала из-под снега первые цветы. Но мне пора идти дальше, туда, где меня ждут с нетерпением и люди, и звери. До свидания, мальчики и девочки! С вами было очень интересно! Я вам на память оставляю свою чудесную песенку.
Дети прощаются с Весной и слушают музыку.

татьяна сивохина

ткрытое занятие в подготовительной группе

Составление описательного рассказа по картине И . И. Левитана «Весна . Большая вода»

(подготовительная группа )

Цель :

Обучение детей описывать пейзажную картину ;

Задачи :

1. Учить детей понимать замысел картины , видеть особенности композиции и цветового фона.

2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.

3. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.

4. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа .

5. Развивать интерес к пейзажной живописи , помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.

6. Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа : наблюдения за весенними изменениями в природе; рассматривание иллюстраций о весне ; чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок о весне ; слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского «подснежник» из цикла «времена года» , произведения композитора Н. А. Римского- Корсакова, Вивальди.

Оборудование :

портрет И. И Левитана , репродукция картины И . И. Левитана «Весна . Большая вода» ; схемы-карточки .

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята, какое сейчас время года? (весна )

А скажите мне за что вы любите это время года (ответы детей)

(Опрашиваю несколько детей)

Да, мы все очень ждали прихода весны . Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне , какая она?

(долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая)

2. Сообщение темы занятия

А сейчас послушайте, как писал о весне поэт Иван Саввич Никитин.

(зачитываю четверостишие)

Полюбуйся : весна наступает ,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят …

Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)

Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины .

С весенними пейзажами мы познакомились на занятии , когда сравнивали натюрморты и пейзажи. Сегодня вы станете настоящими искусствоведами, будете описывать замечательный весенний пейзаж.

(перед детьми выставляется мольберт с репродукциями картины И . И. Левитана и его портрет .)

3. Беседа по картине

(Выставляется репродукция картины И . И. Левитана «Весна . Большая вода.» )

Вспомните, как называется эта картина ? Кто её написал?

(И. И. Левитан «Весна . Большая вода» )

По каким признакам мы видим, что это весна (ответы детей : много воды, листья ещё не распустились на деревьях, ясно светит солнце, и. т д.)

Как называется явление природы, которое изобразил художник. (ответ детей : половодье, разлив, потоп, когда много воды вокруг)

Это явление называется половодьем, повторите пожалуйста, все вместе- половодье.

Слово половодье произошло от слова – полная вода- значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из своих берегов. Широко, и привольно и бескрайне разлилась вода так, что, кажется, будто она слилась с голубым небом.

Какими словами можно сказать о воде? Какая она? (дети : прозрачная, спокойная, обильная, холодная)

Что ещё можно сказать о воде, глядя на картину (Ответы детей : в ней отражаются деревья, она гладкая, прозрачная как зеркало)

А что вы можете сказать о деревьях? (в чистом зеркале воды отражаются деревья, в воде стоят тонкие, стройные, извилистые берёзки, старое дерево, высокая сосна, старая корявая осина)

Ребята, а почему вода кажется голубого цвета? (дети : небо отражается в воде)

А что можно сказать о небе? (оно голубое, по нему плывут белые облака)

А что изображено на переднем плане картины ? (изогнутый берег, пес чанный берег, маленькая лодка)

А что вы можете сказать о лодке? как она там оказалась (дети : деревянная лодка стоит у согретого позолоченного солнцем берега. Наверное, на ней приехал художник, чтобы писать свою картину с натуры , людям нужна лодка чтобы добраться до домиков или амбара)

Глядя на это произведение, можем ли мы сказать в какой день художник рисовал картину : в солнечный или ненастный (ответ детей)

Как вы узнали,что день ясный? (ответы детей)

А что изобразил художник на дальнем плане картины ? (вдали видны домики, амбары, оказавшиеся в воде, и те, что стоят на высоком берегу, деревья)

Посмотрите на картину и скажите , какими красками пользовался художник, рисуя эту картину ? (ответы детей : неяркими, размытыми, оттенками синего и жёлтого цвета)

Что вы чувствуете, глядя на эту картину ? (Радостные чувства : наступила весна , светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

А как бы вы назвали эту картину ? (ответы детей)

4. Вхождение в картину . (Включить тихо музыку композитора Вивальди «весна » )

А сейчас я приглашаю вас в увлекательное путешествие по картине .

Ребята, закройте пожалуйста глаза и представьте, что мы находимся на том месте, которое изображено на картине .

Все хорошо представили, что мы находимся на том замечательном месте в картине ? (ответы детей)

1.-Тогда скажите мне пожалуйста, что вам захотелось сделать здесь и сейчас?

(Называя ребенка по имени спрашиваю ответ)

(побродить по берегу, покататься на лодке,ловить рыбу….)

2. Походите по берегу и прикоснитесь ко всему, что вас заинтересовало,

Постарайтесь ощутить разные предметы. Какие ощущения вы испытываете? (называю ребёнка по имени и говорю : к чему ты прикоснулся, что почувствовал) (Согретый позолоченный солнцем берег. Холодный, влажный, сырой песок. Деревянная тяжёлая лодка, шершавые корявые деревья. Дома в воде. Вода прозрачная холодная. Солнце греет, припекает. В тени холодно. Деревья холодные шершавые)

3.-Посмотрите вокруг может быть можно что- то попробовать на вкус, есть ли что- либо съедобное (если все дети молчат, обратить внимание на берёзу)

Посмотрите ребята, со ствола берёзки текут капельки, протяните ладошку и поймайте эти струящиеся капельки, это берёзовый сок, попробуйте какой он вкусный и свежий. (воду пробовать не хочется, потому что это растаял снег, а он грязный)

4. А сейчас вдохните глубоко почувствуйте запах который окружает вас, какие запахи вы чувствуете здесь? (ответы детей : свежести, сырости, влаги, сосновой смолы)

5. А сейчас я предлагаю вам послушать, какие звуки вы слышите здесь? (звук вёсел, шум волны, щебет птиц, скрип деревьев, звук капели)

Ребята наше путешествие закончилось, нам пора возвращаться в детский сад, а сейчас открываем глаза .

5. Составления плана рассказа в виде картинно графического плана .

Ребята давайте составим план , который поможет вам составить рассказы . (Выставляю картинки – пункты плана ) :

2. Место действия

3. Время действия

5. Композиция картины

6. Цветовая палитра

7. Настроение картины

6. Составление рассказов

а) по цепочке (принимают участие все дети)

б) индивидуально

Ответ «идеального» ученика.

«На картине «Весна . Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная , потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»

7. самооценка

Ребята, чей рассказ вам понравился ? И почему?

8. Оценка рассказов детей . (По ходу)

Воспитатель оценивает рассказы детей .

Ваши рассказы получились полными , последовательными, в них не было длительных остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения , подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине .

9. Итог занятия

Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?

(Бережно. Защищать и охранять все живое.)

Давайте любить природу, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан .

Екатерина Ермакова
Конспект НОД «Составление рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Тема : Составление рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна » .

Цель : формирование связной речи детей.

Задачи :

Обучающие :

продолжать учить составлять повествовательные рассказы по картине ;

упражнять детей в составлении распространенных предложений по картине ;

учить детей самостоятельно рассказывать конец рассказа ;

учить анализировать предложение из 4 слов с предлогом, составляя сложную схему предложения : схема предложения, звуковая схема слова.

Развивающие :

развивать логическое мышление – учить устанавливать причинно – следственные связи;

развивать умение детей осознанно работать со схемой предложения;

Воспитательная : умение слушать и оценивать рассказ сверстника .

Тип НОД : закрепление материала

Вид : непосредственно образовательная деятельность по методике обучения составлению повествовательного рассказа .

Демонстрационный материал : сюжетная картина «Ранняя весна » , схемы предложения, фишки.

Раздаточный материал : схемы предложения, фишки.

Индивидуальная работа с детьми :

высокого речевого уровня (Максим К., Вероника В.) – учить самостоятельно рассказывать и составлять распространенные предложения;

среднего речевого уровня (Эля, Вероника К., Максим П.) : - побуждать детей придумывать конец рассказа .

низкого речевого уровня (Дима М.) : - учить отвечать на вопросы грамматически правильно строя предложения.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Сошли снега,

Шумит вода,

Всё оживает,

Когда это бывает? (весной )

Ребята, давайте нашим гостям и учителям покажем как мы умеем составлять рассказы о… (весне )

Показ картины . Как называется картина ? (ранняя весна во дворе ) .Значит и рассказ можно назвать… . (ранняя весна во дворе ) .

2. Работа над структурой рассказа .

Когда говорим про времена года, как начинаем рассказ о времени года ?

О чем будем рассказывать в начале рассказа ? (Солнце ярко светит и пригревает.) помощь : речевой образец, наводящие вопросы : Как солнце светит?

Что можно сказать о сосульках? (С крыши свисают длинные сосульки) Где свисают? Какие сосульки? Объяснить слово свисают (свисают – находятся на краю) . Повторить предложение.

Мини – итог : значит в начале мы говорили о признаках весны , которую мы увидели во дворе.

О ком и о чем расскажем в середине рассказа ? Что можно сказать о Маше? (Маша вышла на крыльцо.) Что увидела Маша во дворе? (во дворе Маша увидела, что купаются воробьи) Как купаются? (весело купаются в луже) .

Что можно сказать о собаке? (пьёт воду из ручья) . Чему удивилась Маша, когда увидела снеговика? (Когда Маша увидела снеговика она очень удивилась, вчера слепили снеговика, а он сегодня растаял).

Как зовут мальчика? Что думает мальчик, который смотрит в окно? Ваня, который смотрел в окно, захотел выйти во двор погулять вместе с Машей. Так можно закончить рассказ (повторить, но вы можете закончить по-своему, может Ваня захотел с собой что-то взять, чтобы поиграть. Так можно закончить рассказ по-своему .

Мини-итог : итак, в рассказе есть название , начало, середина, конец.

3. Музыкальная физминутка.

4. Составление рассказа .

Сейчас мы будем составлять рассказ . Как он называется? (ранняя весна во дворе ) . Вспомните первое предложении е- наступила ранняя весна . В начале о чем будем рассказывать… .? (значит в начале мы говорили о признаках весны , которую мы увидели во дворе).

В середине мы расскажем о ком ? (о детях, животных, птицах) Имена детей придумали…

Конец рассказа может у вас быть свой.

5. Рассказы детей .

3 ребенка

6. Оценка детских рассказов .

- рассказывал от начала до конца .

Сам придумывал слова.

Использовал длинные предложения

Мини-итог : в рассказе вы говорили : «Маша вышла на крыльцо» . Что это такое вы говорили? Звук, слово или предложение?

7. Анализ предложения.

- составьте схему к предложению Маша вышла на крыльцо.

Выложите схему самостоятельно, а Максим у доски.

- Расскажите сколько слов в предложении и назовите их по-порядку.

(в этом предложении 4 слова : первое слово –Маша, второе – вышла, третье – на, четвертое –крыльцо).

Кто? (Маша)

Что она сделала? (вышла)

Куда? (на крыльцо)

Второе слово какое? (вышла) Дети посчитайте звуки по-порядку и составьте звуковую схему к слову вышла.

А теперь назовите все звукам, все звуки по-порядку.

7. Итог :

Ранняя весна .

Наступила ранняя весна . Солнышко ярко светит и пригревает. Тает снег и текут ручьи. С крыши свисают длинные сосульки и звенит весенняя капель. Громко поют воробьи и купаются в луже. Девочка Маша вышла на крыльцо. Она не ожидала, что на нее будут капать сосульки. Из окна выглянул младший брат и удивился : вчера слепили снеговика, а сегодня он тает.