Комическое коми́ческое

(греч. kōmikos - весёлый, смешной, от kōmos - весёлая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции), категория эстетики, означающая смешное. Восходит к игровому, коллективно-самодеятельному смеху, например в карнавальных играх. В ходе развития культуры обособляются виды комического - ирония, юмор, сатира. Различаются высокие виды комического (например, образ Дон Кихота у Сервантеса) и забавные, шутливые виды (каламбур, дружеские шаржи и т. п.). Для комического, отражающего противоречия реальности, важна игра на утрировке величины предметов (карикатура), на фантастических сочетаниях (гротеск), сближении далёких понятий (острота). На комическом основан один из главных видов драмы - комедия.

КОМИЧЕСКОЕ

КОМИ́ЧЕСКОЕ (греч. kуmikуs – веселый, смешной, от kуmos – веселая процессия; так назывались ряженые на дионисийских празднествах), в широком смысле - вызывающее смех над кем-то или чем-то.
Не всякий смех целесообразно относить к комическому: смех бывает чисто физиологическим (от щекотанья – так, в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) муж Коробочки засыпал только после чесания пяток), выражающим торжество (в «Старухе Изергиль» М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим) двоякое: люди мстительно смеются над отчаявшимся одиноким Ларрой, а Данко, свершив свой подвиг, «засмеялся гордо»), полноту жизненных сил (подросток Наташа Ростова у Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) радостно смеется, глядя, как хорошо ее отец танцует Данилу Купора), нервным и сумасшедшим (Евгений в «Медном всаднике» Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич) ). Нет осмеяния в тех видах нефизиологической деятельности, которыми сознательно вызывается самоценная смеховая реакция ради удовольствия: в шутовстве, клоунаде, незлых остротах, большинстве анекдотов. В значительной мере такой смех присутствует и в эстрадном комизме. До эпохи Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) существовал и продолжал рудиментарно существовать карнавальный, праздничный народный смех (исследованный М. М. Бахтиным (см. БАХТИН Михаил Михайлович) на примере Ф. Рабле (см. РАБЛЕ Франсуа) ), временно и ситуативно-направленный на весь миропорядок, переворачивающий его, как бы выворачивающий наизнанку.
Комическое в точном смысле слова – «адресный», конкретно направленный смех, нечто не только смешащее, но и осмеивающее определенный объект. В искусстве последних веков такой смех преобладает. Смешным и комичным бывает только человек или нечто человекоподобное в природе. А. Бергсон (см. БЕРГСОН Анри) отмечал, что если трагедия выводит на первый план незаурядную личность (отсюда заглавия-имена: Гамлет, Макбет, Отелло у Шекспира), то комедия – некие явления (названия комедий Мольера – «Скупой», «Мизантроп», «Ученые женщины»). Два основных варианта комического – юмор и сатира (но последняя не всегда смешна, а зарождалась в античности именно как гневное обличение). Противоположность юмора – ирония (также не всегда комическая). В осмеивающем комическом так или иначе присутствует несообразность формы и содержания явления, контраст противоположных начал в сопоставлении с нормой или эстетическим идеалом. Противоречие норме порождает внешний комизм (нарушения физиологического типа, случайные ситуации и т.д.), противоречие идеалу - комизм оценочно-обобщающий, комизм внутренней неполноценности, ничтожности. Формы комического первого типа - средства выражения юмора (см. ЮМОР) , второго типа – средства выражения как юмора, так и сатиры и сарказма. В роли смеховых и комических приемов выступают алогизм (см. АЛОГИЗМ) , гротеск (см. ГРОТЕСК) (хотя он бывает и некомическим, даже трагическим), буффонада (см. БУФФОНАДА) и фарс (см. ФАРС (в театре)) , каламбур (см. КАЛАМБУР) , пародия (см. ПАРОДИЯ) и ряд других средств.
Среди мастеров комического в мировой и русской литературе: Аристофан (см. АРИСТОФАН (комедиограф)) (в большой мере причастный также к собственно смеховому), Плавт (см. ПЛАВТ) , Апулей (см. АПУЛЕЙ) , Дж. Боккаччо (см. БОККАЧЧО Джованни) , У. Шекспир (см. ШЕКСПИР Уильям) , М. Сервантес (см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де) , Дж. Свифт (см. СВИФТ Джонатан) , Молье (см. МОЛЬЕР) р, К. Гольдони (см. ГОЛЬДОНИ Карло) , Н. В. Гоголь (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) , Г. Гейне (см. ГЕЙНЕ Генрих) , Ч. Диккенс (см. ДИККЕНС Чарлз) , Марк Твен (см. ТВЕН Марк) , А. П. Чехов (см. ЧЕХОВ Антон Павлович) , Я. Гашек (см. ГАШЕК Ярослав) , Б. Шоу (см. ШОУ Джордж Бернард) , М. А. Булгаков (см. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич) , М. М. Зощенко (см. ЗОЩЕНКО Михаил Михайлович) и др. Знаменитые комические типажи – хвастливый воин (античные комедии), Арлекин (см. АРЛЕКИН) , Пьеро (см. ПЬЕРО) и Коломбина (см. КОЛОМБИНА) (итальянская комедия дель арте), «русский», «немец» и т. д., Чапаев (см. ЧАПАЕВ Василий Иванович) и Петька в анекдотах. Наиболее известные комические персонажи - Панург у Ф. Рабле, Фальстаф у У. Шекспира, Санчо Панса у М. Сервантеса, Гарпагон у Мольера, Кандид у Вольтера (см. ВОЛЬТЕР) , Хлестаков у Гоголя, мистер Пиквик у Диккенса, бравый солдат Швейк у Я. Гашека, злоумышленник Денис Григорьев у А. П. Чехова, дед Щукарь у М. А. Шолохова (см. ШОЛОХОВ Михаил Александрович) , Лариосик у М. А. Булгакова.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "комическое" в других словарях:

    - (от греч. весёлый, смешной, от весёлая ватага ряженых на сел. празднестве Диониса в Др. Греции), смешное. Начиная с Аристотеля существует огромная лит pa о К., его сущности и источнике; трудность его исчерпывающего объяснения обусловлена … Философская энциклопедия

    См. Эстетика. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. комическое … Литературная энциклопедия

    Современная энциклопедия

    - (греч. komikos веселый смешной, от komos веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Др. Греции), категория эстетики, означающая смешное. Восходит к игровому, коллективно самодеятельному смеху, напр. в карнавальных играх. В ходе… … Большой Энциклопедический словарь

    КОМИЧЕСКОЕ, обнаружение, фиксация художником несоответствий (несообразности, противоречий) в явлениях окружающей действительности, их неполноты или, напротив, их чрезмерности, атрофии или гипертрофии. Основа К. как специфич. мироощущения надежда… … Лермонтовская энциклопедия

    комическое - (в психологии) (от kхmikуs веселый, смешной) побуждение к смеху, обусловленное нарочитым несоответствием между сущим и должным. Смех как эмоциональная (см. эмоции) реакция индивида на воздействие комических стимулов позволяет в символической… … Большая психологическая энциклопедия

    Комическое - (греческое komikos веселый, смешной, от komos веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции), категория эстетики, означающая смешное. Восходит к игровому народному смеху, например в карнавальных играх. В ходе развития… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от др. греч. κωμῳδία, лат. comoedia) философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное . В эстетике комическое считается логическим коррелятом трагического … Википедия

Значение слова КОМИЧЕСКОЕ в Словаре литературоведческих терминов

КОМИЧЕСКОЕ

- (от греч. komikos - смешной, веселый) - эстетическая категория, отражающая противоречия действительности и содержащая их критическую оценку. В основе К. - противоречие, несоответствие безобразного и прекрасного, ничтожного и возвышенного, реального и идеального и т. п. Виды К.: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОМИЧЕСКОЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОМИЧЕСКОЕ в Литературной энциклопедии:
    см. …
  • КОМИЧЕСКОЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. komikos - веселый смешной, от komos - веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Др. Греции), категория эстетики, …
  • КОМИЧЕСКОЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. koikos - весёлый, смешной, от komos - веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции), смешное. …
  • КОМИЧЕСКОЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • КОМИЧЕСКОЕ в Энциклопедическом словарике:
    (греческое komikos - веселый, смешной, от komos - веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции), категория эстетики, …
  • КОМИЧЕСКОЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОМ́ИЧЕСКОЕ (греч. komikos - весёлый, смешной, от k?mos - весёлая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Др. Греции), категория …
  • КОМИЧЕСКОЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. разг. То, что лежит в основе комедии (1), отражая ее …
  • КОМИЧЕСКОЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. komikos - веселый, смешной, от komos - веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Др. Греции), категория эстетики, …
  • КОМИЧЕСКОЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    комическое ср. разг. То, что лежит в основе комедии (1), отражая ее …
  • КОМИЧЕСКОЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. разг. То, что лежит в основе комедии [комедия I 1.], отражая ее …
  • КОМИЧЕСКОЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. разг. То, что лежит в основе комедии [ комедия I 1.], отражая ее …
  • ЭСТЕТИКА
    (от др.-греч. — aisthanomai — чувствовать; aisthetikos — воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, …
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Одно из ведущих направлений современной эстетики, сложившееся в начале 30-х гг. на основе феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Хотя у самого …
  • ПРЕКРАСНОЕ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Одна из главных этно-социо-исторически детерминированных категорий классической эстетики, характеризующая традиционные эстетические ценности, выражающая одну из основных и наиболее распространенных форм …
  • ПОСТМОДЕРНИЗМ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (франц. postmodernisme) П. — широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, наука. Постмодернистское …
  • ЛИППС в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Lipps) Теодор (1851-1914) Немецкий психолог, философ, эстетик. Профессор в университетах Бонна (с 1884), Бреслау (с 1890), Мюнхена (с 1894), Основатель …
  • КРИСТЕВА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Kristeva) Юлия (p. 1941) Профессор лингвистики и семиологии Университета Париж-VII. Выдвигает идею множественности языков, полилога, новой полирациональности. Задачей эстетики К. …
  • РОССИЯ, РАЗД. СВЕТСКАЯ МУЗЫКА (XIX ВЕК)
    Р начале царствования императора Александра I , вместе с общим подъемом общественной жизни, особенно оживилась совсем было упавшая при Павле …
  • БОБРОВ ЕЛИСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бобров, Елисей Петрович, - актер-комик императорских театров (1778 - 1830). На сцену был принят в Петербурге, в конце 1799 г., …
  • БЕЛИНСКИЙ ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Белинский, Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. Родился 1 июня 1811 г. в Свеаборге, где отец его был морским врачом. Детство свое …
  • САТИРА в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от лат. satura - смесь, мешанина, всякая всячина) 1) Вид комического (см. комическое): способ проявления комического в искусстве, …
  • ПЛЮШКИН в Литературной энциклопедии:
    - персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). …
  • РЕАЛИЗМ в Литературной энциклопедии:
    " id=Реализм.Оглавление> I. Общий характер реализма II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества Б. Буржуазный реализм …

Строфа – это повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом

Основной признак строфы - повторяемость её элементов:cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр.

Основные виды строф:

1 Моностих – стихотворение из одной строки

2Двустишие (дистих)- это простейший вид строфы из двух стихов одинакового или неодинакового ритмического строения

Двустишия бывают строфическими и нестрофическими.

Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки

3ТРЁХСТИШИЕ (терцет)- простая строфа из трёх стихов

4ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии. Организованы такие строфы одним из видов рифмовки: смежной, перекрестной или опоясывающей.

5ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов

6ШЕСТИСТИШИЕ - строфа из шести стихов.Секстина - твердая строфа, состоящая из шести стихов

7СЕМИСТИШИЕ (септима) - сложная строфа из семи стихов.

8ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов(1 стих рифмуется с 3 и 5, 2 стих – с 4 и 6, 7 стих – с 8)

9ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима) - сложная строфа из 10 стихов

10ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА десятистишие.Одической строфой пишутся торжественной оды.

11ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)

12БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные

13 СПЕНСЕРОВА СТРОФА - девятистишная строфа, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596)

14НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.

15СТРОФОИДЫ - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.

16ТЕРЦИНА (лат.- третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм («Божественная комедия» Данте)

17СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой

18САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА - строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретённая греческой поэтессой Сапфо в 7-6 вв. до н. э.

19АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров.

Твердые формы в стихосложении.

ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ - стихотворные формы, заранее определяющие объём, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (а отчасти - и образный строй, композицию

1Сонет -твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы),; условно к сонету относят «английскую» рифмовку (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец - «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».

Триолет -твердая форма, восьмистишие,где стихи повторяются как рефрены(рефрена-повторение в каждом конце). Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.

СекстИна- твердая форма: стихотворение из 6 строф по 6 стихов, кончающихся 6 «ключевыми словами», повторяющимися (в сложно меняющемся порядке) из строфы в строфу; заключительное 3-стишие содержит все 6 ключевых слов («Опять, опять звучит в душе моей уныло», Л. А. Мей).

РондО стихосложении - твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо. (франц. rondeau)

34 Понятие о комическом в литературе. Основные виды комического. Комическое и трагическое в искусстве и литературе. Феномен “черного” юмора

Комическое и трагическое в искусстве и литературе

Трагическое и комическое в жизни существуют не в чистом виде, а превращаясь одно в другое, сочетаясь между собой, и контраст, который возникает между ними, еще более усиливает грани того и другого. Чередуя трагическое и комическое в искусстве, учитывают, как воспримет его человек. Как бы сильно ни страдая человек, он остается человеком. В драматургии и в литературном произведении часто перед самым сильным трагическим эпизодом вводится комическая сцена, которая дает возможность набраться сил для последующего огромного эмоционального напряжения. все же, как ни тесно сплетены в жизни и искусстве трагическое и комическое, каждая из этих эстетических категорий имеет свои особенности. Трагическое - это горе, страдание, гибель, ужасное в жизни человека, а комическое - это веселье, радость и смех. Какие бы мы ни брали комические произведения или комические события в самой жизни или в искусстве, в них всегда есть не только смех, но и определенная оценка того, над чем мы смеемся.

Виды комического - ирония, юмор, сатира, гротеск,сарказм

1 Ирония - (от греч. eironeia - притворство, насмешка )1Вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому. 2. Вид тропа: оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки: "Уселся он [Онегин] с похвальной целью // Себе присвоить ум чужой; // Отрядом книг уставил полку..." (А.С. Пушкин); вопрос "Откуда, умная, бредешь ты, голова?" (И.А. Крылов) обращен к ослу.

2 Юмор – вид комического в литературе; беззлобный смех

3 Сатира - (от лат. - смесь; так определялся стихотворный жанр античной литературы, в котором разнообразная тематика была представлена в виде пародий, юмористических посланий, памфлетов и т.д.) – особый способ художественного воспроизведения действительности, ставящий своей задачей нелицеприятную критику, обличение, высмеивание, изображение несообразности различных ее явлений. Сатира всегда создает образ в значительной степени условный, что достигается за счет сознательного искажения реальности при помощи гиперболизации и гротеска. Для нее характерна отчетливо выраженная отрицательная окраска изображаемого.

4 Гротеск - (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Г. основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Г. близок к фарсу (см.). Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п.(см.)) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется Г., могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Прозаседавшиеся", "Баня, "Клоп" В. Маяковского.

5 Сарказм - (от греч., буквально – рву мясо) – один из видов комического; высшая степень иронии, едкая, злая насмешка над изображаемым явлением. Элементами сарказма наполнена практически вся сатирическая литература.

Феномен черного юмора:

Чёрный юмор - особый вид юмора, в котором комический эффект достигается опрокидыванием моральных ценностей и смех вызывается тем, что в другой ситуации должно вызвать ужас. С чёрным юмором тесно связан абсурд в литературе.

Термин " чёрный юмор " (фр. humour noir) возникает у Гюисманса в 1880-е, активно употребляется в сюрреализме, начиная с 1936 года. Одним из первых его пропагандистов, составителем антологии чёрного юмора былАндре Бретон . Образцы чёрного юмора сюрреалисты обнаружили в литературе различных времён и стран: в античности, уСвифта ,Вольтера ,маркиза де Сада ,Кэррола и других, в традиции готического романа (весьма часто содержащего пародийные черты). Философские корни чёрного юмора, в понимании сюрреалистов, ведут кГегелю иФрейду .

В XX веке чёрный юмор активно воплощался в театре абсурда, сначала во Франции, а затем и в США. Немалую роль играет в современном кинематографе.

В русской фольклористике термин " чёрный юмор " часто используется для обозначения конкретной формы, через которую этот вид комического приходит в фольклор "садистских стишков ".

В русской культуре весомый вклад в развитие чёрного юмора (в том числе и конкретных фольклорных его форм) сделалиСаша Чёрный ,Даниил Хармс ,Олег Григорьев иГригорий Остер .

Комическое

Комическое

КОМИЧЕСКОЕ - см. Эстетика.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Коми́ческое

(от греч. komikos – весёлый, смешной), смешное, вызывающее смех, веселье. На протяжении истории человечества воплощается в разных видах и формах. Наиболее грубая форма комического – фарс , краткая сценка, которую обычно показывали в балаганах на ярмарках. Смех в фарсе вызывают падения людей, драки и пр. Фарсовые приёмы сохранились вплоть до эпохи кинематографа – на них построен комизм фильмов Ч. Чаплина. Более высокие формы комического – юмор и сатира . Их отличие друг от друга в том, что в юморе, как правило, преобладает положительное отношение к предмету (напр., юмористическое изображение Англии в повести Дж. К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»). Сатира, напротив, обличает, она направлена на отрицательные черты высмеиваемого (напр., сатирическое изображение России в «Ревизоре» и «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя ). Комическое может скрываться под маской серьёзного – такой приём называется ирония (напр., стихотворение «Нравственный человек» Н. А. Некрасова ).
Приёмы, создающие комическое, разнообразны. Их можно разделить на две группы. Первая – приёмы, основанные на несоответствии между ожидаемым и реальным. Так, комизм фарса создаётся за счёт неожиданных падений, ошибок, нелепостей. Комическое может быть основано на гротеске – преувеличении какой-либо одной черты (напр., преувеличенное ханжество Тартюфа в одноимённой комедии Мольера ), на алогизме (напр., градоначальник с фаршированной головой в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина ). Эти способы создания комического применяются не только в литературе, но и в других видах искусства – напр., в живописи (шаржи, карикатуры), в музыке («Соло на пишущей машинке» – несоответствие, главная партия исполняется не на музыкальном инструменте). Другая группа приёмов, создающих комическое, – сближение далёких понятий. К таким приёмам относится каламбур (сближение, основанное на схожем звучании слов, как, напр., в шуточных стихотворениях Д. Д. Минаева: «Область рифм – моя стихия, / И всегда пишу стихи я, / Даже к финским скалам бурым/Обращаюсь с каламбуром»), остроумие , основанное на сравнении двух объектов (напр., в «Ревизоре» Н. В. Гоголя: «Надзиратель за богоугодным заведением Земляника – совершенная свинья в ермолке»).
Наиболее древние, долитературные формы комического – игровые. Люди получают свободу смеяться надо всем, т. к. они как бы не являются сами собой, выполняя какую-то роль в игре. Начала этого связаны с греческими дионисийскими празднествами (ko-mos, от которого произошло слово ko-mikos, – ватага ряженых), где смех вызывало переодевание людей в гротескные, уродливые маски и их действия – не от своего имени, а от имени персонажей, которых они играют. Эта традиция получила продолжение в европейских средневековых карнавалах. Мир на карнавале как бы превращался в собственную противоположность – больше не действовали законы и установления, можно было смеяться над церковью, вышестоящими и пр. Вне карнавала это право сохраняли шуты при королевских дворах – только они могли говорить правду о короле и его правлении, маскируя её под шутку.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Комическое" в других словарях:

    - (от греч. весёлый, смешной, от весёлая ватага ряженых на сел. празднестве Диониса в Др. Греции), смешное. Начиная с Аристотеля существует огромная лит pa о К., его сущности и источнике; трудность его исчерпывающего объяснения обусловлена … Философская энциклопедия

    Современная энциклопедия

    - (греч. komikos веселый смешной, от komos веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Др. Греции), категория эстетики, означающая смешное. Восходит к игровому, коллективно самодеятельному смеху, напр. в карнавальных играх. В ходе… … Большой Энциклопедический словарь

    КОМИЧЕСКОЕ, обнаружение, фиксация художником несоответствий (несообразности, противоречий) в явлениях окружающей действительности, их неполноты или, напротив, их чрезмерности, атрофии или гипертрофии. Основа К. как специфич. мироощущения надежда… … Лермонтовская энциклопедия

    комическое - (в психологии) (от kхmikуs веселый, смешной) побуждение к смеху, обусловленное нарочитым несоответствием между сущим и должным. Смех как эмоциональная (см. эмоции) реакция индивида на воздействие комических стимулов позволяет в символической… … Большая психологическая энциклопедия

    Комическое - (греческое komikos веселый, смешной, от komos веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции), категория эстетики, означающая смешное. Восходит к игровому народному смеху, например в карнавальных играх. В ходе развития… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от др. греч. κωμῳδία, лат. comoedia) философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное . В эстетике комическое считается логическим коррелятом трагического … Википедия

    - (от греч. koikós весёлый, смешной, от komos веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции) смешное. Начиная с Аристотеля, существует огромная литература о К., его сущности и источнике; исключительная трудность… … Большая советская энциклопедия

    - (греч. kōmikos весёлый, смешной, от kōmos весёлая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции), категория эстетики, означающая смешное. Восходит к игровому, коллективно самодеятельному смеху, например в карнавальных играх.… … Энциклопедический словарь

    Комическое - эстетическая категория, обозначающая все то, что является противоположностью серьезного и трагического в жизни и искусстве и что порождает у человека характерную психологическую реакцию в виде улыбки, смеха, хохота. Основанием комического… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

КОМИЧЕСКОЕ (от греч. κωμικός – смешной) – категория эстетики, характеризующая смешные, ничтожные, нелепые или безобразные стороны действительности и душевной жизни. В истории эстетической мысли существует большое разнообразие определений комического, которые исходят из противопоставления трагическому, возвышенному, серьезному, совершенному, трогательному, нормальному либо из его объекта или состояния субъекта (переживания, эмоции – от гомерического хохота до легкой улыбки). Выделяются также виды комического (остроумие, юмор, ирония, гротеск, насмешка), а также жанры комического в искусстве (комедия, сатира, бурлеск, шутка, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура) и приемы искусства (преувеличение, преуменьшение, игра слов, двойной смысл, знаково-смешные жесты, ситуации, положения). Кроме того, каждый вид и жанр искусства предоставляет свои особые средства для выражения комического и достижения соответствующего эффекта, смеха или улыбки, иногда просто удовольствия, одобрения. Механизмом действия комического является игра со смыслом. Все многообразие определений комического вызвано многообразием типов игры, ее стратегий, правил, различающихся в зависимости как от социальной, так и от культурной среды в разные времена и у разных народов. Но в каждой культуре есть сфера высших ценностей, которые сами по себе не могут стать предметом комического, но в определенных условиях могут быть низвержены в область комического (учение Μ.Μ.Бахтина о карнавальном смехе, когда исполнители социальных ролей меняются местами).

Платон и Аристотель определяли комическое и смешное через безобразное. Платон считал комическое недостойным для свободных граждан идеального государства, противопоставляя смешное серьезному.

Смешное есть конкретный случай комического. Комическое – это как бы формула смешного. Эстетическая теория как часть философии рассматривает «общезначимое», общедоступное, смешное. Это типичные случаи смешного, они представлены прежде всего в конкретной социальной жизни, а в более устойчивом, рафинированном виде – в искусстве. Эстетическое понимание комедии и комического развернуто Аристотелем: «Комедия же, как сказано, есть подражание (людям) худшим, хотя ине во всей их подлости: ведь смешное есть лишь часть безобразного. В самом деле, смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное: так, чтобы недалеко (ходить за примером), смешная маска есть нечто безобразное и искаженное, но без боли» («Поэтика», 1448 в).

Удовольствие от комического нередко связывалось с рассеиванием той или иной иллюзии и с избавлением от видимости. Еще Будда, получив просветление, прозрев мир как майю, видимость, рассмеялся. Этот мотив является решающим в трактовке комического у Т.Гоббса, Канта, Г.Липпса, Н.Г.Чернышевского, которые отличаются по трактовке видимости – будь то ничтожное, выдающее себя за высокое, низкое – за возвышенное, лишенное ценности – за ценное, механизм – за живое существо. З.Фрейд видел сущность комического, и в частности остроумия, в намеке на запретную сексуальную тему.

Комическое выводится Кантом из игры представлений: «Музыка и повод к смеху представляют собой два вида игры с эстетическими идеями или же с представлениями рассудка, посредством которых в конце концов ничего не мыслится и которые могут благодаря лишь одной своей смене и тем не менее живо доставлять удовольствие» (Кант И. Соч., т. 5. М., 1966, с. 351). Он определяет смех как эффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто, когда душа не находит вызвавшей напряжение причины. На этом свойстве комического уничтожать объекты видимости строится его трактовка социальной функции – осмеяния. Гегель связывает комическое со случаем: случайность субъективности, раздутой до уровня субстанциальных целей, случайность или противоречивость целей, принимаемых субъектом всерьез, «использование внешнего случая, благодаря многообразным и удивительным хитросплетениям которого возникают ситуации, где цели и обстоятельства образуют комические контрасты, и приводят к столь же комическому разрешению» (Гегель. Эстетика. М., 1971, т. 3, с. 581). Гегель считал, что определенному моменту истории соответствует тот или иной жанр в искусстве; напр., сатира – продукт разложения идеала. Поэтому она и возникает в Риме.

Русские мыслители связывали комическое с социальной критикой. Так, Н.Г.Чернышевский определяет комическое через безобразное: «Неприятно в комическом нам безобразие; приятно то, что мы так проницательны, что постигаем, что безобразное – безобразно. Смеясь над ним, мы становимся выше его» (Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. М., 1949, т. 2, с. 191). В.Г.Белинский считал задачей комедии разоблачение социальной лжи, формирование общественной морали. А.И.Герцен видел в комедии оружие борьбы против старых, отживших форм общественной жизни. В искусстве встречается большой набор комических техник, оттенков переживания комического по интенсивности и по качеству (от безмятежной улыбки, вызванной восприятием приятного, до смеха, основывающегося на различных отрицательных чувствах, – смех и преодоленный страх, смех и высокомерие, гордость, смех и слезы, смех и отвращение, презрение). К технике комического относятся: несоразмерность, преувеличение, удвоение, переворачивание смысла, обманутое ожидание и т.п.

К классическим типам комического относятся юмор, остроумие, ирония. Юмор как бы исключает серьезное, выражаясь в незлобивом смехе, доброжелательной улыбке. Для юмора характерно не отрицание мира в его испорченности, а снисходительность. Остроумие, предполагая высокое развитие интеллекта и личности, стремится обнаружить неочевидные связи, скрытые соотношения, нарушить схемы и стереотипы мышления. Согласно Вольтеру, «...это искусство либо соединять два далеко отстоящих понятия, либо, напротив, разделить понятия, кажущиеся слитными, противопоставить их друг другу; подчас это умение высказать свою мысль лишь наполовину, позволив о ней догадываться» (Вольтер. Эстетика. М., 1974, с. 242). Остроумие заключается в мгновенном переворачивании смысла, которое доставляет удовольствие или самой игрой со смыслом, искусностью этой игры, или, чаще всего, самой формой неожиданного смыслового перепада. Ирония же состоит не в открытом переворачивании смысла, а в сохранении двойственности, когда явный смысл противоположен скрытому, но все же доступен воспринимающему. Античная ирония, ирония Сократа, – способ привести собеседника к противоречию с самим собой, выведение его из состояния «ложного знания». Цель романтической иронии – утверждение субъективной свободы. Шлегель называл иронию «самой свободной из всех вольностей», которая и содержит, и побуждает «чувство неразрешимого противоречия между безусловным и обусловленным, между невозможностью и необходимостью исчерпывающей полноты высказывания» (Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика в 2 т., т. 1. М., 1983, с. 287). Идеальной формой комического является гротеск. Согласно К.Юнгу, гротеск – это сознание границ, распад предметных форм в искусстве, что характерно особенно для 20 в.

Литература:

1. Платон. Соч., т. 3. М., 1972;

2. Аристотель. Соч., т. 4. М., 1984;

3. Кант. Соч., т. 5. М., 1966;

4. Гегель. Эстетика, т. 3. М., 1971;

5. Зольгер. Эрвин. М., 1978;

6. Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. М., 1983;

7. Чернышевский Н.Г. Возвышенное и комическое. – Полн. собр. соч., т. 2. М., 1949;

8. Бергсон А. Смех в жизни и на сиене. – Собр. соч., т. 5. СПб., 1914;

9. Бахтин М.М. Творчество В.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965;

10. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976;

11. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981;

12. Любимова Т.Б. Комическое, его виды и жанры. М., 1990;

13. Lipps Th. Komik und Humor. Lpz., 1922;

14. Jünger F.G. Über das Komische. Fr./M., 1948.