Среди множества сказок, особенно увлекательно читать сказку "Винни Пух и Все Все Все. Глава 12" Милн А. А., в ней чувствуется любовь и мудрость нашего народа. И приходит мысль, а за ней и желание, окунуться в этот сказочный и невероятный мир, завоевать любовь скромной и премудрой принцессы. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Все герои "оттачивались" опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Удивительно легко и естественно сочетается текст, написанный в прошлом тысячелетии, с нашей современностью, актуальность его нисколько не уменьшилась. Сказка "Винни Пух и Все Все Все. Глава 12" Милн А. А. читать бесплатно онлайн безусловно необходимо не самостоятельно деткам, а в присутствии или под руководством их родителей.

Г ЛАВА 12. В КОТОРОЙ КРОЛИК ОЧЕНЬ ЗАНЯТ И МЫ ВПЕРВЫЕ ВСТРЕЧАЕМСЯ С ПЯТНИСТЫМ ЩАСВИРНУСОМ

Все предвещало, что у Кролика опять будет очень занятой день. Едва успев открыть глаза, Кролик почувствовал, что сегодня все от него зависит и все на него рассчитывают. Это был как раз такой день, когда надо было, скажем, написать письмо (подпись - Кролик), день, когда следовало все проверить, все выяснить, все разъяснить и, наконец, самое главное - что-то организовать.

В такое утро непременно надо было забежать на минутку к Пуху и сказать: «Ну что ж, отлично, тогда я передам Пятачку», а затем к Пятачку и сообщить: «Пух считает… Но лучше я сначала загляну к Сове». Начинался такой, как бы вам сказать, командирский день, когда все говорят: «Да, Кролик», «Хорошо, Кролик», «Будет исполнено, Кролик» и вообще ожидают дальнейших распоряжений. Кролик вышел из дому и, принюхиваясь к теплому весеннему ветру, размышлял о том, с чего начать.

Ближе всех к нему был дом Кенги, а в домике Кенги был Ру, который умел говорить: «Да, Кролик» и «Хорошо, Кролик», пожалуй, лучше всех в Лесу; но, увы, в последнее время там безотлучно находился еще один зверь - непослушный и неугомонный Тигра. А он, как известно, был такой Тигра, который всегда сам лучше вас все знает, и, если вы говорите ему, куда надо идти, он прибегает туда первым, а когда вы туда доберетесь, его и след простыл, и вам даже некому гордо сказать: «Ну вот, мы у цели!»

Нет, к Кенге не надо, - задумчиво сказал Кролик, подкручивая усики. И, желая окончательно удостовериться в том, что он туда не идет, он повернул налево и побежал прямехонько к дому Кристофера Робина.

«Что ни говори, - твердил Кролик про себя, - Кристофер Робин надеется только на меня. Он, конечно, любит Пуха, и Пятачка, и Иа, я - тоже, но у них у всех в голове опилки. Это ясно. Он уважает Сову, потому что нельзя не уважать того, кто умеет написать слово «суббота», даже если он пишет его неправильно, но правильнописание - это еще не все. Бывают такие дни, когда умение написать слово «суббота» просто не считается. А Кенга слишком занята Крошкой Ру, а Крошка Ру слишком маленький, а Тигра слишком непослушный, так что, когда наступает ответственный момент, надеяться можно только на меня. Я пойду и узнаю, в чем ему нужно помочь, и тогда я ему, конечно, помогу. Сегодня как раз день для таких занятий».

Он весело перескочил на другой берег реки и вскоре оказался в районе, где жили его Родственники и Знакомые; сегодня их было, кажется, еще больше обыкновенного. Кивнув одному-другому Ежу (поздороваться с ними за руку было, понятно, некогда), небрежно бросив «Доброе утро, доброе утро» еще кое-кому и снисходительно приветствовав самых маленьких словами: «Ах, это вы», Кролик махнул им всем лапкой и скрылся. Все это вызвало такое волнение и восхищение среди Родственников и Знакомых, что некоторые представители семейства Козявок, включая Сашку Букашку, немедленно направились в Дремучий Лес и полезли на деревья надеясь, что они успеют забраться на верхушку до того, как это - что бы оно там ни было - случится, и они смогут все как следует увидеть.

Кролик несся по опушке Дремучего Леса, с каждой минутой все больше чувствуя важность своей задачи, и наконец он прибежал к дереву, в котором жил Кристофер Робин.

Он постучал в дверь.

Он раза два окликнул Кристофера Робина. Потом он отошел немного назад и, заслонив лапкой глаза от солнца, еще покричал, глядя на верхушку.

Потом он зашел с другой стороны и опять покричал: «Эй!» и «Слушай!» и «Это Кролик!», но ничего не произошло. Тогда он замолчал и прислушался, и все замолчало и прислушалось вместе с ним, и в освещенном солнцем Лесу стало тихо-тихо, и потом вдруг где-то в невероятной вышине запел жаворонок.

Обидно, - сказал Кролик, - он ушел.

Он снова повернулся к зеленой двери, просто так для порядка, и обирался уже идти, чувствуя, что утро совершенно испорчено, как вдруг заметил на земле листок бумаги. В листке торчала булавка; очевидно, он упал с двери.

Ага, - сказал Кролик, снова приходя в хорошее настроение. - Мне опять письмо! Вот что там говорилось:

Ушол щасвирнус

занит щасвирнус

Ага! - повторил Кролик. - Надо немедленно сообщить остальным.

И он с важным видом двинулся в путь.

Ближе всего отсюда жила Сова, и Кролик направил свои стопы по Дремучему Лесу к дому Совы. Он подошел к двери, позвонил и постучал; потом снова постучал и опять позвонил. Словом, он звонил и стучал, стучал и звонил до тех пор, пока, наконец, наружу не высунулась голова Совы и не сказала:

Убирайся, я предаюсь размышлениям, - ах, это ты!

Сова всегда так встречала гостей.

Сова, - сказал Кролик деловито, - у нас с тобой есть мозги. У остальных - опилки. Если в этом Лесу кто-то должен думать, а когда я говорю «думать», я имею в виду думать по-настоящему, то это наше с тобой дело.

Да, - сказала Сова, - я этим и занималась.

Прочти вот это.

Сова взяла у Кролика записку Кристофера Робина и посмотрела на нее в некотором замешательстве. Она конечно, умела подписываться - «Сава» и умела написать «Суббота» так, что вы понимали, что это не вторник, и она довольно неплохо умела читать, если только ей не заглядывали через плечо и не спрашивали ежеминутно: «Ну так что же?» Да, она умела, но…

Ну так что же? - спросил Кролик.

Ну так что же?

Совершенно точно, - сказала Сова. - Вот именно. - И после некоторого размышления она добавила: - Если бы ты не зашел ко мне, я должна была бы сама зайти к тебе.

Почему? - спросил Кролик.

По этой самой причине, - сказала Сова, надеясь, что наконец она сумеет что-нибудь выяснить.

Вчера утром, - торжественно произнес Кролик, - я навестил Кристофера Робина. Его не было. К его двери была приколота записка.

Эта самая записка?

Другая. Но смысл ее был тот же самый. Все это очень странно.

Поразительно, - сказала Сова, снова уставившись на записку. На минуту ей, неизвестно почему, показалось, что что-то случилось с носом Кристофера Робина. - Что же ты сделал?

Это самое лучшее, - ответила мудрая Сова.

Но она с ужасом ожидала нового вопроса. И он не заставил себя долго ждать.

Ну так что же? - повторил неумолимый Кролик.

Конечно, это совершенно неоспоримо, - пробормотала Сова.

С минуту она беспомощно открывала и закрывала рот, не в силах ничего больше придумать. И вдруг ее осенило.

Скажи мне, Кролик, - сказала она, - что говорилось в первой записке? Только точно. Это очень важно. От этого все зависит. Повтори слово в слово.

Да то же самое, что и в этой, честное слово! Сова посмотрела на Кролика, борясь с искушением спихнуть его с дерева, но, сообразив, что это всегда успеется, она еще раз попыталась выяснить, о чем же все-таки идет разговор.

Прошу повторить точный текст, - сказала она, словно не обратив внимания на то, что сказал Кролик.

Да там было написано: «Ушол щасвирнус». То же самое, что и здесь, только здесь еще добавлено: «Занит щасвирнус».

Сова с облегчением вздохнула.

Ну вот, - сказала Сова, - вот теперь наше положение стало яснее.

Да, но каково положение Кристофера Робина? - сказал Кролик. - Где он сейчас? Вот в чем вопрос!

Сова снова поглядела на записку. Конечно, столь образованной особе ничего не стоило прочитать такую записку: «Ушол щасвирнус. Занит щасвирнус». А что тут еще могло быть написано?

По-моему, дорогой мой Кролик, довольно ясно. что произошло, - сказала она. - Кристофер Робин куда-то ушел с Щасвирнусом. Он и этот… Щасвирнус сейчас чем-то заняты. Ты за последнее время встречал у нас в Лесу каких-нибудь Щасвирнусов?

М-м-м, - сказал Кролик, - я как раз хотел у тебя узнать. Как они выглядят?

Ну, - сказала Сова, - пятнистый или травоядный Щасвирнус - это просто… По крайней мере, - сказала она, - он больше всего похож на… Но, конечно, - продолжала она, - это сильно зависит от… Ну… - сказала Сова. - Словом, я плохо представляю себе их внешний вид, - закончила она чистосердечно.

Большое спасибо, - сказал Кролик.

И он помчался к Винни-Пуху.

Еще издалека он услышал какой-то загадочный шум. Он остановился и прислушался. Производил этот шум Винни-Пух, а шум был вот какой:

ЗАГАДОЧНЫЙ ШУМ

————————-

Опять ничего не могу я понять.

Опилки мои - в беспорядке.

Везде и повсюду, опять и опять

Меня окружают загадки.

Возьмем это самое слово опять.

Зачем мы его произносим,

Когда мы свободно могли бы сказать

«Ошесть» и «осемь» и «овосемь»?

Молчит этажерка, молчит и тахта -

У них не добьешься ответа,

Зачем это хта - обязательно та.

А жерка, как правило, эта!

«Собака кусается»… Что ж, не беда.

Загадочно то, что собака,

Хотя и кусается, но никогда

Себя не кусает, однако…

О, если бы мог я все это понять.

Опилки пришли бы в порядок!

А то мне - загадочно! - хочется спать

От всех этих Трудных Загадок!

Здорово, Пух, - сказал Кролик.

Здравствуй, Кролик, - сказал Пух сонно.

Это ты сам додумался?

Да, вроде как сам, - отвечал Пух. - Не то чтобы я умел думать, - продолжал он скромно, - ты ведь сам знаешь, но иногда на меня это находит.

Угу, - сказал Кролик, который никогда не позволял ничему находить на него, а всегда все находил и хватал сам. - Так вот, дело вот в чем: ты когда-нибудь видал Пятнистого или Травоядного Щасвирнуса у нас в Лесу?

Нет, - сказал Пух, - нико… Нет. Вот Тигру видел сейчас.

Он нам ни к чему.

Да, - сказал Пух, - я и сам так думал.

А Пятачка ты видел?

Да, - сказал Пух. - Я думаю, он сейчас тоже ни к чему, - продолжал он сонно.

Ну, это зависит от того, видел он кого-нибудь или нет.

Он меня видел, - сказал Пух. Кролик присел было рядом с Пухом на землю, но почувствовав, что это умаляет его достоинство, снова встал и сказал:

Если сформулировать нашу задачу, то ее можно изложить так: «Что Кристофер Робин делает теперь по утрам?»

Что он делает?

Да, да. Можешь ты мне рассказать, что он делает по утрам в последнее время? Требуются свидетельства очевидца за последние несколько дней.

Да, - сказал Пух, - мы вчера с ним вместе завтракали. Возле Шести Сосен. Я сделал такую маленькую корзиночку, просто небольшую, но подходящую корзиночку, такую порядочную, солидную корзиночку, полную…

Да, да, - сказал Кролик, - все понятно. Но имею в виду более позднее время. Ты видел его когда-нибудь от одиннадцати до двенадцати часов дня?

Ну, - сказал Пух, - в одиннадцать часов… одиннадцать часов, понимаешь, я обычно захожу домой. У меня в это время там кое-какие дела.

А в четверть двенадцатого?

Ну… - начал Пух.

В полдвенадцатого?

Да, - сказал Пух. - В полдвенадцатого или немножко попозже я обычно вижусь с ним.

И тут, задумавшись об этом, Пух вдруг вспомнил, что он действительно давно не видел Кристофера Робина в это время. После обеда - да, вечером - да, перед завтраком - да, сразу после завтрака - да, а потом, действительно: «Ну, Пух, скоро увидимся», и Кристофер Робин исчезает на все утро.

Вот то-то и оно, - сказал Кролик. - Куда?

Ну, может быть, он ищет что-нибудь?

Что? - спросил Кролик.

Пятнистого или Травоядного Щасвирнуса?

Да, - сказал Пух, - одного из них. Если он не на месте.

Кролик строго посмотрел на Винни-Пуха.

Кажется, толку от тебя немного, - сказал он.

Кролик поблагодарил его за старание и сказал, что он должен навестить Иа, и Пух, если хочет, может пойти с ним. Но Пух, который чувствовал, что на него находит новый куплет Шумелки, сказал, что он подождет Пятачка.

Всего хорошего, Кролик.

И Кролик ушел.

Но случилось так, что первым встретил Пятачка как раз Кролик. Пятачок встал в этот день очень-очень рано и решил нарвать себе букетик фиалок, и, когда он нарвал букет и поставил его в вазу посреди своего дома, ему внезапно пришло в голову, что никто ни разу в жизни не нарвал букета фиалок для Иа. И чем больше он думал об этом, тем более он чувствовал, как грустно быть ослом, которому никто никогда в жизни даже не нарвал букета фиалок. И он снова помчался на лужайку, повторяя про себя: «Иа, фиалки», а потом: «Фиалки, Иа-Иа», чтобы не забыть.

Пятачок нарвал большой букет и побежал рысцой к тому месту, где обычно пасся Иа, по дороге нюхая фиалки и чувствуя себя необыкновенно счастливым.

Здравствуй, Иа, - начал Пятачок немного нерешительно, потому что Иа был чем-то занят.

Иа поднял ногу и помахал Пятачку, чтобы уходил.

Завтра, - сказал Иа, - или послезавтра.

Пятачок подошел поближе посмотреть, в чем дело. Перед Иа на земле лежали три палочки, на которые он внимательно смотрел. Две палочки соприкасались концами, а третья палочка лежала поперек них. Пятачок подумал, что, наверно, это какая-нибудь Западня.

Ой, Иа, - снова начал он, - я как раз…

Это маленький Пятачок? - сказал Иа, не отрывая взора от своих палочек.

Да, Иа, и я…

Ты знаешь, что это такое?

Нет, - сказал Пятачок.

Это «А».

О! О! - сказал Пятачок.

Какое «О»? Это «А»! - строго сказал Иа. - Ты что, не слышишь? Или ты думаешь, что ты образованнее Кристофера Робина?

Да, - сказал Пятачок. - Нет, - быстренько поправился он и подошел еще поближе.

Кристофер Робин сказал, что это «А», - значит это и будет «А». Во всяком случае, пока кто-нибудь на него не наступит, - добавил Иа сурово.

Пятачок поспешно отскочил назад и понюхал свои фиалки.

А ты знаешь, что означает «А», маленький Пятачок?

Нет, Иа, не знаю.

Оно означает Учение, оно означает Образование, Науки и тому подобные вещи, о которых ни Пух, ни ты не имеете понятия. Вот что означает А.

О! - снова сказал Пятачок. - Я хотел сказать «Да ну?» - поспешно пояснил он.

Слушай меня, маленький Пятачок. В этом Лесу толчется масса всякого народа, и все они говорят: «Ну Иа - это всего лишь Иа, он не считается». Они разгуливают тут взад и вперед и говорят: «Ха-ха!» а что они знают про букву «А»? Ничего. Для них это просто три палочки. Но для Образованных, заметь себе это, маленький Пятачок, для Образованных - я не говорю о Пухах и Пятачках - это знаменитая и могучая буква «А». Да, это тебе не такая вещь, - добавил он, - про которую каждый знает, чем это пахнет!

Пятачок смущенно спрятал за спину фиалки и оглянулся в поисках помощи.

А вот и Кролик, - сказал он радостно. - Здравствуй, Кролик.

Кролик с важным видом подошел поближе, кивнул Пятачку и сказал: «Привет, Иа», тоном, ясно говорившим, что спустя не более двух минут он скажет: «Всего хорошего».

Иа, у меня к тебе только один вопрос. Что это делает Кристофер Робин в последнее время по утрам?

Что я сейчас вижу перед собой? - сказал Иа, не поднимая глаз.

Три палочки, - не задумываясь, ответил Кролик.

Вот видишь? - сказал Иа Пятачку. Потом он повернулся к Кролику. - Теперь я отвечу на твой вопрос, - торжественно сказал он.

Спасибо, - сказал Кролик.

Что делает Кристофер Робин по утрам? Он учится. Он получает образование. Он обалдевает - по-моему, он употребил именно это слово, но, может быть, я и заблуждаюсь, - он обалдевает знаниями. В меру своих скромных сил я также - если я правильно усвоил это слово - обал… делаю то же, что и он. Вот это, например, буква…

Буква «А», - сказал Кролик, - но не очень удачная. Ну ладно, я должен идти и сообщить остальным.

Иа посмотрел на свои палочки, а потом на Пятачка.

Как сказал Кролик? Что это такое? - спросил он.

- «А», - сказал Пятачок.

Это ты ему сказал?

Нет, Иа, я не говорил. Я думаю, он сам знает.

Он знает? Ты хочешь сказать, что какой-то Кролик знает букву «А»?

Да, Иа. Он очень умный, Кролик-то.

Умный!… - сказал Иа с презрением, изо всех сил наступив копытом на свои три палочки.

Образование!… - с горечью сказал Иа, прыгая на своих палочках (их стало уже шесть).

Что такое наука? - спросил Иа, лягая палочки (их было уже двенадцать), так что они взлетели в воздух. - Какой-то Кролик все это знает. Ха!…

Я думаю… - начал Пятачок робко.

Не надо! - сказал Иа-Иа.

Я думаю, фиалки довольно милые, - сказал Пятачок. Он положил перед Иа свой букет и умчался.

На следующее утро записка на двери Кристофера Робина гласила:

Милн А. А. "Винни Пух и Все Все Все. Глава 13" »

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

Винни-Пух и Все-Все-Все... (продолжение)

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ,
в которой Кролик очень занят
и мы впервые встречаемся с пятнистым Щасвирнусом

Всё предвещало, что у Кролика опять будет очень занятой день. Едва успев открыть глаза, Кролик почувствовал, что сегодня всё от него зависит, и все на него рассчитывают. Это был как раз такой день, когда надо было, скажем, написать письмо (подпись - Кролик), день, когда следовало всё проверить, всё выяснить, всё разъяснить и, наконец, самое главное - что-то организовать.

В такое утро непременно надо было забежать на минутку к Пуху и сказать: “Ну что ж, отлично, тогда я передам Пятачку”, а затем к Пятачку и сообщить: “Пух считает... Но лучше я сначала загляну к Сове”. Начинался такой, как бы вам сказать, командирский день, когда все говорят: “Да, Кролик”, “Хорошо, Кролик”, “Будет исполнено, Кролик” и вообще ожидают дальнейших распоряжений. Кролик вышел из дому и, принюхиваясь к тёплому весеннему ветру, размышлял о том, с чего начать.

Ближе всех к нему был дом Кенги, а в домике Кенги был Ру, который умел говорить: “Да, Кролик” и “Хорошо, Кролик”, пожалуй, лучше всех в Лесу; но, увы, в последнее время там безотлучно находился ещё один зверь - непослушный и неугомонный Тигра. А он, как известно, был такой Тигра, который всегда сам лучше вас всё знает, и, если вы говорите ему, куда надо идти, он прибегает туда первым, а когда вы туда доберётесь, его и след простыл, и вам даже некому гордо сказать: “Ну вот, мы у цели!”

Нет, к Кенге не надо,- задумчиво сказал Кролик, подкручивая усики. И, желая окончательно удостовериться в том, что он туда не идёт, он повернул налево и побежал прямёхонько к дому Кристофера Робина.

“Что ни говори,- твердил Кролик про себя,- Кристофер Робин надеется только на меня . Он, конечно, любит Пуха, и Пятачка, и Иа, я - тоже, но у них у всех в голове опилки. Это ясно. Он уважает Сову, потому что нельзя не уважать того, кто умеет написать слово “суббота”, даже если он пишет его неправильно, но правильнописание - это ещё не всё. Бывают такие дни, когда умение написать слово “суббота” просто не считается. А Кенга слишком занята Крошкой Ру, а Крошка Ру слишком маленький, а Тигра слишком непослушный, так что, когда наступает ответственный момент, надеяться можно только на меня. Я пойду и узнаю, в чём ему нужно помочь, и тогда я ему, конечно, помогу. Сегодня как раз день для таких занятий”.

Он весело перескочил на другой берег реки и вскоре оказался в районе, где жили его Родственники и Знакомые; сегодня их было, кажется, ещё больше обыкновенного. Кивнув одному-другому Ежу (поздороваться с ними за руку было, понятно, некогда), небрежно бросив “Доброе утро, доброе утро” ещё кое-кому и снисходительно приветствовав самых маленьких словами: “Ах, это вы”, Кролик махнул им всем лапкой и скрылся. Всё это вызвало такое волнение и восхищение среди Родственников и Знакомых, что некоторые представители семейства Козявок, включая Сашку Букашку, немедленно направились в Дремучий Лес и полезли на деревья, надеясь, что они успеют забраться на верхушку до того, как это - что бы оно, там ни было - случится, и они смогут всё как следует увидеть.

Кролик нёсся по опушке Дремучего Леса, с каждой минутой всё больше чувствуя важность своей задачи, и, наконец, он прибежал к дереву, в котором жил Кристофер Робин.

Он постучал в дверь.

Он раза два окликнул Кристофера Робина.

Потом он отошёл немного назад и, заслонив лапкой глаза от солнца, ещё покричал, глядя на верхушку.

Потом он зашёл с другой стороны и опять покричал: “Эй!” и “Слушай!” и “Это Кролик!”, но ничего не произошло. Тогда он замолчал и прислушался, и всё замолчало и прислушалось вместе с ним, и в освещённом солнцем Лесу стало тихо-тихо, и потом вдруг где-то в невероятной вышине запел жаворонок.

Обидно, - сказал Кролик, - он ушёл.

Он снова повернулся к зелёной двери, просто так, для порядка, и собирался уже идти, чувствуя, что утро совершенно испорчено, как вдруг заметил на земле листок бумаги. В листке торчала булавка; очевидно, он упал с двери.

Ага, - сказал Кролик, снова приходя в хорошее настроение. - Мне опять письмо! Вот что там говорилось:

Ага! - повторил Кролик.- Надо немедленно сообщить остальным.

И он с важным видом двинулся в путь.

Ближе всего отсюда жила Сова, и Кролик направил свои стопы по Дремучему Лесу к дому Совы. Он подошёл к двери, позвонил и постучал; потом снова постучал и опять позвонил. Словом, он звонил и стучал, стучал и звонил до тех пор, пока, наконец, наружу не высунулась голова Совы и не сказала:

Убирайся, я предаюсь размышлениям,- ах, это ты!

Сова всегда так встречала гостей.

Сова,- сказал Кролик деловито,- у нас с тобой есть мозги. У остальных - опилки. Если в этом Лесу кто-то должен думать, а когда я говорю “думать”, я имею в виду думать по-настоящему , то это наше с тобой дело.

Да,- сказала Сова,- я этим и занималась.

Прочти вот это.

Сова взяла у Кролика записку Кристофера Робина и посмотрела на неё в некотором замешательстве. Она, конечно, умела подписываться - “Сава ” и умела написать “Суббота ” так, что вы понимали, что это не вторник, и она довольно неплохо умела читать, если только ей не заглядывали через плечо и не спрашивали ежеминутно: “Ну, так что же?” Да, она умела, но...

Ну, так что же? - спросил Кролик.

Ну, так что же?

Совершенно точно,- сказала Сова.- Вот именно.- И после некоторого размышления она добавила: - Если бы ты не зашёл ко мне, я должна была бы сама зайти к тебе.

Почему? - спросил Кролик.

По этой самой причине,- сказала Сова, надеясь, что наконец она сумеет что-нибудь выяснить.

Вчера утром,- торжественно произнёс Кролик,- я навестил Кристофера Робина. Его не было. К его двери была приколота записка.

Эта самая записка?

Другая. Но смысл её был тот же самый. Всё это очень странно.

Поразительно,- сказала Сова, снова уставившись на записку. На минуту ей, неизвестно почему, показалось, что что-то случилось с носом Кристофера Робина.- Что же ты сделал?

Это самое лучшее,- ответила мудрая Сова.

Но она с ужасом ожидала нового вопроса. И он не заставил себя долго ждать.

Ну, так что же? - повторил неумолимый Кролик.

Конечно, это совершенно неоспоримо,- пробормотала Сова.

С минуту она беспомощно открывала и закрывала рот, не в силах ничего больше придумать. И вдруг её осенило.

Скажи мне, Кролик,- сказала она,- что говорилось в первой записке? Только точно. Это очень важно. От этого всё зависят. Повтори слово в слово.

Да то же самое, что и в этой, честное слово!

Сова посмотрела на Кролика, борясь с искушением спихнуть его с дерева, но, сообразив, что это всегда успеется, она ещё раз попыталась выяснить, о чём же всё-таки идёт разговор.

Прошу повторять точный текст,- сказала она, словно не обратив внимания на то, что сказал Кролик.

Да там было написано: “Ушол щасвирнус ”. То же самое, что и здесь, только здесь ещё добавлено: “Занит щас вирнус ”.

Сова с облегчением вздохнула.

Ну вот,- сказала Сова,- вот теперь наше положение стало яснее.

Да, но каково положение Кристофера Робина? - сказал Кролик.- Где он сейчас? Вот в чети вопрос!

Сова снова поглядела на записку. Конечно, столь образованной особе ничего не стоило прочитать такую записку: “Ушол щасвирнус. Занит щасвирнус”. А что тут ещё могло быть написано?

По-моему, дорогой кой Кролик, довольно ясно, что произошло,- сказала она.- Кристофер Робин куда-то ушёл с Щасвирнусом. Он и этот... Щасвирнус сейчас чем-то заняты. Ты за последнее время встречал у нас в Лесу каких-нибудь Щасвирнусов?

М-м-м,- сказал Кролик,- я как раз хотел у тебя узнать. Как они выглядят?

Ну,- сказала Сова,- пятнистый или травоядный Щасвирнус - это просто... По крайней мере,- сказала она,- он больше всего похож на... Но, конечно - продолжала она,- это сильно зависит от... Ну...- сказала Сова.- Словом, я плохо представляю себе их внешний вид,- закончила она чистосердечно.

Большое спасибо,- сказал Кролик.

И он помчался к Винни-Пуху.

Ещё издалека он услышал какой-то загадочный шум. Он остановился и прислушался. Производил этот шум Винни-Пух, а шум был вот какой:

ЗАГАДОЧНЫЙ ШУМ

Опять ничего не могу я понять, Опилки мои - в беспорядке. Везде и повсюду, опять и опять Меня окружают загадки. Возьмём это самое слово опять . Зачем мы его произносим, Когда мы свободно могли бы сказать “Ошесть”, и “осемь”, и “овосемь”? Молчит этажерка , молчит и тахта - У них не добьёшься ответа, Зачем это хта - обязательно та , А жерка , как правило, эта ! “Собака кусается”... Что ж, не беда. Загадочно то, что собака, Хотя и кусает ся , но никогда Себя не кусает, однако... О, если бы мог я всё это понять, Опилки пришли бы в порядок! А то мне - загадочно! - хочется спать От всех этих Трудных Загадок!

Здорово, Пух,- сказал Кролик.

Здравствуй, Кролик,- сказал Пух сонно.

Это ты сам додумался?

Да” вроде как сам,- отвечал Пух.- Не то чтобы я умел думать,- продолжал он скромно,- ты ведь сам знаешь, но иногда на меня это находит.

Угу,- сказал Кролик, который никогда не позволял ничему находить на него, а всегда всё находил и хватал сам.- Так вот, дело вот в чём: ты когда-нибудь видал Пятнистого или Травоядного Щасвирнуса у нас в Лесу?

Нет,- сказал Пух,- ни-ко... Нет. Вот Тигру я видел сейчас.

Он нам ни к чему.

Возьмём это самое слово «опять». Зачем мы его произносим, Когда мы свободно могли бы сказать «Ошесть», и «осемь», и «овосемь»? Молчит этажерка, молчит и тахта - У них не добьёшься ответа, Зачем это хта - обязательно та, А жерка, как правило, эта! «Собака кусается»... Что ж, не беда. Загадочно то, что собака, Хотя и кусает «ся», но никогда Себя не кусает, однако... О, если бы мог я всё это понять, Опилки пришли бы в порядок! А то мне - загадочно - хочется спать От всех этих Трудных Загадок!

Работа по учебнику

(Упр. 547 - самостоятельное выполнение.)

IV. Подведение итогов урока

Как образуются глаголы в условном наклонении?

Как изменяются глаголы в условном наклонении?

Домашнее задание

Учебник: § 92, упр. 546.

Рабочая тетрадь: задание 106 (вторая колонка).

Уроки 181-18 3. Повелительное наклонение

Цели: познакомить с грамматическими особенностями и спо­собами выражения повелительного наклонения; развивать орфо­графические навыки.

Планируемые результаты: знание грамматических особенно­стей изъявительного, условного и повелительного наклонения гла­голов; умения определять наклонение глаголов, объяснять языко-liiiic явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 546 - обсуждение вопросов и заданий, чтение и анализ Мини-сочинений.) Комментарии

Основная мысль текста: для достижения успеха в жизни не-ООходимо удивляться.

III. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте текст.

На уроке слушайте внимательно! Не отвлекайтесь! Не перебивайте учителя! Не мешайте одноклассникам! Задания выполняйте точно и ак­куратно!



В чём особенность этого текста? (Все предложения выража­ют побуждение к действию.)

Что вы можете сказать о глаголах в этих предложениях? (Глаголыупотреблены в повелительном наклонении.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с грамматическими особенностями повели­тельного наклонения глагола, научиться распознавать такие глаголы, правильно их писать и употреблять в речи.)

IV. Работа по теме урока

Слово учителя

По названию «повелительное наклонение» понятно, что гла­гол в этом наклонении повелевает. Но повелевать можно по-раз­ному. Например, надпись «Не влезай! Убьёт!» на знаке электро­безопасности - требование. «Помоги, пожалуйста!» - вежливая просьба. Мы просим или требуем в зависимости от ситуации об­щения, обстановки, целей высказывания.

Работа по учебнику

1. Обсуждение вопроса и заданий рубрики «Материалы для
самостоятельных наблюдений», работа с таблицей (с. 121).

(Необходимо пояснить значение некоторых необычных грам­матических форм. «Пчелу-работницу напой» значит «напои», это устаревшая форма повелительного наклонения глагола напоить. «Оставь про резвых мотыльков» значит «для резвых мотыльков». Эта устаревшая форма предлога про вместо предлога для сохрани лась в некоторых говорах и простонародной речи.)

2. Чтение теоретического материала и правила (с. 123, 124),
беседа по прочитанному, комментарии учителя.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, к которым говорящий побуждает кого-либо - приказывает, про сит, советует выполнить.

Глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме 2-го лица. Они образуются от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса -и или без суффикса: включу включи, научу - научи, пою - пои.

Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам и не изменяются по временам и по родам.

Форма единственного числа имеет нулевое окончание. Форма множественного числа образуется от формы единственного чис­ла при помощи окончания -те: включите, научите, пойте. Если обращаются к одному лицу, то формы на -те означают вежливое обращение.

При выражении просьбы употребляются вводные слова: по­жалуйста, будьте добры, будьте любезны. Эти слова употребляют­ся только с глаголами повелительного наклонения.

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется мягкий знак, который сохраня­ется перед суффиксом -ся (-сь) и окончанием -те: отправься, по­ставьте, отрежьте.

3. Упр. 548 - выразительное чтение стихотворения, коллек­тивное выполнение заданий на доске и в тетрадях.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 549 - выразительное чтение текста, коллективное вы-
полнение с комментированием.

Комментарии

Самый важный призыв в тексте: «Украшай землю и жизнь!»

2. Упр. 550 - выразительное чтение стихотворения, самостоя-
тельное выполнение с последующей проверкой.

Комментарии

Поясним некоторые слова и формы слов: раззудиться - вы­жать охоту к чему-либо, раззадориться; пахнуть (не путать с омо-I рмфом пахнуть) - обдать струёй воздуха, тепла, запаха или по­веять; подкошенная - форма с ударением, которого требует ритм ешхотворения (правильно: подкошенная); «Поклонись, цветы, / Головой земле!» - форма глагола в повелительном наклонении, единственное число в значении множественного.

Переходные глаголы: освежи, взволнуй.

3. Упр. 551 - самостоятельное выполнение с последующей
Проверкой.

Упр. 552 - коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

VI. Подведение итогов урока

Какие действия обозначают глаголы в повелительном на­клонении?

В какой форме употребляются глаголы в повелительном наклонении?

Домашнее задание

Учебник: § 93 (с. 121-124), упр. 553 Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 553 - чтение по цепочке с комментированием поста­новки знаков препинания, морфологический и пунктуационный разбор на доске.)


Опять ничего не могу я понять

Опилки мои - в беспорядке,

Везде и повсюду, опять и опять

Меня окружают загадки.

Возьмём это самое слово опять,

Зачем мы его произносим,

Когда мы свободно могли бы сказать:

"Ошесть", и "осемь", и "овосемь"?

Молчит этажерка, молчит и тахта

От них не добьёшься ответа,

Зачем эта хта обязательно та,

А жерка, как правило, эта?..

Сразу видно: такое мог сочинить именно Маленький Медвежонок с Опилками в Голове. Но самое интересное, что эту Шумелку написал всё-таки Борис Заходер, - ну, хорошо, договоримся так: в соавторстве с Пухом. Мы читаем Шумелку и видим: медвежонок никак не может справиться со своими опилками, он то и дело сбивается. Но для того, чтобы он так забавно сбивался, до такой степени не умел выразить свою мысль, для этого очень много нужно уметь Заходеру. И когда "тахта" превращается в "ту хту", а "этажерка" - в "эту жерку", в этом видно как раз его, заходеровское, умение играть словами.

Причём играть так, что игры словно бы и нету.

Вот уже не Пух, а Тюлень, у которого моль съела его замечательную шубу и которому никто из друзей и знакомых не хочет одолжить свою, сокрушается:

Постоял Тюлень у двери:

Боже мой, какие звери!

Вот Очень Вежливый Индюк, к которому почему-то никто, ни Свинья, ни Осёл, ни Корова, не желает идти в гости, разгневанно бурчит:

Не усвоили,

Правила приличия!

А вот что говорится про Сома, которому всё приходится делать самому, потому что никто ему, бедняге, не поможет:

Он лежит себе

Самостоятельный вполне!

Слышите, как в этом длинном и неповоротливом слове "самостоятельный" звучит: "сОмостоятельный", - ведь речь-то идёт о сОме? (Не зря другое стихотворение Заходера про самонадеянного... нет, про сОмонадеянного, сОмодовольного, сОмовлюблённого сома так и называется: "Сомомнение".) И как сОмо... нет, простите, теперь уже сАмо по себе обращение Тюленя или Индюка: "звери" или "скоты" звучит (так было и в стихах про Киску - помните?) одновременно и смешно и серьёзно? Потому что разве Морж, Хорёк или Хомяк, отказавшие Тюленю, и в самом деле не звери? А Свинья или Корова - не скоты?

Тут сталкиваются два смысла: этот, ничуть не ругательный, и тот, который придали этим словам мы, люди, для которых нет ничего хуже обвинения в "зверстве" или "скотстве", - и возникает (как будто сам по себе, как будто без всякой посторонней помощи) юмор Бориса Заходера. Особенный юмор, который ни с каким другим не спутаешь, особенное умение всюду оставаться самим собой. Даже в тех книгах, на обложках которых значится, предположим: "А.А.Милн. Винни-Пух и Все-Все-Все". Или: "Л.Кэрролл. Алиса в Стране Чудес". И только потом, ниже написано: "Пересказ Бориса Заходера".

В своём предисловии к изданиям "Винни-Пуха" Заходер говорит:

Я научил Винни-Пуха говорить по-русски.

Подумаешь: научить англичанина говорить по-русски! Он ведь всё равно так англичанином и останется, даже если будет говорить по-русски без всякого акцента. А Винни-Пух... Что с ним произошло в пересказе Заходера? Может быть, он стал русским медвежонком? И лучше было бы назвать его не Пухом, а, скажем, Топтыжкой?

Нет, не получится. Как-никак друг и хозяин Винни-Пуха не Вася Иванов и не Петя Сидоров, а Кристофер Робин, да и вообще, читая эту книгу, мы - даже самые маленькие из нас - понимаем: дело происходит не на Арбате и не на Невском проспекте, а... где?

В том-то и дело, что не сразу скажешь где.

Винни-Пух, как и многие другие герои детских книг, которых Заходер научил говорить по-русски, а главное, научил жить среди нас, остался английским медвежонком. Таким, каким и родился. И в то же время перестал быть только английским... Понимаете? Или не очень? Я-то, во всяком случае, и в самом деле не очень понимаю, как это всё происходит, как Пух, или Питер Пэн, или Алиса, не превращаясь в Топтыжку, или в Петю, или в Соню (Соню я не выдумал: именно так и назывался очень старый перевод "Алисы в Стране Чудес" - "Соня в Царстве Дива"), всё-таки становятся нашими, русскими. Вернее, и нашими. И русскими тоже.

В этом "и" как раз и состоит чудо.

В общем, вероятно, для того, чтобы понять, как всё это оказывается возможным, надо самому быть поэтом. Да ещё поэтом-переводчиком. А я (не знаю, как вы), к сожалению, не поэт.

Правда, и поэты иногда признаются, что тоже не понимают этого чуда.

Польский поэт Ян Бжехва (загляните в книгу: "На Горизонтских островах", "Дырки в сыре", "Как Тюлень стал тюленем", "Сомомнение", "Очень Вежливый Индюк" - это Заходер пересказывает именно его) однажды печально заметил:

"Как известно, существует мнение, в общем правильное, что поэзия непереводима..."

После этого заявления, казалось бы, надо просто прекратить заниматься таким сомнительным делом, как перевод. Но вдруг Бжехва добавил вот что:

"Случаются, однако, счастливые исключения. И тут могу заявить, что мне, несомненно, достался выигрыш в этой лотерее, ибо то, что сделал Заходер, переводя мои стихи или, вернее, написав их по-русски, представляет собой редкий феномен в области переводной литературы. Трудно поверить в возможность такой виртуозности в овладении чужим стихотворением, стихом, замыслом, версификационной шуткой".

Если вам будут непонятны некоторые слова, например "версификационной", то пусть вам их кто-нибудь объяснит. А мне вы снова поверьте на слово: Бжехва был просто счастлив, что стихи его попали в руки Заходеру.

Короче говоря... но, кажется, мне и в самом деле следует говорить короче. Перед вами - книга, вот она, читайте (или, что куда вероятнее, перечитывайте). Книга поэта, который может сказать много нового, своего, и самому маленькому из его слушателей, и самому пожилому из его читателей. Поэта, который настолько ни на кого не похож, что я берусь узнать его по одной, почти любой его строчке, и который даже в переводах (пересказах) проявляется во всю свою весёлую и умную силу. Проявляется таким, каков он есть. Один-единственный.

Станислав Рассадин

МАРТЫШКИН ДОМ

Я - последняя буква в азбуке.

Поговорка

Всем известно:

Последняя.

А известно ли кому,

Отчего и почему?

Неизвестно?

Неизвестно.

Интересно?

Интересно!

Ну, так слушайте рассказ.

Жили в азбуке у нас