Понятие о восприятии. В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: не звуки, а предметы и явления, производящие звук; не свет, а светящиеся предметы; не запахи, а пахнущие объекты. Поэтому на основе ощущении должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным. Таким процессом и является восприятие.
Восприятием называют отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. В отличие от процесса ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Мы воспринимаем, например, классную доску, а не сумму черноты, твердости и прямоугольной формы. Воспринимал, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем «тот образ, донимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти ж мышления. Восприятие не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Важная составная часть деятельности восприятия- движения: движения глаза, рассматри-вающего предмет, движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним, и т. д. Без движений глаза нет, например, зрительного восприятия. Если с помощью специального устройства добиться абсолютной неподвижности глаза, то он перестает видеть объект. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, называние, т. е. словесное обозначение предмета. Бывают случаи, когда внешние признаки предмета настолько бедны или изменены, что не позволяют сразу опознать его. В таких случаях называние предмета вызывает образы, связанные со словом, и они дают возможность быстро узнать предмет. Рассмотрите рис. 18. Что изображено? Группа разбросанных в случайном порядке пятен, скажете вы. Но если будут произнесены слова: «Это - собака», вы сразу увидите силуэт животного.

Физиологические основы восприятия. Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. В основе восприятия лежат сложные системы нервных связей. Предметы или явления окружающего мира обладают целым рядом свойств и воздействуют этими свойствами на различные анализаторы. Воспринимая в первый раз незнакомый Предмет (например, лимон), ребенок ощущает его круглую форму и желтый цвет (через зрительный анализатор), его своеобразный аромат (через обонятельный анализатор) мягкую, шероховатую поверхность (через кожный и двигательный анализаторы), его кислый вкус (через вкусовой анализатор). Таким образом, предмет, в данном случае лимон, выступает как сложный, комплексный раздражитель. Восприятие же есть результат синтетической деятельности коры, связь различных ощущений. Другими словами, в основе восприятия лежат так называемые межанализаторные связи, связи между различными анализаторами.
Наличие таких связей позволяет правильно воспринимать предмет на основании показаний всего лишь одного анализатора. Например, я вижу гранитную плиту и воспринимаю ее как твердую и холодную. Но твердость и температуру тела видеть нельзя, эти ощущения дают другие анализаторы. В данном случае возбуждение зрительного анализатора приводит к возбуждению соответствующей системы межанализаторных связей. Установление такого рода связей можно отчетливо проследить, наблюдая за восприятием слепорожденных, прозревших после операции. Первое время они не могут осмысливать то, что видят, пока не научатся при помощи ощупывания предметов осознавать показания органа зрения. Такие люди на первых порах не узнают с помощью зрения знакомых предметов. Известен случай, когда прозревший человек, которому показали бутыль и попросили определить, что это такое, ответил: «Не знаю. Вполне возможно, что это лошадь». Другой, увидев геометрические тела (куб, шар, пирамиду), никак не мог понять, что это такое, пока не определил их путем ощупывания. После образования связи между зрительными и осязательными ощущениями зрительное узнавание стало возможным.
Если воспринимаемое явление по самой своей природе воздействует только на один анализатор (например, при восприятии мелодии или восприятии звуковой речи), то в основе восприятия лежат системы внутрианализаторных связей, связей в пределах одного анализатора. Это связи на отношение, соотношение элементов. Образование таких связей в слуховом анализаторе дает возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в нее звуков, хотя мелодия звучит то в голосе, то в исполнении на различных инструментах. Образование таких связей в зрительном анализаторе обеспечивает узнавание контуров фигур независимо от их размера и цвета.
Осмысленность восприятия связана с работой так называемых вторичных корковых полей анализаторов. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которых дает ощущения, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмысливании его. При раздражении слабым электрическим током (о возможности таких экспериментов упоминалось в главе II) первичных зрительных нолей человек видел цветовые пятна, блики, вспышки, при раздражении вторичных зрительных полей - знакомые лица, предметы, животных. Аналогичное явление наблюдалось и при раздражении первичных и вторичных слуховых зон (шумы, неоформленные звуки разной громкости и высоты или же голоса, слова, звуки музыкальных инструментов).
Виды восприятия. В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительные, слуховые, осязательные восприятия. Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетания различных видов восприятия. Например, восприятие учебного текста при его чтении вслух есть сочетание зрительного и слухового восприятий. Восприятие в процессе труда в школьной мастерской есть сочетание зрительного, слухового, осязательного восприятий.

Восприятие - это синоним латинского термина «перцепция». Оно в буквальном смысле слова означает предметов окружающего мира и их последующее отражение. Его нередко отождествляют с термином «ощущение». И они действительно взаимосвязаны друг с другом. Но есть и различия. Впрочем, намного больше интереса представляет физиологическая основа восприятия. Вот о ней и хотелось бы поговорить.

Ощущения как структурный компонент

Итак, физиологическая основа восприятия - это совместная деятельность системы анализаторов, функционирующих в едином комплексе.

Как это работает? Сначала в окончаниях нервов, входящих в ЦНС, появляются сигналы. Причиной этого как раз является внешний раздражитель, которым может быть любой фактор внутренней и внешней среды, вызывающий повышенную чувствительность или возбуждение.

Так вот, этот сигнал поступает в кору головного мозга. «Транспортом» для него являются проводящие нервные пути. После этого сигнал поступает в сенсорные зоны коры. Это, можно сказать, центральная проекция нервных окончаний. И впоследствии уже формируется А её «содержание» зависит от того, с каким органом чувств связана та зона.

Завершается процесс передачей возбуждения в интегративные зоны. Там образы реального мира заканчивают формироваться. После чего мы получаем готовую информацию и ощущения. И всё это происходит в какие-то миллиардные доли секунды.

Двигательная активность

С ней физиологическая основа восприятия связана непосредственным образом. Соответственно, процесс обработки информации усложняется. Поскольку нервные возбуждения, возникновение которых спровоцировало воздействие внешнего раздражителя, переходят в центры, в которых они охватывают сразу несколько зон коры головного мозга. Как следствие - начало взаимодействия с другими импульсами.

Вот, например, глаза. Именно посредством зрения мы получаем порядка 90% всей информации! Но ведь глаза - это орган. И в нём есть мышцы, которые практически постоянно задействованы. Даже если человек сам проанализирует то, как работают его глаза, он поймёт - этот орган будто бы «ощупывает» предмет. Особенно если тот представляет какой-то интерес. Без естественных движений глаз нормально образ не выстроится, и это уже доказано многочисленными опытами. Есть очень интересные эксперименты на эту тему, и одни из самых занимательных проводились Н. Ю. Вергилесом и В. П. Зинченко, а ещё А. Н. Леонтьевым.

Рефлекторная составляющая

Её также содержит в себе физиологическая основа восприятия. Всем известно, что рефлекс - это устойчивая, неосознанная реакция на раздражитель, которая происходит с участием ЦНС. Если человек случайно прикоснётся к слишком горячей батарее, он отдёрнет руку тотчас. Это и есть рефлекс.

Так вот, с данным аспектом связаны физиологические основы восприятия в психологии. Впервые к этому пришёл Иван Петрович Павлов. Он доказал, что восприятие - это рефлекторный процесс. По мнению ученого, в его основе лежат временные нервные связи, которые образуются при воздействии на нервные рецепторы, оказываемом каким-либо явлением или предметом. Они бывают двух видов. Те, которые относятся к первому, образуются в пределах одного анализатора. То есть когда на организм воздействует единственный комплексный раздражитель. Музыкальный трек - это сложное сочетание отельных звуков и мелодий. Однако воспринимает его как один раздражитель.

Часто физиологической основой восприятия является межанализаторный рефлекс. Это второй тип временной нервной связи. Под ним подразумеваются связи, происходящие в пределах нескольких анализаторов. Вот, например, когда человек смотрит фильм, он обращает внимание на картинку, игру актёров и музыкальное и есть межанализаторная связь.

Мышление

Понятие о восприятии и его физиологическая основа включают в себя и данный аспект в обязательном порядке. Мышление является важнейшим А также довольно сложным философским и медицинским понятием. Это процесс, задействующий память, эмоции, ощущения. В ходе мышления наблюдается активное отображение человеком реальности. И оно объективно лишь в том случае, если целостно. Чтобы образ получился именно таким, должно учитываться всё - вкус, вес, форма, цвет, звук и т. д. Взять, к примеру, людей, с рождения страдающих глухотой. Они видят птицу, и та кажется им красивой. Но они, к сожалению, не имеют возможности в полной мере осознать, насколько она прекрасна и удивительна, поскольку не могут услышать её пения. В этом случае и во всех остальных, подобных ему, образ является неполным.

Память

Рассматривая физиологические основы и нельзя не отметить вниманием и эту тему. Память представляет собой комплекс высших психических функций и способностей по накоплению, сохранению и дальнейшему воспроизведению определенной информации и навыков.

Прежние знания о том или ином предмете очень важны. Если объект является знакомым для человека, то он автоматически «переносится» в определенную категорию. Это если говорить простым языком. На самом деле полное восприятие знакомых предметов является результатом сложнейшей аналитико-синтетической работы. Мало кто задумывается об этом до того момента, пока не узнает об амнезии. Или не столкнётся с ней. Человек просто забывает то, что в один момент с ним происходило (не без причин, конечно), и может больше никогда этого не вспомнить, не узнать людей, с которыми его связывала целая жизнь.

Также стоит отметить желание воспринимать определенный объект. Студент может прочитать конспект по неинтересному предмету от корки до корки, но ни слова не запомнить. Потому что у него в этот момент отсутствовало внимание и направленность.

Апперцепция

Ещё один процесс, который включает в себя физиологическая основа восприятия. Кратко говоря, апперцепция - это то, в результате чего элементы сознания приобретают отчётливость и ясность. Фундаментальное свойство человеческой психики. Человек, воспринимая предметы и явления, осознаёт их - пропускает через себя. И то, как он «расшифрует» для себя ту или иную информацию, зависит от его психической жизни, личной конституции.

К этому относятся умственные способности человека, его убеждения, ценности и взгляды на жизнь, миросозерцание и, конечно же, характер. И всё перечисленное у каждого из нас отличается. Поэтому у всех людей имеются как единомышленники, так и абсолютные противоположности. Поскольку что для одних является нормой, другие не приемлют.

Обоняние

Выше было немало внимания уделено информации в её традиционном понимании. Но ведь ароматы и запахи тоже ею являются. Только это информация несколько иного порядка. Однако и её необходимо отметить вниманием, рассказывая про физиологические основы восприятия в психологии.

Кратко выражаясь, обоняние - это способность человека определять запах, рассеянный в воздухе. Для этого у всех нас есть особый эпителий, находящийся в носовой полости. По импульсы поступают в подкорковые центры. Не сразу, конечно. А через обонятельные луковицы. Их «конечная» - это корковый центр обоняния мозга. То есть височный отдел, где обонятельная информация и обрабатывается. Причем у каждого по-разному. Предпочтения ароматов многие связывают с психологией.

Некоторые уверяют, например, что интроверты сильнее ощущают запахи, в отличие от экстравертов. Другие считают, что любители ярких цветов предпочитают фруктовые ароматы. Те, кому по душе насыщенные, тёмные тона, любят восточные, «тёплые» запахи. Впрочем, это уже другая тема.

Итог

Напоследок - пару слов в качестве заключения. Исходя из всего, что было сказано выше, можно сделать вывод: в основе восприятия лежат сложные психические и физиологические процессы. И, в частности, системы анализаторных связей, за счёт которых вся информация и усваивается наилучшим образом.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

    Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в кору головного мозга; далее оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств - механизм возникновения ощущений.

    Физиологические механизмы восприятия включаются, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира - перцептивные зоны. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон. Например, при нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии - органов чувств - человек полностью лишается зрительных ощущений; при поражениях или нарушении работы интегративной зоны человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит.

    Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.

    Восприятие является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.

    Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:

    образуемые в пределах одного анализатора - при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности; например, мелодия - своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор как один сложный раздражитель.

    межанализаторные - образуемые при воздействии комплексного раздражителя, - это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т. д.).

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

8.3. Основные свойства и виды восприятия

К основным свойствам восприятия следует отнести :

    предметность,

    целостность,

    структурность,

    константность,

    апперцепция,

    осмысленность,

    активность.

Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений , обеспечивающих контакт ребенка с предметом.

К моторным компонентам относятся : движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук, и т. д.

Целостность. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

Структурность. Восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например: мелодия. Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.

Константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.

    Константность восприятия цвета - относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

    Константность восприятия величины предметов - относительное постоянствовидимой величины предметов при их различной удаленности. Рост одного и того же человека с расстояния 3,5 и 10 метров воспринимается нами как неизменный, хотя величина изображения этого человека на сетчатке глаза в зависимости от удаленности будет различной.

    Константность восприятия формы предметов - относительная неизменность восприятия предметов при изменении их положения. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется, однако благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту, форма воспринимаемого предмета для нас остается постоянной.

Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека.

А пперцепция- зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. При восприятии активизируется прошлый опыт, поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

На точность, ясность и содержание восприятия оказывают значительное влияние:

    знания и опыт,

    поставленная задача,

    мотивы деятельности,

    интересы и направленность.

Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции , которые могут изменять содержание восприятия. Например: установки у работников аэропортов; эмоциональная окраска воспринимаемой информации у матери спящего ребенка - может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

Ошибочное (ложное) или искаженное восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Осмысленность . Не смотря на то, что восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением - сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:

    I этап - происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

    II этап - поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

    III этап - отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

    IV этап - формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Восприятие - это в значительной степени интеллектуальный процесс.

Активность (или избирательность) . В любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной. Воспринимается или речь лектора, или текстовое содержание книги, т.к восприятие направлено (т.е. активировано) . Но! Можно перенаправить на определенный период времени ваше внимание на другой пространственный участок, и вы стали воспринимать те предметы, которые находятся вокруг вас, в том числе и за вашей спиной, которые минуту назад никак не были представлены в вашем сознании.

Можно выделить несколько подходов к классификации восприятия (рис. 8.1).

Одна из классификаций восприятия основана на различиях в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают:

    зрительное,

    слуховое,

    осязательное,

    кинестетическое,

    обонятельное

    вкусовое восприятие.

Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов . Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде . Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

    Основой другого типа классификации восприятия являются формы существования материи. В соответствии с этой классификацией выделяют:

    восприятие пространства,

    восприятие времени

    восприятие движения.

      Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей

Восприятие во многом зависит от особенностей личности: знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на человека, влияет на процесс восприятия объективной реальности. Можно утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии (рис. 8.2).

Выделяются определенные типы индивидуальных различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей:

    различия между целостным и детализирующим,

    синтетическим и аналитическим восприятием.

Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности, не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь, многие детали остаются незамеченными ими. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

Детализирующий, или аналитический – люди с таким типом восприятия склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов. Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарной личностью.

Другие типы восприятия .

    Описательный – люди ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления; движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания.

    Объяснительный - люди, относящиеся к этому типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии, всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное; этот тип чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

    Объективный тип восприятия - характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.

    Субъективный - люди с этим типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя; их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению; рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом; они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения.

    Характерный признак наблюдательности - быстрота , с которой воспринимается что-либо малозаметное.

    Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени.

    Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности.

    Любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.

Существуют различия восприятия по степени преднамеренности .

Принято выделять:

    непреднамеренное (или непроизвольное) человек не руководствуется заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет, восприятие направляется внешними обстоятельствами;

    преднамеренное (произвольное) восприятие - с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним, может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности , а наблюдательность может рассматриваться как характеристика активности восприятия.

Наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой.

Формирование восприятия (Б. М. Теплов) .

    Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2-4 месяца), когда начинают формироваться действия с предметами.

    К 5-6 месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует.

    При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

    В процессе обучения ребенка в происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов:

    I этап - становление адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом;

    II этап- дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз.

    Следующие этапы - дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга; в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения. Важна активная познавательная деятельность – задания, домашние обязанности, творчество (рисование, лепка, занятия музыкой, чтением и др.), участие в игре.

Особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком :

    ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов - линейный глазомер у детей развит значительно хуже;

    большую трудность представляет для детей восприятие времени - очень трудно овладевают понятиями «завтра», «вчера», «раньше», «позже»;

    затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных на рисунках предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки;

    недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации.

Физиологические основы восприятия

Деятельность восприятия как психического процесса обеспечивают процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь нервное возбуждение поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой таким образом центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. Разные проекционные зоны связаны с разными органами чувств, и в зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Описанный, до этого момента, механизм является механизмом возникновения ощущений. Эти ощущения - практически в буквальном смысле - являются отражением окружающей действительности. Как в зеркале или на фотографии отражены окружающие объекты, так и в проекционных зонах отражаются эти же самые объекты, только в виде нервных возбуждений, от точки к точке.

С ощущений процесс восприятия лишь начинается. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа объекта на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.

Различие в работе проекционных и интегративных зон обнаруживается, когда у человека нарушена деятельность той или иной зоны. При нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии - органов чувств - человек полностью лишается зрительных ощущений, он совсем ничего не видит. Если поражена интегративная зона (при сохранности проекционной), человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, не узнает даже хорошо знакомые предметы и людей.

В других модальностях наблюдается аналогичная картина. При нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь. Подобные заболевания получили название агностических расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания), или агнозий,

Восприятие тесно связано с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, мыслительными процессами, и это еще более усложняет понимание физиологических основ восприятия. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сложная сеть возбуждений разрастается. Взаимодействующие между собой возбуждения широко охватывают разные зоны коры.

В процессе восприятия большое значение имеют временные нервные связи. Как ручка и листок бумаги помогают считать столбиком, так и временные нервные связи обеспечивают восприятие возможностью делать гипотезы, которые необходимы для глубокого анализа воспринимаемой ситуации. Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:

Связи, образуемые в пределах одного анализатора,

Межанализаторные связи.

Первый вид связей имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза.

Межанализаторные нервные связи образуются при воздействии комплексного раздражителя. Это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т.д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предметов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (например величина предмета, удельный вес).

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого. Но кроме этого прямо и косвенно на процесс восприятия оказывают влияние разные участки головного мозга. Даже, например, лобные доли оказывают некоторое участие в процессах восприятия, обеспечивая целенаправленность этого процесса.

Восприятие, как и ощущение, носит рефлекторный характер. ИП. Павлов доказал, что почва восприятия составляют условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии и предметов и явлений окружающего мира с разнообразными свойствами на рецепторы. Предметы и явления выступают комплексными раздражителями в единстве всех своих свойств и черт, поэтому восприятие является к омплексною деятельностью системы анализаторов. Это, в свою очередь, предполагает сложную аналитико - синтетическую деятельность мозговых отделов анализаторов. Анализ обеспечивает выделение объекта с окружающей мира, синтез - объединение отдельных свойств и качеств объекта восприятия в целостный образ. Без анализа невозможно осмысленное восприятие объекта. Поэтому незнакомая иностранная речь воспринимается как звуковой поте к. Для осмысленного восприятия языка необходимо разделить язык на отдельные слова или словосочетания, а затем, используя синтез, человек воспринимает не отдельные, разрозненные звуки, а слова и фраза і фрази.

При восприятии урока школьник видит учителя, слышит его объяснение, видит наглядность, делает определенные записи в тетради. Раздражитель в данном случае действует как комплексный и вызывает возбуждение в зрительном, слуховом, двигательном анализаторах. Возбуждение передается в мозг, в результате чего образуются сложные системы временных нервных связей, что и определяет целостность восприятияня.

Основой восприятия есть два вида нервных связей: связи внутри одного анализатора и мижанализаторни связи. Первый вид связи имеет место тогда, когда раздражитель имеет одну модальность (мелодия, а представляет собой сочетание отдельных звуков и действует как сложный раздражитель). Второй вид нервных связей при воздействии комплексного раздражителя - это связи в пределах разных анализатореів.

Физиологическим основой восприятия, по мнению. ИП. Павлова, является"рефлекс на отношение"Ученый показал, что при восприятии отдельных явлений сигнальное значение имеют не сами раздражители, а особенности отношений между ними. Поэтому в ходе восприятия вырабатывается условный рефлекс большей степени на отношения между раздражителямразниками.

Взаимодействие анализаторов обусловлено взаимосвязью объективных раздражителей, в результате чего возникает ассоциация ощущений, которая присуща любому восприятию. Целостный образ предмета или явления состоит постепенно благодаря взаимодействию анализаторев.

Отсутствие одного из анализаторов или повреждения его отдельных частей может компенсироваться за счет других анализаторов, способствует ориентированию человека в окружающей среде. Так, у слепых людей пи идвищуеться чувствительность слухового, осязательного и обонятельного анализатора.

Физиологическое основание восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, с эмоциональными переживаниями, с различными психическими процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, как и взаимодействуют между собой и охватывают различные зоны коры, и составляет физиологическое основание восприятияня.

Таким образом, физиологической основой восприятия является условно рефлекторная деятельность внутришньоанализаторного и мижанализаторного комплекса нервных связей, что обеспечивает целостность и предметность объект и восприятии.

33 Свойства восприятия

К свойствам восприятия относятся: предметность, константность, избирательность, структурность, целостность, категориальнисть, осмысленность и апперцепция

Предметность - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. При предметном отражении действительности рез омные по качеству ощущения сочетаются, и объект воспроизводится в богатстве его свойствй.

Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Предметность проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как олицетворенное в пространстве и времени отдельное физическое тело ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры (предмета или объекта восприятия) из фона. Предмет - это то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие и фон - все, что образуют другие предметы, которые действуют на нас в то же время, но отступают сравнению с объектом восприятия"на задний планлан".

Сначала различие между фигурой (предметом) и фоном возникло в изобразительном искусстве фигурой называют замкнутую линию, которая выступает вперед и занимает часть феноменологического поля, а все, что окружает является фигуру, является фоном. Таким образом, реальность, воспринимается, всегда разделяется на два слоя: на фигуру - образ предмета и фон - образ окружающего предмет пространства результате такого расчленения пред метнисть сохраняет некоторую независимость восприятия от фона, на котором выступает объєкт.

Соотношение предмета и фона - динамическое. То, что в данный момент принадлежит к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Выделение предмета с фон на связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Хуже выделяются окр эми части предмета. В этом случае часто необходимые усилия для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружением ни подобных предметов. Для того, чтобы облегчить выделение объекта с ф ° на, необходимо усилить его отличие 1 наоборот, там, где надо затруднить выделение предмета из фона, необходимо уменьшить от миннисть между нимміж ними.

Константность восприятия заключается в относительной постоянства некоторых свойств предметов при изменении расстояния, ракурса и освещенности. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные по форме, цвету и величине. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно с минюються. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения. Однако знакомые нам предметы кажутся неизменными по величине независимо от. Отделения ли. Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково. Аналогично и форма привычных объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения и положения объектоб"єкта.

Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многочисленные восприятия одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивают постоянство перцептивного образа относительно условий, изменений изменяются, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное действие, которое имеет механизм обратной связи и настраивается особенности объекта восприятия и условий его существования. Константность восприятия играет значительную роль в ориентировании человека в окружающем мире бы образы не были константными, то при изменении дыхание ли, освещенности и ракурса все признаки предмета менялись бы, и человек бы потеряла способность ориентироваться в широком окружающей мирвіті.

Избирательность - это выделение отдельных предметов и явлений из всего многообразия окружающей среды, в то время как другие объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются. В в избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление содержательной стороны деятельности человека. Избирательность восприятия определяется интересами, установками и потребностями личноститі.

Любому образа восприятия свойственна целостность. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Благодаря целостности восприятия внешний раздражитель выступает как целостный и образ. Он составляется на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, которые поступают в виде отдельных ощущений. Компоненты ощущения настолько тесно связаны между собой, что единство иний сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Когда образ предмета не дается полностью, он мысленно достройке ся к целостной формы. Целостная форма предмета возникает на основе условных рефлексов, которые выработались в течение жизни и хранятся в опыте человеклюдини.

Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое, что есть в объекте, совсем не воспринимается или сприймаеть ься неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но все же мы узнаем предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает опознать предмет, одновременно отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаемємо.

Взаимоотношения восприятия целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с предметом. Причем существенную роль здесь играют индивидуальные различия людей. Начальный период восприятия у бил льшости людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные част ини предметета.

Согласно индивидуальных различий по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без четкого различения его отдельных частей, то в дальнейшем ч части объекта воспринимаются все четче. И наоборот, если сначала выделились только части предмета, то осуществляется переход к целому конце концов, которую поэтому, так и в другом случае достигается спо ймання в целом при достаточно четком различении его отдельных частей. Восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от предыдущего опыта и установкиовки.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Структурность заключается в воссоздании структуры предмета восприятия. При изменении отдельных ощущений от предмета и сохранении отдельных отношений между ним мы общая структура образа остается неизменной (одна и та же песня в исполнении разных певцовв).

Восприятие носит обобщенный характер, каждый предмет восприятия сказывается определенным понятием и относится к определенному классу раз в этом заключается следующая свойство восприятия - категориальнисть. С. Воспринимая новый предмет, человек стремится не только понять, что перед ней находится, но и относит к определенной группе известных ему предметов. В этом отражается влияние языка и личного опыта человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, ко все большей совокупности предметов определенной категории, все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к классу подобных объектов, которые хранятся в памяти, что означает переход от существующей ситуации к другой, к постижению реальности через призм в лично обобщенной схемы действительностиності

Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, которые не выводят объекта за пределы класса. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаютсяя.

Следующей свойством восприятия является его осмысленность. Осмысленность предполагает осознание объекта восприятия. Хотя восприятие возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств, перцептивные образ зи всегда имеют определенное смысловое значение. Благодаря осмысленности становится возможным целенаправленное использование предметов. Осмысленность достигается в процессе понимания сущности предметов, т.е. процесс восприятия я осложняется мыслительной деятельностью. Связь мышления и восприятия прежде всего проявляется в том, что сознательно воспринимать предмет означает мысленно называть его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным понятием. Даже при восприятии незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Таким образом, восприятие не определяется просто набором под разникив, влияющие на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся даных даних.

Процесс осмысления информации представлено следующими этапами. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они принадлежали ать до одного и того же объекта. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущение комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение объекта восприятия к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или отрицающих правильность принятого решения. И наконец, на четвертом этапе ф ормуеться окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие - это в значительной степени ин ктуальний об этомроцес.

Восприятие - сложный процесс, который обусловливается не только объективными, но и субъективными факторами. Воспринимает не само по себе глаз или ухо, а конкретный человек. Зависимость восприятия от содержания психической в жизни человека, от особенностей его личности, от его индивидуального опыта называется апперцепция. При восприятии предметов из окружающей среды человек пытается отыскать субъективные ет. Алон, к которым можно было бы отнести эти предметы. Другими словами, в ходе восприятия активизируются следы прошлого опыта. Кроме этого, в восприятии оказываются желания, интересы, мотивы, чувства человека т а ее отношение к предмету восприятия. Поэтому одни и те же предметы воспринимаются разными людьми по-разномуізному.

Примером проявления апперцепция является восприятие одного и того же человека представителями различных профессий: филолог обратит внимание на произношение, фотограф-на внешность по поводу фотогеничности, врач заметит озна аки определенного заболевания, модельер обратит рагу на правильность пропорций фигур.