Вы когда-нибудь слышали о самом маленьком самолете в мире? С самого детства в сознании человека самолеты ассоциируются с большими махинами и ревущими моторами, которым нужны большие взлетные полосы. Но в семействе «железных птиц» также имеются и самые маленькие представители, среди которых можно найти даже автомобили с крыльями. Хотите узнать, какая модель обладает титулом «самого маленького самолета на планете»? В таком случае не пропустите наш следующий топ, посвященный малышам мира авиации.

Топ самых маленьких самолетов в мире

10. «Global 5000» (Канада)

Среди пассажирского класса самолетов также существуют "малыши". Самым ярким представителем из которых является канадская модель Global 5000, созданная компанией «Bombardier Aerospace». На борт самолета помещается всего 17 человек, и он может с легкостью преодолевать расстояние свыше 9600 км. Но, несмотря на свои скромные габариты, Global 5000 может по праву считаться самой лучшей моделью для бизнес-клиентов.

9. «Generation Two» (Франция)

Как ни странно, но маленькие самолеты вполне подходят и для транспортировки различных грузов. Отличным тому примером является самолет «Generation Two», произведенный французской компанией «Socata». Самолет вмещает на борт до 5 человек и оснащен турбодвигателем. При длине всего 7,75 м эта "кроха" способна поднимать в воздух почти 1500 кг.

8. F/A-18A Xopнет (США)

Самым маленьким военным представителем можно назвать самолет F/A-18A «Xopнет» класса "бомбардировщик", американского производства. «Хорнет» представляет собой палубный бомбардировщик моноплан со складным крылом. Высота «Хорнета» всего 4,6 м, а длина – 17 м. Это очень маленькие габариты, как для самолета с довольно таки широким арсеналом вооружения.

7. «McDonnell XF-85» (США)


Это самый компактный истребитель в мире, который обладает просто карликовыми размерами. McDonnell XF-85 «Гоблин», длиной 4,53 м и высотой 2,56 м, обладает убойным радиусом действия – 350 км. На нем также висят четыре мощных пулемета 12,7 мм. калибра. Это настоящий феномен среди военного класса самолетов.

6. «CyberBUG» Кибержук (США)

Самолет не предназначен для перевозки пассажиров, в нем даже нет места для пилота, ведь управляется он дистанционно. Основной задачей данного «жучка» является защита военных и гражданских лиц от террористических атак. Кибержук весит всего полтора килограмма и способен перевозить груз вдвое превышающий его вес.

Это самолет был "царем малышей" в Книге Рекордов Гиннесса вплоть 1948 года. «Джуниор» был разработан военным конструктором Рэеем Ститсом на основе другого военного самолета «Тэйлоркрафт» L-2. При своих скромных размерах – 3,4 метра в длину и размахом крыльев от 2,7 до 2,8 метров, он выпускался с довольно мощным двигателем – 65 л.с. и развивал скорость до 240 км/ч.

4. «Sky Baby» Скай Бэйби (США)


Этот самолет с красивым именем «Скай Бэйби», что в переводе значит «Небесное дитя», является творением американских авиа-инженеров. До недавнего времени «Скай Бэйби» считался самым крохотным одномоторным самолетом в мире. При весе 205 килограмм и трех метрах в длину, кроха умудрялся развивать скорость до 270 км/ч. Но данная модель, к сожалению, была снята с производства из-за своего очень неудобного управления. Чтобы поднять «Небесное дитя» в воздух и справляться с ним в небе, пилоту было необходимо не сидеть, а лежа, вытягивая ноги вдоль хвоста, управлять самолетом.

3. «Bumble Bee» Шершень (США)

А вот до 1894 года "самый маленький самолет" был также родом из США - а именно крошечный «Bumble Bee» или «Шершень», длиной всего лишь 2,92 м и с размахом крыльев 2 м. Этот "малый" при своем весе в 248 кг был способен развивать немалую скорость – 290 км/ч. Создателем «Шершня» стал американец по имени Роберт Старр, который и придумал для своего "детища" столь милое имя.

2. «FlyNano» (Финляндия)

Почетное второе место в нашем топе на сей раз досталось одноместному самолету финского производства – «FlyNano». При его компактных габаритах – 3,8 м и размахе крыльев 4,8 м, этот самолетик может запросто поднимать в небо пилота весом до 113 килограмм. При этом сам самолет весит всего лишь 70 кг. Самолет максимально облегчен, ведь у него нет шасси. Взлетает «FlyNano» даже с воды, а двигатель размещен над креслом пилота, что весьма необычно.

1. «Х-12h» (Россия)


Наконец, мы добрались до лидирующей позиции в нашем топе, которую занял самолет «Х-12h», являющийся на данный момент самым маленьким самолетом в мире. Сложно поверить, но в разобранном виде этот "малыш" вмещается в самый обычный ручной чемодан. Длина «Х-12h» составляет 3,74 м, размах крыльев – 6,31 м, высота – 1,55 м. Вес «Х-12h» составляет всего 55 кг, что делает его также самым легким самолетом в мире. Особую гордость вызывает тот факт, что создателем самолета является российский конструктор-инженер - Дмитриев Виктор Павлович, который трудился над моделью долгие 25 лет. Но, к счастью, усилия Дмитриева не пропали даром, ведь самолет был занесен в Книгу Рекордов Гиннесса.

А вот это самый маленький пассажирский самолет родом из Финляндии, тоже рассчитанный на 1 человека:

в Избранное в Избранном из Избранного 0

ПЕРВЫЕ "МАЛЫШИ"

Попытки построить самый маленький самолет неоднократно предпринимались разными конструкторами по всему миру. Однако именно в Соединенных Штатах соревнование "кто меньше" вылилось в напряженную "гонку", растянувшуюся без малого на сорок лет. Как положено, ей сопутствовали соперничество и конфликты, риск и авантюры, аварии и травмы.

Первый шаг был сделан в 1948 году, когда в Сан-Диего (шт. Калифорния) конструкторы Кен Ковард, Уильям Чана и Карл Монтихо создали первый "рекордный" микросамолет - "Wee Bee". Это был цельнометаллический моноплан, оснащенный мотором "Кикхефер" в 30 л.с. Размах крыла машины составлял 5,5 метров, длина - 4,25, шасси было выполнено трехстоечным, с носовой стойкой, максимальная скорость самолета составляла 130 км/ч, посадочная - 72, дальность - 50 миль. Нагрузка составляла 90 кг, включая пилота и топливо. Чтобы максимально уменьшить вес, "сэкономили" на кабине: пилот размещался, лежа поверх фюзеляжа. "Пчелка" совершила несколько полетов, и в том же 48-м году была внесена в Книгу Рекордов Гиннеса как легчайший самолет в мире, после чего перекочевала в экспозицию Авиакосмического музея Сан-Диего (сгорела при пожаре в 1978 году).

В том же 1948-м в "гонку" вступает ее главное действующее лицо - талантливый изобретатель и энтузиаст легкомоторной авиации инженер Рэй Ститс. Он был известным конструктором, обладал множеством патентов в области авиационных технологий, самым существенным из которых считается патент на многослойную тканевую обшивку. Рэй и его помощник Мартин Янгз создали свой "Джуниор", при этом использовав много деталей с армейского "Тэйлоркрафт" L-2. "Малыш" длиной 3,4 метра и размахом (в трех модификациях) от 2,7 до 2,8 м был оснащен мотором "Континентал" мощностью 65 л.с. (позже - 75 л.с.) и развивал скорость до 240 км/ч. Самолет, обозначенный N1293, потеснил "Пчелку" в Книге Рекордов Гиннеса на ближайшие три года (до появления новой модели Ститса - "Скай Бэби").

В этом немало помогла и "осечка" еще одного конкурента - инженера из Лос-Анджелеса Уилбура Стэйба. Его "Литтл Бит" (рег. номер N9V) был еще меньше (размах крыла - 2,3 м) и имел более мощный (85 л.с.) мотор, однако был сделан, что называется, "на живую нитку". До полетов дело не дошло - чиновники FAA запретили "Бит" с формулировкой "опасный для жизни и здоровья пилота" (позже Стэйб переконструировал машину в самолет с большим размахом крыла).

НОВЫЙ ЧЕМПИОН

Ститс не оставил вызов без внимания. В начале 1950-х он спроектировал новый самолет - "Скай Бэби", уже по схеме биплана, что позволило уменьшить размах до 2,18 метра. Длина составила 3 м, вес увеличился до 205 кг пустого (302 кг - взлетный). Фюзеляж имел основой ферму из тонкостенных металлических труб, крыло имело деревянный силовой набор, хвостовое оперение - тоже сварено из трубок; обшивка (хвостовая часть фюзеляжа, крыло и хвостовое оперение полностью) - ткань. Особенностью конструкции нового биплана был отрицательный вынос верхнего крыла (впервые примененный еще в 30-е годы на знаменитом самолете Уолтера Бича "Стаггервинг") и предельно плотная компоновка агрегатов. Вход в кабину осуществлялся через единственную дверь (с левого борта). Плоскости крыльев были сделаны с повышенным запасом жесткости, т.к. крыльевые стойки (которые мешали бы посадке в кабину) отсутствовали. Кабина была чрезвычайно тесной, однако, с этим приходилось мириться. Самолет (рег. номер N5K) был построен Ститтсом у себя дома, в г. Риверсайд (шт. Калифорния) к концу 1951 г. Рэй хоть и имел пилотскую лицензию и около 600 часов налета на легкомоторных самолетах, справедливо опасался, что не справится с машиной. Был приглашен опытнейший летчик - Роберт Старр, пилот, работавший для компании "Локхид". По окончании военной карьеры он (уже имевший налет в 15 ООО часов) работал летчиком-испытателем и, будучи таким же энтузиастом, как и Ститс, "дал себя уговорить", получив в 1950 г. предложение о сотрудничестве. К весне 52-го биплан был готов к полетам, а опыт авиаконструктора, приобретенный Робертом, еще пригодится много лет спустя, когда он, разругавшись с коллегой, построит собственный микросамолет.

Первый полет "Скай Бэби" совершил в апреле. Старр характеризовал самолет как "экстремально резкий", особенно при работе элеронами. Пилотирование "Малыша" было сопряжено с большим дискомфортом - раскаленный мотор чуть не упирался в колени пилота, при полностью "отданной" вперед педали обувь упиралась изнутри в "передок" капота, всего в 2-3 дюймах от вращающегося винта. Более-менее устойчиво удавалось летать по прямой, при маневре приходилось работать рулями исключительно чутко и осторожно. Зато аэроплан обладал прекрасными скоростными характеристиками (по динамике полета Старр сравнивал "Скай Бэби" с "Мустангом") - мотор "Континентал" в 65 л.с. разгонял машину до 290 км, при этом посадочная скорость составила 96 км/ч.

Дебют состоялся на авиашоу в Детройте, а за время с апреля по ноябрь 1952-го энтузиасты вдоволь поколесили по Соединенным Штатам, выступая с показательными полетами. На одном из них (мир тесен!) Старр повстречал того самого Арта Дэвиса, давшего ему в конце 30-х путевку в небо.

Снова рекорд и - новая строчка в Книге Рекордов Гиннеса! Новый "самый маленький в мире" вызвал ажиотаж, многие аматоры заинтересовались чертежами, но Ститс разумно решил не рисковать чужими жизнями, в чертежах отказал всем и самолет решил "поставить на прикол". Двадцать лет машина стояла в ангаре хозяина, в 1972-м "Бэби" стал экспонатом Национального авиакосмического музея, а в последнее время - сдан напрокат в музей Ассоциации легкомоторной авиации (ЕАА) в г. Ошкош (шт. Висконсин). По словам Рэя, в начале 50-х он каждую неделю массу времени тратил на киносъемках, в научных передачах на ТВ, в редакциях журналов, но это не давало, ни копейки заработка. Пришлось оставить экзотические проекты и вернуться к самолетам, могущим дать коммерческую прибыль. Следующими моделями Ститтса были уже обычные "ультралайты" ("Флэт- Бэг", "Скайкупе" "Плэймэйт", "Скито" и др.), строившиеся в 1960-е годы.

Напарники поссорились очень быстро. Оба имели непростой, тяжелый характер - конструктор (Ститс) задвигал "в тень" коллегу, в одиночку пожиная плоды успеха, а пилот (Старр) обижался на это и считал себя обойденным славой.

ГОНКА ДЛЯ "ГИННЕССА"

Решив "утереть нос" коллеге-обидчику хоть на старости лет, в 1979-м 60-летний Старр дома, в Аризоне, начал строить самолет еще меньшего размера, назвав его "Бамбл Би" ("Шершень"). Конструкция изменилась мало - все тот же бесстоечный биплан, скомпонованный по "стаггер-винговской" схеме, только из-за установки более мощного и тяжелого мотора кабина пилота сдвинулась назад, шайбы на концах крыльев и стабилизатора значительно улучшили аэродинамику, обшивку фюзеляжа теперь составляли листы дюралюминия. "Шершень" имел больший вес (пустой - 248, взлетный - 329 кг) и меньшие размеры (длина - 2,9 м, размах - 2 м). Постройка обошлась Старру в $6500, почти втрое-вчетверо дороже обычного самодельного "ультралайта". Запоздалые "потуги" Боба вызывали шутки коллег. Тот отвечал: "Многие напоминают мне, что шершень не летает, то же самое говорят и о моем самолете. Но я берусь доказать, что это - не так".

Первый полет состоялся 28 января 1984 года. Мотор "Континентал" в 85 л.с. позволил развить максимальную скорость 290 км/ч, при этом посадочная составила почти 130 км/ч, потолок - около 1500 метров. Самолет, подобно предшественнику, оказался очень чутким в управлении, требующим от пилота максимальной аккуратности. О турне и полетах Боба на авиашоу не было и речи (в его-то возрасте!), и когда Книга Рекордов Гиннеса зарегистрировала "самым маленьким самолетом в мире" желто-полосатое детище Старра, самолет (рег. номер N83WS) отправился в ангар, а потом - в музей (Pima Air Museum в г. Тусон, Аризона).

Однако "почивать на лаврах" пришлось недолго - в том же году сын Ститса - Дональд совершил полет на еще меньшем самолете. Новый самолет, названный "Бэби Берд", Ститс-младший начал строить еще в 1980-м, причем помощниками были его жена и двое детей. Моноплан был построен по схеме с высокорасположенным крылом и трехстоечным шасси с носовой опорой. Как и "Скай Бэби", машина имела металлическую ферму фюзеляжа и деревянное крыло с обшивкой из ткани. Размеры снова уменьшились (длина - 3,4 м, размах - 1,9 м). Вес составил 115 кг пустого и 225 - взлетный. Скорость с 5 5-сильным мотором "Хирт" и 44-дюймовым винтом - лишь 175 км/ч. Пилот Гарольд

Немер (как и Старр - тоже отставной военный летчик) сначала опробовал самолет на пробежках, а 4 апреля совершил первый полет. За пять лет "Птенец" совершил 35 вылетов и в 1989 году занял место в том же самом музее ЕАА, рядом с "крылатым предком" "Скай Бэби".

Потеря рекорда сыграла с Робертом Старром злую шутку. Рекордные самолеты почти достигли своих минимальных размеров, управление ими проходило на грани риска, однако в попытке вернуть себе первенство Боб рискнул снова уменьшить размеры своего "Шершня".

"Инженеры-аэродинамики говорят мне: "Господи, эта вещь не может летать!.." Но он летает. Так же, как и предыдущие рекордные самолеты", - хвастливо заявлял Старр. "Бамбл Би-2" (получивший номер предшественника - N83WS) был фактически уменьшенной в масштабе копией первой модели (лишь чуть изменилось капотирование мотора). Размах крыла был уменьшен до 1,7 метра, при этом самолет получился еще легче - вес пустого составлял 180 кг, предполагалось, что с 85-сильным мотором машина превзойдет рубеж скорости в 300 км/ч.

Самолет успели сфотографировать на пробежках-"подскоках" по аэродрому, однако в первом же вылете, 8 мая 1988 года, случилась беда: прямо над аэродромом г. Феникс (Аризона) на высоте около 120 метров у "Шершня-2" заглох мотор. Несмотря на все усилия пилота, самолет камнем упал на взлетно-посадочную полосу и разрушился. 64-летний Старр, несмотря на тяжелые травмы, сумел как-то выбраться из обломков, после чего надолго угодил в больницу. Новая строчка в Книге Рекордов едва не стоила человеческой жизни, и, понятное дело, на этом соревнование "кто меньше" прекратилось. Упреждая новые попытки, в Книгу Рекордов Гиннеса моноплан Ститса-младшего "Бэби Берд" записали как "самый маленький в мире моноплан", а погибший "Бамбл Би"-2 Старра - как "самый маленький в мире биплан".


Чего стоит содержание личного самолёта для коротких перелётов, где учиться искусству пилотирования и как выбрать одного-единственного железного дракона из множества? На эти вопросы «Частному корреспонденту» ответил страстный любитель авиации.

«Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят, куда хотят. Разве человек хуже птицы?» - подумал Дедал и сделал себе крылья.

Небо - страсть или жизненная необходимость? Аэротрубы, парашюты, дельтапланы и парапланы созданы для того, чтобы хоть как-то удовлетворить желание человека оторваться от земли и воспарить. Но есть те, кому этого мало. Они покупают себе самолёт и взмывают в небо.

Cetus Evolution // cetus.aero


Чего стоит содержание личного самолёта для коротких перелётов, где учиться искусству пилотирования и как выбрать одного-единственного железного дракона из множества? На эти вопросы «Частному корреспонденту» ответил страстный любитель авиации и завсегдатай слётов сверхлёгкой авиации, известный в сети под ником AFC-Kordhard.

- Расскажи о самых популярных самолётах для личного пользования
- Чтобы слетать на дачу или просто развеяться, достаточно «ультралайта» - маленького двух-четырёхместного самолёта. Если говорить о цене вопроса, то она начинается где-то от $30 тыс.

В славном городе Владимире группа энтузиастов организовала авиаклуб и наладила на его базе производство лёгких самолётов «Piper». Это вариация на тему аэроплана тридцатых годов, который активно строится по всему миру до сих пор. На российском рынке это самый дешёвый самолёт сегодня. Владимирцы ставят на него автомобильный мотор «Subaru». Самолёт лёгкий, при боковом ветре его очень непросто держать, и вообще трудно назвать совершенством, но он в состоянии дать пилотам то, что они больше не получат нигде, - без современной навигации, сложных систем и технологий с «Piper» каждый может прикоснуться к небу.

Каждый личный самолёт делается на заказ, согласно требованиям и пожеланиям будущего владельца. От этого и зависит цена. Если не хочется покупать готовый агрегат, то есть возможность за сущие копейки (относительно стоимости конструкции в итоге) купить чертежи Piper’а и собрать его дома. Для этого нужны навыки работы с металлом, свободное время и гараж.

Комплектующие найти достаточно легко. Самыми лучшими авиамоторами в пределах 120 л.с. являются австрийские «Rotax». Но они стоят десятки тысяч евро! Для тех, кто не может себе этого позволить, придуман более «бюджетный» вариант с моторами «Subaru», которые стоят всего по 3500 евро с редуктором. А максимальная мощность 130 л.с. - это для «ультралайта» очень круто! Большинство летают на моторах мощностью от 65 до 100 л.с. Из автомобильных двигателей иногда ещё используют мотор от автомобиля «Volkswagen Beetle». Специальное оборудование можно приобрести в магазинах или на форумах. Каркас делается из стальных труб, обшивка - полотняная.

Самолёт "Piper", собранный владимирскими энтузиастами // IB, reaa.ru


- А есть неудобства?
- Самопальный редуктор рассчитан на относительно недолгую работу, самолёт требует перетяжки минимум раз в 5 лет, потому что снег и дождь для полотна губительны.

- Где нужно хранить самолёты?
- Зависит от самолёта, разумеется. Если он цельнометаллический, то можно прятать под чехлом на стоянке. Если самолёт с полотняной обшивкой, то будьте любезны загнать в ангар. Ну а если не хочется платить за постой, самолёт разбирается, как минимум, крылья снимаются, то можно и в гараж, ведь длина его всего 5-6 метров, а ширина без оперения - считанные сантиметры.

- Кроме «Piper», что ещё летает за МКАДом?
- Следующий по цене - SkyRanger . По моему мнению, это самый аэродинамически просчитанный и простой самолёт. Поставляется как набор для сборки - model kit. Два взрослых мужика без водки за 2 недели вполне способны собрать. К вопросу о хранении: крылья снимаются за 20 минут. Самолёт обслуживают по всему миру, так как есть всевозможные сертификаты и документы соответствия.

Самолёт "Skyranger" // aeros.com.ua


В комплект входят алюминиевые и стальные трубы планера самолёта, соединительные элементы и узлы, тросы системы управления и силовой конструкции, тормоза, руль, колёса, обшивка. В общем, всё, кроме двигателя, винта и навигации. Их придется заказывать дополнительно. В итоге, в зависимости от комплектации, такая птичка обойдется в $60-65 тыс. Отличная машина для начинающих!

Почему люди увлекаются ретроавтомобилями? Насколько это увлечение развито в России? Почему наш автопром за всю историю выпустил только несколько по-настоящему хороших машин? Что нужно изменить, чтобы российская автоиндустрия поднялась на мировой уровень? «Частный корреспондент» поговорил об этом с генеральным директором компании «АвтоВэй» Сергеем Симоновым.

В Москве есть представительство SkyRanger , где вам помогут разобраться, что к чему. Можно, правда, сразу купить собранный и облётанный вариант, если есть такое желание. Но для сборки этот набор проще всего.

«Cessna» - пожалуй, самая именитая фирма. «Cessna 172» - самый массовый самолёт в истории авиации, просто классический летающий автомобиль. Народный бренд, так сказать. Можно взять за $35 тыс., правда, 1970-х годов. Цена нового зависит от комплектации и может доходить до $200 тыс.

- Где-нибудь учат собирать самолёты?
- Специально нигде не учат. Можно научиться, помогая более опытным энтузиастам. Есть самолёты в сборке простые, а есть очень сложные, которые требуют навыков сварщика, столяра, электрика и многих других специальностей. Так что помогут только терпение и инженерное образование.

- Насколько выгоднее собрать самолёт самому?
- Стоимость кита (сленговое название model kit) примерно на 25-35% дешевле стоимости готового самолёта. Это соотношение актуально для большинства самолётов. Проблема в том, что самой дорогой частью самолёта является мотор, а его самостоятельно никак не собрать.

- Как далеко летают такие самолёты?
- В зависимости от модели и режима полёта - от 300 до 1500 км.

- Сколько уходит на топливо? Каков расход?
- Расход топлива для двигателей «Rotax» примерно 20 л/ч, для «Lycoming» - 30-35л/ч. Расход зависит от того, насколько быстрый у вас самолёт. При одном и том же моторе может быть большая разница в расходе горючего на километр. Например, «SkyRanger» при скорости 120км/ч и «Cetus-200» при скорости 210км/ч на одном и том же моторе и с одинаковым расходом топлива пройдут разное расстояние.

Обычно затраты на бензин у таких самолётов чуть меньше, чем на автомобиле. Это получается за счёт отсутствия пробок и более рационального маршрута. «Rotax» и «Subaru» кушают автомобильный 95-й бензин, а «Lycoming» - 100-й авиационный.

Cetus 200, Cetus 700, Cetus 800, Cetus 1000// cetus.aero


-- Нужно ли какое-то разрешение на полеты? Как регистрировать самолёт?
- Есть такая эмблема – первая партизанская эскадрилья. Многие наши пилоты-любители её на самолёты клеят.

Дело в том, что первый официальный полет на самолёте в России произошел 23 мая 1910 года, но пилот решил облетать самолёт перед официальным пуском самостоятельно за два дня до того, так что первый полёт оказался как бы партизанским. Теперь мы отмечаем День малой авиации 21 мая.

Так вот, партизанами зовут тех людей, которые летают без регистрации и разрешения. Летают они низенько-низенько.

- А чем это грозит? Могут поймать?
- Теоретически - да. Но дело в том, что наш действующий воздушный кодекс вообще писала девочка-стажёр, удивлению которой не было границ, когда его приняли с первого чтения. Она думала, что это было просто задание для практикантки. Я встречался с нею лично.

В результате у нас сформировалось самое кривое законодательство о частной малой авиации в Европе. По закону, летать теоретически реально, но практически - нет. Потому что система согласований сделана крайне неудобно. В Европе или США вы можете летать где и как захотите, за исключением тех мест, где летать нельзя. А у нас нужно получать разрешение на полёт по заранее заявленному и согласованному со всеми инстанциями маршруту, и нигде, кроме этого маршрута, лететь нельзя. Основная задача у контролирующих органов - обращаться с пилотом так же, как пилот обращается с самолётом: если взлетел - посадить любой ценой.

Допустим, хочет человек полететь из одной области в другую через третью. При этом он пролетит через 6 различных зон контроля. В какие-то из них нужно подавать заявку за сутки, а в какие-то - за 12 часов. И при этом невозможно всё согласовать, потому что они работают в разное время и не 7 дней в неделю. Кроме того, разрешение могут дать, а могут и не дать. Без объяснения причин. Где-то достаточно позвонить по телефону, а куда-то нужно явиться лично. То есть, сначала на машине за разрешением съезди, а потом туда лети.

Каждый самолёт по закону должен быть оборудован специальным пеленговым устройством, чтобы вас опознавали, когда вы в воздухе. Это устройство нужно купить, стоит оно около 500$. Это нужно, чтобы за вами следили. Кроме того, нельзя просто так завестись и полететь. Курс полета должен быть зарегистрирован, и от маршрута отклоняться нельзя. Отклонишься - сочтут за попытку террористического акта или бегства из страны.

Конечно, каждое воздушное судно должно быть зарегистрировано и обязано иметь свой номер. Зарегистрировать самолёт можно, но времени уйдет прилично - уж очень много бумаг, особенно если собрал самолёт в гараже. На месте того, кто готов встать на этот путь, я бы закладывался на пару тысяч долларов и запасался терпением на полгода. И вот потом, если ваш самолёт с бортовым номером сфотографировали, допустим, в неположенном месте, то на вас могут написать жалобу. А кому это надо? Очень часто ребята попросту перекрашивают самолёты в другие цвета и на наклейку сверху пишут ложный номер.

Таким образом, большинство любителей авиации обходятся без государственной регистрации. Летают себе на высоте до 300 метров и не суются к государственным аэродромам и военным. Пока мы на высоте до 300 метров и не зарегистрированы, нас для государства просто нет.

Самолёт "Мир-23" // Итар-Тасс


- А если всё же поймают?
- Вообще полагается штраф, но могут и самолёт отобрать. Проверяют обычно наличие всех устройств - радиостанции, опознавательного блока, GPRS и ещё чего-то. А ребята наши предпочитают пользоваться мобильными телефонами и лепить на скотч навигатор, если нужен. Так что зачастую вопросы решаются взятками.

- Насколько опасно пилотировать самому?
- При соблюдении всех правил безопасности - очень безопасно. Бьются все строго по собственной глупости, от избыточного ухарства и легкомыслия. Поскольку скорости полёта сравнительно небольшие, то даже при жёстких посадках пилоты чаще всего остаются целыми и сравнительно невредимыми.

Примеры несчастных случаев доказывают это правило. Например, один пилот чистил брюхо своей летающей лодки о прибрежные камыши, снижаясь до высоты 1м… Напоролся на сухое дерево и погиб. Другой разбил свою летающую лодку о воду, потому что поленился взять запас высоты. Это известный всем пилотам эффект «зеркала». Ещё один по незнанию ТТХ (тактико-технических данных) своего самолёта выполнил фигуру высшего пилотажа с пассажиром, на которую его самолёт не был рассчитан. Итог: вынужденная посадка, самолёт сильно разбит, пилоту лопнувшим стеклом рассекло лицо, пассажир не пострадал.

- А как эвакуироваться при вынужденной посадке вне аэродрома?
- По-хорошему, у пилота всегда должно быть своё средство транспортировки. «Ультралайт» неплохо помещается в прицеп для катеров. Если нет своего, то лучше вступить в авиаклуб. Там всегда помогут.

- На управление самолётом нужна лицензия?
- Нужна, разумеется. Но, как и регистрация, имеется не у всех. Есть у меня знакомый дед Григорий, который свой самолёт сделал сам. Мне стоять-то рядом с этим самолётом страшно! Дыхни - и он развалится. А дедушка на нём такое вытворяет! Вместо сидения там натянуты ремни, а дед гордо восседает с парашютом за спиной, натянув шапку потуже. Есть у меня подозрение, что он на лицензию не разорялся.

А так, что касается «ультралайтов», самолётов с официальной (!) полётной массой до 500 кг (на практике до 1000 кг), они имеют статус автомобиля. Чтобы получить лицензию на управление подобным средством, нужно пройти соответствующий курс.

- А где это можно сделать?
- В аэроклубе, где есть инструкторы, имеющие лицензию на преподавание.

- Сколько длится курс?
- Официально для «ультралайтов» - 42 часа плюс теоретический курс. Отрабатывают взлёт-посадку в простых метеорологический условиях, полёт по маршруту, использование радиосвязи и так далее. Затем проходят правила руления, сигналы сигнальщиков, правила нахождения на территории аэропортов. 42 часа, это, грубо говоря, для обезьян. Я могу сказать, что толковый человек самостоятельно вылетает через 15 часов, а там и до экзамена рукой подать.

В разрешении будет написан самолёт, на котором вы учились и сдавали экзамены. Если хочется летать на чём-то другом, то 10 часов переподготовки - и пожалуйста.

Экзамен принимает государственная комиссия на вашем родном аэродроме. По требованиям нужно выполнить 2 посадки на незнакомых площадках. Нет медкомиссии, разве что перед экзаменом.

Самолёт И-3 // cetus.aero


- Цена вопроса?
- Гонорар инструктора составляет в среднем 3500 в час, еще столько же нужно заплатить, если учитесь на самолёте клуба. Б/у машины часто обходятся дешевле. За экзамен тоже нужно платить. Сколько, точно сейчас не скажу, но цена подъёмная.

- Где можно летать?
- Летать над крупными городами, в любом случае, запрещено. Есть масса частных аэродромов, где по заявкам летают «ультралайты». Начальство обычно договаривается (не всегда официально, правда) с начальником зоны, в которой проходят полёты, дабы избежать всяких неприятностей с различными службами. В России я бы не советовал летать над дачами. Особенно в сезон охоты. Самолёты у нас видят редко… Часто ребята привозят дробовые прострелы в крыльях. Вообще при полётах необходимо знать, где проходят транспортные трассы летательных аппаратов (точное местоположение, высоты, ограничивающие коридоры и типы). Расстояние от Москвы, например, должно быть минимум 40-50 км. Кстати, можно арендовать поля у местных организаций: бывших колхозов и т.д. Вскладчину оформлять и наслаждаться.

Неплохи для полетов и озёра. В России очень любят гидросамолёты, особенно почитатели охоты. Из популярных - «Корвет» и «Л-42». «Корвет» - небольшой трёхместный самолётик, мотор ставится один или два. Не очень большая дальность и грузоподъёмность, в связи с чем не очень хорош в качестве компанейского судна. Но если у вас дача на берегу - самое оно. «Л-42» - это «лодка четырёхместная двухмоторная». Стоит «Корвет» около $150 тыс., «Л-42» - около $200-240 тыс.

- Можно ли сразу из Москвы на дачу полететь? Или только на арендованном аэродроме взлетел/сел?
- Из ближнего Подмосковья по-партизански полететь в дальнее можно. Но и на старте, и на финише должны быть нужной длины ровные площадки.

- Где можно купить себе такой самолёт?
- Если интересно, приезжай на слёты-выставки СЛА или МАКС . Там есть, с кем поговорить, и обязательно найдётся желающий вам что-нибудь продать.

Многие фирмы, торгующие самолётами, привозят несколько экземпляров, чтобы сбыть прямо на таких выставках. Иногда бывают неплохие скидки для тех, кто успел.

Беседовала Катерина Рогачева

Марка Цена Достоинства Недостатки Ссылка
Piper Готовый новый около 35 000$ самый дешёвый Из-за схемы с хвостовым колесом есть опасность капотирования на неровных площадках. Малый ресурс силовой установки. Низкая скорость. Малая дальность. Требует тепличных условий хранения. Надо часто перетягивать обшивку. Очень скромные пилотажные возможности. j3cub.chat.ru
SkyRanger Около 65 000 $ Крайне прост в управлении. Можно собрать из кита. Легко разбирается для хранения в гараже. Большой ресурс. Неприхотлив в эксплуатации. Низкая скорость, довольно слабые лётные характеристики, очень ограниченные пилотажные возможности. Дорогой мотор. aeros.com.ua
Cetus От 100 000$, на сайте есть калькулятор Высокая скорость, большая дальность. Хорошие пилотажные свойства - ряд моделей позволяет не просто летать «блинчиком», а как следует покувыркаться в воздухе. Цельнометаллические - неприхотливы в хранении и обслуживании. Высокая цена и повышенная сложность управления для некоторых моделей. Ряд моделей использует американские моторы с очень высокой прожорливостью дефицитного авиационного стооктанового бензина. cetus.aero
Cessna Свыше 100 000 $. Цена зависит от комплектации и даты выпуска. Идеальный «летающий автомобиль». Самые популярные лёгкие самолёты в мире. Громадный ресурс, высочайшая надёжность, неприхотливость в обслуживании, простейшее управление. Высокая цена, ограниченные пилотажные возможности. cr-msk.ru


Большинство малогабаритных самолетов разрабатывалось в военных целях, они идеально справляются с ролью истребителей или разведчиков. По окончании Второй мировой войны на территории Европы сильно увеличился спрос на крошечные бипланы, в том числе на одного пилота. И тогда между производителями началась негласная битва, кто произведет самый маленький самолет в мире.

BD-5J

В 1971 году американский конструктор Джим Беде разработал данный аппарат. Его масса составила всего лишь 162 килограмма, длина – 3,6 метра, размах крыла – чуть более 5 метров. Такие крошечные размеры позволяли BD-5J разгоняться до 480 км/ч, а объем топливного бака позволял пролететь 1500 км. Если учесть цены на бензин тех времен, то выходило, что на частном самолете летать даже выгоднее, чем на общественных лайнерах.

BD-5J попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый легкий из реактивных самолетов.

Разработчик уделил особое внимание удобству управления самолетом, чтобы джет мог управляться даже пилотом-новичком. Кроме удобства в эксплуатации, модель отличается удобством хранения: если снять крылья, то BD-5J можно поместить в стандартный гараж для автомобиля. Изначально цена за самолет была установлена на отметке 1800 долларов, но через некоторое время, после всех испытаний, возросла до 2600. Однако популярности модели это вовсе не помешало; за 2,5 года раскупили пять тысяч экземпляров, а еще двенадцать тысяч забронировали. Ни одна авиакомпания на Земле не могла похвастаться такими же продажами.

Одна из интересных особенностей поставки джета: он продавался в разобранном виде и с подробной инструкцией по сборке. Процесс монтажа занимал в среднем 700 часов, причем в первых версиях самолета предполагалось наличие сварочных операций, а в дальнейшем всё это было заменено шурупами.

Одна из моделей BD-5J находится в музее штата Аризона

Внешним видом самолет напоминает гибрид спортивного джета с истребителем. Корпус достаточно обтекаемый, сзади – пропеллер. Всё это в сочетании с маленьким весом дает исключительную скорость и маневренность. Самый маленький самолет регулярно принимал участие в авиашоу и пользовался там любовью зрителей. Но вот безопасность – не конёк этой модели. Достаточно упомянуть, что из первых 25 испытаний 14 закончились катастрофой. В результате погибло 9 человек. Как выяснилось, самолеты имели бракованные детали и недостатки в работе мотора.

В 1979 году выпуск прекратился в связи с банкротством производителя. Купленные модели подвергались различным любительским модификациям, а также на территории США открылось несколько сервисов по обслуживанию этих самолетов.


BD-5J участвовал в съемках фильма "Осьминожка" из бондианы

Американский инженер Роберт Старр смог сконструировать в 1988 году самолет, ставший вторым по весу (180 кг) и с размахом крыльев всего лишь чуть более 1,6 метра.

Первый же полет чуть не закончился трагически. Самолет продержался в полете ровно столько, что успел зафиксировать рекорд, продемонстрировав при этом достаточную стабильность, но затем вдруг начал вести себя абсолютно непредсказуемо. Достигнув высоты 120 метров двигатель механизма заглох. Самолет обрушился вниз вместе с пилотом. От аппарата практически ничего не осталось, а Старр отделался множественными переломами.


Bumble Bee II был собран по кусочкам после испытаний, чтобы выставить его в музее

Bumble Bee

Более раннее творение всё того же Роберта Старра тоже могло спокойно поместиться в стандартный гараж-ракушку, имея размах крыльев 168 см, а вес – 180 кг. Специалисты говорили о "шмеле", что взлететь он никогда не сможет, однако прогнозы не оправдались: самый маленький в мире биплан преспокойно налетал достаточное число километров.

Узнав о планирующейся разработке Старра, другой инженер Рэй Ститс тут же загорелся идеей его переплюнуть. Правда, занялся этим его сын Дональд. Еще в 1980 году он начал конструировать новую модель в собственном гараже, причем жена и дети не только поддерживали, но и помогали ему. За основу для Baby Bird взят моноплан (самолет, обладающий только одним крылом). Ститс поместил крыло повыше, а размах крыльев сократил до 190 сантиметров. Правда, моноплан не отличается высокой скоростью – всего лишь около 170 км/ч. За 5 лет эксплуатации первого экземпляра от совершил 35 полетов, и все довольно успешные.


В 1989 году инженер сдал свое творение в музей

Этот самолет длиной 210 см и весом 200 кг также был сконструирован Рэем Ститсом с претензией на звание самого малогабаритного в мире. У аппарата имеется один двигатель, стандартные шасси и крылья по принципу биплана. Фюзеляж выполнен из сваренных стальных трубок с полотняной обшивкой.

Верхние крылья имеют закрылки, нижние – элероны. В то время как большинство самолетов используют плоский межсетевой экран между двигателем и ногами пилота, Sky Baby устроен так, что закрытый мотор расположен над коленями пилота, а педали – под масляным поддоном в передней части капота.

Коротенький самолет с трехопорным шасси и относительно легким хвостом требует пилота весом примерно 77 кг, чтобы сохранять центр тяжести. Модель принимала участие в различных авиашоу, в том числе рекламных.

В конце 1952 года, после 25 часов полета, его отправили на покой, подарив Национальному музею авиации и космонавтики. Ститс же продолжил работу по конструированию самолетов.


Впервые Sky Baby поднялся в воздух в 1952 году

Еще одно детище Рэя Ститса, созданное в сотрудничестве с Мартином Янгом. Размах крыльев самолета составил 280 см, скорость достигала 240 км/ч. Он был собран не с нуля, а на основе модели TaylorCraft L-2, выпущенного с военными целями. Для крошечного самолета инженеры подобрали однопоршневые двигатели, достаточно мощные. После успешных испытаний Junior был признан самым удачным монопланом из существующих на тот момент.


Успех при создании Junior вдохновил Ститса на дальнейшую работу с авиатехникой

В 2011 году финские разработчики удивили мир новым шедевром авиационной промышленности. Это гидросамолет, работающий от практически бесшумного электрического мотора, что само по себе уже является довольно необычным. Кроме того, корпус аппарата выполнен из углепластика – экологически чистого материала. Таким образом, устройство в целом максимально экологично, а это качество весьма ценится в наши дни.

На данный момент самолет может непрерывно работать около часа. В Финляндии стоимость устройства составляет 40 тысяч долларов, для России эта сумма получается увеличена еще на 7600.


Модель весит 154 кг и способна достигать скорости 140 км/ч на высоте в три километра

Еще в далеком 1971 году авиаконструктор из Франции М. Коломбан задумал соорудить очень малогабаритный и экономичный самолет. И уже через два года его творение было готово взмыть в небо. Размах крыла составлял 2,9 метра, длина – 3,9 метра, а вес всего лишь 78 кг. Таким образом, он стал самым маленьким в мире из самолетов с двумя двигателями.

Рекомендуемая скорость передвижения самолета 185 км/ч, и он может спокойно пролететь без дозаправки ни много ни мало 2,5 часа. Благодаря таким приятным техническим характеристикам Cri-Cri довольно быстро завоевал популярность по всему миру, и что самое удивительное: он востребован по сей день. Во Франции имеется 110 штук, 20 – в Штатах, а еще 30 в других европейских странах. В 2010 году модель подверглась реновации, на нее установили четыре электрических мотора, благодаря чему малыш еще раз штурмовал Книгу рекордов, уже в качестве самого маленького самолета, оснащенного четырьмя двигателями.


Свое название Cri-Cri модель получила в честь маленькой дочки Коломбана

Эта необычная модель была создана тремя целеустремленными инженерами еще в 1940-х годах в штате Калифорния. Название в переводе звучит примерно как "крошечная пчела", что оправдывают его небольшие габариты – 425 см в длину и 550 в ширину. На тот момент устройство было поистине уникальным, да и сейчас кажется довольно необычным: чтобы полететь, пилоту надо было не залезать в кабину, а просто лежать на корпусе самолета. Надо признать, что это управление было весьма неудобным.

Модель совершила всего несколько полетов, после чего ее поместили в музей города Сан-Диего. Ирония судьбы: полеты не навредили Wee Bee, но зато он пострадал в пожаре, находясь в музее. Представленный там ныне экспонат – всего лишь копия.


Максимальная скорость полета на самолете – 80 км/ч

X-12H

На десятом месте расположился продукт, разработанный в России жителем Армавира В.П. Дмитриевым. Он создал крошечный самолетик весом 80 кг. Размах крыла составил 6 метров, длина – 3,5 метра. Это чудо авиации может развивать скорость 125 км/ч. В разобранном виде самолет занимает так мало места, что может уместиться в обычный чемодан, а сборка занимает всего в районе получаса.

Для взлета аппарату достаточно разгона в 30 метров, так что его можно использовать практически где угодно. Для управления не нужно какое-либо пилотское свидетельство или регистрация. Единственное условия – пилот должен обладать небольшим весом, поскольку у самолета низкая грузоподъемность с учетом топлива.


X-12H находится в процессе летных испытаний, при успешном завершении которых планируется запустить модель в массовое производство

Разработчик, Виктор Павлович, заявляет, что всю жизнь интересуется авиацией и стремится разработать самый маленький самолет в мире. X-12H – не единственное его творение, и все из сделанных им аппаратов отличаются легкость в управлении и доступностью даже новичкам. На них легко учиться, потому что они прощают незначительные ошибки. Виктор также утверждает, что подобная аэродинамическая конструкция пригодна и для сверхскоростных самолетов, только в этом случае машина должна иметь мощный цельнометаллический фюзеляж, а также реактивный двигатель.

Главной особенностью своих самолетов Виктор считает прекрасно развитую механизацию крыльев и крайне эффективную стабилизацию. Все щели тщательно профилированы. Всё это обеспечивает самолетам внушительный коэффициент подъемной силы, отзывчивую управляемость и достаточную устойчивость в воздухе.

Это самые маленькие самолеты на сегодняшний день, но почти каждый год появляются новые модели, а старые усовершенствуются. Производители продолжают бить рекорды, ставя по большей части на комфорт и безопасность. Вот почему спрос на подобные решения не падает уже несколько десятилетий.