Вспоминает А. Гарнаев:
С Васей Цымбалом мы были корешами, летали в Армавирском училище в одной эскадрилье на МиГ-23 (он сам был родом из Армавира). В свое время Вася был переведен с Дальнего востока в Килп-Явр за то, что сдул японский вертолет с палубы авианосца, а вычислен был по фразе, брошенной в открытый эфир: «Пиздец котенку!»
В полку он отличался своей шебутной лихостью - как-то раз, взлетев по авианосной группе раз в пятый-седьмой за дежурство, он просто прошёл над их палубой, включив слив топлива - и устроил американиям обильный керосиновый душ... Потом эта история с Орионом... после которой НАТОвцы начали передавать Васе «привет», а Вася от греха подальше был переведен в Крымский Гвардейский полк.
А случилось вот что...
В тихое ясное утро, 13 сентября 1987 года, в воскресенье, оперативным дежурным Североморского корпуса ПВО была дана команда на подъем в воздух одного самолета Су-27, из состава дежурного звена 941 иап ПВО.
Нарушителем «покоя» был базовый патрульный самолет Р-3с «Орион» из 333 эскадрильи ВВС Норвегии. «Орион» вылетел с авиабазы Аннейя, «петлял» вдоль границы в Баренцевом море, над нейтральными водами, и судя по всему вел разведку перемещений кораблей СФ и контроль за выходом из баз наших подводных лодок. Особенностью этого самолета разведчика было то, что в воздухе он мог находиться до 12-ти часов и долго, долго заставлять «нервничать» силы ПВО.
Задача дежурного Су-27 (941 иап ВВС ПВО, аэродром Килп-Явр) состояла в том, чтобы контролировать действия «Ориона» и не допустить нарушения государственной границы СССР. Самолет пилотировал ст.лейтенант Василий Цимбал. После взлета, КП ИАП «навело» истребитель на «Орион» и Су-27 начал «нарезать петли» возле «Ориона». Все происходило как обычный «дежурный» вылет, так как «Орионы» караулили наши ПЛ почти каждый день.
Но! Кто, может быть, помнит, в то время в воскресенье, в 11.00 начиналась по телевидению программа «Утренняя почта». Все хиты советской эстрады, на то время, показывала в основном только «она», альтернативы практически не было. И смотрели эту передачу все и вся, и в домике дежурного звена так же. Накануне был анонс предварительный, что в этой «Утренней почте» будет выступать то ли Пугачева, то ли еще кто-то из «звезд» на то время. Вообщем ВСЕ посмотрят и послушают, кроме... Кроме летчика Василия Цимбала. Так как «Орион» будет «болтаться» у границы неизвестно сколько времени. Обидно, да! И Василий начал «гонять» самолет ВВС Норвегии Р-3с «Орион».
«Орион» не патрулировал. Он целенаправленно работал над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство. Ставил (сбрасывал) радиобуи для определения момента выхода лодки на дежурство. Василий, чтобы воспрепятствовать сбросу буёв, начал выполнять проходы под «Орионом», на выходе включая слив топлива. В атаку на него несколько раз заходил, струей двигателей с курса его сбивал, фигуры высшего пилотажа вокруг него крутил. В итоге задел килем, винт двигателя правого крыла «Ориона», от чего винт сломался и его обломки пробили фюзеляж «Ориона».
Все! «Орион» сдался и взял курс на базу. Василий Цимбал докладывает на КП - «Орион» уходит на базу. КП полка дает добро на возвращение на аэродром. Василий делает боевой разворот, догоняет «Орион», заходит впереди начинает слив топлива прямо на кабину и фюзеляж. «Обгадил» Василий самолет разведчик страны НАТО как мог. Затем вернулся на аэродром и успел таки посмотреть «Утреннюю почту», никому ничего не докладывая о произошедшем.
После заруливания в ДС при осмотре Су-27 техник доложил, что самолет имеет повреждение законцовки правого киля: повреждения были небольшими - середина «пилотки» разлохмачена. Вася, спрашивает его техник, ты куда умудрился влезть? «При манерах кили трясло, вот, наверное, и поломалось». Такое частенько бывало и ранее, ничего особенного, поэтому киль просто заменили и благополучно забыли об этой истории.
Более в этот день самолеты разведчики в акватории Баренцева моря не появлялись... Весь день было тихо и солнечно. Разгром начался вечером. «Орион» дополз до своего аэродрома. В этот же день был оповещен советский посол в Норвегии. Информация идет в Москву, там Министру обороны, от него к Главкому войск ПВО. Дежурный генерал ЦКП ПВО запрашивает Архангельскую армию ПВО, армия корпус, корпус - 941 ИАП. В полку спрашивают у Василия, что было? Тот как нормальный офицер отвечал, что ничего не было, обычный вылет.
В полк приезжает Командир Корпуса, начинаются разбирательства. И все бы ничего, Василий может и выкрутился бы, но с борта «Ориона» вели видеозапись всех маневров Су-27. Копия была передана послу Норвегии. Отпираться было невозможно...

Эта заметка написана на основе воспоминаний Героя Российской Федерации Александра Юрьевича Гарнаева - Заслуженного лётчика-испытателя России. Александр Гарнаев рассказал о своём друге – лихом пилоте Василии Цымбале и его отчаянном, совершенно хулиганском поступке – укрощении норвежского самолёта-разведчика «Орион».

Военный летчик Василий Цымбал отличался весёлым нравом и шебутной бесшабашностью. Когда он служил на Дальнем Востоке, то немного полихачил над палубой японского авианосца и «сдул» с неё вертолёт. Возможно, ему бы это сошло с рук, но он весьма неосторожно бросил в открытый эфир фразу, которая в цензурном варианте звучит так: «Конец котёнку!».

По этой реплике его вычислили, и перевели служить на Северный Флот в гарнизон посёлка Килпъявр, что под Мурманском. Там он тоже показал свой «чкаловский» характер.

Однажды, взлетев на сопровождение авианосной группы вероятного противника, причём уже в седьмой раз за дежурство, он просто прошёл над их палубой и включил слив топлива – устроил американцам обильный керосиновый душ... Этот «неуставной» метод оказался эффективным – НАТО-вские вертушки у морской границы Советского Союза стали шнырять намного меньше. А вот разведывательные «Орионы» ВВС Норвегии по-прежнему не давали покоя.

Четырёхмоторный винтовой «Орион» - это береговой патрульный противолодочный самолёт. Кстати, очень хорошая, удачная модель. Особенность этого воздушного разведчика в том, что в небе он может находиться до 12–ти часов. Один борт в течение половины суток может заставлять нервничать наши силы ПВО.

И вот однажды, тихим ясным воскресным утром 13 сентября 1987 года, один такой «Орион» стал нарушителем покоя наших морских границ. Он петлял над нейтральными водами, и, судя по всему, вёл контроль за перемещением нашей подводной лодки.

И тогда в воздух поднялся дежурный Су-27 под управлением старшего лейтенанта Василия Цымбала. И это был бы самый обычный, ничем не примечательный дежурный вылет, если бы на дворе не стояло воскресенье. А по воскресеньям в Советском Союзе ровно в 11:00 по центральному телевидению показывали замечательную музыкальную программу «Утренняя почта».

Современному молодому зрителю, который избалован многочисленными музыкальными каналами и многотысячными роликами в интернете, не понять, что значила для советского человека телепрограмма, которую вёл Юрий Николаев.

«Утренняя почта» долгое время была ЕДИНСТВЕННОЙ еженедельной музыкальной передачей. Только там советский народ мог увидеть новинки и хиты нашей эстрады. Иногда даже перепадало что-то из зарубежных исполнителей, в основном из соцлагеря.

Вся страна в воскресенье в 11 часов утра прилипала к телеящикам. Смотрели «Утреннюю почту» во всех воинских частях и дальних гарнизонах от Камчатки до Килпъявра, где служил наш герой. А накануне, как назло, был предварительный анонс, что завтра будет выступать кто-то из "Супер-Пупер-Европейских-Звёзд" того времени.

В общем, когда дежурный пилот Цымбал садился за штурвал своей Су-шки, то думал о том, что скоро ВСЕ его товарищи в домике дежурного звена посмотрят и послушают свежий выпуск «Утренней почты», а он, Василий Цымбал - нет. И всё из-за того, что какому-то заср… супостату дома не сидится, летает, он понимаешь, у наших границ.

Когда Василий подлетел к этому гадскому супостату, то обнаружил, что тот работает над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство.

«Орион» целенаправленно сбрасывал в море радиобуи для контроля перемещений наших субмарин. Чтобы помешать этому сбросу буёв, Цымбал начал выполнять проходы под «Орионом», на выходе включая слив топлива. Он хотел струей керосина сбить вражину с курса. Но тот упорно продолжал свою шпионскую деятельность. Тогда наш лётчик ещё раз зашел снизу под "Орион" и, сбросив скорость на минимум, закрыл тому обзор всей аппаратуры. Норвежец начал сбрасывать скорость в надежде, что истребитель свалится. Но в итоге сам "Орион" начал терять высоту и зацепил винтом четвёртого двигателя на правом крыле верхушку киля нашей Су-шки.

Винт у «Ориона», естественно, сломался. Обломки винта повредили ему движок и фюзеляж…

«Орион» обиделся, сдался, развернулся и взял курс на базу. Всё, приказ выполнен! Василий Цымбал доложил об этом на командный пункт. Ему дали добро на возвращение домой. Но напоследок воздушный асс Цымбал решил до конца унизить супостатов: он сделал боевой разворот, догнал норвежский разведчик, зашёл немного вперёд и слил топливо ему прямо на кабину и фюзеляж. Обгадил Василий неприятельский самолет-шпион как мог.

После чего с чувством выполненного долга вернулся на родной аэродром и успел-таки посмотреть «Утреннюю почту». День был прожит не зря. У «супер-пупер-европейской-звезды» в то утро в заполярном военном посёлке было на одного благодарного зрителя больше.

Гром и разгром грянули вечером. "Орион" дополз до своего аэродрома. Норвеги выкатили жалобу советскому послу. Тот сообщил в Москву. И понеслись разборы полётов. Упуская специфические лётные подробности, сообщу, что Василий, может быть, и выкрутился бы, но с борта "Ориона" вели фото и видеозапись всех маневров Су–27. Более того, норвежцы попросили Васю во время съемки снять маску, что он с удовольствием сделал и попозировал коллегам. И на следующий день в западной прессе началась шумиха, вышли статьи с Васиной физиономией и хорошо видимым бортовым номером Су-шки.

Короче, Цымбала перевели от греха подальше в город Крымск Краснодарского края, а его полк в Килпъявре долго сдавал зачеты по всевозможным Наставлениям и Правилам. Но, что интересно – на борту Васиного истребителя остроумные товарищи нарисовали маленький значок укрощённого «Ориона».

После этого воздушного приключения ещё долгое время в радиоэфире мурманского Севера звучали шутливые приветы НАТО-вским соколам: «Ахтунг! Ахтунг! Вася Цымбал в воздухе!».

Это по аналогии с легендарным лётчиком Александром Покрышкиным.

Recent Posts from This Journal


  • Миф об украинском сале

    Сало - не украинское изобретение, а украинцы - не самые большие салоеды в мире! Хотя большинство прочно ассоциирует сало с Украиной, считая его…


  • Фразы родом из СССР

    Советский неприкасаемый словарный запас Итак, давайте же вспомним фразы, которые в разное время заполняли речь советского, а сейчас, возможно, и…

  • Советский изобретатель Александр Игнатьевич Шаргей - Юрий Васильевич Кондратюк.

    Александр Игнатьевич Шаргей, советский учёный, один из основоположников космонавтики. В начале XX века расчитал оптимальную траекторию полёта к…


  • Кто предал членов «Молодой гвардии» на самом деле

    кадр из х/ф "Молодая гвардия" Исследователи, изучившие историю.«Молодой гвардии» и прочитавшие с роман, говорят, что история эта была придумана…


  • Советские мифы

    Я, не являюсь ни сторонником, ни противником СССР. Глупо протестовать против того, чего нет. И отстаивать несуществующее глупо. Я, за то, чтобы мы…

Время от времени появляется информация об инцидентах между российскими и натовскими военными летчиками. Пилоты НАТО жалуются на опасные маневры россиян вблизи своих самолетов.

Видимо, они забыли о тех проблемах, которые им создавали советские асы. Одним из самых известных воздушных хулиганов СССР был летчик Василий Цимбал.

Конец котенку!

Цимбал отличался веселым, жизнерадостным и бесшабашным характером. К своей работе пилот подходил творчески, за что его неоднократно вызывали на «ковер» и переводили из одного конца страны в другой.

Василий Цимбал в 80-х годах прошлого столетия, на излете «холодной войны», пилотировал истребитель Су-27. Его популярность началась во время службы на Дальнем Востоке. В ходе полета над морем он пролетел на рекордно низкой высоте над японским авианосцем и «сдул» один из вертолетов в воду. Возможно, инцидент могли замять, списав его на неосторожность, если бы не фраза, произнесенная Василием в прямом эфире во время маневра. В литературном переводе она звучит: «Конец котенку!».

За это осенью 1987 года его перевели в небольшой заполярный гарнизон в Мурманской области.

Укротитель «Орионов»

На новом месте службы Василия Цимбала было неспокойно. Здесь, в приграничных районах Баренцева моря, базировались советские атомные субмарины, за перемещениями которых с интересом наблюдала натовская авиация. Иностранные летчики сильно докучали, однако этим вопросом занялся Василий.

Его очередная хулиганская выходка значительно снизила активность разведывательной авиации НАТО в этом районе. Цимбал на своей «сушке» пролетел над палубой американского авианосца и слил на нее топливо, устроив настоящий «керосиновый дождь». А ведь это могла быть и настоящая атака.

Но после необычного поступка советского летчика полеты западной авиации в этом районе практически прекратились. Единственными, кто не отреагировал на такое своеобразное предупреждение, были норвежские ВВС. Они использовали для наблюдения за советской территорией самолеты-разведчики «Орион». Особенно неприятно было то, что самолет такого типа способен непрерывно находиться в воздухе до 12 часов.

И вот, одним воскресным утром на боевое дежурство в небо советского Заполярья заступил Василий Цимбал. Он был немного не в настроении, так как пропускал любимую телепередачу, «Утреннюю почту». Современному россиянину это осознать трудно, но во времена СССР это была чуть ли не единственная музыкально-развлекательная передача, выходившая раз в неделю.

И тут под его горячую руку попался несчастный норвежский «Орион». Цимбал начал описывать в опасной близости от натовского самолета-разведчика фигуры высшего пилотажа, мешая ему сбрасывать радиобуи в фарватер выхода наших подлодок в открытое море. В результате неудачного маневра норвежец зацепился винтом одного из двигателей за киль советской машины.

Обломки винта повредили обшивку и двигатель «Ориона», из-за чего ему пришлось возвращаться на базу. Но Цимбалу этого оказалось мало, поэтому он решил вылить отработанное топливо на кабину самолета противника, полностью ее «обгадив». Это было очень унизительно!

Норвежцы врут!

Вернувшись на базу и не став докладывать о происшествии, советский летчик даже успел посмотреть любимую передачу. Возможно, это и было причиной того, что от его плохого настроения не осталось и следа.

Но к концу дня оказалось, что его воздушные приключения не закончились. Норвежский пилот сообщил начальству о нескромном поведении русских, а те доложили наверх. В результате советский посол в Осло получил ноту протеста, а Васю Цимбала вызвали «на ковер». Поначалу он пытался все отрицать, утверждая, что норвежцы врут, но неожиданно ему предъявили пленку, где были запечатлены его «художества». Норвежцы сняли действия советского пилота на камеру. Заметив съемку, он даже снял маску и начал позировать. Поэтому на кадрах можно было отлично рассмотреть бортовой номер истребителя и счастливое лицо советского летчика.

Сильно наказывать Василия не стали, но перевели от греха подальше на юг России. Правда, появилось море запрещающих инструкций для советских военных летчиков. А новые сослуживцы этого лихого пилота нарисовали на его самолете небольшой значок опозоренного «Ориона».

После этого случая в приграничном Заполярье нередко можно было услышать в открытом радиоэфире шутливое послание для натовских летчиков.

Public domainВасилий Цымбал: как советский летчик-лихач унизил пилота НАТО

Заключительные несколько лет представители стран НАТО постоянно жалуются, что российские истребители проходят от их воздушных судов на опасном расстоянии. Очевидно, они позабыли воздушных асов советских лет, которые доводили до нервных срывов пилотов западных стран, чуть ли не садясь им на голову. Вяще других в этом отношении прославился Василий Цимбал, которого летчики НАТО боялись как огня.

Граница на замке

Воздушные приключения Василия Цимбала завязались осенью 1987 года, когда его за дисциплинарный проступок перевели служить с Дальнего Востока на военный аэродром под Мурманском. Воздушная доля, в которую попал летчик, охраняла северные границы СССР, около которых с разведывательными целями курсировали самолеты НАТО. Их заинтересованность к побережью Баренцева моря с базами советских атомных подводных лодок, был настолько велик, что летчики вылетали на перехват вражьих самолетов по нескольку раз в день. Данное обстоятельство сильно не понравилось Василию Цимбалу, который решил проучить пилотов НАТО. Раз он снизился над авианосцем противника на рекордно низкую высоту и слил на его палубу немного топлива. Команда судна была в шоке, граничащего с ужасом. Невозможно забывать, заканчивалась холодная война, и советский самолет мог нести ядерную боеголовку. На время интенсивность западной авиации у нордовой границы СССР существенно снизилась.

Проучить норвежца

Из всех стран, входящих в НАТО лишь ВВС Норвегии продолжали докучать советским пилотам. В очередной раз Су-27 был поднят по тревоге 13 сентября 1987 года. Его целью стал засеченный советской РЛС патрульный самолет «Орион» ВВС Норвегии. К горе, для нарушителя покоя советских ВВС за штурвалом истребителя находился Василий Цимбал. Едва летчик увидел норвежский самолет, барражировавший над нейтральными водами возле советской границы с явно разведывательными целями, как у него в голове тут же созрел коварный план. Самое неприятное, что норвежский самолет-разведчик мог быть в воздухе без посадки и дозаправки топливом до 12 часов, контролируя перемещение советских кораблей и подводных лодок. Необходимо было отделаться от него любой стоимостью. В этой ситуации Цимбал начал настоящую охоту на норвежца. Его Су-27 проносился вокруг вражеского самолета не то, что на опасном расстоянии, он чуть ли, не зацеплял днищем своего истребителя кабину пилота «Ориона». Крутил вокруг него фигуры высшего пилотажа, несколько раз закатывался на атаку. Сложно себе представить, что испытывал в это время пилот разведывательного самолета. Особенно тяжело ему пришлось в тот момент, когда Василий Цимбал килем все-таки зацепил винт «Ориона», какой сломавшись, пробил обшивку норвежского самолета. В итоге самолету-разведчику все же покинуть территориальные воды около советской границы и удалиться на базу. Тем не менее, напоследок Цимбал снова догнал норвежца и сбросил немного топлива на кабину пилота. Большего унижения для пилота «Ориона» и придумать было невозможно.

Скандал международного масштаба

Вернувшись на свой аэродром, Василий Цимбал скромно промолчал о своих приключениях в нейтральных водах. Тем порой пилот «Ориона» глубоко оскорбленный тем, как с ним обошелся советский летчик, доложил об инциденте своему руководству. Вечером того же дня советскому послу в Норвегии была вручена нота протеста. О дебоше доложили Министру обороны СССР в Москву. Разбор полетов пошел по инстанциям. Первым нагоняй получил Главком ПВО, кому подчинялась авиагруппа, в какой служил Василий Цимбал, следом досталось командиру Корпуса, который тут же направился в полк для установления всех деталей случаи. Но Василий Цимбал стоял на своем: «норвежцы все врут». В этот момент из Норвегии пришло видео художеств советского пилота, которые, оказывается, фиксировал пилот «Ориона». Однако, талантливого летчика действенно защитившего родную границу наказывать не сделались, лишь переведя от греха подальше для продолжения службы в Крымск.

Материал полезен?

  • Как советский пилот решил проучить пилотов НАТО
  • Как в 1989 году советский истребитель пробежал три…
  • «Король небосвода»: как советский летчик Иван…

С Васей Цымбалом мы были корешами, летали в Армавирском училище в одной эскадрилье на МиГ-23 (он сам был родом из Армавира). В свое время Вася был переведен с Дальнего востока в Килп-Явр за то, что сдул японский вертолет с палубы авианосца, а вычислен был по фразе, брошенной в открытый эфир: «Пи***ц котенку!»

В полку он отличался своей шебутной лихостью — как-то раз, взлетев по авианосной группе раз в пятый-седьмой за дежурство, он просто прошёл над их палубой, включив слив топлива — и устроил американиям обильный керосиновый душ...

Потом эта история с Орионом... .

А случилось вот что...

В тихое ясное утро, 13 сентября 1987 года, в воскресенье, оперативным дежурным Североморского корпуса ПВО была дана команда на подъем в воздух одного самолета Су-27, из состава дежурного звена 941 ИАП ПВО (п.Килп-Явр). Нарушителем "покоя" был базовый патрульный самолет Р-3С "Орион" из 333 эскадрильи ВВС Норвегии. "Орион" "петлял" вдоль границы в Баренцевом море, над нейтральными водами, и судя по всему вел контроль за нашей подводной лодкой. Особенностью этого самолета разведчика было то, что в воздухе он мог находиться до 12-ти часов и долго, долго заставлять "нервничать" силы ПВО.


Задача дежурного Су-27 состояла в том, чтобы контролировать действия "Ориона" и не допустить нарушения государственной границы СССР. Самолет пилотировал ст.лейтенант Василий Цимбал. После взлета, КП ИАП "навело" истребитель на "Орион" и Су-27 начал "нарезать петли " возле "Ориона". Все происходило как обычный "дежурный" вылет, так как "Орионы" караулили наши ПЛ почти каждый день.

Но! Кто может быть помнит, в то время в воскресенье, в 11.00 начиналась по телевидению Программа " Утренняя почта". Все хиты советской эстрады, на то время, показывала в основном только "она", альтернативы практически не было. И смотрели эту передачу все и вся и в домике дежурного звена так же. Накануне был анонс предварительный, что в этой "Утренней почте" будет выступать кто-то из "звезд " на то время. В общем ВСЕ посмотрят и послушают, кроме... Кроме летчика Василия Цимбала.


«Орион» не патрулировал. Он целенаправленно работал над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство. Ставил (сбрасывал) радиобуи для определения момента выхода лодки на дежурство. Василий, чтобы воспрепятствовать сбросу буёв, начал выполнять проходы под «Орионом», на выходе включая слив топлива. Так как "Орион" будет "болтаться" у границы неизвестно сколько времени,он просто зашел снизу под "Орион" и закрыл тому обзор всей аппаратуры. "Орион" начал сбрасывать скорость в надежде, что истребитель свалится. Но у Су-27 скорость сваливания гораздо меньше (около 200 км/ч). В итоге сам "Орион" начал терять высоту и в этот момент зацепил винтом третьего двигателя радиопрозрачную законцовку правого киля. Обломки винта повредили четвертый двигатель и фюзеляж (разгерметизация)

Поврежденный "Орион"


Винт двигателя правого крыла "Ориона".

" Орион" сдался и взял курс на базу.

Василий Цимбал докладывает на КП -"Орион" уходит на базу. КП полка дает добро на возвращение на аэродром. Василий делает боевой разворот, догоняет " Орион", заходит вперед и начинает слив топлива прямо на кабину и фюзеляж. "Обгадил " Василий самолет разведчик как мог.После столкновения "Орион" доложил в эфир: "атакован советским истребителем, имею повреждения". Для его сопровождения были подняты 2 F-16, которые и привели его домой, на авиабазу в Норвегии.


Затем вернулся на аэродром и успел посмотреть "Утреннюю почту", никому ничего не докладывая о произошедшем. После заруливания в ДС при осмотре Су-27 техник доложил, что самолет имеет повреждение законцовки правого киля: повреждения были небольшими — середина «пилотки» разлохмачена,но такое бывало и ранее, ничего особенного, заменили и всё. Более в этот день самолеты разведчики в акватории Баренцева моря не появлялись… Весь день было тихо и солнечно


Разгром начался вечером. "Орион" дополз до своего аэродрома. В этот же день был оповещен советский посол в Норвегии. Информация идет в Москву, там Министру обороны, от него к Главкому войск ПВО. Дежурный генерал ЦКП ПВО запрашивает Архангельскую армию ПВО, армия корпус, корпус — 941 ИАП. В полку спрашивают у Василия, что было? Тот как нормальный офицер отвечал, что ничего не было, обычный вылет. В полк приезжает Командир Корпуса, начинаются разбирательства.Самолет Су-27 б/н 36 сразу после столкновения получил б/н 38 ещё позже б/н 31. "Тупые америкосы" ни в жисть бы не догадались


И все бы ничего, Василий может и выкрутился бы, но с борта "Ориона" вели фото и видеозапись всех маневров Су-27.




Копия была передана послу Норвегии. Отпираться было невозможно…

Потом долго НАТОвцев пугали - типа чуть что - так сразу "Ахтунг, ахтунг! Ваську Цымбала - в воздух "Позже на его Су-27 потом нарисовали маленький "Орион".


Потом составили проект ответа на натовскую ноту. Смысл такой:" Вы, господа, вынудили нашего лётчика действовать решительно, т.к. ваш экипаж сам действовал некорректно, да ещё и с некрасивыми намерениями..."

Шеварднадзе, надо сказать к его чести, подписал.

При расследовании инцидента обеими сторонами была признана вина как норвежского экипажа, так и советского пилота,и все закончилось взаимными извинениями.

А.Гарнаев:

До сих пор не знал о трагической гибели Василия Цымбала. Сожалею. Он тогда, при расследовании столкновения, показался нам настоящим бойцом, в прямом смысле - лётчиком-истребителем ПВО на своём месте! Именно потому, что он вызывал настоящие симпатии, я и способствовал его переводу. Иначе политработники проявили бы свою активную бдительность.

Они ещё раньше, как потом выяснилось, со своим напарником лётчиком Думаницким гоняли надоевшее всем разведсудно "Мориата", поливая его керосином.

Это тоже незаконно, но вертолёты с "Мориаты", стоявшей у самой границы, буквально издевались над дежурными силами, постоянно "подныривая" под нижнюю границу нашего радиолокационного поля.
Цымбал и Думаницкий задачу успешно решили. И молодцы.

А до Орионов решили "достучаться" тупо и понятно: максимальным спутным вихрем. Для этого вставали под него, успокаивались, а затем с максимальной приёмистостью разжигали ПФы и, минимально выскочив вперёд, заламывали перегрузку... делали это МНОГО раз, но до ТЕХ доходило плохо - вот постепенно и пришлось сокращать дистанцию и "временной интервал"

Последующий результат:

Васю долго таскали феэсбэшники, угрожали, и каждый раз портили ему настроение, а потом перевели его служить подальше от тех мест, где супостаты встречаются.
А еще через какое-то время, когда в страна началась вся эта свистопляска девяностых, по инициативе бывшего директора мебельного салона, а в то время министра обороны РФ, полк решили расформировать. Аргументация министра - мебельщика была вполне научно обоснована: нехер ему там стоять...
Лётчики полка зажурились... Кругом только и слышалось:
- Это как же так? Отличный полк и вдруг расформировывать... В нём же сам Вася Цымбал летал...

А Вася до этого позора не дожил. Будучи в отпуске, он нелепо погиб в автокатастрофе...


Вася Цымбал, Вечная ему память летчик от Бога!!! Уважали его и летуны и технота, особенно технота, простой был мужик хоть и выпить любил крепко!

Многие конечно скажут, хулиган, зачем обострял, это не профессионально, но из таких вот мелких эпизодов складывается психологический портрет противника. Если корабли таранят в мирное время корабли условного противника, если вот такие вот Васи идут на таран самолетов разведчиков, то это все очень заставляет задумываться на той стороне о уровне мотивации в наших войсках и приходит четкое понимание что если что, то просто расквашенным носом не обойдется, будут рвать зубами пока смогут.