организационный нормативный прибыль статистический

Методология планирования заложена в сущности планирования целей и показателей их достижения. Без наличия четких целей, показателей для оценки их достижения, а также промежуточных задач, которые необходимо решить, чтобы достигнуть поставленных целей, не может осуществляться ни один контролируемый и управляемый процесс. Главным инициатором планирования является директор предприятия, так именно ему необходимо оценивать эффективность работы его предприятия.

Правовым обеспечением методологии планирования являются: Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты о планировании. Информационным обеспечением методологии планирования являются данные по развитию рынков, анализу конкурентов, исследованиям потребительских предпочтений, отчетным показателям деятельности предприятия за прошлые периоды. К методологии планирования также можно отнести личный профессиональный опыт лиц, ответственных за составление плана.

Методология планирования также включает различные ограничения планирования, которые связаны с внутренними и внешними факторами. К внутренним можно отнести невозможность охватить все существующие данные по отдельным аспектам, касающимся плана, а также наличие данных только за предыдущие периоды. Внешние факторы связаны с изменениями в политической сфере, экономических условиях хозяйствования, технологических изменениях и т.д. Все эти изменения предприятие не может предугадать заранее и не может учитывать в процессе планирования, так же как не может и повлиять на них после того, как эти изменения наступят.

Методология планирования, как деятельность, связанная с планированием, может быть разделена на несколько этапов:

процесс непосредственного составления планов (анализ среды, составление прогнозов, формулирование видения, миссии, целей, формулирование стратегии, выбор стратегии, разработка долгосрочных планов, среднесрочных и текущих);

деятельность по осуществлению плановых решений (расчет реальных технико-экономических показателей деятельности организации);

контроль результатов (сравнение показателей, корректировка, оценка эффективности планирования).

Методология планирования - это умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Суть методологии планирования на предприятии сводятся к следующему:

  • 1. Разработка хозяйственной стратегии в условиях конкурентного рынка.
  • 2. Осуществление стратегического и текущего планирования.

Методы планирования - основной инструмент плановиков. Современная теория и практика располагают богатым инструментарием, позволяющим решать широкий круг вопросов. Многие методы хорошо известны и применяются не только в планировании Часть методов формализована и доведена до уровня экономико-математических моделей, другие имеют слабое описание. Все эти методы могут применяться отдельно и в комплексе.

К основным методам планирования относятся:

балансовый

опытно-статистический

нормативный

экономико-математический

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета.

Балансовый метод - характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности.

С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов.

Опытно-статистический метод - характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Хорошо известны такие приемы этого метода, как: расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др. Но этот метод имеет существенный недостаток - плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его погрешностями в прошлом.

Нормативный метод (метод технико-экономических расчетов) основан на использовании норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин.

Используется для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-экономических расчетов.

Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др.

Экономико-математические методы и модели. Сущность их состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных.

Наиболее распространены в современных условиях методы теории вероятности (корреляции, регрессии, теории игр), математического программирования, методы имитации, теории графов и др.

В последнее время особую популярность приобрели такие методы планирования, как

метод чувствительности

проверка устойчивости

предельного анализа

нормы прибыли на вложенный капитал

Анализ чувствительности - позволяет оценить, насколько сильно изменится эффективность планируемого мероприятия при изменении условий его реализации или одного из исходных параметров. Чем сильнее эта зависимость, тем выше риск реализации планируемого мероприятия.

Анализ чувствительности может использоваться:

  • 1. Для выявления факторов наиболее влияющих на результаты реализации планируемого мероприятия (изменение дохода в зависимости от изменения цен на продукцию, сырье, объема выпуска и пр.). Знание этих факторов и их влияния позволяет заранее выявить и учесть, а, следовательно, и уменьшить их негативные последствия.
  • 2. Для сравнительного анализа проектов при решении вопроса о включении их в план. Для каждого проекта определяется чувствительность к изменению различных факторов: цен, объема продаж, процентных ставок по кредиту. Предпочтение отдается наименее чувствительному критерию.

Проверка устойчивости. По форме данный метод похож на анализ чувствительности. Его главная цель - предвидеть ход развития событий в процессе реализации плана, который могут произойти во внешнем окружении и внутренней среде предприятия.

Суть метода - разработка сценариев развития событий в базовом и наиболее опасных вариантах реализации плана.

Определяются доходы, потери, показатели эффективности.

Достоинством данного метода является то, что он позволяет оценить одновременное влияние нескольких параметров на конечные результаты.

Предельный анализ. Данный метод позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия.

Если прибыль - цель предприятия, то предельный анализ - важный метод ее достижения.

Предельный анализ в планировании может быть использован для установления цен на продукцию, объемов продаж и др. Одним из вариантов предельного анализа является точка безубыточности.

Норма прибыли на вложенный капитал - важнейший инструмент планирования. В основе этого метода лежит расчет, показывающий связь между доходами предприятия и его капиталом. С его помощью определяется целесообразность капитальных вложений, планируются затраты, производится оценка эффективности прошлых плановых решений.

К основным преимуществам данного метода следует отнести его простоту, соответствие главной цели деятельности предприятия, а также то, что он не связан с объемом продаж.

Сегодня при расчете данного показателя используются различные виды капитала, что значительно расширяет зону его применения. Так, норма прибыли на собственный капитал характеризует финансовые результаты работы, на используемый капитал - является показателей деятельности предприятия и т.д.

Дисконтирование - метод приведения будущих расходов к исходному моменту времени (моменту осуществления капиталовложений).

Учитывает изменение стоимости денежных доходов и затрат в течение периода реализации планируемого мероприятия.

Приведение доходов будущих лет к моменту осуществления капиталовложений осуществляется по следующей формуле:

Dп = Dг / (1+r)_в_степени_t

где Дn - приведенный доход, руб.; Дг - ежегодный доход от капитальных вложений, рассчитанный на момент их осуществления, руб.; r - коэффициент дисконтирования; t - порядковый номер года приведения.

Следующий элемент методологии планирования - показатели плана.

Показатель плана - это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса) экономического объекта. Показатели, используемые в экономических расчетах, могут быть классифицированы по различным основаниям:

1. По роли в управлении:

директивные, обязательные

расчетные, необязательные для исполнения

2. По экономическому содержанию:

натуральные

стоимостные

трудовые

3. По отношению к деятельности:

количественные

качественные

4. По отношению к соизмерителю:

абсолютные

относительные, т.е. выраженные по отношению к другому показателю

5. По роли в экономической работе:

прогнозные

плановые

фактические

6. По критерию математических вычислений:

объемные

приростные

предельные

индексные

Показатели в масштабах объекта объединяются системой. Система экономических показателей - это комплекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти характеристики могут быть взаимосвязаны экономически, технологически, организационно.

Система показателей отражает:

  • 1. организацию, объем и структуру работы;
  • 2. реальные связи объектов хозяйствования;
  • 3. единую стандартизированную и обязательную методику расчета.

Все показатели в системе должны быть сопоставимы по методике расчета, по ценам и другим факторам.

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

На должном уровне, необходимо владеть методологией планирования.

Методология планирования , как и любая другая методологическая наука, достаточно сложна и представляет собой систему теоретических положений, принципов, методов, логических подходов, показателей, используемых в процессе организации и построения теоретической и практической деятельности по планированию.

Основой методологии планирования выступает системный подход, согласно которому каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. С этих позиций должна использоваться и методология планирования в ходе разработки планов.

Решение любых проблем управления, а, следовательно, и планирования, имеет определенную логику – упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы планирования, а также определение исходного пункта, от которого начинается движение и на который должен опираться весь процесс планирования.

Логика планирования определяет процесс планирования.

Этапы процесса планирования

  1. Определение и формулирование цели или системы целей (исходный пункт логики планирования)
  2. Анализ исходного уровня объекта и формирование конечной ситуации
  3. Поиск альтернатив
  4. Оценка и выбор наилучшей альтернативы
  5. Выбор и оформление лучшего решения

Принципы планирования

Планирование опирается на определенные закономерности, получившие название принципов. Принципы – отправные основополагающие понятия, определяющие задачи, направления и характер разработки планов, а также проверки их выполнения. Правильное их применение создает предпосылки для эффективной работы, уменьшает возможность появления отрицательных результатов.

Впервые принципы планирования были сформулированы еще А.Файолем. В 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление» он выделил четыре основных принципа планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность. Впоследствии Р. Акофф дополнил их пятым принципом – участия.

Принцип единства (системности) предполагает, что планирование должно носить системный характер. В соответствии с этим принципом, и система в целом, и каждая ее подсистема должны осуществлять функцию планирования в направлении единого вектора цели. Увязка планов должна осуществляться путем интеграции и дифференциации по вертикали и путем координации по горизонтали. Чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее их планировать одновременно и во взаимосвязи.

Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный процесс в рамках установленного цикла, когда разработанные планы приходят на смену друг другу. Принцип касается, прежде всего, планов различного временного периода, но включает и связь планирования с прогнозированием, кругооборот и последовательность этапов планирования.

Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Кроме того, в соответствии с этим принципом, в планах необходимо предусматривать резервы («подушки» или «надбавки безопасности» ), которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.

Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планов в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе и трудозатратам исполнителей.

Принцип участия означает, что в разработку планов должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости – специалисты извне и партнеры. В процессе такой работы вносятся новые идеи, предлагается собственное видение решения проблем, что значительно обогащает и уточняет содержание планов, обеспечивая их необходимость и реальность.

В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических принципов, широкую известность получили и, так называемые, общеклассические принципы:

  • комплексность
  • оптимальность
  • динамичность
  • эффективность
  • стабильность

Все они достаточно подробно рассмотрены в специальной литературе и изучались в экономических дисциплинах.

Под методологией планирования и прогнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логику планирования и прогнозирования.

Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

Применительно к экономике Республики Беларусь методология планирования и прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации. Это - во-первых. Во-вторых, она должна ориентировать развитие экономики республики в соответствии с общепринятой в мировой практике концепцией нового качества экономического роста, предусматривающей развитие экономики по таким основным направлениям, как социально-результативное, ресурсосберегающее, наукоемкое, экологозащитное.

Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы - исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов.

Методы планирования и прогнозирования - это способы, приемы, с помощью которых разрабатывает и обосновывает планы и прогнозы.

Показатели планов и прогнозов представляют собой количественное выражение плановых и прогнозных решений.

Методика является совокупностью рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей.

Она носит частный характер, подчинена методологии планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.

Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики относят: *

формирование системы целей планирования и прогнозирования; *

анализ исходного уровня, т.е. состояния прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития; *

изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периодах; *

определение имеющихся ресурсов общества, которые могут быть созданы в плановом либо прогнозном периоде; *

согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.

Несмотря на общность методологических основ, о методологии, принципах, методах планирования, прогнозирования можно говорить с определенной степенью условности. Это связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И если планирование (директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения.

Еще по теме ЛЕКЦИЯ 2 Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования:

  1. Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования

Макроэкономическое планирование - это научное предвидение развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, которое определяется тенденциями социального и научно- технического прогресса и объективными взаимосвязями в народном хозяйстве.

В теории планирования содержание общегосударственного планирования определяется как система принятия решений о намериваемом социально-экономическом развитии, о размещении производительных сил в будущем.

В планировании имеется два аспекта:

  • 1) методологический - совокупность принципов и методов планирования;
  • 2) организационный - структура плановых органов и разработка планов.

В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:

  • ? определение общих потребностей населения страны;
  • ? выявление необходимых для удовлетворения потребностей граждан материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • ? обоснование наиболее рациональных направлений использования необходимых ресурсов;
  • ? обеспечение сбалансированности развития отдельных сфер экономики, отраслей и видов производства, экономических районов;
  • ? повышение эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально хороших социальных результатов экономической деятельности.

Суть макроэкономического планирования - научная расстановка целей предстоящего развития и разработка реальных средств и возможностей для их достижения.

Общегосударственное планирование ориентировано на взаимодействие всех факторов производства, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов, на поддержание сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков.

Методология планирования и прогнозирования представляет собой систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и решений плановых заданий. Систему выстраивает логика планирования и прогнозирования. Методология основывается на постулатах экономической теории, в которой изучаются закономерности и законы развития общества, определяются основные положения и тенденции воспроизводственных процессов. Развивается экономическая теория - развивается и совершенствуется методология планирования и прогнозирования. Экономические действия в границах методологии позволяют достичь поставленных целей и решить конкретные задачи в определенной экономической ситуации.

В мировой практике сформировались две методологии прогнозирования и планирования экономического и социального развития. Первая основывается на марксистской теории расширенного воспроизводства, вторая - на кейнсианской, монетарной и других теориях. Первая методология являлась базой планирования в условиях командно-административной системы (директивное планирование). Вторая считается магистральной чертой прогнозирования и планирования в странах с рыночной экономикой.

Принципы методологии - исходные положения, основополагающие правила формирования прогнозов и обоснования планов, которые обеспечивают целенаправленность, целостность, структуру и логику формируемых прогнозов и разрабатываемых планов.

Методы планирования и прогнозирования - это способы, приемы, обеспечивающие разработку и обоснование планов и прогнозов. Они являются инструментами, позволяющими реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования.

Показатели планов и прогнозов - это количественное выражение принимаемых плановых и прогнозных решений.

Методика представляет собой совокупность методов, применяемых для осуществления определенных расчетов плановых и прогнозных показателей. Методика имеет частный характер: находится в соподчинении с методологией и входит в нее как составная часть.

Важнейший элемент методологии государственного планирования и прогнозирования - логика планирования и прогнозирования, которая представляет собой упорядоченную последовательность и обоснованность действий разработки планов и прогнозов. Главная идея логики заключается в определении исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов.

Основой логики планирования и прогнозирования являются следующие действия:

  • ? составление системы целей планирования и прогнозирования;
  • ? анализ исходного уровня, т.е. анализ состояния прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и в настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития;
  • ? изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периоде;
  • ? определение имеющихся ресурсов, а также тех, которые могут быть созданы в плановом или в прогнозном периоде;
  • ? согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых либо прогнозных решений.

Однако, несмотря на общность методологических основ, с определенной степенью условности можно говорить о методологии планирования и о методологии прогнозирования, о принципах и методах планирования и о принципах и методах прогнозирования. Это связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. Если планирование - директивное, индикативное, стратегическое - отражает определенное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает оценку его возможного состояния в будущем, различные пути и способы его развития и может служить основой для принятия планового решения.

Под методологией планирования и прогнозирования понимается си подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования.

Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

Применительно к экономике Республики Беларусь методология планирования и прогнозирования должна обеспечить достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации. Это во- первых. Во-вторых, она должна ориентировать развитие экономики республики в соответствии с общепринятой в мировой практике концепцией нового качества экономического роста, предусматривающей развитие экономики по таким основным направлениям, как социально-результативное, ресурсосберегающее, наукоемкое, экологозащитное.

Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологи принципы, под которыми понимаются исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, определенную структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов.

Методы планирования и прогнозирования - это способы, приемы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование планов и прогнозов.

Показатели планов и прогнозов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.

Методика представляет собой совокупность рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей плана и прогноза. Она носит частный характер, находится в соподчинении с методологией планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.

Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика.

Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов.

Главной идеей логики планирования и прогнозирования выступает определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики можно отнести следующее:

Формулированиесистемы целейпланирования и прогнозирования;

Анализ исходного уровня, т.е. состояние прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня ее развития;

Изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периоде;.

Определение ресурсов общества тех, которые есть и которые могут быть созданы в плановом, либо. прогнозном периоде;

Согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.

Однако, несмотря на общность методологических основ, с определенной степенью условности можно говорить о методологии планирования и методологии прогнозирования, о принципах и методах планирования и принципах и методах прогнозирования. Это связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И если планирование (директивное, индикатное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения. 2.2.