Комплексные конспекты

Осенний праздник для детей средней группы «Волшебница-осень»

    Действующие лица (все роли исполняют взрослые):
  • Ведущий
  • Тучка
  • Солнышко
  • Осень
  • Мышка

Звучит весёлая музыка, дети вместе с ведущим входят в зал.

Ведущий. Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за праздник к нам в гости пришёл? Конечно, праздник осени!
Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались,
Налились, отяжелели
И по ветру полетели…
Зашуршали по кустам…
Видно их и тут, и там.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!

Вот и к нам сюда ветерок листочки принёс! Ой, как их много (показывает на листья, разбросанные по залу) , посмотрите!

Ребёнок. Листочки все осенним днём
Красивые такие,
Давайте песенку споём
Про листья золотые!

Исполняется песня «Листья золотые», слова Н.Найдёновой, музыка Т.Попатенко. Ведущий предлагает детям сесть на стульчики.

Ведущий. Осень – очень красивое время года! Все деревья и в саду, и во дворе, и в лесу стоят празднично одетые!

1-й ребёнок. Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

2-й ребёнок. Полюбуйтесь – маскарад!
Лес меняет свой наряд,
Снял зелёный, мерит новый –
Жёлтый, красный и лиловый!

3-й ребёнок. Осень золото роняет,
Осень птичек угоняет.
- До свиданья лес и луг,
Мы летим на тёплый юг!

Ведущий. (Прислушивается)
Кто-то к нам сюда бежит,
Кто-то к нам сюда спешит…
Хлопнем, топнем мы дружней,
Пусть отыщет нас скорей!

Звучит музыка, дети хлопают в ладоши, топают, а в зал вбегает Тучка, в руках у неё два султанчика из новогоднего «дождика»

Тучка. Я тучка осенняя, синяя-синяя,
Пусть небольшая, но очень сильная!
Если только захочу –
Всех дождиком смочу!

Звучит музыка, Тучка пробегает около ребят и «брызгает» их дождиком-султанчиком.

Ведущий. Тучка, тучка, подожди,
Убери свои дожди!
Мы про дождик песню знаем
И тебе её подарим!

Исполняется песня «Дождик», слова Н. Соловьёвой, музыка М. Парцхаладзе.

Тучка. Какая красивая, интересная песенка! Спасибо вам, ребятки!
Дождик, дождик целый день
Барабанит в стёкла.
Вся земля, вся земля
От дождя промокла.
Ведущий. А мы зонтики возьмём,
Под дождём гулять пойдём!

Ведущий достаёт два зонтика и проводит Игру «Зонтики»

Дети делятся на 2 команды, каждой команде даётся по зонтику. Первые игроки с зонтиком в руках добегают до ёлочек, стоящих на другом конце зала, обегают их и возвращаются назад, передают зонтик следующему игроку. Так должна пробежать вся команда.

Тучка. Очень весело играли,
Свою ловкость показали!
Но уж как всегда бывает –
Нам кого-то не хватает…

Ведущий. Солнца нет у нас, друзья!

Звучит музыка, в зал входит Солнышко.

Солнышко. Здравствуйте, а вот и я!
Солнце все ребята знают,
Солнце очень уважают,
Солнце светит ярко-ярко,
И под солнцем очень жарко!
Солнце всех важнее,
Солнце всех нужнее!
Тучка. Солнце, солнце, подожди,
На меня ты посмотри… (Кружится)
У меня внутри вода,
А вода нужна всегда!
Значит, я важнее,
Значит, я нужнее!

Солнышко и тучка спорят, топая ногой, кто из них нужнее, важнее.

Ведущий. Успокойтесь, успокойтесь
И, пожалуйста, не ссорьтесь!
Лучше в пляску становитесь,
С нами вместе веселитесь!
Пляска, если не лениться.
Вам поможет помириться!

Исполняется пляска «Поссорились-помирились», музыка Т.Вилькорейской.

Солнышко. Ну, спасибо, малыши!
Мы плясали от души!
Тучка. В пляске весело кружились,
Очень крепко подружились!
Ведущий. Ну что ж, если всё в порядке, то можно продолжать праздник!
Урожай в лесу поспел.
Все берут корзинки.
Что же будут собирать
На лесных тропинках?
Что же будут собирать,
Вам придётся угадать!
И на горке, и под горкой,
Под берёзой, и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят!
Что же это?
Дети. Грибы!
Ребёнок. В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком!

Исполняется песня «По грибы», слова и музыка Л.Абелян. Тучка и Солнышко берут игрушечные грибы из корзинок и расставляют их среди ёлочек.

Тучка. Посмотрите-ка, ребята,
Тут опята, тут маслята…
Солнышко. А вот это на полянке
Ядовитые поганки! (Показывает на мухоморы)
Кто знает, как они называются? (Дети отвечают)
Тучка. Ну что ж, всё готово! Вот полянки, вот грибы, корзинки тоже тут.
Солнышко. Пора отправляться за грибами!

Проводится игра «Собери грибы»

Дети (4-5 человек) с завязанными глазами собирают грибы в корзинки, пока звучит музыка. Как только музыка стихнет, сбор грибов прекращается. Побеждает игрок, больше всех набравший грибов, в корзинке которого не окажется ни одного мухомора или количество их будет наименьшим.

Тучка. Интересно мы играли,
Быстро все грибы собрали!

Солнышко. Но теперь пора прощаться,
Нам на небо возвращаться.
До свидания!

Под музыку Тучка и Солнышко убегают.

Ведущий. Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу…
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы дрожит.
Кто б ты ни был, заходи
Да ребят повесели!

Звучит музыка, в зал вбегает Заяц.

Ведущий. Ой, да это Зайчишка-трусишка к нам в гости пожаловал!
Заяц. Здравствуйте, ребята!
Так спешил я, так бежал.
Что чуть к волку не попал!
Испугался, ой-ёй-ёй…
Я от страха чуть живой!
Ведущий. Ты, Зайчишка, успокойся,
Больше ничего не бойся!
Мы с ребятками пойдём,
Песенку тебе споём!

Исполняется песня «Кочаны», слова И.Мазнина, музыка Д.Львова-Компанейца.

Заяц. Ах, какая вкусная песенка! Наверно, вы и для меня кочан капустки оставили?

Ведущий. Конечно, Зайчишка!

Заяц. Но где капуста?
Вот секрет!
Справа нет… и слева нет.
(Оглядывается)
Кто мне сможет подсказать,
Как капустку отыскать?

Ведущий. Мы дадим тебе совет,
Хочешь – слушай, хочешь – нет…

Заяц. Конечно, хочу! Давайте же ваш совет скорей! Так капустки хочется!

Ведущий. Хорошо! Слушай внимательно! Если мы с ребятами захлопаем громко-громко, вот так (хлопают громко) , то капустка где-то рядом! Ну, а если хлопать будем тихо-тихо, вот так (показывают) , то капустки рядом нет! Всё понял, Зайчишка?

Заяц (обрадовано) . Конечно, конечно! Всё очень просто. Сейчас я быстро отыщу свою капустку. (Закрывает глаза, ведущий прячет)

Проводится Игра «Тихо-громко». Музыка по усмотрению музыкального руководителя.

Заяц (разглядывая кочан капусты) .
Ах, какой кочан красивый,
И тяжёлый, и хрустящий!
Не кочан, а просто диво,
Сразу видно – настоящий!

Жуёт лист капусты.

Ведущий. Отыскал кочан, Зайчишка! Что ж теперь уже он твой!

Заяц. Вот спасибо вам, ребятки!
Побегу скорей домой,
Всем кочан свой покажу
И про вас я расскажу!
До свидания!

Дети. До свидания!

Под музыку Заяц с кочаном в руках убегает.

Ведущий. Ребята, что же это такое? Вот к нам в гости на праздник, и Тучка приходила, и Солнышко, и Зайчик! А вот Осени всё нет и нет… Давайте стихи про неё прочтём, позовём в гости, чтобы скорее нас нашла!

1-й ребёнок. Журавли на юг летят,
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень-очень просим!

2-й ребёнок. Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждём тебя.
Осень золотая!

Звучит музыка, в зал входит Осень.

Осень. Вы обо мне? А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться,
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться!

Ведущий. Мы на празднике все вместе
Славно время проведём!
Чтобы было веселее,
Нашу пляску заведём!

Исполняется «Танец маленьких утят»

Осень. Вот ребятки-малыши
Поплясали от души!

Звучит музыка, в зал вбегает Мышка.

Мышка. Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Я тут мимо пробегала,
Смех весёлый услыхала!
И решила не на шутку
Заглянуть хоть на минутку,
Посмотреть, что за народ
В этом садике живёт!

Осень. Что же, Мышка, проходи.
На ребяток погляди!

Мышка. Я скажу вам от души –
Все ребята хороши!
Но интересно мне узнать, любите ли вы играть? Тогда приглашаю вас поиграть в интересную игру!

Проводится игра «Репка», обработка М.Иорданского.

Дети встают в круг, в середине круга – «репка», за кругом – «мышка». Дети, взявшись за руки и двигаясь по кругу, поют:
- Репка, репонька, расти крепонька,
Ни мала, ни велика, до мышиного хвоста. Да!

«Репка» в это время «растёт», а «мышка» двигается противоходом. По окончании пения дети поднимают сцепленные руки вверх, «репка» убегает, «мышка» старается её поймать. В конце игры «мышка» и пойманная «репка» пляшут под любимую плясовую мелодию.

Осень. А сейчас глаза закройте и тихонечко постойте…

В это время взрослые вносят в зал большую репку из папье-маше, внутри которой находятся яблоки.

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Глазки можно открывать!

Мышка. Ай да репка! Просто диво!
Как кругла и как красива!
Я вам правду говорю –
Репку очень я люблю!
(Поглаживает себя по животу)

Осень. Подожди, подожди, Мышка! Ребята тоже очень любят репку! Правда?
Но эта репка непростая,
Эта репка непустая…
Давайте друг за другом встанем,
Репку мы сейчас потянем!

Дети встают друг за другом, Осень берётся за репку. Мышка стоит в сторонке, не желая помогать.

Осень и дети. Тянем-потянем, вытянуть не можем!
Тянем-потянем, вытянуть не можем!

Осень. Что-то ничего у нас не получается! (Замечает Мышку, стоящую в сторонке) . А почему это Мышка нам не помогает? А ну-ка, ребята, зовите Мышку на помощь! (Мышка присоединяется к ребятам)
Все вместе. Тянем-потянем, тянем-потянем…
Вытянули репку!

Осень. Ай да мы! Ай да молодцы!

Звучит весёлая музыка, все хлопают в ладошки. В это время Мышка «вскрывает» репку и вынимает несколько яблок.

Мышка. Ой, ребята! Просто чудо!
Эти яблоки откуда?

Дети. Из репки!

Осень. Вот какая наша репка –
Дарит яблоки всем деткам!

Звучит музыка, взрослые раздают яблоки детям.

Мышка. Славно мы повеселились,
Очень крепко подружились!
Поплясали, поиграли,
Все вокруг друзьями стали!
Осень. Нам пора уже прощаться,
В путь обратный собираться!
До свидания!

Дети. До свидания!

Звучит музыка, Осень и Мышка покидают зал, унося с собой репку.

(Под музыку в зал входят дети. Зал оформлен по-осеннему. Декорация леса).

Ведущая. Здравствуйте, дорогие гости.Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за праздник к нам в гости пришёл? Конечно, праздник осени!

Листья солнцем наливались, листья солнцем пропитались,

Налились, отяжелели и по ветру полетели…

Зашуршали по кустам…Видно их и тут, и там.

Ветер золото кружит, золотым дождём шумит!

Ведущая. Осень - очень красивое время года! Все деревья и в саду, и во дворе, и в лесу стоят празднично одетые! (прислушивается). Кто-то к нам сюда бежит, кто-то к нам сюда спешит… Хлопнем, топнем мы дружней, пусть отыщет нас скорей!

(Звучит музыка, дети хлопают в ладоши, топают, а в зал вбегает Тучка, в руках у неё два султанчика из новогоднего «дождика»)

Я тучка осенняя, синяя-синяя, пусть небольшая, но очень сильная!

Если только захочу - всех вас дождиком смочу!

(Звучит музыка, Тучка пробегает около ребят и «брызгает» их дождиком-султанчиком)

Тучка, Тучка, подожди, убери свои дожди!

Мы про дождик песню знаем и тебе её подарим!

Песня «Грустный дождик».

1. Вот и осень к нам пришла, листья пожелтели,

И в далекие края птицы улетели.

Грустно стало во дворе - солнышко не греет,

Грустный дождик песенку поёт,

2. Мы под дождиком идём - на дорожках лужи,

Дождь поёт недалеко и до зимней стужи.

Дождик, дождик не грусти, вьюги закружатся –

Только дождик целый день всё сеет, сеет, сеет. (2 раза)

Кап-кап капают на дворе опять.

Грустный дождик песенку поёт,

Кап-кап кап-кап-кап целый день идёт.

Кап-кап капают на дворе опять.

Грустный дождик песенку поёт,

Кап-кап кап-кап-кап целый день идёт.

Тучка. Какая красивая, интересная песенка! Спасибо вам, ребятки!

Дождик, дождик целый день барабанит в стёкла.

Вся земля, вся земля от дождя промокла.

А мы зонтики возьмём, под дождём гулять пойдём!

Танец «Зонтики».

Тучка. Как красиво танцевали! Но уж как всегда бывает - нам кого-то не хватает…

Ведущая. Солнца нет у нас, друзья!

(Звучит музыка, в зал входит Солнышко)

Солнышко.

Здравствуйте! А вот и я! Солнце все ребята знают,

Солнце очень уважают, солнце светит ярко-ярко,

И под солнцем очень жарко! Солнце всех важнее,

Солнце всех нужнее!

Солнце, Солнце, подожди,

На меня ты посмотри… (Кружится).

У меня внутри вода, а вода нужна всегда!

Значит, я важнее, значит, я нужнее!

(Солнышко и Тучка спорят, топая ногой, кто из них нужнее, важнее)

Успокойтесь, успокойтесь и, пожалуйста, не ссорьтесь!

Лучше в команды становитесь, с нами вместе веселитесь!

Игра «Кто быстрее соберётся около дерева».

(Найди своё дерево по листочку. Раздать детям по разным листочкам. Звучит музыка, дети танцуют, музыка останавливается, дети быстро собираются у своего дерева).

Солнышко. Ну, спасибо, ребята! Мы играли от души!

Тучка. В игре весело кружились, очень крепко подружились!

Ведущая. Ну что ж, если всё в порядке, то можно продолжать праздник!

Урожай в лесу поспел, все берут корзинки.

Что же будут собирать на лесных тропинках?

Что же будут собирать, вам придётся угадать!

И на горке, и под горкой, под берёзой, и под ёлкой,

Хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят! Что же это?

Дети. Грибы!

В руки возьмём по корзинке, в лес за грибами пойдём.

Пахнут пеньки и тропинки вкусным осенним грибком!

(Тучка и Солнышко берут игрушечные грибы из корзинок и расставляют их среди ёлочек)

Тучка. Посмотрите-ка, ребята, тут опята, тут маслята…

Солнышко. А вот это на полянке ядовитые поганки! (Показывает на мухоморы).

Ведущая: Кто знает, как они называются? (Дети отвечают).

Тучка. Ну что ж, всё готово! Вот полянки, вот грибы, корзинки тоже тут.

Солнышко. Пора отправляться за грибами!

Игра «Собери грибы».

(Дети, по очереди, в две команды, собирают грибы в корзинки. Побеждает команда, больше всех набравшая грибов, в корзинке, которой не окажется ни одного мухомора или количество их будет наименьшим).

Тучка. Интересно мы играли, быстро все грибы собрали!

Солнышко. Но теперь пора прощаться, нам на небо возвращаться.

Вместе. До свидания!

Дети. До свидания!

(Под музыку Тучка и Солнышко убегают)

Ведущая. Ребята, что же это такое? Вот к нам в гости на праздник и Тучка приходила, и Солнышко! А вот Осени всё нет и нет… Давайте стихи про неё прочтём, позовём в гости, чтоб скорее нас нашла!

1-й ребёнок.

Журавли на юг летят, здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам, очень-очень просим!

2-й ребёнок.

Здесь мы праздник радостный весело встречаем,

Приходи, мы ждём тебя, Осень золотая!

(Вбегает Грипп в большой шляпе, кашляет).

Грипп: Здрасте, здрасте! Видать меня заждались? А я тут как тут! (Хвалится.) Это про меня вы так песни звонко распеваете? Я и есть самый Грипп Гриппович. А вы случайно не видели мою подружку Ангину Агриппину?

(Входит Ангина и чихает).

Ангина: Ап-чхи! Приветствую тебя, Грипп Гриппович!

Грипп (кашляет): Здравствуй, здравствуй, подружка Ангина! Что-то ты задерживаешься?

Ангина: Дела, дела, ап-чхи! (Обращается к Гриппу.) А чего это так громко, да звонко ребятишки песни пели? Это что у них за веселье такое? Видать, ни у кого из них горло не болит!

Грипп (хвастливо): Да вот про меня песни сочиняют и поют!

Ангина: Про тебя?

Грипп (утвердительно): Да, да, про меня! (Напевает.) Вы, грибы, не прячьте шляпки от ребят! (Говорит.) Да я и не прячу! (Снимает шляпу.) Я очень люблю заражать детей гриппом в осеннее и зимнее время года. Когда дети кашляют и чихают, мне бывает очень радостно!

Ангина: И то правда! Я вот тоже люблю заражать детей ангиной. У детей начинает болеть горло, поднимается температура. Кра-со-та!

Ведущая: Ребята, да это кто же к нам пожаловал? И мысли-то у них какие нехорошие! Они решили заразить нас микробами? Но нет… не тут-то было! Мы не боимся их, ведь мы занимаемся физкультурой, дружим с солнцем и водой.

Наш девиз (все дети):

Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья!

Занимайся физкультурой, будешь ты здоров всегда!

Грипп: Ангина! Слышь, Ангина! И не боятся они нас.

Ангина: Как же нам их напугать? Да хворь на них нагнать? Чтоб не пели они так громко, звонко весёлых песен!

Грипп: Придумал! Ты побежишь с правой стороны, будешь чихать, а я побегу с левой стороны и буду кашлять. Вот тогда и поглядим, какие они песни запоют!

(Пробегают около детей, кашляют, чихают, дети смеются).

Ангина: Смеются над нами! Смейтесь, смейтесь! Ну мы им…(прячутся среди гостей)

(Звучит музыка, входит Айболит)

Айболит: Здравствуйте, друзья! Слышал, что и до вас добрались страшные микробы и нужна помощь моя!

Ведущая: Милый доктор Айболит! Подскажи, а как нам избавиться от Ангины и Гриппа? Они где-то здесь. Притаились, приютились.

Айболит: Есть загадка для ребят, про него так говорят: «Старый дед, во сто шуб одет». (Лук.)

(Под музыку вбегает Чиполлино).

Айболит: Вот он – гроза всех микробов и болезней.

Чиполлино:

Многим долго неизвестный, стал я каждому дружком.

Всем по сказке интересной мальчик-луковка знаком.

А зовусь я Чиполлино, что стряслось у вас, друзья?

Ведущая: Беда! Микробы забрались сюда! Помоги нам, Чиполлино! Прогони их навсегда.

(Чиполлино находит микробов, за ухо вытаскивает их. На четвереньках ползут Ангина и Грипп).

Чиполлино:

Что ж, забыли, видно, снова, что все плачут от меня?

Что сердитый очень я? Повелю я вас казнить и в болоте утопить!

Милый Луковка, прости нас, так нескладно получилось!

Мы шагали по дороге, повстречали нас микробы!

Они сюда нас привели, с них ответ за всё держи!

Чиполлино.

Разбираться я не буду, кто привёл вас и зачем.

Коль ещё сюда придёте, то живыми не уйдёте!

Брысь отсюда! Вон! Вон! Прогоню я вас метлой!

(Ангина и Грипп убегают.)

Айболит: А вот и ваши друзья, ребята! Встречайте, овощи – это витамины!

(Выбегают дети в масках овощей)

Про меня рассказ недлинный, кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку.

Будешь ты всегда, дружок, крепким, сильным, ловким.

Петрушка:

Знают все, что не игрушка огородная петрушка.

Без петрушки, что за щи? Лучше щи не вари!

Я такой хороший, чистый, я зелёненький мальчишка.

Очень сочный, сладкий я, как и вся моя семья!

Без салата, и редиски невозможно обойтись!

Очень вкусная редиска, только вымыть не ленись.

Вот протопал очень важно, посмотрел на всех отважно

Очень сочный, красный, гладкий, дождём вымытый на грядке.

Картошка:

Вышла важная картошка, поплясав одна немножко,

Повертелась, покружилась и на место воротилась.

Чиполлино: Я за всеми прошагал и на грядку тоже встал.

Айболит: Ну что ж, ребята, мне пора в путь! Не болейте! До новых встреч!

Ведущая: А мы продолжаем наш праздник. И вот новая игра.

Игра «Шишкобол».

(Нужно разделиться на две команды. Между командами большая куча шишек, первый игрок берёт одну шишку и бросает в свою корзину. В чьей корзине окажется больше шишек, та команда победила)

Ведущая: Ребята, слышите, ветерок подул, листья зашуршали…

(Звучит музыка, входит Осень)

Осень: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Я так рада видеть всех вас в этом зале!

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, но далеко ещё до первых зимних бурь

И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле.

1 ребёнок:

Как хорошо в гостях у осени среди берёзок золотых!

Подольше б золота не сбросили, стоял бы лес багрян и тих.

2 ребёнок:

Почаще б солнышко усталое гостило в золотом саду,

Чтоб защитить от ветра шалого нарядной осени красу.

3 ребёнок:

Грустно дуб роняет желуди, опустел наш старый сад.

Парашютиками жёлтыми листья по ветру летят.

4 ребёнок:

В тёплый край, где нет метелицы, улететь спешат скорей,

Косяками в небе стелются стаи серых журавлей.

Песня «Осень, милая, шурши»

  1. Осень очень хороша, хороша, хороша!

Осень ходит не спеша, ходит не спеша.

Есть у осени наряд золотой, золотой!

Удивляет всех подряд осень красотой.

  1. Осень долго не грустит, не грустит, не грустит.

Даже если снег летит, снег с дождём летит.

Мокрым стал её наряд, стал он тоньше, чем был.

Всё равно огнём горят ягоды рябин!

Припев: Осень милая, шурши листьями вокруг.

Провожать не спеши журавлей на юг! (повторить 2 раза)

Осень: Спасибо, ребята, за хорошие слова и песню, мне очень приятно, что вы рады меня видеть. Да и я в долгу не останусь, тоже принесла вам подарочек. (вручает подарок).А мне пора отправляться в путь! До встречи! (уходит)

Ведущая: Да и нам пора прощаться! До новых встреч! Пока!

(Звучит музыка, все уходят)

Действующие лица (роли исполняют взрослые):
Ведущий
Тучка
Солнышко
Осень
Мышка

Звучит веселая музыка, дети вместе с ведущим входят в зал.

Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за праздник к нам в гости пришел? Конечно, праздник осени!
Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались,
Налились, отяжелели
И по ветру полетели…
Зашуршали по кустам…
Видно их и тут, и там.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
Вот и к нам сюда ветерок листочки принес! Ой, как их много (показывает на листья, разбросанные по залу), посмотрите!
Ребенок:
Листочки все осенним днем
Красивые такие,
Давайте песенку споем
Про листья золотые!

Исполняется песня "Листья золотые", слова Н. Найденовой, музыка Т. Попатенко. Ведущий предлагает детям сесть на стульчики.

Ведущий: Осень — очень красивое время года! Все деревья и в саду, и во дворе, и в лесу стоят празднично одетые!
1-й ребенок:
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
2-й ребенок:
Полюбуйтесь — маскарад!
Лес меняет свой наряд,
Снял зеленый, мерит новый —
Желтый, красный и лиловый!
3-й ребенок:
Осень золото роняет,
Осень птичек угоняет. —
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на теплый юг!
Ведущий (прислушивается).
Кто-то к нам сюда бежит,
Кто-то к нам сюда спешит…
Хлопнем, топнем мы дружней,
Пусть отыщет нас скорей!

Звучит музыка, дети хлопают в ладоши, топают, а в зал вбегает Тучка, в руках у нее два султанчика из новогоднего "дождика".

Тучка:
Я тучка осенняя, синяя-синяя,
Пусть небольшая, но очень сильная!
Если только захочу —
Всех вас дождиком смочу!

Звучит музыка, Тучка пробегает около ребят и "брызгает" их дождиком-султанчиком.

Ведущий:
Тучка, Тучка, подожди,
Убери свои дожди!
Мы про дождик песню знаем
И тебе ее подарим!

Исполняется песня "Дождик", слова Н. Соловьевой, музыка М. Парцхаладзе.

Тучка: Какая красивая, интересная песенка! Спасибо вам, ребятки!
Дождик, дождик целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, вся земля
От дождя промокла.
А мы зонтики возьмем,
Под дождем гулять пойдем!

Ведущий достает 2 зонтика и проводит игру "Зонтики". Дети делятся на 2 команды, каждой команде дается по зонтику. Первые игроки с зонтиком в руках добегают до елочек, стоящих на другом конце зала, обегают их и возвращаются назад, передают зонтик следующему игроку. Так должна пробежать вся команда.

Тучка:
Очень весело играли,
Свою ловкость показали!
Но уж как всегда бывает —
Нам кого-то не хватает…
Ведущий:
Солнца нет у нас, друзья!

Звучит музыка, в зал входит Солнышко.

Солнышко:
Здравствуйте! А вот и я!
Солнце все ребята знают,
Солнце очень уважают,
Солнце светит ярко-ярко,
И под солнцем очень жарко!
Солнце всех важнее,
Солнце всех нужнее!
Тучка:
Солнце, Солнце, подожди,
На меня ты посмотри… (Кружится).
У меня внутри вода,
А вода нужна всегда!
Значит, я важнее,
Значит, я нужнее!

Солнышко и Тучка спорят, топая ногой, кто из них нужнее, важнее.

Ведущий:
Успокойтесь, успокойтесь
И, пожалуйста, не ссорьтесь!
Лучше в пляску становитесь,
С нами вместе веселитесь!
Пляска, если не лениться,
Вам поможет помириться!

Исполняется пляска "Поссорились-помирились", музыка Т. Вилькорейской.

Солнышко:
Ну, спасибо, малыши!
Мы плясали от души!
Тучка:
В пляске весело кружились,
Очень крепко подружились!
Ведущий: Ну что ж, если всё в порядке, то можно продолжать праздник!
Урожай в лесу поспел,
Все берут корзинки.
Что же будут собирать
На лесных тропинках?
Что же будут собирать,
Вам придется угадать!
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят!
Что же это?
Дети: Грибы!
Ребенок:
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком!

Исполняется песня "По грибы", слова и музыка Л. Абелян. Тучка и Солнышко берут игрушечные грибы из корзинок и расставляют их среди елочек.

Тучка:
Посмотрите-ка, ребята,
Тут опята, тут маслята…
Солнышко:
А вот это на полянке
Ядовитые поганки!
(Показывает на мухоморы).
Кто знает, как они называются? (Дети отвечают).
Тучка: Ну что ж, все готово! Вот полянки, вот грибы, корзинки тоже тут.
Солнышко: Пора отправляться за грибами!

Проводится игра "Собери грибы". Дети (4—5 человек) с завязанными глазами собирают грибы в корзинки, пока звучит музыка. Как только музыка стихнет, сбор грибов прекращается. Побеждает игрок, больше всех набравший грибов, в корзинке которого не окажется ни одного мухомора или количество их будет наименьшим.

Тучка: Интересно мы играли,
Быстро все грибы собрали!
Солнышко:
Но теперь пора прощаться,
Нам на небо возвращаться.
Вместе: До свидания!
Дети : До свидания!

Под музыку Тучка и Солнышко убегают.

Ведущий:
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу…
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы дрожит.
Кто б ты ни был, заходи
Да ребят повесели!

Звучит музыка, в зал вбегает Заяц.

Ведущий: Ой, да это Зайчишка-трусишка к нам в гости пожаловал!
Заяц:
Здравствуйте, ребята!
Так спешил я, так бежал,
Что чуть к волку не попал!
Испугался, ой-ей-ей…
Я от страха чуть живой!
Ведущий:
Ты, Зайчишка, успокойся,
Больше ничего не бойся!
Мы с ребятками пойдем,
Песенку тебе споем!

Исполняется песня "Кочаны", слова И. Мазнина, музыка Д. Львова-Компанейца.

Заяц: Ах, какая вкусная песенка! Наверно, вы и для меня кочан капустки оставили?
Ведущий : Конечно, Зайчишка!
Заяц:
Но где капуста?
Вот секрет!
Справа нет… и слева нет.
(Оглядывается).
Кто мне сможет подсказать,
Как капусту отыскать?
Ведущий:
Мы дадим тебе совет,
Хочешь — слушай, хочешь — нет…
Заяц: Конечно, хочу! Давайте же ваш совет скорей! Так капустки хочется!
Ведущий: Хорошо! Слушай внимательно! Если мы с ребятами захлопаем громко-громко, вот так (хлопают громко), то капустка где-то рядом! Ну, а если хлопать будем тихо-тихо, вот так (показывают), то капустки рядом нет! Все понял, Зайчишка?
Заяц (обрадовано): Конечно, конечно! Все очень просто! Значит, так… (Закрывает глаза и вслух произносит правила игры. А в это время ведущий прячет кочан капусты так, чтобы дети видели, где он находится). Ого-го! Сейчас я быстро отыщу свою капустку!

Проводится игра "Тихо-громко". Музыка по усмотрению музыкального руководителя.

Заяц (разглядывая кочан капусты).
Ах, какой кочан красивый,
И тяжелый, и хрустящий!
Не кочан, а просто диво,
Сразу видно — настоящий!(Жует лист капусты).
Ведущий: Отыскал кочан, Зайчишка! Что ж, теперь уже он твой!
Заяц:
Вот спасибо вам, ребятки!
Побегу скорей домой,
Всем кочан свой покажу
И про вас я расскажу!
До свидания!
Дети: До свидания!

Под музыку Заяц с кочаном в руках убегает.

Ведущий: Ребята, что же это такое? Вот к нам в гости на праздник и Тучка приходила, и Солнышко, и Зайчик! А вот Осени все нет и нет… Давайте стихи про нее прочтем, позовем в гости, чтоб скорее нас нашла!
1-й ребенок:
Журавли на юг летят,
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень-очень просим!
2-й ребенок:
Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждем тебя,
Осень золотая!

Звучит музыка, в зал входит Осень.

Осень:
Вы обо мне? А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться,
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться!
Ведущий:
Мы на празднике все вместе
Славно время проведем!
Чтобы было веселее,
Нашу пляску заведем!

Исполняется "Танец маленьких утят".

Осень:
Вот ребятки-малыши
Поплясали от души!

Звучит музыка, в зал вбегает Мышка.

Мышка:
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Я тут мимо пробегала,
Смех веселый услыхала!
И решила не на шутку
Заглянуть хоть на минутку,
Посмотреть, что за народ
В этом садике живет!
Осень:
Что же, Мышка, проходи,
На ребяток погляди!
Мышка:
Я скажу вам от души —
Все ребята хороши!
Но интересно мне узнать,
любите ли вы играть?
Тогда приглашаю вас поиграть в интересную игру!

Проводится игра "Репка", обработка М. Иорданского. Дети встают в круг, в середине круга — "репка", за кругом — "мышка". Дети, взявшись за руки и двигаясь по кругу, поют:
— Репка, репонька, расти крепонька,
Ни мала, ни велика, до мышиного хвоста. Да!
"Репка" в это время "растет", а "мышка" двигается противоходом. По окончании пения дети поднимают сцепленные руки вверх, "репка" убегает, "мышка" старается ее поймать. В конце игры "мышка" и пойманная "репка" пляшут под любую плясовую мелодию.

Осень:
А сейчас глаза закройте и тихонечко постойте… (В это время взрослые вносят в зал большую репку из папье-маше, внутри которой находятся яблоки). Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Глазки можно открывать!
Мышка:
Ай да репка! Просто диво!
Как кругла и как красива!
Я вам правду говорю —
Репку очень я люблю!
(Поглаживает себя по животу.)
Осень:
Подожди, подожди, Мышка! Ребята тоже очень любят репку! Правда?
Но эта репка непростая,
В середине непустая…
Давайте друг за другом встанем,
Репку мы сейчас потянем!

Дети встают друг за другом, Осень берется за репку, Мышка стоит в сторонке, не желая помогать.

Осень и дети: Тянем-потянем, вытянуть не можем! Тянем-потянем, вытянуть не можем!
Осень: Что-то ничего у нас не получается! (Замечает Мышку, стоящую в стороне). А почему это Мышка нам не помогает? А ну-ка, ребята, зовите Мышку на помощь! (Мышка присоединяется к ребятам).
Все вместе:
Тянем-потянем, тянем-потянем…
Вытянули репку!
Осень: Ай, да мы! Ай, да молодцы!

Звучит веселая музыка, все хлопают в ладошки. В это время Мышка "вскрывает" репку и вынимает несколько яблок.

Мышка:
Ой, ребята! Просто чудо!
Эти яблоки откуда?
Дети:
Из репки!

Ведущий подает поднос Осени. Осень вместе с Мышкой выкладывают на него яблоки из репки.

Осень:
Вот какая наша репка —
Дарит яблоки всем деткам!

Звучит музыка, взрослые раздают яблоки детям.

Мышка:
Славно мы повеселились,
Очень крепко подружились!
Поплясали, поиграли,
Все вокруг друзьями стали!
Осень:
Нам пора уже прощаться,
В путь обратный собираться!
До свидания!
Дети:
До свидания!

Звучит музыка, Осень и Мышка покидают зал, унося с собой репку.

Осенний утренник в средней группе детского сада «Волшебница осень»

Зал ярко украшен. Под песню «Дождик» (муз. М. Парцхаладзе, сл. Н. Соловьевой) дети средней группы входят с осенними листьями в ру­ках, встают полукругом у центральной стены.

Ведущая. Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листь­ев! Что за праздник к нам в гости при­шел? (Ответы.) Конечно, праздник осени!

Песня «Праздник осени»

Дети читают стихи про осень

Осень, грустная пора,

Вот и дождичек с утра,

По стеклу бегут дождинки

Как прозрачные слезинки.

Плачет осень, вот беда,

Стала улица пуста.

И теперь все ребятишки

По домам читают книжки.

Следом за летом осень идёт,
Тихие песни ей ветер поёт.
Красную пóд ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.

Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.

Реже солнышко блестит

Теплыми лучами.

К югу стая птиц летит,

Расставаясь с нами.

Частый дождик за окном,

Небо тучкой плачет,

Листья желтые кругом:

Это осень, значит.

Осень, осень, не спеши
И с дождями подожди.
Дай еще нам лета,
Солнышка и света

Дождик льет, старается,
Хоть его не просят.
Солнце в тучах мается,
Значит - это осень.

Дождь идёт!
Дождь идёт!
Капает всё чаще.
Это - дождик-скороход,
Дождик настоящий.

Если в край далекий Птицы улетели,

Если на деревьях Листья пожелтели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется –

Значит это время года Осенью зовется.

Ведущая. Осенью деревья ста­новятся праздничными, нарядными. Осыпаются яркие желто-красные листья.

И мы собираем их в красивые букеты. А где же наш осенний букет?

Дети поднимают листья вверх. Исполняют танец с листьями (под /музыку пьесы «Сладкая греза» из «Детского альбома» П.И. Чайков­ского, в современной аранжиров­ке). По окончании танца дети, при­сев, прячутся за листочки.

Танец с листочками (Мустафа, Катя, Ульяна, Самир,Илья)

Ведущая. Сколько красивых листьев! Соберу я их в букет!

Собирает листья, ставит их в вазу. Дети садятся на стульчики.

Ведущая (прислушивается).

Кто-то к нам сюда бежит,

Кто-то к нам сюда спешит...

Хлопнем, топнем мы дружней,

Пусть отыщет нас скорей!

Звучит музыка («Баба-Яга» из «Картинок с выставки» /VI.П. Му­соргского), дети хлопают в ладоши, топают, а в зал вбегает Тучка взрослый), в руках у нее два султанчика из новогоднего дождика.

Я тучка осенняя, синяя-синяя,

Пусть небольшая, но очень сильная!

Если только захочу -

Всех вас дождиком смочу!

Звучит та же музыка. Тучка бегает около

ребят и «брызгает» на них султанчиком.

Тучка, Тучка, подожди,

Убери свои дожди!

Мы про дождик танец знаем

И тебе ее покажем!

Дети исполняют танец «Тучка» (мальчики)

Тучка. Какой красивый танец! Спасибо вам, друзья.

Хотелось мне узнать: видели ли вы, как идет дождик? Очень хорошо! Дождик бывает маленький, тихий-тихий, вот такой! (Тихонько хлопает в ладоши,дети повторяют за Тучкой. Звучит тихая музыка.) А бывает большой дождь, сильный-сильный, вот такой! (Хлопает в ладоши сильнее и быстрее. Дети повторяют. Звучит прежняя музыка, но более громко. Вот как капли сильно стучат –шумят.

Игра «Какой дождь?» Тучка командует: «Тихий дождь!», «Сильный дождь!», «Ливень!» Дети хлопают в соответствующем темпе и динамике.

Очень весело играли,

Свою смекалку показали!

Но уж как всегда бывает-

Нам кого-то не хватает?

Ведущая: Солнца нет у нас, друзья!

(Звучит сюита «Утро» из музыки Э.Грига к драме Г.Ибсена»Пер Гюнт» В зал входит Солнышко (ВЗРОСЛЫЙ)

Солнышко:

Здравствуйте, а вот и я!

Солнце все ребята знают,

Солнце очень уважают,

Солнце светит ярко, ярко,

И под солнцем очень жарко.

Солнце всех важнее,

Солнце всех нужнее!

Ведущий: А наши девочки очень любят гулять под солнышком и сейчас станцуют танец.

«Солнышко» (исполняют девочки)

Солнце, Солнце, подожди,

На меня ты посмотри... (Кружится.)

У меня внутри вода,

А вода нужна всегда!

Значит, я важнее,

Значит, я нужнее!

Солнце и Тучка, топая ногами, спорят:(звучит музыка)

кто из них нужнее, кто из них важнее?

Успокойтесь, успокойтесь

И, пожалуйста, не ссорьтесь!

Лучше в пляску становитесь!

С нами вместе веселитесь!

Пляска, если не лениться,

Вам поможет помириться!

Парный танец «Тучка и солнышко»

Солнышко

Ну, спасибо, малыши!

Мы плясали от души!

В пляске весело кружились,

Очень крепко подружились!

А теперь пришла пора:

Ждет веселая игра.

Проводится

эстафетная игра «Пробеги в галошах! ».

Славно мы повеселились,

Поиграли, порезвились!

Солнышко.

Но теперь пора прощаться

И на небо возвращаться!

Вместе: До свиданья!!

Под музыку Тучка и Солнышко уходят

Ведущая.

Ребята, что же это такое? На нашем осеннем празднике до сих пор нет осени. Давайте стихи про нее прочтем, в гости позовем, чтобы она скорей пришла.

Осень.

Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мои друзья! Я пришла на праздник к вам Петь и веселиться. Я хочу со всеми здесь Крепко подружиться. Принесла я вам загадки. А отгадки все на грядке!

  1. Под кустом копнешь немножко -Выглянет на свет... картошка.
  2. Разве в огороде пусто, Если там растет... капуста!
  3. За ботву, как за веревку, Можешь вытянуть... морковку.
  4. Не пугайся, если вдруг Слезы лить заставит... лук.

Молодцы, ребята, все мои овощные за­гадки отгадали!

Ведущая.

Есть у нас огород,

Где много овощей растет.

Хоровод заведем,

Урожай наш соберем!

Звучит «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой).

Ребенок.

Осень - чудная пора,

Любит осень детвора!

В лес с корзинками мы ходим. Много там грибов находим.

Осень. Осенью в лесу не только грибов мно­го, но и шишек. Хочу я посмотреть, какие у нас малыши ловкие.

Аттракцион-конкурс «Собери шишки/». Победителем считается ребенок, быстрее всех собравший шишки.

Осень.

Я, пока к вам в гости шла, Вот какой платок нашла: Разноцветный, расписной, Необычный, непростой!

Предлагаю вам, друзья,

Поиграть с платочком я!

Хотите? Тогда выходите!

Игра «Волшебный платок». Звучит веселая музыка - дети свободно двигаются по залу, выполняют различные плясовые движения. Музыка меняется на более спокойную, тихую -дети приседают и закрывают глаза ладош­ками. Осень, расправив большой платок, под легкую музыку обходит ребят и кого-нибудь из них накрывает платком."

Осень.

Раз! Два! Три! Кто же спрятался внутри? Не зевайте! Не зевайте! Поскорее отвечайте!

Дети называют имя спрятанного под платком ребенка. Если угадали, то платок поднимают. Ребенок, находившийся под платком, танцует под веселую музыку, а все остальные хлопают ему.

Ведущая. Все ребятки тут! Кто же тогда под платком спрятался?

Осень.

Мы платочек поднимаем,

Что под ним - сейчас узнаем!

Ведущая. Что же это? Корзинка! (Ото­двигает листья, прикрывающие яблоки.) А в корзине...

Дети. Яблоки!

Осень. Это мой вам подарок! Очень весело мне было! Всех ребят я полюбила! Но прощаться нам пора. Что поделать? Ждут дела! До свиданья, детвора! Под /музыку Осень покидает зал, дети ма­шут ей вслед.