Здравствуй, Антон. Прошло пол года, как ты переехал в другой город. С того времени как ты уехал многое в классе поменялось. С первого сентября к нам в класс перешли три новых ученика. Две девочки и один мальчик. Одна девочка занимается балетом, другая ходит в музыкальную школу. Но главное приобретение нашего класса это Сергей, он очень хорошо играет в футбол. Так что теперь наша команда стала сильнее. В следующий раз, когда приедешь, обязательно сыграем вместе.

А еще недавно наша классная болела, даже в больнице лежала. Мы всем классом ее навещали. Через 2 недели, ее вылечили и разрешили выйти на работу.

В начале сентября в школе была "Зарядка со звездой". Ее вела олимпийская чемпионка. А еще баскетбольную площадку на улице подремонтировали, покрасили щиты и кольца.

Приезжай поскорее, мы с ребятами соскучились.

Письмо товарищу - сочинение (впечатление)

Здравствуй, Мишка! Я безумно рад, что ты сдал все экзамены на отлично и летние каникулы проведешь в оздоровительном лагере. У меня все хорошо: я по-прежнему занимаюсь музыкой, выступаю на конкурсах и концертах.

Мне не терпится тебе рассказать, как мы вчера с одноклассниками посетили городской парк развлечений. Он привлекает своими экстремальными аттракционами, спортивными площадками и зелеными насаждениями. Сквер рассчитан на посетителей, которые желают активно провести время и «пощекотать нервы».

Совсем недавно там открылся высотный, веревочный комплекс «Лень в пень». Это уникальное сочетание труднопроходимых преград на высоте. Вдоль деревьев натянута канатная дорога с барьерами различного уровня сложности.

Сначала нам выдали защитную экипировку. Профессиональные инструкторы ввели нас в курс дела и следили за соблюдением всех правил безопасности.

На старте меня охватила тревога, и терзали сомнения – неужели я не удержусь и первым сойду с дистанции? Но я взял себя в руки и сумел пройти трассу от начала до конца. Я даже преодолел этап «путь храбрых» - передвижение на ролике в воздухе. Это было самое захватывающее дух испытание.

Ты себе даже не представляешь, но передвигаясь по полосе препятствий из хитроумных комбинаций веревок, бревен и досок, я почувствовал себя покорителем высот, скалолазом и просто ловким мальчишкой. В этом парке я получил море впечатлений, радости, адреналина и положительных эмоций. Я чувствовал себя бодрым и готовым на подвиги. Для меня это была не только превосходная тренировка на все группы мышц, но и способ справиться со страхом высоты, развить решительность и волю к победе.

После энергично проведенного времени у меня разыгрался завидный аппетит. В парке была предоставлена возможность вкусно полакомиться. Мне пришлись по душе духовые пирожки с вишней, апельсиновый сок и шоколадное мороженое.

Домой я вернулся с приятной в теле усталостью, но счастливый. Это был один из удачно проведенных мною дней!

С нетерпением жду от тебя письма. Твой друг Никита.

Сочинение по личным впечатлениям в форме письма 5 класс

Привет, мамуля! У меня все хорошо. Чувствую я себя нормально. Дорога была легкая. Мы уже добрались до лагеря. Тут просто огромная территория. Здесь очень красиво, мне все нравится!

Мы приехали ещё 3 дня назад. Ехать в поезде очень интересно, наблюдать за природой мне понравилось. На пиропе нас ждали автобусы, которые за 15 мин довезли нас до лагеря. Я очень удивился, я представлял его совсем другим. Здесь большая территория, все опорожнено забором, в кругом такие высокие-высокие сосны. Запах просто потрясающий, хочется дышать и дышать.

В лагере нас ждали вожатые, которые сразу забрали нас в свои отряды. Нас расселили в маленькие домики. Я был под впечатлением от увиденного. Дома, как в американских фильмах, я думала в России таких не бывает. В нашем домике два этажа, и на каждом по 4 комнаты, в каждой комнате по 3 места. Я заселился с Олегом Сидоровым и Петей Ивановым - ты их видела.

Вечером мы пошли на ужин. Это было просто непередаваемо. Очень вкусно! Котлетка с пюрешкой - вкус отменный. А ещё был сок яблочный и тульский пряник.

Пошли ужина мы пошли спать. В этот День я очень устал и поэтому уснул без задних ног.

Следующее утро началось с зарядки. Но это была не простая зарядка, как в школе, а зарядка-дискотека, мне очень понравилось.

После игр, нам дали план на месяц. Первое наше задание в лагере было придумать имя отряда и кричалки. Мы очень долго думали над этим заданием, все варианты были очень интересными. В итоге, мы решили быть «дельфинами», так как живем рядом с морем. А ещё мы вот такую песню сочинили: « дельфин всегда плывет вперёд - мы это знаем! Командой вместе мы сыграем и никогда не проиграли!»

Теперь нам осталось придумать танец и завтра выступить на концерте «Смотр команд лагеря Звездочка». Надеюсь, мы всех порвём! Мы же сила!

Лагерь здесь хороший! Спасибо, что отпустила меня сюда. Мне очень все нравится! Надеюсь, ты скоро получишь это письмо! Люблю тебя сильно! Твой сын Пашка!

Письмо от Мишы

Дорогой друг, как давно мы с тобой не виделись! Твое письмо я получил еще неделю назад, оно меня очень обрадовало. Сейчас выдалась свободная минутка, я решил ответить тебе.

Это лето я провожу на даче с родителями и младшей сестренкой. В город выезжаем очень редко. Но меня и не тянет туда. На даче очень хорошо. Погода стоит отличная, очень жарко. Мы всей семьей каждый день ходим на реку купаться и загорать. Проводим на пляже много времени. В такую погоду там находятся все дачники. Мама купила нам с сестрой по надувному матрасу, а мне еще ласты. В них я могу плыть очень быстро. Однажды я даже хотел переплыть с одного берега на другой, но папа не разрешил мне. На будущий год я обязательно сделаю это.
У нас с сестренкой есть одно развлечение. По средам мы всегда ходим вдвоем на рыбалку. Накануне вечером сестра обязательно подготавливает нам еду, которую надо взять с собой. А я копаю червей и беру с собой прикорм для рыб. Встаем мы на рыбалку очень рано. На улице в это время дня еще сыро и прохладно, поэтому одеваться приходится теплее. Идя назад мы уже снимаем наши ветровки.

Ходим мы на рыбалку всегда в одно и то же место. Это наше любимое озеро с камышами и утками. В этом году там много маленьких утят. Мы их подкармливаем хлебом, который остается у нас после завтрака. Рыбу, которую я ловлю, мы относим маме. Если попалась крупная рыба, то мама готовит нам ее на обед. А если маленькая, то отдает соседскому коту Ваське. Тот очень радуется нашему улову.

Дни летят незаметно. Уже прошел целый месяц каникул. Я уже начинаю немного скучать по школе и по своим одноклассникам. Быстрей бы всех увидеть, узнать, как они провели лето.

Напиши мне, что у тебя нового, как поживает твой брат Артем. Мне очень интересно, что у вас происходит.

До свидания. До встречи осенью на перекличке.

Твой Мишка.

Краткое сочинение для 5 класса

Дорогой мой друг!

Я никогда не писал тебе писем, и скорее всего, ты удивишься, получив это письмо. Надеюсь, что никакие расстояния не будут помехой для нашего общения.

Мне очень жаль, что нам пришлось расстаться, но я рад за тебя. Перед тобой сейчас открываются новые горизонты. «Большому кораблю- большое плавание!». Ты должен знать, что чтобы не случилось в жизни, ты всегда можешь рассчитывать на меня.

Конечно, я уверен, что мы будем встречаться. Ты всегда можешь приехать в наш город, и я буду очень рад, если ты остановишься у меня. Я часто вспоминаю наши разговоры. Ты знаешь, я горжусь нашей дружбой и ценю её. Я очень рад, что ты у меня есть и хочу поблагодарить тебя за дружбу.

Мне так нравится картина «Первый снег»! Я очень люблю зиму и всегда тоже жду первого снега. Хотя я не знаю, ждали эти дети первого снега или нет. Но понятно по их радостным лицам, что они счастливы.

  • Мой любимый предмет Литература сочинение-рассуждение 5 класс

    Литература – мой любимый школьный предмет, и тому есть несколько причин. Во-первых, я очень люблю читать и считаю это самым интересным занятием и самым полезным хобби

  • Для каждого ребенка мама самая красивая, я не оказалась исключением. Для меня мама самый красивый человек на земле и я очень рада, что похожа на нее.

  • Пластов А.А.

    Родом из крестьянской семьи Ульяновской области. В 1912 году приезжает в Москву. Обучается сначала в мастерской Строгановского училища, затем поступает в Московскую академию живописи.

  • Здравствуй. Пытаюсь написать тебе небольшое письмецо. Я сижу у окна, вокруг так тихо, что кажется, будто все замерло. Не удивляйся, сейчас 1: 30.
    В последнее время мне часто приходиться сидеть у этого окна. Я думала о том, как впервые подошла к тебе, и что потом твой об¬раз не покидал меня ночами. Не знаю, как это можно назвать и можно ли это назвать любовью. Может быть Здравствуй это очередная шутка моей судьбы.
    История началась, и для меня неважно каким будет фи¬нал. Главное то, что происходит сейчас. Хотя это может закончиться не так хорошо, для того, кто до этого времени полюбит.
    Иногда у меня не хватает смелости посмотреть тебе в глаза, сама не знаю почему.
    Видно в первое впечатление бывает обманчиво. Нужно до конца разобраться в себе, а потом делать выводы.
    Сейчас я не могу сказать ничего, кроме “надо подож¬дать”. Если я пойму то, что может понравиться тебе, я буду ис¬кать с тобою встреч. Обещаю надо только подождать! Терпение - есть благодетель.
    Я желаю тебе счастливого Нового года, и думаю, послед¬ним желанием в канун праздника будет желание обо мне. Загадай, чтобы я смогла разобраться в себе, помоги мне своим желанием, и прошу, не обижайся, если я приду к печальному выводу, пожалуйста. Та¬кой уж я человек. Я просто боюсь делать поспешных выводов. Те дни, что мы не будем видеться, я использую для того, что бы по¬скучать. Может это направит меня в правильное русло.
    Не скучай и не грусти, главное в жизни - это любовь. А ес¬ли есть любовь - там ищи и счастье!

    ПИСЬМО 2
    Здравствуй дорогой! Я уже давно планировала написать тебе небольшое письмо, которое послужило бы вестником моих чувств к тебе.
    В начале, хотела бы в нескольких строчках рассказать тебе о том, что я подразумеваю под словом “любовь”. Любовь – это необыкновенное чувство, необычайно сильное. Под его воздействием человек может изменить свой характер, взгляды на жизнь и многое другое – словом все то, что раньше было прочно установлено в его мировоззрении. Я думаю, что именно под такое влияние попала и я. Любовь заставляет меня думать только о тебе, мечтать о нашем будущем.
    Каждая минута, пройденная с тобой, вскоре уходит в прошлое, в сладкие воспоминания, заставляющие содрогаться сердце и душу. Я очень долго искала, не зная, что ищу. Казалось, у меня было все для обычного существования, но я все равно чего – то ждала от судьбы, что она подбросит мне частицу счастья. Я бродила по неведомому мне миру, миру грез или просто чувств, мечущихся в беспорядке. Но в своих скитаниях я обрела наконец истину. Теперь у меня есть ты, самое дорогое в этой жизни. И я не хочу тебя потерять, потерять то, что я с таким трудом нашла. Поверь мне, что я люблю тебя, люблю твои глаза, твой взгляд нежный и задумчивый, твои руки, твои прикосновения – все то, что неумолимо входит в сладкие минуты бытия.
    Есть такое убеждение: “Ничего не происходит просто так, ничего не бывает напрасного”. Значит, ты в моей жизни путеводная звезда, озаряющая мою жизнь, оставляющая за собой длинный проложенный след в небесное царство, царство звезд, по которому я буду следовать к своей судьбе.
    Веди меня в свое царство, царство любви и счастья. А что же такое счастье? Это когда ты рядом с любимым человеком. Я очень люблю тебя. Мы родственные души. Ты моя половинка, которой мне так не хватало.
    Сейчас около полуночи. Не слышно ничего, кроме тех слов, что я черкаю на бумаге.
    Не удивляйся! Просто только в том случае можно все сформулировать правильно, когда ты наедине со своими мыслями.
    Я жду рассвета, неумолимо жду новой встречи с тобой, с человеком, занимающим все мои мысли и приходящим ко мне в мой дом.

    P.S. на часах ровно 12:00

    В. Дорошеви ч

    Маленькое письмо

    Театральная критика Власа Дорошевича / Сост., вступ. статья и коммент. С. В. Букчина. Мн.: Харвест, 2004. (Воспоминания. Мемуары). OCR Бычков М. Н. Позвольте сказать несколько слов о гнусном коверкании великих русских писателей на сцене. Я видел на днях "Идиота" в Александринском театре. "Идиот", как это известно некоторым посетителям Александринского театра, написан Достоевским. И, по моему мнению, всякая переделка в драму романов Достоевского есть сама по себе идиотство. И сцене, которая уважает, -- не себя! кто себя не уважает? -- а искусство, сцене, которая хочет давать не только "зрелище", но и художественное произведение, -- не следовало бы давать переделок романов именно Достоевского. Таково мое мнение, которого я держусь. Ведь вопрос переделки, "окрыления" или "дельёрничества", -- как говорят теперь, -- это, в сущности, вопрос: сколько из такого произведения можно выкинуть страниц, без вреда для произведения. Сколько, другими словами, страниц является лишними, неважными или ненужными? Какие же Крыловы и Дельеры могут произносить такой суд над Достоевским? Достоевский не писал маленьких писем, он писал длинно. В его романах всегда сотни страниц, и из этих сотен страниц трудно что-нибудь выкинуть, без вреда для смысла или просто понятности художественного произведения. Центр тяжести произведений Достоевского лежит часто не в словах и действиях героев, а в тех тонких психологических рассуждениях, которые автор говорит "от себя". Выкинув все эти "отсебятины", вы не оскопите произведение, -- вы скорее отрежете у него голову. Останутся только больные нервы людей, болезненные поступки нервнобольных людей, и не будет тех мыслей, которые объясняют нам душу, поступки этих людей. Люди мечутся по сцене, убивают, каются -- и вы совсем не знаете, почему все это ими делается. От сцены веет бедламом. Это не Достоевский. Если вы бывали в Чернском уезде и читали там роман Достоевского, -- вы, конечно, припомните, что одну из самых основных особенностей князя Мышкина составляет его падучая болезнь. Кн. Мышкин болен падучей. Достоевский тоже был болен падучей. И я думаю, что если бы Достоевский не был болен падучей, -- он не мог бы так до боли чувствовать малейшее движение человеческой души. Писателю хорошо страдать падучей. Из теперешних писателей, судя по их произведениям, никто не страдает падучей. Перед припадками падучей кн. Мышкин достигает такого нервного подъема, почти ясновидения, что ему становятся понятны малейшие изгибы, -- или, как сказал бы Волынский, "малейшие изгибы спирали души окружающих. Он достигает необычайной, болезненной чуткости, и ему бросается в глаза многое, что остается незаметным для окружающих его обыкновенных, "нормальных" людей. Он превращается в человека, с которого медведь содрал кожу и которому всякое малейшее прикосновение чувствительно и болезненно. Меня никогда не обдирал медведь, но я думаю, что это именно должно быть чувствительно и болезненно. Вот тайна необычайной чуткости кн. Мышкина, его отношений к окружающим. Как же вы у князя Мышкина отнимете его падучую болезнь? Покажете его нам без падучей? Он будет для нас непонятен. А можно ли на сцене в каждом акте изображать падучую? Я спрашивал у г. Далматова. И г. Далматов сказал, что нельзя. Чтобы покончить с этим вопросом, я скажу, что изобразить князя Мышкина без падучей, имеющей такое огромное влияние на его характер, поступки, -- это все равно, что изобразить, например, Раскольникова из "Преступления и наказания" без его дум: "Принадлежу я к Наполеонам, или нет? Могу я "перейти предел" или нет?" Просто сделать так: молодой человек получил из дома неприятное письмо, -- пошел, да убил. Это уже будет не Раскольников Достоевского, а... сказал бы словечко, да не хочу. Зачем же ставить на сцену такие именно гнусные и "идиотские" коверканья произведений Достоевского? Вы скажете: пусть ставят переделки, это поднимает интерес к великим авторам. В Петербурге, говорят, теперь ни в одной библиотеке нельзя достать сочинений Достоевского. Я думаю, что это не так. Хорошо, что я прошлым летом в Чернском уезде прочел роман Достоевского. Если бы я не читал его, то, посмотрев "окрыленного" "Идиота", -- я и совсем не стал бы читать этого произведения. "Идиот" показался бы мне ерундой. А кто же читает ерунду? Точно так же, посмотревши "Преступление и наказание" Дельера, -- не стал бы читать "Преступление и наказание" Достоевского если бы не прочел этого произведения раньше, когда я жил не в Чернском уезде, а на Петербургской стороне. Лучше, я так думаю, чтобы публика вовсе не была знакома с хорошими произведениями, чем знакомить ее с ними в исковерканном, ни на что не похожем виде. А наша публика так мало знает своих писателей, что, увидав "Идиота" в "окрыленном" виде, вызывала -- "автора!" Вероятно, эта облошадившаяся и совсем в тотализатор ушедшая публика думала, что произведение это написал благополучно здравствующий известный коннозаводчик Достоевский, сын покойного писателя, с успехом занимающийся спортом. Кстати, по поводу этих вызовов. Мне передавали, -- не знаю, насколько правда, -- что г. Крылов хотел загримироваться под Достоевского и выйти раскланиваться. Но, говорят, г. Карпов не дал ему изводить казенных красок: "Идите, как вы есть". И г. Крылов остался в тени кулис во время представления его пьесы. Драматург, который прячется, когда исполняется его пьеса! Словно, что нехорошее сделал. Вот как, значит, нехорошо, как гнусно переделывать чужие произведения! Зачем же, спрашивается, ставить такие гнусные коверканья на сцену? Говорят, что нет пьес. А я думаю, что пьесы есть, да директоров настоящих нет. На днях, например, ко мне приходит молодой писатель с очень интересной пьесой. У него действие происходит в цирке, и на сцене человек борется с кенгуру. Это очень свежо и оригинально. Я думаю эту пьесу поставить. Кенгуру в драме это очень интересно. Мы кенгуру любим. Во-первых, кенгуру стоит всегда на задних лапках. А это сильно сближает его с нами. Что там ни говорите, а быть всегда на задних лапках -- это единственная верная и рациональная у нас программа. Во-вторых, "кенгурой" у нас ругаются. Почему -- не знаю. Но я сам слышал, как один мужик обругал одну бабу: "Кенгура ты этакая". На это баба пошла жаловаться к земскому начальнику, после чего правда воссияла. Так что "кенгура" содействует даже к сиянью правды. Наконец, кенгуру у нас очень популярен. Мне говорили, что в зоологическом саду купцы даже водкой кенгуру угощали, так что кенгуру пришлось даже двойной решеткой от публики отделить, чтоб не споили. Про кенгуру даже стихи есть: "Природы странную игру Зверек являет кенгуру, Ему при полной наготе Кармашек дан на животе". Хорошие стихи, милые и нежные. Нет, я решительно поставлю на сцену кенгуру, и посмотрю, что из этого выйдет. В "Гордыне" я видел, что вышло из медведя. На сцене совершается насилие над медведем, а потом над человеком. И я с интересом смотрел, как публика отнесется к тому и к другому. С признательностью или с негодованием. Или посмотрит равнодушно, что с человеком обращаются, как с животным. Скажет только: "бей!" В новой пьесе сейчас же после борьбы с кенгуру происходит борьба с атлетом-любителем. И я с интересом посмотрю: к кому публика отнесется с большим уважением: к кенгуру или к атлету-любителю? После кенгуру, у меня еще есть пьеса, где борются с дикобразом, с бегемотом, с носорогом. И так, Бог даст, переберем по очереди весь зверинец. Пьесы, стало быть, есть -- надо только уметь их выбирать. Впрочем, о кенгуру это я только так, мимоходом. Возвращаюсь к "Идиоту". Мышкина играет г. Аполлонский. У г. Аполлонского возвышенная фамилия. Кроме того, он написал, кажется, 10 стихотворений. По-моему, обладая возвышенной фамилией и написавши 10 стихотворений, он, как артист и писатель, должен был бы сказать: "Я не могу играть гнусных перековеркиваний Достоевского". У артиста и писателя должна быть храбрость сказать папское "non possumus" {Не можем! (лат.). }, если он артист. Будь на месте г. Аполлонского актер смелый, он взял бы да вместо роли князя Мышкина и выучил бы что-нибудь путное, например, роль Раскольникова, -- да и сыграл бы ее вечером, к великому изумлению начальства и удовольствию всей публики. Вот как надо поступать, -- а не поощрять гнусных перековеркиваний хороших произведений. Говорят, что переделку "Идиота" разрешила сама вдова Достоевского. Но что такое вдовы и жены в художественном творчестве их мужей? В литературе жена Достоевского -- это только "однофамилица Достоевского". И не жены, и не дети, -- а мы все должны протестовать против перековеркиваний классических произведений. Завтра кто-нибудь возьмет, -- да и перековеркает вот это мое "маленькое письмо" в водевиль, где я буду ругать Александрийский театр за то, что делается в Малом. Разве это будет хорошо? Это будет нехорошо. Это будет клевета. И на вопрос: "что лучше делать с хорошими произведениями, окрылять их или сплющивать?", я отвечу: не надо делать ни того, ни другого. Таково мое мнение.

    А. Суворин.

    Это письмо доставлено нам переписанным на машине Ремингтона, так что мы не можем поручиться, действительно ли оно писано г. Сувориным. Но, на всякий случай, охотно даем место маститому публицисту, желающему высказаться печатно.

    КОММЕНТАРИИ

    Театральные очерки В.М. Дорошевича отдельными изданиями выходили всего дважды. Они составили восьмой том "Сцена" девятитомного собрания сочинений писателя, выпущенного издательством И.Д. Сытина в 1905--1907 гг. Как и другими своими книгами, Дорошевич не занимался собранием сочинений, его тома составляли сотрудники сытинского издательства, и с этим обстоятельством связан достаточно случайный подбор произведений. Во всяком случае, за пределами театрального тома остались вещи более яркие по сравнению с большинством включенных в него. Поражает и малый объем книги, если иметь в виду написанное к тому времени автором на театральные темы. Спустя год после смерти Дорошевича известный театральный критик А.Р. Кугель составил и выпустил со своим предисловием в издательстве "Петроград" небольшую книжечку "Старая театральная Москва" (Пг.--М., 1923), в которую вошли очерки и фельетоны, написанные с 1903 по 1916 год. Это был прекрасный выбор: основу книги составили настоящие перлы -- очерки о Ермоловой, Ленском, Савиной, Рощине-Инсарове и других корифеях русской сцены. Недаром восемнадцать портретов, составляющих ее, как правило, входят в однотомники Дорошевича, начавшие появляться после долгого перерыва в 60-е годы, и в последующие издания ("Рассказы и очерки", М., "Московский рабочий", 1962, 2-е изд., М., 1966; Избранные страницы. М., "Московский рабочий", 1986; Рассказы и очерки. М., "Современник", 1987). Дорошевич не раз возвращался к личностям и творчеству любимых актеров. Естественно, что эти "возвраты" вели к повторам каких-то связанных с ними сюжетов. К примеру, в публиковавшихся в разное время, иногда с весьма значительным промежутком, очерках о М.Г. Савиной повторяется "история с полтавским помещиком". Стремясь избежать этих повторов, Кугель применил метод монтажа: он составил очерк о Савиной из трех посвященных ей публикаций. Сделано это было чрезвычайно умело, "швов" не только не видно, -- впечатление таково, что именно так и было написано изначально. Были и другого рода сокращения. Сам Кугель во вступительной статье следующим образом объяснил свой редакторский подход: "Художественные элементы очерков Дорошевича, разумеется, остались нетронутыми; все остальное имело мало значения для него и, следовательно, к этому и не должно предъявлять особенно строгих требований... Местами сделаны небольшие, сравнительно, сокращения, касавшиеся, главным образом, газетной злободневности, ныне утратившей всякое значение. В общем, я старался сохранить для читателей не только то, что писал Дорошевич о театральной Москве, но и его самого, потому что наиболее интересное в этой книге -- сам Дорошевич, как журналист и литератор". В связи с этим перед составителем при включении в настоящий том некоторых очерков встала проблема: правила научной подготовки текста требуют давать авторскую публикацию, но и сделанное Кугелем так хорошо, что грех от него отказываться. Поэтому был выбран "средний вариант" -- сохранен и кугелевский "монтаж", и рядом даны те тексты Дорошевича, в которых большую часть составляет неиспользованное Кугелем. В каждом случае все эти обстоятельства разъяснены в комментариях. Тем не менее за пределами и "кугелевского" издания осталось множество театральных очерков, фельетонов, рецензий, пародий Дорошевича, вполне заслуживающих внимания современного читателя. В настоящее издание, наиболее полно представляющее театральную часть литературного наследия Дорошевича, помимо очерков, составивших сборник "Старая театральная Москва", целиком включен восьмой том собрания сочинений "Сцена". Несколько вещей взято из четвертого и пятого томов собрания сочинений. Остальные произведения, составляющие большую часть настоящего однотомника, впервые перешли в книжное издание со страниц периодики -- "Одесского листка", "Петербургской газеты", "России", "Русского слова". Примечания А.Р. Кугеля, которыми он снабдил отдельные очерки, даны в тексте комментариев. Тексты сверены с газетными публикациями. Следует отметить, что в последних нередко встречаются явные ошибки набора, которые, разумеется, учтены. Вместе с тем сохранены особенности оригинального, "неправильного" синтаксиса Дорошевича, его знаменитой "короткой строки", разбивающей фразу на ударные смысловые и эмоциональные части. Иностранные имена собственные в тексте вступительной статьи и комментариев даются в современном написании.

    СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

    Старая театральная Москва. -- В.М. Дорошевич. Старая театральная Москва. С предисловием А.Р. Кугеля. Пг.--М., "Петроград", 1923. Литераторы и общественные деятели. -- В.М. Дорошевич. Собрание сочинений в девяти томах, т. IV. Литераторы и общественные деятели. М., издание Т-ва И.Д. Сытина, 1905. Сцена. -- В.М. Дорошевич. Собрание сочинений в девяти томах, т. VIII. Сцена. М., издание Т-ва И.Д. Сытина, 1907. ГА РФ -- Государственный архив Российской Федерации (Москва). ГЦТМ -- Государственный Центральный Театральный музей имени A.A. Бахрушина (Москва). РГАЛИ -- Российский государственный архив литературы и искусства (Москва). ОРГБРФ -- Отдел рукописей Государственной Библиотеки Российской Федерации (Москва). ЦГИА РФ -- Центральный Государственный Исторический архив Российской Федерации (Петербург).

    МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО

    Впервые -- "Россия", 1899, No 193. Фельетон является пародией на публицистический цикл, который под названием "Маленькие письма" вел в газете "Новое время" Алексей Сергеевич Суворин (1834--1912), публицист, издатель, литератор. Я видел на днях "Идиота" в Александрийском театре. -- Премьера пьесы В. Крылова и С. Сутугина по роману Ф.М. Достоевского "Идиот" состоялась в Александрийском театре 4 ноября 1899 г. Если вы бывали в Чернском уезде... -- Чернский уезд входил в состав Тульской губернии. ...болен падучей. -- Падучая -- эпилепсия. "Принадлежу ли я к Наполеонам или нет? Могу я "перейти предел" wiu нет?" -- неточная цитата из романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". ...а на Петербургской стороне. -- Петербургской стороной называлась нынешняя Петроградская сторона города. ...благополучно здравствующий известный коннозаводчик Достое в ский, сын покойного писателя... -- Достоевский Федор Федорович (1871--1922) -- сын Ф.М. Достоевского, крупный специалист по коневодству и коннозаводству. ...папское "non possumus"... -- слова, по традиции означавшие папский отказ удовлетворить требования светской власти. В романе "Идиот" князь Мышкин говорит: "Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле, и кричит: "Non possumus!" Про кенгуру даже стихи есть... -- Автор стихов не установлен. В "Гордыне" я видел, что вышло из медведя. -- "Гордыня" -- историческая драма Щедрова (Н.В. Самойлова), была поставлена в Театре Литературно-художественного общества в 1899 г. Говорят, что переделку "Идиота" разрешила сама вдова Достоевск о го. -- Вероятно, это так, поскольку на премьере пьесы в Малом театре, состоявшейся 11 октября 1899 г., присутствовали вдова Достоевского Анна Григорьевна и дочь Любовь Федоровна. ...или сплющивать? -- Образовано от фамилии Я.А. Плющик-Плющевского (Дельера). ...на машине Ремингтона... -- Печатающая машина, которую с 1874 г. выпускала американская фирма "Е. Ремингтон и сын".

    Маленькое письмо

    «Позвольте сказать несколько слов о гнусном коверкании великих русских писателей на сцене.

    Я видел на днях „Идиота“ в Александринском театре. „Идиот“, как это известно некоторым посетителям Александринского театра, написан Достоевским. И, по моему мнению, всякая переделка в драму романов Достоевского есть сама по себе идиотство…»

    Влас Михайлович Дорошевич Маленькое письмо

    Позвольте сказать несколько слов о гнусном коверкании великих русских писателей на сцене.

    Я видел на днях «Идиота» в Александринском театре и читали там роман Достоевского, – вы, конечно, припомните, что одну из самых основных особенностей князя Мышкина составляет его падучая болезнь. Кн. Мышкин болен падучей . Достоевский тоже был болен падучей. И я думаю, что если бы Достоевский не был болен падучей, – он не мог бы так до боли чувствовать малейшее движение человеческой души. Писателю хорошо страдать падучей. Из теперешних писателей, судя по их произведениям, никто не страдает падучей. Перед припадками падучей кн. Мышкин достигает такого нервного подъема, почти ясновидения, что ему становятся понятны малейшие изгибы, – или, как сказал бы Волынский, «малейшие изгибы спирали души окружающих». Он достигает необычайной, болезненной чуткости, и ему бросается в глаза многое, что остается незаметным для окружающих его обыкновенных, «нормальных» людей. Он превращается в человека, с которого медведь содрал кожу и которому всякое малейшее прикосновение чувствительно и болезненно. Меня никогда не обдирал медведь, но я думаю, что это именно должно быть чувствительно и болезненно. Вот тайна необычайной чуткости кн. Мышкина, его отношений к окружающим. Как же вы у князя Мышкина отнимете его падучую болезнь? Покажете его нам без падучей? Он будет для нас непонятен. А можно ли на сцене в каждом акте изображать падучую? Я спрашивал у г. Далматова. И г. Далматов сказал, что нельзя.