Наверняка вы не раз задумывались, из чего сделана чашка, из которой вы пьете, тарелка, из которой вы едите, или умывальник а ванной? Все это керамика.

Само слово «керамика» имеет греческое происхождение и значит «глиняная посуда». Вообще же под керамикой подразумевают общее название различных материалов, которые получают при спекании глины с другими минеральными добавками. Древнейший предмет из обожжённой глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры, Это вестоницкая Венера, хранящаяся в Моравском музее в Брно.

Запасы глины в природе велики и распространены повсюду, поэтому еще в очень древние времена ей нашлось практическое применение. За много веков до нашей эры люди научились лепить из глины посуду. Поэтому эпоху неолита называют еще «эпохой глиняных горшков» или «глиняным веком».

Керамика - это первый материал, созданный человеком искусственно. Он не сложен в производстве. Порошок глины, замешанный с водой, образует вязкое тесто. Этому тесту легко можно придать любую форму.

Первые изделия из глины просто высушивались на солнце и были не очень прочными. Керамические изделия стали намного прочней после применения обжига, А со временем люди научились делать фаянс и фарфор.

Фарфор считается самой благородной керамикой высшего качества, Способ изготовления фарфора был открыт ещё е Древнем , но китайцы веками держали секрет его производства в тайне. Долгое время даже запрещалось вывозить фарфоровые изделия за пределы Поднебесной. Лишь в XVI веке португальскому купцу удалось увезти несколько фарфоровых вещиц и кусок белой глины.

Попытки открыть секрет восточного фарфора долгое время не давали положительных результатов, получались материалы более близкие к стеклу, Прошло еще много лет, прежде чем саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.

Что же такого особенного в этом материале? И в чем же секрет его изготовления?

Особенность фарфора в том, что он имеет чистый, яркий, белый цвет, причем не только на поверхности, но и на изломе При лёгком ударе деревянной палочкой фарфоровое изделие издаёт характерный высокий чистый звук.

Смесь для фарфора изготавливают из каолина (белой глины), кварца и полевого шпата. Но при этом есть ряд секретов, без знания которых ничего толкового не получится.

Первый секрет - взять не обыкновенную, а самую белую и чистую глину. Второй секрет в том, чтобы найти чистый белый песок и хорошую слюду или полевой шпат.

Песок нужен, как и в гончарном деле, чтобы глина при высыхании не трескалась, а слюду или шпат кладут, чтобы глина легче плавилась.

Третий секрет такой: и песок, и слюду, и шпат надо как следует размолоть и отделить от крупных частичек отмучиванием. Что сядет на дно, то не нужно. А нужен только самый тонкий ил, который садится на дно медленно. Глину тоже отмучивают -ведь и в ней могут быть крупные примеси,

Тонкие частички глины, песка и шпата смешивают в тесто. А из теста формуют изделие на гончарном станке. В формовке и в сушке особенной хитрости нет. Зато обжиг фарфора это целое искусство.

Обжигают фарфор два раза: сначала только слегка, потом покрывают его глазурью и обжигают снова. Во втором обжиге и есть самый главный секрет фарфорового дела.

Заключается он в том, что фарфор надо обжечь как можно сильнее, чтобы он почти что расплавился (около 1400 С). А знаете ли вы, что это значит?

От сильного жара в печи чашка начинает оседать, скашивается набок, становится уродливой. Вот тут-то и приходится изобретать всякие футляры и подпорки, которые, словно костыли, должны помочь чашке устоять и не покоситься.

Есть еще и другой секрет, который надо знать. Если не счистить глазури с нижнего ободка, которым донышко касается подставки, получится большая неприятность: глазурь расплавится и приклеит чашку к подставке.

Зачем же фарфор обжигают так сильно? Не лучше ли обжигать полегче? В том-то и дело, что слабый обжиг не годится. Если обжигать слабо, получится не фарфор, а фаянс.

А чем фарфор отличается от фаянса?

Тем, что фарфор - сплавленный, сплошной, как стекло, А фаянс - пористый, как глиняный горшок. В фарфоре от сильного жара все частички сплавились, слились вместе, От этого он и прозрачный.

Значит, если вы хотите узнать, сделана ли тарелка из фарфора или фаянса, вам стоит только посмотреть на свет. Фарфор просвечивает, а фаянс нет (по крайней мере, обыкновенные, часто встречающиеся сорта фаянса).

Фаянс в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоким содержанием извести, средний — с более низким её содержанием и твёрдый — совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает фарфор.

Ещё один способ отличить фарфор от фаянса - посмотреть на донышко. Если на ободке есть глазурь, значит - фаянс, а если глазурь с ободка счищена, значит — фарфор.

Гончарное дело – одно из самых древнейших ремесел в Мире. Считается, что первые изделия из глины и воды человек смастерил еще в эпоху неолита. Гончарное ремесло издревле служило для приготовления сосудов, в которых могла храниться пища, зерно, вода. Затем стали появляться новые виды предметов посуды. Гончарное дело не стояло на месте, скоро гончарные изделия стали использоваться в строительстве. Пример тому – огнеупорный кирпич. Гончарные изделия отличались своей прочностью, долговечностью, водонепроницаемостью. Именно сохранившиеся гончарные изделия рассказывают нам, как жили наши предки, и как развивалось это древнее почетное ремесло.

Самые древние глиняные сосуды лепились вручную, и форма их была далеко от идеала. Позднее сосуды правильной округлой формы стали производить с появлением гончарного круга. Когда и где точно это приспособление появилось, к сожалению, не установлено. Но первые упоминания мы видим в Ветхом Завете. Известно, что гончарное дело было особо развито у древних евреев.

Очень широка и разнообразна. В каждой части света она своя. В Китае этот промысел зародился еще за две тысячи лет до нашей эры. Гончарное дело в Китае было на высоком уровне, и об этом свидетельствует изобретение такого качественного вида керамика, как фарфор.

В Античном Мире основным материалом гончарного промысла являлась простая железистая глина, из которой чудесные античные амфоры, вазы и другие сосуды. На еще сырые изделия наносился и рисунок, а затем черный лак. В Древней Греции стало видом изобразительного искусства. Знаменитые на весь мир греческие вазы вывозились в другие страны и считались знаком богатства и роскоши.

Некоторые племена Африки до начала XX века изготовляли посуду без определенной формы. Они делали ее вручную, набивали ее соломой, сушили на солнце и обжигали на огне.

Гончарное производство совершенствовалось на протяжении веков. В начале VIII века в странах Европы гончарные изделия начали покрывать глазурью. Глазировали также глиняные плиты, которыми выстилали полы. Глазурь содержала примеси разных металлов, каждый из которых давал свой определенный оттенок.

В Средние века вытеснила посуда, изготовленная из олова, серебра, золота. Гончарное производство в основном ограничилось изготовлением украшениями помещений: гончарными монограммами, изразцами, фамильными гербами.

У славянских народов дело гончарный промысел зародился еще в доисторическую эпоху. Изначально древние гончары использовали лепную технику. Хоть форма такой посуды была идеала, зато ассортимент ее даже в те времена был велик: различные горшки, сковороды, кувшины, корчаги и многое другое. Гончарный круг на Руси появился в веке. Его появление привело к появлению нового вида промысла. Население широко использовало глиняную посуду. Появилось огромное количество . Изделия мастерских разных областей отличалась между собой по форме, размерами, на дне изделий ставилось свое клеймо. Обжигали посуду в предназначенных для этого печах-горнах. Такая печь состояла из двух уровней, в одном находились дрова, во втором приготовленные изделия. Гончарное дело на Руси было одним из самых важных и почетных ремесел.

Керамика - искусство , древнее, как само человечество. Изучение искусства мировой культуры непременно начинается с истории керамики . В отличии от металла, который со временем ржавеет, от дерева и растений, которые могут сгнить, глина сохраняется в прекрасном состоянии в течении многих тысячелетий. Чаще всего, глиняные черепки - наиболее многочисленные и красноречивые артефакты, которые ученые находят при раскопках. Египтяне, например, использовали осколки глиняных сосудов как дешевый заменитель папируса, они писали на них послания и вели счета. Поэтому изучая историю развития керамики , можно проследить за изменением эпохи и установить хронологию не только гончарного дела, но и всей цивилизации, во времена которой были сделаны эти вещи.

Древние люди использовали необожженную глину с незапамятных времен. Доказательством тому служат фигурки двух бизонов, слепленные из глины предположительно 12 тысяч лет назад. Нашли их в пещере Тюк д,Одубер на юго-западе Франции. Подобных находок немного - необожженная глина легко размывается водой либо рассыпается в пыль. Поэтому находки из пещеры Тюк д,Одубер очень ценны для ученых как лучшие образцы искусства времен палеолита.

Изначально люди использовали глину не как основной материал, а в качестве связующего компонента. Основным же материалом для изготовления посуды являлся птичий помет, смешанный с пухом, осколками скорлупы и кусочками раковин - все это можно было найти в местах гнездования птиц. По мнению первобытных людей, именно эти компоненты обладали клейкостью и пластичностью, глины в этом сырье было не более 30%. Только спустя тысячелетия люди научились использовать глину для скрепления непластичных материалов - осколков камней, песка и раковин. А уже после этого стали применять глину в качестве основного сырья для изготовления посуды. Со временем древние мастера научились отделять глину от вредных примесей - отмучивать ее. Метод очистки глины с тех почти не изменился - современные гончары до сих пор неизменно пользуются технологиями, которым несколько тысяч лет.

Первые обожженные сосуды были сделаны оседлыми племенами прибрежных районов Японии острова Хонсю примерно в 10700г. до н.э. На посуду в качестве узора наносили отпечатки веревок, поэтому археологи назвали эту культуру Дземон , что значит веревочный узор. Обжиг керамики проводили в открытом огне при низкой температуре - 500-700 градусов.

Первобытные кочевые народы не пользовались глиняными изделиями, так как они легко разбивались в дороге. У кочевников в ходу была плетеная или деревянная посуда. Керамическое производство начинает набирать силу, только у оседлых народов, параллельно с другими ремеслами - керамика требует большого количества сырья и топлива, а так же времени, чтобы контролировать процессы от приготовления глины до ее обжига.

Первые глиняные сосуды делали в жгутовой технике - глину раскатывали в длинные одинаковые «колбаски» и укладывали спиралью на круглое основание-дно. В некоторых странах эта техника популярна и в наши дни. Например, в Японии методом жгутов и ручной лепки изготовляют дорогостоящую керамику раку - чаши для чайных церемоний.

По отпечаткам пальцев, найденных на осколках древних сосудов, историки установили, что изготовлением глиняной посуды занимались преимущественно женщины, наряду с плетением корзин, ткачеством и другой домашней работой. Секреты гончарного ремесла передавались от матери к дочери, на протяжении многих веков. Подобное можно встретить и сейчас, в странах Африки или Южной Америки.

Стремясь улучшить качество керамических изделий, мастера старались поднимать температуру обжига. Постепенно гончары приблизились к температуре, при которой плавится металл. Медь, первый металл, получивший широкое распространение в жизни людей, плавится при 1083 градусах. Эта температура как раз находится в диапазоне, используемом для обжига глины. Ремесло кузнеца и горшечника напрямую зависит от наличия топлива и огня, зачастую их мастерские находились по соседству, а сами они были членами одной семьи. Ужас, который древние люди испытывали при виде огня, окружал оба эти ремесла магическим ореолом, а самих мастеров считали колдунами, вступившими в сговор с силами природы.

Со всей очевидностью, это наблюдается в Камеруне и в наши дни, где гончарное дело ассоциируется с женским началом, рождением и жизнью, а ремесло кузнеца - с жесткой, мужской силой и смертью. Таким образом, женщина-гончар выполняет в обществе роль повитухи, а ее муж - кузнец, служит гробовщиком.

Революцией в горшечном ремесле стало изобретение гончарного круга . Посуда становится более тонкостенной и изящной, процесс ее изготовления существенно ускоряется. В Египте, Месопотамии и Индии чудо-изобретение появляется в 3-4 тысячелетии до н.э, в Древней Греции, Иране и Китае - во 2-м тысячелетии до н.э. В Америке гончарный круг индейцы не знали до появления на их континенте европейцев. Примечательно, что в Египте колесо начали использовать в гончарном деле раньше, чем в транспортных средствах. Основная конструкция гончарного круга не изменилась до сих пор, разве что добавился электропривод. Что удивительно, с появлением гончарного круга, профессия горшечника постепенно из традиционно женских профессий, стала преимущественно мужской.

Особое место в истории занимает керамика Древней Греции. Ее расцвет начался с развитием гончарного ремесла на острове Крит. В VI-Vвв. до н.э. керамика становится одним из главных видов художественного ремесла в Греции. Ни смотря, что греки не знали глазурей и эмалей, знаменитые амфоры были настоящими произведениями искусства и славились далеко за пределами страны. Для декора керамики мастера использовали черный лак. Даже само слово - керамика, имеет греческие корни, к eramos- по-гречески значит глина .

Высокого развития в древние века искусство керамики достигло и в Китае. На территории Китая найдена глазурованная посуда и изделия из каолина высокой очистки - предвестники будущего фарфора, изготовленные воII-Iвв. до н.э. Каолин - это белая глина, используемая в изготовлении фарфора. Впервые месторождения белой глины были найдены в Китае, провинции Као-линь, откуда и пошло название этому сырью. Спустя столетия, китайский фарфор станет известен на вес мир, а секрет его изготовления мастера будут держать в строжайшей тайне, разглашение которой каралось смертной казнью.

Изучая черепки сосудов древних эпох, мы можем наблюдать как рождение цивилизаций, так и их упадок. Затухали цивилизации, и с ними уходили в прошлое многие секреты, чтобы исчезнуть навсегда или возродиться спустя тысячелетия. Например, керамика расцвета Греции, Египта, Перу, Мексики сохранилась гораздо лучше, чем то, что были создано на закате этих культур. Дело было в особом составе на основе воска и масла - ганозисе, им покрывали статуи, и предметы быта для защиты от воды и перепада температур. Рецептура этого чудо-лака передавалась из уст в уста от учителя к ученикам, упоминаний в письменных источниках о ганозисе почти нет. В период упадка цивилизаций, рецепты чудо-лака были потеряны в веках вплоть до середины ХХ века, пока советская ученая Татьяна Хворостенко не разгадала тайну древних мастеров. Благодаря ее открытию, древний рецепт с успехом применяется в современности не только керамистами. Ганозисом были обработаны памятник Пирогову в Москве, парадные двери одного из зданий Министерства обороны, некоторые станции столичного метрополитена, могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены, фасады оперного театра в Баку, Дворца молодежи в Витебске, а также здания епархиального управления в Минске, драматургического театра во Владимире и многие другие памятники искусства в России и за рубежом.

Вконтакте

Гончарство изначально было ремеслом, служившим для изготовления ёмкостей для приёма пищи или сосудов для хранения жидких и сыпучих материалов.

Nanosanchez , CC BY-SA 3.0

В настоящее время это обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.

История гончарного дела

Глина распространена повсеместно и человек давно оценил её уникальные свойства. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры.

Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.

, CC BY-SA 3.0

В связи с тем, что в процессе развития общества некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать, из области ремесла их производство переместилось в сферу искусства - керамики.

На Руси гончарное ремесло зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Постепенно качество улучшалось, разрабатывались новые техники, появлялись новые . Росла коммерческая необходимость в керамических изделиях.

Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда:
тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

В средние века гончарство было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига.

Гончарные изделия

Изначально основными гончарными изделиями были и остаются предметы быта, посуда, утварь. Это различные крынки, горшки, кружки, кувшины, вазы и супницы. Всего и не перечислить.

Но гончары не ограничивались только бытовыми предметами. На досуге, из остатков глины, лепились свистульки, игрушки в виде причудливых зверей и людей. позднее появились сувениры для украшения быта — панно, скульптуры, вазы, подсвечники и многое другое.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Когда появилась возможность развивать промышленное производство, к изделиям ручной работы прибавились строительные материалы. Кирпич, фарфор, фаянс, керамическая черепица для крыши и так далее.

Особенности ремесла

В местных традициях гончара называли также «горшеней» и «горшечником» по названию одного из основных изделий ремесла - горшка, «глинником» - по главному материалу ремесла.

Само слово «гончар» произошло от древнерусского «гърньчар», восходящего к названию горшка - «гърньць», которое, в свою очередь, образовалось от «гърнъ», означающего профессиональное орудие труда - горн.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии - огня - и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой.

К особым знаниям гончара относилось умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять многочисленные изделия в горне и регулировать температуру обжига. Отсутствие знаний и профессионального чутья могли на любом этапе работы свести усилия ремесленника на нет.

Изделия могли получиться некрасивыми, непрочными, пойти трещинами, разбиться вовсе или просто оказаться неудачными уже при использовании в хозяйстве.

До перехода к круговой керамике гончарным делом занимались преимущественно женщины. Однако с появлением гончарного круга гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам.

Фотогалерея








Полезная информация

Гонча́рное ремесло́

Древность

В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и были неправильной формы. Позднее встречаются сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного круга. Точное время его изобретения неизвестно, однако у Иеремии (18, 3) написано: «вступил в дом гончара, а он работал на кругу».

Изобретение гончарного круга

Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг – простейший
станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга – важнейший этап в
развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари.

Свойства гончарных изделий

  • Они экологичны. При изготовлении к глине не подмешиваются никакие искусственные добавки.
  • Прекрасно сохраняют температуру налитой в них жидкости.
  • выдерживают высокие температуры, что позволяет готовить блюда в духовке.

    Химически устойчивы к большому количеству разнобразных веществ.

    Красивы. Использование различных видов глины и техник позволяет производить очень разнообразные изделия

    Недостатком является хрупкость керамических изделий.

Гончарные промыслы, известные сейчас

В наше время гончарное дело продолжает быть актуальным. С течением времени, некоторые производства видоизменились и перешли на изготовление сувениров и игрушек. Многие виды этого ремесла стали своеобразным символом России, они известны и за её пределами. Это , глиняная игрушка.