Моряки применяют его лишь в исключительных случаях, когда возникает необходимость очень быстро связать два троса. Хотя соединение растительных тросов дубовым узлом вполне надежно, оно имеет серьезный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно потом развязать, особенно если он намок. Кроме того, завязанный таким узлом трос имеет меньшую прочность и при работе создает опасность за что-нибудь зацепиться при своем движении. Единственные его положительные качества - это скорость, с которой его можно завязать, и надежность. Чтобы соединить два троса, их концы нужно сложить вдоль вместе и, отступив 15-20 сантиметров от краев, завязать простым узлом оба конца как одно целое. Не пытайтесь связывать этим узлом синтетические тросы и леску: на них он ползет.

Это один из древнейших морских узлов, который применяли на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых. Фактически это та же восьмерка, завязанная двумя концами. существует два способа вязки этого узла. Сначала на конце одного из связываемых вместе тросов сделайте восьмерку. Навстречу выходу из нее ходового конца введите ходовой конец второго троса и повторите фигуру 8, завязанную на первом тросе. После этого, ухватившись за каждые два конца, слева и справа, равномерно начинайте затягивать узел, стараясь сохранить его форму. Для окончательной затяжки узла тяните за коренные концы тросов (см.рис.). Чтобы соединить два троса фламандским узлом вторым способом, ходовые концы связываемых тросов положите параллельно навстречу один другому так, чтобы они примерно по длине одного метра касались друг друга. На этом месте двумя сложенными вместе тросами завяжите восьмерку. При этом вам придется обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким ходовым концом одного из тросов и длинный коренной. Именно в этом и состоит неудобство второго способа вязки фламандского узла. Соединение двух тросов фламандским узлом считается очень прочным. Этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. Кроме того, он обладает превосходным качеством - не скользит в надежно держит на синтетической рыболовной леске.

Не менее прочным считается соединение двух тросов водяным узлом. Чтобы завязать его, положите связываемые тросы концами навстречу друг другу так, чтобы их концы шли параллельно и касались один другого. Держа в одной руке ходовой и коренной концы двух разных тросов, начинайте вязать ими дубовый узел, но вместо одного обноса коренного конца сделайте два. Прежде чем окончательно затянуть узел, проверьте, чтобы одна пара концов выходила из петли сверху, а вторая - снизу, как это показано на схеме. Водяной узел прост и надежен. На флоте он не нашел широкого применения, потому что при сильной тяге так затягивается, что развязать его очень трудно.

Сколько иронии и пренебрежения можно услышать со стороны моряков в адрес этого примитивного и, к сожалению, твердо внедрившегося в наш быт узла. Это именно то, чего не должны делать моряки - завязывать этот узел. Флотский человек, незадачливо завязавший бабий узел даже на берегу, будет наверняка осмеян своими коллегами. Мол, это - позор для флота. Но, увы, среди людей сухопутных этот узел - универсал. Подавляющее большинство людей, не знакомых с такелажным делом, или те, кто по своей профессии не имеет дела ни с веревками, ни с канатами, ни с нитками, применяют бабий узел во всех случаях, когда им требуется что-нибудь привязать, связать или обвязать. Создается впечатление, что люди, усвоив этот узел в детстве, настолько сильно уверовали в его утилитарность, что не хотят и слышать о каких-то других сложных морских узлах. А тем не менее, если говорить серьезно, то этот узел предатель за всю историю человечества наделал много бед в даже унес немало человеческих жизней. Бабий узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает перемещаться по веревке, скользить вдоль нее. А если его завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он может соскользнуть и наверняка соскользнет, если связываемые веревки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться. В нашей стране свое название этот узел получил в связи с тем, что испокон веков женщины завязывали им концы головных платков. За рубежом его называют "бабушкиным", "дурацким", "телячьим", "ложным", "салаговым" узлом. Но, как ни странно, бабий узел применяют в своей работе моряки и рыбаки некоторых стран. Помимо его отрицательных качеств (скользить и не поддаваться развязыванию), они уловили одно его положительное свойство - при определенных условиях мгновенно превращаться в простой штык - в один из самих простых и надежных морских узлов для закрепления швартова судна на берегу за пал, кнехт или причальную тумбу. Но чтобы при швартовке завязать простой штык, нужно сойти с судна на берег и сделать это непосредственно у пала или подать на берег конец, чтобы это сделали стоящие на берегу. Но, оказывается, простой штык можно завязать за причальную тумбу, не сходя с судна на берег. И делается это с помощью презираемого моряками бабьего узла... Для этого на конце троса, который намерены подать на берег для крепления его простым штыком вокруг пала, делается петля, ходовой конец которого связывается с коренным концом бабьим узлом, который до конца не затягивают. С борта судна эту петлю набрасывают на пал. При рывке за коренную часть швартова бабий узел превращается в простой штык.

Некоторые люди, связывая две веревки вместе, каким-то образом умудряются завязать так называемый "тещин" узел, в чем-то напоминающий бабий. Если у последнего ходовые концы выходят из узла с одной стороны, то у тещиного узла они выходят с разных сторон по диагонали. "Тещин" узел столь же коварен, как и бабий (если не более). Применять его ни в коем случае не следует ни при каких обстоятельствах.

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules - геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки (рис.а). Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки (рис.б). Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом (рис.в). При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать. Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 - 2 секунды. Завяжите прямой узел, как показано на схеме (г). Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую - концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону - узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) - влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

С первого взгляда он почти не отличается от прямого узла и кажется, что он ему сродни. Но если приглядеться, то становится ясным, что ходовые концы воровского узла выходят из него по диагонали. Воровской узел, как и бабий, и "тещин" узлы, показаны для наглядности, чтобы подчеркнуть их сходство и различие с прямым узлом. Пользоваться этими четырьмя узлами не рекомендуется, так как они ненадежны для связывания двух тросов. Любопытно происхождение названия "воровской узел". Оно появилось на английских военных кораблях в начале ХVII века. Хищение королевской собственности и кражи личных вещей матросов на кораблях Британии считались обычным явлением. В те годы матросы военных кораблей хранили свои незамысловатые пожитки и пищу, в основном в виде галет, в небольших парусиновых мешках. Мешок, естественно, на замок не закроешь, его можно только завязать. Как правило, матросы завязывали свои личные мешки прямым узлом. Воры, в основном из числа новобранцев, еще не привыкших к голодному корабельному рациону, совершив кражу чужих галет, не могли правильно завязать узел, которым был завязан мешок. Они вязали нечто похожее - узел, который моряки стали называть воровским. Существует и вторая версия о происхождении этого названия: чтобы доказать акт хищения из мешка, владелец умышленно завязывал очень похожий на прямой узел, а вор, не обратив внимания на подвох, завязывал ограбленный мешок прямым узлом. Но как бы там ни было, происхождение самого узла, как и его название, связано с Флотом.

Ими до сих пор пользуются хирурги для завязывания нитей лигатур при остановке кровотечения и для сшивания тканей и кожи. В наши дни медицина еще не откзалась от применения узлов, и врачи умело их используют. При полостных операциях хирургам приходится накладывать швы из кетгута (особого материала, получаемого из слизистого слоя кишок барана или овцы), который через 3 - 4 недели рассасывается. При завязывании кетгут скользит, и, делая на нем узлы, хирурги пользуются особыми зажимами. При микрохирургических операциях медики пользуются чрезвычайно тонким шовным материалом - синтетической нитью в 10 - 200 раз тоньше человеческого волоса. Завязать такую нить можно только при помощи специальных зажимов под операционным микроскопом. Эти нити используют при сшивании стенок кровеносных сосудов, например при реплантации пальцев кисти, при сшивании отдельных нервных волокон. В основном они применяют бабий, прямой, выбленочный, хирургический узлы и так называемый узел "констриктор". При завязывании хирургического узла сначала делают один за другим два полуузла двумя концами, которые после этого тянут в разные стороны. Затем сверху завязывают, но уже в другую сторону, еще один полуузел. В результате получается узел, очень схожий с прямым. Принцип узла состоит в том, что первые два полуузла не дают двум концам разойтись в разные стороны, пока вяжут сверху еще один полуузел. Этим узлом удобно воспользоваться, когда есть необходимость стянуть и обвязать веревкой какой-нибудь упругий тюк или ношу и затянутую первую половину узла на веревке, не отпуская руками ее концов, приходится прижимать коленом.

Он очень схож с хирургическим узлом, отличаясь лишь тем, что вместо одного второго полуузла он имеет их два. От своего, если можно сказать, прародителя - прямого узла он отличается тем, что ходовой конец троса обносят вокруг ходового конца другого троса дважды, после чего ходовые концы ведут навстречу друг округу и снова обносят их дважды. Иными словами, внизу два полуузла и сверху два полуузла, но завязанных в противоположную сторону. Это дает ему преимущество в том, что при большой нагрузке на трос он не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать обычным способом.

Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов. В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах (а) и без такой прихватки, когда узел затягивается (б). Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют узлом Жозефины) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы. Как уже говорилось, у плоского узла восемь пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов с под и над), будет надежно держать. Девяносто процентов, из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет. Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).

В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

Несмотря на свое название, этот элементарный узел вполне надежен и может испытывать сильную нагрузку. Кроме этого, он легко развязывается при отсутствии тяги. Принцип узла - полуштыки чужими концами (а). Иногда нам приходится связывать два ремня: или две ленты, ну, скажем, вожжи. Для этой цели "травяной" узел очень удобен (б). Его можно завязать, изменив немного "тещин" узел или начав с полуштыков, как это показано на схеме (а). При затягивании "травяного" узла за коренные концы узел перекручивается и принимает другую форму. Когда он затянут окончательно - два ходовых конца смотрят в одну сторону.

Его название говорит о том, что он удобен для завязывания пакетов и свертков. Он прост, оригинален и рассчитан на быструю вязку. Пакетный узел чем-то напоминает травяной. По своей прочности он не уступает последнему.

В России этот узел издавна имел три названия - лесовый, рыбацкий и английский. В Англии его называют английским, в Америке - речным или водницким узлом. Он представляет собой комбинацию двух простых узлов, завязываемых ходовыми концами вокруг чужих коренных концов. Чтобы связать два троса рыбацким узлом, нужно положить их навстречу друг другу и одним концом сделать простой узел, а второй конец пропустить через его петлю и вокруг коренного конца другого троса и тоже завязать простой узел. Потом нужно сдвинуть обе петли навстречу друг другу, чтобы они сошлись вместе, и затянуть узел. Рыбацкий узел, несмотря на его простоту, безбоязненно можно применять для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильной тяге он так крепко затягивается, что практически его уже не развязать. Он широко применяется рыболовами для связывания лески (не синтетической) и для крепления к леске поводков.

Этот узел считается одним из самых надежных узлов для связывания синтетических рыболовных снастей. Он имеет достаточно много переплетений, симметричен и сравнительно компактен, когда затянут. При определенном навыке им можно даже связывать струны рояля. Для этого место связки струны нужно тщательно обезжирить и покрыть шеллаком. Змеиный узел можно с успехом применять для связывания двух тросов, изготовленных из любых материалов, в случае, когда требуется прочное, надежное соединение.

В ткацком деле насчитывается примерно два десятка оригинальных узлов для связывания оборвавшейся нити пряжи и для подключения новых катушек. Главные требования, предъявляемые спецификой производства к каждому ткацкому узлу, это быстрота, с которой можно его завязать, и компактность узла, обеспечивающая свободное прохождение нити через станок. Опытные ткачи поистине виртуозы по вязке своих хитроумных узлов. Они связывают оборвавшуюся нить буквально за секунду. Им приходится это делать, не останавливая станка. Почти все ткацкие узлы созданы в первую очередь для мгновенного связывания, чтобы в случае обрыва нити обеспечивалась бесперебойная работа ткацких машин. Некоторые из ткацких узлов имеют большое сходство с морскими узлами, но отличны от последних способом завязывания. Некоторые ткацкие узлы уже давно были заимствованы моряками в своем первозданном виде и надежно им служат. Ткацкий узел, можно назвать "родным братом" шкотового узла. Отличие лишь в способе его завязывания и в том, что последний ввязывают в кренгельс или в огон паруса, в то время как ткацкий узел вяжется двумя тросами. Принцип ткацкого узла считается классическим. Поистине это воплощение надежности и простоты.

Этот узел сродни ткацкому по своему принципу. Разница лишь в том, что в завязанном узле ходовые концы смотрят, в разные стороны - это очень важно при связывании нитей пряжи. Ни по простоте, ни по прочности он не уступает ткацкому узлу и так же быстро завязывается. Этот узел знаменит также тем, что на его основе можно завязать "король узлов" - беседочный узел.

Свое название он получил от слова "шкот" - снасть, которой управляют парусом, растягивая его один нижний угол, если он косой, и одновременно за два, если он прямой и подвешен к рею. Шкоты носят названия того паруса, к которому они прикрепляются. Например, фока-шкот и грота-шкот - снасти, с помощью которых ставятся нижние паруса - фок и грот соответственно. Марса-шкоты служат для постановки марселей, кливер-шкоты вытягивают назад шкотовый угол кливера, а фока-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол фока-стакселя и т.д. В парусном флоте этот узел применялся тогда, когда надо было ввязать снасть, в огон паруса, серединой, как например, марса-лисель-шкот. Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение - надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса. Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходит под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Этот узел вяжут почти так же, как и прямой, но его ходовой конец пропускают не рядом с коренным, а под него. Шкотовый узел лучше всего применять для крепления троса к готовой петле, кренгельсу или коушу. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли. Для большей надежности шкотовый узел вяжут со шлагом. В этом случае он похож на брамшкотовый узел; разница в том, что его шлаг делают выше петли на коренной части троса вокруг сплесня. Шкотовый узел является составным элементом некоторых видов плетеных рыболовных сетей.

Так же как и шкотовый узел, свое название он получил от наименования снасти - брамшкот, которой растягивают шкотовые узлы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей. Если шкотовым узлом завязывают одинарные шкоты нижних парусов, то брамшкотовым узлом завязывают брамшкоты и бом-брам-шкоты, брам-фалы и бом-брам-фалы, а также брам-гитовы. Брамшкотовый узел надежнее шкотового, потому что не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. От шкотового узла он отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной конец пропускают также дважды. Во времена парусного флота брамшкотовый узел находил широкое применение при работе со снастями. Он применялся тогда, когда нужно было какую-нибудь снасть взять концом в огон, например брам-шкоты и брам-гитовы. Обычно им завязывались брам-гинцы в брам-фал и гинцы в топенант нижних реев. Брамшкотовый узел надежен также для связывания двух тросов разной толщины. Он хорошо держит на синтетических тросах равной толщины.

В морской практике нередко возникает необходимость прикрепить к толстому канату намного более тонкий по сравнению с ним трос. Такая необходимость всегда есть во время швартовки судна к причалу, когда с палубы нужно подать один или сразу несколько швартовных концов. Существует несколько способов крепления бросательного конца к швартову, у которого нет огона, но наиболее распространенный из них - применение докерского узла. Чтобы завязать этот узел, ходовой конец толстого троса, к которому вы намерены прикрепить тонкий трос, нужно сложить вдвое. В образовавшуюся петлю снизу ввести тонкий трос, сделать им один обнос вокруг коренной части толстого троса, пропустить под тонкий, потом над ходовым концом толстого троса и, пропустив под тремя тросами, ввести в петлю. Докерский узел достаточно надежен, чтобы бросательным концом вытянуть (или поднять на палубу с берега) тяжелый швартов, и быстро развязывается. Его лучше всего применять как временный узел.

Кажется странным, что этот замечательный узел, давно известный скорнякам, до сих пор остался незамеченным моряками. Его схема говорит сама за себя. Он сравнительно прост, имеет достаточно пересеченных концов и компактен. Кроме того, скорняжный узел обладает отличным свойством: рассчитанный для сильной тяги, он крепко затягивается, но и без особого труда развязывается. Этот узел с успехом можно применять для связывания синтетических тросов и рыболовных лесок.

Этот узел, хотя и не получил распространения на флоте, относится и числу оригинальных и надежных узлов для связывания тросов. Он уникален тем, что при очень простом переплетении каждого конца в отдельности крепко держит при очень сильной тяге и, более того, очень легко развязывается после снятия нагрузки на трос - достаточно сдвинуть любую из петель вдоль соответствующего коренного конца и узел тут же рассыпается. Он не скользит на синтетической леске и может с успехом применяться рыболовами.

В наше время изобрести новый узел - дело почти невероятное, так как за пять тысячелетий их придумано не более 500 штук. Поэтому не случайно изобретение английским врачом-пенсионером Эдвардом Хантером в 1979 году нового узла вызвало в морских кругах многих стран своего рода сенсацию. Британские патентоведы, выдавая Хайтеру патент на его изобретение, признали, что узел действительно новый. Более того, он отлично держит на всех тросах, включая самые тонкие синтетические лески. По существу охотничий узел представляет собой удачное сплетение двух простых узлов, завязанных на концах тросов. Доктор Хантер не преследовал цель придумать новый узел, а завязал его совершенно случайно. Поскольку фамилия Хантер в переводе с английского означает "охотник", у нас этот узел назвали охотничьим.

Завязывать узлы умеют все. Вопрос только в том, как мы это делаем. Ведь практически всегда пользуются прямым узлом (или еще хуже, если «бабьим»). И ладно, если они используются для бытовых целей, но бывают же случаи и другие. Вы буксируете автомобиль и трос лопнул - как завязать хороший узел, чтобы веревка не развязалась? На стройке своего дома нужно что-то поднять на веревке - как хорошо привязать веревку к карабину, ручке ведра и т.д. А если при этом еще не оказалось троса нужной длины, то нужно правильно связать веревки между собой. Одним словом, ситуаций может быть множество, где нужно применять действительно надежный узел, так как иначе может быть просто опасно. В данной статье описано, конечно, не все великое множество узлов, но основные полезные способы вязания вы здесь найдете.

УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ

«Бабий» и прямой узел

Эти два узла очень похожи по внешнему виду, а при вязке отличаются всего одним моментом. Уясните этот момент и никогда не пользуйтесь «бабьим» узлом в ответственных ситуациях.

«Бабий» узел

Прямой узел

Прямой узел самый простой. Но имеет свойство крепко затягиваться при нагрузках и «ползти», особенно на жестких, мокрых или покрытых льдом веревках.

Учимся правильно вязать прямой узел





Рифовый узел

Это тот же прямой узел только здесь дополнительно завязывается «бант» для облегчения развязывания.





Рыбацкий узел

Оригинальный способ связать веревки - по сути, два простых узла упираются друг в друга. Можно без боязни использовать для веревок примерно одинаковой толщины. Из минусов - при переменной нагрузке «ползет».


Первый простой узел

Второй простой узел
Затягиваем
Можно дополнительно завязать контрольные узлы, что узел меньше «полз»

Встречный узел

Этим узлом можно связать веревки любых размеров, ленты, а также ленту с веревкой. Держит хорошо и не развязывается.

Белая веревка протягивается по траектории зеленой




Узел «встречная восьмерка»

Принцип завязывания такой же как и у встречного узла, только за основу берется не простой узел, а «восьмерка». Можно применить для тросов разных диаметров. При этом его преимущество, как и прошлого узла, в том, он «не ползет».

Белая веревка — по траектории зеленой



Шкотовый узел

Этот узел можно как быстро завязать, так и развязать. Положительное свойство - не портит тросы, т.к. узел не затягивается. Из минусов - скользит на синтетических веревках (леска, полипропиленовый шпагат), а также может развязаться при «прыгающих» нагрузках.



Затягиваем
Можно сделать контрольные узлы

Узел «грейпвайн»

Принцип действия как и у рыбацкого узла. Сильно затягивается при нагрузке, надежен. Подойдет для веревок одинаковых и разных диаметров, лесок.



Первый узел готов


Второй узел готов
Два узла стягиваются вместе

Узел Хантера

Лучше всего использовать на мягких веревках, капроновых нитях, а также лентах. Может расползаться при переменной тяге. Для правильного завязывания может потребуется небольшая практика.





Змеиный узел

Нужно связать леску - этот узел подойдет лучше всего. Надежное соединение для веревок из любого материала. Но завязать не очень просто, т.к. надо зажимать завитки во время вязки, чтобы они не раскрутились.


Не забудьте посередине узла оставить «окошко» для пропуска концов веревки
Протягиваем концы веревки в «окошко»
Затягиваем

Скорняжный узел

Хороший узел для сильной тяги. Легко развязать, не смотря на свойство сильно затягиваться. Подходит и для синтетических скользких нитей и шпагатов.









Докерский узел

Хорошо подходит для связывания веревок разной толщины, привязывания веревки к петле, но плох тем, что разваливается при переменных нагрузках.





Плоский узел

Очень интересный узел. Он никогда сильно не затянется, не портит веревки, т.к. отсутствуют резкие перегибы. Легко развязать после снятия тяги. Узел лучше сперва затянуть вручную, чтобы при наложении нагрузки он не перекрутился. При тяге некоторое время «ползет», но потом стабилизируется и отлично держит.
Особенно хорошо проявляются его свойства, если после вязки узла концы каждой веревки прикрепить к основной веревке. Этот узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложена значительная сила).




ПРИВЯЗОЧНЫЕ УЗЛЫ

Коровий узел

Хорош для быстрой привязки веревки, но «ползет» при переменной нагрузке. Для лучшей надежности применяйте контрольный узел.





Выбленочный узел

Простой и надежный узел.Узел хорошо держит при постоянной тяге. Удобен для привязывания веревки к большому числу опор т.к. концы веревки из узла выходят в разные стороны.В жизни его можно использовать в самых разных ситуациях: кроме обычного привязывания веревки, им можно завязать мешок, прикрепить нить или шпагат к толстому тросу.





Узел «удавка»

Используется чтобы привязывать веревку к толстому дереву или столбу, отлично держит при числе витков более четырех. С осторожностью применяйте при ярко выраженных переменных нагрузках.





Узел «удава»(«констриктор»)

Очень надежный узел. Один из самых сильнозатягивающихся узлов, не «ползет», после сильной тяги сложно развязать.Им можно связать две палки, металлические прутья и другие элементы при экстренном ремонте.

При двух оборотах свободным концом узел еще крепче




Шахтерский узел

«Не ползёт», легко развязывается.Хорошо работает при постоянной нагрузке.





В этой статье мы начнем показывать и рассказывать о веревочных узлах, их видах и разных способах их вязки, информация будет переводческий обновляется по мере отснятия новых видео-инструкций. Порой человека узлы преследуют на каждом шагу, выходя из дома, мы завязываем галстук и ботинки, в быту и на природе, нам приходиться вязать узлы. Любой рыбак или охотник уже умеет завязывать различные узлы для своих нужд. А в альпинизме или в морском деле, люди просто обязаны уметь завязывать с десяток узлов.

Узлы существую для разных целей и назначений, создание петель, которые затягиваются или нет, соединение веревок одинакового или различного диаметра, для привязывания веревки к различным объектам и т.д. Но чтобы правильно вязать узлы, нужна практика. И лучше отказаться от узла, и воспользоваться другим, если вы, хоть немного сомневаетесь в его вязке. Мы начнем с самых простых узлов и будем с каждым новым узлом приближаться к более сложным узлам.


Простой узел

Простой узел, служит для соединения веревок и является составным элементом многих узлов, также его можно завязать на конце веревки, для предотвращения ее распускания. Пожалуй, это самый простейший из всех узлов и самый маленький. Но при натяжении троса узел сильно затягивается и порой его трудно развязать. Простой узел сильно изгибает веревку, что уменьшает прочность троса более чем в 2 раза. Но, тем не менее, это самый популярный узел.


Прямой узел (Рифовый)

Прямой узел, служит для соединения веревок примерно одинакового диаметра. Связывать веревки разного диаметра этим узлом не безопасно, так как тонкий трос будет рвать более толстую веревку. Прямой узел был известен еще в пять тысяч лет до нашей эры в Египте. А древни греки и римляне, называли его Геракловым, потому что так мифический герой Геракл завязывал шкуру льва на своей груди. У прямого узла есть четыре варианта вязки, но достаточно знать и уметь вязать один из них. На коренных конца обязательны контрольные узлы.


Узел Хантера (Охотничий узел)

В 1968 году английский доктор Эдвард Хантер (Edward Hunter) случайно изобрел узел, который отлично держится на тросах и даже на синтетической леске. По существу это было удачное сплетение двух простых узлов завязанных на концах двух веревок. Это изобретение в определённых кругах вызвало сенсацию, а британские патентоведы выдали Эдварду за это изобретение патент. Узел Хантера держится на всех веревках в особенности на мягких, а также на лентах и лесках. Автор книги «Морские узлы» Л. Н. Скрягин дал этому узлу другое название — «Охотничий узел» так как Фамилия Hunter с английского переводиться как охотник.


Встречная восьмерка

Еще один из древнейших узлов для связывания двух веревок. У этого узла есть и другое название «фламандский узел». Это надежный и прочный узел, он практически не уменьшает прочность веревки. Для начала на конце одной из веревки вяжут восьмерку, а затем ходовым концом второй веревки повторяют все изгибы восьмерки на первой веревке и пропускают его в сторону коренного конца. После этого затягивают. Встречную восьмерку сравнительно легко развязать.


Узел Грейпвайн

Грейпвайн является самым прочным из узлов предназначенных для связывания веревок одинакового диаметра. Этот узел имеет наименьший коэффициент ослабления веревок в 5%, таких показателей нет у других узлов. При вязке узла Грейпвайн можно обойтись без контрольных узлов, он всё равно остается довольно безопасным.


Узел Штык

Этот узел представляет собой незатягивающуюся петлю, которая может держать нагрузку, действующую почти в любом направлении. Еще один главный плюс этого узла в том, что его можно легко развязать даже под нагрузкой, что очень удобно. Сделайте полтора оборота веревки вокруг дерева, столба или даже камня. Ведите ходовой конец поверх коренного конца, заведите его вниз и пропустите из-под коренного конца в образовавшуюся петлю (так у вас получился шлаг). Затяните и сделайте еще один шлаг, а в конце обязательно завяжите контрольный узел.


Узел Быстроразвязывающиеся

Следующий узел может носить названия: пиратский узел, ведерный узел. Этот узел достаточно надежный, если правильно завязан, также его можно очень легко и быстро развязать, если потянуть за ходовой конец. Рекомендуется для временного крепления, где нужно быстро развязать узел. Либо можно использовать в ситуациях при спуске, где нужно вернуть веревку после спуска, дёрнув за ходовой конец.


Схватывающий узел Прусика

Этот узел главным образом применяется в качестве страховки, при спуске или подъеме по веревке. В случае срыва человека во время спуска этот узел затягивается и предотвращает его падение. А при подъеме по веревке этот узел можно использовать как жумар. Подтягивая узел снизу вверх, при нагрузки узел затянется и будет держать человека. Узел был изобретен Карлом Прусиком президентом Австрийского Альпклуба в 1931 году и хорошо зарекомендовал себя в альпинизме и горном туризме. Но узел плохо работает на мокрой и обледенелой веревке.


Австрийский проводник

Узел применяется в тех случаях, когда нужно сделать петлю на середине веревке, для создания точки крепления в случае страховки или если нужно отделить перетертый участок веревки. У этого узла есть также и другие названия: Альпийская бабочка, Узел среднего, Срединный проводник, Срединный проводник.


Узел Булинь (Беседочный узел)

Это один из самых старых и популярных узлов. Булинь можно с уверенностью назвать «королем узлов» за его простоту и надежность. Этот узел вяжется на конце веревки и является надежной не затягивающейся петлей. Беседочный узел применяется в морском деле, альпинизме и туризме. Также очень полезно будет уметь завязывать это узел одной рукой, что может пригодиться вам в экстремальной ситуации.


Шкотовый и Брамшкотовый узел

Эти узлы применяются для связывания веревок, как различного диаметра, так и одинакового. Узлы быстро и просто вяжутся. Также для этих узлов обязательны контрольные узлы.


Заячьи уши (Двойной проводник)

Это узел, который напоминает собой двойной булинь. Заячьи уши образуют две незатягивающийся петли. Этот узел не требует контрольных узлов, но после сильной нагрузки его сложно развязать. Применяется в основном в альпинизме и в случае, когда нужно транспортировать пострадавшего вниз на небольшую глубину.

Нижняя страховочная система из веревки

Как завязывать узлы. 38 надежных испытанных узлов

Узел - это одно из древнейших изобретений человечества. Начиная с отдаленных времен, человек не может обойтись без веревок и умения вязать узлы. Но так ли уж важно в наше время знать, как завязывать узлы, ведь металл и синтетика обеспечивают нам надежное крепление самых различных предметов? Оказывается важно. В нашей жизни нужно уметь завязывать узлы на ботинках, связывать стопки книг, завязывать мешки, привязывать вещи к багажнику автомашины, натягивать и надежно привязывать веревки, надежно привязывать крючки к леске. А ведь подавляющее большинство людей имеет очень примитивное представление о том, как нужно завязывать узлы.

В этой небольшой книге вы найдете 38 узлов, которые могут оказаться полезными в самых различных ситуациях. Все эти узлы тщательно опробованы, для них приводятся схемы завязывания и пояснения к схемам, указываются области применения, существующие ограничения и недостатки. Если вы хотите узнать об узлах больше, то советую обратиться к замечательной книге Л.К. Скрягина "Морские узлы" (Москва, Транспорт, 1982 г.).

Изучение узлов требует времени и терпения. Возьмите тонкую мягкую веревку и сядьте с ней и книгой за стол. Начните изучать схему, двигаясь от коренного конца веревки к её ходовому концу, а потом в точности по схеме завяжите веревкой узел. Ходовой конец веревки - это её незакрепленный свободный конец, который передвигается при завязывании узла, коренной же конец веревки или закрепляется неподвижно, или остается неподвижным при завязывании узла. В книге ходовой и коренной концы обозначаются следующим образом:

После того как вы поняли схему, завяжите узел несколько раз, выбрав наиболее удобный для вас способ завязывания. Ведь один и тот же узел разные люди завязывают различными способами.

Неопытные люди удивительно легко забывают способ завязывания узла. Поэтому, если вы хотите постоянно применять какой-нибудь узел, то нужно завязать его много раз, доводя процесс завязывания до полного автоматизма. А потом нужно периодически снова повторять тренировку завязывания.

Из 38 узлов читатель выберет те, которые ему нужны. Но простейшие узлы должен знать каждый, как например, любой читатель должен овладеть бабьим и рифовым (прямым) узлами и ясно понимать разницу между ними.

Несколько слов о названиях узлов. Только некоторые из узлов имеют установившиеся названия. Если посмотреть, например, английскую литературу, то можно узнать, что один и тот же узел может иметь различные названия. Часто название узла изменяется в зависимости от способа его завязывания. Поэтому некоторые принятые в книге названия в какой-то мере условны, например, название узел "гриннер" представляет собой не перевод с английского языка, а передает собой звучание английского слова.

В конце книги вы найдете рекомендации общего характера. Но про одну рекомендацию вы должны помнить всегда. Если нужно использовать веревку или рыболовную леску из неизвестного материала, то испытайте на ней узел, который хотите применить. Ведь свойства узлов изменяются даже для веревки (лески) с одним и тем же материалом, но с разной толщиной.

И еще раз напомним, что только многочисленные тренировки и повторения приводят к успешному использованию узлов.

Простой узел

Это наиболее известный узел, схема завязывания которого показана на рисунках 1 и 2. После затягивания на веревке получается маленький узел, который трудно развязать. Простой узел сильно изгибает веревку, поэтому её прочность значительно уменьшается. Если у вас на рыболовной леске случайно образовался простой узел, то его следует удалить и связать леску другим узлом (например, змеиным узлом, см. с. 24).

В быту простой узел можно использовать как стопорный узел, чтобы веревка не выскальзывала из отверстия. Его также применяют на конце нитки, чтобы она не выскальзывала из материи, а также для предотвращения расплетания конца веревки.

Простым узлом можно очень легко и быстро связать две веревки (рис.3), однако потом узел трудно развязать. Кроме того, в месте соединения веревка ослабевает. Не применяйте простой узел для связывания синтетических веревок и лесок, он на них ползет.

Восьмерка

Схема завязывания восьмерки достаточно проста (рисунки 1 и 2). В отличие от простого узла он не ослабляет сильно веревку и сравнительно легко развязывается. Этот узел применяется как стопорный узел и как элемент других узлов.

Кровавый узел

Название узла имеет давнее происхождение. Его завязывали на конце плеток, которые в прошлом применялись для наказания матросов военного флота.

Чтобы завязать кровавый узел, сделайте петлю, обнесите ходовой конец несколько раз вокруг коренного конца (рисунки 1 и 2), а потом затяните узел. Получается аккуратный узел, который в результате утолщает веревку и используется как стопорный узел. Кровавый узел входит как составной элемент в ряд других узлов.

Бабий узел

Этот узел знает и пользуется им практически каждый человек. Обнесите ходовой конец правой веревки вокруг ходового конца левой веревки (рис.1), потом повторите эту операцию (рис.2) и, наконец, затяните получившийся узел (рис.3). Именно так многие люди завязывают узлы.

Этот узел может применяться на грубых веревках с большим трением. С давних времен женщины завязывают этим узлом концы головных платков.

Однако нужно помнить, что это ненадежный узел, при натяжении веревок этот узел легко скользит. Именно поэтому моряки с пренебрежением относятся к бабьему узлу.

Однако и этот узел можно сделать прочным. Завяжите сначала на ходовых концах веревок простой узел или восьмерку, а потом свяжите веревки бабьим узлом. Такой узел развязываться не будет.

Рифовый (прямой) узел

Посмотрите на схему завязывания этого узла (рисунки 1, 2, 3). На первый взгляд кажется, что мы опять получаем бабий узел. Однако приглядитесь внимательно к рисунках 2 и 3 и вы увидите отличие. Казалось бы такое небольшое изменение позволяет получить совсем другой, намного более прочный, чем бабий, прямой узел.

Однако нужно указать и на недостатки прямого узла. При большом натяжении связанных веревок, особенно при их намокании, он сильно затягивается. Прямой узел не очень надежен на синтетических веревках, а при рывке за один из ходовых концов в направлении коренного конца он легко развязывается.

Если вы хотите быть уверенными в прочности прямого узла, то завяжите, как и в случае бабьего узла, на ходовых концах простой узел или восьмерку.

Хирургический узел

Естественное развитие прямого узла с целью его укрепления - увеличение числа обносов ходовыми концами. Так получается более прочный по сравнению с прямым хирургический узел. При этом нужно следить за направлением обносов.

На рис. 1 обносы делаются против направления движения стрелки часов, если смотреть с коренной части левой веревки, а на рис.2 обносы делаются по часовой стрелке, если смотреть в том же направлении. Если направления обносов не менять на рисунках 1 и 2, то мы получим улучшенный бабий узел, не такой прочный как хирургический.

Хирургический узел легче завязывать, чем прямой, если веревка находится под натяжением, так как после завершения указанных на рис. 1 обносов ходовые концы не скользят, и могут быть завершены действия, указанные на рис. 2.

Быстроразвязывающийся рифовый узел

По существу, это тот же рифовый узел (см. с. 9), один из ходовых концов которого складывается вдвое. При рывке за конец сложенного ходового конца узел моментально развязывается. Этот узел широко применяется в быту, его часто называют узлом с одним бантиком. Однако надо помнить, что он не очень надежен.

Обратите внимание на прием сложения вдвое ходового конца (см. рисунки). С помощью этого приёма целый ряд узлов можно сделать быстроразвязывающимися.

Рифовый узел может использоваться для привязывания веревки к какому-нибудь предмету (например, к столбу). Читатель легко сможет это сделать, если разберется со схемами на рисунках 1 - 3.

Двойной рифовый узел

Здесь в отличие от предыдущего узла при второй серии оборотов оба ходовых конца складываются вдвое (рис. 2). Двойной рифовый также мгновенно развязывается, если потянуть за один ходовой конец (рис. 3). Он широко применяется для завязывания шнурков ботинок, веревок, им завязывают банты, свертки, коробки. Однако и он не всегда надежен, поэтому его в серьезных ситуациях лучше не применять.

Ткацкий узел

Если вы хотите надёжно связать две верёвки, даже если они отличаются по толщине, то пользуйтесь ткацким узлом (см. рисунки). Это классический узел, который легко развязывается, для чего достаточно сдвинуть петлю левой веревки вдоль коренной части правой веревки. Однако на леске он скользит, поэтому ткацкий узел нельзя применять для связывания лески.

Водяной узел

Сложите две веревки ходовыми концами друг другу навстречу и начните завязывать простой узел (см. с. 6). Однако сделайте не один оборот, а два (см. рисунок). После затягивания получается очень прочный узел, даже если веревки имеют разный диаметр. Этот узел очень трудно развязать, поэтому он применяется для постоянного соединения верёвок. К сожалению, при завязывании этого узла через петлю приходится протягивать короткий ходовой конец одной верёвки и длинный коренной конец другой верёвки, поэтому связывать им длинные верёвки неудобно.

Этот узел широко применяется рыбаками для крепления поводка к основной леске. Если вы хотите усилить крепление, то увеличьте число оборотов с двух до четырёх. Важная особенность водяного узла: он практически не ослабляет леску и хорошо связывает лески разного диаметра.

Простой полуштык

Простой полуштык - это широко применяемый узел. Его схема (см. рисунки) проста. Сам по себе этот узел непрочен, но он входит как элемент во многие узлы.

Простой штык

Простой штык состоит из двух одинаковых полуштыков (рис. 1). Обратите внимание на то, чтобы направление обноса в обоих полуштыках сохранялось (на рис. 1 ходовой конец обносится против направления стрелки часов, если смотреть с коренной части), так как тогда получается более прочный узел. Не имеет смысла применять более трех полуштыков, так как большее количество полуштыков обычно не усиливает узла. Простой штык применяется очень часто, например для крепления грузов к багажнику автомобиля. Если ходовой конец в простом штыке прикрепить к коренному концу (рис. 2), то такой узел не затягивается. Тогда он может применяться при наличии сильной тяги, например, для крепления якорей.

Коровий узел

Надежный широко применяемый узел (рис.1). Если вам нужно как следует натянуть веревку, то такой узел отлично помогает сделать это. Обычно он хорошо держит тягу. Но если вы хотите быть полностью уверены в прочности коровьего узла, то добавьте полуштык (рис. 2). Коровий узел незаменим для автомобилистов: при привязывании вещей к багажнику этот узел с полуштыком надежно завершает процесс крепления. Правда, намокший под дождем коровий узел не всегда легко развязать. Чтобы этого не случилось, при завязывании полуштыка сложите ходовой конец вдвое (рис.3). Такой узел надежен и легко и быстро развязывается в любых условиях.

Выбленочныи узел

Один из широко известных узлов. Существует два способа его завязывания. Первый способ показан на рис.1.

Во втором способе образуются две петли (рис.2), после чего правая петля заносится за левую петлю и обе петли надеваются на предмет. Затем выбленочныи узел затягивается. Именно так иногда рыболовы крепят поплавок, предварительно смочив леску. Нужно помнить, что выбленочныи узел надежен лишь при постоянной тяге веревки.

Констриктор

Констриктор - один из наиболее сильно затягивающихся узлов. Он достаточно трудно развязывается. Поэтому часто констриктор используется один раз. Схему завязывания констриктора легко понять так (см. рисунок). Начните завязывать выбленочный узел, затем пропустите ходовой конец справа под правую петлю и получившийся узел затяните.

Констриктор можно сделать быстро развязывающимся узлом, если подводить под петли вдвое сложенный ходовой конец.

Помните, что после затягивания констриктора и ходовой и коренной концы веревки идут перпендикулярно к оси предмета, к которому крепится веревка.

Двойной констриктор

Этот узел сложнее описанного одинарного констриктора, он затягивается еще сильнее. С помощью одинарного или двойного констриктора можно очень туго завязать мешок, перетянуть резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, наложить на раненую руку жгут.

Питонов узел

Надежный и прочный узел, несколько напоминающий констриктор. Однако после его затягивания ходовой и коренной концы располагаются параллельно оси привязываемого предмета, в то время как в констрикторе перпендикулярно.

Питонов узел может применяться для привязывания крючков к леске, хотя для этой цели лучше пользоваться более надежными узлами (см. с. 23, 26).

Глухая петля

Пусть на конце веревки завязана фиксированная (незатягивающаяся) петля (см. например, с. 20). Тогда с помощью этой петли можно образовать так называемую глухую петлю.

Рыболовы пользуются глухой петлей для быстрого привязывания блесны. Для этого нужно завести фиксированную петлю в ушко блесны и протянуть её переднюю часть на ближнюю к нам сторону блесны (рис. 1). Затем переднюю часть нужно спустить вниз (рисунки 2 и 3). Такая петля легко развязывается в обратном порядке.

Иногда её называют бирочной петлёй, так как она используется для связывания и хранения предметов с отверстием.

Беседочный (булинев) узел

Показанный на рисунке беседочный узел - это знаменитый классический узел, известный египтянам и финикийцам ещё за 3000 лет до нашей эры. В английской литературе его иногда именуют королем узлов. Беседочный узел легко вяжется, не портит веревки, не скользит и, если это нужно, легко развязывается. Единственный его недостаток заключается в том, что он несколько ослабляет леску. Тем не менее некоторые рыболовы применяют его для завязывания фиксированной (незатягивающейся) петли.

Беседочный узел незаменим для автомобилистов при буксировке или вытягивании автомобиля из кювета. Автомобилисты могут использовать его для привязывания вещей к багажнику следующим образом. Сначала завяжите на одном конце веревки с помощью беседочного узла небольшую петлю. Затем обнесите эту петлю вокруг стержня багажника и пропустите в нее другой конец веревки. Так получается надежное крепление веревки к багажнику, которое потом легко развязывается. Завершать привязывание вещей к багажнику следует с помощью коровьего узела (см. с. 15).

Простая петля

Это самая простая из незатягивающихся петель: сложите вдвое ходовой конец веревки, как показано на рисунке и завяжите им простой узел. Простая петля может применяться и на синтетической веревке, она прочна и не меняет своих размеров. Однако она сильно ослабляет веревку. Бели вы попробуете применить её на леске, то леска даже при сравнительно малом натяжении оборвется на узле простой петли. Поэтому рыболовам следует пользоваться рыбацкой петлей. Кроме того, следует помнить, что простую петлю очень трудно развязать.

Рыбацкая петля

Сложите вдвое ходовой конец лески и начните завязывать простой узел. Однако сделайте не один оборот, а два (см. рисунок). Таким образом завязывается очень прочная не изменяющая размеров петля. Эту петлю развязать очень трудно, поэтому она обычно применяется рыболовами для завязывания на конце лески постоянной петли. Петля с двумя оборотами все же несколько ослабляет леску. Бели вы хотите избежать такого ослабления, то сделайте больше оборотов (четыре или пять).

Английская петля (рыбацкий огон)

Английскую петлю можно завязывать как на конце, так и на середине веревки. При затягивании нужно сблизить получившиеся узлы.

Эта петля может применяться на леске, однако она не столь надежна как рыбацкая и несколько ослабляет леску.

Простой бегущий узел

С помощью простого бегущего узла образуется затягивающаяся петля. Для этого сделайте петлю и протяните через неё коренную часть веревки (рис. 1). Образовавшаяся петля (рис. 2) затягивается, если потянуть за коренную часть. Узел можно завязать в любой части веревки. С его помощью можно затянуть мешок или привязать веревку к какому-нибудь предмету.

Развязывающийся простой бегущий узел

Простой бегущий узел можно превратить в быстроразвязывающийся узел. Для этого нужно сложить ходовой конец вдвое и ввести его в образующуюся петлю (рис.1). Образующаяся петля затягивается, если потянуть за коренной конец веревки. Она легко развязывается, если потянуть за ходовой конец. Это очень распространенный узел, им можно привязать, например, лодку. Чтобы узел случайно не развязался, просуньте ходовой конец в петлю (рис. 2). На леске этот узел ползет, поэтому его применять нельзя.

Узел гриннер

Один из наиболее подходящих узлов в случае, если требуется прочно привязать веревку или леску к какому-нибудь предмету. Схема завязывания этого узла ясна из рисунка. Рыболовы этим узлом часто привязывают блесну к леске. Им можно также привязывать к леске крючок с ушком. Этим узлом можно надежно привязать леску к катушке спининга. Узел гриннер развязать очень трудно.

Улучшенный захватный узел

Простой, прочный узел для привязывания веревки или лески к какому-нибудь предмету. Схема завязывания этого узла ясна из рисунка. Для привязывания лески нужно обязательно, как показано на рисунке, пропустить ходовой конец через большую петлю, иначе узел получится непрочный. Этот узел рыболовы используют для привязывания блесен и для привязывания лески к катушке спининга. Улучшенный захватный узел развязать очень трудно. Так как он практически не ослабляет леску, то его можно использовать для привязывания крючка с ушком к леске.

Паломарский узел

Этот надежный узел можно использовать для привязывания крючков с ушком или блесен к лескам любого типа. Из рисунка видно, что он завязывается легко. Этот узел удобен для привязывания лески к катушке спининга.

Змеиный узел

Один из лучших узлов для связывания лесок одинакового диаметра. Схема его завязывания ясна из рисунков 1 и 2. После затягивания получается симметричный компактный узел.

Его можно применять и для связывания веревок, однако нужно помнить, что змеиный узел развязывается с трудом.

Не применяйте этот узел для связывания лесок разного диаметра, такое соединение ненадежно.

Узел олбрайт

Хороший надежный узел для связывания лесок разного и одинакового диаметра. При наматывании тонкой лески на сложенный ходовой конец толстой лески следите за тем, чтобы витки не пересекались и аккуратно ложились друг к другу. Узел олбрайт
развязывается с трудом.

Узел двойной гриннер

Для надежного связывания двух лесок разного или одинакового диаметра пользуйтесь узлом двойной гриннер. Сначала завяжите гриннер правой леской на левой леске (рис. 1), потом завяжите гриннер левой леской на правой леске (рис. 2). Затяните получившиеся узлы и сблизьте между собой.

Ступенчатый узел

Прочный узел для привязывания крючка без ушка к леске. Однако часто рыболовы упрощают этот узел, не делая показанных на рисунке двух первых оборотов вокруг крючка. Такой вариант привязывания крючка также достаточно надежен.

Морской узел

Широко распространенный надежный узел для привязывания крючка без ушка к леске. Можно пользоваться и для крючка с ушком, тогда перед завязыванием узла нужно ходовой конец лески пропустить через ушко. Этот узел широко используется рыбаками на море.

Поводок с восьмеркой

Надежный способ крепления поводка к основной леске. Сначала образуйте восьмерку на основной леске. Затем пропустите через восьмерку поводок и привяжите его к основной леске и затяните восьмерку. Строго следуйте схеме, указанной на рисунке, тогда привязанный поводок будет отклоняться от основной лески.

Улучшенный стопорный узел

Хороший стопорный узел для остановки поплавка при дальних забросах. Приложите к основной леске иглу и намотайте стопорную леску вокруг основной лески и иглы по указанной на рисунке схеме. Затем вставьте конец стопорной лески в ушко иглы и вытяните иглу со стопорной лески в направлении острия иглы. Снимите иглу и туго затяните узел за концы стопорной лески. После этого отрежьте лишние концы.

Удавка с полуштыками

Удавка с полуштыками применяется для подъема и перемещения бревен и других предметов цилиндрической формы. Способ завязывания удавки без полуштыков показан на рис. 1 и 2, с полуштыками - на рис. 3. Этот узел используется лесорубами, поэтому его называют также бревенчатым узлом.

Удавка с полуштыками представляет собой прочный и надежный узел, который сильно затягивается, а после использования легко развязывается. Сначала делают два полуштыка, показанные на левой части рис. 3, а потом завязывают удавку, которую нужно завязывать немного в стороне от середины бревна. Перед перемещением слабина между полуштыками и удавкой должна быть выбрана. Важно также расположение полуштыков, они должны быть в той стороне от удавки, в которую направлена тяга. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков опасен.

Эскимосская петля

При натягивании тетивы лука требуется изменять размер петли, для этой цели используется эскимосская петля. Сначала завязывается петля (рис.1), напоминающая простой бегущий узел (см. с. 21). Однако в отличие от простого бегущего узла здесь при изменении размера петли движется ходовой конец веревки, а не коренной конец. Далее ходовым концом натягивается тетива и им же завязывется полуштык (рис. 2). Эскимосская петля может использоваться в различных ситуациях для натягивания веревки.

Рыбацкий штык (якорный узел)

Привязывание узла к якорю - одна из ответственных операций в морском деле. Узел, показанный на рисунках 1 и 2, проверен морской практикой, он признан моряками как самый надежный узел крепления каната к якорю.

Рыбацкий штык (якорный узел) очень похож на простой штык (см. с. 14). При его применении нужно прикреплять ходовой конец к коренному концу. Тогда рыбацкий штык не затягивается и прочно держит даже при очень сильной тяге.

Узел успеха

В Японии этот узел символизирует успех. Сложите на столе веревку по указанной на рисунке схеме. Затем начните медленно тянуть веревку по направлениям, указанным стрелками. Следите за тем, чтобы ходовой конец, который будет поворачиваться вниз, не выскользнул из петли. Осторожно помогайте затягивать узел обеими руками. В результате получается оригинальный узел, с одной стороны образующий крест, с другой - квадрат.

  1. Многие узлы можно сделать быстроразвязывающимися, если в конце узла ходовой конец сложить вдвое.
  2. Многие узлы можно сделать более надежными, если на ходовом конце завязать или простой узел или восьмерку, которые препятствуют выскальзыванию ходового конца.
  3. В новых условиях или в случае применения веревки (лески) из незнакомого материала узел до применения следует тщательно испытать.
  4. Хорошие узлы имеют опрятный и аккуратный вид.
  5. Чем больше оборотов имеет узел, тем более он надежен.
  6. Если узел выглядит сомнительно, то его нужно перевязать, а на рыболовной леске вырезать.
  7. Узлы нужно затягивать неторопливо и осторожно, резкие рывки ослабляют узлы.
  8. Узлы на рыболовной леске перед затягиванием нужно смачивать.
  9. Концы узлов на рыболовной леске следует аккуратно подрезать. Не пользуйтесь при этом тупым ножом или огнем, которые ослабляют узел.
  10. Постоянно тренируйтесь в завязывании узлов. Результаты тренировок скажутся, когда узел нужно применить в реальной ситуации.

Многовековая история пребывания человека на воде дает возможности пользоваться их плодами достижений. Так сегодня применяются различные морские узлы под определенные цели.

Как завязать морской узел для соединения тросов, веревок, лески или для укрепления — создавая тросы, а может само затягивающийся узел или наоборот не затягивающийся. Схематично представлены основные группы морских узлов. Так что с вопросом как завязать морской узел проблем возникнуть не должно.

Все многообразие морских узлов можно разделить, исходя из их задач и форм, на несколько основных групп:

  • узлы для соединения веревок;
  • узлы для утолщения веревки;
  • узлы-петли (само затягивающиеся и не затягивающиеся);
  • узлы для привязывания веревки к предмету (затягивающиеся узлы);
  • быстро развязывающиеся узлы;

Узлы для соединения веревок

Как завязывать водяной морской узел

Этот морской узел применяется для соединения веревок одинакового диаметра и является усложненным вариантом простого узла. Он создает прочное соединение, хорошо выдерживающее рывковую нагрузку и не имеющее тенденцию к проскальзыванию и само развязыванию.

Особенно хорошо водяной узел ведет себя на веревках и тросах из природных материалов. Но, несмотря на все эти свойства, он не получил широкого распространения в морском деле. Такой узел моряки стараются применять только в тех случаях, где его не нужно будет развязывать после снятия нагрузки, так как он фактически не развязывается, особенно в случае намокания. Кроме того, этот плотный узел с большим количеством перегибов веревок приводит к их сильному повреждению и ослаблению.

Как завязывать морской узел схема

Последовательность завязывания водяного морского узла

  1. Расположить ходовые концы веревок параллельно друг другу.
  2. Сформировать ходовыми концами замкнутую петлю, проведя ходовые концы веревок под их корневыми концами.
  3. Сделать три оборота ходовых концов веревок вокруг их корневых концов (необходимо следить, чтобы веревки в процессе завязывания сохраняли свою параллельность друг относительно друга).
  4. Затянуть узел, затягивая одновременно все четыре конца веревок.

Узлы для утолщения веревки

Как завязывать морской узел «Многократная восьмерка»

Многократная восьмерка – крупный стопорный узел, хорошо выдерживающий сильную переменную нагрузку. В морской практике он используется редко, несмотря на большую надежность и легкое развязывание. Благодаря большому количеству оборотов многократная восьмерка перераспределяет нагрузку и почти не повреждает веревку. Вяжут такой узел в основном на веревках и тросах небольших диаметров.

Последовательность завязывания узла многократная восьмерка

  1. Отступив от края веревки, сформировать открытую петлю. Ходовым концом сделать оборот вокруг корневого конца веревки и провести его через петлю.
  2. Ходовым концом троса сделать два оборота вокруг двух сторон петли и вновь провести его через окончание петли.
  3. Подтянуть петли к середине и затянуть узел.

Узлы-петли

А сейчас рассмотрим узел, относящийся к затягивающимся узлам-петлям.

Как завязывать морской узел «Скользящая глухая петля»

Этот узел по своим задачам и свойствам идентичен предыдущему, единственное его отличие – при его вязании формируется двойная петля, что увеличивает надежность крепления.

Последовательность завязывания узла скользящая глухая петля

  1. Ходовой конец троса сложить в форме открытой петли.
  2. Основание петли поднять и положить перпендикулярно основным концам троса, так, чтобы в результате образовались две закрытые петли. Ходовой и корневой концы троса провести через петли, делая обвод их внутренних сторон.
  3. Затянуть узел.

Не затягивающиеся петли

Как завязывать боцманский морской узел

Боцманский узел, входящий в группу не затягивающихся петель, появился несколько столетий назад в парусном флоте, где его применяли достаточно долгое время для крепления забортных досок-беседок при ремонтах корабля, для подъема-спуска человека при спасательных или высотных работах. Был известен под еще одним названием – испанский беседочный. Узел надежен, хорошо держит нагрузку, равномерно распределяя ее на две симметричные петли. В вязании узел достаточно сложен, но после прекращения работ он легко распускается.

Последовательность завязывания боцманского узла

  1. Ходовым концом троса сформировать открытую петлю.
  2. Закрытую часть петли развернуть на 180° вверх и завести снизу за ходовой и корневой концы троса так, чтобы получились две калышки.
  3. Часть закрытых петель развернуть навстречу друг другу на 180°, чтобы получились две восьмерки, и провести нижнее кольцо правой через нижнее кольцо левой восьмерки.
  4. Провести левый край верхней петли через левую нижнюю петлю, а правый – через правую петлю.
  5. Затянуть узел.

Узлы привязывания веревки к предмету (затягивающиеся)

Битенговый узел используют для швартовки небольших судов, шлюпок за швартовочные устройства – пал, причальную тумбу, битенг. Узел надежный, хорошо выдерживает рывковую нагрузку, довольно просто вяжется и распускается.

Последовательность завязывания битенгового узла

  1. Ходовой конец троса обнести вокруг битенга или причальной тумбы, сложить свободный конец в форме открытой петли и завести под корневой конец.
  2. Сформированную закрытую петлю перекрутить на 180° и, обведя вокруг корневого троса, набросить сверху на битенг.
  3. Затянуть узел.

Быстро развязывающиеся узлы

Это особая группа узлов, которые выполняют две основные и в то же время противоречащие друг другу задачи: надежно удержать соединение и при необходимости быстро распустить его. Решение такого противоречия было найдено в простой петле на конце узла, которая при выдергивании разрушает все плетение. Такая хитрость позволяет с этой целью использовать многие из узлов, которые при обычной вязке считаются трудно развязываемыми.

Пиратский узел более сложен в завязывании, чем ведерный, хотя имеет сходные с ним характеристики и задачи. Узел во флоте применяли для временной швартовки шлюпок и катеров.

Последовательность завязывания пиратского узла

  1. Позади опоры сформировать простую петлю. Корневой конец веревки сложить еще одной небольшой открытой петлей.
  2. Вторую открытую петлю, обведя опору спереди, завести в петлю 1.
  3. На ходовом конце веревки сформировать небольшую открытую петлю и, обведя корневой конец веревки, провести над петлей 1.
  4. Завести петлю 3 в петлю 2.
  5. Затянуть узел.

Как завязывать морские узлы видео

Полезный морской узел. Вяжется легко и быстро

Как вязать морской узел. Узел Восьмёрка видео

Морской узел восьмерка используется для соединения двух верёвок и создания утолщения на конце верёвки.

15 самых необходимых Морских Узлов видео

Энциклопедия морских узлов. Как завязать узел смотреть видео.