15945 Повышаем мастерство 2

В самом начале нашего урока давайте разберемся, что же такое натюрморт. Выражение «натюрморт» происходит от французского слова nature morte, что переводится как мёртвая природа. В изобразительном искусстве это выражение обозначает изображение совершенно разных неодушевлённых предметов. Это могут быть предметы повседневного быта, украшения, плоды, овощи и многое другое.

Натюрморт – самостоятельный жанр художественной фотографии, у него есть свои задачи, темы и сюжеты. При съемке применяются многие из известных приемов фотографии. Разные световые решения и композиции могут сочетаться между собой.

На мой взгляд, натюрморт достаточно сложный жанр фотографии, так как роль моделей отведена молчаливым предметам. С другой стороны, это делает его наиболее загадочным и интересным, как для зрителя, так и для фотографа. Конечно при съемке натюрморта нет эмоциональной связи с моделью, но это только на первый взгляд. Чаще всего идее создания натюрморта способствует какой-либо предмет, вызвавший эмоции и определенное настроение у фотографа еще до начала работы. Задачей натюрморта является передать то самое настроение посредством композиции, светового рисунка и обработки в графических редакторах. Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности.

Сначала о фототехнике, необходимой для съемки. Натюрморт абсолютно не привередлив к выбору камеры, объектива и другой фототехники, тут все зависит от технического оснащения и замысла фотографа. Лучше использовать штатив, так как через видоискатель очень удобно наблюдать за общей композицией, меняя и переставляя предметы в кадре. Относительное отверстие диафрагмы объектива при съемке может лежать в пределах 5,6-11. Этим достигается передача необходимой глубины пространства.

Конечно, каждый художник имеет свой алгоритм действий при работе, так что мы рассмотрим общий план действий, который впоследствии трансформируется в ваш собственный стиль.

Первый этап. Идея

Все начинается с идеи. Запомните – без конкретно сформулированной идеи начинать снимать натюрморт нельзя. Принцип «раскладу предметики и посмотрю, что из них получится» только убивает время фотографа и дальнейшее желание снимать. Идея вызревает на основе впечатлений, желаний и фантазии фотографа, в период вызревания идея заключается в рамки, во-первых композиционных стандартов, во-вторых наличием средств воплощения идеи, то-есть, предметов. Поиск предметов для воплощения идеи в материальную композицию – довольно тяжелое и, иногда, дорогое занятие. Предметы можно покупать или брать у знакомых. Иногда, имея один ключевой предмет, возникает сразу десяток идей с разными композициями, в которых он может фигурировать. Обдумав сюжет натюрморта, нужно держать в голове те средства (предметы), которыми Вы располагаете (или докупить что-то), одновременно нужно мысленно складывать композицию из этих предметов, которая бы максимально удовлетворяла вашу идею.

Этап второй: подготовка места съемки

Подойдет удобный журнальный столик на колесиках, который может занять нужное положение к окну или вспышке. Столик – это просто основа, на фотографии его видно не будет. То, что будет видно на фото позади них - задник. Задником может служить плотный лист приблизительно 200х200 см, с одной стороны покрашенный в темный цвет (вишневый, синий или иной), а с другой – светлый (желтый, оливковый, например). В 90% случаев вам хватит именно этого задника. Под предметами находится подстилка, и она тоже должна быть под рукой различной – доски светлого дерева, мешковина, разного цвета ткани и т. д. Очень важно, чтобы задник и подстилка не были активными и не выпадали из общей тональности натюрморта.

Этап третий: расстановка предметов

У Вас в голове всегда представляется картина по-другому, нежели она будет выглядеть в реальности. Причины этому – мелочи. Никогда нельзя точно предсказать, какого размера будет яблоко и в какой пропорции оно будет с чайником, как ляжет свет и т.д. Поэтому расстановка предметов является воплощением в жизнь фантазий, а жизнь, к сожалению, не идеальна.

Итак, какие же правила в композиционном построении натюрморта нужно знать?

Во-первых, расположение рядом чёрного и белого, изобилие резких, ломаных линий приводят к ощущению борьбы и драматизма.

Во-вторых, темнота на снимке, притягивающая взгляд, всегда является таинственной и тревожной. И наоборот, обилие света, плавные округлые линии успокаивают и радуют глаз.

В-третьих, эмоциональное построение композиции должно быть в соответствии с сюжетом снимка.

На «подгонку» предметов друг к другу порою уходят часы. Каждый миллиметр имеет свое значение. Часто так бывает, что разложив все на столе, идея терпит крах. Да, полный крах, потому что в реальности этот натюрморт выглядит скучным или неправильным. Вот тогда стоит напрячь мозги и выжать хоть что-нибудь из идеи. Если композиция хоть как-то складывается – не стоит ее крушить, а лучше доработать и снять.

Очень важно располагать предметы не хаотично, а в определенном порядке. Это не значит, что их надо ставить все в один ряд (как на уроке физкультуры - в линейку и по росту). Нет, наоборот, в натюрморте важен «художественный беспорядок», то есть, надо постараться разместить предметы в кадре так, чтобы они смотрелись интересно и воспринимались глазом, как единое целое.

Еще один важный момент при постановке натюрморта – выбор формата изображения. Формат в фотографии – это соотношение длины и высоты кадра или отпечатка. Формат бывает квадратным, горизонтальным или вертикальным. Квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности, горизонтальный – впечатление широты, панорамности, а вертикальный уводит взгляд вверх, подчеркивает торжественность, монументальность изображения. Когда высота предметов, из которых вы составляете натюрморт, больше ее ширины, предпочтительнее выбрать вертикальный формат. И наоборот, горизонтальный формат больше подходит для такого снимка.

Как проверить, правильно ли поставлен натюрморт? Попробуйте убрать тот или иной предмет. Если его исчезновение никак не нарушает общее впечатление, значит он – лишний. Если же ощущается пустота, верните его на место.

Этап четвертый: постановка света

Это долгая тема. Хочу только сказать, что в зависимости от сюжета и сезона, можно снимать при дневном свете, или при вспышке. При дневном свете из окна хорошо снимать фрукты и цветы, «мужские» же натюрморты, с книжкой, трубкой, коньяком - лучше снимать при вспышке – она дает ощущение вечера или ночи, одиночества и успокоения. Но все можно и переиграть, поставив 2 вспышки, изменив баланс белого и т.д. Можно использовать отражатели. Без этого не будет светового рисунка. Каким будет световой рисунок, зависит от моей идеи и настроения.

Как известно, объем предметов лучше всего передавать с помощью бокового освещения. Фактуру изображаемых предметов более мягко способен вырисовывать рассеянный свет. Зачастую для того, чтобы передать объем предметов, недостаточно только бокового освещения. В связи с этим необходимо осветить натюрморт заполняющим светом, уменьшив тем самым контрастность изображения. Ведь не секрет, что повышенная контрастность изображения может отрицательно сказаться на качестве фотоснимка.

Если Вам необходимо, к примеру, сфотографировать натюрморт из фруктов, либо из клубков ниток, лучше всего освещать его с помощью одного источника света. В этом случае следует заметить, что направление света должно быть обязательно боковым. Чтобы смягчить контрастность, используйте боковые отражатели.

Для этих целей Вы можете применять обычные белые простыни или белые листы ватмана. Для того чтобы наилучшим образом выявить мельчайшие детали натюрморта, свет главного источника должен быть непременно скользящим. Помните, что прямой свет не будет способствовать надлежащей передаче объема предмета натюрморта.

Довольно сложно фотографировать натюрморт, который составлен из стеклянных предметов. Исходя из тех задач, которые ставит перед собой фотограф, эти предметы могут освещаться с помощью прямого и контрового света.

Те стеклянные предметы, которые не имеют граней, фотографируют, осветив при этом фон. Так Вам удастся отлично передать прозрачность стекла. Существуют также и некоторые другие варианты для освещения натюрморта (например, моделирующий свет, контровый свет). В каждом конкретном случае вопрос выбора освещения решает сам мастер.

Фотографирование деталей машин и отдельных механизмов можно рассматривать как фотосъемку натюрморта. При этом так называемое бестеневое освещение будет вызывать особый интерес. Его следует применять в тех случаях, когда необходимо снять какие-то мелкие детали, например, к часам. Фотосъемка осуществляется по следующему принципу: все детали расположите на стекле, за которым поместите экран желаемого цвета. Фон при этом должен контрастировать с тональностью самого натюрморта, то есть быть либо светлее, либо темнее от него. Так Вы сможете лучше выявить отдельные детали.

Фотосъемка натюрморта из цветов, овощей и фруктов, пожалуй, самая популярная как у фотолюбителей, так и у профессиональных фотографов. При фотографировании подобных композиций характер освещения должен помогать передаче объема. Располагая предметы на плоскости фотоснимка, учитывайте обязательные требования равновесия кадра, а также цельность и неделимость композиции.

Этап пятый: съемка

После установки света и закрепления камеры на штатив, начинается этап съемки. Съемка тоже накладывает некие ограничения. На снимке композиция может выглядеть немного иначе и нужно предметы опять немного переставлять, менять направление света и т.д. Пятый этап тесно переплетен с третьим этапом, поэтому тоже занимает большое количество времени, плюс настройки камеры…

Добившись на экранчике фотоаппарата того снимка, который вы хотите увидеть, рекломендуем послмотреть снимок на компьютере - благо времени при съемке натюрморта предостаточно. Чаще всего тут обнаруживаются мелкие недочеты, например, промах фокуса и т.д.

При съемке натюрморта очень важно выбрать точку съемки и угол наклона фотоаппарата. Типичная ошибка начинающих фотолюбителей – все снимать с уровня груди. Чаще всего эта точка съемки – самая неинтересная. Попробуйте присесть или, наоборот, встать повыше и наклонить фотоаппарат под более острым углом.

Этап шестой: обработка

В интернете сейчас нет фотографий без обработки. Где-то она меньше применяется, где-то больше. Графический редактор открывает еще одну грань для творчества. 90% схема обработки состоит из таких шагов:
- открытие RAW-файла и его редактирование;
- придание «живого» контраста;
- осветление и затемнение конкретных участков изображения;
- наложение текстур;
- последние штрихи типа поднятия резкости, мелкой ретуши дефектов предметов;

Сохранение.

Вот так, в общих чертах, и снимают натюрморты. Надеюсь, было интересно. Всего Вам фотографического!

Нет ни одного вида фотографии, который был бы настолько стар, как съемка натюрмортов. Когда только начали появляться первые фотоаппараты, для снимков требовалась очень долгая выдержка, поэтому статические вещи были идеальными субъектами. Однако, несмотря на развитие технологий восхищение от натюрмортов осталось, и они до сих пор считаются самым ярким видом фотографического искусства.

Помимо всего прочего, съемка натюрмортов может быть прибыльным бизнесом, так как журналам, каталогам, арт галереям и вебсайтам всегда нужны фотографии продуктов. Есть множество преимуществ работы с этой сферой, которые часто недооценивают. Надеюсь, что после прочтения этого урока вы увидите её возможности для креативности и попробуете сделать несколько снимков самостоятельно!

Не спешите с самого начала

Вопреки частым предрассудкам, вам не нужна студия или красивая местность для начала работы с натюрмортами. Начать можно, просто используя свободное место дома, например, поставить стол у окна, найти задник и установить пару ламп.

Эта сфера значительно отличается от ландшафтной или портретной съемки, где у вас есть субъект, скажем, потрясающий горный пейзаж или модель. У них есть множество переменных, но креативное содержимое зависит от фотографа.

При съемке натюрмортов переменных намного меньше. У вас есть полный контроль над ситуацией, включая субъект, но нужно очень креативно мыслить, чтобы запечатлеть его интересно и привлекательно.

1. Выберите субъекты, которые вам интересны

Что фотографировать полностью зависит от вас. Посмотрите дома, может вы найдете что-то простое, но интересное для начала. Не обязательно делать фотографии фруктов или цветов только из-за того, что так делают все. Не ограничивайте себя и будьте амбициозны.

Если, гуляя, вы заметили что-то интересное, возьмите его домой (только не воруйте!) или запишите в блокнот, чтобы не забыть опробовать в качестве субъекта. Поначалу старайтесь избегать отражающих поверхностей, таких как стекло и металл, так как с ними очень сложно работать в плане освещения. После того, как овладеете навыками съемки одного предмета, попробуйте что-то новое, объедините объекты разной формы, цвета или текстуры и посмотрите, что выйдет.

2. Настройте правильное освещение

Освещение не должно быть дорогим. Я точно знаю, что набор студийных прожекторов вне моего бюджета, поэтому для работы с натюрмортами мне приходится использовать любое доступное освещение, часто включающее даже дневной свет.

Помните, что можете полностью контролировать снимок, поэтому, если хотите, найдите комнату, в которой можно блокировать весь естественный свет при помощи жалюзи или занавесок, чтобы полностью самостоятельно осветить субъект.

Обычные настольные лампы при правильном использовании могут принести отличный результат. Опробуйте разные варианты расстановки ламп - не обязательно полностью освещать субъект спереди, боковое и заднее освещение также добавит интерес, тени и глубину снимку. В качестве альтернативы можно выбрать комнату, которая хорошо освещается через окно и использовать это в свою пользу. Естественный свет, исходящий из одного направления, полноценно осветит ваш субъект. Если нужно, дополните его лампой или рефлектором.

Пара студийных прожекторов. Снимок: Tyler Hendy

3. Купите штатив и снимайте под разными углами

В зависимости от ситуации с освещением может потребоваться штатив и ДУ пульт для спуска затвора. Я рекомендую использовать эти приспособления, так как они помогают наблюдать и работать с субъектом. Такая установка также позволит использовать более долгую выдержку, нужную для мелкой апертуры, с которой можно правильно сфокусироваться.

Однако, не дайте статике заглушить вашу креативность. Очень легко забыть о том, что камера была в одном положении в течении всей съемки. Не забывайте варьировать углы и высоту камеры. В противном случае вы получите целую кучу снимков, снятых с одного положения без какого-либо разнообразия. Варьируйте свою работу. Попробуйте снимать на уровне субъекта или с высоты птичьего полета, направив камеру сверху вниз. Будьте осторожны при перемещении, чтобы не заслонить свет!

4. Подберите правильный фон

Подходящий задник для субъекта играет ключевую роль в успешности снимка. Лучше всего, когда он простой, аккуратный и не мешает субъекту. Одноцветная покрашенная стена или большой лист белой/цветной бумаги - идеальный вариант.

Подумайте о том, как ваш выбор фона совмещается с субъектом. Хотите ли вы нейтральный фон, или есть тона, которые могут дополнить оттенки субъекта. Для меньших предметов может не понадобиться задник, но вместо него нужна поверхность, на которую их можно положить. Отличный выбор - черный вельвет, так как он поглощает свет и выглядит как равномерная черная поверхность.

5. Скомпонуйте снимок

Композиционный элемент натюрморта - абсолютно важнейшая часть уникальности и привлекательности работы. Подумайте о правиле третей, как его можно использовать в своем снимке для получения правильной композиции. Убедитесь, что в кадре нет отвлекающих предметов, только субъект и фон.

Варьируйте композицию субъекта во время съемки и не ограничивайте себя рамками. Куда нужно направить взгляд? Используете ли вы негативное пространство или стоит попробовать заполнить кадр? Для чего это используется? Можно ли поместить его в контекст или предмет лучше смотрится самостоятельно?

6. Если нужно, потратьте на работу целый день

Я часто замечаю, что смысл, который я вкладываю в снимок зависит от причины работы с ним. Если я просто фотографирую для удовольствия (а не выполняю чей-то заказ), я не так строго проверяю точное соблюдение всех аспектов. Это плохая привычка, от которой мне хочется избавиться, но, когда дело доходит до съемки натюрмортов, нет причин не делать все абсолютно правильно. У вас множество времени, чтобы хорошо поработать!

В отличие от ландшафтной съемки, свет не меняется так стремительно и в отличие от портретов, вашему субъекту не надоест долго сохранять одно положение. Пользуйтесь этим, расположите субъект, настройте освещение, фон и камеру, сделайте несколько снимков, затем немного переставьте элементы и попробуйте еще раз. Если замечаете, что ничего не получается, оставьте все как есть, сделайте чашку чая и вернитесь со свежим взглядом.

Еще одно преимущество - у вас нет отговорок, чтобы не делать чистые и резкие фотографии, не жалейте времени на правильное освещение и фокусировку. Если есть возможность, возьмите макрообъектив - он идеален для такого вида работы. Однако, если его нет, переведите камеру в макро-режим, получив максимальный шанс запечатлеть мелкие детали субъекта.

7. Вдохновляйтесь работами мастеров

Если у вас возникают проблемы с освещением, компоновкой или структурированием снимков, нужно поискать вдохновение и лучше всего подойдут оригинальные шедевры этого жанра, которым не один год. Поищите в интернете художников-натюрмортистов эпохи Ренессанса и внимательно рассмотрите их работы.

Изучение таких рисунков научит вас думать о формах, тенях и сочетаниях цветов, а также даст несколько новых идей, чтобы сформировать композицию и получить сильный, привлекательный снимок.

8. Приучите себя подмечать сцены натюрмортов

Теперь вам пора начать снимать самостоятельно. Найдите в своем расписании свободный день и выделите время на практику. Попробуйте расположить свою камеру и задник в достаточно освещенном месте рядом с окном и начинайте снимать!

После того, как овладеете основами, начните экспериментировать с углами камеры и освещения, а также альтернативными источниками освещения, такими как свечи или лампы. Можете даже поиграть с апертурой и использовать f/1.8 фикс-фокус, достигнув художественного эффекта мягкого фокуса. Однако, если взять только одну мысль из этого урока, она будет звучать так: натюрморты - это не обязательно фрукты и цветы! Найдите уникальный и вдохновляющий субъект, который вам нравится и сфотографируйте его!

Снимок объективов и оборудования для съемки. Снимок: Unsplash .

9. Отточите навыки постобработки

Работа с изображениями после съемки не должна быть наказанием. Она должна приносить удовольствие!

Photoshop-экшены часто расхваливают за то, что они помогают сохранить кучу времени, но для меня их главное преимущество - повторяемый рабочий процесс. Вместо того, чтобы проводить все шаги сначала, экшен выполняет необходимую работу, а вам остается только откорректировать всё, получив идеальный результат.

Вот пример действия экшена из набора Экшены для постобработки food-фотографии с GraphicRiver:

10. Съемкой натюрмортов можно зарабатывать на жизнь

Сфера съемки натюрмортов охватывает большое количество субъектов, и многие фотографы специализируются в узких сферах: еда, продукты, архитектура и работа с каталогами. Эти виды самые популярные.

Не останавливайтесь на достигнутом!

Как старейшая из сфер фотографии, съемка натюрмортов имеет богатую и очень разнообразную историю. Нет предела для вдохновения и знаний, которые можно получить, просто смотря на окружающий мир через видоискатель камеры.

При съемке натюрморта вы создаете образ, а не фиксируете момент. Вы составляете фотографию: от фона до предмета и света. Работа с неодушевленными предметами позволяет уделить время усовершенствованию схемы освещения и экспериментам с композицией. Это очень приятный способ фотографировать, к тому же вам не понадобится какое-то сверхъестественное оснащение. Это также отличный способ изучить освещение и композицию, ключевые элементы любого стиля фотографии.

Предмет для съемки натюрморта

Предмет на самом деле не имеет значения. В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Но по существу, если предмет недвижим, то это натюрморт.

Если предмет недвижим, то технически это натюрморт. Это кусочек сушеных водорослей на ситце.

Вы можете собрать несколько вещиц просто потому, что они вам нравятся или выглядят приятно, или взять связанные по смыслу предметы и рассказать историю. Изображение в начале этой статьи рассказывает историю о моем завтраке.

Или вы можете найти уже существующие натюрморты, их истории и настроение уже созданы для вас.

Семейные реликвии на прикроватной тумбочке друга - это уже готовый натюрморт.

Вы можете использовать вещи, которые просто приятны на вид, или являются чем-то личным. Если вы застряли в поисках предмета для натюрморта, то я предлагаю поискать вещи, которые являются важными и личными для вас, чтобы придать фотографии значение. К тому же, потом у вас будет фотография важных для вас вещей. Бонус!

Фоны для съемки натюрморта

Хороший фон в самом деле может сделать натюрморт. Ткань, картон или бумага, или существующая стена – все это легко доступные фоны. Для изображения моего завтрака я использовала старый мешок из-под картофеля. Только убедитесь, что ваш фон не отвлекает от главного предмета. Пусть он будет простым. Если вы используете ткань, то сначала обязательно прогладьте ее. Сложно найти что-то более отвлекающее, чем мятый фон.

Мне нравится называть это фото Натюрморт со слегка сморщенным фоном.

Яркий цвет или назойливость фона могут привлекать слишком много внимания в отличие от главного предмета. Простой фон нейтрального цвета будет хорошей отправной точкой для экспериментов. Вы можете быть удивлены, какой фон в конце концов сделает ваше изображение действительно крутым.

Попробовав разноцветные, простые фоны для этого изображения, я поэкспериментировала с отражающим картоном, что сработало гораздо лучше.

Вы также можете экспериментировать с фокусом и глубиной резкости, сделав все изображение резким или только определенные элементы, как, например, задний план в мягком фокусе. Размытый фон может выручить, если под рукой нет утюга, чтобы избавиться от складок на ткани.

Освещение

Ничего особого для освещения натюрморта вам не понадобится. Природное освещение из окна прекрасно справится. Лампа, рисование светом с помощью фонарика или импровизированный софтбокс будут отличной основой для экспериментов.

Натюрмортная фотография хорошо получается на длинных экспозициях, позволяя использовать действительно очень слабый источник света, как, например, одна свеча. Вам понадобится штатив или же просто установите камеру на твердую коробку или стопку книг. Вы буквально можете разрисовывать ваш натюрморт, используя технику рисования светом, и все что вам понадобится, это маленький фонарик.

Разные виды освещения. Слева на право: естественный свет из близлежащего окна, рисование светом с помощью фонарика, освещение одним софтбоксом.

Ваш предмет является натюрмортом и никуда от вас не убежит, поэтому не торопитесь и поиграйте со светом.

Попробуйте разную интенсивность света, используя штору для освещения из окна, или перемещая ваш источник света ближе и дальше. Вы также можете сочетать разные источники света, как например, подсветить темные участки фонариком при съемке в естественном освещении, или, возможно, используйте лампу и свечу. (Но помните, что производимый свет может быть разного цвета).

Угол наклона тоже важен. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Если вы используете естественный свет, то, очевидно, что вам придется перемещать свой предмет, чтобы изменить угол наклона; это гораздо проще, чем перестроить окно! Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. Обратите внимание, куда падают тени, также, как и на то, что происходит с отражающими поверхностями. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры.

Композиция

Навыки хорошей композиции в натюрморте требуют пройти долгий путь и важны также, как и хорошее освещение. Знание таких понятий, как правило третей, может быть очень полезным, если даже в последствии вы не воспользуетесь ими.

В натюрмортной фотографии изменяя расположение элементов вашей композиции, вы обязательно найдете идеальную. Просто не зацикливайтесь на первом варианте. Следите, чтобы не было чрезмерно пустых участков или слишком загроможденных. Расположение предметов под углом будет работать, как направляющая линия, поэтому обратите внимание, куда она ведет – из кадра или незаметно подводит к другому элементу? Небольшая корректировка угла, под которым расположен ваш предмет, может сыграть важную роль.

Также пробуйте фотографировать под разными углами. Даже если вам нужно сфотографировать предмет непосредственно спереди, попробуйте приподнять или опустить камеру на нескольких снимках, затем приблизьтесь или отдалитесь, и посмотрите, что происходит. Возможно, это сработает, а возможно нет, вы не узнаете этого, пока не попробуете.

Редактирование

На стадии редактирования есть множество прекрасных возможностей. Различные процессы могут полностью изменить ваш натюрморт. В этом жанре очень популярен процесс превращения в HDR, и это может быть весьма эффективно. Или вы можете поиграть с масками слоев с различной экспозицией, и рисовать на разных участках изображения. Мне нравится добавлять текстуру, чтобы придать изображению вид нарисованного полотна.

Добавление текстуры на этапе редактирования может создать эффект полотна.

Экспериментируйте и получайте удовольствие

В отличие от большинства форм фотографии, создавая натюрморт, вы действительно можете не спешить и наслаждаться процессом. Не ограничивайте себя традиционным натюрмортом, экспериментируйте с предметами, освещением и способом редактирования. Наслаждайтесь фотоигрой!

Композиция из статуэтки обезьян возле почтовой открытки была сделана для интересного натюрморта.

С самых истоков развития фотоискусства особую популярность всегда имела съемка натюрмортов, а все из-за того, что фотографируемые объекты статичны и неподвижны, и с ними можно экспериментировать, не ограничивая себя во времени и задумках - ведь первые камеры имели очень долгую выдержку, что осложняло задачу съемки динамичных сюжетов. Сегодня, спустя почти два века, искусство фотографии продолжает пополняться интересными кадрами со всевозможными предметами, расставленными определенным образом и с конкретной концепцией. Многие фотографы предпочитают именно этот жанр всем остальным, ведь работа в нем не знает границ.

На первый взгляд может показаться, что съемка статичных объектов в натюрморте - дело простое и быстрое, но на деле все оказывается совсем по-другому. Сложности начинаются уже с самого начала, при выборе необходимых предметов и их расстановке по всем композиционным законам, а заканчиваются расстановкой света и подбором выигрышного угла съемки, которые в заключении необходимо обыграть качественной обработкой изображения. На такую работу фотографы тратят часы, а то и целый день - иначе профессиональных кадров не получить.

Особенности съемки натюрмортов

Преимущество работы с натюрмортами состоит в том, что вам не придется подыскивать какое-то особенное место для съемочного процесса или гору профессионального оборудования. В качестве локации подойдет даже домашняя обстановка: выберите освещенное дневным светом место или воспользуйтесь вспышкой, подберите и самостоятельно соорудите подходящий фон - и можно снимать.

В отличие от съемки, например, портретов и пейзажей, вам потребуется намного меньше дополнительных деталей. Но самым главным отличием является то, что для работы у вас будет столько времени, сколько вам нужно, ведь взаимодействовать с предмета намного проще: их можно переставлять, убирать лишние, добавлять новые, пробовать бесконечное количество ракурсов и воплощать любые задумки. С людьми, энергетические ресурсы которых ограничены, таких возможностей в съемке не будет.

В фотосессии людей, животных или ландшафтов фотографам часто приходится делать все чуть ли не на бегу, а с неживыми объектами все иначе: вы можете продумать каждую мелочь и создать действительно идеальный снимок.

Кроме всего прочего, съемка натюрмортов всегда ценилась в коммерческой фотографии, поэтому хорошие снимки могут приносить не только эстетическое удовольствие, но и неплохую прибыль. В современном мире выпускается все больше журналов, каталогов и других изданий различной направленности, в которых необходимо демонстрировать самые разнообразные предметы и товары: продукты и готовые блюда, напитки, аксессуары, одежду, предметы интерьера и многое другое. Подобные фотографии можно самостоятельно продвигать в Интернете, используя специальные биржи и прочие ресурсы.

Что фотографировать?

Многим жанр натюрморта в фотографии кажется классическим, стандартным и предсказуемым, в котором главное место в кадре достается овощам, фруктам или цветам. На самом деле, что фотографировать - зависит только от вашей фантазии и предпочтений. Оглянитесь вокруг и отыщите предметы, которые могут рассказать свою историю, какими бы необычными они не были. Ведь здесь, как и в любом другом жанре, есть место оригинальности и креативности.

Необычные или интересные для съемки вещи вы можете обнаружить где угодно: на прогулке, в кафе и много где еще. Запомните или запишите идею, возникшую у вас в голове при виде понравившегося объекта и попытайтесь воплотить ее в домашней обстановке. Для новичков рекомендуется начинать работу с более простыми предметами, избегая стекла и металла, к которым сложно подобрать освещение. Потренировавшись на чем-то понятном, можно выбирать более сложные формы, объединяя объекты между собой в выгодных комбинациях.

Настройка освещения

Плюс натюрмортной съемки в том, что для нее не обязательно приобретать дорогостоящее световое оборудование, как это нужно при студийной съемке. Помните, что вы полностью контролируете весь рабочий процесс, поэтому и со светом можно разобраться с минимальным количеством техники и в домашних условиях.

Использовать можно не только любой искусственный источник освещения, но даже и дневной естественный свет. В первом случае вы можете просто блокировать дневное освещение, плотно занавесив окна с помощью жалюзи и штор, выстроив весь свет искусственным способом. В случае же с дневным освещением, вам необходимо просто выбрать самую светлую точку в комнате, около окна, которое не загорожено деревьями, зданиями и другими препятствиями.

Некоторым может показаться, что с обычными лампами накаливания хороших снимков не сделаешь, но это не так. Главное - научиться работать с искусственными источниками света, экспериментируя с их расстановкой. Можно подсветить объект не только спереди, что может быть довольно скучным, но и сбоку и даже сзади, добиваясь интересных результатов. Но если у вас есть качественный и сильный источник натурального света, то не пренебрегайте им, а обязательно попробуйте использовать в съемке предметов: его можно дополнить специальными световыми отражателями, а можно сочетать с лампой.

Отражатель света можно сделать самостоятельно с помощью картона и фольги.

Работа с ракурсами

Отличным помощников в фотографировании статичных предметов и натюрмортов является специальный штатив для камеры, который позволяет ей крепко держаться в нужном положении и снимать кадры даже с очень длинной выдержкой. В дополнение к нему можно приобрести пульт дистанционного управления, который позволит наблюдать за съемкой со стороны.

Как использовать возможности штатива на полную мощность? С помощью него вы сможете наблюдать за сюжетом и использовать множество интересных ракурсов - главное не забывать их менять, иначе всю фотосессию камера может простоять в одном положении, от чего снимки получатся однотипными. Штатив для фотокамеры должен подчеркнуть многообразие углов съемки, и не в коем случае не ограничивать ваши замыслы. Меняйте расположение фотоаппарата, переставляйте штатив на самые неожиданные места, изменяйте свет и настройки - все это поможет создать разнообразные кадры, которые хочется рассматривать.

Перемещая оборудование, не забывайте следить за тем, чтобы освещение не было заслонено.

На каком фоне фотографировать?

Грамотный подбор заднего плана для натюрморта играет не последнюю роль в создании качественного снимка. Фон должен быть простым и нейтральным, таким, чтобы не переводить на себя внимание от объекта съемки. Выбирая задник, остановитесь на однотонной стене, а если таковой нет, то воспользуйтесь картоном белого или любого другого подходящего цвета. Можно также использовать легкий и ненавязчивый узор, но только в том случае, если он не будет слишком выбиваться, нарушая гармонию снимка.

Подбирая оттенок фона, обращайте внимание на то, как он взаимодействует с фотографируемыми предметами. Можно выбрать как нейтральный белый цвет, так и оттенок посложнее, который будет дополнять картинку.

Если вы снимаете объекты небольшого размера, то задник может не понадобиться. Просто подберите поверхность, на которую вы положите нужный предмет. Популярным вариантов в таком случае является бархатная ткань черного цвета, которая отлично поглощает цвет и выглядит равномерно.


Композиционные правила

Как и в любом другом виде фотографии, в натюрморте композиция снимка играет важную роль. Именно она в большей степени определяет, получится снимок или нет. Правильно подобранная композиция сделает вашу работу уникальной, интересной зрителю и очень запоминающейся.

Самое важное правило, которое знает любой фотограф - это правило третей. Следуйте ему, и вы получите снимки, на которые приятно смотреть. Также не забывайте о том, что кадр должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было отвлекающих от сути деталей, а только все самое необходимое: выделите главный объект съемки и фон.

Чтобы создать красивые фотографии, используйте всю свою фантазию и не бойтесь нестандартных решений. Подумайте о том, куда зритель направляет взгляд во время просмотра фотографии, а также о том, как задействуется пустое пространство кадра, и стоит ли его заполнять. Необходимо провести большую работу и понять, как представить фотографируемый объект в наилучшем свете, показав не только его красоту, но и отразив вложенный в работу смысл. Да, над контекстом тоже необходимо поработать: вы должны решить, будет ли смотреться предмет хорошо самостоятельно, или же стоит добавить ему дополнительных деталей. Только проработав все вышеперечисленные моменты, у вас получится создать идеальный с композиционной точки зрения кадр.

Ошибки, допускаемые в съемке натюрмортов

Каждый фотограф, который только начинает свой путь в съемке статичных предметов и натюрмортов, сталкивается с примерно одним и тем же набором ошибок, что и остальные. Не стоит расстраиваться, если на первых порах вы сталкиваетесь с трудностями, ведь именно они учат нас правильному пониманию съемочного процесса и работе со всеми тонкостями и нюансами съемки натюрмортов. Стоит разобрать самые распространенные причины, из-за которых в работу допускаются ошибки и недочеты.

  1. Недостаточное количество практики . Все навыки и опыт работы приобретаются только во время съемочного процесса, поэтому тренироваться и набивать руку нужно как можно больше и чаще. Снимая в свободное время, вы вскоре научитесь выставлять подходящие настройки камеры и работать со многими параметрами. Сюда же относится работа с композицией: чем больше вы экспериментируете, тем быстрее вы начнете понимать принципы ее построения и видения.
  2. Непроработанная идея . Все начинается именно с задумки, и только после того, как четкое представление будущей фотографии сформировано, под него подбираются предметы и детали, а также фон. Художественный посыл и заложенный смысл очень важны, без них весь процесс съемки “чего-нибудь” будет провальным.
  3. Плохая работа с освещением . Вы должны четко видеть, что переизбыток или недостаток света отсутствуют, иначе любая, даже самая оригинальная и креативная задумка будет загублена. Вы можете прибегать к помощи дневного света, специальных внешних вспышек, ламп и даже свечей - главное, чтобы объект был грамотно освещен. Не забывайте о том, что работа с отражателями улучшит результат, поэтому старайтесь не использовать прямой свет.
  4. Работа со сложным оборудованием . Новичку да и любому другому фотографу не обязательно гнаться за дорогостоящей аппаратурой - хорошие кадры с натюрмортами получаются даже с минимальными затратами. Качество снимка напрямую зависит от мастерства, а не от того, сколько денег было вложено в работу.
  5. Несоблюдение целостности стиля . Вы всегда можете экспериментировать с цветами, сочетаниями предметов, текстурами и фактурами, формами. Но не стоит пытаться вклинить в картинку предмет, который абсолютно не вписывается в композицию по стилю, эпохе или другим очевидным параметрам.
  6. Ошибки в подборе фона . Задник фотографии - вовсе не мелочь, а деталь, способная с легкостью “убить” фотографию, сделать ее неприглядной и даже отталкивающей. Подходите с особой внимательностью к выбору фона для натюрморта: если он никак не фигурирует в идее и композиции, то подбирайте нейтральные оттенки, которые не будут переводить на себя внимание. Например, можно выбрать белый цвет с простой фактурой.

Главное, что нужно знать об успешной и качественной съемке натюрмортов - старайтесь снимать постоянно, набивать руку при любой возможности и даже на любых объектах, и тогда вы сможете добиться неплохих результатов в этом ремесле и даже начать зарабатывать на нем деньги.

Вокруг нас встречается множество, на первый взгляд, простых, но очень красивых вещей. Снимки различных вещей и предметных композиций могут являться не только прекрасной изобразительной формой, но и способом отражения окружающего мира. Хотя жанр натюрморта в наши дни постепенно забывается, но фотографии, выполненные в этом жанре, могут выглядеть действительно интересно.

Кроме того, съемка натюрмортов учит фотографа, как добиваться композиционно завершенного решения кадра и наиболее выразительно передавать те или иные детали на снимке. Тематика натюрморта очень разнообразна – снимать можно буквально все, начиная от овощей и фруктов и заканчивая камешками на морском побережье. Попробуем разобраться, в чем же прелесть и основные особенности съемки натюрмортов.

Натюрморт представляет собой самостоятельный жанр фотоискусства, в котором фотограф имеет дело со съемкой предметов, вещей и элементов окружающего мира. Натюрморт – это не просто передача на фотоизображении красоты предметов, совершенства их формы или фактуры поверхности. В этом жанре фотограф ставит перед собой цель создания определенного художественного образа, чтобы привлечь внимание зрителя и создать наиболее выразительную композицию. Для решения этой сложной задачи применяются самые разнообразные композиционные приемы и изобразительные средства фотографии. Сами предметы на снимках должны выглядеть ровно такими, какими мы их привыкли видеть в реальной жизни.

Нужно отметить, что натюрморт может являться составной частью портрета или жанрового снимка. Более того, иногда натюрмортные сцены могут быть даже более лаконичным рассказом о человеке и его характере, нежели собственно сам портрет. В современной фотографии можно выделить и так называемый репортажный натюрморт, в котором за счет съемки отдельных предметов раскрывается мир отдельного человека или целой исторической эпохи.

Фото: mirwav / Foter.com / CC BY

Можно подумать, что съемка натюрморта – это очень просто и легко. На самом деле этот скромный жанр можно назвать основополагающим в становлении фотографа или художника. Поскольку именно здесь очень важно правильно сочетать предметы и складывать композицию в кадре, чтобы добиться наиболее выразительных и интересных снимков. Фотографу приходится серьезно работать над световым и колористическим оформлением снимка, прорабатывать композиционное решение каждой фотографии, думать над тем, как правильно передать форму предметов и их фактуру.

Поскольку при съемке натюрморта никто не ограничивает время, а сам фотограф является полным хозяином предмета, с которым он может делать все что угодно, это позволяет чувствовать себя более свободно и задумываться над своими решениями. Накопленные в процессе работы над натюрмортом практические навыки впоследствии могут пригодиться при съемке портрета или в пейзажной фотографии. В этой связи фотографирование натюрмортов можно рекомендовать начинающим фотографам, как отличную практику для повышения своего фотографического мастерства.

Особенности съемки натюрморта

Натюрморт обычно фотографирует в помещении, где можно полностью контролировать всю ситуацию и организовывать правильное освещение. Как мы уже отмечали, при съемке натюрморта фотограф работает с изображением ряда вещей. Как же отобрать предметы для натюрмортных сцен? Здесь нет четкого правила. Фотографа может заинтересовать внешнее сходство, казалось бы, совершенно разнородных предметов. Либо необычное сочетание контраста и фактур предметов. Натюрморт может состоять как из предметов, объединенных какой-либо одной функцией или имеющих сходные качества (например, посуда или цветы), так и из вещей, которые далеки друг от друга. Но в последнем случае требуется, все же, связать снимаемые предметы определенной идеей, художественным образом или ярко выраженной мыслью.


Фото: Mukumbura / Foter.com / CC BY-ND

После отбора предметов начинается процесс придумывания художественной и технической стороны снимка. Для многих фотографов, которые занимаются съемкой натюрмортных сцен, этот процесс является наиболее интересным и в то же время мучительным. Требуется продумать все картинку – от построения предметов в кадре и выбора подходящего композиционного решения до определения того, как технически сделать фотографию, чтобы грамотно передать те или иные детали.

Кто-то делает несколько предварительных снимков предметов, создавая предварительные эскизы изображения, а некоторые по старинке пытаются обдумать и нарисовать карандашом композицию будущего снимка на листке бумаги. Впрочем, можно просто высыпать на стол предметы из коробки и, не слишком задумываясь о композиции фотографии, начать снимать. Порой такое случайное высыпание и спонтанная композиция могут приводить к интересным результатам. Но все же лучшие снимки натюрморта получаются тогда, когда фотограф тщательно продумывает каждую деталь.

Для съемки натюрморта лучше использовать зеркальный фотоаппарат, позволяющий снимать предметы в крупном масштабе с близкого расстояния. Ко всему прочему, «зеркалка» позволяет наблюдать изображение на видоискателе и четко контролировать глубину резко изображаемого пространства, а также характер распределения теней. Рекомендуется выбирать объективы с высокой разрешающей способностью, которые дают возможность более четко отображать фактуру и детали вещей. При съемке натюрмортных сцен удобно пользоваться штативом, на котором можно расположить фотоаппарат, после чего приступить к компоновке кадра, чтобы найти наиболее удачное расположение предметов.

Фото: *Leanda / Foter.com / CC BY-NC

При съемке натюрморта большое значение имеет правильно подобранный фон. Обычно выбирается спокойный, ровный тон, при этом на фотоизображении его передают слегка нерезким. Светлые предметы иногда более выгодно смотрятся на темном фоне и, наоборот, темные — на светлом. Тут нужно иметь в виду, что белый фон работает как отражатель и позволяет дополнительно подсветить предмет, а черный фон, в свою очередь, будет давать четкие тени предмета на нем. В качестве фона можно использовать обычный лист картона или плотной чертежной бумаги, либо просто гладкую стену.

Какой бы фон не использовался, следует избегать горизонтальной линии, разделяющей фон и поверхность, на которой размещаются снимаемые предметы. Она мешает целостному восприятию фотографию, поскольку делит изображение на две части. Для того, чтобы избавиться от горизонтальной линии, можно выбрать высокую точку съемки, либо в качестве фона использовать большой по размеру лист бумаги, который бы плавно переходил из горизонтальной плоскости в вертикальную.

Помните, что неправильно выбранный фон может просто перечеркнуть всю идеально выверенную композицию снимка. Фон при съемке натюрморта не обязательно должен быть однотонным. Тут возможны самые разнообразные варианты, не стоит бояться экспериментов.

Освещение

Одним из наиболее важных и трудных аспектов съемки натюрморта является выбор световой схемы. Именно при помощи того или иного светового решения фотограф может отобразить текстуру предметов и их пространственное расположение. Путем правильного подбора освещения решаются художественные задачи, связанные со светотеневым рисунком изображения и обеспечением гармоничности композиции. От направления светового потока и его интенсивности зависят особенности передачи фактуры поверхности снимаемых предметов. При слишком сильном освещении некоторые детали предметов «забиваются» светом, а при слабом плохо прорабатывается фактура вещей.

Фото: www.fotoARION.ch / Foter.com / CC BY-ND

Необходимо избегать возникновения на фотографии хаотичного нагромождения теней вследствие применения большого количества источников света. При съемке натюрморта можно вообще ограничиться одним источником света, который будет размещаться спереди, сверху и немного сбоку от снимаемых предметов. Это узконаправленный, верхнебоковой рисующий свет, с помощью которого выделяют форму, фактуру и объем. Дополнительно применяют рассеянный, контровой, моделирующий и фоновый света.

Моделирующий свет от одного или нескольких источников в осветителях с рассеивающими экранами используется для смягчения резких, густых теней на изображении. Контровой свет, источник которого размещается позади снимаемых предметов, позволяет создать своеобразный световой контур и выделить, таким образом, вещи на фоне. Рассеянный свет определяет общую освещенность объектов съемки и, соответственно, величину экспозиции. Что же касается источников фонового света, то с их помощью можно добиться необходимой точности фона в соответствии с авторской задумкой.

При съемке предметов с отражающей поверхностью используют большой источник рассеянного света, в частности, софт-бокс. Если съемка натюрморта осуществляется на улице, то световые акценты расставляются с помощью применения разнообразных отражателей из белой бумаги или алюминиевой фольги. Для устранения неприятных бликов и отражений можно использовать поляризационные фильтры.


Фото: Atilla1000 / Foter.com / CC BY-ND

При выборе подходящего освещения стоит сначала поэкспериментировать с тенями и отражениями, попробовать расположить источники света под различными углами к фотографируемым предметам, чтобы увидеть, как создаются различные формы отражения. Благодаря соответствующей установке осветительных приборов можно добиться правильной передачи фактуры поверхности предметов и их объема, а также повышения общей выразительности фотографии.

Съемка натюрморта – это своего рода учебный процесс по умению выстраивать композицию, тончайшей проработке деталей и овладению техникой освещения. Благодаря полученным при фотографировании натюрмортов навыкам и опыту можно повысить свое мастерство, чтобы впоследствии успешно работать в других жанрах – портретной, пейзажной, репортажной или рекламной съемке.