в Избранное в Избранном из Избранного 4

Mitsubishi ATD-X является японским самолетом, что разрабатывается Министерством обороны для исследовательских целей. Аббревиатура ATD-X означает «Advanced Technology Demonstrator - X».

Япония, которая хочет заменить свой стареющий парк истребителей, предприняла попытки обращения к Вашингтону о возможности приобретения американских F-22 Stealth Fighter. Тем не менее, Конгресс США неоднократно запретил продажу самолета в любое иностранное правительство, в попытке защитить передовые технологии страны, что вызывает необходимость для Японии разработать свой собственный стелс-истребитель. В 2005 году макет ATD-X был использован для изучения его радиолокационной видимости во Франции. В 2006 году радиоуправляемая модель, размером в одну пятую от полноценного исстребителя, совершила свой первый полет, для получения данных об эффективности больших углов атаки, а также для тестирования новой сенсорной техники и автоматического восстановления системы управления полетом. Решение министерства выделить несколько миллиардов иен для проекта означает, что разработчики начнут подготовку к летным испытаниям, с производством на протяжении 10 лет. В докладах также говорят, что будет возможным использовать Lockheed Martin США при разработке ATD-X. Хотя ATD-X изначально должен был совершить свой первый полет в 2014 году, график был отодвинут вперед, назначив первый полет на 2011 год, несмотря на резкое сокращение бюджета FY2008.

Конструкция самолета отражает несколько американских истребителей четвертого и пятого поколения, особенно F-22 Raptor. ATD-X будет использоваться в качестве демонстратора технологий и научно-исследовательского прототипа для определения жизнеспособных передовых технологии истребителей пятого поколения. Самолет также оборудован 3-D вектором тяги. Тяга ATD-X регулируется с помощью трех лопастей на каждом сопле двигателя, аналогичная система используется также на Rockwell X-31. Среди особенностей ATD-Х стоит отметить систему управления полетом fly-by-light, которая, путем замены обычных кабелей оптоволоконными, позволяет передавать данные быстрее и получает иммунитет от электромагнитных помех.

Радар истребителя будет представлять собой активный электронный сканнер (AESA), называемый «многофункциональным RF-сенсором», который имеет широкий спектр возможностей для электронного противодействия (ECM), электронных мер поддержки (ESM), функций коммуникации, и, возможно, даже ЭМП - оружия.

Еще одной особенностью будет так называемое «Самовосстановление контроля полета», что позволит самолетам автоматически обнаруживать неисправности в управлении, и соответственно калибровать его.

Кроме того, Япония обнародовала запрос на информацию о реактивных двигателях для своего истребителя. По сведениям агентства Flightglobal, со ссылкой на источники, близкие к программе разработки самолета. Запросы были разосланы нескольким компаниям, которые должны будут до 10 мая 2010 года предоставить полную информацию о своей продукции и ее стоимости.

Япония заинтересована в покупке двигателей для двух прототипов перспективного истребителя. Мощность силовых установок должна быть не менее 44-89 килоньютонов в бесфорсажном режиме. В числе компаний, к двигателям которых Япония проявила интерес, - General Electric с F404, Snecma с M88-2 и Volvo Aero с RM12. Эти двигатели используются на истребителях Boeing F/A-18 Super Hornet, Dassault Rafale и Saab JAS 39 Gripen соответственно.

Хочу обратить ваше внимание, что сами японцы считают свой самолёт истребителем не пятого а уже шестого поколения. И называют его «контр-стелс». Что означает что он изначально создаётся для успешной борьбы как раз с самолётами пятого поколения.

Разработка в Китае и России истребителей пятого поколения делает «насущным» развитие японской авиации. По словам директора Института авиационных разработок генерал-лейтенанта Хидеюки Йошиока: «японцы знают, как на больших расстояниях эффективно обнаруживать истребители третьего и четвертого поколений, но появление самолетов пятого поколения заставит наращивать эффективность радаров». По его словам, прототип ATD-X выполнит первый полет в 2016 году, что «будет иметь жизненно важное значение для обороны нашей страны».

Mitsubishi ATD-X не будет производиться в больших количествах для замены истребителей F-2, и будет использоваться для отработки передовых технологий и системной интеграции в рамках проекта боевого самолета шестого поколения. Новый истребитель, разработанный с использованием технологий ATD-X, придет на смену F-2. И предположительно получит индекс F-3.

PS . Ожидается, что эта программа создаст политические трения с основным союзником – США, которые всегда выступали против создания в Японии собственных истребителей. В качестве альтернативы было бы разумно пригласить США присоединиться к совместной разработке истребителя шестого поколения.

Япония стала четвертой страной в мире, поднявшей в воздух собственный самолет, выполненный с использованием технологии Stealth. Экспериментальный истребитель X-2 оторвался от земли на аэродроме города Нагоя и на глазах десятков собравшихся фанатов авиации и споттеров взял курс на военно-воздушную базу на территории префектуры Гифу. После 25-минутного перелета одноместный самолет благополучно приземлился, испытание прошло «без специфических проблем», сообщил источник в министерстве обороны страны.

Раскрашенный в красно-белые цвета самолет в полете сопровождался двумя истребителями, которые собирали данные о полете. После тестового полета летчик заявил, что самолет был «чрезвычайно стабилен» и управление мало отличалось от продемонстрированного на тренажерах. «X-2 — это первый в Японии прототип самолета с технологией Stealth, снижающей детектирование радаром, обладающий исключительно высокой маневренностью, — заявили в компании-производителе. — Прототип интегрирует в себе корпус, двигатели и другие передовые системы и оборудование, адаптированные для самолетов будущего».

Несмотря на конституционные ограничения на использование вооруженных сил, наложенные на Японию по итогам Второй мировой войны,

эксперты признают, что в настоящее время Япония входит в число мировых лидеров по развитию военных технологий.

Истребитель X-2, разработанный известной компанией Mitsubishi Heavy Industries и еще порядка 200 подрядчиками, имеет в длину 14,2 метра, размах крыльев — 9,1 метра и является наследником истребителя-бомбардировщика F-2, разработанного ранее совместно с США, уже снятого с производства. Ожидается, что передача образца в войска произойдет уже в следующем месяце, в то время как в войсках продолжат оценивать и проверять заявленные характеристики малозаметности.

Сообщается, что испытанный образец, который принадлежит к истребителям пятого поколения, создан с целью отработать ноу-хау при создании истребителей будущего. Если Япония решит построить на основе этой разработки полноценный истребитель,

его оснастят двигателями, в три раза более мощными, чем IHI XF5-1, установленные на нем сейчас.

Япония начала разработку собственной «невидимки» еще в 2009 году, на ее создание было потрачено почти 40 млрд йен ($332 млн).

В настоящее время в узкий клуб стран, успешно применяющих технологию снижения заметности самолетов в радио- и инфракрасном диапазонах, входят три страны: США, Россия и Китай.

Согласно принятой классификации, самолеты пятого поколения имеют уменьшенную заметность, многофункциональность вооружения, возможность лететь на сверхзвуковых скоростях без форсажа и другие продвинутые характеристики.

Мировое освоение самолетов пятого поколение связывают с принятием на вооружение в США истребителя F-22 в 2005 году. Разработка этого самолета была начата еще в 1981 году, до 40% веса самолета приходится на композиционные материалы. По оценкам специалистов, самолет является самым дорогим истребителем в мире.

В России в настоящее время лишь проходит государственные испытания истребитель КБ Сухого ПАК ФА, впервые поднявшийся в воздух в 2010 году.

Для экспортных поставок в России совместно с Индией разрабатывают экспортную модификацию самолета на базе ПАК ФА, получившую обозначение FGFA.

«При всех наших победных реляциях мы всегда в нашей боевой авиации отставали, западная авиация всегда была на шаг, а теперь, наверное, уже на два впереди нас. И можно сколько угодно рассказывать про то, что наш самолет пятого поколения самый лучший, только наш самолет только учится летать, а американцы уже завершили производство своих тяжелых F-22, а легкий доводят «до звона», — рассказал «Газете.Ru» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Впрочем, что касается американского истребителя F-22, то на днях от конгрессмена США Рэнди Форбса прозвучало предложение возобновить производство этого самолета, прекращенное еще в 2011 году. По словам конгрессмена, на фоне усиления технологических позиций России и Китая ВВС США стоит провести «всесторонний анализ» ситуации, чтобы поддержать американское превосходство в воздухе в будущем.

Япония перенесла первый полет своего новейшего самолета пятого поколения Mitsubishi ATD-X Shinshin на конец 2015 года.

Первоначально полет первого летного образца перспективного истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin был назначен на 2014 год, но в связи с возникшими трудностями был отменен.

По имеющейся неофициальной информации, проект затормаживается из-за трудностей с двигателем Ishikawajima XF5-1. Поставкой двух турбореактивных двухконтурных двигателей XF5-1 с тягой в 15 тысяч килограммов-силы каждый, занимается компания Ishikawajima-Harima Heavy Industries. IHI Corporation, ранее называвшаяся Ishikawajima-Harima Heavy Industries Co., Ltd. является одной из ведущих японских компаний, производящая корабли, авиационные двигатели, турбонаддувы для автомобилей, промышленные машины, котлы для электростанций и другое оборудование. Но специалисты компании не смогли подготовить первый полностью рабочий двигатель на испытания.

По этой причине было принято решение о закупке импортных двигателей для установки на первый летный прототип, в то время как серийные истребители получат двигатели XF5-1. Наибольший интерес японская компания проявляла к двигателям General Electric F404, Snecma M88-2 и Volvo Aero RM12. Такие силовые установки используются на истребителях Boeing F/A-18 Super Hornet, Dassualt Rafale и Saab JAS 39 Gripen соответственно. Ни один из упомянутых самолетов не оснащен управляемым вектором тяги.

Сам самолет будет построен с использованием стелс-технологией и с широким использованием композиционных материалы. Согласно представителю Минобороны Японии, эффективная площадь рассеяния у ATD-X будет не больше чем у птицы средних размеров.

Сборка первого летного образца ATD-X началась в марте 2012 года. Разработка истребителя ведется Японией с 2004 года; к настоящему времени было создано два статических прототипа самолета для отработки компоновки и размещения оборудования и три малоразмерных летных прототипа для испытания аэродинамических характеристик. Помимо MHI в проекте также участвуют компании Fuji Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries. Они отвечают за фюзеляж, крыло, кабину пилота и ее оснащение.

Окончательное решение о судьбе проекта власти Японии пока не приняли. По окончании разработки истребителя он может быть утвержден к серийному производству и заменит в войсках устаревшие Mitsubishi F-2 (японская версия американского боевого самолета F-16 Fighting Falcon). В качестве еще одного варианта рассматривается возможность использования полученных в результате разработки технологий в других японских боевых самолетах.


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-3 (ЯПОНИЯ)
MULTIROLE FIGHTER 5-TH GENERATION F-3 (JAPAN)

23.04.2018


Япония может получить лучший в мире стелс-истребитель. 20 апреля 2018 г. информационное агентство REUTERS сообщило о том, что компания Lockheed Martin предложила японским ВВС гибрид истребителей F-22 и F-35.
Сегодня основу японской истребительной авиации составляют F-15J, созданные на базе Boeing F-15 Eagle и F-2, представляющие собой модификацию Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon. Кроме того, японские ВВС начали получать новейшие «стелсы» F-35 Lightning II.
В 2007 году, после того как США отказались продавать союзникам истребители Lockheed Martin F-22 Raptor, Минобороны Японии начало разработку отечественного истребителя в рамках программы ATD-X Shinshin. Новый японский самолёт должен стать основой для создания перспективного истребителя проекта F-3 - серийного боевого стелс-самолёта. Но позже военное ведомство посчитало программу слишком дорогостоящей и вновь обратилось к иностранным компаниям.
В ответ на запрос японского правительства Lockheed Martin предложил гибрид истребителей F-22 и F-35. Новый самолёт получит новейшие технологии от F-35 и возможности «воздушного превосходства» от F-22. Таким образом, ВВС Японии могут получить передовой истребитель, который по своим возможностям будет превосходить оба американских «стелса».
В военном ведомстве объясняют необходимость нового истребителя желанием иметь инструмент для противостояния новейшей российской и китайской авиации, поскольку у Японии есть территориальные споры с этими странами. Если американское правительство разрешит продажу в Японию «чувствительных военных технологий», то уже в 2030 году японские ВВС могут получить принципиально новый боевой самолёт.
Военный паритет