Урок русского языка в 5 классе по программе М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова, Г.А.Богдановой.

Типы речи. Повествование с элементами описания. Написание изложения текста с творческим заданием.

Урок соответствует требованиям ФГОС, так как учитель использует следующие образовательные технологии:

информационные (формирование ЗУН),

компьютерные (мультимедийная презентация),

личностно-ориентированные (гуманно-личностные, технологии сотрудничества),

творчества.

В процессе рабрты над изложением учитель формировал различные УУД школьников.

Цели и задачи урока.

  1. Предметные УУД.

Формирование навыка написания изложения с творческим заданием.

Формирование навыка делить текст на части.

Совершенствование навыка составления плана текста.

Совершенствование навыка определения главной мысли текстаа, темы текста, особенностей художественного стиля, типа речи.

Формирование умения видеть черты разговорного стиля в тексте художественного произведения (использование разговорной лексики, простых предложений, неполных предложений, пропуск глаголов для передачи быстроты происхождения событий).

Формирование умения видеть роль и способы введения диалога в текст художественного произведения.

Формирование умения видеть инверсию в тексте, определять её роль и особеннности её использования.

Формирование умения находить в тексте глагольные междометия как средство передачи быстрого развития действий.

Совершенствование умения находить в тексте фразеологизмы, орпеделение их стилистической принадлежности.

2. Личностные УУД.

Воспитание любви ко всему живому, бережного отношения к природе.

Воспитание способности сопереживать, сочувствовать героям художественных текстов.

Привитие эстетического отношения к языку.

3. Коммуникативные УУД.

Развитие речевой деятельности.

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передачи информациии.

Формирование умения определять ститлистическую принадлежность текста, особенности использования художественных средств.

Формирование умения воспроизводить прослушанный и прочитаннный тексты.

Совершенствование основных лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка.

Слово учителя. Постановка цели урока. (Слайды № 1, 2)

Михаил Михайлович Пришвин – любимый писатель не только детей, но и взрослых. Вспомните, какие произведения уже вам знакомы. («Ребята и утята», «Золотой луг», «Птицы под снегом», рассказы о синичках, о лесной полянке.) Наверное, вы уже читали его рассказы о ёжике, собаке Ярике, о говорящем граче, который выучился повторять: «Хочешь кашки, дурашка?»

М.М.Пришвин очень любил природу. Вот почему в его книгах так много рассказов о животных, птицах, о лесе, о травах и о цветах. Он и писал о природе, и фотографировал её, находя милые, трогательные сюжеты.

Сегодня мы по рассказу М.М.Пришвина «Журка» напишем изложение с творческим заданием, опираясь на те материалы, которые вы подобрали дома или в библиотеке.

Но прежде чем читать текст, давайте выясним, кто такой Журка. Журка – это журавль. Журка – его ласковое название. В рассказе это имя собственное, прозвище журавленка, поэтому оно пишется с большой буквы. Наверное, не все из вас видели живого журавля, поэтому давайте обратимся к тем описаниям, сведениям об этой птице, что вы подготовили дома, пользуясь научно – популярной и художественной литературой.

Анализ домашних материалов. Выступления учеников.

План ответа.

1.Описание внешнего вида журавля.

  1. Размер.
  2. Крылья.
  3. Шея.
  4. Ноги.
  5. Цвет.

2. Полет.

3. Пение.

4. Походка.

5. Образ жизни, питание.

Дополнения учителя.

Вот что писал о журавлях русский писатель – охотник С.Т.Аксаков.

«Объёмом собственного тела он едва ли будет с большого старого гуся, но длинные перья на спине, боках и величина крыльев дают ему вид самой большой птицы. Журавль очень высок на ногах, шея его также очень длинна, голова небольшая. Журавль очень прожорлив и за недостатком корма … глотает всё, что ни попало: семена разных трав, ягоды всякого рода, мелких насекомых и земляных червей, наконец, ящериц, лягушек, мышей и всяких змей… Журавлята всегда бывают неуклюжи, слабы и беспрестанно пищат очень жалобно. Будучи пойманы и вскормлены, очень скоро привыкают ко всякой пище и делаются совершенно ручными, но как скоро подрастут крылья, то непременно улетят.»(С.Т.Аксаков «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», т.5, стр. 65)

Составление опорного конспекта описания журавля. (Слайды № 3.4,5,6)

  1. Внешний вид: крупные серые птицы с черными концами крыльев, длинные перья на спине и боках, несуразно длинные ноги – ходули, длинная шея, высок на ногах, грациозная, гибкая птица.
  2. Полет. Крылья изгибались плавно и мягко при полёте, солнце просвечивало сквозь их перья. Стройные треугольники журавлиных стай. Тяжелый шелест крыльев. Огромная стая крупных птиц. Бесшумно, как тени, неясные, словно призраки, над полем, распластав крылья, проскользнули 2 журавля. Лента за лентой, косяк за косяком стали приближаться стаи величественных птиц.
  3. Пение. Сладкозвучное и неторопливое курлыканье. Какие-то дальние горнисты приветствовали торжественной мелодией восход солнца. Слышались в ней и серебряные трубы, и звон литавр. Трубили птицы. Спокойное курлыканье. Журавлиная заря, торжественная заря. Протяжный и сильный звук. Трубный звук.
  4. Походка. Степенно и грациозно вышагивали по топи, временами останавливались и что-то выискивали в траве. Легко перешагивали кочки и коряги. Мирно паслись журавли. Что-то долбанул большим клювом.Журавлиные игры, танцы. Он кланялся, запрокидывал голову и взмахивал крыльями.

Теперь вернемся к рассказу М.М.Пришвина.Он небольшой. Мы должны самостоятель включить в него лаконичное описание журавля. Написать изложение не просто: мы будем стараться писать по возможности ближе к авторскому тексту, а это совсем не легкая задача, так как М.М.Пришвин обладал своей неповторимой манерой изложения и своими секретами в использовании языка. Мы постараемся понять его манеру изложения.Кроме того, у нас есть ещё одна задача, более узкая: мы будем присматриваться к тому, как использованы в рассказе глаголы и имена числительные.

Чтение рассказа.

Раз было у нас: поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

Умница! – сказала моя жена и спросила меня: -- А сколько он может съесть их? Десять может?

Десять, -- говорю, -- может.

А ежели двадцать?

Двадцать, - говорю, - едва ли.

Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить – и Журка с ней. Она в огород – и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой.Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится – нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит.

Такой умница.

Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его растут.

Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула -- и за ним. Мах – мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам.

Ах, ах, горе какое! Ах, ах!

Мы все прибежали к колодцу. Видим: Журка далеко на середине нашего болота сидит

Фру – фру! – кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

Фру – фру!

И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру – фру», сейчас мах – мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять – проглотил, двадцать и ртидцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.

Творческая вставка в первой части.

Раз поймали мы молодого журавля. Это была крупная серая птица с черными концами крыльев. С длинными перьями на спине и боках. С грациозной и гибкой шеей. Высокая на несуразно длинных ногах – ходулях. Журавль степенно и величественно вышагивал по двору, легко перешагивая кочки, временами останавливался и что-то выискивал в траве. Иногда он робко курлыкал, издавая протяжный, сильный, трубный звук.

Беседа по содержанию.

  1. Понравился ли вам рассказ?
  2. Есть ли в тексте непонятные слова?
  3. Что означает слово картуз? (Мужской головной убор с козырьком и широким околышем.)
  4. Определите тему текста.
  5. Сформулируйте основную мысль.
  6. Предскажите дальнейшую судьбу журавля.
  7. В какой части мы должны изменить текст автора, включив в него наше описание журавля?
  8. От чьего лица ведется повествование? В форме какого лица использованы местоимения и глаголы в тексте?
  9. Определите тип текста, учитывая нашу творческую переработку текста? (Повествование с элементами описания.)
  10. Олпределите стиль изложения. (Сказ – одна из форм художественного повествования.Использование разговорной речи, диалога. Автор передает диалог, давно состоявшийся между ним и женой, и при этом использует глаголы в форме настоящего времени. Остальное же повествование дано с помощью глаголов в форме прошедшего времени.)

Составление плана изложения.

  1. Поймали молодого журавля. (Описание журавля. Творческая вставка.)
  2. Сколько он может съесть?
  3. Журавль стал ручным.
  4. Нельзя не летать.
  5. Вот это аппетит!

Чтение рассказа и языковой разбор.

1 часть.

  1. Начальное слово рассказа – раз. Подберит е синонимы. (Однажды, один раз, как-то.) Однажды, раз – неожиданное начало, разговорное начало.
  2. Почему в первом предложении ничего не говорится о том, где и когда происходит действие, не объясняется, кто скрывается за словом «мы» ? (В этом проявляется разговорный характер повествования. Все в тексте хорошо знакомы.)
  3. Почему при описании журавля необходимо использовать четкие формулировки, простые предложения? (Начало рассказа имеет характер быстрый и неожиданный. Сложные предложения с однородными определениями – эпитетами не будут гармоничны, они могут тормозить действие. Лучше использовать неполные предложения.)

2 часть.

  1. Как будет звучать первое предложение второй части?
  2. Почему автор использует неполные предложения? (Пришвин пропускает те слова, о которых мы можем догадаться.)
  3. Как меняется изложение после пропуска глаголов действия? (Изложение становится живым. Легким, незагроможденным.)
  4. Что значит выражение «подж рукой не было»? (Не было рядом, близко, доступно, наготове.)
  5. Какое слово поясняет прямую речь? («Говорю».)
  6. Отметьте пропущенные слова в диалоге.
  7. Обратите внимание на знаки препинания при диалоге.

3 часть.

  1. Проанализируем предложение: «Подрезали мы этому журавлю крылья…» Можно было и не употреблять слово «этому». Но данное указательное местоимение приближает предложение к разговорному варианту, помогая после некоторого перерыва в изложении, после некоторой передышки связать настоящее предложение с предыдущим.
  2. С какой целью автор пропускает глаголы во второй части сложных предложений? «Она корову доить -- и Журке там надо…»(Автор преследует две цели. Он стремится не отступать от манеры, свойственной разговорной речи.Автор поджчеркивает привязанность Журки к своей хозяйке. Подчеркнуто быстрая реакция Журки нужна затем, чтобы мы видели, как внимательно стерег Журка каждое движение хозяйки, как он ходил за ней по пятам.)
  3. Какие разговорные слова часто употребляются автором?
  4. Анализ фразы: «Такой умница!» Такой – местоимение м. рода, умница – сущ. Общего рода. Род местоимения определяется по слову «журавль».
  5. «… а подрезанные крылья его все растут и растут». Почему использован союз А?(Содержание первой части предложения противопоставлено содержанию второй части. Хотя хозяйка в Журке души не чает, хотя Журка бегает за ней по пятам. Его крылья растут. Придет время – Журке крылья дадут свободу.)

4 часть.

  1. Каккое слово обостряет наше внимание? (Раз.)
  2. Как неторопливость повествования связана с порядком слов? (Обратный порядок слов.Когда мы имеем обратный порядок слов, то подлежащее, несколько сдвинутое к середине предложения. Меньше обращает на себя внимание, но зато заметнее становится сказуемое. Так как оно оказывается на первом месте.)
  3. Далее говорится о небольшом лягушонке. Который со страху пустился наутек от Журки. Как показана быстрота передвижений лягушонка?Как корогко сказано об этом?(Хвать, скок, хлоп, толк, стук, бряк – глагольные междометия.Чтобы показать стремительность броска Журки за лягушонком, Пришвин вообще не упот ребляет никакого глагола. Если пропустить глагол, движение станет быстрее.)
  4. С помощью каких средств автор передает неожиданность и быстроту происходящего в следующем прендложении? (Мах-мах – глагольное междометие. «...и за ним» -нет глагола. «И в слезы, и к нам» - нет глагола.)
  5. Почему использован глагол в форме 2 лица, ед. числа – не дотянешься? (Глагол подключает читателя к действию. Передача сцены становится живее.)
  6. Переполох всегда сопровождается криками. Обязательно следует использовать прямую речь.
  7. Наблюдение за использованием глаголов разного времени. Ахнула, пошла, сидел, прибежали – прош.время. Видим, сидит, кричит – наст. Время. Приближение действия к моменту повествования.

5 часть.

  1. «Не помнит себя от радости» - устойчивое выражение, в нем невозможна замена слов.
  2. Подберите синонимы к слову «велеть». (Просить. Приказывать, распоряжаться.)как лучше передать просьбу хозяйки?
  3. Почему весь абзац в прош. времени, а предложение, в котором говорится о радости хозяйки,имеет глаголы наст. времени?

Чтение текста.

Написание изложения.


Рассказ о животных для младших школьников

Рассказ Михаила Пришвина «Журка» о журавле, который очень любил лягушек.

Михаил Пришвин. Журка

Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

— Умница! — сказала моя жена и спросила меня; — А сколько он может съесть их? Десять может?

— Десять, — говорю, — может.

— А ежели двадцать?

— Двадцать, — говорю, — едва ли...

Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо... Привыкла к нему жена... и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится —- нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница!

Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.

Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слёзы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.

— Фру-фру! — кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

— Фру-фру!

И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать, — да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.

Добрая и по-настоящему о любви к миру, животным и людям история мягко изложена в кратком содержании рассказа «Журка» для читательского дневника. Пришвин известен светлыми сказками о животных и растениях, и детям полезно чаще читать такие темы.

Сюжет

Один человек увидел журавленка и дал ему лягушонка. Журавль проглотил еду и понравилась супруге человека. Чтобы он остался с ними, они подрезали ему крылья. Журавленок стал жить с их семьей и повсюду ходил за супругой человека - и в огород, и в поле, и в дом. Они кормили его лягушатами и радовались милому питомцу, назвав его Журкой. Вскоре у Журки отросли крылья. Он увидел лягушку на болоте и, взмахнув крыльями, сел в середине болотной воды, куда не могли добраться люди. На берегу собрались человек с супругой и дети. Дети стали звать птицу. Журка отозвался и прилетел обратно. На радостях дети скормили ему кучу лягушек, наловив их у болота.

Вывод (моё мнение)

Любовь, доброта и тепло способны привязать даже диких зверей и птиц. Нужно проявлять бережливость и нежность к природе, животным и другим людям, и тогда они будут отвечать тем же, а еще важно помнить, что мы в ответе за тех, кого приручили. Если к нам привязались, нужно отвечать за этого человека или питомца, заботиться о нем. Если бы муж с женой не подрезали журавленку крылья, он смог летать и сам добывать себе пищу, но раз они оставили его себе, то кормили его и ухаживали.

Раз было у нас - поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую - проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
- Умница! - сказала моя жена и спросила меня: - А сколько он может съесть их? Десять может?
- Десять, - говорю, - может.
- А ежели двадцать?
- Двадцать, - говорю, - едва ли…
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить - и Журка с ней, она в огород - и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уже скучно, без него никуда. Но только ежели случится - нет его, крикнет только одно: "Фру-фру!", и он к ней бежит. Такой умница! Так живет у нас журавль, а подрезанные крылья его все растут и растут.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула - и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам.
«Ах, ах, горе какое! Ах, ах!»
Мы все прибежали к колодцу. Видим - Журка далеко, на середине нашего болота сидит.
- Фру-фру! - кричу я.
И все ребята за мной тоже кричат:
- Фру-фру!
И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять - проглотил, дали десять - проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.

Рассказ Михаила Пришвина «Журка» о животных для школьников 2 класса. Рассказ по программе литературного чтения для 2 класса.

Пришвин. Журка

Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

— Умница! — сказала моя жена и спросила меня; — А сколько он может съесть их? Десять может?

— Десять, — говорю, — может.

— А ежели двадцать?

— Двадцать, — говорю, — едва ли...

Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо... Привыкла к нему жена... и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится —- нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница!

Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.

Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слёзы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.

— Фру-фру! — кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

— Фру-фру!

И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать, — да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.