Путевой лист легкового автомобиля обязателен к применению в процессе организации перевозок, при планировании, управлении и учете перевозок грузов или пассажиров автомобильным транспортом и оформляется в соответствии с «Инструкцией о порядке расчетов за перевозки автомобильным транспортом» (30 ноября 1983 г. с изменениями и дополнениями Госкомстата России от 28.11.97 г.). В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 г. № 78, к первичным документам по учету работ в грузовом и легковом автомобильном транспорте относятся: путевой лист легкового автомобиля (форма №3), путевой лист грузового автомобиля (форма №4-с или №4-п), Журнал учета движения путевых листов (форма №8) и Товарно-транспортная накладная (форма №1-Т).

При работе на легковом автотранспорте штатный водитель должен иметь следующие документы:

  • водительское удостоверение соответствующей категории или временное разрешение;
  • регистрационные документы на транспортное средство и на прицеп, если таковой используется;
  • путевой лист по форме №3 ;
  • товарно-транспортную накладную (форма №1-Т) на перевозимый груз;
  • при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - специальное разрешение.

Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители предприятий , организаций, учреждений, а также лица, отвечающие за эксплуатацию легковых автомобилей и участвующие в заполнении документа. Участие водителя в заполнении бланка путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля.

До выдачи путевого листа водителю диспетчер или уполномоченное на то лицо заполняет бланк формы №3 , где указывает: дату его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации в журнале учета путевых листов; в строке "Режим работы" записывает код или наименование режима работы (будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю; в строке «Автомобиль» указывает марку, госномер и тип автомобиля, а также его гаражный номер. В случае использования прицепов или полуприцепов, их марки, гаражные и госномера записываются в строку «Прицепы». Строка «Сопровождающее лица» должна содержать фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль в рамках задания. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 2 записывается время (часы и минуты) выезда и возвращения автомобиля по графику. В графе 15 "В чье распоряжение" раздела "Задание водителю" на основании заявки или разового заказа записывается наименование заказчика. Графа 16 "Время прибытия" должна отражать время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора. На лицевой стороне бланк путевого листа содержит строку "Выдать горючее" – в ней необходимо прописью указать количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы. Правильное оформление путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения заверяет диспетчер или уполномоченное лицо своей подписью в строке "Подпись диспетчера".

Далее до выезда из гаража заправщик (техник по ГСМ, уполномоченное лицо) в разделе «Движение горючего» в графах 6, 8 и в соответствующих строках записывает количество выданного горючего, а также серии и номера выданных талонов на горючее и заверяет эти записи своей подписью. На лицевой стороне унифицированная форма №3 предполагает отметку медицинского работника, который в ходе предрейсового медосмотра подписью удостоверяет состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем. В разделе путевого листа "Работа водителя и автомобиля" в графе 4 "Показания спидометра" механик контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 5 "Время фактическое" проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража (число, месяц, часы, минуты); в разделе "Движение горючего" в графу 9 "Остаток при выезде" он вносит количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей заверяет подписью в этой графе. В строке "Подпись механика" механик КПП или ОТК должен удостоверить своей подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража, а в строке "Подпись водителя" - водитель должен расписаться о принятии автомобиля в технически исправном состоянии и получении задания на работу.

Заполнение путевого листа на линии производится в следующей последовательности: в графе 19 "Время прибытия" проставляется время (часы и минуты) предъявления шофером путевого листа заказчику; в графе "Заказчик" заказчик расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполненных им реквизитов путевого листа; в графе 21 «При прибытии» и 22 «При убытии» заказчик проставляет соответственно значения показаний спидометров при прибытии и убытии. В строках "Особые отметки" на лицевой стороне записываются сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки заказчиков при отказе, различных дорожных служб и т.п.).

По возвращении автомобиля в гараж оформление путевого листа производится в следующей последовательности: в разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 2 механик КПП или ОТК записывает фактическое время возвращения автомобиля в гараж (число, месяц, часы, минуты) и заполняет графу 4 "Показания спидометра"; заполняет графу 10 "Остаток при возвращении" в разделе "Движение горючего" и расписывается под ней. В разделе "Движение горючего" заправщик, техник по ГСМ или уполномоченное на то лицо при сдаче водителем талонов на ГСМ заполняет графу 11 "Сдано" и расписывается под ней. В строке "Сдал" водитель подписью подтверждает сдачу автомобиля механику КПП или ОТК в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке "Принял" подписью удостоверяет правильность заполнения граф 5 и 6 строки "Возвращение в гараж" раздела "Работа водителя и автомобиля" и прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии. После сдачи водителем путевого листа диспетчер или другое уполномоченное на то лицо расписывается в строке "Принял диспетчер" и регистрирует путевой лист в соответствующем журнале (форма №8).

Бланк путевого листа выдается водителю диспетчером под расписку на один рабочий день при условии сдачи им путевого листа за предыдущий день работы. Междугородный путевой лист выдается и на более длительный срок, если продолжительность перевозки должна составлять более суток. Существует также возможность использования организацией собственных путевых листов, имеющих месячный срок действия и утвержденных в учетной политике данного предприятия. Согласно Письму Минфина России от 15 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/363 они допускаются для легкового автомобиля, управляемого сотрудником по доверенности и не осуществляющего перевозки грузов или пассажиров, и предназначены для подтверждения расходов на горючее в целях налогообложения прибыли.

Для индивидуальных предпринимателей приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" утверждены свои обязательные формы путевых листов: ПГ-1 для грузового автомобиля; ПА-1 для автобуса; ПЛ-1 для легкового автомобиля. Однако воспользоваться ими для учета транспортных расходов на предпринимательскую деятельность индивидуальный предприниматель сможет только в том случае, если «в свидетельстве о государственной регистрации предпринимателя будут указаны оба вида деятельности: торгово-закупочная и транспортные грузоперевозки" (письмо УФНС России по г. Москве от 31.12.2004 N 21-14/85240).

См. также:

Название документа: Типовая форма №3 (ОКУД 0345001)
Формат: .doc
Размер: 94 кб



На сегодняшний день нечасто увидишь предприятие или компанию, которая не пользовалась бы автомобилем для служебных целей. Потребность стала увеличиваться после того, как начали повышаться расходы организаций. При различных поездках рабочего характера необходимо иметь бланк путевого листа легкового автомобиля.

Что это за документ

Путевой лист – главный документ, для создания первичного учета, который контролирует совместно с ТТН при транспортировке продукции критерии работы автомобиля и водителя. Помимо этого бумага позволяет правильно начислить з/п водителю, а также обеспечения итогового счета за транспортировку груза. Его выписывает диспетчер в единственном экземпляре раз за смену. Форма бланка путевого листа легкового автомобиля выглядит следующим образом:

Законодательство Российской Федерации постановило, что нужно использовать путевой лист форма 3. Это постановление было создано 28.11.97 №78. Однако, если компании неудобно пользоваться им, то они могут разработать собственный вариант. Документ содержит информацию следующего характера:

  • дата получения и номер;
  • личная информация о водителе;
  • контактные данные;
  • характеристика автомобиля;
  • что переводится и краткая идентификация товара.

При составлении самостоятельного бланка необходимо знать следующую форму заполнения:

  • печать компании, на которую оформлен автомобиль, не надо ставить;
  • должны быть проставлены число и время техосмотра;
  • в обязательном порядке надо указать число и время выезда автомобиля в рейс;
  • с собой водитель должен иметь медицинскую карту о его здоровье.

Скачать бесплатно бланк путевого листа легкового автомобиля можно на нашем сайте.

Применение путевого листа

Путевой лист необходим обязательно при далеких поездках. Его использовать надо в следующих случаях:

Польза этого листа в том, что при предъявлении этого документа в бухгалтерию, они вычитают расходы на бензин и ГСМ. Поэтому водитель может работать на своем транспортном средстве, при этом ему будут компенсироваться все денежные издержки за топливо.

Сдача

Когда водитель возвращается обратно с поездки, в документе он должен расписаться под колонкой «Автомобиль сдал». После этого транспортное средство и бумага отдается механику. Тот в свою очередь снимает все показатели спидометра, а также проверяет остаток бензина в баке. После проведенной тщательной проверки всех заполненных данных он ставит подпись. Далее бланк отдается диспетчеру, который удостоверяется подписью и указанием времени и числа прибытия.

Затем уполномоченное лицо проводит расчет всех затрат, издержек, подписывает, и отдает в бухгалтерию для начисления заработной платы. Чтобы расчеты были правильные, делается ЭВМ.

При планировании, управлении, учете и организации перевозок грузов или пассажиров автотранспортом в соответствии с Инструкцией “О порядке расчетов за перевозки автомобильным транспортом” обязательно использование путевого листа легкового автомобиля. Из нашего сегодняшнего материала читатель узнает, как оформлять путевой лист легкового автомобиля в 2019 году. В нижней части страницы можно скачать бланк путевого листа 2019 года и образец заполнения этого документа.

Одним из важных документов учета автотранспортных организаций и иных компаний, использующих автомобили, является путевой лист. Для чего он нужен и что изменится в форме заполнения в 2019 году, - об этом сейчас пойдет речь.

Документ первичного учета

Путевой лист легкового автомобиля входит в перечень первичных документов учета работы автотранспорта. На его основании исчисляются пройденные автомобилем расстояния, отработанные водителем часы, перевезенные грузы, использованные горюче-смазочные материалы. Соответственно, он служит исходником при начислении зарплаты как водителю, так и оператору организации.

Выписывается диспетчером или уполномоченным на то лицом, а сдается в бухгалтерию. Должен содержать дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит транспортное средство. За отсутствие путевого листа предусмотрен штраф в 500 рублей. Для должного учета и контроля они должны храниться в течение 5 лет.

Согласно Постановлению Госкомстата России от 28.11.97 г. № 78, первичными документами (по учету работ в грузовом и легковом автомобильном транспорте) являются следующие:

Путевой лист легкового автомобиля 2019 года (форма №3);
путевой лист грузового автомобиля (форма №4-с или №4-п);
журнал учета движения путевых листов (форма №8);
товарно-транспортная накладная (форма №1-Т).

В нашей сегодняшней публикации мы рассмотрим форму №3 путевого листа легкового автомобиля. В нижней части материала размещена ссылка, по которой читатель может бесплатно скачать бланк путевого листа легкового автомобиля.

Документы штатного водителя

Работая на легковом автомобильном транспорте, водитель должен иметь следующие документы:

1. Водительское удостоверение или временное разрешение.
2. Путевой лист легкового автомобиля в 2019 году (форма №3).
3. Регистрационные документы на автомобиль (при наличии прицепа – на него тоже).
4. Товарно-транспортную накладную на перевозимый груз (форма №1-Т).
5. Специальное разрешение при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.

Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители (предприятий, организаций) и лица, которые отвечают за заполнение формы №3 и эксплуатацию легковых автомобилей. Водитель к заполнению путевого листа не допускается. Он подписывает прием и сдачу автомобиля.

Заполнение бланка путевого листа

Перед выдачей документа путевой лист легкового автомобиля заполняет уполномоченное лицо или диспетчер.

Заполнение бланка диспетчером:

В бланке формы №3 диспетчер (уполномоченное лицо) указывает следующие данные:

Дату выдачи (число, месяц и год);
в строке «Режим работы» записывается код или наименование режима работы (будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной и прочее);
в строке «Автомобиль» указывается марку, госномер и тип автомобиля и гаражный номер (при использовании прицепов – о них записывают всю информацию);
в строке «Сопровождающее лица» должна содержаться информация о лицах (ФИО), сопровождающих автомобиль в рамках задания;
в разделе «Работа водителя и автомобиля» (графа 2) указывается время (в часах и минутах) выезда и возвращения транспортного средства по графику;
в разделе «Задание водителю» (графа 15 «В чье распоряжение») на основании заявки вносят наименование заказчика;
в графе «Время прибытия» должно быть указано время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику (по заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля) в соответствии с условиями договора.

На лицевой стороне бланка есть строка «Выдать горючее», в которой нужно прописью написать количество горючего к выдаче с учетом остатка (с предыдущего рабочего дня).

Оформленный путевой лист легкового автомобиля заверяет диспетчер и ставит свою подпись.

Заполнение бланка заправщиком:

Перед выездом из гаража заправщик (уполномоченное лицо или техник по ГСМ) в разделе «Движение горючего» (графы 6 и 8) указывает количество выданного горючего. Он записывает серии и номера выданных талонов на горючее. После этого, заверяет эти записи своей подписью.

Заполнение бланка медработником:

В ходе предрейсового медосмотра медработник ставит свою подпись на лицевой стороне путевого листа, тем самым удостоверяя состояние водителя (и возможность допуска к поездке).

Заполнение бланка механиком контрольно-пропускного пункта (КПП):

Данная часть бланка может заполняться как механиком контрольно-пропускного пункта (КПП), так и механиком отдела технического контроля (ОТК):

В разделе «Работа водителя и автомобиля» (графа 4 «Показания спидометра») механик записывает показание спидометра (при выезде автомобиля на линию);
в графе 5 – «Время фактическое» записывается время выезда автомобиля из гаража (с указанием: числа, месяца, часов и минут);
в разделе «Движение горючего» (графа «Остаток при выезде») механик вносит количество горючего, которое находится в баке (при выезде) и ставит свою подпись.
в строке «Подпись механика» ставится своей подпись, которая удостоверяет передачу автомобиля водителю в исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража.

Водитель ставит свою подпись в строке «Подпись водителя» удостоверяя прием автомобиля в исправном состоянии и получение задания на работу.

Выдача документа

Путевой лист легкового автомобиля по форме №3 выдается водителю диспетчером на один рабочий день под расписку. Обязательным условием выдачи документа является сдача документа водителем за предыдущий день.

Междугородний бланк путевого лист легкового автомобиля в 2019 году выдается на более долгий срок.

Скачать форму №3

Изменения путевых листов в 2017-2019 годах

Приказом №17 от 18.01.2017 и Приказом №476 от 07.11.2017 года Минтранс внес изменения в реквизиты путевого листа. Теперь документ должен содержать 14 обязательных реквизитов, а именно:

Перечень важных изменений в оформлении путевых листов с 2018 года:

1. В документ включается отметка механика о проверка автомобиля перед выездом. Организация самостоятельно определяет содержание этой отметки. Например,
она может быть следующего содержания:

«Автомобиль технически исправен. Выезд разрешен».

Если у организации нет механика, то техосмотр транспортного средства можно пройти в сертифицированном техническом центре и получить необходимую отметку от специалиста.

2. Печать на документе не является обязательным реквизитом.

3. Путевой лист должен содержать:

Дату предрейсового технического контроля транспортного средства – число, месяц и год;
точное время – часы и минуты.

4. Организации и ИП должны указывать данные, которые ранее не вносились в путевой лист:

Для организаций – ОГРН;
для ИП – ОГРИП;
сведения о водителе (ФИО, данные водительского удостоверения);
регистрационные данные автомобиля.

5. Путевой лист можно оформлять на один день или на срок, не превышающий 1 месяц.