Что значит жить по правилам? Жить по правилам - это необходимое условие нормального существования в обществе. Жить по правилам - это значит пользоваться своими правами во благо себе и окружающим. Жить по правилам - это значит соблюдать определенные правила поведения, принятые в обществе.

Как мы знаем, общество представляет собой группу людей, которые между собой постоянно взаимодействуют. Все способы взаимодействия людей в обществе происходят не в хаотичном порядке, а по определенным правилам - социальным нормам. Жить по правилам - значит подчиняться социальным нормам, которых в обществе огромное количество. К социальным нормам относятся: нормы права, мораль, религиозные нормы, а также традиции и обычаи.

Правила поведения отличаются друг от друга по источнику возникновения, так правовые нормы издает государство в виде нормативно-правовых актов, моральные - придуманы обществом. Различие происходит также по степени их фиксирования: право в письменной форме, мораль в сознании общества, религиозные нормы в сознании верующих.

Правовые нормы регулируют в обществе наиболее важные общественные отношения и поддерживаются силой государственного принуждения. За несоблюдении правовых норм, следует наиболее тяжелые последствия.

Моральные нормы отличают добро и зло, что есть нравственно, пронизывают почти все сферы общества и являются прародителями правовых норм. За несоблюдение норм морали, следует менее жесткое наказание, а именно общественное порицание.

Религиозные нормы объясняют как устроен наш мир с точки зрения религии, раскрывают нам смысл жизни, наказание за их несоблюдение происходит уже после смерти человека, когда он предстанет перед судом Божьим.

Традиции и обычаи определенного этноса - это дань уважения старшим предкам. Встреча нового года, Пасха, Масленица это все праздничные правила поведения, как провести тот или иной знаменательный день. Нарушение традиций практически никак не влияет на жизнь нарушителя, лишь некоторые могут удивиться такому событию, не более, ведь следование традициям - личное дело каждого.

За несоблюдение правил поведения в обществе существую санкции, формальные и неформальные. Это своего рода ответственность, т.е. реакция общества и государства за несоблюдение правил поведения. Ответственность бывает уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная.

Таким образом, мы видим, что жить в обществе лучше по правилам, ибо в противном случае к нарушителю будут применены меры взыскания, что негативно скажется на его благополучии.

Каждый раз я должен просыпаться в пять часов утра, чтобы пойти на братский молебен. Так начинается утро в монастыре. Это самый тяжкий подвиг для меня как преданного друга подушек и кроваток.

Сижу на кровати, как ежик в тумане. Надеваю носок. Безвольно. Горько. С обреченностью глубоко несчастного человека.

– А какой смысл? Там – темно, холодно, а я поздно лег и поздно уснул. От недосыпания столько болезней! И преступлений! Совсем я себя не щажу! А потом – сходишь ты туда, помолишься, и целый день будешь «неваляшкой» и ничего не сможешь делать, все будет валиться из рук.

– Нет, ну что подумают братья? Надо идти. – Надевается второй носок.

– Вот-вот, подумай о братьях. Ты же знаешь, какой ты, когда не выспишься – чистый Бармалей с пулеметами. Сердитый, надутый. Так должен выглядеть батюшка?

– Ну, ведь все равно уже проснулся. – Попытка встать с кровати.

– Да. Иди. Конечно. Только кого ты сделаешь этим счастливее?

– Надо идти. У Леночки операция. Надо помолиться. – Включаю свет.

– А есть разница – когда молиться, в котором часу? Кстати, есть еще десять минут. Можно переставить будильник. Ты даже не в состоянии разобраться с будильником, как ты пойдешь в церковь?

– Так ведь на улице вот – свежо. Птицы поют. – Поиски зубной щетки.

Подобные диалоги с настоящим накалом страстей и разгулом лукавства происходят постоянно, и не всегда я оказываюсь на высоте.

Но есть одна фраза, которая помогает мне справиться: «Савва, это не обсуждается». Работает не всегда, но поддерживает. И всякий раз благодарю Бога за то, что я не католический падре, ведь тогда бы еще и бриться утром пришлось. Вот это бы меня точно убило. Во всех смыслах.

Диалоги с «созерцанием носков» я вспомнил, потому что мне приходится прилагать огромные усилия к тому, на что их стыдно и жалко тратить. Идти или не идти? Делать или не делать? Участвовать или нет? Может, зубы почистить потом? Может, пообедать раньше? Постоянное напряжение выбора, которое истощает силы человека, изнуряет его. Выбор – занятие крайне утомительное. Он буквально высасывает все силы, не оставляя порой даже на донышке, так что, сделав выбор, человек порой не находит сил осуществить то, что он выбрал. Требуется восстановление. Приходиться ждать и копить силы. А жизнь утекает. Времени все меньше. Задуманное не делается. Мы «созерцаем носки».

Какой выход? Есть три стратегии. Первая и самая популярная: «спрятаться в домик», убегать всякий раз, когда нужно принимать решение, прикидываться, юродствовать, сваливать на других. Проверено жизнью – стратегия проигрышная и способствует быстрой деградации человека.

Второй вариант: всякий раз ответственно делать выбор, мужественно вступать в состязание с искушением. Подходит не всем. Только очень сильные люди сгодятся на такие битвы. Кстати, надолго их тоже не хватает. У обычного человека такой режим приводит к депрессии, отчаянию, периодическим срывам. Просто не хватает сил постоянно жить в этом сверхчеловеческом ритме.

Третий путь: определив приоритеты своей жизни, доверить привычке максимально возможное число повседневных дел и хлопот, умышленно автоматизировать свою жизнь. Приняв решение один раз и навсегда, осуществлять его без-думно , не колеблясь, не позволяя вариантов. Только в этом случае удается высвободить силы для решения задач, которые того стоят. Упорядочить свою жизнь. Привести ее в порядок. Найти приемлемый для себя ритм жизни. Сделать этот выбор однажды и навсегда. Как говорила одна старушка, «жить по порядку».

Выбор – утомительное занятие. Ситуация выбора изнуряет человека. Навык – бережет силы.

Может быть, оттого мы и такие вялые и слабые, хотя находимся в цветущем возрасте и в относительном здоровье и благополучии. Всё оттого, что жизнь наша не упорядочена. Встаем, как получится, завтракаем на ходу, смотрим на детей скользящим, «сканирующим» взглядом – нет сил сфокусироваться, – торопимся, все куда-то летим и вечно не успеваем.

Жить «по порядку» – не просто. Во-первых, этот порядок надо еще найти. Найти самому, а это серьезный труд. Серьезный, но благодарный. Найти ритм и закрепить.

По кенигсбергскому философу Канту жители города сверяли часы. Просыпался ровно в пять утра, выпивал чашку чая и выкуривал трубку, предаваясь размышлениям. С семи до одиннадцати читал лекции. Затем долго обедал, общаясь с друзьями. В три часа выходил на прогулку и навещал друга, с которым общался ровно до семи вечера (в выходные до девяти), возвращался домой и ровно в десять вечера укладывался спать. Это точнейший распорядок, которого Кант строго придерживался, нормировав раз и навсегда и количество выпитого чая, и число выкуренных трубок. Это жестко, но только так он мог высвободить силы, необходимые ему для напряженного умственного труда.

Свой ритм жизни Кант нашел и закрепил не раньше сорокалетнего возраста. До этого времени он находился в поиске и экспериментировал. Если вы заняты серьезным делом, требующим полной отдачи, вам придется найти свой ритм и строго ему следовать. Ритм, который будет именно вам по размеру, впору. Не все, что было полезно Канту, подойдет, скажем, многодетной маме или гомельскому батюшке.

Христианин по определению должен большое внимание уделять своей внутренней духовной жизни. Это занятие требует больших сил. Спасение – занятие затратное.

Открыв аскетические книги, мы заранее, по пионерскому обычаю, готовимся к воспитанию силы воли, а отцы настойчиво нам говорят о воспитании привычки.

Привычка свыше нам дана,

Замена счастию она.

Постоянно жить усилием воли удавалось лишь личностям героическим, и то недолго. Необходимость всякий раз совершать выбор изматывает человека, убивает в нем силы жить. Воспитание привычек и терпеливое им следование, наоборот, дает силы и для труда, и для любви, и для творчества.

Дело не в скорости, а в навыке. «Советский премьер» Алексей Николаевич Косыгин ездил по Москве со скоростью сорок километров в час. По Москве! Премьер! И все успевал. И успел сделать невероятно много, не имея мобильных телефонов и интернета. Конечно, сейчас мы так ездить не сможем – настигнут и прибьют коллективно. Дело не в скоростях, а в воспитании привычки, в мужестве «жить по порядку».

Архимандрит Савва (Мажуко)

Каждый раз я должен просыпаться в пять часов утра, чтобы пойти на братский молебен. Так начинается утро в монастыре. Это самый тяжкий подвиг для меня как преданного друга подушек и кроваток.

Сижу на кровати, как ежик в тумане. Надеваю носок. Безвольно. Горько. С обреченностью глубоко несчастного человека.

– А какой смысл? Там – темно, холодно, а я поздно лег и поздно уснул. От недосыпания столько болезней! И преступлений! Совсем я себя не щажу! А потом – сходишь ты туда, помолишься, и целый день будешь «неваляшкой» и ничего не сможешь делать, все будет валиться из рук.

– Нет, ну что подумают братья? Надо идти. – Надевается второй носок.

– Вот-вот, подумай о братьях. Ты же знаешь, какой ты, когда не выспишься – чистый Бармалей с пулеметами. Сердитый, надутый. Так должен выглядеть батюшка?

– Ну, ведь все равно уже проснулся. – Попытка встать с кровати.

– Да. Иди. Конечно. Только кого ты сделаешь этим счастливее?

– Надо идти. У Леночки операция. Надо помолиться. – Включаю свет.

– А есть разница – когда молиться, в котором часу? Кстати, есть еще десять минут. Можно переставить будильник. Ты даже не в состоянии разобраться с будильником, как ты пойдешь в церковь?

– Так ведь на улице вот – свежо. Птицы поют. – Поиски зубной щетки.

Подобные диалоги с настоящим накалом страстей и разгулом лукавства происходят постоянно, и не всегда я оказываюсь на высоте.

Но есть одна фраза, которая помогает мне справиться: «Савва, это не обсуждается». Работает не всегда, но поддерживает. И всякий раз благодарю Бога за то, что я не католический падре, ведь тогда бы еще и бриться утром пришлось. Вот это бы меня точно убило. Во всех смыслах.

Диалоги с «созерцанием носков» я вспомнил, потому что мне приходится прилагать огромные усилия к тому, на что их стыдно и жалко тратить. Идти или не идти? Делать или не делать? Участвовать или нет? Может, зубы почистить потом? Может, пообедать раньше? Постоянное напряжение выбора, которое истощает силы человека, изнуряет его. Выбор – занятие крайне утомительное. Он буквально высасывает все силы, не оставляя порой даже на донышке, так что, сделав выбор, человек порой не находит сил осуществить то, что он выбрал. Требуется восстановление. Приходиться ждать и копить силы. А жизнь утекает. Времени все меньше. Задуманное не делается. Мы «созерцаем носки».

Какой выход? Есть три стратегии. Первая и самая популярная: «спрятаться в домик», убегать всякий раз, когда нужно принимать решение, прикидываться, юродствовать, сваливать на других. Проверено жизнью – стратегия проигрышная и способствует быстрой деградации человека.

Второй вариант: всякий раз ответственно делать выбор, мужественно вступать в состязание с искушением. Подходит не всем. Только очень сильные люди сгодятся на такие битвы. Кстати, надолго их тоже не хватает. У обычного человека такой режим приводит к депрессии, отчаянию, периодическим срывам. Просто не хватает сил постоянно жить в этом сверхчеловеческом ритме.

Третий путь: определив приоритеты своей жизни, доверить привычке максимально возможное число повседневных дел и хлопот, умышленно автоматизировать свою жизнь. Приняв решение один раз и навсегда, осуществлять его без-думно , не колеблясь, не позволяя вариантов. Только в этом случае удается высвободить силы для решения задач, которые того стоят. Упорядочить свою жизнь. Привести ее в порядок. Найти приемлемый для себя ритм жизни. Сделать этот выбор однажды и навсегда. Как говорила одна старушка, «жить по порядку».

Выбор – утомительное занятие. Ситуация выбора изнуряет человека. Навык – бережет силы.

Может быть, оттого мы и такие вялые и слабые, хотя находимся в цветущем возрасте и в относительном здоровье и благополучии. Всё оттого, что жизнь наша не упорядочена. Встаем, как получится, завтракаем на ходу, смотрим на детей скользящим, «сканирующим» взглядом – нет сил сфокусироваться, – торопимся, все куда-то летим и вечно не успеваем.

Жить «по порядку» – не просто. Во-первых, этот порядок надо еще найти. Найти самому, а это серьезный труд. Серьезный, но благодарный. Найти ритм и закрепить.

По кенигсбергскому философу Канту жители города сверяли часы. Просыпался ровно в пять утра, выпивал чашку чая и выкуривал трубку, предаваясь размышлениям. С семи до одиннадцати читал лекции. Затем долго обедал, общаясь с друзьями. В три часа выходил на прогулку и навещал друга, с которым общался ровно до семи вечера (в выходные до девяти), возвращался домой и ровно в десять вечера укладывался спать. Это точнейший распорядок, которого Кант строго придерживался, нормировав раз и навсегда и количество выпитого чая, и число выкуренных трубок. Это жестко, но только так он мог высвободить силы, необходимые ему для напряженного умственного труда.

Свой ритм жизни Кант нашел и закрепил не раньше сорокалетнего возраста. До этого времени он находился в поиске и экспериментировал. Если вы заняты серьезным делом, требующим полной отдачи, вам придется найти свой ритм и строго ему следовать. Ритм, который будет именно вам по размеру, впору. Не все, что было полезно Канту, подойдет, скажем, многодетной маме или гомельскому батюшке.

Христианин по определению должен большое внимание уделять своей внутренней духовной жизни. Это занятие требует больших сил. Спасение – занятие затратное.

Открыв аскетические книги, мы заранее, по пионерскому обычаю, готовимся к воспитанию силы воли, а отцы настойчиво нам говорят о воспитании привычки.

Привычка свыше нам дана,

Замена счастию она.

Постоянно жить усилием воли удавалось лишь личностям героическим, и то недолго. Необходимость всякий раз совершать выбор изматывает человека, убивает в нем силы жить. Воспитание привычек и терпеливое им следование, наоборот, дает силы и для труда, и для любви, и для творчества.

Дело не в скорости, а в навыке. «Советский премьер» Алексей Николаевич Косыгин ездил по Москве со скоростью сорок километров в час. По Москве! Премьер! И все успевал. И успел сделать невероятно много, не имея мобильных телефонов и интернета. Конечно, сейчас мы так ездить не сможем – настигнут и прибьют коллективно. Дело не в скоростях, а в воспитании привычки, в мужестве «жить по порядку».

Живи по порядку, и все будет как надо. Порядок-то для пользы придуман, не от безделья рукоделье. Жди, и Бог даст. Ты видел ли когда, чтоб помолился о чем - и сразу в церкви же с потолка упало? Время нужно, чтоб Господь все утряс да подвел тебя к тому, о чем просишь. А когда мечешься по жизни, как заяц угорелый, только Божий замысел путаешь! Не рыпайся, не ропщи! На своем месте будь, твое все равно твоим станет!

А.В. Иванов. Золото бунта,
или Вниз по реке теснин

«Что есть воля Божия и как ее узнать?» - рано или поздно этот вопрос рождается в сердце каждого человека, стремящегося идти христианским путем. Но стоит ему об этом задуматься, как на него тут же обрушивается ряд других не менее важных и сложных дилемм: «Как я могу подчинить себя Богу и остаться при этом свободным?», «А какой путь мне уготовал Бог, что из предложенного - мое?», «Как выбрать нужное, а главное: как побороть ненужные сомнения?» Об этом пишут святые отцы, на эту тему опубликовано немало богословских статей и книг, об этом говорят в своих проповедях пастыри Церкви. Однако вопросы остаются, и зачастую человеку кажется, что всем все понятно и только он один страдает от своих недоумений, только его жизнь - самый сложный и запутанный клубок препятствий, заграждающий ему путь к светлой жизни во Христе. Как научиться управляться с этим клубком, не дав ему запутаться еще больше, рассказывает преподаватель Миссионерского института г. Екатеринбурга, автор и ведущий цикла программ на телеканале «Союз» .

Константин Владиленович, в одной из своих видеолекций вы приводите слова Антония Великого о том, что благочестивый человек - это тот, кто знает Бога, кто исполняет Его волю. «Благочестив тот, кто делает то, к чему призвал его Бог, а не то, что он сам хочет», - комментируете вы слова святого отца. Неужели следование Божественной воле означает полный отказ от своих желаний?

Сама постановка вопроса, изумление и тревога, которые в нем слышатся, ясно раскрывает вечную правду о нас: мы боимся вмешательства Бога в нашу жизнь. Это одновременно и причина всей уродливости нашей жизни, и следствие первоначального падения. Ведь Адам знал волю Божию совершенно ясно, отчетливо, определенно - но он подумал (поверил навету), что вдруг Бог действительно скрывает от человека некое благо. В этом источник наших грехов, и это следствие нашего неверия.

Вот, например, увидев новую машину соседа, мы начинаем думать, что наша собственная машина вовсе не так уж хороша, мощна, вместительна, комфортна и современна. Это не объективные данные, ведь до появления машины соседа нас все устраивало. Все, что мы имеем в настоящий момент, есть полнота доступных нам благ Божиих. Но наши желания, жажда обладания чем-либо другим вступают в противоречие с Промыслом и явлением Божественной любви и заботы. Именно потому, что мы представляем Бога несправедливым, нещедрым, лицеприятным и невсемогущим.

Воля Божия есть то, что я выбрал бы сам для себя, если бы обладал совершенным ведением

Это совершенное благо для каждого отдельного человека. Можно сказать так: это то самое, что я выбрал бы сам для себя, если бы обладал совершенным ведением. Но в это нужно поверить. ; как говорил преподобный Серафим Саровский: «Я предал себя Богу, как железо ковачу». А мы не доверяем Ему, боимся, что Он сделает нам больно, заставит делать неприятное, вмешается и отодвинет наше «Я» в сторону. Мы думаем о Нем не как об Отце, не как о Любви, не как о Возлюбленном и Желанном, а как о тиране, диктаторе, чья главная задача - заставить нас сделать так, как Он хочет.

- Откуда же у нас возникает такое ощущение, ведь всем известно, что Бог есть Любовь?..

- Это то, чего добился от нас сатана. Он исказил наше представление о Боге в тот самый момент, когда внушал свои мысли Еве. Помните, змей приполз к Еве и спросил ее: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»? Это ложь и клевета на Бога. Но мысль уже запала Еве в сознание, потому что она продолжает говорить со змеем, вместо того чтобы возмутится и запретить ему. Именно по этой причине святые отцы всегда советуют не вступать в разговор с лукавыми помыслами, особенно теми, которые содержат хулу на Бога, - лучше молиться. Ева пытается растолковать змею его заблуждение: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть», - и попадает в сеть, ведь змей ждет этого возражения и уже определенно и авторитетно заявляет Еве: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Видите, он создает иной образ Бога - завистливый и ревнивый. Стоит ли слушаться «такого Бога», стоит ли лишаться блага, если оно есть, да еще и растет в саду, в пределах нашей досягаемости? Если бы оно действительно было вредно, разве Бог посадил бы это в раю?.. Подобным образом и мы верим искаженному образу Бога и становимся неспособными даже подумать о том, чтобы исполнить волю Божию. То есть мы уже думаем о том, что требования Бога, Его воля действительно могут представлять некую угрозу нашей свободе и нашему благу.

- Можете привести пример, как это происходит в нашей жизни?

Мы говорим: «я хочу сделать ТАК», «я люблю ЭТУ девушку», «я хочу слушать ЭТУ музыку», «я хочу пойти туда и посмотреть ЭТО»… Мы чувствуем при этом, сами же чувствуем, что Бог не одобряет наш выбор, поэтому так дерзко, с вызовом, и заявляем свои права, но… молния или кирпич на нас с неба не падают (в исключительных случаях бывает и такое, но это либо исключительные люди, либо исключительные обстоятельства). Бог позволяет нам делать то, что мы выбираем, и не оставляет нас и в этом случае, но Его возможность взаимодействовать с нами сужается по нашей собственной воле - мы не хотим полноты этого взаимодействия. Поскольку это был наш собственный выбор, последствия его не будут добрыми, ибо все, что вне воли Божией, по-прежнему смерть!

Вспомним, например, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников не ищет воли Божией. Основываясь только на своих сатанински горделивых логических умопостроениях, он творит страшный поступок - убивает человека (с его точки зрения - никчемную «вошь») - и в душе Раскольникова разверзается адская бездна, доводя его почти до безумия, а помыслы о самоубийстве не оставляют его даже на каторге… Состояние Раскольникова и есть наказание, ожидающее всякого человека, который отвергает волю Божию, считая себя вправе диктовать миру и людям свою волю. И это не потому, что Бог «сердится», а потому, что своеволие, грех есть смерть. Мир не имеет жизни сам в себе, мир сотворен волей Божией, и только этой волей мир сохраняет возможность существования, и существования, исполненного благом, переполненного блаженством.

- Иногда верующие люди переживают по поводу того, что именно угодно Богу.

Эти вопрошания двоедушны: человек как бы говорит Богу: дай мне делать то, что приятно и выгодно, но обещай, что не рассердишься

Да, кажется, что человек всерьез ищет волю Божию. Но это чаще всего заблуждение, впрочем, вполне искреннее. Какую лучше девушку выбрать: «эту» или «ту»? Это переводится так: «знать бы, с кем из них я буду счастлив». Куда лучше работать пойти: в храм или в банк? Переводится это так: «я хотела бы поработать в храме, но семью-то мне не прокормить». Очевидно, что человек ищет своего , а не Божиего. И на такие вопрошания человек чаще всего не получает никаких ответов, разве что ему повезет и он набредет на духоносного отца с даром прозорливости. Потому что в этих вопрошаниях налицо двоедушие: человек как бы говорит Богу: дай мне делать то, что приятно и выгодно, но обещай, что Ты на это не рассердишься.

- Но ведь иногда человеку и правда бывает нелегко распознать волю Божию.

Это действительно очень трудно. Но трудность проистекает из-за того, что внутренне мы на самом деле не готовы ее воспринять. Оказывается, существует некий закон: когда человек исполняет то, что сознает как волю Божию, тогда ум просвещается и большинство вопросов отпадают сами собой, а остающиеся вопросы в молитве постепенно разрешаются.

Вот еще пример. Мне очень нравится современный детский фильм «Щенок». Герой кинорассказа не знал о Боге ничего, потому что рос в советское время, но однажды он пожалел сироту, отдав ему самое ценное, что у него было, - и в этот момент почувствовал прикосновение Бога, с Которым не расставался уже больше, став со временем священнослужителем.

А мы обычно хотим узнать волю Божию, не исполняя ничего, поэтому ничего и не получается. Как сказано в псалме 18: «Заповедь Господня светла, просвещает очи». Скажем, если мы знаем и принимаем заповедь, что нужно прощать всех, а сами сознательно не прощаем по значимым для нас причинам, то нет никакого смысла вопрошать Господа в отношении других значимых для нас вещей: Господи, открой мне, как ты хочешь, чтобы я поступил… Иди, с человеком, прости его, и сразу же получишь и разрешение в своем недоумении.

Отдать себя Богу всецело - но не стиснув при этом зубы (эта жертва не будет ни принята, ни освящена), а с трепетом и радостью

Вся сложнейшая аскетическая задача и состоит в том, чтобы по собственной воле подчинить себя Богу, покорить себя Ему (см.: Рим. 6:13; Рим. 8:7), всего себя собрать воедино и отдать себя Богу всецело, не стиснув при этом зубы (эта жертва не будет ни принята, ни освящена), а с трепетом и радостью, как некогда невесты отдавались в руки своих женихов: уходя в неизведанное, в послушание другой воле, но воле возлюбленного, воле возлюбившего.

- «Не стиснув при этом зубы, а с трепетом и радостью» - не так-то это просто…

В этом труд всей нашей жизни. Борьба не только с собственными «хотелками» (страстями и похотями), с уверенностью, что я сам по себе своим разумом и силой смогу сделать то, что считаю хорошим (в этом выражении целый ряд духовных ошибок), но и борьба с неверием Богу, недоверием к Нему.

В Ветхом Завете есть интересный пример. Удивительнейший по своим физическим качествам судия Самсон, получивший благодать от Господа, несмотря на свидетельство Закона, советы родителей, на очевидные свидетельства от Самого Бога, хочет жить с женщиной, которая не суждена ему, не любит его и погубит его. Самсон с удивительным упорством настаивает на своей воле, получает Далилу в жены - и в итоге лишается благодати, а фактически (с социальной и духовной точки зрения) и жизни: он, слепой, вынужден пребывать в храме Дагона… И вот как раз Самсон смог принять это состояние, «не стиснув зубы». А потому, когда к нему возвращается сила, он не ищет заманчивой свободы, в которой столько соблазнов своеволия, а принимает обозначенное Богом определение - умереть там, где опутали его оковы.

То есть вновь и вновь нужно утверждать себя в вере, предстоя Богу с открытым лицом, исполняя то, что Он велит: не осуждать, терпеть, молиться за врагов, прощать и верить, что, несмотря на бушующее вокруг житейское море, нет силы, способной победить силу возлюбившего меня Бога.

- Такая задача посильна нам, мирским людям, живущим в современном обществе?

Такая задача, по-видимому, вообще никому непосильна. Ни сегодня, ни тысячу лет назад. Даже апостолы однажды воскликнули: «Так кто же может спастись?!» И, как мы видим из Евангелия, вплоть до сошествия Святого Духа они были не в состоянии следовать воле Божией. Но Богу всё возможно. И сила Духа в человеке действует таким образом, что внутри самого человека рождаются импульсы, желания, устремления, совершенно согласные с волей Божией. Человек воспринимает их как собственные желания, а не как внешнее давление. Он волю Божию воспринимает как свою собственную.

Женщина, потерявшая мужа, вовсе не обязана нести подвиг блаженной Ксении, а православный священник вовсе не обязан лишить себя и свою жену супружеского общения, как святой Иоанн Кронштадтский. Но эти святые, размышляя в молитве о том, как они должны послужить Богу, почувствовали решительное желание (решимость воли плюс желание сердца) послужить именно так . Это было их собственное желание, но в этом была и воля Божия, потому что все в этом деле с духовной точки зрения было успешно.

У современных верующих людей есть еще другая проблема - непонимание со стороны окружающих. Они живут как бы в духовном вакууме…

Действительно, проблема нашего времени в том, что младенец, пусть даже крещеный, с пеленок приучается родителями, учителями, друзьями и явлениями культуры к тому, чтобы жить по своей воле. Все вокруг живут так и его учат тому же. Бог отодвигается на периферию жизни: Он есть, об этом нужно помнить, но ты сам хозяин своей жизни, и никто не может ею управлять.

Меня же всегда поражали некоторые свидетельства из жизни святых. Например, Прохор Мошнин (будущий преподобный Серафим Саровский) имел друзей-сверстников (шесть-восемь человек), которые с юности вожделели монашеского аскетического подвига. Четверо из них ходили пешком в Киев, чтобы узнать, в какой монастырь им пойти. И ушли. Таких случаев в истории русской (да и всякой другой) святости великое множество: вокруг находились соратники, единомышленники, духоносные отцы, праведные жены, которые подсказывали и показывали, поддерживали и вдохновляли.

Вот такого социального окружения сейчас нет. И человек, на сердце которого приходит помысел жить не по учению мудрости человеческой, а по заповедям, ища волю Божию, действительно, сразу же встречает не соратников, а критиков и насмешников. Ощущая свое одиночество, он вполне естественно впадает в сомнение: наверное, я и вправду чего-то не понимаю, ведь все вокруг христиане, но не мучают себя такими вопросами…

У человека духовно неопытного может возникнуть вопрос: а как же свобода, о которой так много говорят в Церкви? Как можно сопоставить свободу человека и следование воле Бога, которое предполагает подчинение?

Следование воле Божией и есть обретение свободы. С точки зрения богословия, Бог совершенно свободен. Не от чего-то или от кого-то свободен - свобода есть свойство Божественной природы. Собственно, Он и есть единственно свободное Существо в бытии. Все остальное зависит от Него и несвободно, хотя бы от тления и смерти. Человек колеблется, не зная, что выбрать, ему хочется и того, и другого, он видит пользу и радость и в том, и в другом. Это колебание воли и подчеркивает ее слабость, неопределенность, зависимость. Свобода не колеблется во благе, она всегда пребывает в жизни, всегда творит жизнь, всегда несет жизнь, свет и благо.

Все, что создал Бог, - “весьма хорошо”, а этот уродливый мир создали мы сами

Враг внушил нам другую мысль: быть свободным значит поступать так, как ты считаешь правильным; делать то, что ты считаешь благом. Вот и посмотрите: все вокруг - войны, аборты, разводы, пьянство, воровство, убийства, нищета - есть плоды такой свободы. Часто атеисты, оправдывая свое неверие, говорят о том, что в мире, мол, очень много зла, страдания и смерти, и «нормальный бог» не мог создать такого мира. Так ведь Господь и не создавал мир в том виде, в котором мы видим его сейчас! Все, что создал Бог, - «весьма хорошо», а этот уродливый мир, нерасторжимо связанный с болью, страданием, рабством и смертью, создали мы сами, своей собственной волей. И как раз те люди, которые так заботятся о свободе человека, должны радоваться: современный мир ясно свидетельствует, что человек свободен, иначе такого мира просто не могло быть!

Митрополит Антоний Сурожский в одном из своих радиоинтервью сказал, что человеку не сразу дается способность «не просить Бога ни о чем, а просто радоваться о Боге», до этого нужно пройти через какой-то период… Когда понимаешь, что в идеале нужно настолько довериться Богу, Его воле, что ни о чем не просить, осознаешь, насколько ты еще духовно слаб и неопытен. Как, по вашему мнению, лучше проходить этот период, о котором говорит владыка? Это чувство полного доверия - оно же не придет само по себе…

Надо просто проживать свою жизнь с Богом так, как она проживается. И во всех нуждах обращаться к Нему с молитвой - за близких, в трудных обстоятельствах, в болезнях. Чем чаще и сердечнее делает это человек, тем полнее он вживается в жизнь с Богом, тем отчетливее видит он, как сказал другой владыка, «Промысл Божий в своей жизни», и от этого все чаще и чаще начинает благодарить. Сначала благодарение достигает той же количественной меры, что и прошения о благах; потом благодарение все полнее и полнее входит в жизнь человека, вытесняя из жизни прошения. Это некоторая мера святости, совершенного доверия Богу.

Даже в чрезвычайных обстоятельствах надо помнить: Бог никогда никого не оставляет

Терпение скорбей с обращенностью к Богу в молитве помогает человеку становиться опытным. Опытность же заключается в том, что человек даже в чрезвычайных обстоятельствах, даже во мраке ГУЛАГа не впадает в отчаяние, не колеблется, зная (именно зная !), что Бог нигде никого не оставляет; и такое дерзновение перерождает сердце благодатью Святого Духа, делая его способным к совершенной любви. Чего же еще просить?

Но путь к этому неблизкий. И начинается он с того, чтобы в трудных обстоятельствах с несомненной верой и доверием Богу терпеливо просить у Него милости. Просить терпеливо и неотступно.

Вселенная - это не мертвый космос. Это живой и самостоятельный организм, некое подобие личности, которая диктует нам свои условия и правила, в биоэнергетике называемые законами мироздания.

Все законы Вселенной крайне просты и незамысловаты. Космос не строит нам лабиринты, а пытается вывести нас из них. Трудности создают люди сами себе без всякой помощи извне. Когда вы живете по законам мироздания, вы всегда настроены на правильную волну. Жизнь проста и понятна, но лишь для тех, кто хочет ее понять.

Почему нужно жить по законам Вселенной

Законы Вселенной не заставят вас отречься от религии и от всего, во что вы верите. Они просто направят вас по нужному руслу, показав свет истины. Ничего не изменится в буквальном смысле — изменится лишь ваш взгляд на мир. Все, к чему вы стремились с юных лет, станет более понятным и очевидным.

Мы дети Вселенной. Мы состоим из звездной пыли, образовавшейся несколько миллиардов лет назад. В биоэнергетике есть такое понятие, как центр изобилия, который дарит нам удачу во всех сферах жизни. Поддерживая связь с этим центром, вы обеспечиваете себя фортуной. Наладить и усилить эту связь поможет вера в законы Вселенной. Примите эти простые истины, чтобы понять то, как устроено все в этом мире.

10 законов мироздания

Закон первый: мысль материальна . Многие из вас наверняка видели голливудские фильмы, где герои могут создавать вокруг себя реальность, лишь вообразив что-то в своей голове. Конечно, с такой скоростью у вас не получится создать свое счастье, но это действительно работает. Чтобы найти хобби, работу своей мечты, любовь и успех, надо все это представить. Запомните, что вы — скульптор, художник, который рисует красками своих мыслей на полотне жизни. Судьба и карма есть, но они не так сильны, как сильна ваша собственная вера в себя и свои действия. Жизнь представляет собой не уже написанную книгу, а стопку пустых листов, которые вы можете выбросить, порвать, позволить заполнить кому-то другому или же заставить себя сесть и написать все самим.

Закон второй: все хорошее начинается с добра в душе . Ваше внутреннее добро рождает свет вокруг вас. Злые люди постоянно натыкаются на грубость, хмурые - на дождь в ясный день, радостные - на радость и позитив. Если вы хотите добра, то не стоит быть злыми, скупыми, завистливыми. Недаром люди еще с древности говорят, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, то делай это сам. Во Вселенной все последовательно, все логично и необратимо. Помните об этом.

Закон третий: наибольшие изменения в жизни происходят в тех сферах, которым мы больше всего уделяем своего внимания. Большинству из нас известно, что под лежачий камень вода никогда не потечет. Если вы будете лежать на диване, смотря в потолок, то в вашу жизнь не придут деньги. Если вы не будете искать любовь, то не найдете ее в 99 процентах случаев. Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, необходимо предпринять хоть что-то. Не оставляйте без присмотра ни одного уголка своей души, своей жизни. Так вам будет интереснее, легче и просто лучше.

Закон четвертый: каково ваше окружение, таковы и вы сами. Этот закон Вселенной тоже можно продублировать поговоркой — с кем поведешься, от того и наберешься. Ваше ближайшее окружение в лице второй половинки и лучших друзей — это ваше отражение. Если вас не устраивает кто-то, то это свидетельствует об острой необходимости в изменениях. Зачастую это говорит о том, что вы уже изменились. Многие ошибочно полагают, что мы не выбираем друзей и любовь, но это не так. Более того, вы можете изменять свою жизнь путем поиска нужных людей. Если хотите найти удачу в финансовой сфере, то больше общайтесь с успешными личностями. Стать добрее помогут люди светлые. Влюбиться взаимно получится только в случае, если вы не замкнуты, хотя даже закрытые люди могут найти свою вторую половинку — просто нужно быть чуточку внимательнее.

Закон пятый: все то, что мы отдаем окружающему миру, возвращается к нам вдвойне. Если вы будете кричать в лицо человечеству, что вы его ненавидите, то ненависть заполнит вашу жизнь. Ответная реакция людей будет аналогичной, а иногда и гораздо более сильной. Это относится не только к словам и действиям. Даже настроение передается в пространстве великолепно. Кто-то это ощущает, а кто-то нет, но сам факт неопровержим — добрые поступки сделают вас счастливее, а плохие несчастнее.

Закон шестой: сомнения — корень всех проблем. Если вы задумали что-то сделать всерьез, то избавьтесь от сомнений и неуверенности в себе. Когда люди создавали предметы искусства, шедевры техники и гениальные изобретения, они не давали сомнениям захватить власть над их разумом. Вот и вы не давайте им заставить себя верить в то, что любви нет, денег заработать нельзя, а здоровье не вернуть.

Закон седьмой: все мы равны. Нет людей, которые лучше, чем кто-то, или выше по рангу. У Вселенной нет градации в этом плане. Нужно жить и получать удовольствие от каждого мгновения, не зацикливаясь на чем-то. У Вселенной нет любимчиков, которым она дарит всё, а у других всё забирает. Мы все равны. Без исключений.

Закон восьмой: на реализацию каждой мысли требуется определенное время . Иногда времени нужно больше, иногда меньше, однако мгновенно ничего не происходит. Это дает нам шанс определить, что хорошо, а что плохо, чтобы успеть вовремя заблокировать негативные мысли.

Закон девятый: преодолевая трудности, мы становимся сильнее. Любые проблемы в каждой из сфер жизни дарят нам поистине бесценный опыт. Если вы хотите стать успешными, то придется учиться на ошибках. Еще никому и никогда не удавалось осуществить мечту с первого раза и без неудач. Только по ухабистой и разбитой дороге можно доехать до ровной и приятной.

Закон десятый: всё, что мы видим — непостоянно . Мир живет динамикой. Вселенная стремится к хаосу, требуя от нас обратного. Нужно понять то, чего мы хотим. Нужно осознать свою миссию в этом мире. Это цель каждого человека.

Живите каждым мгновением и не позволяйте сомнениям, негативу и обстоятельствам заставлять вас разворачиваться и двигаться назад. Повышайте свою энергетику , чтобы связь с центром изобилия Вселенной только усиливалась. Этот мир может дать вам столько, что вы и представить себе не можете. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и