stepbystep_hdr в оном из своих недавних постов опубликовал ряд полотен американского художника-пейзажиста ХIХ в. Фредерика Эдвина Чёча . Просматривая его картины, я в который раз убедился, насколько много общего между фотографией и живописью, и насколько живопись может быть полезной фотографу-пейзажисту (та и не только пейзажисту).

В век цифровой фотографии с ее потоком фотографий, океаном “фоток” и “фоточек” полезно смотреть на полотна художников, у которых есть чему поучится обладателям современной цифровой фотокамеры. Под катом мои мысли по этому поводу...


Что меня привлекло в картинах художника в первую очередь, так это тени - глубокие, черные и самое главное - они есть там где им положено быть исходя из освещения! Вот, например, как на этих полотнах:
1.

2.

3.

Не нужно боятся теней на своих фотографиях - а в последнем фототуре я как раз заметил если не боязнь, то настойчивое желание некоторых участников максимально их "вытянуть". Не нужно их “тянуть” в фотошопе, вытаскивать детали, которые зачастую не несут абсолютно никакой смысловой нагрузки и только "перегружают" фотографию. Словом, не стоит злоупотреблять ХДР (привет заядлым хдрщикам, особенно любителям внутрикамерного хдр! :))), получая совершенно плоские и неестественные для глаза изображения. Тени, как и свет, создают на фотографии объем (как и на показанных картинах). В какой-то степени, в фотографии мы “рисуем” не только светом, но и тенью. Приведенные в качестве примеров картины как раз демонстрируют это. Конечно, ХДР - полезная техника, применение которой во многих случаях просто необходимо, но нужно же чувствовать меру!...
Далее. Солнце и его положение в кадре. Обратите внимание на представленные ниже картины. Художник не изображает солнце высоко над горизонтом, когда оно достигает максимальной яркости. Наоборот, он выбирает предзакатные/вечерние или утренние часы, когда солнце находится у горизонта (по сути, это режимное время в фотографии). Кроме того, солнечный свет на картинах автора рассеивает легкая облачность, дымка:
4.

5.

Что это дает? Это позволяет передать мягкий, рассеянный свет, наполненный красками. Это важный момент, который следует помнить при съемке пейзажа. Избегайте жесткого света, и чересчур яркого солнца - оно просто выжжет на вашей фотографии “дырку”. И никакой брекеттинг по экспозиции (ХДР) не спасет. А вот рассеянный солнечный свет впечатляет обилием красок, дает нужное нам освещение и "мягкие" тени. Не случайно, пейзажисты снимают рано утром, на рассвете или закате...
И последнее. Цвета. Хочу обратить внимание, например, на оттенки зеленого на этой картине:
6.


Тут нет ядовитых (“вырвиглаз”) зеленых цветов листьев деревьев и растений, которыми пестрит интернет, и которыми часто злоупотребляют особенно новички в фотографии. Наоборот, глаз радуют естественные оттенки зеленого во всем их многообразии, выгодно подчеркнутые свето-теневым рисунком. Мне, лично, на такой цвет приятно смотреть. Как по мне, он очень гармоничный и “глубокий” (если, конечно, так можно выразиться). Словом, нужно развивать чувство эстетичного, просматривая работы художников, - они многому могут научить.
Если есть какие-либо дополнения, замечания, предложения и т.д. - прошу смело писать в комментарии, не стесняемся:))

Мои предыдущие посты на тему пейзажной фотографии.

В середине двадцатого века, когда фотографическая техника начинает свое стремительное развитие, разрабатываются новые сверхчувствительные фотопленки и компактные фотоаппараты, фотография наконец превращается из технического курьеза в полноценный тип изобразительного искусства.

Характерной чертой фотографии, отделяющей ее от других видов изобразительного искусства , является достоверность и подлинность отображаемых событий. Но верно также и то, что изображение на фотографии, как в рисунке и живописи, несет в себе и скрытые мысли автора, может отражать характер изображаемого человека, раскрывать внутренний смысл запечатленного момента и многое другое.



По сути, фотограф - тот же художник, только с другими «красками» - фотоаппаратом и фотопленкой. Профессиональный фотограф в своей работе применяет такие изобразительные способы как ракурс, план, перспектива, освещение, и все эти способы характерны как для рисунка, так и для живописи. Помимо этого, любопытно то, что и рисунок и фотография имеют общие жанры, такие , пейзаж, обнаженная натура, натюрморт и другие. Парадокс заключается еще и в том, что о картинах зачастую говорят «просто как фотография», в то же время, разглядывая особенно удачную фотографию, о ней могут сказать «как картина».




Пускай фотография имеет много характерных отличий, но она остается таким же плоским и неподвижным изображением окружающего мира, как и то, что запечатлено рисунком. Фотоснимок может быть картиной больше, чем то, что написано красками или нарисовано карандашом.

В заключение отметим, что за столетие с момента изобретения фотография прошла долгий путь, от слепого подражания живописи до самостоятельного и своеобразного вида изобразительного искусства. Лишь полтора-два десятка лет назад фотографы смогли найти свой собственный путь, переняв у живописи и рисунка только самое необходимое. Фотография имеет свой язык, свою композицию и органично вписывается в нашу жизнь, позволяя создавать свои маленькие «шедевры».

В разделе на вопрос Что общего между живописью и худ. фотографией? заданный автором Двутавровый лучший ответ это Живопись -- вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов нанесением красок на твёрдые или гибкие тканевые поверхности, а также произведения искусства, создаваемые таким способом.
Фотография (фр. photographie, греч. ??--"свет" + ?--"пишу") -- техника рисования светом, светопись: получение изображения на экране или светочувствительном материале (фотопленке или матрице) при помощи фотоаппаратуры, фотокамеры.
"Давно прекратились споры -- считать ли фотографию видом изобразительного искусства; ее принято рассматривать в близкой оппозиции к живописи и рисунку, и здесь сразу же возникает наезженная колея сравнений, пролегающая через сферу эстетической образованности. В последнее время к классическому ряду сравнений прибавилось кино, но и здесь ход рассуждений сводится к ` обретению новых возможностей ` и к тому, что кино ` не отменяет ` фотоискусства: за фотографией великодушно (и порой даже с некоторым изяществом) признают право на самостоятельное существование. "
А. Секацкий, Фотоаргумент в философии.
Живопись - это то, что получено `нанесением красок", а фотография - это светопись: получение изображения на экране или светочувствительном материале.

Ответ от Alexey 1 [гуру]
При написании картины с натуры и при фотографировании, небходимо правильно подбирать ракурс, композицию. Это единственное то что для них однозначно общее.
Ещё можно говорить о цветовом решении. Механика разная (у живописи краски и тежники; у фотографии различные экспозиции, фильтры, гаммы и т. п.) , но суть одна.
Единственное живопись даёт возможность изображать вымышленные образы, а фотография (покудо она остаётся фотографией) нет. Зато она позволяет получать более точное изображение.
Вообще сложно сравнивать, поскольку это даже не разные техники это вообще разные вещи, хотя в определённой мере они конечно пересекаются.


Ответ от сосок [гуру]
"художники хотят нарисовать так, чтобы было похоже на фото, а фотографы хотят снять так, чтобы выглядело как картина" :)))))
а если серьезно, то - те, кто не умеют рисовать, фотографируют. Во всяком случае я не знаю ни одного художника, кто бы перестал рисовать и ушел в фотографы, а наоборот знаю.


Ответ от Наталья [гуру]
И то, и другое - искусство. Иногда стирается грань между художественным фото и живописью, настолько живописна фотография и настолько точно выписаны предметы и проработаны детали картины. Тогда фотография воспринимается как живопись, а живопись - как фотография.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ

ЖИВОПИСЬ
Фёдор Толстой. Малина, ветка, бабочка, муравей, лист

Фёдор Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка

Фото Роджера Фентона

На изобретение фотографии художники отреагировали по-разному. Главным камнем преткновения в спорах о художественной природе фотографии и роли фотографа как художника, творца произведения искусства, стала необыкновенная точность в передаче деталей, точность, с которой не мог бы соперничать самый искусный живописец. Одни восторженно приветствовали светопись, другие, напротив, видели в фотоаппарате предмет, бесстрастно фиксирующий действительность без всякого приложения рук человеческих. Но на заре своего существования фотография не претендовала на то, чтобы быть произведением искусства, и до конца 1840-х годов нельзя говорить о намеренном фототворчестве.

Однако развитие фотографических техник благотворно отразилось на отношении художников к светописи и первых попытках создать произведения фотоискусства. Художественные круги с одобрением отнеслись к появлению в начале 1840-х годов методик И. Байяра и Г. Ф. Толбота. Многочисленные фотографические общества, организованные в 1850-х крупными английскими и французскими фотографами, возглавили борьбу за фотоискусство. По инициативе фотографических обществ были устроены первые выставки, посвященные фотографии, начали издаваться первые фотографические журналы.

В 1851 году во Франции было создано Гелиографическое общество, одним из основателей которого стал живописец Э. Делакруа. Три года спустя это объединение преобразовалось во Французское общество фотографии, существующее и по сей день. Неоценимый вклад в развитие художественной фотографии внесла Англия, где в 1853 году был учреждено Лондонское фотографическое общество и примерно в это же время возникло течение «За высокое искусство фотографии». Современниками этого течения были прерафаэлиты, восхищавшиеся светописью именно из-за ее высокой точности, которая в то время считалась недостатком в художественной фотографии.

Некоторые художники всерьез заинтересовались новинкой, и среди них стоит назвать Д. Рескина, Д. Г. Россетти, Ж. Энгра. Правда, потом от первоначального восхищения у многих не осталось и следа. Например, Д. Рескин, высоко оценивший появление светописи в 1840-х, в своих «Лекциях об искусстве» в 1870 году писал: «…Фотографии нимало не превосходят изящные искусства ни качествами, ни полезностью, потому что по определению искусство есть „человеческий труд, руководимый человеческим намерением”».

В XIX веке художественная фотография пыталась подражать живописи в классической композиции пейзажей, натюрмортов, портретов; так же как и живопись, черпала вдохновение в легендах (например, фотографии прерафаэлитов и близких к ним фотографов), создавала аллегорические композиции (в этом жанре особенно преуспел англичанин О. Г. Рейландер). Подражание живописи во многом служило фотохудожникам своеобразной формой протеста против прямой фиксации событий, натуралистического копирования действительности с помощью фотографической техники. Приемы живописи стали для фотографии дорогой к достижению художественности, образности картин.

К середине 1920-х годов пикториальные (картинные, подражающие живописи) направления исчерпали свой эстетический потенциал. Постепенно фотография находила собственные выразительные средства: изобретенный еще в 1851 году фотомонтаж позволил осуществить самые смелые идеи авторов, а в 20-х годах XX века фотографы стали активно экспериментировать с ракурсами.