14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI-XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название - берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» - истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле - Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу - «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» - первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

Современную жизнь невозможно представить без того изобретения, которое подарил миру простой немецкий ремесленник Книгопечатание, основателем которого он стал, до такой степени изменило ход мировой истории, что по праву отнесено к величайшим достижениям цивилизации. Его заслуга столь велика, что незаслуженно забываются те, кто ещё за много веков до этого создавал основу будущего открытия.

Оттиск с деревянной доски

История книгопечатания берёт своё начало в Китае, где ещё в III веке вошла в употребление техника так называемой штучной печати - оттиск на текстиле, а позже и на бумаге различных рисунков и коротких текстов, вырезанных на деревянной доске. Такой метод получил название ксилографии и из Китая быстро распространился по всей Восточной Азии.

Следует отметить, что печатные гравюры появились значительно раньше, чем книги. До наших дней дошли отдельные образцы, выполненные уже в первой половине III века, когда в Китае правили представители В этот же период появилась и техника трёхцветной печати на шёлке и бумаге.

Первая ксилографическая книга

Создание первой печатной книги исследователи относят к 868 году - именно эта дата стоит на самом раннем издании, выполненным в технике ксилографии. Она появилось в Китае и представляла собой сборник религиозно-философских текстов, озаглавленный «Алмазная сутра». Во время раскопок храма Кёнджи в Корее был найден образец печатного изделия, выполненныйпочти на столетие раньше, но, в силу некоторых особенностей, он относится, скорее, к разряду амулетов, чем книг.

На Ближнем Востоке штучная печать, то есть, как было сказано выше, выполненная с доски, на которой вырезался текст или рисунок, вошла в употребление в середине IV столетия. Ксилография, называемая по-арабски «тарш», получила распространение в Египте и своего расцвета достигла к началу X века.

Данный метод применялся главным образом для печатания текстов молитв и изготовления письменных амулетов. Характерной особенностью египетской ксилографии является использование для оттисков не только деревянных досок, но и изготовленных также из олова, свинца и обожжённой глины.

Появление подвижного шрифта

Однако, как бы ни совершенствовалась технология штучной печати, её главным недостатком была необходимость для каждой очередной страницы заново вырезать весь текст. Прорыв в этом направлении, благодаря которому история книгопечатания получила значительный импульс, произошёл также в Китае.

По сообщению выдающегося учёного и историка прошедших веков Шэнь Ко, китайскому мастеру Би Шену, жившему в период с 990 по 1051 год, пришла в голову идея сделать из обожжённой глины подвижные литеры и поместить их в специальные рамки. Это позволяло набирать из них определённый текст, а после печатанья необходимого количества экземпляров рассыпать и использовать заново в иных сочетаниях. Так был изобретён подвижный шрифт, используемый вплоть до наших дней.

Однако эта гениальная идея, ставшая основой всего будущего книгопечатания, не получила в тот период должного развития. Объясняется это тем, что в китайском языке существует несколько тысяч иероглифов, и изготовление такого шрифта представлялось слишком затруднительным.

Между тем, рассматривая все этапы книгопечатания, следует признать, что наборными литерами впервые воспользовались не европейцы. Известна сохранившаяся до наших дней единственная книга религиозных текстов, изготовленная в 1377 году в Корее. Как установили исследователи, она была отпечатана с использованием технологии подвижного шрифта.

Европейский изобретатель первого печатного станка

В христианской Европе техника штучной печати появилась около 1300 года. На её основе производились всевозможные религиозные изображения, выполненные на ткани. Они были подчас достаточно сложными и многоцветными. Примерно через столетие, когда бумага стала относительно доступной, на ней стали печатать христианские гравюры, и параллельно с этим - игральные карты. Как это ни парадоксально, но прогресс печатного дела послужил одновременно и святости, и пороку.

Однако в полной мере история книгопечатания начинается с изобретения печатного станка. Эта честь принадлежит немецкому ремесленнику из города Майнца Иоганну Гутенбергу, разработавшему в 1440 году способ многократного нанесения оттисков на листы бумаги, используя при этом подвижные литеры. Несмотря на то что в последующие века первенство в этой области приписывалось иным изобретателям, у серьёзных исследователей нет оснований сомневаться в том, что появление книгопечатания связано именно с его именем.

Изобретатель и его инвестор

Изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовил из металла буквы в их перевёрнутом (зеркальном) виде, а затем, набрав из них строки, делал на бумаге оттиск при помощи специального пресса. Как и у большинства гениев, у Гутенберга были блестящие идеи, но отсутствовали средства на их реализацию.

Чтобы дать жизнь своему изобретению, гениальный ремесленник был вынужден обратиться за помощью к майнцкому дельцу по имени Иоганн Фуст и заключить с ним договор, в силу которого тот был обязан финансировать будущее производство, а за это имел право получать определённый процент от прибыли.

Компаньон, оказавшийся ловким дельцом

Несмотря на внешнюю примитивность используемых технических средств и отсутствие квалифицированных помощников, изобретатель первого печатного станка сумел в короткий срок изготовить целый ряд книг, наиболее известной из которых является знаменитая «Библия Гутенберга», хранящаяся в музее города Майнца.

Но уж так устроен мир, что в одном человеке редко уживается дар изобретателя с навыками хладнокровного дельца. Очень скоро Фуст воспользовался невыплаченной ему в срок частью прибыли и через суд прибрал к рукам всё дело. Он стал единоличным собственником типографии, и этим объясняется тот факт, что в течение длительного времени именно с его именем ошибочно связывали создание первой печатной книги.

Иные претенденты на роль первопечатников

Как уже говорилось выше, очень многие народы Западной Европы оспаривали у Германии честь считаться основателями книгопечатания. В связи с этим упоминается несколько имён, среди которых наиболее известны Иоганн Ментелин из Страсбурга, сумевший в 1458 году создать типографию, подобную той, которая была у Гутенберга, а также Пфистер из Бамберга и голландец Лоренс Костер.

Не остались в стороне и итальянцы, утверждающие, что их соотечественник Памфилио Кастальди является изобретателем подвижного шрифта, и что именно он передал свою типографию немецкому коммерсанту Иоганну Фусту. Однако никаких серьёзных доказательств подобного утверждения представлено не было.

Начало печатания книг в России

И, наконец, остановимся подробнее на том, как развивалась история книгопечатания на Руси. Хорошо известно, что первой печатной книгой Московского государства является «Апостол», изготовленный в 1564 году в типографии Ивана Фёдорова и Оба они являлись учениками датского мастера Ганса Миссенгейма, присланного королём по просьбе царя Ивана Грозного. В послесловии книги указано, что их типография была основана в 1553 году.

Как утверждают исследователи, история книгопечатания в Московском государстве получила развитие в результате того, что возникла острая необходимость в исправлении многочисленных ошибок, вкравшихся в тексты религиозных книг, долгие годы копировавшихся от руки. По невнимательности, а подчас и умышленно переписчики вносили искажения, которых с каждым годом становилось всё больше.

Состоявшийся в 1551 году в Москве церковный собор, получивший название «Стоглавого» (по количеству глав в его заключительном постановлении), издал указ, на основании которого все рукописные книги, в которых были замечены ошибки, изымались из пользования и подлежали исправлению. Однако зачастую подобная практика приводила лишь к новым искажениям. Вполне понятно, что решением проблемы могло быть лишь повсеместное введение печатных изданий, многократно тиражирующих оригинальный текст.

Об этой проблеме были хорошо осведомлены за границей, и поэтому, преследуя коммерческие интересы, во многих европейских странах, в частности, в Голландии и Германии, наладили печатание книг из расчёта на их сбыт среди славянских народов. Это создало благоприятную почву для последующего создания целого ряда отечественных типографий.

Российское книгопечатание при патриархе Иове

Ощутимым толчком для развития печатного дела на Руси явилось учреждение в ней патриаршества. Первый предстоятель Русской православной церкви патриарх Иов, занявший престол в 1589 году, с первых дней начал прилагать усилия для обеспечения государства надлежащим количеством духовной литературы. В период его правления книгопечатанием заведовал мастер по фамилии Невежа, выпустивший в свет четырнадцать различных изданий, по своим характерным особенностям весьма близких к «Апостолу», который отпечатал Иван Федоров.

История книгопечатания более позднего периода связана с именами таких мастеров, как О. И. Радищевский-Волынцев и А. Ф. Псковитин. Из их типографии вышло много не только духовной литературы, но и образовательных книг, в частности, пособий по изучению грамматики и освоению навыков чтения.

Последующее развитие печатного дела в России

Резкий спад в развитии типографского дела произошёл в начале XVII века и был обусловлен событиями, связанными с польско-литовской интервенцией и получившими название Смутного времени. Часть мастеров была вынуждена прервать своё занятие, а остальные погибли или покинули пределы России. Возобновилось массовое книгопечатание лишь после восшествия на престол первого государя из Дома Романовых - царя Михаила Фёдоровича.

Не остался равнодушным к типографскому производству и Пётр I. Посетив во время своего европейского вояжа Амстердам, он заключил с голландским купцом Яном Тессингом договор, по которому тот имел право производить печатную продукцию на русском языке и привозить её для сбыта в Архангельск.

Кроме того, государем был дан заказ на изготовление нового гражданского шрифта, вошедшего в повсеместное употребление в 1708 году. Спустя три года в Санкт-Петербурге, готовящемся стать столицей России, была учреждена самая большая в стране типография, ставшая впоследствии синодальной. Отсюда, с берегов Невы, книгопечатание зашагало по всей стране.

Иоганн Гутенберг. Логотип пивоваренной компании "Schöfferhofer".

Время изобретения книгопечатания относится к эпохе завершения борьбы между демократией и аристократией в средневековых городах Европы, расцвета гуманизма и начала невиданного роста художественного творчества.

Новая ступень общественного развития требовала размножения книг такими темпами, которые не могли обеспечить средневековые переписчики. Изобретение книгопечатания означало переворот, но всякий переворот имеет свою предысторию. Дело Иоганна Гутенберга - общепризнанного создателя европейский способа книгопечатания, было замечательным итогом процесса, растянувшегося на тысячелетие.

Существует четыре основополагающих компонента современных способов печати: наборная форма вместе с необходимой процедурой ее установки и фиксации в нужном положении, печатный станок, подходящий тип типографской краски и материал пригодный для печати, такой как бумага.

Бумага была изобретена в Китае много лет назад (Дай Лунем) и уже давно широко использовалась на Западе. Это был единственный элемент печатного процесса, который был в готовом виде у Иоганна Гутенберга. Хотя еще до Гутенберга проводилась определенная работа по совершенствованию остальных элементов книгопечатания. Китайские источники свидетельствуют о том, что в начале второго тысячелетия был (из особым образом обоженной глиняной массы, а позднее из бронзы). Нет никаких оснований полагать, чтобы Гутенберг был знаком с опытом китайцев. Очевидно, Гутенберг пришел к решению проблемы подвижных литер самостоятельным путем и ввел множество важных нововведений. Например, нашел металлический сплав, подходящий для набора, создал матрицу для точной и аккуратной отливки комплектов литер, типографскую краску на масляной основе и станок, подходящий для печати.

Но общий вклад Гутенберга оценивается гораздо выше, чем любое из его личных изобретений или усовершенствований. Его заслуга заключается, главным образом, в том, что он объединил все элементы печатания в эффективную систему производства. Именно для печати, в отличие от всех других предыдущих изобретений, существенное значение имеет процесс массового производства. Гутенберг создал не какое-то одно приспособление, не какой-то один механизм и даже не целую серию технических устройств. Он создал полный законченный промышленный процесс.

Первые попытки тиражирования печатной продукции было тиснение, которое стало применяться в XIII веке в Европе для производства игральных карт. Затем - изготовление на деревянной доске выпуклого рисунка и оттиск его на листе - переходит в область книжного дела. Начало XV века ознаменовалось появлением отпечатанных таким образом картин и небольших сочинений. Особенно сильно ксилография была развита в Нидерландах.

Оставалось сделать последний шаг - разрезать доску на подвижные литеры и перейти к набору. Воплощение этой мысли логичным образом вытекало из способа обучения грамоте - складывания слов из отдельных букв.

Основу изобретение Гутенберга составляет создание того, что теперь называют шрифтом, т.е. металлических брусочков (литер) с выпуклостью на одном конце, дающей отпечаток буквы. Литера настолько проста, что мы воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся, и странной кажется длительная, кропотливая работа, которую должен был проделать Гутенберг, чтобы создать литеру. А между тем без преувеличения можно сказать, что Гутенберг на деле доказал свою гениальность, разрешив вопрос об изготовлении шрифта, и именно этим создал новое искусство.

Начал он, видимо, с простого разделения деревянной доски на подвижные деревянные литеры. Однако этот материал, вследствие своей ломкости, изменения формы от влаги и неудобства закрепления в печатной форме, быстро доказал свою непригодность для разрешения задач, стоявших перед изобретателем.

Возникновение идеи металлического шрифта еще не предрешало достижения необходимых результатов. Вероятнее всего Гутенберг начал с вырезывания букв непосредственно на металлических пластинках и только позднее освоил мысль об огромном преимуществе отливки совершенно однотипных букв в раз созданной форме.

Но была еще одна деталь, над которой пришлось немало потрудиться изобретателю - это создание пунсона. Можно, конечно, в металле вырезать вглубь форму буквы или слова и потом, вливая в приготовленные таким образом формы легкоплавкий металл, получить литеры с выпуклым очком буквы. Однако возможно значительно упростить задачу, если сделать одну модель выпуклой буквы на твердом металле - пунсон. Пунсоном оттискивают в более мягком металле ряд обратных углубленных изображений нужной буквы, получают матрицы и после этого организуют быструю отливку любого количества литер. Следующий этап - нахождение сплава, который обеспечивает одновременно легкость изготовления (литья) и достаточную прочность шрифта, выдерживающего многократное печатание. Только изобретение пунсона, необходимого сплава и организация словолития знаменовали решительный и бесповоротный успех. Весь этот путь исканий был крайне долог и труден, и неудивительно, что Гутенберг мог употребить на прохождение его почти весь пятнадцатилетний период страсбургской жизни.

Гутенбергу, очевидно, принадлежит введение первой наборной кассы и крупные новшество в печатании - создание печатного станка. Печатный станок Гутенберга крайне несложен - это простой деревянный винтовой пресс. В качестве первоосновы он использовал уже существовавшие к тому времени пресса, которые применялись в виноделии. Гутенберг переделал пресс для выжимания виноградного сока в первый в мире коммерческий типографский пресс.

Лучшей черной краской в средние века считали сажу, полученную при сжигании виноградной лозы и растертую с растительным маслом. Гутенберг изобрел типографскую краску - Lampenruß, Firnis und Eiweiß/ламповая сажа и льняное масло или олифа.

Первые произведения Гутенберга представляли собой небольшие брошюры и однолистки; для более крупных работ он не имел капитала и должен был искать его у других. В начале 1450 года Гутенберг вступил в сообщество с богатым майнцским бюргером Иоганном Фустом, одолживших ему денежные средства. В начале 1450г. проект капитального издания начал овладевать мыслями первопечатника - проект по тому времени грандиозный. Предположено было издать полный текст Библии на латинском языке. Именно для этой работы Гутенбергу пришлось занимать у Фуста огромные суммы денег. Кстати, примерно в то же время в Италии работал печатник Памфилий Кастальди, в Голландии - мастер Лаврентий Костер, а в той же Германии - Иоганн Ментелин. Все они осуществили переход от печатания с деревянных досок путем прокатки мягким валиком к печати подвижными литерами с помощью пресса. Однако решающие технологические новации были связаны с типографией Гутенберга.

Долгое время первая Библия почиталась как первая печатная книга вообще. Она по праву является первой книгой, ибо книги, выходившие ранее, по своему объёму, скорее, заслуживают название брошюр. Кроме того это первая книга дошедшая до нас целиком, притом с довольно большим количеством экземпляров, тогда как все предшествующие ей сохранились лишь во фрагментах. По своему оформлению она принадлежит к числу прекраснейших книг всех веков. Всего таких книг было 180: Гутенберг напечатал 180 экземпляров Библии, из них 45 - на пергаменте, остальные - на итальянской бумаге с водяными знаками. И хотя это не первая инкунабула, среди других первопечатных изданий ее выделяет исключительное качество оформления. До наших дней в полном своем содержании сохранилась всего 21 книга. $ 25-35 млн. - и за какую другую книгу не уплачивались столь баснословные суммы. Первые книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года назывались инкунабулами (от лат. incunabula - "колыбель", "начало") . Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100 - 300 экземпляров.

Однако, в самый разгар работ над Библией, Фуст потребовал возврата ссуды. Вследствие невозможности оплатить большую часть долга возникло судебное разбирательство, закончившееся трагически для Гутенберга: он лишился на только типографии, но и значительной части оборудования своей первой типографии. В составе утраченного были, по видимому, и матрицы первого гутенбергского шрифта; сам же шрифт, уже сильно сбитый, остался собственностью Гутенберга. Гениальный творческий замысел Гутенберга был закончен по-видимому одним бывший подмастерье Гутенберга - Петером Шеффером, а прибыль, полученная после выхода в свет Библии, потекла в карман Иоганна Фуста. Вскоре Шеффер стал зятем Фуста, женившись на его единственной дочери Кристине. Теперь типография носила их имена "Fust und Schöffer" (Фуст и Шёффер). Шефферу приписываются такие нововведения в книгопечатании, как датировка книг, издательская марка (printer’s mark), греческий шрифт, печатание цветными красками. Шеффер сплавил свинец с сурьмой и получил типографский гарт (от hart - твердый (нем.), и осуществил переход от глиняных (крупных, лепных) форм, которые использовал его учитель Гутенберг, к медным формам. У Шёффера с Кристиной было четверо сыновей, продолживших семейное дело, в его честь до сих пор в Майнце выпускается пшеничное пиво "Schöfferhofer".

Таким образом Гутенберг утратил монополию на своё изобретение. При таких условиях он не мог выдержать конкуренции своего богатого соперника и, выпустив несколько небольших книг, вынужден был закрыть типографию. Возобновить печатания ему удалось лишь на краткий срок, в 1460-1462 годах. После разграбления и пожара Майнца 28 октября 1462 года, Гутенберг не выступал более в роли печатника. 17 января 1465 г. архиепископ Майнца Адольф II Нассауский назначил пожизненно Гутенбергу поместье, придворное платье, 2180 мер зерна и 2000 литров вина. Гутенберг скончался в умер 3 февраля 1468 года и схоронен в Майнце в церки францисканцов.

Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые цены на книги и рентабельность работы. Книгопечатание лишало заработка в первую очередь монахов-переписчиков. Не пострадали только переплетчики. Иоганн Гутенберг и другие ранние типографы чаще всего выпускали книги непереплетенными, об этом надлежало заботиться читателям. Проблем с этим не было, ибо переплетные мастерские существовали в каждом более или менее крупном городе.

Монахам ничего не стоило объявить изобретение Гутенберга творение дьяволом, а изобретателя - прислужником сатаны. Что такая опасность для Гутенберга была вполне реальной, доказывает сожжение в Кёльне первых экземпляров печатной библии, как дело рук сатаны. Книгопечатание принесло с собой десакрализацию "священной книги": отныне Библия общедоступна и может быть изучена самостоятельно, без комментария священника, и этого достаточно для общения с Богом. "Книгу творения" можно стало не просто восхищенно созерцать, строго соблюдая церковные наставления, но активно и самостоятельно исследовать.

Гутенберг рассек ремесленное единство простейшей печати на отдельные специализированные виды работы: изготовление шрифта, набор и печать. Это изобретение совершенно изменило технику печати и перестроило структуру печатного процесса.

Слава творца одного из гениальнейших искусств должна принадлежать человеку, посвятившему всю свою жизнь тому, чтобы довести до конца свое дело, чтобы создать впервые типографию и книгу.

В качестве метода печати на ткани, самые ранние сохранившиеся образцы являются китайскими и датируются ранее 220 года н. э. Ближайшие по времени западные образцы относятся к IV веку, и принадлежат Древнему Египту эпохи римского управления.

В Восточной Азии

Самые ранние сохранившиеся гравюры происходят из Китая эпохи династии Хань (до 220 года н. э.), они использовались для оттиска на шёлке трёхцветных изображений цветов, а самый ранний пример гравюры на бумаге, также китайский, относится в середине седьмого столетия.

В девятом веке печать на бумаге уже профессионально практиковалась, именно этим периодом датирована первая сохранившаяся полная печатная книга - Алмазная сутра (находящаяся ныне в Британской библиотеке). В десятом веке, были напечатаны 400 тысяч копий некоторых сутр и картин, выходила конфуцианская классика. Опытный печатник за день мог напечатать до 2000 листов, состоящих из двойных страниц.

Из Китая книгопечатание рано распространилось в Корее и Японии, которые также использовали китайские логограммы ; методы китайской печати также применялись в Турфане и Вьетнаме , с использованием ряда других шрифтов. Однако, в отличие от бумаги, техника книгопечатанья так никогда и не была заимствована исламским миром из стран Восточной Азии.

На Ближнем Востоке

Штучная печать на ткани появилась в римском Египте к четвёртому столетию. Ксилография , названная по-арабски «тарш», была развита в арабском Египте в IX-X столетиях, применяясь главным образом, для молитв и письменных амулетов. Есть некоторые причины полагать, что эти печатные оттиски (гравюры) были сделаны из недеревянных материалов, возможно из олова , свинца или глины . Используемые методы, кажется, имели очень мало влияния за пределами мусульманского мира. Хотя Европа приняла печать деревянной гравюры от мусульманского мира, первоначально для оттиска на ткани, техника металлической ксилографии в Европе осталась неизвестной. Позже ксилография вышла из употребления в исламской Средней Азии после того, как из Китая была перенята печать подвижного типа.

В Европе

Впервые в христианской Европе методика оттиска на ткани появилась около 1300 года. Изображения, оттиснутые на ткани для религиозных целей, могли быть довольно большими и сложными, и когда бумага стала относительно легко доступной, около 1400 года, тут же получили распространение небольшие гравюры на религиозные темы и игральные карты, напечатанные на бумаге. Массовое производство печатной бумажной продукции началось примерно с 1425 года.

Технология

Печатание производилось следующим образом: на деревянных козлах, на которых вырезались выпуклые буквы , наносили жидкую краску, затем сверху накладывали лист бумаги и тёрли мягкой щёткой. Этот способ печати, употреблявшийся и в Средние века нидерландскими печатниками на деревянных печатных досках, сохранился в Китае до начала XX века ; попытка иезуитов-миссионеров в XVII веке вырезать слова из меди не привилась.

Наборный шрифт

История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге .

Именно в этой книге, имевшей полное название Lettera Apologetica dell’Esercitato accademico della Crusca contenente la difesa del libro intitolato Lettere di una Peruana per rispetto alla supposizione de" Quipu scritta dalla Duchessa di S*** e dalla medesima fatta pubblicare , использовано 40 «ключевых слов » якобы древней системы записи Инков. Ключевые слова в кипу были раскрашены разными цветами и имели форму круга. Метод цветной печати был неизвестен на то время и изобретён самим Раймондо .

Как видно, именно Мадам де Графиньи (графиня S***) и князя Раймондо де Сангро (являлся академиком де ла Круска) имел в виду Одриосола.

Опубликование князем книги La Lettera Apologetica , содержавшей опасные еретические мысли, привело к отлучению Раймондо де Сангро от Церкви папой Бенедиктом XIV в 1752 году .

Литература

Дореволюционная литература

  • Wetter J. Kritische Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst. - Meinz, 1836.
  • Schaab . Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst. - 2. Ausg. - Meinz, 1855.
  • Bernard Ang. De l’origine et des débuts de l’imprimerie en Europe. - P. , 1853.
  • Sotheby . Principia typographica. - L. , 1858.
  • Dupont P. Histoire de l’imprimerie. - P. , 1869.
  • Bigmore и Wyman . Bibliography of printing. - L. , 1880-84.
  • Didot A. F. Histoire de la typographie. / Extrait de l’Encyclopédie moderne. - P. , 1882.
  • De Vinne . The invention of printing. - 2nd ed. - N. Y. , 1878.
  • Голике Р. Р. Сборник снимков с славяно-русских старопечатных книг. - СПб. , 1895.
  • Шибанов П. Каталог русских и славянских книг, напечатанных вне Москвы и Петербурга с основания типографий до новейшего времени. - М ., 1883.
  • Старопечатные славянские издания // Вестник славянства. - Вып. X. - 1895.
  • Остроглазов . Книжные редкости // Русский архив. - 1891. - № 8, 9.
  • Голубев . О начале книгопечатания в Киеве // Киевская старина. - 1886. - № 6.
  • Ляхницкий . Начало книгопечатания в России. - СПб. , 1883.
  • Лихачев Н. Документы о печатании книг и грамот в 1694 г. - СПб. , 1894.
  • Лихачев Н. Книгопечатание в Казани за первое пятидесятилетие существования в этом городе типографий. - СПб. , 1895.
  • Карамышев И. Краткие исторические сведения о СПб. типографиях.
  • Божерянов И. Исторический очерк русского книгопечатного дела. - СПб. , 1895.
  • Владимиров П. В. Начало славянского и русского книгопечатания в XV-XVI вв. - К. , 1894.
  • Собко, «Ян Галлер» // Журнал Мин. нар. просв., 1883, № 11;
  • Петрушевич А. С. Иван Фёдоров, русский первопечатник. - Льв ., 1883.
  • Пташицкий О. Л. Иван Фёдоров, русский первопечатник. // Русская старина. - 1884. - № 3.
  • Дринов М. Првата Блгарска типография в Солун и некои от напечатанише в нея книги. - 1890.
  • Обзор I Всерос. выставки печатного дела. - СПб. , 1895; 34.

Современная литература на русском языке

Основная учебная и справочная

  1. Баренбаум И. Е., Шомракова И. А. Всеобщая история книги. - СПб. , 2005.
  2. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги: Древний мир, Средневековье, Возрождение. - М ., 1988.
  3. История книги / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. - М ., 2001 (первое издание: М ., 1999).
  4. Ростовцев Е. А. История книжного дела. Учеб. пособие. - СПб. , 2007-2011. - Ч. 1-3.
  5. Книга. Энциклопедия. - М ., 1999. (Книговедение. Энциклопедический словарь. - М ., 1982. - первое издание)

Избранная научная

  • Аронов В. Р. Эльзевиры. - М ., 1965.
  • Баренбаум И. Е. Книжный Петербург. - СПб. , 2000.
  • Баренбаум И. Е. Штурманы грядущей бури. Н. А. Серно-Соловьевич, Н. А. Баллин, А. А. Черкесов. - М ., 1987.
  • Баркер Р., Эскарп Р. Жажда чтения. - М ., 1979.
  • Белов С. В., Толстяков А. П. Русские издатели конца XIX - начала XX века. - Л. , 1976.
  • Блюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора 1929-1953. - СПб. , 2000.
  • Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. - СПб. , 1995.
  • Варбанец Н. В. Иоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. - М ., 1980.
  • Васильев В. Г. Издательская деятельность Академии наук в её историческом развитии (от зарождения до наших дней). - М ., 1999. - Кн. 1-2.
  • Верещагин Е. М. Христианская книжность Древней Руси. - М .,1996.
  • Вздорнов Г. И. Искусство книги Древней Руси. Рукописная книга Северо-восточной Руси. - М ., 1980.
  • Волкова В. Н. Сибирское книгоиздание второй половины XIX в. - Новосибирск, 1995.
  • Володихин Д. М. Книжность и просвещение в Московском государстве XVII в. - М ., 1993.
  • Вольман Б. Русские нотные издания XIX - начала XX вв. - Л. , 1970.
  • Герчук Ю. Я. Эпоха политпажей. Русское типографское искусство. - М ., 1982.
  • Динерштейн Е. А. А. С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. - М ., 1998.
  • Динерштейн Е. А. Издательское дело в первые годы Советской власти. - М ., 1971.
  • Динерштейн Е. А. «Фабрикант» читателей: А. Ф. Маркс. - М ., 1986.
  • Динерштейн Е. А. И. Д. Сытин. - М ., 1983.
  • Дуров В. А. Книга в семье Романовых. - М ., 2000.
  • Ершова Г. Г. Майя: тайны древнего письма. - М ., 2004.
  • Заболотских Б. В. Книжная Москва. - М ., 1990.
  • Завадская Е. В. Японское искусство книги (VII-XIX вв.) - М ., 1986.
  • Ильина Т. В. Декоративное оформление древнерусских книг. Новгород и Псков. XII-XV вв. - Л. , 1978.
  • Каждан А. П. Книга и писатель в Византии. - М ., 1973.
  • Кельнер В. Е. Очерки по истории русско-еврейского книжного дела во второй половине XIX - начале XX века. - СПб. , 2003.
  • Кестнер И. Иоганн Гутенберг. - Льв ., 1987.
  • Киселева Л. И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XV вв. - Л. , 1985.
  • Киселева М. С. Учение книжное: текст и контекст древнерусской книжности. - М ., 2000.
  • Кишкин Л. С. Честный, добрый, простодушный…: Труды и дни А. Ф. Смирдина. - М ., 1995.
  • Клейменова Р. Н. Книжная Москва первой половины XIX века. - М ., 1991.
  • Королев Д. Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX - начала XX веков. - СПб. , 1999.
  • Куприянова Т. Г. Первая династия российских издателей. - М ., 2001.
  • Куприянова Т. Г. Печатный двор при Петре I. - М ., 1999.
  • Кьера Эдвард . Они писали на глине. - М ., 1984.
  • Лазурский В. В. Альд и альдины. - М ., 1977.
  • Левшун Л. В. История восточно-славянского книжного слова. XI-XVII вв. - Мн. , 2001.
  • Леликова Н. К. Становление и развитие книговедческой и биографической наук в России в XIX - первой половине XX века. - СПб. , 2004.
  • Лихачева В. Д. Искусство книги. Константинополь XI в. - М ., 1976.
  • Луппов С. П. Книга в России в XVII в. - Л. , 1970.
  • Луппов С. П. Книга в России в первой четверти XVIII в. - Л. , 1973.
  • Луппов С. П. Книга в России в послепетровское время. - Л. , 1976.
  • Ляхов В. Н. Искусство книги. - М ., 1978.
  • Ляхов В. Н. Очерки теории искусства книги. - {[М.}}, 1971.
  • Мартынов И. Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. - М ., 1981.
  • Мигонь К. Наука о книге. - М ., 1991.
  • Москаленко В. В. Книгоиздание США. Организация, экономика, распространение. - М ., 1976.
  • Мыльников А. С. Чешская книга. Очерки истории. - М ., 1971.
  • Назаров А. И. Октябрь и книга. Создание советских издательств и формирование массового читателя. 1917-23. - М ., 1968.
  • Накорякова К. М. Редакторское мастерство в России. XVI-XIX вв. Опыт и проблемы. - М ., 1973.
  • Немировский Е. Л. Иван Федоров. - М ., 1985.
  • Немировский Е. Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. - М ., 2000.
  • Немировский Е. Л. Начало книгопечатания на Украине. - М ., 1974.
  • Немировский Е. Л. Начало славянского книгопечатания. - М ., 1971.
  • Немировский Е. Л. История славянского кирилловского книгопечатания XV - начала XVII века. - Шаблон:M., 2003.
  • Немировский Е. Л. Иван Федоров. Начало книгопечатания на Руси: Описание изданий и указатель литературы: К 500-летию со дня рождения великого русского просветителя. - М ., 2010.
  • Пайчадзе С. А. Книжное дело на Дальнем Востоке: Дооктябрьский период. - Новосибирск, 1991.
  • Рассудовская Н. М. Издатель Ф. Ф. Павленков (1839-1900). Очерк жизни и деятельности. - М .,1960.
  • Рафиков А. Х. Очерки истории книгопечатания Турции. - Л. , 1973.
  • Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX в. - М ., 1991.
  • Розов Н. Н. Книга в России в XV в. - Л. , 1981.
  • Розов Н. Н. Книга Древней Руси (XI-XIV вв.) - М ., 1977.
  • Романова В. Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XIII-XV вв. - М ., 1975.
  • Самарин А. Ю. Читатель в России во второй половине XVIII в. (по спискам подписчиков). - М ., 2000.
  • Сапунов Б. В. Книга в России в XI-XIII вв. - Л. , 1978.
  • Терентьев-Катанский А. П. С Востока на Запад. Из истории книгопечатания в странах Центральной Азии. - М ., 1990.
  • Толстяков А. П. Люди мысли и добра. Русские издатели К. Т. Солдатенков и Н. П. Поляков. - М ., 1984.
  • Функе Ф. Книговедение: исторический обзор книжного дела. - М ., 1982.
  • Халидов А. Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. - М ., 1985.
  • Червинский М. Система книги. Зберский Т. Семиотика книги. - М ., 1981.
  • Шматов В. Ф. Искусство книги Франциска Скорины. - М ., 1990.
  • Шустова Ю. Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): источниковедческое исследование. - М ., 2009.
  • Якерсон С. М. Еврейская средневековая книга: кодикологические, палеографические и книговедческие аспекты. - М ., 2003.

Первые книги переписывались от руки, что являлось весьма трудоемким процессом и занимало много времени. Впервые печатные книги появились в IX веке в Древнем Китае. Печатание книг производилось с печатных досок. Вначале на прямоугольную доску из дерева твердых пород наносили рисунок или текст. Затем острым ножом вырезали вглубь места, не подлежавшие печатанию. На доске получалось выпуклое изображение, которое покрывали краской. Краску изготавливали из сажи, смешанной с олифой. К покрытой краской доске прижимали лист бумаги, в результате получался оттиск — гравюра. Затем доску вновь покрывали краской и делали новый оттиск. Кстати, согласно дошедшим до нас сведениям, уже в XI веке в Китае кузнец Би-Шэн изобрел способ набора печатного текста глиняными подвижными литерами. Для этой цели он изготавливал из глины буквы или рисунки и обжигал их.

В Корее процесс печатания с наборных литер был значительно усовершенствован и в XIII веке вместо глиняных литер стали использоваться бронзовые. Книги, напечатанные в Корее в XV веке с помощью бронзовых литер, сохранились до наших дней. Позже печатание с наборных литер распространилось в Японии и Средней Азии.

В середине XIV — начале XV веков в Западной Европе быстрыми темпами идет переход от ремесел к мануфактуре, успешно закладываются и развиваются основы мировой торговли. начинает быстро заменять рукописный способ размножения книг. В Европе, как и в Древнем Китае, первые книги печатались с досок, на которых вырезался текст и рисунки. Напечатанные таким способом книги были небольшими по объему. Первыми печатными книгами, имевшими большую популярность, были: «Библия бедных», «Зеркало человеческого спасения», «Жизнь и страсти Христа». Большим спросом пользовались и небольшие учебники по грамматике, латинской грамматике и другие. Таким способом печатались игральные карты, дешевые картины, календари. Вначале печатали лишь на одной стороне листа, со временем стали печатать с обеих сторон. Недорогие книги приобретали со временем все большую популярность и пользовались большим спросом.

Однако печатание с досок является долгим и трудоемким процессом. Он не может полностью удовлетворить потребности общества, доска используется для печатания одной конкретной книги, такой способ становится невыгодным экономически. На смену приходит способ книгопечатания с помощью подвижных букв, которые можно использовать долгие годы для набора абсолютно разных книг. Книгопечатание с подвижных наборных литер в Европе изобрел немец Иоганн Гутенберг. Выходец из старинного дворянского рода Гонцфлейшей в 1420 году он покинул родной город Майнц и занялся ремеслом, взяв фамилию матери — Гутенберг. Иоганн Гутенберг применил для печати формы, которые собирались из отдельных наборных металлических литер.

Для изготовления литер Гутенберг изобрел специальный сплав из свинца олова и сурьмы. Сплав заливался в матрицу из мягкого металла, в которой были выдавлены углубления в форме букв. После того, как сплав остывал, буквы-литеры извлекались из матрицы и хранились в наборных кассах. Теперь форму для любой страницы можно было собрать в течение нескольких минут из хранившихся в наборных кассах отлитых литер. Гутенбергом были изобретены водостойкие чернила. Но главной заслугой Гутенберга явилось изобретение способа создания изменяющихся, быстро и легко собираемых, универсальных печатных форм. Условной датой книгопечатания в Европе таким способом считается 1440 год. Первыми книгами стали календари и грамматика Доната. В 1455 году Гутенберг издал первую печатную Библию, насчитывавшую 1286 страниц.

Гутенберговская технология книгопечатания оставалась практически неизменной до конца XVIII века. Для печатания был изобретен ручной печатный станок. Это был ручной пресс, в котором соединялись между собой две горизонтальные плоскости. На одной плоскости располагался наборный шрифт, к другой плоскости крепилась бумага. Книгопечатание таким способом стремительно распространилось в Европе, в разных городах появлялись типографии. С 1440 по 1500 годы было издано более 30 тысяч разных названий книг.