Сучкова Марина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Шахтинская специальная школа-интернат № 16
Населённый пункт: г. Шахты Ростовская область
Наименование материала: Тренинг
Тема: Тренинг для педагогов: "В сказочном царстве моей души"
Дата публикации: 16.05.2016
Раздел: среднее образование

Тренинг с учителями по профилактике

эмоционального выгорания

«В сказочном царстве моей души»
Разработала и провела: педагог-психолог высшей квалификационной категории М.А. Сучкова

Цель тренинга
: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.
Задачи тренинга
:  актуализировать процесс самоанализа сотрудников;  научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;  оптимизировать самооценку педагогов;  снять эмоциональное напряжение;  через проекцию в сказочные персонажи, выявить и актуализовать собственные ресурсы;  сформировать позитивное мышление учите лей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Материалы и оборудование
:  интерактивная доска, проектор или компьютер (ноутбук) для демонстрации слайдовой презентации и флеш тренинга;  карточки с незаконченными фразами для про ведения упражнения «Закончи предложение»;  калоши, желательно цветные и большого размера к упражнению «Калоши счастья» и карточки с ситуациями;  рефлексивный набор (чемодан, мясорубка, мусорная корзина);  бланки для арттерапии;  текст сказочного теста;  пастель и ватман для «общего рисунка»;  воздушные шары и маркеры.
Время проведения:
приблизительно 1,5 часа. Общее время зависит от количества участников.
Разминка

Перевоплощение. Выбрать себе сказочный псевдоним и атрибут.

(наряд) (бейджики)

1.Разминка 2 «Сказочный город»

Инструкция:
«Жители сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, с каждым боем часов они здороваются друг с другом разными частями тела и каждый раз разными способами».
Цель
: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
2. Упражнение «Человек к человеку»

Цель:
Установление контакта между участниками, раскрепощение, снятие напряжения.

3. Упражнение «Закончи предложение».

Цель
: это упражнение интересно именно с точки зрения вербализации и осознания проблем педагога, поскольку эти два сопутствующих процесса помогают участникам «выговориться» и создать чувство общности, что конечно же способствует «выходу эмоций». Совместное обсуждение проблем сближает и, таким образом, помогает эмоционально разрядиться в безопасной для педагогов обстановке.  Мое лучшее качество…  Страна, в которую я хотел(а) бы съездить ….  Хочу, чтобы в нашей школе …  Люблю проводить свободное время….  В новом году ….  Когда я слышу звонок на урок…  Когда я разговариваю с родителями…  Что мне нравится в людях...  Мое педагогическое кредо заключается в том, что...  Мне в моей работе бывает трудно…  Хороший учитель - это человек который...  Самое главное в жизни…  Мне не хватает…  Я часто мечтаю о …  Если бы у меня была волшебная палочка…
4.Кем бы могли работать в наши дни:
 волк из сказки «Волк и семеро козлят» – пародист;  Красная Шапочка – социальный работник;  кот Матроскин (герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино») – предприниматель, животновод;  Карлсон – герой мультфильма «Малыш и Карлсон»– детский аниматор, педагог-организатор;  кот Леопольд – психотерапевт, психолог;  Дуремар («Сказка о золотом ключике») – гирудотерапевт;  Золушка – технический персонал  Шахерезада сказка «Тысяча и одна ночь» – сказкотерапевт.
А какой сказочный герой мог бы работать учителем? Почему?

5.Общий рисунок «Наша сказочная страна-школа»

6.Тест «Путешествие» (в тетради)
Вы идете по лесу. (Какой он: светлый, темный, густой, березовый, с ягодами, грибами) Какое время года? Какая погода? Есть ли ветер? Вы одна или с кем – то? Что вы делаете в лесу? Вы вышли на полянку и видите родник. Будете ли пить из него? Вдруг появляется животное. Кто это? Что оно будет делать? Вы идете дальше. Впереди река. Какая она? Вы оказываетесь на другой стороне и видите дом. Какой он?(большой или маленький, из какого материала, яркий или невзрачный) Хочется ли вам войти в него? Вы подошли. В доме есть дверь? На двери висит табличка, на ней рисунок или надпись? Что там? (что нарисовано или написано) Вы заходите в дом. Оглянитесь вокруг. Какие комнаты есть в доме? Есть ли комната принадлежащая только вам. Что в центре это комнаты. Вы пойдете в подвал? Опишите что там лежит, кто живет? А на чердак? Опишите что там. Хочется ли в доме что-либо переделать, улучшить? Одна комната в доме совершенно белая, без окон, мебели. Вы зашли и дверь заперлась, что вы чувствуете, что будете делать? Вы выходите из дома и идете по тропинке. Перед вами забор, как вы окажетесь на другой стороне. Наконец тропинка выводит вас к морю, над морем носятся чайки. Как они себя ведут? В море вы видите корабль, какой он, он далеко от берега?, вы будете до него добираться? Ваше путешествие окончилось и вы возвращаетесь с радостью и удовлетворением. Что запомнилось больше всего? (интерпретация) Лес-символ жизни, движения по жизни. Потеряться - потеряться в жизни) Родник-новое, источник знаний. Саморазвитие. Животное - как видишь других людей (кто первым идет на контакт) Река - препятствие (как преодолевает) Дом- проекция внутреннего мира. Размер - статус Фасад - имидж. Переделать - перспектива роста. Дверь - впускает ли в свою жизнь. Табличка - под каким девизом живет, как себя воспринимаем и позицианируем. Подвал - бессознательное. Чердак - сверх ЭГО.(запреты, морали)
Белая комната - восприятие смерти. Забор -препятствие. Море - бессознательное. Корабль - заветная мечта. Чайки - родственники.
7.Волшебные шарики
(написать на шариках все, что вам надоело, раздражает, злит, вызывает негативные эмоции, и по сигналу лопнем шарики)
8. Упражнение «Калоши счастья»
(10 мин.)
Цель
: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование
: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями,
Инструкция
. У Андерсена есть сказка с названием Калоши счастья». В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека- оптимиста.
Ожидаемый результат
: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными

вариантами ответов к игре «Калоши счастья»

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок. В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше. 
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками. Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.
Можно сэкономить на чем-то. Можно теперь сесть на диету. 
По дороге на работу вы сломали каблук.
Хороший повод купить новые сапоги. 
Большинство ваших учеников написали контрольную очень

слабо.
Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили. 
Вы внезапно заболели.
Хороший повод отдохнуть. Заняться наконец-то своим здоровьем. 
Вас бросил муж.
Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя. Больше времени на хобби. 
Вы попали под сокращение.
Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности. Новый коллектив, новые перспективы. Каким бы сказочным героем мы себя не представляли или не чувствовали, мы все-таки остаемся людьми, которые постоянно подвержены стрессам.
9. Флештренинг
13 шагов борьбы со стрессом
10.Проективный рисуночный тест «Необитаемый остров»
Итак, перед вами небольшой, совершенно необитаемый островок в океане и одинокая, растущая на нем пальма. Ваша задача – «оживить» картинку, придать ей законченный вид. Перерисуйте ее на листок бумаги и изобразите на ней человека, солнце и корабль. Если есть такое желание, можно дополнить рисунок и другими деталями, но это уже - на ваше усмотрение.
Обсуждаем результаты

Солнце
– это символ нашей жизненной энергии. Если нарисованное вами небесное светило сияет высоко в небе – то и вы находитесь «в зените». Но чем сильнее оно склоняется к горизонту, тем меньше вы ощущаете в себе жизненных сил.

Изображенный вами закат
– признак того, что пришла пора срочно что- то менять: сделать перерыв в работе, развеяться, получить новые впечатления…
Нарисовали рассвет?
Возможно, совсем недавно вы были не в лучшей форме, но сейчас - уже снова на подъеме. И очень скоро вновь будете бодры и полны энергии.
Человечек
, которого вы нарисовали – вы сама. Какой он? Каково его настроение в настоящий момент? Выражение лица? Впал ли он в отчаяние, оказавшись заброшенным судьбой в столь уединенный уголок? Или, наоборот – блаженно раскинулся под солнышком и радуется жизни? Если он наслаждается одиночеством или увлеченно занимается каким-то интересным для него делом - то и вы довольны тем, что с вами сейчас происходит. В вашей душе царят спокойствие и умиротворение. Если же созданный вашим воображением островитянин чувствует себя в одиночестве неуютно, то и вам, вероятно, не хватает общения и дружеской поддержки. Корабль – это возможность изменить свою жизнь. Хотите вы этого или вас вполне устраивает реальное положение дел? Судите сами. Если изображенный вами человек старается, во что бы то ни стало, попасть на плавающее транспортное средство - машет руками, подает команду SOS, устремляется к судну вплавь – вы испытываете острое желание что-то поменять в своей судьбе. Возможно, ваши надежды на лучшее будущее связаны с окружающими: вы ищете общения и надеетесь, что близкие и знакомые помогут вам осуществить заветные мечты. Если же он не обращает на корабль никакого внимания, то сложившаяся в данный момент в вашей жизни ситуация вас вполне устраивает. К общению вы особенно не стремитесь: может, достаточно сдержаны и закрыты от природы, а может, просто немного устали от людей?
Вода
– это наша связь с окружающим миром. Если главный герой вашего рисунка не боится воды, то и у вас наверняка нет проблем в установлении контактов с окружающими. И, конечно, обратите внимание на дополнительные, изображенные вами детали, если таковые имеются.
Рефлексия
. ТЕХНОЛОГИЯ "ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА" Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
На желтом листочке
, который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.

На синем листочке
– то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату.
Серый листок
– это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка". Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

Тренинговое занятие для педагогов

Тема «Давайте в жизни искать позитив»

Жизнь одна, но в ней порой причудливо переплетено позитивное и негативное.

Достойно принимать превратности судьбы и хранить её счастливые моменты – простая премудрость жизни.

Дина Дин

Цель: Формирование позитивного мышления

Задачи:

    Создать положительные эмоций и снять напряжения;

    Формировать умение управлять своим настроением;

    Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости

    Формирование оптимистического отношения к жизни.

    Научить эффективно, использовать способы снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.

Материалы:

    бланк с изображением шести домиков, названиями шести чувств и силуэтом человека

    цветные карандаши

    бумага для рисования

    релаксационная музыка

    перья птиц

    стекляшки

    массажные мячики-ежики

    пластмассовые цветные шарики

    электронная презентация к занятию.

Ход занятия

Слайд 2

Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему. Но почему на одно событие люди реагируют по-разному? Одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях.

Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое, если не все, определяет наш выбор. Выбор нас делает неповторимым. Именно он определяет нашу судьбу.

Что мы можем выбрать:

    то во что мы верим;

    кем мы станем;

    что мы говорим;

    как относимся к другим;

    как реагируем на события;

    с каким настроением живем и учим.

Наше сегодняшнее занятие и посвящено позитивному мышлению, а именно умению учителя быть эмоционально устойчивым.

Но вначале я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Приветствие».

Слайд 3

Упражнение «Приветствие»

Каждый участник приветствует коллег сразу 1 пальцем, затем 2-мя, 3,4 и полноценные аплодисменты

Слайд 4

Упражнение «Гороскоп эмоций»

На слайде картинки перья птиц, стекляшки, массажные мячики-ежики, пластмассовые цветные шарики.

Участникам тренинга предлагается выбрать, 1 предмет, который им больше всего

понравился или привлек их внимание.

Интерпретация:

    Вы выбрали перо! Вы легки на подъем; общительные, хорошие слушатели; нежные и ласковые, впечатлительные и тонкие натуры; готовы любого поддержать в трудную минуту и рассмешить, поднять настроение; вы с чувством юмора.

    Кто выбрал стеклянный камешек – у вас всегда все гладко, да сладко; вы открыты душой, легки в общении, гибкие натуры; не подвержены чужому влиянию; гламурные, изящные и хорошо разбираетесь в моде.

    Если вы выбрали мячики-ежики – вы загадочные и привлекательные натуры; шустрые, энергичные и веселые; не даете себя в обиду, можете постоять за себя; заботитесь о своем драгоценном здоровье; вы легко справляетесь с любой ситуацией, всегда найдете выход.

    У кого оказались цветные шарики – это значит, что вы веселые и бодрые, жизнерадостные и энергичные; открытые, добрые и доверчивые; общительные; вы всегда впереди, стремитесь к победе; вас везде замечают; с вами вместе – всегда праздник, вы душа компании.

Вот и познакомились!!!

Слайд 5

Упражнение «Откровенно говоря» (5–7 мин.) Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

    Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…

    Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…

    Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

    Откровенно говоря, когда я волнуюсь..

    Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…

    Откровенно говоря, когда я прихожу на урок…

    Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

    Откровенно говоря, когда ко здоровье…

    Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…

    Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

    Откровенно говоря, после рабочего дня…

    Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…

    Откровенно говоря, когда я выставляю оценки…

    Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…

    Откровенно говоря, когда я слышу звонок на урок…

    Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

    Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

    Откровенно говоря, неприятности на работе…

    Откровенно говоря, успехи на работемне на урок приходят родители…

    Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят завучи или методисты…

    Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...

    Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

    Откровенно говоря, когда я провожу свой урок…

    Откровенно говоря, когда работа с детьми…

    Откровенно говоря, моя работа…

    Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

    Откровенно говоря, мое настроение улучшается

Слайд 6

Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.) РАБОТА В ПАРАХ

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 2, 3).

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Я буду предлагать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

    Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

    В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

    Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

    Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

    Можно сэкономить на чем-то.

    Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

    Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

    Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

    Хороший повод отдохнуть.

    Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

    Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

    Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

    Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

    Новый коллектив, новые перспективы.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Слайд 7.

Упражнение «Плюс-минус» (10 мин.) 2 группы

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета - плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось - плюсов педагогической деятельности или минусов - и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

В жизни каждого из нас бывают моменты, когда кажется, что мир рухнул. Причин для этого может быть великое множество: сезонная депрессия, неудачи в личной жизни, проблемы со здоровьем или хроническая усталость. Что помогает человеку справляться с трудными ситуациями в жизни, переживать неудачи с меньшими душевными потрясениями? Что заставляет думать о любых преградах возникающих на пути как о посильных, о легко преодолимых? Что рисует на лице человека улыбку, которая остается даже в трудные моменты его жизни?

Оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов! Позитивный настрой улучшает работоспособность и влияет, как на физическое, так и на душевное самочувствие человека. Позитивное настроение рождает уверенность в себе. К позитивно настроенным людям тянутся окружающие.

Так с помощью, каких приемов настроить себя на позитив? Вот об этом сейчас мы с вами и поговорим.

Создание и сохранение положительного настроя в жизненных ситуациях

Способов великое множество. Мы сегодня с Вами поговорим о некоторых из них.

Слайд 8

Упражнение «Звуки музыки»

Все знают, что музыка создает настроение. Вспомните и скажите, пожалуйста, какие музыкальные произведения поднимают ваше настроение.

Мы видим, что у каждого у нас свое музыкальное произведение, которое способно поднять нам настроение, не следует забывать об этом, когда нам бывает грустно или плохо.

Сейчас я вам предлагаю прослушать одно из произведений взять листок бумаги и на нем выразить те чувства, которые вы испытали во время прослушивания данного музыкального произведения

Через 3- 5 минут психолог предлагает представить друг другу то, что удалось создать.

Слайд 9

Упражнение релаксация

Еще один из способов успокоится это релаксация, вот сейчас я вам предлагаю одно из релаксационных упражнений

Слайд 10

Как говорил Оскар Уайльд «Жизнь – слишком серьезная штука, чтобы воспринимать ее слишком серьезно».

Научитесь брать от жизни ВСЕ!! Овладейте искусством быть счастливым, а для этого: Слайд 11

    Нужно иметь перед собой цель и стремиться к ней

    Нужно уметь всегда улыбаться

    Нужно уметь делить радости с другими

    Нужно получать удовольствие от помощи людям

    Нужно быть немного ребёнком

    Нужно уметь сходиться с разными людьми

    Нужно обладать чувством юмора

    Уметь оставаться спокойным в сложных ситуациях

    Необходимо уметь прощать

    Иметь несколько сердечных друзей

    Уметь сотрудничать с людьми и получать от этого удовольствие

    Быть счастливым в семейном кругу

    Обладать высокой самоуверенностью

    Нужно уважать слабых

    Иногда нужно позволять себе расслабиться

    Необходимо быть смелым и решительным

    И самый главный секрет – УЛЫБАЙТЕСЬ. И тогда мир улыбнется вам в ответ

Слайд 29

«Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир»- говорил Ф. Ларошфуко

Все в ваших руках уважаемые коллеги. Дерзайте! И будьте счастливы!

Упражнение «Моя аффирмация»

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями - аффирмациями (см. приложение 5).

Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Пусть дэта аффирмация станет вашим девизом, если не пожизни, то хотя бы до конца учебного года. Договорились

У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!

Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!

Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!

Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!

Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!

Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!

У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!

У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!

Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!

Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!

Я ВЕРЮ В СЕБЯ!

МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!

Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!

Я СЧАСТЛИВА!

Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!

СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!

МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!

ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!

Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!

Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!

Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!

У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!

МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только воспитательная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов. Выполняя упражнения, участники тренинга познают причины и особенности своего поведения, учатся понимать других людей. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, овладению знаниями, приемами, механизмами коммуникативной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя для себя»

Цель тренинга: создать условия способствующие развитию коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения, участники тренинга познают причины и особенности своего поведения, учатся понимать других людей. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, овладению знаниями, приемами, механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи:

  • Повышать коммуникативные навыки педагогов;
  • Снять мышечное напряжение;
  • Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
  • Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;
  • Повышать самооценку педагогов;
  • Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех;

Ход занятия

Вступление

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только воспитательная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов. А чтоб этого не произошло, мы предлагаем вам активно поучаствовать в тренинге.

Приветствие

1. Упражнение «Мне приятно тебе сказать»

Приветствие друг с другом начинается с фразы «Здравствуй, мне приятно тебе сказать…» Участник вправе закончить фразу по своему усмотрению. Нужно постараться найти несколько теплых слов для каждого человека.

Основная часть

2. Упражнение Восточный рынок

Ведущий: Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке “Али-Баба и сорок разбойников”? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание “восточный рынок”?

Крики…

Запах еды…пряностей…

Яркость, буйство красок…

Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…

Замечательно! Вот так, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но, сперва нам необходимо подготовиться. Каждый участник получает лист бумаги. Ручку и карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем его на две половинки, их в свою очередь опять сгибаем пополам и опять разрываем. Получили по четыре куска бумаги, их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого восьмушка листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно пишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложем текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты (я обычно для этого использую непрозрачный пакет) записки сложенные тщательно перемешиваем.

Вот теперь когда, все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый вытянет из кучи записок восемь штук. Затем, в течение 5 минут, вам придется уговорами, спорами, путем обмена…найти и вернуть себе - купить все восемь листов с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросы есть? Начали! В ходе игры ведущий поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут, осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.

Обсуждение.

Что вам понравилось, а что нет - в прошедшей игре?

Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, “агрессивный маркетинг”, взаимный обмен, попытку обмануть партнера, пытались выйти сразу на всю аудиторию?

Вопрос к победителям: что Вам позволило так быстро справиться с заданием?

3. Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 2, 3).

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

  • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
  • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

  • Можно сэкономить на чем-то.
  • Можно теперь сесть на диету.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

  • Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.
  • Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж .

  • Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
  • Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

  • Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
  • Новый коллектив, новые перспективы.

По дороге на работу вы ломаете каблук

  • Сегодня мои ноги будут отдохнувшими
  • Очень хороший повод для визита в любимый магазин

Не готов дома ужин

  • Разгрузочный день для семьи
  • Есть желание приготовить что-то новое и быстрое.

Ехать проверять олимпиадные работы

  • Познакомлюсь (встречусь) с коллегами
  • Хоть 1 день пройдет вне школы

Рано просыпаюсь в выходной

  • Столько можно всего сделать за день!!!
  • И для себя любимой время останется.

4. Упражнение «Молодец!»

Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Разделиться на два круга - внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге - хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец - раз! А это ты молодец - два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.

5. Упражнение «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета - плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось - плюсов педагогической деятельности или минусов - и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

6. Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Я попрошу сейчас вас, нарисовать себя как можно красивее и признаться в любви самому себе

Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя такой, какая ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самой радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Завершение

7. Упражнение «Сердечное пожелание». Я предлагаю вам сейчас немного подумать и передать сердечное пожелание соседу слева начиная его со слов «Имя…. Я сердечно вам желаю….. », передавая при этом вот это маленькое сердечко.

8. Упражнение «Что я приобрел?»

Цель - оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.


Любовь Быстрякова
Тренинговое занятие для педагогов «Пространство позитива»

Цель: формирование позитивного мышления у участников образования.

Задачи:

Создать условия для изучения данного вопроса;

Познакомить с приемами и техниками позитивного мышления;

Гармонизировать внутреннее состояние участников мероприятия.

Материалы и оборудование: запись песни – притчи Светланы Копыловой «Окно», перья птиц, стеклянные камешки, массажные мячики-ежики, пластмассовые цветные шарики, поднос, «калоши счастья» (обычные резиновые калоши большого размера с веселым дизайном, карточки с ситуациями, рефлексивный кубик, памятки «Как избавиться от стресса», ватман, цветная бумага для принтера, ручки, клей-карандаши.

Ход мероприятия:

Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему. Но почему на одно событие люди реагируют по-разному? Одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях.

Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое, если не все, определяет наш выбор. Выбор нас делает неповторимым. Именно он определяет нашу судьбу.

Что мы можем выбрать:

То во что мы верим;

Кем мы станем;

Что мы говорим;

Как относимся к другим;

Как реагируем на события;

С каким настроением живем и учим.

Позитивное мышление – это могучая сила.

«Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир» – говорил Франсуа Ларошфуко.

Позитивное мышление позволяет вам выйти из происходящей ситуации и разочарования. Дело в том, что независимо от того, о чём вы думаете, о хороших или о плохих вещах, ваша жизнь принимает соответствующую форму. Негативные мысли могут отвлечь ваше внимание от ваших планов, тем самым сбив вас с пути. Даже нечто хорошее при плохом настроении может показаться настолько незначительным, что вы даже не замечаете этого.

Позитивное мышление может изменить всю вашу жизнь, и это не сказка, а самая, что ни есть действительность. Позитивное мышление ключ к успеху, во всех сферах жизни. Позитивные мысли помогают развить оптимистичное отношение ко всему.

Звучит песня – притча Светланы Копыловой «Окно».

Грустная, но очень поучительная притча. На мой взгляд, это притча о позитивном мышлении. Завидуя другим, мы часто не замечаем того, что происходит вокруг нас. В любой ситуации нужно искать позитив. Злость и зависть заводят людей слишком далеко.

«Мы то, что мы думаем. Мы всё, что возникает в наших мыслях. Нашей мыслью мы сотворяем мир» – говорил Будда.

В одно окно смотрели двое, а видели абсолютно разное. Вот так же и мы, на каждую проблему и ситуацию смотрим по-своему, да это, наверное, и хорошо, иначе жить бы стало неинтересно.

Игра «Гороскоп эмоций»

Цель: формирование позитивного мышления.

Задачи:

Создать положительные эмоции и снять напряжение;

Формировать умение управлять своим настроением;

Развить чувства юмора.

Материалы и оборудование: перья птиц, стеклянные камешки, массажные мячики-ежики, пластмассовые цветные шарики, поднос.

Инструкция: «Выберите, пожалуйста, 1 предмет, который вам больше всего понравился или привлек ваше внимание. Потрогайте его, запомните».

Интерпретация:

Вы выбрали перо! Вы легки на подъем; общительные, хорошие слушатели; нежные и ласковые, впечатлительные и тонкие натуры; готовы любого поддержать в трудную минуту и рассмешить, поднять настроение; вы с чувством юмора.

Кто выбрал стеклянный камешек (бусинку) – у вас всегда все гладко, да сладко; вы открыты душой, легки в общении, гибкие натуры; не подвержены чужому влиянию; гламурные, изящные и хорошо разбираетесь в моде.

Если вы выбрали мячики-ежики – вы загадочные и привлекательные натуры; шустрые, энергичные и веселые; не даете себя в обиду, можете постоять за себя; заботитесь о своем драгоценном здоровье; вы легко справляетесь с любой ситуацией, всегда найдете выход.

У кого оказались цветные шарики – это значит, что вы веселые и бодрые, жизнерадостные и энергичные; открытые, добрые и доверчивые; общительные; вы всегда впереди, стремитесь к победе; вас везде замечают; с вами вместе – всегда праздник, вы душа компании.

Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)

Цель: развитие позитивного мышления педагогов.

Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном, карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 1, 2).

Инструкция.

Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья».

У Андерсена есть сказка с таким же названием. В этой сказке Фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху.

Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача, надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат:

Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе.

Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Приложение 1

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Калоши счастья»

Заведующий отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам предстоит пройти курсы переподготовки и получить высшее дошкольное образование.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с детьми.

Вам выпала честь представлять свой детский сад на конкурсе педагогического мастерства.

Есть возможность попробовать свои силы.

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу Вы сломали каблук.

Хороший повод купить новые сапоги.

Пройдусь босиком.

Ситуация вызовет сочувствие коллег.

Большинство ваших воспитанников на открытом занятии показали себя очень слабо.

Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

Прочесть книги по ЗОЖ (здоровому образу жизни).

Вас бросил муж.

Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

Больше времени на хобби.

Возможность пересмотреть отношения и оценить чувства.

Вы попали под сокращение.

Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

Новый коллектив, новые перспективы.

У Вас возник конфликт с мамой воспитанника.

Хорошая возможность выяснить взгляды конфликтных сторон на воспитание ребенка.

Вас отправили в отпуск в ноябре.

Наконец, отдохну!

В группу поступил гиперактивный ребенок.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими воспитанниками.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с группой.

Приложение 2

Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик)

Трудно ли вам было отвечать?

Было ли для вас что-то новое?

Считаете ли вы полезным упражнение?

Открыли ли вы что-то новое для себя?

Как вы себя сейчас чувствуете?

Какие у вас сейчас ощущения?

Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.

Упражнение «Избавляемся от ненужного»

Педагог в современных условиях обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое неизбежно возникает в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только педагога, но и воспитанников. Существуют разные способы снятия стресса. Я предлагаю вам памятки «Как избавиться от стресса» (участникам раздаются памятки) .

Разные народы мира имеют свои обычаи. Среди них есть обычай на определенный праздник избавляться от всего ненужного. Дело в том, что наше физическое пространство не может вмещать бесконечно много вещей. Чтобы было место новому, необходимо избавиться от старого. Выбросив старое, мы освобождаем место для нового, которое будет радовать нас, доставлять нам удовольствие. То же происходит и с нашей душой. Мы накапливаем и сохраняем в душе радостные, светлые чувства. Но в жизни происходят, к сожалению, и неприятные для нас, печальные, подчас трагические события. Мысли о них нас долго не покидают, мешают нам идти вперед, не дают возможности радоваться жизни.

Но каждый человек хочет быть счастливым. Для того чтобы получать от жизни добрые, светлые, радостные чувства, необходимо избавиться от старого и ненужного, разрушающего нас, избавиться от душевного хлама. Чтобы поселилась радость в душе, надо освободить для нее место.

Мы напишем на бумаге все то, что мешает нам, от чего мы хотим избавиться. Но прежде чем решить, действительно ли это вам не нужно, очень хорошо подумайте. И только если вы абсолютно уверены, что хотите от этого избавиться, – запишите. Затем мы все это уничтожим. И пусть в наших душах поселятся светлые, радостные чувства.

Групповая работа «Дерево успеха»

Я предлагаю создать на ватмане всей группой композицию «Дерево успеха» с ладошками в качестве листьев. Выберите приятный для вас цвет. Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Из ваших дружественных ладошек мы и создадим «Дерево успеха».

Памятка «Как избавиться от стресса»

ПЛАН ТРЕНИНГА

    Разминка: «Пересядьте те, у кого …», «Радуга» (5 мин.)

    (5–7 мин.)

    Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)

    (15 мин.)

    Упражнение «Моя аффирмация»

    Обратная связь (заполнение анкет, зачитывание)

Упражнение «Откровенно говоря» (5–7 мин.)

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)

Цель: развитие позитивного мышления педагогов.

Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

Новый коллектив, новые перспективы.

Упражнение-медитация «Сад моей души» (15 мин.)

1-я часть упражнения

Медитативная и релаксационная визуализация.

Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.

Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации.

Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения.

Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст - медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу.

Медитация «Сад моей души»

Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.

Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.

Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.

А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.

После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.

2-я часть упражнения - арт-терапия.

Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того, что они представили, - цветок или сад.

Упражнение «Моя аффирмация»

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.

Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями - аффирмациями.

Аффирмация (от лат. affirmatio - подтверждение) - краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни.

Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка .

ПОЗИТИВНЫЕ АФФИРМАЦИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

1. Я все могу!

2. Я могу все делать хорошо!

3. В моей жизни всегда все происходит своевременно и по наилучшему сценарию.

4. Я благодарна (благодарен)

5. Вселенной за все материальные блага в моей жизни.

6. Сегодня - лучший день в моей жизни.

7. У меня есть все, что нужно, чтобы наслаждаться жизнью здесь и сейчас.

8. Я привлекаю в свою жизнь духовное и материальное благополучие.

9. У меня все хорошо и с каждым днем моя жизнь становится еще лучше!

10. Моя жизнь цветет, находясь в полной гармонии.

11. Я осознаю и ощущаю свою силу.

12. В любых ситуациях я спокоен и сосредоточен.

13. Мне всегда сопутствует удача.

Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивно го опыта; положительный настрой.

Подведение итогов семинара

Цель: шеринг - вербальная рефлексия семинара, подведение итогов.

Материалы и оборудование: анкеты «Обратная связь»

Ожидаемый результат: педагоги заполняют ан кеты, говорят, что им понравилось, а что нет, и вы сказывают свои пожелания.

Инструкция. Наш семинар подошел к концу, и вам предлагается в завершение заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно. После того как вы напишете ваши впечатления, по очереди расскажите о них.

Анкета «Обратная связь»

Что вам понравилось, было интересно?

________________________________________________________

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

________________________________________________________

________________________________________________________

Ваши пожелания

________________________________________________________

________________________________________________________