Снимать такой маленький самолетик издалека неблагодарное занятие. К тому же он не подходил особо близко к нам. Обычно пилотажники забираются высоко в небо и там крутят нечто,понятное только специалистам. Народу нужна зрелищность и желательно рядом с ними.Мне кажется,что наши спортсмены начинают это немного понимать и показывать именно то,что нужно на авиашоу,а не на соревнованиях. Для полноты рассказа о праздновании 100 летия ВВС,я включил сюда фотографии выступления многократной чемпионки мира Светланы Капаниной на Су-31м4 RF-00180(любопытно,но под этим номером еще болталась Морава на кубинке:-))). Хотя фотографии ниже плинтуса.


насколько я понимаю,это официальный сайт Светланы Капаниной
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


На исполнительном Светлана Владимировна Капанина (род. 28 декабря 1968 года) - российский пилот, семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу.

Короткий разбег и отрыв. Капанина работает лётчиком-инструктором 1-го класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого. Любопытно,а что это за пилотажная группа?
Воспитанница Курганского АСК ДОСААФ России имени дважды Героя Советского Союза К.А. Евстигнеева.

Сразу же глубокое скольжение,правильно,публику надо развлекать с самого начала. Капиталисты бы сразу кверху пузом бы пошли:-))

Сейчас конечно по фотографиям трудно восстановить действия пилота,для этого больше подходит видео,но у меня с ним пока не очень.

На самолете должно было быть установлен форсированный поршневой двигатель М9Ф мощностью 400 л.с. Воронежского машиностроительного завода (ВМЗ) и модернизированное кресло СКС-94М, обеспечивающее катапультирование через остекление фонаря кабины.

Су-31М4 изготавливается в качестве опытного образца, проводить сертификационные испытания пока не планируется. Первый полет совершил в 2009 году. Правильно я понимаю,что такой самолет всего один и последователей у него нет? Не пошел он в серию пока?

Су-31 является развитием самолёта Су-26М с использованием решений, отработанных при разработке Су-29. От Су-26М, на который очень похож внешне, отличается ещё большим применением композиционных материалов в конструкции планера (~70% против ~50%), слегка уменьшенными размерами перекомпонованного фюзеляжа и на 30кг меньшей массой. При установке двигателя М-14ПФ (400 л.с.) тяговооружённость самолёта стала достигать единицы, что позволяет выполнять "вертолётные" зависания.

Постройка первого опытного одноместного самолета Су-29Т, в дальнейшем получившего новое название Су-31, началась в 1992 г.

По конструкции планера Су-31 подобен Су-29, отличаясь несколько меньшими размерами и массой. Изменения коснулись в основном силовой установки, фонаря кабины и шасси. На нем установлен более мощный двигатель М-14ПФ мощностью 400 л.с. с трехлопастным воздушным винтом.

Топливо размещается в баке емкостью 78 л. При выполнении длительных полетов самолет может оснащаться подфюзеляжным топливным баком на 210 л или двумя крыльевыми баками емкостью 200 л.

Заходит на нас

Фонарь кабины более обтекаемый, что улучшает обзор из кабины. Спинка кресла летчика установлена под углом 35°, что позволяет хорошо подготовленным пилотам выполнять пилотаж с перегрузками +12/-10. Новое шасси повышает эксплуатационные качества самолета.

Первый полет самолет Су-31 совершил в июне 1992 г. В июле он уже принимал участие в чемпионате мира по высшему пилотажу в г. Гавре (Франция). Российский летчик Ю. Кайрис завоевал там бронзовую медаль. В августе того же года самолет демонстрировался на Международном авиасалоне в Фарнборо (Великобритания).

Серийное производство было начато в Москве, первый серийный самолет поднялся в небо в 1994 г. Самолет поставляется во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ОАЭ, Австралию. На базе этого планера разработано несколько модификаций: Су-31Т - стандартная версия; Су-31X - экспортный вариант; Су-31М - с катапультным креслом СКС-94; Су-31У - проект с убираемым шасси.

Для спортсменов сборной России по самолетному спорту разрабатывается вариант Су-31 с новым, более мощным двигателем М-9Ф мощностью 420 л.с.,это и есть наш Су-31М4.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Интересно:кто нибудь реально пользуется окошечком в ногах пилота? Если да,то в каких случаях?

Фото 22.

Лихой заход на посадку.

Фото 24.

Фото 25.

Перед касанием.

Фото 27.

Фото 28.

На другой день я запечатлел только посадку,заход со скольжением...

Фото 30.

Фото 31.

ЛТХ:
Модификация Су-31М
Размах крыла, м 7.80
Длина самолета,м 6.78
Высота самолета,м 2.78
Площадь крыла,м2 11.80
Масса, кг
пустого самолета 650
нормальная взлетная 780
Тип двигателя 1 ПД М-14ПФ (М-14П)
Мощность, л.с. 1 х 400 (360)
Максимальная скорость пикирования, км/ч 450
Максимальная скорость, км/ч 380
Практическая дальность, км 1200
Дальность действия, км 290
Максимальная скороподъемность, м/мин 1440
Практический потолок, м 4000
Макс. эксплуатационная перегрузка 12
Экипаж, чел 1
продолжительность перевернутого полета: 2 мин
- скорость встречного ветра при рулении, на взлёте и посадке, не более 15 м/с;
- боковая составляющая скорости ветра при рулении,
на взлёте и посадке, не более 10 м/с;

Разработка пилотажного самолёта Су-31 началась в ОКБ им. П.О.Сухого в 1991 году как дальнейшее развитие Су-26. При проектировании использовался задел, полученный при создании двухместного учебно-пилотажного самолёта Су-29. В 1992 году началась постройка прототипа под обозначением Су-29Т. В июне 1992 года состоялся его первый полёт. В августе того же года самолёт под обозначением Су-31 демонстрировался на международном авиасалоне в Фарнборо. Серийное производство началось в 1994 году на Луховицком авиазаводе.

Су-31 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана с низко расположенным крылом. Шасси трёхопорное, неубирающееся с хвостовым колесом. Планёр на 70% (по массе) состоит из композиционных материалов и конструктивно аналогичен Су-29, но меньших размеров. Широко применены сотовые конструкции. Силовая установка состоит из форсированного поршневого двигателя М-14ПФ с трёхлопастным воздушным винтом МТВ-9. Угол наклона спинки кресла пилота составляет 35°, что позволяет выполнять пилотаж с большими перегрузками. Топливо находится в фюзеляжном баке ёмкостью 78 л. Для выполнения длительных перелётов устанавливаются 2 крыльевых бака общей ёмкостью 200 л или подфюзеляжный ПТБ на 210 л.

Изготовлено более 20 самолётов Су-31 различных модификаций. Самолёт поставлялся на экспорт в Австралию, Бразилию, Великобританию, Испанию, Италию, Словакию, США, Францию, Чехию, Швейцарию и ЮАР.

Модификации самолёта:

  • Су-29Т - прототип. Первый полёт в июне 1992 года.
  • Су-31М - модернизированный. Отличается установкой катапультного кресла СКС-94.
  • Су-31Т - стандартный.
  • Су-31У - с убирающимся шасси.
  • Су-31Х - экспортный вариант Су-31Т.

Лётно-технические характеристики

Двигатель М-14ПФ М-14ПФ
Взлётная мощность, л.с. 400 400
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

7,8
6,9
2,76
7,8
6,9
2,76
Площадь крыла, м 2 11,8 11,8
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

670
780
968
760
880
968
Запас топлива, л 53 53
Скорость, км/ч

максимальная
максимальная пикирования
сваливания

330
450
113
330
450
113
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная

12
10
12
10
Перегоночная дальность полёта (с ПТБ), км 1200 1200
Длина разбега, м

пробега, м

-
-
-
-
Экипаж, чел. 1 1

Литература

  1. Спортивный самолёт Су-31 // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 40-41.
  2. Спортивный самолёт Су-31 // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 62-63.
  • Дата изменения данных: 22.12.2015
Спортивно-пилотажный самолет Су-31

МОДИФИКАЦИИ.
Экспортный вариант Су-31 Х имеет встроенные крыльевые баки.
Су-31М - модификация Су-31 с катапультным креслом для спасения пилота и новым фонарем кабины, а также со встроенными крыльевыми баками.

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 7,80 м; длина самолета 6,78 м; высота самолета 2, 78 м; площадь крыла 11, 80 м2.

ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 1 человек.

ДВИГАТЕЛИ. Первоначально ставился 1хПД М-14ПФ (294 кВт, 400 л. с.) с трехлопастным воздушным винтом MTV-9 (ФРГ), но из-за ненадежности двигателя и его малого ресурса в настоящее время устанавливается двигатель М-14П (265 кВт, 360 л.с.).

МАССЫ И НАГРУЗКИ Нормальная взлетная масса 780 кг; вес пустого самолета 650 кг.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимально допустимая скорость 450 км/ч; максимальная скорость горизонтального полета 380 км/ч; посадочная скорость 115 км/ч; скороподъемность у земли 24 м/с; перегоночная дальность полета 1200 км; максимальная угловая скорость крена 400 град/с (7 рад/с); максимальная эксплуатационная перегрузка + 12/-10.

СТОИМОСТЬ. Цена самолета составляет 190 тыс. долл. США.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Су-31 -свободнонесущий среднеплан. Отличается от Су-26 улучшенными аэродинамикой и управляемостью, меньшей массой конструкции, более мощным двигателем с новым винтом. Улучшены также условия работы летчика в кабине, обзор, установлены два вместительных багажника. Самолет имеет новое шасси, повысившее его эксплуатационные качества.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Производится серийно на базе опытного производства.
В 1994 г. была завершена международная сертификация самолета в акробатической категории. В 1995 году завершена российская сертификация самолета по акробатической категории.

С июня 1994 года самолет поставляется на экспорт.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Су-31 является развитием спортивно-пилотажного самолета Су-26.

Опытный образец Су-31 совершил первый полет в июне 1992 г., а в июле того же года самолет успешно дебютировал на чемпионате мира по высшему пилотажу в Гавре (Франция): Ю. Кайрис завоевал на Су-31 бронзовую медаль. Первый раз самолет с успехом демонстрировался на авиационной-космической выставке "Фарнборо-92", затем - на всех крупнейших авиасалонах.

На этих самолетах национальная сборная России по высшему пилотажу успешно выступает на чемпионатах Европы и мира с 1994 года.

Спортивный самолет типа Су-31 был разработан в конструкторском бюро Сухого. Данная машина изготовлена на базе спортивного самолета типа Су-26. Кроме того, ее считают одной из модификаций самолета Су-29.

Краткая история создания самолета Су-31

Что касается истории создания самолета, то тут она полностью совпадает с ходом развития такой машиной, как Су-26М. Внешний облик аппарата очень похож с предыдущей версией. Кроме того, новый самолет в своей конструкции имеет еще большее количество композиционных материалов. При изготовлении машины конструкторы использовали среди всех материалов 70% композиционных. За счет этого и уменьшения фюзеляжа конструкторам удалось достичь снижения общего веса машины на 30 килограммов по сравнению с Су-26М.

Новая машина была оснащена более новым и мощным двигателем, который позволяет аппарату производить зависание в воздухе.

Впервые самолет Су-31 произвел свой полет в начале лета 1992 года, а уже через 2 месяца машина принимала участие в чемпионате мира по пилотажу во Франции. В этом же году машину представляли на авиавыставке Фарнборо, а после этого она была практически на всех мировых публичных показах. Сборная Российской Федерации по высшему пилотажу использует самолет Су-31 на мировых чемпионатах с 94 года. Каждое выступление машины на соревнованиях заканчивается получением высоких международных наград.

Особенности конструкции самолета Су-31

Данный аппарат изготовлен по типу свободнонесущего среднеплана. Спортивный самолет Су-31 оснащен одноместной кабиной пилота. Данная машина имеет значительно лучшие аэродинамические характеристики, чем предыдущая. За счет снижения массы и установки более мощного двигателя самолет отличается легкостью в управлении и может выполнять сложные спортивные фигуры. Новый трехлопастной винт, который производится в Германии, позволяет машине развивать большую скорость при полете, повышает скорость подъема.

Самолет отличается большим обзором за счет значительной площади остекления кабины. Кроме того, он оснащен двумя достаточно вместительными багажниками. Конструкторами было продумано и изготовлено новое шасси, которое позволяет повысить строк его службы.

Силовая установка представлена новым двигателем типа М-14ПФ, который выдает мощность в 400 лошадиных сил, но не отличается большой надежностью. Поэтому практически все самолеты Су-31 оснащены двигателем типа М-14П, но он имеет меньшую мощность. Данный самолет имеет качественный винт типа MTV-9.

За счет того, что самолет в своей конструкции имеет большое количество композиционных материалов, масса его очень маленькая и составляет всего 650 килограммов, а нормальной массой при взлете считается 780 килограммов. Также был увеличен скоростной потолок до 450 км/ч, а скорость подъема составила 24 м/с. Конструкция самолета позволяет выдержать перегрузки в диапазоне от +12 до -10 g.

Международный сертификат качества данная машина получила в 1994 году. Это подтвердило, что аппарат соответствует всем международным требованиям. А еще через год самолет получил категорию акробатического, которая подтверждается соответственным сертификатом качества. Начиная с 1994 года, самолет Су-31 стали экспортировать за границу.

Модификации и спортивные достижения Су-31

Кроме стандартного Су-31, существует также Су-31М, который отличается тем, что в его конструкции использовано катапультное кресло нового образца и установлен новый фонарь кабины пилота. Еще одним отличием является то, что данная машина оснащена баками, которые размещены в крыльях. Экспортная машина этого тип имела название Су-31Х.

Экспортная модель имела большую популярность у заказчиков, поскольку она была более доскональной и надежной. В этой машине была увеличена дальность полета. В основном это было сделано за счет установки дополнительных топливных баков, которые размещались в крыльях аппарата.

Все машины типа Су-31 имеют достаточно высокую живучесть. Для аварийной ситуации самолет оснащен системой СКС-94, которая позволяет спасти жизнь пилота на высотах от 45 метров и до 4 километров. Данная система представлена катапультным креслом, которое позволяет уберечь пилотов при различных скоростях полета. Следует отметить, что данная система представлена только в этом спортивном самолете. Даже зарубежные аналоги не имеют подобного. Модификации Су-31Х экспортировались в европейские страны и на иные континенты. Данный самолет закупали аэроклубы РФ, он используется для выступлений нашей сборной на мировых соревнованиях.

Первый же чемпионат мира, в котором принял участие данный самолет, был очень результативным для Су-31, поскольку он занял третье место и отличился фигурами, которые не доступны для аналогичных машин.

Чемпионат мира 96 года, который проходил в США, для самолета Су-31 был очень успешным. Отечественные спортсмены смогли получить высокие мировые награды. С помощью данного самолета спортсмены нашей страны смогли завоевать множество медалей на всевозможных мировых соревнованиях. Спортивный самолет Су-31 за все время своего участия в соревнованиях получил 156 золотых, 105 серебряных и 69 бронзовых медалей. Это подтверждает качество машины и навыки пилотов.

Су-31 характеристики:

Модификация Су-31М
Размах крыла, м 7.80
Длина самолета,м 6.78
Высота самолета,м 2.78
Площадь крыла,м2 11.80
Масса, кг
пустого самолета 650
нормальная взлетная 780
Тип двигателя 1 ПД М-14ПФ (М-14П)
Мощность, л.с. 1 х 400 (360)
Максимальная скорость пикирования, км/ч 450
Максимальная скорость, км/ч 380
Практическая дальность, км 1200
Дальность действия, км 290
Максимальная скороподъемность, м/мин 1440
Практический потолок, м 4000
Макс. эксплуатационная перегрузка 12
Экипаж, чел 1

Отечественный самолет Су-31 на взлете

Спортивный самолет типа Су-31 был разработан прославленным конструкторским бюро «Сухой». Данную машину изготовили на базе спортивного самолета Су-26 . Более того, она считается модификацией двухместного спортивно-пилотажного самолета Су-29 . В процессе изготовления этой модели конструкторы задействовали, кроме всех прочих материалов, почти 70% композитных. Благодаря этому и уменьшению фюзеляжа, конструкторы смогли снизить общую массу самолета на 30 килограммов, если сравнивать с предыдущим.

Из истории нового самолета Су-31

История создания новой машины практически полностью аналогична развитию Су-26М. Внешне самолет весьма схож с предыдущим вариантом, хотя новую машину оснастили новым двигателем, который стал мощнее. Благодаря этому, самолет может зависать в воздухе.

В первый раз машина полетела летом в 1992 году, а, спустя пару месяцев, ее уже отправили на чемпионат мира по пилотированию во Францию. В том же году самолет представили на авиасалоне Фарнборо, после чего он участвовал почти на всех мировых демонстрациях. Российская сборная по высшему пилотажу пользуется самолетом на многих чемпионатах еще с 1994 года. После каждого выступления на соревнованиях машину удостаивают высокими международными наградами.

Самолет Су-31 в мире называют «Русским акробатическим самолетом»

Конструктивные особенности и некоторые технические характеристики Су-31

Машина изготовлена как свободнонесущий среднеплан. В спортивном Су-31 имеется одноместная кабина пилота. Самолет обладает, куда лучшими аэродинамическими характеристиками, чем предыдущий. При снижении массы и более мощном двигателе он более легкий в управлении, что помогает справляться со сложными спортивными фигурами. С новым трехлопастным немецким винтом развивается большая скорость в процессе полета, повышается подъемная скорость.

В самолете большая обзорность благодаря большей по площади остекленной кабине. Также в нем имеется два вместительных багажника. Для машины было разработано новое шасси, благодаря которому повышается строк эксплуатации.

Силовую установку представили новым 400-сильным, но малонадежным двигателем. Вследствие этого, большинство самолетов оснастили другим маломощным двигателем. Благодаря множеству композитных материалов, вес самолета уменьшился до 650 кг. Международную сертификацию качества самолет получил в 1994 году. С этого же года самолет Су-31 стал экспортироваться за рубеж.

Спортивно-пилотажный самолет Су-31 на очередных мировых соревнованиях демонстрирует высокие результаты

Модификации самолетов Су-31

Наряду со стандартными Су-31 существуют также и Су-31М. Они отличаются тем, что в их конструкциях появились новые катапультные кресла, а также новые фонари в кабине. Кроме того, в данной машине имеются размещенные в крыльях баки.

Экспортный вариант машины этого типа именуется Су-31Х. Он был весьма популярен среди заказчиков, потому что отличался большей доскональностью и надежностью. В этом самолете увеличили дальность полетов, благодаря установленным дополнительным топливным бакам.

При аварийных ситуациях самолеты оснащены системами СКС-94, которые позволяют спасать жизнь пилотам на высоте от 46 м до 4 км. В системе имеются катапультные кресла, которые уберегают летчиков при разных скоростных режимах полета. Такая система есть лишь в спортивных самолетах, даже в зарубежных аналогах не имеется подобного. Модификации Су-31Х закупались российскими аэроклубами, а также европейскими спортсменами.

Спортивные достижения самолета Су-31

На первом же чемпионате мира, где участвовала данная модель самолета, были показаны неплохие результаты. Машина заняла третье место и отличилась выполнением фигур, которые были недоступны для подобных аппаратов. На чемпионате мира в 1996 году, проходившем в Соединенных Штатах, самолет Су-31 выступил весьма успешно.

Отечественному спортивно-пилотажному самолету Су-31 не страшны ни сильная жара, ни трескучие морозы

Многих отечественных спортсменов за пилотаж на Су-31 удостаивали высокими мировыми наградами. На этом самолете наши спортсмены завоевали немало наград на всевозможных мировых состязаниях. Всего же спортивным самолетом Су-31 за все время его участия в состязаниях выиграно более 300 самых разнообразных наград. А это свидетельствует о высоком качестве машины и умениях летчиков.

Тактико-технические характеристики спортивно-пилотажного Су-31

«Звезда» авиаслета — пилотажный Су-31, с американской регистрацией — N131GT

  • 1 пилот.
  • 190 000$.

Двигатель мощностью:

  • 400 л. с.

Габариты:

  • Размах крыльев: 7,80 м;
  • Длина: 6,78 м;
  • Высота: 2,78 м;
  • Площадь крыльев: 11,80 м².
  • Масса пустой машины: 650 кг;
  • Естественная взлетная масса: 780 кг.

Скоростные режимы:

  • С предельно допустимой скоростью: 450 км/ч;
  • Предел горизонтального полета: 380 км/ч;
  • С предельной скороподъемностью: 1440 м/мин (24 м/с).

Предел эксплуатационной перегрузки:

  • 12 G.

Дальность полета:

  • 290 км.

Практический потолок:

  • 4000 м.

Все машины типа Су-31 обладают высокой живучестью.