Согласно статье 8 Закона, акционерное общество может быть создано:

Путем учреждения вновь;

Путем реорганизации существующего юридического лица слияния, присоединения,

разделения, выделения, преобразования.

Общество считается созданным с момента его государственной регистрации.

Создание акционерного общества является результатом волеизъявления его

учредителей. Согласно статье 10, учредителями общества являются граждане и

(или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Особо оговорено,

что государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать

учредителями обществ, если иное не установлено федеральными законами. Право

быть учредителями акционерных обществ предусмотрено для федеральных и иных

органов по управлению государственным имуществом при приватизации государственных

"О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального

имущества в Российской Федерации".

Число учредителей открытого акционерного общества не ограничено (так

же как и число его акционеров), что создает благоприятные условия для привлечения

в его уставный фонд значительных капиталов и, значит,

обеспечения широких масштабов деятельности

Производственной, коммерческой и иной.

Число же учредителей закрытого типа (так же как и число акционеров) не

может превышать пятидесяти. В предыдущей главе мы дали отрицательную оценку

такого ограничения в части числа акционеров закрытого общества. Все сказанное

там в полной мере можно отнести и к ограничению, установленному в отношении

числа учредителей. Слабым утешением здесь может служить лишь то обстоятельство,

что ограничение числа учредителей обеспечивает преимущество отбора, обозримости

и солидарности персонального состава учредителей и акционерного закрытого

общества. Это обстоятельство имеет известное значение в качестве существенного

фактора стабильности внутренних отношений в обществе между участниками, их

в общем и целом единой позиции при решении наиболее важных для общества вопросов.

Учредителем общества может быть и одно физическое или юридическое лицо.

Исключение сделано лишь для хозяйственных обществ, состоящих из одного лица.

Такие хозяйственные общества не могут быть учредителями (акционерами) акционерных

обществ открытых и закрытых.

До создания общества, т.е. до его государственной регистрации, его учредители,

объединенные общей целью, действуют, вступая в определенные отношения с различными

юридическими и физическими лицами, исключительно от своего имени. Поэтому,

согласно пункту 3 статьи 10 Закона, они несут солидарную ответственность по

обязательствам, связанным с созданием общества и возникающим до государственной

регистрации данного общества.

Общество после государственной регистрации может взять на себя ответственность

по обязательствам его учредителей, но только при условии последующего одобрения

их действий общим собранием акционеров. Отметим, что солидарная ответственность

учредителей возникает после заключения между ними письменного договора о создании

общества в соответствии с требованием пункта 5 статьи 9.

Такой договор определяет порядок осуществления учредителями совместной

деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории

и типа акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их

оплаты, права и обязанности учредителей по создании общества. Важно отметить,

что договор не является учредительным документом общества.

При необходимости учредители вправе включить в договор и другие условия,

не противоречащие законодательству, например распределить между учредителями

обязанности по созданию общества. Нелишним будет установление имущественной

ответственности учредителей за невыполнение принятых на себя по договору обязательств:

опоздание с покрытием расходов по созданию общества, оплатой акций, нанесение

своими действиями или бездействием убытков другим учредителям.

В целом же отношения между учредителями можно рассматривать как отношения

товарищей в простом товариществе, создаваемом и действующим согласно статьям

1014 - 1054 ГК РФ. По договору простого товарищества (договору о совместной

деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои

вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения

прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Поэтому учредителям общества может быть полезно использовать содержащиеся

в указанных выше статьях ГК РФ нормы, регламентирующие права и обязанности

товарищей, характер их взаимоотношений с другими лицами и т.д., включив их

в договор о создании общества. Вместе с тем необходимо помнить о том, что

договор о создании общества должен отвечать требованиям, содержащимся в главах

27 - 29 ГК РФ.

Во исполнение заключенного между учредителями общества договора они проводят

подготовительную работу: разрабатывают необходимую для регистрации общества

документацию, в том числе его учредительный документ - устав общества, арендуют

предоставляя для этого необходимые средства, имеющие строго целевое назначение.

Часть этих средств, израсходованная на приобретение различного рода имущества,

в дальнейшем может быть учтена в качестве вклада в капитал общества, однако

только по решению учредительного собрания. Одновременно учредители делают

каждый свой вклад в уставный капитал будущего общества, оплачивая приобретаемые

ими акции, в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона, и исходя из того,

что не менее 50% уставного капитала должно быть оплачено к моменту регистрации

общества.

После этого созывается само учредительное собрание, перед которым стоят

три задачи.

1. Принять решение об учреждении общества. В случае учреждения общества

одним лицом, юридическим или физическим, решение принимается им единолично

2. Утвердить состав общества - его учредительный документ (п.2 ст.9).

3. Избрать органы управления общества (п.2 ст.9).

Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования

учредителей и принятые ими решения по этим трем вопросам - учреждения общества,

утверждения его устава, избрания органов управления общества, - рассматриваемым

учредительным собранием именно в указанной выше последовательности.

Согласно пункту 3 статьи 9, решение об учреждении общества, утверждении

его устава, а также утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей

или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых каждым

учредителем в качестве оплаты за акции общества, принимается учредителями

единогласно. В то же время избрание органов управления общества, согласно

пункту 4 статьи 9, осуществляется тремя четвертями голосов учредителей общества,

которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.

Что касается создания акционерных обществ с участием иностранных инвесторов,

то оно осуществляется, согласно пункту 6 статьи 9 Закона, в соответствии с

федеральными законами РФ об иностранных инвестициях. Иностранные юридические

и физические лица вправе принять участие в создании акционерных обществ в

1991 г. "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями".

Создание акционерного общества: пошаговая инструкция (основные этапы)

Общие вопросы создания АО урегулированы в ст. 98 ГК РФ. Более подробно этот вопрос раскрыт в главе 2 (ст. 8-13) закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — закон № 208-ФЗ, закон «Об АО»). Процедура размещения акций при создании АО урегулирована также:

  • законом «Об АО» (ст. 9, 25);
  • положением Банка России «О стандартах эмиссии ценных бумаг…» от 11.08.2014 № 428-П (пп. 1.2, 12.1, 12.2).

Пошаговая инструкция по созданию акционерного общества включает несколько этапов, в ходе которых производятся следующие действия:

  1. Предварительное согласование условий образования общества, подготовка проектов учредительных и иных сопутствующих документов. Этот этап не предусмотрен законодательством и не является обязательным, однако на практике предварительного согласования и проработки требуют, как правило, не только учредительные документы, но и вопросы, которые должны быть решены при создании общества (выбор сферы деятельности, проработка состава участников и т. п.).
  2. Проведение собрания учредителей и вынесение решения по его результатам. Если учредитель один, то решение о создании он принимает единолично. Кроме того, на собрании утверждается устав АО .
  3. Заключение договора между учредителями будущей фирмы. Договорной документ заключается в письменной форме и регулирует в числе прочего:
  1. Подготовка и сдача в ИФНС по месту нахождения АО документов на госрегистрацию общества.
  2. Регистрация АО (получение документации) и распределение акций (ценных бумаг) среди учредителей.
  3. Утверждение и регистрация решения о выпуске ценных бумаг.
  4. Регистрация отчета о выпуске ценных бумаг.

Что нужно знать перед тем, как открыть АО

АО могут быть созданы в форме публичных или непубличных обществ. При этом к публичным (далее — ПАО) относятся компании, акции которых публично обращаются. Иные общества являются непубличными.

Кроме того, п. 1 ст. 66.3 ГК РФ устанавливает, что законодательные нормы о публичных фирмах распространяются и на АО, учредительные документы и наименования которых содержат сведения об их публичности (то есть ПАО). Следовательно, вопрос о форме общества необходимо решать сразу.

Вопрос о том, зарегистрировать ПАО или АО, решают исключительно учредители. Порядок регистрации в обоих случаях практически не различается, за исключением необходимости представления в регистрационный орган сведений о публичности АО и включения в учредительные документы сведений о том, что АО является публичным.

Оформление решения о создании ПАО или АО

Итоговым документом собрания учредителей по вопросу образования АО и иным моментам, связанным с его будущей деятельностью, должно стать решение (ст. 9 закона № 208). В документе отражается перечень сведений, отраженный в п. 2 ст. 9 закона № 208 и включающий:

  • принятые на собрании решения и результаты голосования по ним;
  • сведения об утверждении устава фирмы (о его содержании расскажем ниже);
  • информацию об избрании органов управления, ревизора или ревкомиссии и утверждении регистратора.

Устав АО/ПАО

Устав АО утверждается в ходе учредительного собрания. В документ при этом должны быть включены:

  • сведения о наименовании (кратком и полном), адрес общества;
  • информация об акциях (количество, базовая стоимость, категории и тип) и правах акционеров;
  • информация об органах управления, их компетенции и порядке работы;
  • иные необходимые сведения.

Устав непубличного АО при этом может включать:

  • ограничения по количеству акций на одного акционера и их общей начальной стоимости;
  • максимальное количество голосов на акционера.

ПАО же должно отразить в данном документе:

  • сведения о публичности;
  • наличие в обществе совета директоров, его компетенцию и порядок работы.

Как создать акционерное общество для привлечения инвестиций и разместить акции

Порядок создания АО для привлечения инвестиций ничем не отличается от порядка создания любого другого акционерного общества. Единственное, что необходимо принять во внимание, — АО для привлечения инвестиций может быть публичным (зарегистрированным в форме ПАО). Самым эффективным средством привлечения инвестиций является выпуск облигаций (долгосрочных займов, обеспеченных акциями АО). Также в качестве инвестиций используются банковские кредиты, вексельные займы и т. д.

Важным этапом при образовании АО является размещение акций и регистрация эмиссии. Достаточным условием для размещения акций до госрегистрации их выпуска является создание АО. При этом их размещение происходит посредством распределения среди участников общества. Если учредитель у АО один, то акции, соответственно, приобретаются одним лицом.

Размещение акций при образовании АО базируется на соответствующем договоре, заключенном между учредителями, при создании фирмы одним лицом — на основании решения. При этом как в договоре о создании АО, так и в решении единственного учредителя должны содержаться сведения:

  • о величине уставного капитала;
  • категориях (типах) акций;
  • стоимости и порядке оплаты акций.

На основании этих же документов (договора или решения о создании) при наличии свидетельства о регистрации общества происходит:

  • зачисление акций на эмиссионный счет;
  • списание акций с эмиссионного счета;
  • зачисление акций на лицевые счета.

Эти процедуры осуществляет держатель реестра общества.

Для регистрации первичного выпуска акций необходимо:

  1. Подготовить решение о выпуске и отчет об итогах выпуска акций общества.
  2. Утвердить решение о выпуске акций на совете директоров.
  3. Утвердить отчет об итогах выпуска акций руководителем общества.
  4. Подать документы для госрегистрации выпуска акций и отчета об итогах их выпуска в Банк России.

Госрегистрация выпуска и отчета об итогах выпуска акций при образовании фирмы осуществляется одновременно.

С какого момента акционерное общество считается созданным

Не является спорным, но может вызвать некоторые затруднения определение момента, с которого можно считать АО созданным (со дня регистрации общества или выпуска акций).

Согласно ст. 8 закона «Об АО», акционерное общество считается созданным с момента его госрегистрации, то есть внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ. Более того, операции с акциями, совершаемые реестродержателем (зачисление акций на эмиссионный счет, списание их с эмиссионного счета и зачисление на лицевые счета), осуществляются в один день — день регистрации общества налоговой службой.

В дальнейшем все мероприятия по регистрации первичного выпуска акций осуществляются уже действующим обществом. Документы для регистрации выпуска акций должны быть поданы в Банк России не позднее 30 дней с момента регистрации общества.

Таким образом, учреждение акционерного общества предполагает согласование и урегулирование большого количества нюансов. Особенно важно при этом решить вопросы, касающиеся выбора сферы деятельности, эмиссии акций и их государственной регистрации.

Согласно статье 8 Закона, акционерное общество может быть создано:

  • - путем учреждения вновь;
  • - путем реорганизации существующего юридического лица слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Общество считается созданным с момента его государственной регистрации.

Создание акционерного общества является результатом волеизъявления его учредителей. Согласно статье 10, учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Особо оговорено, что государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями обществ, если иное не установлено федеральными законами. Право быть учредителями акционерных обществ предусмотрено для федеральных и иных органов по управлению государственным имуществом при приватизации государственных и муниципальных предприятий в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

Число учредителей открытого акционерного общества не ограничено (так же как и число его акционеров), что создает благоприятные условия для привлечения в его уставный фонд значительных капиталов и, значит, обеспечения широких масштабов деятельности - производственной, коммерческой и иной.

Число же учредителей закрытого типа (так же как и число акционеров) не может превышать пятидесяти.

Учредителем общества может быть и одно физическое или юридическое лицо. Исключение сделано лишь для хозяйственных обществ, состоящих из одного лица. Такие хозяйственные общества не могут быть учредителями (акционерами) акционерных обществ открытых и закрытых.

До создания общества, т.е. до его государственной регистрации, его учредители, объединенные общей целью, действуют, вступая в определенные отношения с различными юридическими и физическими лицами, исключительно от своего имени. Поэтому, согласно пункту 3 статьи 10 Закона, они несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с созданием общества и возникающим до государственной регистрации данного общества.

Общество после государственной регистрации может взять на себя ответственность по обязательствам его учредителей, но только при условии последующего одобрения их действий общим собранием акционеров. Отметим, что солидарная ответственность учредителей возникает после заключения между ними письменного договора о создании общества в соответствии с требованием пункта 5 статьи 9.

Такой договор определяет порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типа акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по создании общества. Важно отметить, что договор не является учредительным документом общества.

При необходимости учредители вправе включить в договор и другие условия, не противоречащие законодательству, например распределить между учредителями обязанности по созданию общества. Нелишним будет установление имущественной ответственности учредителей за невыполнение принятых на себя по договору обязательств: опоздание с покрытием расходов по созданию общества, оплатой акций, нанесение своими действиями или бездействием убытков другим учредителям.

Во исполнение заключенного между учредителями общества договора они проводят подготовительную работу: разрабатывают необходимую для регистрации общества документацию, в том числе его учредительный документ - устав общества, арендуют помещения, ведут рекламную кампанию и т.д., создают материальную базу общества, предоставляя для этого необходимые средства, имеющие строго целевое назначение.

Часть этих средств, израсходованная на приобретение различного рода имущества, в дальнейшем может быть учтена в качестве вклада в капитал общества, однако только по решению учредительного собрания. Одновременно учредители делают каждый свой вклад в уставный капитал будущего общества, оплачивая приобретаемые ими акции, в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона, и исходя из того, что не менее 50% уставного капитала должно быть оплачено к моменту регистрации общества.

После этого созывается само учредительное собрание, перед которым стоят три задачи.

  • 1. Принять решение об учреждении общества. В случае учреждения общества одним лицом, юридическим или физическим, решение принимается им единолично (п.1 ст.9).
  • 2. Утвердить состав общества - его учредительный документ (п.2 ст.9).
  • 3. Избрать органы управления общества (п.2 ст.9).

Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по этим трем вопросам - учреждения общества, утверждения его устава, избрания органов управления общества, - рассматриваемым учредительным собранием именно в указанной выше последовательности.

Согласно пункту 3 статьи 9, решение об учреждении общества, утверждении его устава, а также утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых каждым учредителем в качестве оплаты за акции общества, принимается учредителями единогласно. В то же время избрание органов управления общества, согласно пункту 4 статьи 9, осуществляется тремя четвертями голосов учредителей общества, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.

Что касается создания акционерных обществ с участием иностранных инвесторов, то оно осуществляется, согласно пункту 6 статьи 9 Закона, в соответствии с федеральными законами РФ об иностранных инвестициях. Иностранные юридические и физические лица вправе принять участие в создании акционерных обществ в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"11, а также Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 1991 г. "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями".

Итак, акционерное общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом (п.4 ст.2).

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии со статьей 51 ГК РФ. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе фирменное наименование для коммерческих организаций, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Вместе с тем отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ от государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

Обязательным условием осуществления деятельности акционерного общества является наличие хотя бы одного банковского счета. Согласно пункту 5 статьи 2 Закона, общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. При этом общество вправе открыть несколько счетов в различных банках: Указом Президента РФ от 21 марта 1995 г. N 291 было отменено действие пункта 2 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006, разрешающего открытие расчетного счета только в одном банке.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.

Вместе с тем общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. Порядок регистрации, использования и правовой охраны товарных знаков установлен Законом РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования места происхождения товаров".

Порядок ликвидации акционерного общества регламентируется статьями 61 - 65 ГК РФ, статьями 21 - 23 Закона об акционерных обществах, а также Законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Ликвидация акционерного общества влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Общество может быть ликвидировано по двум основаниям:

  • - добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона об акционерных обществах и устава общества;
  • - по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Пунктом 2 статьи 61 ГК РФ предусмотрены лишь две причины, в силу которых общество может быть ликвидировано добровольно: истечение срока, на который было создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно было создано, что не исключает возможности добровольной ликвидации общества и по иным причинам. Например, общество может принять решение о собственной ликвидации в связи с тем, что невозможно достичь цели, ради которой оно было создано.

Есть еще одно обоснование, по которому общество обязано само принять решение о своей ликвидации. Согласно пункту 5 статьи 35 Закона об акционерных обществах, общество обязано это сделать, если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, указанной в статье 26 настоящего Закона.

Приняв принципиальное решение о необходимости добровольной ликвидации общества, совет директоров выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества, обосновав свое предложение акционерам должным образом, и назначении ликвидационной комиссии. В случае если предложение совета директоров будет поддержано акционерами, собрание принимает решение о ликвидации общества и создании ликвидационной комиссии в определенном составе. Одновременно устанавливаются порядок и сроки ликвидации общества.

В том случае, если акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления. При невыполнении этого требования орган, осуществляющий государственную регистрацию общества, не вправе давать согласие на назначение ликвидационной комиссии (п.2 и 4 ст.21 Закона).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества (п.3 ст.21), т.е. все органы управления общества отстраняются от исполнения своих обязанностей. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В соответствии с этим требованием решение общего собрания акционеров о ликвидации общества должно быть доведено до сведения органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Порядок ликвидации общества регламентируется статьей 22 Закона. Задача ликвидационной комиссии заключается в том, чтобы удовлетворить требования кредиторов распределить оставшееся после этого имущество (средства) между акционерами общества.

В этих целях ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества. Кроме того, комиссия принимает и иные меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации общества.

По окончании срока, установленного для предъявления требований кредиторами, комиссия составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о составе имущества общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию ликвидируемого общества.

В случае если имеющихся у общества средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата кредиторам причитающихся им денежных сумм производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной согласно пунктам 1 и 2 статьи 64 ГК РФ:

  • - в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • - во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским гонорарам;
  • - в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого общества;
  • - в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • - в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Выплата кредиторам причитающихся им денежных сумм производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого общества.

Порядок распределения оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества ликвидируемого общества между его акционерами регламентируется статьей 23 Закона. Оно распределяется ликвидационной комиссией в следующей очередности:

  • - в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 75 Закона;
  • - во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;
  • - в третью очередь осуществляется распределение имущества между акционерами - владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

При этом распределение имущества каждой последующей очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата обществом определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если же оставшегося у общества недостаточно для выплаты начисленных дивидендов по привилегированным акциям, а также их ликвидационной стоимости, всем акционерам - владельцам акций одного типа выдается имущество пропорционально количеству принадлежащих им акций.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Принудительная ликвидация общества может быть произведена по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 ГК РФ: по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 61 ГК РФ, требование о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Заметим, что применительно к акционерному обществу таким органом является ликвидационная комиссия, что прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 21 Закона об акционерных обществах.

Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования).

Выделяется два способа создания АО:

Путем учреждения вновь; в этом случае возникает и сам субъект, и его права и обязанности;

Путем реорганизации существовавшего либо существующего юридического лица; в этом случае необходимо решить вопросы, связанные с правопреемством и соблюдением в процессе реорганизации прав кредиторов.

Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества.

Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно.

Избрание органов управления общества осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.

Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.

Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.

Число учредителей открытого общества не ограничено. Число учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти.

Общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 2. Создание общества.:

  1. Тема 3. Государственно-правовое и корпоративное регулирование. Виды предпринимательских корпораций. Создание и ликвидация акционерного общества. Уставный капитал.
  2. 3. Финансы организаций являются основой финансовой системы общества, так как опосредуют создание новой стоимости, ее реализацию и формирование финансовых ресурсов участников производства.
  3. 23. Общество как объект философского анализа. Общество как система и его базовые структуры. Законы природы и законы общества.
  4. Правовое положение сельскохозяйственных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в сельском хозяйстве.
  5. 3. Правовое положение сельскохозяйственных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
  6. 16. Римское рабовладельческое общество: влияние древнеримского общества, динамика его изменений.
  7. 5. Правовое положение сельскохозяйственных акционерных обществ и обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью

Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Общество считается созданным с момента его государственной регистрации.

Учреждение общества

Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества.

Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно.

Избрание органов управления общества осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.

Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.

Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

Создание общества с участием иностранных инвесторов осуществляется в соответствии с федеральными законами РФ об иностранных инвестициях.

Число учредителей открытого АО не ограничено. Общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Реорганизация общества

Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации общества путем присоединения к другому обществу первое из них считается реорганизованным с момента внесения органом государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Не позднее 30 дней от даты принятия решения о реорганизации общество в письменной форме уведомляет об этом своих кредиторов. Кредитор вправе требовать от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков путем письменного уведомления в срок, не позднее 30 дней с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования; не позднее 60 дней с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме разделения или выделения.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.