РИА Рейтинг - 19 мар. Непростой для страхового рынка год завершился без революционных потрясений для крупнейших игроков страхового бизнеса. Практически все лидеры рынка сохранили свои позиции, хотя динамика, демонстрируемая компаниями, была очень разнонаправленной. Например, 6 из 10 крупнейших компаний отрасли демонстрировали рост собранных премий лучше рынка, в то время как 4 компании из 10 вообще сократили объемы сборов. Об этом свидетельствует рэнкинг страховых компаний по объему собранных в 2014 году страховых премий без учета ОМС, подготовленный экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» на основании данных Службы Банка России по финансовым рынкам.

Лидеры рынка остаются стабильны

Тройка лидеров рэнкинга из года в год остается неизменной. Ее составляют страховые компании «Росгосстрах» с 129.9 млрд рублей собранных премий, СОГАЗ - 105.2 млрд рублей и «Ингосстрах» с 65.8 млрд рублей. В первую десятку рэнкинга вошли также «РЕСО-Гарантия» (почти догнавшая идущий третьим «Ингосстрах»), «АльфаСтрахование», ВСК, «ВТБ Страхование», «Сбербанк страхование жизни», СК «Согласие» и СК «Альянс» (Allianz).

Наибольшее изменение в верхней части рэнкинга произошло в результате включения в первую десятку компании «Сбербанк страхование жизни», поднявшейся за год с 21-го на 8-е место. Она же из числа крупнейших компаний продемонстрировала максимальный прирост собранных премий - в 4 раза. На втором месте по темпам роста из первой десятки оказалась компания «Росгосстрах» (+30%), на третьем - СОГАЗ с +24%. Отрицательная динамика премий была зафиксирована у 4 из первых 10 крупнейших страховых компаний рэнкинга, самая существенная - у СК «Альянс» (-25%).

Доля компании «Росгосстрах» на страховом рынке (без ОМС), по оценке экспертов РИА Рейтинг, по итогам 2014 года составила 13.1%, СОГАЗа - 10.7%, компании «Ингосстрах» - 6.7%. По итогам 2013 года эти показатели составляли 11.0%, 9.4% и 7.4% соответственно.

В структуре собранных премий у большинства компаний первой десятки наибольшую долю составляет добровольное страхование имущества. Исключением являются компания «ВТБ Страхование», где наибольшие сборы приходятся на личное страхование и «Сбербанк страхование жизни», специализирующаяся на страховании жизни.

Лидерами по объему выплат в 2014 году стали компании «Росгосстрах», которая выплатила без учета ОМС 55.1 млрд рублей, «Ингосстрах», и СОГАЗ. В пятерку лидеров по выплатам, как и год назад, вошли «РЕСО-Гарантия» и СК «Согласие».

Наибольшие соотношения произведенных выплат к собранным премиям из компаний первой десятки по итогам 2014 года, по расчетам РИА Рейтинг, продемонстрировали СК «Альянс», СК «Согласие» и «Ингосстрах».

По числу заключенных в 2014 году договоров лидирует также компания «Росгосстрах» с 34.5 млн договоров страхования. Далее следуют компании «АльфаСтрахование» с 11.8 млн договоров и «РЕСО-Гарантия» с 8.4 млн договоров.

Об этом свидетельствуют данные ЦБ РФ. За 2017 г. страховщики собрали по автокаско 162,5 млрд р., что на 4,8% ниже аналогичного периода прошлого года (170,7 млрд р.). В прошлом году страховщики заключили на 8,3% больше договоров каско (3,9 млн против 3,6 млн договоров годом ранее) и заплатили 31,4 млрд р. агентского вознаграждения (31,2 млрд р. в 2016 г.).

Выплаты по автокаско сократились на 14,5% – с 97,5 до 83,3 млрд р. Средняя выплата увеличилась на 7,9% и достигла 80 644 р. (74 764 р. в 2016 г. В прошлом году количество заявленных убытков по автокаско сократилось до 1,069 млн (1,259 млн годом ранее), а урегулировано было 1,033 млн убытков (против 1,304 годом ранее). Кроме того, за отчетный период страховщики 46,7 тыс. раз отказали в возмещении. Средняя доля отказов составила 4,27%.

О том, какие результаты по автокаско продемонстрировали страховщики в 2017 г. и каковы перспективы развития этого рынка в 2018 г., АСН рассказали представители страховых компаний.

Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах»

Рынок страхования каско больше не зависит от продаж новых автомобилей. Его объем сокращается на фоне перехода на усеченные и франшизные продукты. Плюс к этому снижается аварийность, соответственно, и убыточность, и многие страховщики начинают играть на этом рынке достаточно агрессивно. Ценовая конкуренция оказывает давление на рынок, способствуя его сокращению.

В высшей точке объем рынка каско когда-то составлял 225 млрд р. По нашим оценкам, в 2018 г. по сравнению с прошлым годом рынок продолжит сжиматься и будет находиться на уровне 161 млрд р.

Павел Бородин, заместитель руководителя департамента автострахования ПАО СК «Росгосстрах»

В 2017 г. увеличилось проникновение добровольного автострахования на 8,3%. Продолжает увеличиваться количество договоров с сокращенным страховым покрытием, отличающимся от классического полного каско, значительно увеличилось количество договоров с франшизами, а тарифы по классическому каско имеют тенденцию к снижению. Эти выводы подтверждают действующие брендированные программы, реализуемые при поддержке автопроизводителей и банков, а также мониторинг и анализ тарифов как в стране в целом, так и на региональных рынках.

Сокращение выплат по добровольному страхованию объясняется двумя основными факторами. Ущерб, полученный в результате ДТП, перетек в сферу ОСАГО. По договорам с сокращенным покрытием заявляется незначительное количество убытков. В 2018 г. и далее будет продолжаться проникновение добровольного автострахования за счет выявления новых клиентских сегментов и формирования более точных предложений, активизации продаж.

Василий Бусаров, заместитель генерального директора ВСК

Причины сокращения рынка каско вполне понятны: снижение покупательской способности населения, сокращение базы страхуемых автомобилей относительно докризисных лет, высокие ставки по кредитам, увеличение срока владения автомобилем. Страховщики, получив серьезные убытки в 2014-2015 годы, в том числе связанные со значительным увеличением стоимости ремонта, все больше используют для сохранения рентабельности каско продукты с урезанным покрытием, увеличивают долю франшизных договоров, тщательно сегментируют клиентов. Много компании стремятся переманить к себе безубыточных клиентов из других компаний, предлагая дополнительные скидки. Кроме того, важно отметить, что сокращение рынка привело к ужесточению конкуренции и, как следствие, демпингу ряда игроков. Все это не могло не отразиться на средней премии по каско в сторону ее снижения.

Мы ожидаем, что в 2018 году рынок каско будет расти за счет стабилизации экономики, уменьшения кредитной ставки, внедрения новых продуктов, совершенствования политики по андеррайтингу, а также оптимизации расходов. Однако, в среднем по рынку, рост сборов по этому виду страхования вряд ли будет значительным.

Андрей Ковалев, заместитель директора департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие»

В 2017 г. наблюдалось снижение премии и количества заявленных убытков на фоне роста количества договоров и величины среднего убытка. На наш взгляд, это отражает факт роста доли франшизных полисов – они и привели к снижению средней премии и количества убытков. В 2018 г. ожидается рост продаж новых автомобилей, что должно привести к определенному росту количества полисов каско. При этом, вероятно, продолжится, хоть и меньшими, чем ранее, темпами, рост доли франшизных полисов.

Евгений Попков, начальник отдела маркетинговых исследований СК «МАКС»

Затянувшееся падение рынка добровольного автострахования объясняется двумя основными факторами. Первый фактор количественный и связан с динамикой автомобильного рынка страны. Начиная с 2012 г. продажи новых автомобилей в России только падали. А так как каско во многом является производной от авторынка, то падение числа купленных машин логично провоцирует падение числа страховок. Слом негативного тренда в продажах авто произошел только в 2017 г., когда спрос вырос на 11%. Но положительный эффект на каско это окажет не раньше через 12 месяцев. Второй фактор ценовой. Структура спроса на автомобили в силу экономических причин сместилась в сегмент бюджетных моделей. В топ-10 самых популярных автомобилей в России девять модели стоят менее одного миллиона рублей. Удешевление автопарка ожидаемо ведет к тому, что средняя стоимость полиса каско уменьшается. Сюда же можно отнести растущую популярность франшиз. Клиенты страховых компаний, в обмен на скидку, всё чаще соглашаются на то, чтобы взять на себя часть бремени по выплатам. Что в свою очередь еще больше толкает сборы по каско вниз. В 2018 г. мы вряд ли увидим выход сегмента автокаско в зону роста. Несмотря на положительные тенденции в продажах новых автомобилей и растущем спросе на автокредиты, сборы страховой премии по полисам каско в лучшем случае сохранятся на уровне прошлого года.

Рэнкинг страховщиков автокаско за 2017 г.

Компания Сборы, тыс.р. Кол-во дог-в ");