Резкость изображения зависит от разрешающей способности оптики и контурной резкости. То есть, повышая контурную резкость, мы увеличиваем резкость фотографии. Рассмотрим один из способов повышения контурной резкости - фильтр фотошопа “Контурная резкость”.

Фильтр Unsharp Mask / Контурная резкость позволяет управлять процессом усиления резкости. Фильтр не может восстановить резкость на фотографиях со смазом и шевеленкой и не спасет снимки, на которых фокус находится в неправильном месте. Контурная резкость - это прием обработки фотографии, позволяющий добиться эффекта ощущения большей резкости за счет усиления контраста тональных переходов. Контурная резкость усиливает локальный контраст изображения на участках, на которых изначально присутствовали резкие изменения градаций цвета. Благодаря этому изображение визуально воспринимается как более резкое.

Фильтр Unsharp Mask/ Контурная резкость позволяет управлять процессом усиления резкости. Фильтр не может восстановить резкость на фотографиях со смазом и шевеленкой и не спасет снимки, на которых фокус находится в неправильном месте. Контурная резкость - это прием обработки фотографии, позволяющий добиться эффекта ощущения большей резкости за счет усиления контраста тональных переходов. Контурная резкость усиливает локальный контраст изображения на участках, на которых изначально присутствовали резкие изменения градаций цвета. Благодаря этому изображение визуально воспринимается как более резкое.

Заходим в фотошопе в меню в “Фильтры” - "Резкость". Здесь вы найдете несколько фильтров, которые влияют на резкость изображения. Выбираем Контурную резкость.

В диалоговом окне вы видите три ползунка.

Первый - Эффект (Amount) определяет, насколько сильно затемняются или осветляются участки изображения, находящиеся на границах контура. Он отражается в процентах. Значение 100 процентов означает, что разница в тоне на границе более светлого и более тёмного участка усилится в два раза. На размер возникающего светлого или тёмного ореола данный параметр не влияет. Чем выше Amount, тем сильнее проявляется эффект чёткости на изображении.

Радиус (Radius) регулирует ширину ореолов. Радиус влияет на степень размытия копии изображения, на ширину зоны, в которой будет проявляться изменение тона. Меньший радиус используется для подчёркивания мелких деталей. Большие значения радиуса могут привести к повреждению деталей. Если вы посмотрите на яблоко на рисунке, вы увидите темную линию и похожую на рисунок карандашом линию вдоль края.

Порог (Threshold) определяет насколько сильно должны отличаться соседние области, чтобы граница между ними считалась контуром. Если значение очень высокое, резкие области будут выглядеть еще более резкими, а нерезкие - еще более размытыми. Он ограничивает действие фильтра на различные по яркости детали - не даёт проявиться шумам и в то же время сглаживает зернистость. Чем ниже Порог, тем более незаметные (более мелкие) детали затрагиваются инструментом. В некоторых случаях применение этого параметра дает "пластмассовую", неестественную картину.

Галочка Preview (Просмотр) позволяет увидеть изменения на фото в процессе их появления, не нажимая на ОК. Для этого в окне фильтра есть уменьшенный вариант редактируемого изображение. Под картинкой расположены две кнопки со значками минуса и плюса, нажимая которые, можно масштабировать фото и просматривать более детально. Между кнопками указан процент увеличения. Изначально отображение стопроцентное.

Этот фильтр нужно использовать очень осторожно, чтобы достичь наилучшего эффекта. Слишком сильное увеличение резкости может испортить снимок, сделать его неестественным.

Сколько резкости? Какие параметры использовать?

Конечно каждый снимок требует индивидуального подхода. Но есть некоторые рекомендации для тех, кто только начинает работать с фильтром Контурная резкость. Установите "Радиус" в зависимости от разрешения изображения. Если это изображение, предназначенные для публикации в интернете, разрешение изображения будет скорее всего 72 пикселей на дюйм. (или 96ppi). Если изображение предназначено для печати, разрешение должно быть примерно 300ppi.

Если вы планируете обрабатывать изображение и менять его размер, проделайте сначала все операции по обработке и измените размер снимка, а потом поднимайте резкость. Поднятие резкости - последняя операция над снимком.

Для изображения с разрешением 72ppi вы можете использовать параметр радиуса около 0,4 - 0,5 пикселей. Если радиус будет меньше, вы не увидите изменений на снимке. Если больше - появятся ореолы. Для печати изображений, 300ppi, начните с 1 до 1,7 пикселей. Для параметра Radius (Радиус) большое значение имеет и характер фотографии, точнее размер деталей на ней. Чем мельче детали, тем меньше значение параметра. И наоборот, чем крупнее детали, тем больше Радиус.

Ползунок "Порог" должен устанавливаться очень индивидуально, в зависимости от изображения, часто в диапазоне от 0 до 20.

Вот картинка для увеличения резкости. Глубина резкости на снимке маленькая. Мы хотим получить одно яблоко в резкости.

Так как мы хотим опубликовать снимок в интернете, мы выберем радиус 0,4 пикселя. Теперь экспериментируем с ползунком Эффект. Перемещая ползунок вправо, вы в диалоговом окне можете оценить результат. Для начала переместите ползунок к значению 50-60 и постепенно увеличивайте значение, двигая ползунок в право, до тех пор, пока не появятся признаки «перешарпа»: ореолы и излишняя контрастность. Как только вы их заметите, передвиньте ползунок немного назад. Таким образом вы сможете подобрать наилучшее значение для Эффекта. Если вы передвинули ползунок до 500 и нет изменений, нужно поднять значение Радиуса. Если вы хотите распечатать фотографию, можете немного «перешарпить» фотографию. На бумаге она будет смотреться нормально.

Вот настройки, которые мы выбрали для данного снимка. Порог в основном сглаживает шумы, поэтому можно оставить его на нуле или поставить значение 1. Здесь мы выбираем значение 1.

Вот для сравнения, как будут выглядеть параметры и снимок, если его перешарпить:

Нет оптимального варианта настроек для всех фотографий. Наиболее подходящие настройки находятся методом проб и ошибок.

В этом уроке вы узнаете несколько способов повышения резкости изображения, позволяющих «обойти» недостатки встроенных фильтров резкости в фотошоп. Какие же это недостатки? Начнем по порядку:

1. Вокруг контрастных объектов могут возникнуть цветовые ореолы.
2. Возрастает цветовой и монохроматический шум. Если второй не так уж страшен, от него даже не всегда нужно избавляться, то первый буквально режет глаза.
3. На отсканированных фотографиях вышеперечисленные недостатки проявляются еще сильнее, кроме того увеличивается зернистость, изначально им присущая.

Как правило, в процессе работы над улучшением фотографии резкость приходится повышать несколько раз, что может еще больше усугубить положение.
Как же избежать подобных проблем? Начинающих (да и не только) пользователей это нередко ставит в тупик. Но существует несколько способов, плюс их вариации и комбинации, которые позволяют повышать резкость, не увеличивая шумы и артефакты. Итак, начинаем работу.

1 способ:

1. Открываем наше изображение. Сразу же переводим его в режим Lab Изображение-Режим-Lab (Image-Mode-Lab).

2. Выбираем палитру Каналы (Channels) , нажимаем CTRL+1, чтобы выбрать канал Яркость (Lightness), затем ~ , чтобы видеть изображение в цвете.

3. Применяем к данному каналу Фильтр-Резкость-Контурная резкость (Filter- Sharpen-Unsharp Mask).

Настройки зависят от конкретного изображения. Многие не знают, как правильно пользоваться этим фильтром. Сейчас мы исправим этот пробел в знаниях.
Итак, первое, что нужно сделать - установить значение Эффект (Amount) в пределах 80 - 150, в зависимости от разрешения изображения. Затем понемногу увеличиваем значения Радиуса (Radius) до появления видимых огрехов и артефактов. Далее увеличиваем значение Порога (Threshold) до исчезновения данных шероховатостей, но сохранения эффекта резкости контуров.

4. Нажимает CTRL+ ~ , чтобы выбрать композитный канал. Затем, как в пункте 1, переводим изображение обратно в режим RGB.

2 способ:

1. Открываем изображение. Копируем на новый слой CTRL+J.
2. К этому слою применяем Фильтр-Другие-Цветовой контрас т (Filter-Other-High Pass), с радиусом около 1 (зависит от разрешения изображения, но большой ставить не рекомендую, далее объясню почему).

3. Нажимаем CTRL+SHIFT+U , чтобы обесцветить изображение. Это очень важный момент! Так как мы убрали с данного слоя информацию о цвете (а она безусловно есть, хотя слой выглядит серым), это позволит избежать увеличения цветовых шумов.

4. Меняем режим наложения слоя на Перекрытие (Overlay). Можно это сделать в палитре Слои, либо нажав SHIFT+ALT+O.

5. Если результат вас не устраивает, например, резкость повысилась слишком сильно, нужно уменьшить непрозрачность слоя. Если же нужно увеличить эффект, скопируйте слой нужное количество раз (CTRL+J).

Если пытаться сразу сильно увеличить резкость, установив большое значение радиуса в пункте 2, это приведет к ухудшению качества изображения.

3 способ: тот же второй, но адаптированный для отсканированных фотографий. Думаю, многие оценят его эффективность. Рисунков не привожу, чтобы не повторяться.

1. Открываем изображение, копируем на новый слой.
2. Повторяем пункт 2 из предыдущего способа, но значение радиуса устанавливаем значительно больше, примерно от 4 и выше, в зависимости от разрешения.
3. Далее нужно размыть слой с помощью Фильтр - Шум - Пыль и царапины (Filter-Noise-Dust & Scratches), так, чтобы удалить зерно, но оставить контуры изображений.
4. Затем повторяем действия 3-5 из предыдущего рецепта.

Для того, чтобы в будущем не тратить время на выполнение этих действий, можно создать экшены, то есть операции, для каждого выбранного способа.

В одном из следующих уроков вы узнаете еще один способ повышения резкости. Он достаточно сложен, поэтому я не стал загромождать данный урок его описанием.

Желаю творческих успехов!

В этом уроке по Фотошоп мы рассмотрим разные способы усиления резкости и ситуации, в которых они используются. Давайте приступим.

Почему мы не используем Резкость, Резкость+ и Резкость на краях

В меню Photoshop Усиление резкости вы найдете четыре фильтра, которые я игнорирую: Стабилизация изображения, Резкость, Резкость+ и Резкость на краях. Давайте посмотрим, почему.

Стабилизация изображения является мощным фильтром с очень специфическим назначением: удаление размытия от дрожания камеры. Эту тему можно рассмотреть в отдельном уроке, но он не имеет к резкости никакого отношения. На мой взгляд, однако, чтобы избежать дрожания камеры, лучше использовать подходящую выдержку, а не полагаться на Photoshop.

Стабилизация изображения – это прекрасный фильтр, но он не участвует в процессе усиления резкости.

Фильтр Резкость является базовым для Резкость+ и Резкость на краях. Все эти три устаревших фильтра Adobe не рекомендует использовать. Они применяют к изображению количество резкости, заданное автоматически. У вас нет никакого контроля. Резкость применяет небольшое количество, Резкость+ немного сильнее, а Резкость на краях сосредоточена только на краях, игнорируя остальные участки. Этим фильтрам нет места в хорошем процессе постобработки.

А теперь давайте рассмотрим фильтры, которые следует использовать.

Контурная резкость: быстро и просто

Контурная резкость – это пленочная техника, где размытая копия вычитается из оригинального изображения; это создает «нерезкую маску» краев. Затем маска применяется для увеличения контраста на этих краях.

Вы можете самостоятельно приблизительно имитировать этот эффект в Photoshop:

  • Преобразуйте изображение в черно-белое.
  • Продублируйте исходное изображение.
  • Примените небольшое размытие по Гауссу.
  • Измените режим наложения на Вычитание. Это создаст нерезкую маску на краях.
  • Создайте новый слой и примените Объединить видимые.
  • Измените режим наложения на Экран и отключите слой с нерезкой маской.
  • Исходный файл теперь будет выглядеть более резким (достаточно плохо).

Процесс создания контурной резкости, описанный выше.

В этом уроке я покажу вам механику применения фильтра Контурная резкость в Photoshop; он гораздо лучше справляется с задачей, чем описанная вверху техника. Чем повторять одни и те же шаги, лучше давайте посмотрим, когда именно нужно применять фильтр Контурная резкость.

Контурная резкость – это самый простой управляемый метод усиления резкости ваших изображений. Он не самый лучший, но быстрый и простой в использовании. Для изображений, которым требуется небольшое количество общего усиления резкости, это очень удобный способ.

Я усилил резкость этого изображения для урока с помощью фильтра Контурная резкость.

«Умная» резкость, о которой мы поговорим далее, использует те же общие принципы, что и Контурная резкость. Если нет необходимости использовать дополнительные функции, то фильтр Контурная резкость будет лучшим выбором.

После того, как я усиливаю резкость файла в полном разрешении – обычно с помощью «умной» резкости или техники Цветовой контраст, о которой мы тоже поговорим – я уменьшаю копию файла до нужного мне размера. Затем я использую Контурную резкость, чтобы добавить немного резкости файлу, подготовленному для экспорта. Изображения, которые были уменьшены, например, до веб-размера, утратят небольшое количество резкости. Умеренное применение Контурной резкости является быстрым и приемлемым способом усилить резкость изображения.

« Умная » резкость : лучший универсальный вариант

«Умная» резкость – это лучший фильтр для усиления резкости в Photoshop. Здесь у вас есть полный контроль над тем, как применяется усиление резкости по всему изображению. Лучше всего повышать резкость в средних тонах. И для этого вам нужна «Умная» резкость».

Чтобы применить этот фильтр, создайте новый слой Shift-Command-N и Объединить видимые. Теперь вы работаете на копии исходного изображения и всех правках, которые вы сделали.

Перейдите Фильтр > Усиление резкости > «Умная» резкость… Если дополнительные параметры не видны, щелкните на Тени/Света, чтобы раскрыть их.

Диалоговое окно «Умной» резкости.

Варианты здесь немного другие, поэтому давайте рассмотрим, что они делают:

  • Эффект и Радиус такие же, как в Контурной резкости. Они контролируют силу эффекта и размер деталей, на которые воздействует фильтр.
  • Вместо Изогелия используется Уменьшить шум, чтобы предотвратить появление шумов при чрезмерном усилении резкости. Чем больше процент, тем более избирательно будет применяться усиление резкости. Но слишком высокие значения сделают изображение «пластмассовым».
  • Удалить имеет три варианта: Размытие по Гауссу, Размытие при малой глубине, Размытие в движении. Размытие по Гауссу наиболее подходит в большинстве случаев. Если вы пытаетесь удалить размытие от движения камеры или объекта, то Размытие при малой глубине или Размытие в движении могут подойти.
  • Ослабление эффекта контролирует то, как резкость применяется в тенях и светах. Значение 0% означает, что в них резкость так же усилена, как по всему изображению. Значение 100% говорит о том, что резкость не усилена совсем.
  • Ширина тонового диапазона определяет, какие участки считаются тенями и светами. Малое число означает, что только самые темные и светлые участки изображения будут затронуты.
  • Радиус используется для контроля над смежными пикселями в тенях и светах. Каждый пиксель, который находится в пределах радиуса значения пикселей тени или света, будут также рассматриваться, как тени и света. Это предотвращает чрезмерное усиление резкости небольших цветовых вариаций.

Чтобы использовать «Умную» резкость, начните сверху диалогового окна и спускайтесь вниз. Как и в случае с Контурной резкостью, введите Эффект между 100% и 200%, а затем понемногу увеличивайте радиус до тех пор, пока вас не удовлетворит резкость в средних тонах. На данный момент не затрагивайте участки теней и света.

Если шум не является проблемой полутонов, то установите Уменьшить шум на низкое значение. Я обычно использую 0%. Для большинства изображений оставьте Размытие по Гауссу в строке Удалить.

Посмотрите на участки теней на изображении. Они обычно имеют самые большие проблемы с шумом. Если усиление резкости создает некоторые проблемы, увеличьте Ослабление эффекта, пока они не исчезнут.

В зависимости от изображения, вы можете также использовать Ширину тонового диапазона, чтобы определить, что Photoshop рассматривает как тень. Если у вас проблемы только в самых темных участках, то уменьшите значение. Или же, на мой взгляд, около 50% обычно работает хорошо.

Посмотрите на те участки, где тени граничат со средними тонами и светами. Поиграйте со слайдером Радиус до тех пор, пока переход не будет выглядеть хорошо, а резкость не слишком слабая и не слишком интенсивная.

Наконец, повторите процесс для светов. Нажмите OK, и вы закончили.

Если резкость слишком интенсивна, вы можете снизить непрозрачность слоя. На самом деле это отличный способ вместо того, чтобы потратить время на тонкую настройку каждого слайдера в диалоговом окне, лучше немного переусердствовать с резкостью. Гораздо проще и быстрее уменьшить непрозрачность этого слоя, чем возвращаться обратно в диалоговое окно и исправлять чрезмерное усиление резкости изображения.

На изображение слева резкость была усилена с помощью Контурной резкости, на среднем с помощью « Умной » резкости , а справа разница между ними . Вы можете увидеть разницу в тенях и светах там, где я намеренно не усиливал резкость в деталях.

«Умная» резкость должна быть вашим обычным способом общего повышения резкости изображений. С ним у вас есть полный контроль над тем, как резкость воздействует на тени, средние тона и света.

Цветовой контраст : выборочная резкость

Фильтры Контурная резкость и «Умная» резкость прекрасно подходят для общего усиления резкости, но они более ограничены, когда речь идет об усилении резкости определенных участков изображения, таких как глаза модели. Возможность усилить резкость некоторых деталей, при этом не затрагивая другие, является важной часть креативного усиления резкости.

Я использовал три слоя Цветового контраста, чтобы усилить резкость различных участков этого изображения.

Мой любимый инструмент для таких целей – это Цветовой контраст. Вы найдете его в Фильтр > Другие. Он создает нерезкую маску без ее применения. Это означает, что вы можете точно видеть, на какие края он воздействует, и наложить маску на те участки изображения, к которым хотите ее применить.

Итоги

С помощью фильтров Контурная резкость, «Умная» резкость и Цветовой контраст вы сможете удовлетворить все потребности. Независимо от того, зачем вы хотите усилить резкость изображения, один из этих инструментов подойдет для этих целей. Существуют другие, более продвинутые техники, но, если вы не являетесь ретушером высокого класса, вы не увидите в них никаких преимуществ.