Все мы видели фильмы про султанов и эмиров, у которых были собственные гаремы. И, наверняка, большинство мужчин хоть иногда мечтали обзавестись собственной коллекцией милых и прекрасных жён.

Но не спешите завидовать султанам - не просто так раньше все наложницы ходили в парандже. И надо сказать, что такая ситуация в гаремах прошлого века была не только у арабов, но и у азиатов.

Однако, странное раньше было представление у мужчин о женской красоте. И никогда не верьте фильмам - там многое врут. :)

Иранский шах Насер ад-Дин Шах Каджар, взошедший на престол в 1848 году и правивший страной на протяжении последующих 47 лет, был весьма образованным для своего времени человеком и великим ценителем искусства. По приглашению российского императора Александра II в 1873 году шах побывал в Санкт-Петербурге, где впервые в жизни он увидел балет.

По возвращению домой Каджар велел сшить всем своим наложницам, а их было около 100, юбки подобные тем, что были у балерин. Как выглядели женщины из гарема иранского правителя, обладавшего весьма неординарным вкусом, покажут фото, сделанные самим Каджаром или его придворным русским фотографом Антоном Севрюгиным.

По свидетельствам историков, Насер ад-Дин Шахе Каджар для своего времени был очень хорошо образован и прослыл сибаритом. Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию.
В 1870-х годах в Тегеране русский фотограф Антон Севрюгин открыл своё ателье, а позже стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.

Русскому фотографу дозволялось снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.
Согласно шиитским законам, в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.




Полнота в те годы была в почете.

Женщин плотно кормили и ограничивали в физических нагрузках.

Справа изображена любимая жена шаха Анис аль-Долех.


Несравненная Анис аль-Долех (сидит).



Наложницам часто устраивали пикники.

Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел пышные юбки наподобие балетных пачек.

Юбки западных балерин смотрелись на жительницах гарема очень своеобразно.

Анис аль-Долех.


Сросшиеся брови тоже были модными среди иранских красавиц.

По шиитским законам фотографировать лица людей и особенно женщин нельзя, но шах позволял себе все

А вот и сам шах Насер ад-Дин Шах Каджар.

Шах готовится к фотосъемке.

Парадный вход дворца Гулистан.

Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема.

Могу сказать одно: на этих фотографиях мы видим жен шаха, - сказал "КП" кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Васильевич Долгов.

Это не мужчины и не гермафродиты, как подумали многие, увидев эти фото. Нельзя сказать, что подобных обитателей в гареме не было. Но это были отдельные редкие случаи, которые держались в секрете, поскольку Коран, как и другие религии, запрещает подобные вещи. А красавицы эти женщины или нет-какая разница? На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. В растительности на лице наложниц гарема тоже не вижу ничего удивительного. Небольшие усики характерны для восточных женщин. Если женщины специально подрисовывали себе усы, то просто владельцу этого гарема нравились такие дамы. В других гаремах я не слышал про такую моду.

А вот сросшиеся брови смело можно назвать элементом моды того времени. Что касается полноты обитательниц гарема, то в 18 и 19 веке там было очень много упитанных женщин. Более того, полнота считалась признаком красоты. Женщин специально плотно кормили и практически не давали им двигаться, чтобы они становились такими же полными, как дамы на этих фотографиях.


По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха - все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Это еще раз доказывает, что красота — субъективное понятие, а критерии привлекательности кардинально отличаются в разных странах и в разные времена.

Милые озорницы

На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетной пачки.

Историки также поговаривают, что в коллекции фото шаха есть и кадры в стиле ню, но они надежно спрятаны. Хотя, не думаю, что кому-то захотелось бы их увидеть - уж очень специфическое понятие женской красоты было у Каджара.

*****

Бухара. Эмир бухарский Саид Алим Хан (1880—1944 гг.)


Основной дом эмира, где жили его жены и наложницы. Жены проживали на первом этаже дома, а наложницы на втором

Грустная история последнего эмира Бухары


Китай


Разоблачаем! Так выглядел гарем шаха? March 4th, 2017

Сейчас на главной странице в Живом Журнале висит пост , в котором утверждается, что Шах Каджар лично фотографировал свой гарем. Это как бы еще ничего, но вот там же утверждается, что среднестатистическая жена в гареме выглядела примерно так как на первом фото. Ужас какой!

А мы же привыкли, что в фильмах нам показывают гарем состоящий из восточных прелестниц, с черными, как смоль волосами и горящими глазами, которые так и манят своей красотой. А что же оказывается, что в эпоху правления Насреддина-шаха в его гареме были такие жёны, глядя на которых так и хочется сказать «Гюльчатай, закрой личико!»

Давайте все же разберемся в этой странной ситуации. Вот смотрите сами остальные фото...

Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъёмкой

Итак, нам сообщают, что одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.

Полнота — главный критерий красоты

Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.

Несравненная Анис аль-Долех — любимая жена шаха (справа)

Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.

Худобой обитательницы гарема не страдали

Просмотрев эти фотографии можно было бы сделать вывод о вкусах иранского монарха — все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надёжно спрятаны.

Как же так! Но даже в то время все же были друге эталоны красоты!

Кстати, а вам никого не напомнила вот эта фотография?

А мне напомнила вот этого деятеля:-)

Давайте все же перейдем в разоблачению!

Эти фото ходят по интернету с подписью "Гарем". На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

В 1861 Мирза Мальком-хан в Стамбуле издал три сатирич. пьесы на социально-политич. текст: "Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана", "Методы управления Заман-хана из Боруджерда" и "Шахкулимирза отправляется в паломничество в Кербелу". Мирза Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его пьесы предназначались больше для чтения (в т-рах никогда не ставились). Во 2-й пол. 19 в. появилась пьеса на местную тему неизв. автора "Скандал в присутствии его величества", близкая сатирич. пьесам Мирзы Мальком-хана. В конце 19 в. в Иране пользовались популярностью пьесы азерб. драматурга М. Ф. Ахундова (пьесы его были переведены на перс. яз. и изд. в Тебризе отдельным сборником в 1873). Это были первые пьесы, пост. для широкого зрителя в Тебризе и Тегеране в 1906.

источники

Дата события: 08.04.2016 Организатор: Факультет истории искусств Проект: Открытый исследовательский семинар Спикер: Мария Гурьева, специалист по истории и теории фотографии

8 апреля в стенах Европейского университета в Санкт-Петербурге в рамках Открытого исследовательского семинара факультета истории искусств прошла лекция “Русский фотограф Антуан Севрюгин и образы Персии” культуролога и исследователя фотографии Марии Гурьевой (кандидат философских наук, доцент кафедры кино- и фотоискусства СПбГИК, преподаватель СПбГУ).

В 2014 году исследовательница работала в архиве Финского музея фотографии и обнаружила показавшиеся ей знакомыми кадры. По многим признакам это были работы Антона Васильевича Севрюгина, русского фотографа, жившего и работавшего в Тегеране. Неожиданным было то, что они оказались в Финляндии. Возник вопрос: как они попали в архив музея?

Коллеги подсказали, что в 1917 году в Хельсинки вышла книга Ивара Ласси “За завесой и решеткой” (“Hunnun ja ristikon takana”) – определить жанр трудно, можно сказать, что это скабрезного толка путеводитель по типам персидских женщин. И в этой книге встречались фотографии Севрюгина, они были использованы как иллюстрации. Помимо основного текста, каждая из фотографий сопровождалась остроумным комментарием Ласси, впрочем, с изображением напрямую несвязанным, а по мотивам выдуманным. В книге к тому же отсутствовала атрибуция – не было указано имя фотографа. Скорее всего, Ласси вообще не знал о Севрюгине.

После этой вводной части об исторической несправедливости, Мария Гурьева перешла к его биографии. Антон Васильевич Севрюгин родился в 1830-х годах в Тегеране в семье русского дипломата. Точный год установить почти невозможно, об этом нет свидетельств. Его детство омрачила гибель отца, упавшего с лошади - из-за этого несчастного случая его первое пребывание в Персии оказалось недолгим, и мать будущего фотографа перевезла семью на свою родину в Грузию. Антон Васильевич рос среди трех братьев и трех сестер, он был младшим из всех. Это положение сказалось на выборе профессии. Двое из его старших братьев устроились помощниками купца в Баку, а Антон, более свободный в выборе профессии, отправился учиться живописи в Тифлисе и во время своего обучения увлекся фотографией. На грузинский период его жизни приходится его знакомство с Дмитрием Ивановичем Ермаковым, путешественником и начинающим фотографом. Возможно, под его влиянием Севрюгин решает вернуться в Персию, фотография представляется ему занятием более выгодным, чем живопись - и это решение находит поддержку матери и сестер. С двумя братьями, Эммануэлем и Николаем, он в 1870-х годах отправляется с караваном в Персию.

В то время было лишь несколько возможностей путешествовать. Одна из них - ехать с почтовыми лошадьми. Такой способ быстрее, но утомительней, к тому же с почтовыми лошадьми не перевести дорогостоящее и громоздкое фотографическое оборудование. В определенном смысле у Севрюгина не было выбора. Он отправляется в долгое путешествие с караваном через Закавказье и фотографирует Азербайджан, Курдистан, Луристан и ряд других экзотических для европейца мест. Конечная точка маршрута - Тавриз, там фотограф открывает свою первую мастерскую, братья же берут на себя коммерческую сторону. В Персии Антон Васильевич женится - на иранской армянке Луизе Гургинян, в стране он осваивается и меняет имя на французский манер - с этого времени он известен как Антуан. 1883 год становится переломным, Севрюгины перебираются в Тегеран, открывают ателье. Все это время братья фотографа занимаются тем, что мы сейчас могли бы назвать отношениями с общественностью. Они отправляют работы на выставки, в Брюссель и в Париж, тем самым привлекая внимание европейской публики к фотографиям.

Примечательна техника, которой пользуется Севрюгин - это мокрый коллодионный процесс, получивший распространение во второй половине 19 века. По сути это одна из передовых техник для того времени. Художник к тому же пользуется ретушью, что для персидской фотографии – редкость. Сюжеты его кадров разнообразны. Важно отметить, что в большинстве своем то, что он делает – постановочная съемка. Это и сцены наказаний, роскошные интерьеры дворцов, ковры и всевозможные декоративные предметы – непривычная для европейского глаза экзотика. Отчасти такой выбор можно объяснить тем, что Севрюгин в это время работает на экспорт – его клиентами являются путешественники из Европы. Именно эта деятельность для заезжей публики составляет его основной и солидный заработок, в то время как большинство фотоателье Тегерана в то время не приносят большого дохода.

Определенную славу ему бы могла принести другая история. Известно, что в начале 1900-х годов к нему обращается известный немецкий ориенталист, историк и этнограф Фридрих Сарре. Ему требовались фотографии памятников Ахеменидской и Сасанидской империй, и он предполагал, что они могут быть у художника. У Севрюгина же не оказалась соответствующих кадров, но он организовал экспедицию и благодаря хорошим отношениям с вождями племен того региона смог отснять необходимые объекты. Благодаря этой самоотверженности, у Сарре в 1911 году в Берлине выходит книга по персидской древности. Ее сопровождают фотографии из той экспедиции, но к огорчению художника, в ней нет указания имени автора визуальной составляющей.

В плане личностных качеств Севрюгин был хорошо образован, его отмечали как приятного в общении человека. Он знал несколько языков и свободно говорил на фарси. Самое примечательное в его взгляде фотографа – это то, что он человек двух культур, как европейской (а для Персии Россия – однозначно Европа), так и персидской. Свой и чужой одновременно, что хорошо видно в его кадрах.

Необычна судьба его архива. При жизни Севрюгин сделал около 7000 кадров, стеклянных пластин со снимками, из которых две трети пострадало еще при его жизни, в начале 20 века. Связано это с тем, что в судьбу фотографа вмешалась политика. В 1925 году в Персии случается государственный переворот и к власти приходит новый шах. Как это часто бывает, новый правитель хочет символически порвать со старой жизнью. В данном случае это выразилось в том, что ряд фотографий был конфискован. Под эту меру попали те кадры, что показывали Персию старой – а у Севрюгина таких было большинство, экзотизм предполагает архаизацию. Дочери художника Марии впоследствии удалось вернуть порядка 2000 пластин с кадрами. Сейчас большинство из них хранится в Смитсоновском Институте.

История Севрюгина тесно переплетена с историей фотографии в Персии. Ему в некотором смысле повезло: он родился в Тегеране, испытывал интерес к стране своих первых лет жизни и в то же время увлекся фотографией в юношеские годы. Это сочетание оказалось очень гармоничным и выгодным. Правитель Персии того времени, шах Насреддин, сам был фотографом-любителем и всячески способствовал развитию нового искусства – покровительствовал европейцам, награждал титулами. Он даже создал университет, где на одном из факультетов преподавали фотографию. Севрюгин же превосходно говорил по-персидски, вел персидский образ жизни и поэтому был вхож туда, куда не могли попасть другие, но при этом хорошо понимал, что хотят увидеть заказчики. О его мастерской даже писали в западных путеводителях, в частности в «Путеводителе Томаса Кука и сына» 1890-х годов.

Александр Ияс был одним из европейских путешественников, он родился в Великом Княжестве Финляндском. Его профессия была – военный востоковед, по званию он полковник, а его увлечение – фотография. Он и сам снимал, но для настоящей истории важно, что благодаря ему снимки Севрюгина попали в Финляндию – он просто их купил у автора во время одной из своих поездок в Персию. Впрочем, история чуть больше запутана: Ияс погиб в первый год Мировой войны на границе с Турцией, его коллекция снимков и личные вещи, казалось, были утеряны, но потом обнаружились на теле турецкого офицера и были отправлены семье полковника, в Финляндию.

Именно там с этими кадрами и познакомился Ивар Ласси, сам по себе персонаж, достойный отдельной истории: финн, родившийся в Баку, написавший описанную выше книгу, одно время возглавлявший скандинавское отделение Коминтерна, а после Гражданской Войны бежавший в Советскую Россию.

Александр Михайлов

Антуан Севрюгин – фотограф российского происхождения, который в течение нескольких десятилетий жил и работал в Иране, был владельцем фотографического ателье в Тегеране. С Севрюгиным созданы несколько тысяч изображений, документирующих и интерпретирующих историческое наследие, культуру, быт Персии в период с 1860-х по 1930е годы. Работы Севрюгина были востребованы как туристами в качестве сувениров, так и исследователями в качестве научного материала. Сегодня отпечатки и негативы студии Севрюгина (зачастую не имеющие авторской подписи или штампа студии) продолжают обнаруживаться в музейных и частных коллекциях. Эти изображения не только в своё время оказали влияние на формирование образа Персии в глазах западного и российского зрителя, но и сами несут на себе отпечаток определенных схем представления «восточной» или «экзотической» культуры.

Мария Гурьева – кандидат философских наук, доцент кафедры кино- и фотоискусства СПбГИК, преподаватель СПбГУ. В 2004–2013 годах занималась международными проектами в РОСФОТО. В 2014 году получила грант на исследование фотографических коллекций от Финского музея фотографии. Область научных исследований – повседневные фотографические изображения и практики.

Права на изображение: Victoria&Albert Museum.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Любопытные фото властителя Ирана конца 19-го века Насера ад-Дина Шаха Каджара, дошедшие до наших дней, крушат сложившиеся стереотипы о гаремах, как обители молодых и красивых женщин.

Насер ад-Дин Шах Каджар — четвёртый шах Ирана получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет. Его правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана.

Насер ад-Дин Шах Каджар — счастливый владелец гарема

Историки рассказывают о Насере ад-Дин Шахе Каджар, что для своего времени он был неплохо образован и прослыл сибаритом, да настолько, что впоследствии вызвал недовольство своих приближённых.


Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъёмкой

Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.


Главный вход во дворец Гулистан

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.


Полнота — как главный критерий красоты

Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.


Несравненная Анис аль-Долех — любимая жена шаха (справа)

Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.

Анис аль-Долех или Задушевный Друг Державы

Глядя на фото дам из гарема, понимаешь, что выглядят они для своего времени вполне современно. Женщины уверенно держатся перед камерой, спокойны, не робеют и не кокетничают.

Несравненная Анис аль-Долех (сидит)

Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме – шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.


Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема

Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения – на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.


Гарем на пикнике Худобой обитательницы гарема не страдали

По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха – все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надёжно спрятаны.

Молодая наложница с кальяном

На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетных пачек (шалитех). И это неслучайно.



Дамы из гарема в балетных пачках

Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел шалитех. Правда, от мусульманских платков наложницы могли отказаться только перед фотокамерой. Впрочем, не исключено, что это только легенда.


Дамы из гарема в балетных пачках