Разоблачаем! Так выглядел гарем шаха? March 4th, 2017

Сейчас на главной странице в Живом Журнале висит пост , в котором утверждается, что Шах Каджар лично фотографировал свой гарем. Это как бы еще ничего, но вот там же утверждается, что среднестатистическая жена в гареме выглядела примерно так как на первом фото. Ужас какой!

А мы же привыкли, что в фильмах нам показывают гарем состоящий из восточных прелестниц, с черными, как смоль волосами и горящими глазами, которые так и манят своей красотой. А что же оказывается, что в эпоху правления Насреддина-шаха в его гареме были такие жёны, глядя на которых так и хочется сказать «Гюльчатай, закрой личико!»

Давайте все же разберемся в этой странной ситуации. Вот смотрите сами остальные фото...

Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъёмкой

Итак, нам сообщают, что одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.

Полнота — главный критерий красоты

Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.

Несравненная Анис аль-Долех — любимая жена шаха (справа)

Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.

Худобой обитательницы гарема не страдали

Просмотрев эти фотографии можно было бы сделать вывод о вкусах иранского монарха — все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надёжно спрятаны.

Как же так! Но даже в то время все же были друге эталоны красоты!

Кстати, а вам никого не напомнила вот эта фотография?

А мне напомнила вот этого деятеля:-)

Давайте все же перейдем в разоблачению!

Эти фото ходят по интернету с подписью "Гарем". На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

В 1861 Мирза Мальком-хан в Стамбуле издал три сатирич. пьесы на социально-политич. текст: "Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана", "Методы управления Заман-хана из Боруджерда" и "Шахкулимирза отправляется в паломничество в Кербелу". Мирза Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его пьесы предназначались больше для чтения (в т-рах никогда не ставились). Во 2-й пол. 19 в. появилась пьеса на местную тему неизв. автора "Скандал в присутствии его величества", близкая сатирич. пьесам Мирзы Мальком-хана. В конце 19 в. в Иране пользовались популярностью пьесы азерб. драматурга М. Ф. Ахундова (пьесы его были переведены на перс. яз. и изд. в Тебризе отдельным сборником в 1873). Это были первые пьесы, пост. для широкого зрителя в Тебризе и Тегеране в 1906.

источники

Гарем представляется европейцу этакой обителью молодых и красивых женщин из арабских сказок «1000 и одна ночь». Между тем любопытные фото гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, властвовавшего в Иране в конце 19-го века, крушат сложившиеся стереотипы. В нашем обзоре можно увидеть красавиц гарема иранского правителя воочию.

Насер ад-Дин Шах Каджар - четвертый шах Ирана, получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет. Его правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана.

1. Насер ад-Дин Шах Каджар - счастливый владелец гарема.

Историки рассказывают, что для своего времени Насер ад-Дин Шах Каджар был неплохо образован и прослыл сибаритом, да настолько, что впоследствии вызвал недовольство своих приближенных.

2. Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъемкой.

Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось еще в детстве, а когда он пришел к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл свое ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награжден почетным титулом.

3. Главный вход во дворец Гулистан.

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.

4. Полнота - как главный критерий красоты.

Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своем дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.

5. Несравненная Анис аль-Долех - любимая жена шаха (справа).

Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.

6. Анис аль-Долех, или Задушевный Друг Державы.

7. Несравненная Анис аль-Долех (сидит).

Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме - шахские жены выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.

8. Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема.

Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения - на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.

9. Гарем на пикнике.

10. Худобой обитательницы гарема не страдали.

По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха - все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надежно спрятаны.

11. Молодая наложница с кальяном.

12. На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетных пачек (шалитех). И это неслучайно.

13. Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел шалитех. Правда, от мусульманских платков наложницы могли отказаться только перед фотокамерой. Впрочем, не исключено, что это только легенда.

14. Дамы из гарема в балетных пачках.

удущий основатель Каджарской династии Ага-Мухаммад-хан, сын Мухаммад-Хасан-хана, родился в 1741 г. в Астрабаде. Окружение выдавало его за одного из сейидов, так как каджарский хан опасался, что его дети будут убиты или взяты тогдашним правителем Ирана в качестве заложников. В 1747 г., после убийства , каджары восстали. Племяннику Надира удалось при подавлении восстания захватить Ага-Мухаммада, который был по его приказу кастрирован. Физическое увечье, служившее к тому же предметом насмешек окружающих (его за глаза прозвали «Ахта-хан», то есть Скопец-хан), нанесло жестокую психологическую травму и, видимо объясняет многие черты его характера, злобного и безжалостного.

В 1797 г. был предпринят новый карательный поход в Закавказье, имевший целью наказать грузин, призвавших на помощь русское войско. По пути шах решил покорить Карабах. Крепость Шуша на этот раз сдалась Ага-Мухаммаду без боя. Но через несколько дней после занятия этого города, в июне 1797 г., Ага-Мухаммад-шах был отравлен ночью двумя своими слугами, которых он накануне приговорил к смертной казни. Тело шаха перевезли в Мешхед и там похоронили.

31 марта 2015, 15:48

Насреддин Шах (1831-1896) (Насер эд-Дин Шах) принадлежал Каджарской династии.

Насреддин-шах Каджар (16 июля 1831 - 1 мая 1896) - четвёртый шах Персии династии Каджаров, правил с 17 сентября 1848 до самой смерти в 1896. 47-летнее правление Насреддина - самое долгое в новой истории Ирана и третье по продолжительности во всей трёхтысячелетней истории Персии.

Еще мальчиком Насреддин побывал на приеме у королевы Виктории. Более того из Ее Величества рук получил фотокамеру. Надо сказать, что Насреддин, уже будучи Шахом, свое увлечение фотографией не бросил. Фотографировал пейзажи, дворцовое окружение, жен. Сам тоже очень любил позировать.

Наср-эд-Дин-шах в Зеркальном зале. Фото 1895 г.

Его отцом был внук Фетх-Али-шаха, будущий шах Мохаммед. В молодости проживал в отдалении от двора, в Тебризе.

После смерти отца, в 1848 г., Насреддин был призван на престол, который он должен был, однако, добыть оружием.

Умея говорить лишь по-тюркски (по-азербайджански), Насреддин вскоре научился языку страны, а также французскому, и с особенной любовью стал заниматься географией, поэзией, рисованием.

В 1873, 1878 и 1889 гг. он предпринимал путешествия по европейским странам, которые сам описал.

Но первая попытки шаха, посредством реформ приобщить Персию к европейской цивилизации, разбились при столкновении с восточным мусульманским фанатизмом населения.

Однако, благодаря его стараниям, все изменения пошли. Так были: проведен в Персии телеграф, основана военная школа, приглашен из Франции военный инструктор и дикие персидские армии преобразованы в армию нового типа, до известной степени дисциплинированную.

В Тегеране была основана французская школа, в которой преподавались история, география, химия, медицина.

Наиболее сильное противодействие мерам Насреддина оказывали приверженцы секты бабидов, которые неоднократно делали покушения на жизнь шаха.

Насреддин вел неудачную войну с Англией, возникшую вследствие того, что Насреддин принял сторону России, когда она заняла в 1856 г. Герат, и окончившуюся в 1857 г. миром в Париже.

Более удачны были военные предприятия Насреддин против хивинского хана, туркменов салар и москатского имама.

19 апреля 1896 г. Насреддин пал от руки убийцы. Похоронен в "Уголке Карим-хана" ("Халват-е Карим-хан") во дворце Голестан в Тегеране.

Но, что еще крайне любопытно, Насер эд-Дин Шах вошел в историю и как первый иранский фотолюбитель.

Он оставил потомкам редкие и бесценные фото в том числе и жен своего гарема.

Будучи ещё юным, в 13 лет Насер эд-Дин Шах впервые познакомился с фотографией и так был увлечён процессом, что, став монархом, в 1858 году пригласил в Тегеран французского фотографа Франсиса Карлиана, чтобы создать в своём дворце первую официальную фотостудию. Русские тоже не дремали и в Персию прибыли фотоспециалисты.

Так в конце 1870-х годов русский фотограф Антон Севрюгин открыл в Тегеране фотоателье на паях со своими братьями.

После этого Севрюгин стал придворным фотографом Насер эд-Дин Шаха, создал настоящую фотолетопись Ирана с 1870 по 1930 год и за свои заслуги даже получил звание хана!

Однако, и сам Насер эд-Дин Шах занимался фотографией: для себя он оставил эксклюзивное право снимать свой гарем – эти фотографии он печатал собственноручно в дворцовой лаборатории.

Жены шаха:

Для правителя-мусульманина он был неплохо образован, вёл довольно сибаритский образ жизни и ощущал на себе сильное влияние Европы, что в итоге привело к росту недовольства даже среди приближенных, а позже и смерти шаха.

Насер эд-Дин Шах тратил большие средства на содержание дворцов и зарубежные поездки, которые он старался совершать ежегодно, в отличие от своих предшественников (он был первым иранским правителем, посетившим Европу).

В 1873 году он побывал в Париже, а затем по приглашению Александра II посетил Санкт-Петербург.

В обеих столицах шах побывал на балете, и был так очарован танцовщицами и их костюмами, что, вернувшись в Тегеран, заставил своих жен облачиться в короткие пышные юбки наподобие балетных пачек (в Иране их назвали шалитех) – поверх цветастых штанишек, жилетки, белые или черные носочки и атласные туфли.

Единственное, от чего женщины мусульманки не отказались, это платок, покрывающий голову так, чтобы ни шея, ни уши не были видны.

Из шахского гарема мода на шалитех умудрилась выбраться на волю, и в некоторых домах женщины тоже надевали короткие юбки, а в ателье Севрюгина снимались даже с непокрытой головой.

Это фотография Ансиодоллы, одной из 84 жен Насер эд-Дин Шаха:

А теперь сравните, как конце 19 - начале 20 века выглядел персидская женщина-горожанка под чадрой:

Или же вот так - в полураспахнутой чадре (фото авторства того самого упомянутого выше Севрюгина):

Персидский женский костюм варьировался в зависимости от региона и принадлежности к этнической группе:

Так что шах был тот еще шалун))

Дочери шаха:

Насер эд-Дин Шах хранил фотографии в обтянутых атласом альбомах в своём дворце Голестан (ныне музей). Это уникальное и экстраординарное собрание, которое хранится в пуленепробиваемой и устойчивой к землетрясениям комнате дворца, насчитывает около 50 тысяч единиц хранения, к которым имеют доступ только исследователи и иногда журналисты. Около 50 работ неважного качества экспонируются на первом этаже музея.

Работам Севрюгина повезло больше – они находятся в разных собраниях и более доступны. Экстраординарность фотографий заключается в том, что в середине XIX века по шиитским законам считалось недозволительным фотографировать лица людей (тем более женщин), и возможно это было лишь потому что, закон нарушал самый могущественный в стране человек – шах, и богословы не могли ему противостоять.

Насер эд-Дин Шах ввел так же моду на документальную фотографию, требуя, чтобы были запечатлены его путешествия, дворцовые церемонии, он посылал фотографов снимать военные действия, архитектуру и исторические места и обязал местных правителей присылать ему фотографии вместе со своими докладами. Снимки часто подписывались и сортировались по категориям.

Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме – шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея. У жен в гареме были дружественные отношения – на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.

Представляю вам любопытные фото гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, властвовавшего в Иране в конце 19-го века. В этом обзоре можно увидеть красавиц гарема иранского правителя воочию.

Насер ад-Дин Шах Каджар – четвёртый шах Ирана получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет. Его правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана.

Насер ад-Дин Шах Каджар – счастливый владелец гарема.

Историки рассказывают о Насере ад-Дин Шахе Каджар, что для своего времени он был неплохо образован и прослыл сибаритом, да настолько, что впоследствии вызвал недовольство своих приближённых.
Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъёмкой.


Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.
Главный вход во дворец Гулистан.


Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.
Полнота – как главный критерий красоты.


Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.
Несравненная Анис аль-Долех – любимая жена шаха (справа).


Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.
Анис аль-Долех или Задушевный Друг Державы.


Глядя на фото дам из гарема, понимаешь, что выглядят они для своего времени вполне современно. Женщины уверенно держатся перед камерой, спокойны, не робеют и не кокетничают.
Несравненная Анис аль-Долех (сидит).


Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме – шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.
Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема.


Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения – на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.
Гарем на пикнике.


Худобой обитательницы гарема не страдали.

По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха – все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой.
На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетных пачек (шалитех). И это неслучайно.


Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел шалитех. Правда, от мусульманских платков наложницы могли отказаться только перед фотокамерой. Впрочем, не исключено, что это только легенда.